Зависть

Существует как минимум два «оттенка» зависти — «белая» и «черная». И если о своей «белой» зависти мы еще можем рассказать, признаться в ней, то «черная» — табуированное cоциумом чувство, которое способны признать в себе единицы. В чем же отличие?«Белая» рождается из восхищения. К нему примешиваются желание и невозможность этого желаемого достичь. «Это так прекрасно. Я тоже так хочу. Но боюсь, не смогу, не получится, не дано». Например, вы восхищаетесь чьим-то писательским талантом. Вы тоже хотели бы так писать, но вам кажется, что вам не дано. Но, конечно, это ваше субъективное ощущение. Если по-настоящему захотите, сможете. «Белую» зависть гораздо проще трансформировать в конструктивное действие. По сути, стоит только поверить, что вы это тоже сможете, и вы начнете делать конкретные шаги в сторону желаемого и тоже этого достигнете. И тогда будете сами себе завидовать и очень гордиться собой. Я узнала, что некоторые мне завидуют. Они рассказали, чему именно: каким-то качествам, которые я проявляю, моим фактическим результатам. Когда я проанализировала эти «объекты зависти», оказалось, что все это мои достижения последних лет. Несколько лет назад я и сама всему этому завидовала. Завидовала людям, которые открыто рассказывают о событиях своей жизни и переживаниях, высказывают свою авторскую позицию, пишут интересно и увлекательно, имеют аудиторию, популярным блогерам и ведущим авторских колонок в журналах. А теперь завидуют мне. То есть наши сегодняшние достижения — то, чему мы завидовали раньше. И возможно, именно зависть дает нам первый толчок в сторону реализации желаний, которые кажутся невозможными или почти невозможными.

Иногда «черная зависть» вредит, если завистники совершают какие-то враждебные действия

«Черная» зависть — тяжелое чувство. В социуме считается, что завидовать стыдно, нехорошо, неприемлемо. Есть люди, которые воспринимают зависть как что-то угрожающее их благополучию, считают, что она может им навредить. Некоторые так боятся чужой зависти, что опасаются ярко проявляться, делать что-то заметное, из ряда вон выходящее, иметь больше других, жить лучше других. И на самом деле иногда «черная зависть» вредит, если завистники совершают какие-то враждебные действия — наговаривают, плетут интриги, мешают, создают препятствия. Почему «черные» завистники это делают? В «черной» зависти присутствует сильное желание, но и сильный запрет. Восхищение вытеснено. Есть ложное убеждение, которое мешает почувствовать восхищение. Вместо восхищения присутствует критика, осуждение, неприязнь, отвращение. «Я очень хочу иметь то же, что и ты. Но либо этого нельзя хотеть, либо ты получил это неприемлемым для меня способом. Я не смогу на такое пойти, это против моих убеждений, и поэтому у меня никогда не будет этого». Например, у Светланы прекрасный муж. Познакомилась она с ним на сайте знакомств в 35 лет. И есть две ее одинокие подруги, у которых нет отношений и которые завидуют. Одна из них, Ирина, завидует «белой» завистью, она расспрашивает Светлану, как ей это удалось, наблюдает за ней, пытается перенять и интегрировать какие-то ее качества и модели поведения, она регистрируется на сайте знакомств и тоже через какое-то время после нескольких неудачных знакомств находит себе хорошего мужа. Другая подруга, Наталья, завидует «черной» завистью. Она считает, что Светлана заполучила мужа неприемлемым, неприличным способом. «Эти женщины на сайтах знакомств — бессовестные, развратные, они не скрывают, что хотят секса, они открыто заявляют, что до 35 лет у них нет пары, выходит, никто их не захотел. Они незнакомым мужчинам рассказывают о себе какие-то личные интимные подробности. Они себя не уважают, они выставляют себя как товар на ярмарке невест», — говорит Наталья о таких, как Светлана. Она даже поссорилась с подругой и не разговаривает с ней. Втайне она считает Светлану недостойной такого счастливого замужества и надеется, что ее муж разглядит, какая Светлана «бесстыжая, аморальная» женщина, и уйдет от нее.

