Зона ближайшего развития

Использование теории зон развития

Теория зоны ближайшего развития Л. Выготского с практической точки зрения характеризуется следующим образом: действия, выполняемые ребенком с помощью взрослого, являются залогом его взросления в ближайшем будущем. И чем обширнее спектр совместной работы, тем больше вероятность раскрытия заложенного природой потенциала малыша.

Подобный симбиоз затрагивает все области саморазвития малыша. Родители, при выборе игр и заданий, должны основываться на интересах и предпочтениях своего ребенка, корректировать уровень сложности предоставляемого материала. Они должны строить свою линию поведения не с позиции строгого наставника, а с позиции помощника, сотрудника. Допустимы и даже обязательны шутки, игры, положительные эмоции.

Рассмотрим пример. Ребенок выучил алфавит, легко находит в тексте любую букву, однако ему не по силам прочесть даже самое короткое слово. Наступает время следующего этапа в обучении. Первоначально необходимо взять простое слово, состоящее из нескольких букв. Занятие должно проходить в игровой форме и быть интересным ребенку, в противном случае уже через некоторое время он забудет изученный материал. Постепенно нужно повышать уровень сложности задания. Впоследствии ребенок сможет составлять из слогов слова, читать их. Уже в дальнейшем можно предлагать прочесть небольшие предложения.

Зона ближайшего развития

Важно не то, что ребёнок уже умеет, а то, чему он может научиться. Лев Выготский

Одно из самых важных открытий Выготского состоит в том, что обучать — ещё не значит развивать. Учёба может даже тормозить развитие, если подолгу повторять уже усвоенное или требовать слишком многого.

Поэтому обучение должно ориентироваться на зону ближайшего развития, то есть на задачи, которые ребёнок пока не может решить сам, но уже очень скоро сможет, а пока ему требуется лишь небольшая помощь взрослого.

Звучит вполне очевидно, но до сих пор далеко не все учитывают, что границы зоны ближайшего развития у каждого ребёнка свои. Они зависят от его возможностей, потребностей (то есть мотивации) и готовности окружения ему помогать. Задача педагога — определить эти границы для каждого ребёнка и планомерно учить его тому, чему он способен научиться. И тогда можно достигнуть хороших результатов даже с труднообучаемыми детьми.

Коррекционная педагогика

Выготского без натяжки можно назвать отцом коррекционной педагогики: до него психологи только описывали проблемы особенных детей, не пытаясь решить их.

Выготский предположил, что формирование личности у детей с особенностями происходит так же, как у остальных, а дефекты — не причина аномального развития, а следствие неправильной социализации.

Если поместить ребёнка в принимающее окружение и правильно задействовать его сильные стороны, можно скомпенсировать недостатки. Именно на это направлены все современные коррекционные практики.

Применение ЗБР в учебном процессе

Теория ЗБР широко применяется в образовательном и воспитательном процессе для детей самого разного возраста.

Для того чтобы обучение проходило успешно, необходимо учитывать сензитивные периоды развития. Это понятие также было впервые введено в научный оборот Львом Выготским.

Сензитивные периоды — это возрастные периоды в жизни человека, наиболее благоприятные для развития определенных психических функций, формирования компетенций и поведенческих навыков.

Например, сензитивный период развития речи — от 1,5 до 3-х лет.

В сензитивный период внешние воздействия по формированию конкретных навыков и развитию функций оказывают благоприятное воздействие. Аналогичные влияния за пределами сензитивного периода могут носить нейтральный или даже негативный характер.

Оптимальный период обучения имеет высший и низший порог. В его рамках обучение ребенка жизненно важным функциям происходит эффективно и легко.

Отставание в развитии происходит в случаях, когда наблюдается:

  • Дефицит влияний — то есть внешних раздражителей, призванных сформировать ту или иную функцию.
  • Воздействие влияний не соответствует сензитивному периоду.
  • Происходит депривация — лишение или сокращение возможности удовлетворять жизненные потребности.

