Светлана Морозова
Образ «Я» в психологии
Психологические особенности в поведении и общении человека отражаются не только в характеристиках, которые дают ему другие люди, но и в его собственных. Центральным звеном, накапливающим знания человека о самом себе, является образ «Я».
Способность к самосознанию и самопознанию является исключительным достоянием человека, который осознает себя как субъект сознания, общения, а также действия.
Образ «Я»-продукт самознания, понимается в психологии как устойчивая система обобщенного представления индивида о себе, как образ собственного «Я» (образ «Я», который определяет отношение индивида к самому себе и другим людям. Другими словами, образ «Я» – это внутренняя картина себя, то, что известно индивиду о самом себе, каким он видит, чувствует и представляет себя сам. Это представление человека о самом себе: о своем уме, теле, способностях, чертах характера; субъективное отношение человека к самому себе: принятие или нет, та или иная самооценка, высокое или не очень самоуважение; действия и реакции, которые человек считает «присущими ему», «достойными себя», выражающими его «Я».
Я-концепция играет, по существу, тройственную роль в жизни личности:
— она способствует достижению внутренней согласованности личности;
— анализирует жизненный опыт;
— и является источником ожиданий;
Первый, кто стал изучать «Я» человека как источник внутренней силы, был З. Фрейд. По его мнению, развитие «Я» ребенка есть приспособление, адаптация к окружающей среде.
Кон, раскрывая понятие «я» как активно-творческое интегративное начало, позволяющее индивиду не только осознавать себя, но и сознательно направлять и регулировать свою деятельность, отмечает двойственность этого понятия, сознание самого себя заключает в себе двоякое «я» :
«я» как субъект мышления, рефлексивное «я» — активное, действующее, субъектное, экзистенциальное «я» или «эго»;
Точная структура и полное содержание «образа Я» было описано К. Хорни. Она отделяла актуальное, «я» от идеализированного «я», с одной стороны, и реального «я» — с другой. Актуальное «я» — всеохватывающее понятие для всего, чем является человек в данное время: для его тела и души, здоровья и невротичности. Актуальное «я» — то, что имеет в виду субъект,когда говорит, что хочет знать себя, то есть хочет знать, каким является. Идеализированное «я» — это то, чем субъект является в своем иррациональном воображении или чем должен быть согласно диктатам невротической гордости. Реальное «я» — это «изначальная» сила, действующая в направлении индивидуального роста и самореализации, с которой субъект может вновь достичь полной идентификации, когда он свободен от невроза. Реальное «я» — это то, на что ссылается субъект, когда говорит, что хочет найти себя. Реальное «я» для невротиков является возможным «я», в противоположность идеализированному «я» — которого достичь невозможно.
Выготский разработал культурно-историческую концепцию, в которой изучил особенности подросткового возраста и отметил новообразования данного возраста : развитие рефлексии и на ее основе самосознания, как такой новообразовательной возможности понимания себя, связанной с отсутствием мира собственных переживаний, систематизации познания и упорядочения которых становится возможной только с появлением систематизации в понятиях. Развитие самосознания, как никакая другая сторона душевной жизни, считал Л. Выготский, зависит от культурного содержания среды.
Столин отмечает, что анализ итоговых продуктов самосознания, которые выражаются в строении представлений о самом себе, «Я-образе», или «Я-концепции» осуществляется либо как поиск видов и классификаций образов «я», либо как поиск «измерений» (то есть содержательных параметров) этого образа. Наиболее известным различением образов «Я» является различение «Я реального» и «Я идеального», которое так или иначе присутствует уже в работах У. Джемса, З. Фрейда, К. Левина, К. Роджерса и многих других, а также предложенное У. Джемсом различение «материального я» и «социального Я». Самюэль выделяет четыре «измерения» «Я-концепции» : образ тела, «социальное Я», «когнитивное Я» и самооценку.