Зависть говорит нам о подавленных желаниях, вытесненных потребностях

Запрет на открытое проявление своей потребности в близости с мужчиной лишает Наталью возможности найти такую близость, ей остается только завидовать. И поскольку она не может высказать Светлане свою неприязнь, та превращается в аутоагрессию. Наталья стареет, болеет, разрушает себя. «Черная» зависть может нанести большой вред самому завистнику, если остается неосознанной. Если человек не признает в себе зависть как агрессию, недоброжелательность, направленную на другого человека, то, будучи вытесненной в бессознательное, она превращается в аутоагрессию и разрушает изнутри. Так или иначе, зависть говорит нам о наших подавленных желаниях, вытесненных потребностях, о мечтах, которые кажутся несбыточными. Чтоб не переживать сильное разочарование из-за фрустрации своей потребности, лучше не желать, не хотеть, не мечтать, не признаваться даже самому себе, что ты этого хочешь, вместо этого использовать рациональные защиты, придумывать для самого себя объяснения, почему это неприемлемо или невозможно. И страдать, мучаться, терзаться завистью. Как сделать зависть помощником и союзником?1. Признаться самому себе, что вы завидуете. Осознать это трудно и неприятно. Но если вы хотите иметь что-то, что есть у другого, но чувствуете, что это для вас по каким-либо причинам недоступно, если вы ничего не делаете, чтобы это получить, значит, вы завидуете. Желание плюс запрет рождают зависть. Исследовать зависть. Понять, чему конкретно вы завидуете, и признать ценность этого объекта зависти для вас. Тут вы можете обманываться. Например, вам может казаться, что вы хотите выйти замуж, как ваша подруга. А на самом деле вы хотите такой же близости и любви, как у нее, но вовсе не официального статуса жены. Признайте ценность именно близости и любви, и тогда можно не настаивать на штампе в паспорте и быстрей получить желаемое. Попробуйте понять, что мешает это получить. Если бы ничего не мешало, у вас бы это уже было. Обычно мешает какое-то убеждение. Внутренняя критика, запрет на какое-то действие. В вышеупомянутом примере это может быть запрет на отношения вне брака. Внутренне поблагодарить зависть за то, что она сигнализировала о таких важных для вас вещах. Ведь теперь вы поняли, чего хотите и что мешает это получить, и можете начать действовать в направлении желаемого. Преодолеть внутреннюю критику или придумать, как получить желаемое другим путем, который для вас приемлем. Вы можете с помощью психотерапевта поработать с внутренним критиком. Или, если внутренний критик слишком силен, поискать иные пути достижения желаемого. Например, вы не смогли преодолеть внутренний запрет на близкие отношения с мужчиной вне брака, а замуж он вас не зовет, тогда надо искать другие варианты, где, как или с кем другим вы можете найти вожделенную близость и любовь. Действовать. Делайте конкретные шаги для достижения желаемого.

Об автореЛеля Чиж — психолог.

Вы со дня на день ждете повышения. Вы столько всего сделали, чтобы добиться цели: выполняли все рекомендации босса и улучшили в своей работе все, что можно было улучшить, задерживались в офисе допоздна и приезжали на работу в выходные. И вот открылась вакансия на руководящую должность. Вы уверены, что назначат именно вас — больше некого. Но начальник вдруг объявляет о том, что решил назначить на эту должность Марка, вашего молодого коллегу. Ну конечно, этот Марк всегда выглядит словно голливудская звезда, да и язык у него подвешен. Такой, как он, кого угодно очарует. Но он пришел в компанию совсем недавно и работал далеко не так усердно, как вы. Вы заслуживаете повышения, а не он. Вы не только разочарованы из-за того, что вас не назначили на руководящую должность, а испытываете сильную неприязнь к Марку, о которой раньше и не подозревали. Вы возмущены тем, что он получил то, о чем вы мечтали так долго. И начинаете рассказывать коллегам неприятные вещи о Марке и целыми днями мечтаете о том, как скинуть его с пьедестала, вместо того чтобы работать. Откуда берется зависть?Зависть — сложная социальная эмоция. Она начинается с осознания, что у кого-то есть что-то ценное, чего у вас нет. Это осознание сопровождается болезненным и неприятным чувством. С эволюционной точки зрения она снабжает нас информацией о нашем социальном положении и стимулирует к улучшению этого положения. Даже некоторые животные способны испытывать первичную зависть к тем, кто больше преуспевает. Но у зависти есть темная сторона. Вместо того чтобы сфокусироваться на достижении желаемого, мы размышляем над тем, чего нам не хватает, и обижаемся на тех, у кого это есть. Зависть вредна вдвойне, потому что она заставляет нас не только думать о себе плохо, но и испытывать недобрые чувства к людям, которые не сделали нам ничего плохого.

