Характер это в психологии

Характер является отражением устойчивых черт личности, проявляющихся в деятельности и общении и выражающих отношение человека к людям и выполняемой работе.

Проявление характера можно наблюдать при выполнении какой-либо деятельности: одни предпочитают сложные виды деятельности, находя положительные эмоции в преодолении трудностей, других удовлетворяют простые виды.

В процессе общения о характере человека судят по его манере поведения, способах реагирования на поведение собеседников (деликатное поведение или бесцеремонное, вежливое или грубое и т.

При этом значение имеют не столько особенности нервной системы человека, сколько уровень его воспитанности и культуры.

Мы говорим о характере, когда отмечаем степень самостоятельности человека, его трудолюбие и настойчивость, целеустремленность и упорство.

Когда человек проявляет противоположные качества и в деятельности, и в общении, о нем говорят, что он бесхарактерный.

Характер тесно связан с темпераментом, являясь таким же устойчивым и малоизменяемым, но, в отличие от темперамента, это прижизненное образование.

В структуре черт характера можно выделить следующие блоки:

1) система отношения к действительности;

2) волевые качества (подробнее рассмотрим в теме «Воля»).

В свою очередь система отношения к действительности подразделяется на:

1) отношение к коллективу, другим людям (честность, коллективизм, конформизм, эгоизм, душевность и т

2) отношение к выполняемой деятельности (рационализм, расчетливость, трудолюбие, бережливость и т

3) отношение к себе (самостоятельность, самооценка, эгоцентризм и т.

Характер занимает центральное место в структуре личности, влияя на познавательные и эмоциональные процессы.

Он тесно связан с потребностями и интересами и явно проявляется тогда, когда удовлетворяются наиболее сильные и актуальные потребности.

В отличие от других личностных качеств характер формируется в достаточно раннем возрасте и отличается устойчивостью.

Например, интересы, социальные установки могут меняться в течение всей жизни человека.

Изменение характера возможно, но это происходит лишь в исключительных случаях, например, когда человек тяжело заболевает, попадает в ситуацию глубокого стресса и жизненного кризиса, в связи с возрастными изменениями, приводящими к глубоким органическим нарушениям в центральной нервной системе.

Таким образом, характер определяет индивидуальность и своеобразие личности.

На протяжении всей истории развития психологии предпринимались многочисленные попытки построить типологию характеров.

Исследователи исходили из следующих идей:

1) в процессе онтогенеза происходит довольно раннее становление характера, который затем на протяжении всей жизни остается более или менее устойчивым образованием;

2) структуру характера образует не случайное сочетание личностных качеств, а такое, которое позволяет различать и строить типологию;

3) опираясь на типологию, большинство людей можно отнести к соответствующим группам.

Рассмотрим наиболее известные типологии характеров.

Типология Э. Кречмера. в своей типологии Э. Кречмер исходил из зависимости личностных качеств от строения тела.

Выделялись следующие типы конституций:

1) астенический – это люди с тонкой кожей и узкими плечами, у них плоская грудная клетка, небольшой вес тела, слаборазвитая мускулатура, женщины отличаются малым ростом;

2) атлетический – люди с сильно развитой мускулатурой и скелетом, чаще всего среднего или высокого роста, с мощной грудной клеткой, плотной, высокой головой;

3) пикнический – это люди, склонные к полноте, их мышцы слаборазвиты, шея короткая, рост средний.

Кречмер сопоставил тип конституции с возможностью развития определенных психических заболеваний, так пикники склонны к развитию маниакально-депрессивного психоза, астеники и атлетики – к шизофрении.

Исходя из этого, выделяются такие типы характеров:

1) шизотимик – человек с тонко развитыми чувствами, аристократичный, склонный к отвлеченным размышлениям, холодный, отчужденный, властный и эгоистичный;

2) циклотимик – человек веселый и болтливый, с присущим легким отношением к жизни, задушевный, энергичный, склонный к юмору.

Опираясь на те черты характера, которые свидетельствуют об отношении к людям, К. Леонгард создает свою классификацию. Рассмотрим ее подробнее:

1) гипертимный тип – высокая контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики и пантомимики.

Не выдерживает до конца тему разговора, отклоняясь от нее. Не очень серьезно относится к служебным обязанностям и семейным обязательствам.

Часто провоцируют конфликты. Оптимистичен и энергичен, часто легкомыслен. Легко раздражается;

2) дистимный тип – немногословность, замедленность в движениях, пессимизм и пассивность, низкая общительность, индивидуализм.

Часто ведет замкнутый образ жизни, домосед.

Низкая конфликтность, серьезен, объективен и добросовестен;

3) циклоидный тип – характерна частая смена настроений и, как следствие, смена способов общения;

4) возбудимый тип – малообщителен, отмечается замедленность в движениях и речи.

Часто бывает занудлив и угрюм; с ним трудно ужиться, так как нередко устраивает скандалы.

Если все складывается успешно, то это добросовестный, аккуратный человек, любящий маленьких детей и животных.