Самым влиятельным представителем неофрейдизма в психологии развития вообще, и юношеского возраста особенно, был американский психолог Эрик Эриксон. Развитие человека по Эриксону, связывается из трех взаимосвязанных, хотя и автономных процессов: соматического развития, изучаемого биологией, развития сознательного «Я», изучаемого психологией, и социального развития, изучаемого общественными науками.
По мнению Е. Соколовой «образ-Я» — интегративное установочное образование, включающее следующие компоненты: «когнитивный — как образ своих качеств, способностей, возможностей, социальной значимости, внешности и т. ; аффективный — как отношение к самому себе (самоуважение, себялюбие, самоунижение и т. ); поведенческий — как реализация на практике мотивов, целей и условий в соответствующих поведенческих актах».
Агапов отмечает, что понятие «Я-концепция» определяется как системное, интегральное и самоорганизующееся образование психики. Это сложная, переживаемая, многоуровневая, многокомпонентная и динамическая система выражения отношений личности к себе и внешнему миру, природой которой является оценивающая деятельность сознания.
Все эти компоненты формируются и развиваются в общении и деятельности. В рамках психологии личности особое значение имеет самосознание как высший уровень развития сознания.
В психологии подростка появляется новая черта — более высокий уровень самосознания, потребность осознать себя как личность. Выготский считает, что формирование самосознания составляет главный итог переходного возраста.
Таким образом, были рассмотрены основные теоретические подходы к проблеме Образа «Я» особенности ее проявления в подростковом возрасте.
В подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения. Сложная структура образа «Я» обусловливает его динамизм и постоянное развитие, которое не сводится к накоплению новых деталей, а ведет к перестройке, качественному преобразованию всего образа в целом.
Рассмотрены проблемы расхождения Я-реального и Я-идеального и Я-зеркального, рассмотрена структура Я. Источник внутренних конфликтов и девиантного поведения заключается в различии между реальной и идеальной самооценкой, проявляющейся особенно ярко в старшем подростковом возрасте. Также были рассмотрены особенности влияния социального окружения на образ «Я» и самооценку подростка. Хотелось бы подметить, что вышеперечисленные теории имеют важное значение для формирования комплексного представления о самосознании.
То, как человек воспринимает окружающий мир, как видит своё место в нём и какие планы строит на жизнь, напрямую зависит от его представлений о себе. Психологи для обобщения таких представлений используют понятие «Я-концепция». Это одна из ключевых составляющих личности, оказывающая существенное влияние на всю жизнь человека. Сегодня мы подробно разберём, что она собой представляет, как устроена, как формируется и как влияет на нашу жизнь.
Что такое «Я-концепция»?
«Я-концепция» – это устойчивая система представлений индивида о себе, своих интеллектуальных способностях, физических возможностях, внешности и прочих качествах. Подразумевается, что это не просто смутные представления, а вполне осознанные мысли, которые человек может выразить конкретными словами, если у него спросить, что он думает о себе.
Система представлений о себе формируется в процессе познания и оценки себя через анализ реальных и воображаемых ситуаций. Решающее влияние на неё оказывают мнения окружающих. Кроме того, анализируя собственное и чужое поведение, индивид соотносит себя с другими людьми, корректируя при этом представления о своих качествах и о том, какими они должны быть.
Для обозначения данного понятия есть и другие устоявшиеся термины, такие как «образ Я» или «Я-образ», но именно термин «Я-концепция» используется в литературе как основной. К слову, в англоязычной литературе разнообразие терминов ещё больше: one’s self-concept, self-identity, self-perspective, self-construction.
Важной характеристикой «Я-концепции»является степень её адекватности. Это то, насколько представления человека о себе соответствуют действительности, насколько правильно он оценивает свою физическую форму, интеллектуальные способности, внешность и прочие характеристики. Индивид с адекватной «Я-концепцией» легче адаптируется к окружающему миру. Тот же, чьи представления о себе не соответствуют действительности, находится в состоянии постоянного внутреннего конфликта.