Вредоносная и полезная завистьТрадиционно зависть расценивалась религиозными лидерами, философами и психологами как безусловное зло, с которым надо бороться до полного избавления. Но в последние годы психологи стали говорить о ее светлой стороне. Она мощный мотиватор личностных изменений. Такая «полезная» зависть контрастирует с вредоносной, мотивирующей причинять вред тому, кто нас в чем-либо превзошел. Когда Марк получил должность, о которой вы мечтали, вполне естественно, что сначала вас кольнула зависть. Но потом вы можете вести себя по-разному. Можно поддаться «вредоносной» зависти и размышлять, как бы поставить Марка на место. А можно пустить в ход полезную зависть и поработать над собой. Например, взять на вооружение методы и приемы, с помощью которых он добился цели. Возможно, вам нужно стать менее серьезным и перенять у более успешного коллеги его жизнерадостную и дружелюбную манеру общения. Обратите внимание, как он расставляет приоритеты. Он знает, какие задачи можно выполнить быстро, а какие требуют полной отдачи. Такой подход позволяет ему успевать все, что необходимо, в рабочее время и оставаться в хорошем настроении. Психологи много спорят об адекватности разделения зависти на вредоносную и полезную. Психологи Йочи Коэн-Черэш и Элиот Ларсон заявляют, что разделение зависти на два вида ничего не проясняет, а еще больше все запутывает. Они считают, что их коллеги, которые говорят о вредоносной и полезной зависти, путают эмоцию с поведением, которое провоцирует эта эмоция. Для чего нужны эмоции?Эмоции — особые переживания, чувства, которые возникают в определенных условиях. У них две функции:Во-первых, они быстро снабжают нас информацией о нынешних обстоятельствах, например, о наличии угрозы или возможностей. Странный шум или неожиданное движение могут сигнализировать о присутствии хищника или какой-то другой опасности. Эти сигналы становятся триггерами страха. Точно так же мы испытываем волнение в присутствии привлекательного человека или когда рядом вкусная еда. Во-вторых, эмоции руководят нашим поведением. Когда мы испытываем страх, мы предпринимаем определенные действия, чтобы себя защитить. Когда счастливы, мы ищем новые возможности и расширяем круг общения. Когда нам грустно, мы избегаем общения и уединяемся, чтобы достичь душевного равновесия.

Зависть одна — поведенческие реакции разныеЭмоции говорят нам о том, что с нами происходит в настоящий момент, и подсказывают, как реагировать на ту или иную ситуацию. Но важно различать эмоциональный опыт и поведение, к которому он приводит. Если полезная и вредоносная зависть — две разные эмоции, то события, которые предшествуют этим эмоциям, тоже должны отличаться. Например, злость и страх — эмоциональный ответ на угрозы, но страх ведет к избеганию опасности, а злость — к атаке. Злость и страх проживаются по-разному и ведут к разным поведенческим проявлениям. Но в случае с полезной и вредоносной завистью все иначе. Первичный болезненный опыт, который приводит к зависти, один и тот же, а вот ответные поведенческие реакции разные. Когда мы говорим, что эмоции управляют нашим поведением, это звучит так, будто мы слабые беспомощные жертвы своих чувств. Это может быть справедливо для других животных, но люди способны анализировать свои эмоции и по-разному вести себя под их влиянием. Можно позволить страху сделать из себя труса, а можно превратить страх в отвагу и достойно отвечать на вызовы судьбы. Завистью тоже можно управлять. Эта эмоция дает нам важную информацию о нашем социальном положении. И только нам решать, что с этим знанием делать. Мы можем позволить зависти разрушить нашу самооценку и навредить благополучию наших социальных отношений. Но мы способны направить зависть в позитивное русло и добиться с ее помощью личностных изменений.