Алгоритм работы педагога с учетом ЗБР:

  • Определить зону ближайшего развития ребенка и ее границы.
  • Выяснить, где находится проблемный эпицентр.
  • Подобрать для ребенка задания из ЗБР.
  • Помогать в тех заданиях, где больше всего нужна помощь. Не давать ответы слишком быстро.
  • Превратить процесс обучения в совместную творческую деятельность.
  • Поощрять ребенка на выполнение сложных заданий, которые требуют от него приложения усилий.
  • Создавать условия для положительной мотивации.
  • Проводить совместную рефлексию по итогам выполненных заданий.
  • Корректировать показатели реальной ЗБР.
  • По мере усвоения учащимися знаний и навыков показывать новые потенциальные зоны развития.

Наиболее типичная ошибка — это когда учитель, обнаружив сложности у ученика, дает ему шаблон решения задачи. Это не приводит к развитию понимания и самостоятельности мышления. Необходимо организовать рефлексию ученика на поиск причин затруднения в выполнении задания. Гораздо важнее сформировать у ребенка навыки к самообучению и потребность самостоятельно находить решения, чем приучать его действовать по готовым образцам.

Что учитывается в процессе развития

Используя в обучении принципы теории ЗБР, следует учитывать следующие правила:

  • Зоны ближайшего, актуального и потенциального развития — это не статичные, а подвижные образования. Необходимо периодически проводить диагностику, определяя их границы.
  • Эффект от обучения будет оптимальным, если образовательный процесс построен в зоне ближайшего развития.
  • Все дети — индивидуальны. Есть общие закономерности и границы сензитивных периодов, но следует учитывать личностные особенности ребенка.
  • По мере усвоения знаний и навыков ЗБР продвигается вперед. Постепенно нужно усложнять задачи и нагрузку.

Педагогу необходимо чаще давать детям открытые вопросы — то есть те, которые предполагают развернутые ответы. Они активизируют мыслительный процесс, заставляют ученика думать самостоятельно.

Обучение ребенка должно идти вслед за его потребностью и способностью к восприятию в данный момент времени. Если мозг ребенка не готов к усвоению предлагаемой информации и выполнению поставленных задач, это может вызывать:

  • Дискомфорт.
  • Тревожность.
  • Неуверенность в себе.
  • Потерю мотивации к учебе.
  • Снижение познавательного интереса.

Для того чтобы сформировался прочный базис для обучения, необходимо ставить перед ребенком те задачи, которые входят в его естественную зону ближайшего развития.

Позиции общения

Из ранее изложенного следует, что дошкольник на разных этапах взросления в силах самостоятельно справится с некоторыми действиями – это характеризует зону его актуального саморазвития. Однако многое остается за гранью возможностей малыша. Это является показателем зоны его ближайшего развития.

К каждому ребенку необходим субъективный подход: одному достаточно небольшой подсказки, а другой нуждается в более содержательной помощи. Указанные примеры являются свидетельством существования различных по величине зон ближайшего развития. Выделяют 5 позиций общения:

  • Независимая позиция – наставник незначительно содействует дошкольнику либо начинает действие, а ребенок продолжает и заканчивает.
  • Позиция «снизу» — наставник содействует дошкольнику посредством наводящих вопросов, подсказок, стимулирует активность сознательными ошибками.
  • Позиция «сверху» — взрослый выступает в роли учителя, поясняет материал, указывает на способы и ход решения поставленной задачи.
  • Позиция «мы» — наставник и дошкольник совместно выполняют задание.

Одни дети нуждаются в подсказке, другим требуется уделить намного больше времени, выполнять все задания совместно. Чем меньше поддержка, оказываемая старшими, тем шире ЗБР ребенка. В случае, если малыш не в силах справиться с поставленными задачами даже при непосредственной помощи взрослого, речь идет о том, что изложенный материал на этом этапе находится вне зоны ближайшего развития, и его освоение лучше отложить.

ЗОНА АКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ – СПОСОБНОСТЬ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

По теории Л. Выготского развитие ребенка нужно рассматривать с двух сторон. Малыш уже кое-что знает и умеет. На основании этих навыков можно поручить ему работу, которую ребенок никогда не выполнял, и он справится самостоятельно.