Вопросы, раскрывающие Я-концепцию
«Я-концепция» подразумевает наличие ряда вопросов, отвечая на которые человек идентифицирует и описывает себя:
- «Кто я?» (социальный статус, роль в обществе и коллективе);
- «Какой я?» (внешность, физическая форма, интеллектуальные способности, особенности характера);
- «Чего я хочу?» (интересы, желания, стремления, планы и прочее);
- «Что я могу?» (то, как индивид оценивает свои возможности);
- «Чем я владею?» (материальные и нематериальные ценности, которые индивид считает значимыми).
Отвечая на эти вопросы, человек перечисляет свои характеристики, которые считает наиболее значимыми. При этом значимость разных характеристик он оценивает по-разному, присваивая каждой из них определённый удельный вес. И удельный вес отдельных пунктов может весьма существенно меняться в зависимости от жизненных обстоятельств.
Структура «Я-концепции»
Существует несколько подходов к определению структуры «Я-концепции». Основным в современной психологии является подход, выделяющий три составляющих: когнитивную, оценочную и поведенческую. Рассмотрим каждую из них подробнее.
Словом «когнитивный» обычно обозначают всё, что связано с познанием. Соответственно, когнитивная составляющая «Я-концепции» – это знания человека о себе, представления о своих качествах (правильные и ошибочные). При этом он может считать одни качества более значимыми, другим же придавать гораздо меньше значения, считая их несущественными или бесполезными.
Имея представления о своих характеристиках, каждую из них индивид как-то оценивает. При этом он обращает внимание на следующие моменты:
- насколько эффективно и качественно он выполняет определённую работу;
- насколько его представления о себе совпадают с ожиданиями общества;
- насколько его представления о себе совпадают с его же представлениями о себе идеальном (соотнесение «Я-реального» и «Я-идеального»).
Оценочная составляющая подразумевает эмоциональный отклик, определённые переживания, вызываемые у индивида его представлениями о себе. В частности, эти представления влияют на его самооценку, самоуважение, любовь к себе и ожидание того, что его будут любить окружающие.
Если две предыдущие составляющие характеризуют то, как человек воспринимает и оценивает себя, то поведенческая составляющая – это внешние проявления «Я-концепции». Это действия, которые он предпринимает, чтобы проявить свои сильные стороны и подавить слабости, продемонстрировать окружающим свои преимущества и скрыть недостатки, быть правильно понятым и получить определённый статус в обществе или коллективе.
Несмотря на то, что каждую из перечисленных составляющих можно выделить и рассматривать отдельно, все они тесно взаимосвязаны между собой. При этом оценочная составляющая подстраивается под когнитивную, а вместе они определяют поведенческую составляющую.
Как формируется «Я-концепция»?
«Я-концепция» – это устойчивая система, особенно на небольших временных промежутках. Но в долгосрочной перспективе она проявляет пластичность, формируясь и меняясь на протяжении всей жизни человека под влиянием большого количества внутренних и внешних факторов.
Наибольшее воздействие на формирования «Я-концепции» оказывают такие факторы как:
- Влияние «значимых других». Для ребёнка это в первую очередь родители. Позже к ним добавляются воспитатели, а также сверстники, прислушиваясь к мнению которых, школьники порой демонстрируют сильный конформизм. Взрослые люди тоже придают большое значение мнению «значимых других», поэтому у каждого из нас «Я-концепция» постепенно меняется на протяжении жизни при общении с друзьями и близкими.
- Эмоции и потрясения. Все эмоции, которые мы испытываем из-за различных событий, перемен в своей жизни, состояния своего здоровья, психосоматических и физиологических факторов, оказывают влияние на наше представление о самих себе. Некоторые события могут оказывать достаточно радикальное влияние, если мы при этом чувствуем сильное разочарование или восторг от своих способностей.
- Сопоставление имеющегося и желаемого. В юности подростку кажется, что он ещё развивается и его перспективы практически безграничны. Но по мере взросления он находит всё больше несоответствий, сравнивая «Я-реальное» и «Я-идеальное». Кроме того, он всё чаще замечает расхождения в других аспектах своей жизни, например, между желаемыми и предпринимаемыми действиями.