Об авторе: Дэвид Лудден — профессор психологии в Колледже Гвинет в штате Джорджия, автор книги «Психология языка: интегрированный подход».

Должность, на которую рассчитывали вы, отдают коллеге. Вы расстроены, возмущены и мстительно ждете, когда же он споткнется. Одноклассницу показывают по телевизору. Вы вздыхаете: «Надо же, выбилась в люди. А я?» Но тут вы припоминаете, что она всегда была жуткой занудой, и становится чуть легче. В разгар вечеринки вы замечаете, что подруга хохочет, окруженная поклонниками, и вообще выглядит лучше вас. Вы хмуритесь и мысленно желаете ей провалиться ко всем чертям. Если что-то подобное происходило с вами, знайте — вы ничем не отличаетесь от остальных. Вы завидуете, и это совершенно естественно!Что такое завистьАристотель описывал ее как боль от чужих успехов. Более развернутое определение дает доктор психологии Роберт Лихи: «Досада или сожаление, вызванные чьей-то собственностью, удачей, личными качествами». Хотя зависть называют эмоцией, на самом деле это целая гамма эмоций и действий: от легкого раздражения до жгучей злости, от тайного желания завладеть чужими ценностями до попыток эти ценности отобрать. Чему мы завидуем? Чьей-то карьере, богатству, семейному счастью. Эффектной внешности, непринужденным манерам, мелодичному смеху. Новой машине, поездке на Канары, шикарной сумочке. То есть всему, чего у нас нет, но очень хотелось бы заполучить.

Некоторые исследователи полагают, что зависть обществу необходима: для регулирования социальных статусов, четкой иерархии

Нам кажется, что мы проиграли, плетемся в хвосте, словом, хуже других. Это неприятно, грустно, несправедливо. Мы нервничаем и злимся, но боимся в этом признаться — даже себе! Потому что усвоили: зависть — один из семи смертных грехов. Завидовать некрасиво, неприлично, стыдно, просто ужасно. А раз так, чувство тщательно скрывается и вытесняется. В итоге мы перестаем его осознавать, но продолжаем испытывать. Ведь это часть человеческой натуры, связанная с извечной склонностью сравнивать себя с другими — друзьями, коллегами, братьями-сестрами, знаменитостями, даже со случайными встречными. Что интересно, мы редко завидуем кому-то недосягаемому — скажем, Биллу Гейтсу или английской королеве. Смысла нет, эти люди почти легенды. Зато соседу или приятелю завидовать вполне логично. Они такие же, как мы, какого черта?!Зависть и самооценкаНекоторые исследователи полагают, что зависть обществу необходима для регулирования социальных статусов, классовой разницы, четкой иерархии. Ведь рост происходит через конкуренцию, которая рождается из сравнения, а зависть — один из факторов конкуренции. Пожалуй, верно: если бы люди не умели завидовать, в мире не было бы различий, а это утопия. Правы и те, кто указывает на связь с самооценкой. Зависть заставляет испытывать недовольство собой, что порой трансформируется в неприязнь к обладателю вожделенной ценности.

