Ждан история психологии

Описание:Учебник представляет собой систематическое изложение курса истории психологии (отечественной и зарубежной) от античности до настоящего времени; дается определение предмета истории психологии, ее основных методологических проблем, излагаются психологические идеи в рамках философских учений о душе и сознании, история психологии как самостоятельной науки. Для студентов-психологов, преподавателей, всех интересующихся развитием психологических знаний.

ВведениеРаздел первый. РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В РАМКАХ УЧЕНИЯ О ДУШЕГлава 1. Античная психологияГлава 2. Проблемы психологии в средние века и эпоху ВозрожденияГлава 3. Психология Ф. Бэкона и завершение этапа развития психологии в рамках учения о душеРаздел второй. РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В РАМКАХ ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИИ О СОЗНАНИИГлава 1. Выделение сознания как критерия психикиГлава 2. Оформление эмпирической психологии в философских учениях XVII вГлава 3. Становление ассоциативной психологииГлава 4. Становление эмпирического направления во французской психологии XVIII вГлава 5. Психологическая мысль в России в XVIII в. Глава 6. Психологические идеи в немецкой классической философии конца XVIII — первой половины XIX в. Раздел третий. РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ О СОЗНАНИИ В ПЕРИОД ДО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИГлава 1. Становление немецкой эмпирической психологии в первой половине XIX вГлава 2. Развитие ассоциативной психологии в XIX в. Глава 3. Развитие психологии в РоссииРаздел четвертый. РАЗВИТИЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ПРЕДПОСЫЛОК ВЫДЕЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ В САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ НАУКУГлава 1. Развитие физиологии нервной системы и органов чувств в XIX вГлава 2. Возникновение психофизики и психометрии Глава 3. Развитие эволюционных идей в биологии и их значение для психологииРаздел пятый. ВЫДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ В САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ НАУКУ И ЕЕ РАЗВИТИЕ ДО ПЕРИОДА ОТКРЫТОГО КРИЗИСА (60-е гг. XIX в,— 10-е гг. XX в. )Глава 1 Первые программы психологии как самостоятельной наукиГлава 2. Теоретическая борьба периода становления психологии как самостоятельной наукиГлава 3. Развитие экспериментальной психологии и ее прикладных областейРаздел шестой. ЗАРУБЕЖНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ПЕРИОДА ОТКРЫТОГО КРИЗИСА (10-е гг. — середина 30-х гг. XX в)Глава 1. Кризис в психологииГлава 2. БихевиоризмГлава 3. ГештальтпсихологияГлава 4. Глубинная психологияГлава 5. Французская социологическая школаГлава 6. Описательная психологияРаздел седьмой. СТАНОВЛЕНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ СОВЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИРаздел восьмой. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ВАЖНЕЙШИЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ

О книге «История психологии»

Учебник представляет результат многолетнего опыта преподавания автором курса «История психологии» в Московском государственном университете. Представлено систематическое изложение истории отечественной и зарубежной психологии от Античности до настоящего времени как процесса изменения предмета, методов и основных проблем психологического познания. Рассмотренные трансформации предмета психологии в совокупности представляют выработанные наукой на протяжении многовекового пути ее развития подходы к познанию психического. В данное издание вошел новый материал, основанный на исследованиях последних лет.

Для студентов, аспирантов и преподавателей психологических факультетов университетов.

9-е издание, исправленное и дополненное.

Укажите регион, чтобы мы точнее рассчитали условия доставки

Начните вводить название города, страны, индекс, а мы подскажем

Например: 
Москва,
Санкт-Петербург,
Новосибирск,
Екатеринбург,
Нижний Новгород,
Краснодар,
Челябинск,
Кемерово,
Тюмень,
Красноярск,
Казань,
Пермь,
Ростов-на-Дону,
Самара,
Омск

Описание: Учебник представляет результат многолетнего опыта преподавания автором курса «История психологии» в Московском государственном университете. Представлено систематическое изложение истории отечественной и зарубежной психологии от Античности до настоящего времени как процесса изменения предмета, методов и основных проблем психологического познания.

Рассмотренные трансформации предмета психологии в совокупности представляют выработанные наукой на протяжении многовекового пути ее развития подходы к познанию психического. В данное издание вошел новый материал, основанный на первоисточниках и исследованиях последних лет. Книга предназначена прежде всего для студентов, аспирантов и преподавателей психологических факультетов университетов.

Предмет истории психологии

Периодизация истории психологии

Движущие силы и причины исторического развитии психологических идей

Раздел I. РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В РАМКАХ УЧЕНИЯ О ДУШЕ

Основные положения материалистического учения о душе в античной психологии

Учение о душе

Учение о познании

Проблема воли и характера

Идеалистическая психология Платона

Учение Аристотеля о душе

Учение о процессах познания

Учение о чувствах

Учение античных врачей.