- Мотивация и внутренние выгоды. Наши представления о себе часто меняются не из-за определённых событий в прошлом, а для достижения определённой цели в будущем. Поэтому, мощный мотивирующий фактор может резко улучшить наши представления о собственных способностях и повысить самооценку, поскольку это необходимо для достижения желанной цели.
Для чего нужна «Я-концепция»?
Британский психолог Роберт Бёрнс в качестве основных выделял следующие функции «Я-концепции»:
- Достижение внутренней согласованности личности. По мнению Бёрнса, у человека присутствует стремление соответствовать собственному представлению о себе. Оно проявляется и в действиях, и даже в некоторых характеристиках, которые индивид «подгоняет» под собственные ожидания.
- Интерпретация жизненного опыта. Каждый человек интерпретирует события, происходящие в окружающей действительности, основываясь на своих представлениях о себе. Например, если у индивида нет склонности ко лжи и лицемерию, то сталкиваясь с этими явлениями, он не может корректно их идентифицировать, понять и объяснить. И наоборот, человек, склонный к лицемерию, в любом хорошем поступке видит подвох.
- Формирование ожиданий и притязаний. Каждый из нас чего-то ждёт от себя в будущем, рассчитывает на определённые успехи, готовится к определённым событиям. Человек с высокой самооценкой, естественно, вкладывает гораздо больше оптимизма в свои прогнозы. При этом ожидания оказывают существенное влияние на его поведение.
Согласованная «Я-концепция» служит защитой от когнитивного диссонанса, который может возникать у человека, если его поведение противоречит его собственным ожиданиям. Она помогает человеку подстраивать своё поведение таким образом, чтобы оно максимально соответствовало его представлениям о себе и выглядело для него логичным и естественным.
История «Я-концепции» в науке
Ещё античные мыслители пытались понять, как у человека формируется представление о себе, но у философии того времени просто не было инструментов, которые позволили бы найти ответ на данный вопрос. Первые представления о «Я-концепции» начали формироваться только в 19 веке. А по мере становления такой науки как психология становилось понятно, что данным понятием должны заниматься психологи, а не философы.
Автором идеи «Я-концепции» считается американский психолог Уильям Джеймс, предложивший её в конце 19 века. Он ежедневно записывал собственные переживания, создав тем самым научный фундамент для данной теории. Позже её значительно развили его соотечественники Карл Роджерс (один из создателей гуманистической психологии) и Абрахам Маслоу (автор так называемой «Пирамиды Маслоу» – самой известной модели человеческих потребностей).
Заключение
«Я-концепция» – это одна из важнейших составляющих личности. Именно от неё зависит, как человек позиционирует себя, чего ждёт от жизни и как видит своё место в ней. Она настолько сильно влияет на его поведение, что провоцирует так называемый эффект Пигмалиона. Например, если человек считает себя умным, он ведёт себя соответствующим образом и добивается успеха в карьере и других делах именно благодаря уму.
Встатье представлен теоретический анализ психологических особенностей образа Я. Описываются когнитивные, аффективные и конативные компоненты Я-концепции.
Ключевые слова: образ Я, Я-концепция, психологические особенности, когнитивные, аффективные, конативные компоненты.
The article presents a theoretical analysis of the psychological characteristics of the image of «I«. The cognitive, affective and conative components of the self-concept are described.
Keywords: image of “I”, I-concept, psychological characteristics, cognitive, affective, conative components.
Постановка проблемы. Я-концепция с момента своего зарождения становится активным началом, важным фактором в интерпретации опыта. Я-концепция способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий, то есть представлений о том, что должно произойти.
Исследование образа «Я» является перспективным направлением области общей психологии, так как его результаты могут оказать существенную практическую пользу в психологическом консультировании, психотерапии и медицине. Сформированный образ «Я» является неотъемлемым показателем нормального развития личности.