Уверенный в себе человек в состоянии контролировать свои чувства и не расстраиваться, что некая «прелесть» досталась не ему

Переживание вовсе не безобидное. Оно отключает рациональное мышление и нередко приводит к подозрительности, враждебности, агрессии. Особенно у людей с заниженной самооценкой. Они почти что заболевают, испытывают страх, тревожность, даже впадают в депрессию. Такая вот форма защиты от столкновения с собственной неполноценностью. Люди жизнерадостные, в целом довольные жизнью, тоже испытывают зависть. Только у них она мимолетная — как пришла, так и ушла. Дело все в той же самооценке: уверенный в себе человек в состоянии контролировать свои чувства и не слишком расстраиваться, что некая «прелесть» досталась не ему. Зависть черная, зависть белаяПоскольку общество осуждает зависть, большинство старается ее подавлять. В результате мы не совсем понимаем, почему поступаем тем или иным образом:

  • ненавидим того, кому повезло больше, и прекращаем с ним общаться;
  • злословим в адрес «соперника» и придираемся к его недостаткам;
  • обесцениваем сами блага и того, кому они принадлежат;
  • стремимся доказать, что тоже чего-то стоим, а по сути — чтобы все завидовали нам. Это и есть та самая черная зависть, которая съедает изнутри, поглощает энергию и приводит к разрушительным действиям.

Белая зависть граничит с восхищением. Мы признаем чужие заслуги, но не пытаемся навредить, а просто говорим: «Класс! Хочу так же». В таком случае контекст полностью меняется: нас вдохновляет чей-то пример, мы стремимся «догнать», а то и превзойти конкурента. Как договориться со своей завистьюЕсли позволить себе осознать свою зависть, можно понять, что ее вызвало. Как говорят психологи, обнаружить потребности через переживания. Для начала попробуйте разобраться, какие у вас отношения с завистью? Роберт Лихи, автор концепции терапии эмоциональных схем, предлагает ответить на следующие вопросы.

  • Вы жалуетесь на людей, которым завидуете?
  • Вы говорите о них гадости?
  • Вам неприятно с ними общаться?
  • Вы сразу сдаетесь и даже не пытаетесь добиться таких же успехов?
  • Вы часто ловите себя на том, что завидуете?
  • Ругаете себя за эту привычку?
  • Что это дает?

Зависть настолько коварная эмоция, что мы порой не отдаем себе отчета, насколько она портит нам жизнь. Честные ответы помогут понять, что мы делаем не так, и постепенно заменить непродуктивные стратегии продуктивными:

  • Жалобы только отталкивают людей и вызывают неприязнь. Постарайтесь это прекратить.
  • Уничижительно отзываясь о других, мы выглядим весьма непривлекательно. Лучше держать критику при себе.
  • Избегая предмета своей зависти, мы ничему у него не научимся и не сможем достичь таких же высот. Не бойтесь приближаться.
  • Сдаться означает одним махом отказаться от всех возможностей и счастливых случаев. Так что дерзайте!
  • Навязчивая зависть только угнетает. Куда разумнее принять свои чувства и не падать духом.
  • Когда мы ругаем себя, становится только хуже. Почаще вспоминайте о своих сильных качествах.
  • Определив свое отношение к зависти, мы бросаем ей вызов, и тогда появляется возможность превратить ее в восхищение и даже в мотивацию.

По большому счету не так уж важно, чего мы хотим — стать главой крупной корпорации или купить крутую сумочку. Важно, что зависть больше никому не причиняет вреда. И напоследок. Если вы завидуете, это вовсе не значит, что вы плохой человек. Это значит, что вы просто человек. Источник фотографий:Getty Images

Когда печаль о чем-то превращается в зависть

– Есть прекрасная формулировка зависти свт. Василия Великого: зависть – это печаль о благополучии ближнего. Не знаю, насколько это его оригинальная формулировка или он взял из стоиков, но такое определение зависти можно считать классическим и в психологии.

Что такое печаль? Это когда у нас есть некоторая потребность, реализовать которую не получается. Если мы расстаемся с ценным для нас человеком, уходим с важной работы, не имеем возможности заниматься тем, что нам дорого, чувство печали вполне адекватно.

Чувство печали может быть пережито, а может превратиться в страсть.

Если человек переживает некоторое время, а потом перестраивается, у него происходит, как говорят психологи, «работа горя», он учится жить и нормально живет без того предмета, которым обладать не удалось, то эта потребность может уйти из его жизни, перестать быть значимой.