Дальнейшее развитие и итоги психологии в Античности

Общая характеристика психологии Средневековья

Учение о душе и познании в основных направлениях схоластической философии

Значение мистических учений

Психологические идеи эпохи возрождения

Раздел II. РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В РАМКАХ ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЙ О СОЗНАНИИ

Психологическое учение Рене Декарта

Психология Бенедикта Спинозы

Глава 2. Оформление эмпирической психологии о философских учениях XVII в

Эпифеноменализм Т. Гоббса

Основание эмпирической психологии в творчестве Дж. Локка

Исторический смысл полемики Г. Лейбница с Дж. Локком

Глава 5. Психологическая мысль о России в XVIII в.

Раздел III. РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ О СОЗНАНИИ В ПЕРИОД ДО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Глава 3. Развитие психологии в России в XIX в

Раздел IV. РАЗВИТИЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ПРЕДПОСЫЛОК ВЫДЕЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ В САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ НАУКУ

Вебер (1795-1878) Сформулировал закон различной чувствительности

Фехнер (1801-1887) Основатель психофизики

Раздел V. ВЫДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ В САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ НАУКУ И ЕЕ РАЗВИТИЕ ДО ПЕРИОДА ОТКРЫТОГО КРИЗИСА (60-е гг. XIX в. — 10-е гг. XX в

Глава 1. Первые программы психологии как самостоятельной науки

Пансион «Trierianum» при Лейпцигском университете, в котором в 1879 г. был основан Институт экспериментальной психологии

Сеченов (1829-1905) проводит опыт по изучению работы мышц рук

Кавелин. Писатель, юрист, философ. Известен в связи с полемикой с И. Сеченовым по вопросам развития психологии как самостоятельной науки

Грот (1852-1899). Основал первый в России журнал по вопросам философии и психологии «Вопросы философии и психологии» (1889)

Челпанов (1862-1936) и его ученик, впоследствии известный философ и психолог Г. Шпет

Ланге (1858-1921). Один из основоположников экспериментальной психологии в России

Глава 3. Развитие экспериментальной и прикладных областей психологии

Психологический институт им. Щукиной при Московском университете. Основан в 1912 г.

Раздел VI. ЗАРУБЕЖНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ПЕРИОДА ОТКРЫТОГО КРИЗИСА (10-е — СЕРЕДИНА 30-х гг. XX в

Индивидуальная психология А. Адлера

Аналитическая психология К. Юнга

Люсьен Леви-Брюль (1857— 1939)

Раздел VII. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ

Леонтьев (1903-1979) и A. Запорожец (1905-1981)

Раздел VIII. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ВАЖНЕЙШИЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Найссер (p. 1928 г. ) Один из основателей когнитивной психологии

Роджерс (1902-1987). Разработал модель недирективной клиент-центрированной психотерапии

Пиаже (1896-1980). Основатель швейцарской школы генетической психологии

Леви-Строc (р. 1908). Основатель структурной антропологии

ПРИЛОЖЕНИЯ. Преподавание психологии в Московском университете

Московское психологическое общество (1885-1922)

Размер архива 7,79 МВ

Название: История психологии — От Античности до наших дней.

Учебник представляет результат многолетнего опыта преподавания автором курса «История психологии» в Московском государственном университете. Представлено систематическое изложение истории отечественной и зарубежной психологии от Античности до настоящего времени как процесса изменения предмета, методов и основных проблем психологического познания. Рассмотренные трансформации предмета психологии в совокупности представляют выработанные наукой на протяжении многовекового пути ее развития подходы к познанию психического. В данное издание вошел новый материал, основанный на первоисточниках и исследованиях последних лет.