Образ «Я» — это представление о самом себе: об уме, теле, способностях, чертах характера. Наличие собственного «Я» у каждого человека выражается в том, что он понимает свою идентичность в настоящем, прошлом и будущем.
Младенцы поначалу не разграничивают себя и окружающий мир. По мере роста начинает развиваться телесное «Я», с осознанием которого приходит понимание не идентичности внутреннего и внешнего миров. Позже маленькие дети начинают сравнивать себя со своими родителями, сверстниками и родственниками, находя те или иные различия. К среднему детству их знания о себе расширяются настолько, что уже включают целую систему оценок собственных качеств.
В отрочестве и юности самооценка принимает более отвлеченный характер, и у подростков появляется заметная озабоченность тем, как их воспринимают окружающие. Найти себя, собрать из мозаики знаний о себе собственную идентичность становится для юношей и девушек первостепенной задачей. Именно в этот период их интеллект достигает такого уровня развития, который позволяет им задумываться над тем, что представляет собой окружающий мир и каким ему следует быть.
Целью статьи является рассмотрение теоретического анализа психологических особенностей образа «Я».
Изложение основного материала.
По мнению Д. Ошанина, одной из основных особенностей «образа Я» является двойственность его назначения:
1) инструмент познания — образ, призван отражать объект во всем богатстве и многообразии доступных его отражению свойств;
Традиционно выделяют когнитивную, оценочную и поведенческую составляющие «я»-концепции. Когнитивная составляющая — это представления индивида о самом себе, набор характеристик, которыми, как ему кажется, он обладает. Оценочная — это то, как индивид оценивает эти характеристики, как к ним относится. Поведенческая — это то, как человек в действительности поступает.
Обычно человек считает, что обладает определёнными характеристиками. Эти характеристики нельзя вывести или свести к одному текущему моменту его жизни — если человек считает, что он «сильный», это не значит, что он в данный момент поднимает тяжесть. Более того, на самом деле этот человек объективно может и не быть сильным. А может и быть. Набор убеждений о самом себе и есть когнитивная составляющая «я»-концепции.
Эти убеждения могут иметь разную значимость для индивида. Он может считать, например, что он в первую очередь смелый, а сильный только в десятую очередь. Эта иерархия не постоянна и может меняться в зависимости от контекста или с течением времени. Сочетание и значимость характеристик на тот или иной момент в значительной степени обуславливают установки индивида, его ожидания относительно себя.
Наряду с прочим, когнитивная компонента «Я» концепции представлена в сознании индивида в виде социальных ролей и статусов.
Индивид не только полагает, что обладает определёнными характеристиками, но и определённым образом оценивает их, относится к ним. Ему может нравиться или не нравиться что он, к примеру, сильный. Важную роль в формировании этой оценки играют:
− соотнесение представлений о себе с идеальным «Я»;
− соотнесение представлений о себе с социальными ожиданиями;
− оценка эффективности своей деятельности с позиции своей идентичности.
Кем бы человек себя ни считал, он не может игнорировать то, как он на самом деле себя ведёт, то, что ему на самом деле удаётся. Эта «объективная» часть и есть поведенческая составляющая «Я»-концепции.
Залесским выделяются два компонента образа «Я» — мотивационный и когнитивный. Применительно к изучению возрастных особенностей развития образа «Я», особое внимание уделяется прояснению вопроса о том, как происходит формирование каждого из компонентов, когда два компонента образа «Я» начинают взаимодействовать.
Наиболее распространенным является представление о структуре образа «Я» как единстве когнитивного (образ своих качеств, способностей, внешности и др. ), эмоционального (самоуважение, самоуничижение и т. ) и оценочно-волевого (стремление повысить самооценку, завоевать уважение и др. ) компонентов (А. Петровский, М. Ярошевский).
Бернс выделил когнитивные, эмоционально-оценочные и поведенческие составляющие образа «Я».