Есть другой вариант – когда человек понимает, что без этой потребности он не проживет и тогда прикладывает все силы для ее достижения. Но если не достигает желаемого – признается в своем бессилии, принимает тот факт, что у него чего-то не будет, и также продолжает нормальную жизнь.

Страсть печали – это зависание в неудовлетворенности, когда человек не прикладывает никаких усилий для достижения желаемого, но при этом не может от него отвлечься.

Происходит постоянное, навязчивое возвращение в одну точку – в этом случае можно говорить о страсти печали, о «токсичной печали», как говорят психологи. Хочу – не могу получить – ничего не делаю, чтобы получить. Такое зависание – самая подходящая почва для роста зависти.

Для зависти нужен объект

Но причем здесь ближний? – спросим мы. Дело в том, что мы все – социально зависимы. Мы зависимы от чужого мнения, от социальных критериев, хотя часто этого не признаем. Но если мы были бы независимы, мы были бы свободны, а кто может о себе так сказать? И поэтому о неудовлетворенности наших потребностей нам часто сигнализирует их успешное удовлетворение у других.

Для человека оказывается сверхважным то (в зависимости от приоритетов), какие часы носит некто из его окружения, или какими лидерскими качествами обладает, или насколько любим в кругу людей, мнение которых ему дорого.

Взять Авеля с Каином – классический пример зависти. Авель занимался своим делом, Каин – своим. Но когда Бог не принял плоды дел Каина, Каин тут же переключился на дела Авеля, сравнил себя с «другой нормой».

Интересно, что Каин сравнивает только результат, а не глубинно Авеля с собой; он не думает о причинах того, почему Господь не принял его жертвы, не думает про свои отношения с Богом, так ли они чисты и бескорыстны, как у Авеля, не прислушивается к словам Бога о том, что «рядом грех лежит».

Каин захотел, чтобы у него было так, как у другого, – но не такая же чистая душа, а такое же признание Богом дел рук его, то есть «блестящий результат» любой ценой. Или чтобы у другого не было ничего. Убивая Авеля, он избавляется от мучительных переживаний зависти – что у кого-то может быть лучше, чем у него. Вот это «как у другого» формирует стереотип зависти. Нельзя завидовать «вообще». Вообще можно печалиться. А для зависти всегда нужен объект.

Как конкурировать, не вызывая зависти

«Семья художника» К. Костанди (1901). Изображение с сайта art-catalog

Бессильное зависание между «хочу», но «не могу», приводящее к завистливой печали – очень разрушительно для человека.

Почему так трудно преодолеть свое бессилие? Ситуацию могут осложнять обстоятельства, в которых рос человек, некоторые, часто бессознательные, установки воспитания. Бывают семьи, где очень яркая фигура отца, отец – безусловный лидер, очень уверенный в себе мужчина. И интересно складываются судьбы детей (например, брата и сестры).

Девочка, как правило, расцветает, она очень активна, уверена в себе, многого добивается. У нее могут возникнуть проблемы, когда она будет выходить замуж, потому что вокруг она может не увидеть «достойных людей», хоть в какой-то степени сравнимых с отцом. Но в целом ее личный путь – уверенного в себе, яркого человека, у нее с отцом всегда теплые отношения.

Совсем не так с мальчиком. Мальчик с детства, естественно, не может конкурировать с фигурой отца. Но он закономерно пытается перенять стереотипы поведения отца, хочет быть «как папа». Папа же считает своим долгом поддерживать неоспоримое лидерство, отметая всякую возможность конкуренции с сыном как проявление собственной слабости.

И постепенно в опыте сына складывается установка: с одной стороны, он должен подражать отцу, быть на него похожим, быть таким же смелым, сильным, но с другой стороны он чувствует, что разница настолько велика, что быть «как папа» он никогда не сможет.

В психологии это называется двойным посылом: отец хочет, чтобы сын был похож на него, даже может говорить об этом, даже сам верит в это, но делает все, чтобы подавить сына, победить его.

Может быть, этот человек вообще не допускает конкуренции с мужскими фигурами, или болезненно ее переживает, везде и, конечно, в своей семье.