СОДЕРЖАНИЕВведениеПредмет истории психологииПериодизация истории психологииДвижущие силы и причины исторического развитии психологических идейТаблица 1. Хронология этапов развития психологииПродолжение таблицы 1Окончание таблицы 1Принципы историко-психологического анализаМетоды истории психологииИсточники истории психологииКонтрольные вопросыЛитератураРаздел 1. РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В РАМКАХ УЧЕНИЯ О ДУШЕГлава 1. АНТИЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯОсновные положения материалистического учения о душе в античной психологииУчение о душеУчение о познанииПроблема чувствПроблема воли и характераИдеалистическая психология ПлатонаУчение Аристотеля о душеАристотель (384-322 гг. до н. )Учение о процессах познанияУчение о чувствах. Проблема воли. О характереУчение античных врачей. Дальнейшее развитие и итоги психологии в АнтичностиГлава 2. ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ В СРЕДНИЕ ВЕКА И ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯОбщая характеристика психологии СредневековьяУчение о душе и познании в основных направлениях схоластической философииЗначение мистических ученийПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ идеи эпохи ВозрожденияГлава 3. ПСИХОЛОГИЯ Ф. БЭКОНА И ЗАВЕРШЕНИЕ ЭТАПА РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ В РАМКАХ УЧЕНИЯ О ДУШЕКонтрольные вопросыЛитератураРаздел 2. РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В РАМКАХ ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЙ О СОЗНАНИИГлава 1. ВЫДЕЛЕНИЕ СОЗНАНИЯ КАК КРИТЕРИЯ ПСИХИКИПсихологическое учение Рене ДекартаР. Декарт (1596-1650)Психология Бенедикта СпинозыГлава 2. ОФОРМЛЕНИЕ ЭМПИРИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ О ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЯХ XVII вЭпифеноменализм Т. ГоббсаОснование эмпирической психологии в творчестве Дж. ЛоккаДж. Локк (1632-1704)Исторический смысл полемики Г. Лейбница с Дж. ЛоккомГлава 3. СТАНОВЛЕНИЕ АССОЦИАТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИД. Гартли (1705-1757)Глава 4. СТАНОВЛЕНИЕ ЭМПИРИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ВО ФРАНЦУЗСКОЙ ПСИХОЛОГИИ XVIII ВГлава 5. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ О РОССИИ В XVIII В. 71Глава 6. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ В НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ КОНЦА XVIII — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX вКонтрольные вопросыЛитератураРаздел 3. РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ О СОЗНАНИИ В ПЕРИОД ДО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИГлава 1. СТАНОВЛЕНИЕ НЕМЕЦКОЙ ЭМПИРИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX вИ. Гербарт (1776-1841)Глава 2. РАЗВИТИЕ АССОЦИАТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ В XIX ВГлава 3. РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ В XIX вКонтрольные вопросыЛитератураРаздел 4. РАЗВИТИЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ПРЕДПОСЫЛОК ВЫДЕЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ В САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ НАУКУГлава 1. РАЗВИТИЕ ФИЗИОЛОГИИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И ОРГАНОВ ЧУВСТВ В XIX ВЭ. Вебер (1795-1878) Сформулировал закон различной чувствительностиГлава 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПСИХОФИЗИКИ И ПСИХОМЕТРИИГ. Фехнер (1801-1887) Основатель психофизикиГлава 3. РАЗВИТИЕ ЭВОЛЮЦИОННЫХ ИДЕЙ В БИОЛОГИИ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ПСИХОЛОГИИЧ. Дарвин (1809-1882)Контрольные вопросыЛитератураРаздел 5. ВЫДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ В САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ НАУКУ И ЕЕ РАЗВИТИЕ ДО ПЕРИОДА ОТКРЫТОГО КРИЗИСА (60-е гг. XIX в. — 10-е гг. XX в. )Глава 1. ПЕРВЫЕ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГИИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИВ. Вундт (1832-1920) (в центре) с сотрудниками. Лейпциг, 1912Пансион «Trierianum» при Лейпцигском университете, в котором в 1879 г. был основан Институт экспериментальной психологииИ. Сеченов (1829-1905) проводит опыт по изучению работы мышц рукК. Кавелин. Писатель, юрист, философ. Известен в связи с полемикой с И. Сеченовым по вопросам развития психологии как самостоятельной наукиГлава 2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БОРЬБА ПЕРИОДА СТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИЭ. Титченер (1867-1927)К. Штумпф (1848-1936)У. Джемс (1842-1910)Дж. Дьюи (1859-1952)Н. Грот (1852-1899). Основал первый в России журнал по вопросам философии и психологии «Вопросы философии и психологии» (1889)Г. Челпанов (1862-1936) и его ученик, впоследствии известный философ и психолог Г. ШпетH. Ланге (1858-1921). Один из основоположников экспериментальной психологии в РоссииВ. Бехтерев (1857-1927)И. Павлов (1849-1936)Глава 3. РАЗВИТИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ПРИКЛАДНЫХ ОБЛАСТЕЙ ПСИХОЛОГИИГ. Эббингауз (1850-1909)Психологический институт им. Щукиной при Московском университете. Основан в 1912 г. Контрольные вопросыЛитератураРаздел 6. ЗАРУБЕЖНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ПЕРИОДА ОТКРЫТОГО КРИЗИСА (10-е — СЕРЕДИНА 30-х гг. XX в. )Глава 1. кризис В ПСИХОЛОГИИГлава 2. БИХЕВИОРИЗМДж. Уотсон (1878-1958)К. Халл (1884-1952)Глава 3. ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯM. Вертгеймер (1880-1943)В. Кёлер (1887-1967)Глава 4. ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ3. Фрейд (1856-1939)Система психоанализаИндивидуальная психология А. АдлераА. Адлер (1870-1937)Аналитическая психология К. ЮнгаК. Юнг (1875-1961)НеофрейдизмЭрих Фромм (1900-1980)Глава 5. ФРАНЦУЗСКАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛАЭ. Дюркгейм (1858-1817)Люсьен Леви-Брюль (1857-1939)Глава 6. ОПИСАТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯВ. Дильтей (1833-1911)Контрольные вопросыЛитератураРаздел 7. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПСИХОЛОГИИ В РОССИИЛ. Выготский (1896-1934)А. Лурия (1902-1977)С. Рубинштейн (1889-1960)А. Леонтьев (1903-1979) и A. Запорожец (1905-1981)П. Гальперин (1902-1988)Б. Ананьев (1907-1972)Контрольные вопросыЛитератураРаздел 8. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ВАЖНЕЙШИЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИУ. Найссер (p. 1928 г. ) Один из основателей когнитивной психологииК. Роджерс (1902-1987). Разработал модель недирективной клиент-центрированной психотерапииЖ. Пиаже (1896-1980). Основатель швейцарской школы генетической психологииТаблица 2 Классификация стадий развития интеллектаК. Леви-Строc (р. 1908). Основатель структурной антропологииКонтрольные вопросыЛитератураЗаключениеПРИЛОЖЕНИЯ1. Преподавание психологии в Московском университетеЛитератураМОСКОВСКОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО (1885-1922)ЛитератураХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ.