Зона актуального развития – это сумма знаний и умений, которые есть на текущий момент. Понятие было впервые предложено самим исследователем, и оно применяется до сегодняшнего дня. Характерные особенности этой зоны:

  • ребенок твердо усвоил материал;
  • он может самостоятельно выполнять задания, не выходящие за пределы актуального развития;
  • решение незнакомых задач ученик находит сам без помощи учителя.

Ребенок знает основные геометрические фигуры и цвета. Он без труда покажет красный шарик или зеленый конус. Мама может дать ему задание положить все синие кубики в одну коробку, а желтые – в другую и, малыш справится с работой без руководства. Если он знает только названия цветов, а о форме не имеет никакого представления, в ящик полетят синие кольца, бруски, мячики. Пока знание геометрических фигур не входит в зону актуального развития, ребенок не сможет выполнить задание без помощи взрослого.

В задачи может быть введено усложненное условие. Мама просит положить в корзинку черные и коричневые предметы, собрать в одном углу кубики и шары. На начальных стадиях эти уроки помогут закрепить полученные знания, но никакого движения вперед не будет. Через некоторое время ребенку самому надоедят однообразные задачи, ему захочется научиться чему-то новому. Чтобы развитие продолжалось, нужно переходить на следующий этап, и здесь уже вновь без помощи наставника не обойтись.

КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ ТЕОРИЮ ЗОН РАЗВИТИЯ?

С практической точки зрения концепцию зоны ближайшего развития  Л. Выготского можно охарактеризовать так: то, что ребенок сейчас делает с помощью взрослого, является перспективой его развития в ближайшее время. И чем шире перечень этих совместных дел, тем больше малыш имеет возможностей раскрыть заложенный в него природой потенциал и способности.

Эти совместные занятия касаются всех сфер развития малыша.

Выготский пояснял:  «Зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания, которые созреют завтра, которые сейчас находятся еще в зачаточном состоянии; функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития, цветами развития, то есть тем, что только созревает» (цитата Выготский Л. Педагогическая психология. : Педагогика, 1991. 391—410).

Родителям надо наблюдать за интересами ребенка и подбирать упражнения и игры так, чтобы информация соответствовала развитию, была не слишком простой и не очень сложной. Мама не должна быть строгой учительницей, она не преподает, а сотрудничает с малышом. Допустимы и даже обязательны шутки, игры, положительные эмоции

Дошкольник изучил буквы, узнает их в любом цвете и размере, находит на вывесках, но не может прочитать даже самого короткого слова. Пора переходить к следующему уровню. Для начала возьмите слово или слог из 2 букв, например «да». Проводите занятие в виде игры, ученику должно быть интересно и радостно, иначе через 5 минут он все забудет. Скажите, что не слышите ответов на свои вопросы, можете только прочитать их. Дайте малышу карточки с буквами и спросите, хочет ли он конфету. Правильные ответы характеризуют положительную реакцию, ребенку подходит такая схема обучения.

Каждое занятие должно быть не намного сложнее предыдущего. Если после изучения букв сразу дать ребенку «Войну и мир», его интерес к чтению пропадет надолго. Постепенно, от этапа к этапу, ребенок научится и составлять слова, и читать их, тогда можно переходить к небольшим предложениям. Забудьте традиционное «Мама мыла раму», эта фраза не вызовет никаких эмоций. Развеселите маленького ученика смешным высказыванием, например, «Кукла мыла маму». Такие занятия вызовут интерес у ребенка, ему захочется прочитать еще что-нибудь. Вы кормите своего малыша, покупаете ему новую одежду вместо той, из которой он вырос, не забывайте подготовить необходимые материалы и для умственного роста.

Если дошкольник уже научился читать, но никак не хочет развивать дальше это умение, сыграйте с ним в перепутаницу. Возьмите 2 веселых стишка, по очереди мама читает строчку из одного, малыш из другого. Сочетания получаются настолько смешными, что ребенок сам станет просить поиграть еще раз.

Обучение ребенка

Таким образом, из концепции Л. Выготского становится очевидно, что роль обучения в процессе интеллектуального развития ребенка явно доминирует. Этот процесс активизирует ряд иных психических функций зоны ближайшего развития. Существует несколько уровней обучения: низший – когда ребенку предлагаются уже знакомые задачи, и высший – когда идет ориентация на зону ближайшего развития. Где-то в золотой середине и находится наиболее подходящий период подлинной учебы.