При правильном воспитании ребенку обязательно нужно дать узнать «вкус победы», нужно уметь поддаваться, чтобы он почувствовал свою силу, узнал на опыте, что его действия приводят к результату.

Говоря о конкуренции, я не хочу сказать, что отец не должен быть авторитетным, что в семье не должно быть иерархии. Но вот что, например, говорит о священнической иерархии Иоанн Златоуст: что единственная власть, которой обладает священник – это сила слова. Если ты можешь убедить словом, тогда у тебя есть власть, авторитет, иерархия.

Если отец в своем отношении с сыном исходит не из собственной властности, а из его интересов, рано или поздно ребенок это почувствует. Когда в детстве человек не получил  поддержки в своих инициативах, когда ему не помогли понять свои потребности и у ребенка сложилось ощущение своей неспособности, – это классическая ситуация для формирования зависти. Конкуренция всегда более остра между людьми одного пола. Если в семье конкурентная мама, – причем не значит яркая, бывает и наоборот, неуверенная, неудовлетворенная своей женской судьбой, – не исключено, что она бессознательно будет конкурировать с дочерью, уничтожать представление девочки о ее женственности, красоте, причем непрямо, а в форме вполне уместных замечаний, предостережений, заботы.

И наказывая дочку за то, что сама ей завидует, мать формирует в определенной мере судьбу дочери – женщины не очень счастливой, а та, в свою очередь, может повторить это со своей дочерью – такая своеобразная женская дедовщина. Так зависть, пока она не осознанна и не взята под контроль, может транслироваться из поколения в поколение.

Маркер зависти

Фото с сайта befullness. com

Как увидеть в себе зависть? Это очень трудно для тех, кто не ищет, потому что зависть как эмоция сегодня активно поддерживается социумом и провоцируется им – как конкурентноспособность.

Общество потребления основано на зависти, зависть в нем – один из главных действующих механизмов: человеку предлагается некий идеал, к которому он призван стремиться, но которого никогда не достигнет. Весь смысл в погоне, в вечном соревновании, постоянном сравнении себя с другими, у кого больше, дороже, круче.

Многие люди самоутверждаются за счет того, что им завидуют. И если человек жил в социуме, где всем завидовал, а за счет него самоутверждались, то когда он самоутвердится, скорее всего, сам будет вести себя так, чтобы другие ему завидовали.

В такой беготне и конкуренции на себя в подлинном смысле – понять, а нужно это мне и что мне действительно нужно – время не остается. Отсюда – постоянная неудовлетворенность, уныние, раздражение – идеал-то не достигнут.

Поэтому первый маркер для обнаружения зависти – когда человек замечает, как сильно он сориентирован на других людей, когда он начинает мыслить себя в терминах успешности, постоянно думает, подмечает, что есть у других, и чего нет у него. В России часто критерий оценки успешности и предмет зависти – поп-звезды, актеры. Ничего плохого не хочу сказать об актерах, но еще в середине XIX века они считались комедиантами, такая профессия не давала право входить в высшее общество. А сейчас для многих – это эталон, люди смотрят, как они одеты, как поют, скачут, при том что большинство зрителей никогда так не смогут.

Несколько лет назад пронеслась истерия по поводу первого рождения наследника в Великобритании у принца Уильяма и герцогини Кейтлин. Сколько людей с ума сходило, но причина – отнюдь не почтение к королевской династии, а желание – пусть таким чудным образом, – прикоснуться к жизни великих людей, которой ты пожить все равно не можешь.

Но ты можешь этой жизнью интересоваться, в чем-то подражать, быть хоть с какого-то боку причастником. И пусть это не зависть в чистом виде, но эта та платформа (идеал и его недостижимость), откуда зависти легко расти.

Может, я фантазирую, но наверное, в жизни этих английских фанатов чего-то очень сильно не хватает, приобщение к чужой радости как-то компенсирует отсутствие своей.

Так бывает, но подсаживаться на чужую радость вредно, потому что если у тебя долго нет своей, в конце концов, чужая радость станет тебя раздражать и печалить.