В неблагоприятных ситуациях раздражителен, вспыльчив, плохо контролирует свое поведение;

5) застревающий тип – общительность умеренная, иногда занудливость, чувствителен в социальной справедливости, но легко обижается в случае критики, мстителен, честолюбив, ревнив, стремится во всем быть первым;

6) педантичный тип – бюрократ, стремится все делать по правилам, надежен, аккуратен, добросовестен, но занудлив, брюзга, в конфликты вступает редко;

7) тревожный тип – робкий и неуверенный, с заниженной самооценкой, дружелюбный и самокритичный, общительность низкая, исполнительный, часто несет ответственность за те действия, которые не совершал;

8) эмотивный тип – свои обиды носит в себе, предпочитает узкий круг общения, присуще обостренное чувство долга, добр и сострадателен, слезлив;

9) демонстративный тип – легко устанавливает контакты с окружающими.

Жаждет власти и похвалы, обходителен и артистичен, способный увлечь других, но при этом эгоистичен, лицемерен, любит хвастать и отлынивать от работы;

10) экзальтированный тип – повышенная общительность и словоохотливость, влюбчивость, альтруизм.

Яркость чувств и хороший вкус, однако склонен к паникерству, подвержен сиюминутным настроениям;

11) экстравертированный тип – большое число друзей и знакомых, болтливость и легкомысленность, готовность внимательно выслушать, но при этом охотно распространяет слухи;

12) интровертированный тип – замкнутость, склонность к философствованию, упрямство, ригидность, принципиальность.

В отечественной психологии принята классификация акцентуаций характеров у подростков, разработанная А. Личко.

Подробнее о ней поговорим в теме «Психологические особенности подростка».

Знание типа характера позволяет предугадать поведение человека, что делает общение более эффективным.

Истоки формирования характера лежат в самом начале жизненного пути человека.

Ведущую роль в этом играют взаимоотношения с окружающими, прежде всего с матерью или с теми, кто непосредственно ухаживает за ребенком.

Сензитивным (наиболее благоприятным) периодом для становления характера ребенка является возраст от 2–3 до 9-10 лет.

Именно в это время процесс общения со взрослыми и сверстниками идет особенно активно.

Доверие к взрослым со стороны малыша безгранично, поэтому действенно и слово, и поступок, и действие.

Имеет значение и характер взаимоотношений взрослых друг с другом, который они демонстрируют на глазах у ребенка, их отношение к нему.

Впоследствии ребенок, став взрослым, именно такой способ общения начинает использовать в отношении собственных детей.

Характер общения матери с ребенком уже в первые месяцы его жизни влияет на формирование таких черт, как доброта и отзывчивость, общительность или, наоборот, эгоистичность и черствость, безразличие к людям.

Несколько позднее, в раннем и дошкольном возрасте, закладываются свойства характера, характеризующие отношение к деятельности: аккуратность, трудолюбие, добросовестность, ответственность и др.

Источником формирования этих качеств являются игры и доступные формы домашнего труда.

Взрослые должны поддерживать и закреплять те проявления, которые хотели бы видеть в структуре черт характера своего ребенка.

Начало поступления в школу способствует оформлению черт характера, связанных с отношениями между людьми.

Расширение круга общения (одноклассники, учителя) способствует этому оформлению.

Если усвоенные в дошкольном возрасте способы взаимодействия находят подкрепление в школьные годы, то чаще всего они устойчиво закрепляются на всю последующую жизнь.

Если же эти способы не поддерживаются, может начаться ломка характера, сопровождающаяся внешними и внутренними противоречиями.

Результат не всегда положителен. Чаще всего происходит частичное изменение черт характера, приводящее к некоторому компромиссу.

В школьные годы активно развиваются волевые качества, а в старших классах закрепляются базовые нравственные черты характера, определяющие мировоззренческую позицию человека.

К окончанию обучения в школе формирование характера можно считать сложившимся, и человек остается, в основном, узнаваемым в любых ситуациях для тех, кто его знал в школьные годы.

Итак, характер начинает формироваться уже с первых месяцев жизни и к концу школьного возраста его становление, как правило, заканчивается.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Характер

Характер
Присущий каждому из нас уникальный стиль выстраивания отношений имеет социальную, этическую и моральную стороны. Аспект личности, отражающий то, каким образом человек принимает на себя и выполняет социальные обязательства и как он ведет себя по отношению к

Характер
Очень часто характер понимают как нечто, почти совпадающее с личностью или отличающееся от личности по критерию того, что к характеру относится все индивидуальное, а личность — это только общее. У нас бытовали такие взгляды в 40-е — 50-е — 60-е годы. На самом деле

2 ХАРАКТЕР

2 ХАРАКТЕР
1. Поняття про характер. Структура характеру. Риси характеру. Акцентуації характеру. Формування

Характер
Понятие характера. По своей природе характер представляет собой социально-психологическое образование личности, так как он отражает главным образом объективные взаимоотношения людей и их отношения к различным общественным явлениям, событиям, вещам и к