Разграничение зон актуального и ближайшего развития у конкретного ребенка дает ключ к диагностике развития, индивидуальным характеристикам одного ребенка или детского коллектива с высокой точностью и практической значимостью.

А теперь посмотрим, как эта теория Л. Выготского может выглядеть на практике. Часто на детской площадке можно увидеть, как работают психологические механизмы взаимодействия ребенка и взрослого.

Пример. Трехлетний малыш забирается на высокую горку: ему явно трудно, он карабкается, ухватившись за поручни, наваливаясь всем весом, чтобы преодолеть расстояние до вершины. Часто первый импульс взрослого – подхватить, поддержать, посадить самому. И тогда это действие просто оставит ребенка на его актуальном уровне развития, ничего не привнеся в его опыт. Оставить малыша пыхтеть, когда ему явно не под силу справиться с задачей? Это может повлечь отчаяние, ощущение одиночества, собственной несостоятельности, неуверенность в себе. Самое разумное – спросить, нужна ли помощь. Если да – мягко поддержать, не отнимая лавров победы у ребенка, если нет – быть рядом и обязательно восхититься отличным результатом, когда он все же выполнит задуманное сам.

А теперь проанализируем пример из школьной жизни. Обычно в тетради по русскому языку учитель правит ошибки красным цветом. И это вполне понятно: когда в классе 20-30 человек, нужно показать каждому, в чем он допустил ошибку. Хотя в таком случае мало кто из детей обращает серьезное внимание на суть ошибки – чаще интересует оценка. Но репетитор, занимающийся с учеником индивидуально, может только назвать количество ошибок на строке, не выделяя и не подчеркивая их, чтобы ученик сам обнаружил их. Ведь известно, что найденная самим и осмысленная ошибка стимулирует запоминание и усвоение материала гораздо лучше, чем ее директивное исправление. Это и есть работа в зоне ближайшего развития. Вообще, вектор обучения должен иметь четкую направленность в зону ближайшего развития, и постоянно должна стимулироваться самостоятельная работа ученика. Особенно с учетом тех информационных потоков, в которых мы сейчас живем.

ЧТО ИЗ ТЕОРИИ Л. ВЫГОТСКОГО ПРИГОДИТСЯ ПРИ ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ?

На каждом занятии нужно задействовать обе зоны развития. Если ребенок ходит в садик, поинтересуйтесь их программой, узнайте, что дети изучали сегодня и в предыдущие дни. На основе этих навыков можно строить свои занятия. В начале урока лучше немного повторить уже усвоенный материал.

Вы хотите научить ребенка группировать понятия по принципу «живое-неживое». Воспитательница вчера рассказывала им про моря. Сначала побеседуйте – путь малыш расскажет, что он узнал, а потом спросите, куда отнести рыб, воду, медуз, камни. Попросите ребенка нарисовать или вылепить морскую картинку, на занятиях физкультурой предложите ему упражнения, имитирующие плавание или движения водных обитателей. Таким способом ребенок получит не разрозненную информацию, а единую картину окружающего мира.

По теории Л. Выготского, педагог должен заложить в голову ученика необходимую информацию, рассказать весь новый материал или показать решение задачи. Вам не обязательно все делать самим. Работайте вместе с ребенком, рассуждайте, наталкивайте его мысль на нужный путь. Если ваш ученик сам сделает заключительный вывод, его радости не будет предела. Для детей дошкольного возраста очень важна похвала родителей – не забудьте показать, как вы рады успехам сына или дочери.

По наблюдениям педагогов, зона ближайшего развития, которая характеризует потенциал ученика, должна учитываться при занятиях с ним. Мыслительную деятельность следует постоянно тренировать. Если не побуждать ребенка к освоению новых навыков, он не станет продвигаться вперед, остановится на уровне актуального развития. Но нельзя давать и задания выше потенциального уровня ученика: непосильная работа может привести к нервным заболеваниям, психическим расстройствам. Преждевременное «впихивание» в голову непонятной информации отобьет интерес к учебе, у ребенка пропадет стимул получать новые знания и умения.