Когнитивный компонент включает знание личности о своих возможностях, в том числе и о физических. Так же это восприятие своего внешнего вида, своего тела, физических данных (сила, выносливость, ловкость и т. Данный элемент не только формирует представление человека о самом себе, но и включает отношение к себе, отражает его уровень самоуважения. Развитие этого компонента образа «Я» в значительной степени зависит от социального окружения, семейного воспитания и жизненного опыта.
Эмоционально-оценочный компонент образа «Я» отражает результаты сравнения знаний индивида о себе с другими. Аффективная оценка представлений личности о своих возможностях может обладать различной интенсивностью. Конкретные негативные или позитивные характеристики образа «Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с принятием или осуждением себя. Огромное значение на формирование эмоционального компонента самооценки влияет обобщенные представление человека о себе в процессе общения и деятельности. Негативная эмоциональная оценка себя нередко приводит к саморазрушающему поведению, что может проявляться в наркомании, алкоголизации, табакокурении, в склонности к азартным играм и т.
Выводы. Результаты теоретического анализа позволяют определить, что «Образ-Я», или представление личности о себе — это обобщенное представление человека о себе, система его установок относительно собственной личности.
Существует множество вариантов описания основных компонентов образа «Я». По моему мнению эти подходы в большей степени похожи, потому что почти каждый ученный выделяет три ключевых особенности образа «Я»:
− когнитивный компонент, который характеризует содержание представлений человека о себе: своих способностях, отношениях с окружающими, внешности, социальных ролях, интересах;
− аффективный компонент отражает отношение человека к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности, деятельности и т. и проявляется в самооценке, уровне притязаний и самоуважении;
− Конативный компонент предполагает анализ поступков человека, способность к изменению своего «Я».
- Асмолов А. Г. Психология личности / А. Г. Асмолов — М.: Смысл, 2001–414 с.
- Бернс Р. Б. Что такое Я-концепция // Бёрнс Р. Б. Развитие Я-концепции и воспитание: пер. с англ. — М.: Прогресс, 1986. — С. 30–66.
- Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс — Москва: Прогресс, 1986. — С. 30–66.
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. — М.: Флинта, 1968. — 300 с.
- Зворыкин А. А. Из истории развития теории культуры на Западе // Вопросы философии. — 1992. — № 10, — С. 99.
- Психология самосознания: Хрестоматия / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. — Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2003. –303 с.
- Хьелл, Л. Теории личности /Л. Хьелл, Д. Зиглер; пер. с англ. С. Меленевская, Д. Викторова. — СПб.: Питер Пресс, 1997. — 608 с.
Основные термины (генерируются автоматически): самое дело, теоретический анализ, интерпретация опыта, когнитивный компонент, образ, окружающий мир, представление, представление человека, самооценка, соотнесение представлений, уровень притязаний, характеристика.
Термин «Я-концепция», о котором сегодня можно услышать от психологов различных направлений, социологов и других специалистов в области личностной сферы человека, трактуется как система представлений личности о самой себе. Эти представления могут осознаваться человеком в разной мере и быть относительно устойчивыми. Данная концепция является результатом самопознания и самооценивания человека посредством отдельных образов в рамках различных реальных и представляемых ситуаций, а также посредством мнений окружающих и соотнесения человеком себя с ними.
Не нужно быть гением, чтобы прийти к выводу, что представление человека о самом себе является очень важным и оказывает непосредственное влияние на его личность и жизнь. Беря во внимание актуальность этой темы, мы и хотим поговорить о «Я-концепции».
Зарождение «Я-концепции»
В качестве самостоятельного понятие «Я-концепция» стало формироваться ещё на рубеже XIX-XX столетий, когда активно обсуждались представления о двойственной природе человека как субъекта познающего и познаваемого. Затем, уже в 50-х годах прошлого века оно развивалось феноменологической и гуманистической психологической наукой, наиболее яркими представителями которой были Абрахам Маслоу и Карл Роджерс. Они рассматривали единое человеческое «Я» как основополагающий поведенческий и развивающий фактор. Так, появившись в зарубежной литературе по психологии, в 80-е и 90-е годы XX века термин «Я-концепция» стал частью и отечественной психологической науки.