Методы истории психологии. Реальной опасностью в истории психологии является эмпиризм, т. описательность в представлении исторического материала. Опасность заключается, конечно, не в самом обращении к эмпирии, в качестве которой здесь выступают представления о психике в прошлом. «Эмпиризм в истории проявляется не в том. что обращаются к фактам, а в том. как обращаются с ними, в беспомощности перед лицом фактов. Работа, содержащая    лишь    нагромождение    фактических    данных,    непроверенных,    несистематизированных, необъясненных, теряет качество научного исследования и примыкает к разряду источников, нуждающихся в обработке».

Основной задачей методов и методик исторического исследования является изыскание источников, а затем внутренняя  организация,  систематизация  исследуемого  материала,   который  включает  факты,  теории, законы, понятия. Вместе эти компоненты составляют эмпирию историко-психологического исследования.

Работа историка требует синтеза эмпирического и теоретического подходов к предмету исследования. Она предполагает как знание конкретного материала, так и владение методологией исторического исследования, понятийным аппаратом историка, открывающим возможности для ориентировки в материале.

Дата публикации: 19. 2011 10:23 UTC

Следующие учебники и книги:

  • Психология индивидуальных различий — Ильин Е. П.
  • Общая психология — Максименко С.Д.
  • Психология — Социальное влияние — Зимбардо Ф. Ляйппе М.
  • Ощущение и восприятие — Шиффман Х.Р.
  • Введение в психологию — Аткинсон Р.Л., Аткинсон Р.С., Смит Э.Е.
  • Практикум по наблюдению и наблюдательности — Регуш
  • Феномен Души или как достичь совершенства — Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л.
  • Психология труда — Конспект лекций — Боронова Г.Х., Прусова Н.В.

Несмотря на такие достоинства книги, как последовательное и ясное описание становления психологии как науки и довольно подробное (в среднем 1 страница) представление различных психологических теорий, книга имеет ряд серьёзных недостатков, обусловленных, видимо, тем, что была написана довольно давно. В частности, западное общество там по-прежнему называется буржуазным, нередки упоминания Маркса и Энгельса в качестве авторитетов, а про современную психологию и вовсе ничего не сказано (если не считать общих замечаний, о соответствии которых действительности не берусь судить, так как не специалист). Приведу пример: «Взгляды Фрейда. объективно отражали кризис буржуазной личности, типичное самоощущение индивида в буржуазном обществе

И это, извините, учебник, по которому, предположительно, учатся студенты 21-го века. Советской психологии уделено 70 страниц, а Лакану — один абзац.

Четкое и логичное изложение материала, ясность и простота восприятия — вот то, что характеризует этот замечательный учебник. Изложены все этапы развития психологии, от донаучного периода ее развития до настоящего времени. Представлены все теории и ученые, исследователи, которые внесли свой вклад в становление ее Величества науки «Психология». Рекомендую этот учебник студентам, аспирантам и преподавателям психологических факультетов, а также всем, кому интересно познакомиться с психологией как наукой.

Оцените статью
Добавить комментарий