Вся информация взята из открытых источников. Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право. Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Правила обучения в ЗБР

Родителям не стоит ждать быстрых или мгновенных результатов. Освоение ЗБР, как правило, идет по следующему принципу:

  • Родитель знакомит малыша с новой деятельностью и тот только присматривается к ней (этот этап может занимать немало времени).
  • Родитель делает, а ребенок оказывает ему посильную помощь.
  • Ребенок делает вместе с родителем.
  • Он делает, а взрослый помогает.
  • Ребенок делает один.

Для того, чтобы все прошло быстро, взрослый должен использовать понятные слова для объяснения. Не стремитесь сразу все сделать или ответить за ученика — он должен тренировать быстроту мышления и смекалку, отвечая на ваши вопросы. Лучше используйте вопросы с открытым концом, чтобы побудить ребенка размышлять и думать. Так процесс обучения пойдет быстрее.

Важность игры

Действие в мнимой ситуации, создание произвольного намерения, образование жизненного плана, волевых мотивов — всё это возникает в игре и ставит её на высший уровень развития. Лев Выготский

Выготский отмечал, что игра для ребёнка — не просто развлечение, а непосредственный источник развития. Игры помогают изучить свойства предметов, тренировать логическое мышление, память и фантазию. Чтобы обучение было эффективным и интересным, оно должно напоминать игру.

Сейчас много говорят о геймификации обучения. Создаются интернет-ресурсы с развивающими играми для детей. В новых школьных программах домашние задания стараются сделать похожими на интерактивный квест. Всё это стало возможным благодаря смелым идеям молодого учёного, высказанным около 100 лет назад.

Атмосфера сотрудничества

Бессмысленно ждать, что школа «сделает из ребёнка достойного человека» — таким он может стать только сам и только в том случае, если его окружают достойные люди.

Эти идеи Выготский с коллегами старался воплотить в своей экспериментальной Единой трудовой школе. Это была первая школа, где работали кабинеты психологической поддержки, учителя ценили творческий подход, а не умение зубрить, а классы формировались по принципу психологического возраста детей.

Этот проект был в чём-то успешен, в чём-то нет. Но благодаря ему возникла идея личностного, а не системного образования. В нём школа рассматривалась не как «кузница кадров», а как пространство для свободного разностороннего развития.

Современный вариант Единой трудовой школы, исправленный и дополненный, — демократические школы, в которых дети управляют учебным процессом наравне со взрослыми.

Зона ближайшего развития в представлении Л. Выготского

Вслед за успешным усвоением пройденного материала полученные дошкольником знания переходят на актуальный уровень саморазвития. Благодаря этому у малыша появляются возможности для проявления воображения, творчества, решения различных задач. Однако детское развитие по-прежнему ограничивается преградой. Для последующего продвижения малыш нуждается в новых познаниях. Умение усваивать новый, но взаимосвязанный с усвоенными знаниями материал является показателем скрытого потенциала дошкольника. Выготский установил, что зона ближайшего развития (ЗБР) — это знания, навыки, умения, приобретенные ребенком при помощи взрослых.

Феномен зоны ближайшего развития заключается в готовности мозга к определенной деятельности. Однако без посторонней помощи достигнуть результатов не представляется возможным.

Выделение двух зон в развитии дошкольника по Выготскому было сродни революции в педагогической науке. Изначально для выявления уровня обучаемости в расчет брались лишь те навыки, которыми ребенок уже овладел, то есть зона актуального развития. Такое диагностирование не являлось полноценным. Для полной картины необходимо было определение дальнейших перспектив. Выдвинутая еще в 20 веке теория не утратила своей актуальности до настоящих дней.

При применении концепции «Зоны ближайшего развития» необходимо принять во внимание следующее:

  • Зона ближайшего развития является подвижной. По мере того как учащийся приобретает новые навыки и способности, эта зона постепенно продвигается вперед.
  • Учителя и родители могут воспользоваться этим, постоянно предоставляя образовательные возможности, которые постепенно увеличивают имеющиеся у ребенка знания и навыки.
  • Давая детям задачи, которые они не могут с легкостью выполнить самостоятельно, и обеспечивая наставничество, необходимое для их выполнения, педагоги могут постепенно продвигать процесс обучения.