Несмотря на это, найти какую-либо точную и единую трактовку рассматриваемого термина довольно сложно, а наиболее близким к нему по смыслу является термин «самосознание». Соотношение этих двух терминов и сегодня не определено точно, но довольно часто они считаются синонимами. Однако в некоторых случаях «Я-концепция» рассматривается отдельно от самосознания, выступая конченым продуктом его процессов.
Что представляет собой «Я-концепция»?
Итак, что такое в действительности «Я-концепция» и какой психологический смысл следует в неё вкладывать?
Если обратиться к психологическим словарям, то «Я-концепция» определяется в них как динамическая система представлений личности о самой себе. Английский психолог Роберт Бернс в своей работе «Развитие Я-концепции и воспитание» говорит о «Я-концепции», как о совокупности всех имеющихся у человека представлений о себе, взаимосвязанной с их оценкой.
«Я-концепция» возникает у индивида при социальном взаимодействии в качестве неизбежного и всегда уникального результата психического развития, а также в качестве относительно устойчивого и, одновременно с этим, подверженного внутренним трансформациям психического приобретения.
Изначальную зависимость «Я-концепции» от воздействий извне невозможно оспорить, однако по мере развития она начинает играть самостоятельную роль в жизнедеятельности всех людей. Окружающая действительность и представления о других людях воспринимаются людьми через фильтр «Я-концепции», которая формируется в процессе социализации и в то же время имеет конкретные индивидуально-биологические и соматические предпосылки.
Связи каждого человека с окружающим миром предельно широки и богаты. Именно в комплексе этих связей человек вынужден функционировать в разных ролях и качествах, являясь субъектом всевозможных видов деятельности.
Любое взаимодействие с материальным миром позволяет человеку создавать образ собственного Я. Посредством самоанализа и разделения разных образов себя на отдельные образования (как внешние, так и внутренние) осуществляется так называемое исследование человеком своей натуры и её «обсуждение». По мнению советского психолога и философа Сергея Леонидовича Рубинштейна, образ личного Я постоянно интегрируется во всё новые связи, благодаря чему начинает выступать в новых качествах, фиксирующихся в новых понятиях. Этот образ, так сказать, постоянно показывает свою новую сторону, каждый раз проявляя всё новые свойства.
Таким образом и формируется со временем обобщённое представление о своём Я, являющееся как бы «сплавом» отдельных элементов, который образуется в процессе самовосприятия, самопознания, самонаблюдения и самоанализа. Данное обобщённое представление о собственном Я, формируясь из разрозненных образов, обусловленных ситуативно, включает в себя основные представления и черты человека о своей натуре, что и выражается, собственно говоря, в «Я-концепции». А «Я-концепция», в свою очередь, формирует у индивида чувство самотождественности.
Наряду со всем вышесказанным, «Я-концепцию», сформированную в процессе познания человеком самого себя, можно назвать также чем-то, для чего характерны постоянные внутренние перемены – она не перманента и не является тем, что дано человеку раз и навсегда. По мере практики, т. реальной жизни, меняется и её адекватность, и её зрелость. Исходя из этого, «Я-концепция» оказывает огромное воздействие на психику индивида и его мировосприятие, а также служит базовым фактором формирования его поведенческого типа.
Упомянутый выше Роберт Бернс, наряду с множеством отечественных психологов, определяет три элемента, составляющие «Я-концепцию»:
- Когнитивная составляющая – это образ Я человека, в котором содержатся его представления о своей личности
- Оценочная составляющая – это самооценка, основанная на аффективной оценке образа Я
- Поведенческая составляющая – это поведение, состоящее из поведенческих реакций или конкретных действий, обусловленных образом Я и самооценкой
Представленное разграничение «Я-концепции» на отдельные элементы является условным, т. сама она является целостным образованием, каждый из элементов которого, пусть и отличается некоторой самостоятельностью, находится в тесной взаимосвязи друг с другом.