Важно заниматься своей жизнью, смотреть: почему у тебя нет радости и начать что-то делать в этом направлении. Сами усилия здесь будут благим смыслом.

Как одна из проблем нашего времени, зависть похожа на трудоголизм. Очень сложно признать его тому, кто им страдает. Так принято в обществе: человек, который много работает и хорошо зарабатывает – это норма, это классно. И только тогда человек может согласиться признать трудоголизм опасностью, когда начнут рушиться отношения в семье, страдать ваши близкие.

Я думаю, что с завистью нечто похожее. Зависть – преступление против любви. Зависть убивает любовь. Так же, как и трудоголизм. Ты не можешь одновременно любить человека и быть трудоголиком, потому что на любовь нужны силы, время, внимание, а у трудоголика все это отдано работе.

Ты также не можешь одновременно и любить человека, и ему завидовать. Если вдруг подмечаешь, что тебе что-то мешает этого человека любить (не обязательно это муже-женские отношения), что отношения рушатся или не складываются, можно спросить себя – не зависть ли тому причиной.

Мы все живые люди, человек – это процесс и мы все несовершенны в любви. Поэтому скажем так: чем больше в нас любви, тем меньше зависти. И наоборот.

Когда человек любит кого-то, тогда он радуется за него, он – не против него, а вместе с ним. Любовь объединяет людей, это скрепляющая сила, как пишет Дионисий Ареопагит. А зависть – разрушает.

Когда зависть помогает

Кэтрин, герцогиня Кембриджская. Изображение с сайта standard

Но, завидуя Алле Пугачевой или принцессе Кейт, необязательно хотеть быть певицами или принцессами. Пристрастное отношение к ним может сигнализировать о том, что какие-то потребности нашей жизни не удовлетворены, – здесь проявляется, как мы говорим, смещенный эффект зависти.

Если мы завидуем владельцу БМВ, но при этом сами совсем не хотим БМВ, мы можем воспринять свою зависть как сигнал к размышлению: я чего-то очень хочу! И надо разобраться: чего именно?

Если меня волнует жизнь принцессы Кейт, может, я тоже хочу выйти замуж, иметь семью, детей? Если меня волнует жизнь Пугачевой или президента Путина, может, мне хочется быть поактивнее в своей собственной жизни, поуверенней, и именно это меня в них привлекает (допустим)?
Такие размышления особенно полезны людям, потребности которых притуплены, которые не привыкли считывать свои чувства, признаваться в них даже самим себе. Вообще если человек даже просто обнаружил в себе зависть и признал ее, это уже большая победа. Значит, подсознательно, в глубине своего существа у него есть, как говорят психологи, запрос на изменение жизни. Когда мы разобрались со своими потребностями, поняли, чему завидуем и чего хотим, дальше надо решить: готов я для достижения этого действовать или могу смириться с тем, что никогда этого не получу.

Следующий этап – само действие.

Переживите собственное бессилие

«Хождение по водам» К. Лебедева. Изображение с сайта wikipedia. org

Очень важный шаг в работе с завистью (как и с любой проблемой) – признать, что своими силами ты победить ее не сможешь. То есть в нашем случае не сможешь ни смириться, ни действовать. Почему?

Пока человек не признает, что его волевые механизмы сломлены, он ничего не сможет сделать. «Поди, брось свою страсть к ногам Христа и получишь облегчение», – говорил египетский подвижник своему ученику. Очень полезно встретиться с переживанием собственного бессилия. Признание своего бессилия перед страстью – первая маленькая победа над ней.

Люди живут в разных социальных условиях, достатке и окружении. Неизбежно на почве желания обладать недоступным возникает такое неприятное чувство, как зависть. Чем она опасна, задумываются немногие и еще меньше ищут способы, как избавиться от нее. Жаль, потому что эта эмоция относится к разрушительным и действует она на личность исподволь, постепенно через стремление иметь все и сразу подтачивает доверие, стремление к общению, отнимает радость жизни.

В психологии определение того, что такое зависть, довольно четкое. При этом разработаны вполне понятные рекомендации, как ее распознать, бороться и победить.

Оцените статью
Добавить комментарий