Преподаватель в курсе экспериментальной психологии может изначально предоставить студентам скаффолдинг, обучая их шаг за шагом посредством собственных экспериментов. Затем преподаватель может медленно уменьшать оказываемую поддержку, предоставляя лишь краткое описание необходимых действий. Наконец, студенты должны самостоятельно разрабатывать и проводить свои эксперименты.

Рекомендации по применению концепции «Зона ближайшего развития» в обучении

Давайте рассмотрим несколько советов, которые могут помочь вам применить концепцию ЗБР в обучении:

  • Используйте понятный язык. Использование языка, соответствующего уровню обучаемого, облегчает понимание задачи и ускоряет прогресс.
  • Используйте открытые вопросы. Открытые вопросы заставляют ученика думать самостоятельно и не допускать повторения того, что кто-то уже сказал ранее.
  • Выявите ЗБР обучаемого. Для того, чтобы успешно использовать концепцию ЗБР, важно знать текущий уровень знаний ученика. Прежде чем начать урок, проведите короткую викторину или вводную дискуссию по теме, чтобы выявить области, уже освоенные учеником.
  • Не давайте ответы слишком быстро. Цель концепции ЗБР состоит в том, чтобы помочь обучаемому самостоятельно достичь результата, а не дать ему готовый ответ.

Эти несложные рекомендации пригодятся вам в обучении других людей. Далее же мы поговорим о собственном обучении, а точнее о том применима ли «Зона ближайшего развития» в самообразовании.

Применение зоны ближайшего развития для собственного обучения

В роли наставников мы можем оказывать детям помощь в обучении: создавая зону ближайшего развития, мы помогаем детям выйти за пределы того, что они могут сделать в одиночку.

Но задумываетесь ли вы, почему ЗБР может быть важной концепцией и для вас самих?

Не многие люди во взрослом возрасте осознают, что на регулярной основе они и сейчас продолжают учиться. Конечно же, мы вышли за пределы стадий развития, намеченных Выготским, и вышли за пределы того места и времени, когда ЗБР могла быть релевантной концепцией. Но тот факт, что все мы в некоторой степени остаемся «учениками», неоспорим. Подумайте о типах обучения, которые вы проходите ежедневно, и о том, как общая концепция ЗБР может изменить ваш подход к этому обучению.

Саша и Маша переехали в США. Маша совсем не знала английского, Саша же изучал английский язык время от времени в течение примерно десяти лет, поэтому в новой стране мог сам понимать базовые вещи и оставаться понятым. Пока Маша учила основные фразы на английском, Саша дал ей следующий совет: если она не знает английский перевод для слова, нужно попробовать добавить английский конец (и произношение) к русскому слову, и с большой вероятностью англоговорящие люди смогут ее понять.

И лишь спустя несколько месяцев она поняла суть метода. Совет просто пришел слишком рано в ее процессе обучения — он был вне ее зоны ближайшего развития.

Можете ли вы вспомнить примеры, когда потерпели неудачу из-за учебного пособия, инструкций или совета от друга, которые получили слишком рано в своем учебном процессе? Это происходит чаще всего при изучении нового навыка — например, обучение вождению машины или катанию на роликах. В этих ситуациях вы, скорее всего, уже вовлечены в последовательный процесс обучения, в котором ваше продвижение зависит от поэтапной градуированной (от простого к сложному) последовательности обучения и учебных пособий.

Возможно, ни одна из описанных ситуаций не резонирует с вашим опытом. Однако многие из вас, читающих эту статью, являются учениками обучающих программ от 4Brain. Если это так, подумайте о своем процессе обучения с помощью 4Brain.

Вы когда-нибудь задумывались, какие темы вы узнаете в первую очередь, как часто повторяется объяснение сложных принципов, или сколько нового вы узнаете в каждом уроке и меняется ли это с течением времени? Это все элементы процесса обучения — когда представление материала зависит от степени соответствия вашему уровню обучения. По мере вашего развития меняется не только содержание материала, но и способ его изложения, поскольку вы становитесь более продвинутым учеником, а ваша зона ближайшего развития меняется.

Зона ближайшего развития является важным понятием как в области образования, так и в области психологии. Однако эту концепцию стоит учитывать не только в обучении детей, но и в собственном обучении. В следующий раз, когда вы расстроитесь из-за того, что у вас что-то не получается, потратьте минутку и проанализируйте ситуацию с учетом понятия «зона ближайшего развития». Возможно, камнем преткновения является не сама проблема, а то, как вы подходите к ней. А еще вы можете пройти нашу онлайн-программу «Лучшие техники самообразования», где научитесь применять различные техники и модели самообразования, с помощью которых сможете учиться быстрее, эффективнее и интереснее.

Желаем вам успехов в обучении!

Резюме

Миру понадобилось не меньше 30 лет, чтобы осознать вклад Льва Семёновича в науку: с момента смерти учёного до 1960-х годов его труды были почти забыты. Но во второй половине XX века идеи Выготского и его последователей стали так популярны, что определили развитие всей советской психологической школы, а затем распространились за рубежом.

В Европе Выготский известен как основоположник социальной психологии, а после издания его работ в США принципы образования и воспитания Выготского стали использовать по всему миру. В нашей стране на основе открытий Выготского созданы две самые знаменитые развивающие школьные программы — Занкова и Эльконина — Давыдова.

Многие идеи Выготского находят воплощение только в последние десятилетия: геймификация обучения, демократические школы, отмена пятибалльной системы оценок, индивидуализация обучения — всё это и сейчас воспринимается как новаторство, хотя было придумано без малого 100 лет назад. Вполне вероятно, что в наследии этого учёного осталось ещё много смелых гипотез, которые пока ждут своего часа.

MUTI / Dribbble

Согласно теории Л. Выготского, развитие малыша имеет двустороннюю направленность. Ребенок уже приобрел некоторые знания. Основываясь на них, попросите дошкольника выполнить новое поручение, и малыш самостоятельно выполнит его.

Зона актуального развития – это совокупность знаний и умений, которые существуют в настоящее время. Проще говоря, все то, с чем дошкольник благополучно справляется самостоятельно, без помощи со стороны взрослых. Данное определение впервые ввел сам исследователь, оно актуально и по сегодняшний день.

Главные принципы зоны актуального развития:

  • успешное усвоение ребенком полученной информации;
  • возможность малыша без участия взрослых выполнять задания в пределах актуального саморазвития;
  • самостоятельное решение поставленных задач.

Малыш знаком с базовыми геометрическими фигурами и цветами. Он с легкостью укажет на зеленый кубик или желтый шарик. По просьбе взрослого положить голубые мячики в одну корзину, а белые – в другую, ребенок с легкостью справится с поставленной задачей без посторонней помощи. В случае, если малышу известны только лишь цвета, а с формой он абсолютно не знаком, в корзине окажутся голубые мячики, кубики, конусы. До тех пор, пока знание геометрических фигур не находится в зоне актуального развития, дошкольник не в состоянии справиться с заданием без посторонней помощи. В дальнейшем поставленную задачу можно усложнить. Необходимо попросить ребенка сложить в корзину красные и зеленые предметы, а в угол отложить конусы и кольца.

При проведении занятий стоит учитывать обе зоны развития. Целесообразно поинтересоваться программой, используемой в дошкольных учебных учреждениях и, опираясь на нее, строить свои занятия. Начинать урок нужно с повторения пройденного материала. Не стоит ругать и торопить ребенка, если у него возникают сложности с выполнением задания. Часто запоминание происходит неравномерно: вначале ребенок долго не может понять предложенный материал, затем резкий прорыв. Обучение должно проходить в соответствующем ритме.

Важное значение при занятиях с детьми играет похвала: покажите ребенку, как вы гордитесь его успехами. Умственная деятельность нуждается в тренировке. Дошкольника необходимо мотивировать к формированию новых навыков. В противном случае его саморазвитие остановится в пределах актуального. Однако не стоит завышать планку, предлагая более сложные задания, так как это может спровоцировать нервные расстройства и психические заболевания. Существует риск, что у ребенка пропадет интерес к получению новых знаний и самому процессу учебы.

Оцените статью
Добавить комментарий