Характер
Кант в своей «Антропологии» определяет характер человека следующим образом: «Характером обозначается то качество воли, по которому человек обязуется держаться определенных практических принципов (оснований), предписываемых ему ненарушимо его собственным

Характер
1. Определение характера. Типология характеров. Формирование характера. Характер является отражением устойчивых черт личности, проявляющихся в деятельности и общении и выражающих отношение человека к людям и выполняемой работе. Проявление характера

§ 5. Характер

§ 5. Характер
В переводе с греческого слово «характер» означает «печать», «оттиск», а в смысловом значении — отчетливо выраженную определенность, типичность поведения каждого человека. Характер — система устойчивых мотивов и способов поведения, образующих

«Характер»

«Характер»
Но разве не бывает настоящих самородков, спортсменов, которым, похоже, и вправду просто «дано», которые родились со своим талантом? Да, бывает, и для них этот дар, как для Билли Бина и Джона Макинроя, иногда превращается в проклятие. И после всех похвал за их

Характер
Концепция характера, выдвинутая Фрейдом, имеет не меньшее значение, чем его концепции бессознательного, подавления и сопротивления. Здесь Фрейд рассматривал человека в целом, а не только его отдельные комплексы и механизмы, такие как Эдипов комплекс, страх

Характер
Опираясь на данные прототипа и пополняя их, писатель определяет внутренний облик своего героя. Каждый созданный им персонаж должен обладать своими психическими особенностями, выделяющими его из окружающей среды как своеобразную и неповторимую человеческую

Определение свойств личности

Психические свойства личности – это индивидуальные качества психики, которые влияют на общественную деятельность человека, например, на ценности, мировоззрение, увлечения и т.

Классификация психических свойств:

  • потребности;
  • интересы;
  • побуждение;
  • идеалы;
  • темперамент;
  • характер;
  • совесть;
  • стыд;
  • способности.

Рассмотрим каждый из них.

Характерные особенности потребностей

Нужды необходимы для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества. Карл Маркс говорил, что все люди совершают какие-либо действия для удовлетворения своих потребностей. Нужды можно разделить на три группы:

  • естественные, или органические. Они нужны для нормального жизненного функционирования и развития организма человека. Т.е. потребность в дыхании, питании, комфорте, сохранении рода и т.д.;
  • потребность в коммуникативном процессе, познание, труде. Эти нужды отвечают за развитие человека. Индивид постоянно испытывает потребность в общении, он стремится ориентироваться на опыт и эмоциональный настрой других людей. Нужда в познании тоже важна, так как человеку необходимо понимать значение предметов и явлений. Это определяется общебиологической потребностью. А для полноценного функционирования, у человека появляется нужда в творческом труде, так как в нем раскрываются базовые способности личности;
  • другие потребности индивида, которые необходимы для жизни и развития. У каждого человека формирование системы нужд создается с определенной соподчиненностью, т.е. ведущая потребность доминируют над другими.

Значимые нужды для индивида определяют направленность личности и жизненные позиции.

Характеристика интересов, побуждения, идеала

Интерес – особый вид проявления познавательной нужды, которая отвечает за направленность личности на понимание целей деятельности.

Потребности человека определяют интересы, которые по содержанию бывают:

  • материальные;
  • духовные,
  • ограниченные;
  • разносторонние;
  • кратковременные;
  • устойчивые.

Также интересы могут быть:

  • положительные;
  • отрицательные;
  • непосредственные;
  • косвенные.

Побуждение, или мотив формируется тогда, когда человек осознанно стремиться к достижению определенной цели. Оно является важным компонентом сознательного, волевого, преднамеренного действия. Но не все мотивы осознаются человеком. Особенность развитого сознания считается способность формировать адекватный выбор мотивов. Мотивационная сфера человека помогает осуществить переход от одноуровневой системы побуждений к иерархически организованным комплексам, которые регулируются сознанием.

Идеал (от лат. «idealis» «образ», «идея») – высшая ценность, цель.

С точки зрения психологии, идеалом принято считать форму направленности человека, которая трансформируется в образ. Этому созданному образу индивид хочет или стремится подражать. подражать – копировать поведение, стремиться – упорно желать.

Определение особенностей темперамента

Темперамент – особый комплекс индивидуальных, относительно устойчивых качеств человека, которые определяют динамику деятельности психики, например, темп, ритм, быстроту, интенсивность психических процессов.

Идею о темпераменте выдвинул древнегреческий врач Гиппократ еще в V в. до н. Он полагал, что жизнедеятельность и здоровье человека зависят от:

  • крови;
  • лимф;
  • желтой желчи;
  • черной желчи.

Их отличающееся соотношения формируют психическое поведение. Люди отличаются друг от друга: кто-то ловчее, кто-то быстрее, кто-то эмоциональнее. Это происходит потому, что в организме каждого объем вышеперечисленных жидкостей разный. Отсюда берут свое начало четыре типа темперамента:

  • сангвиник, т.е. кровь;
  • флегматик, т.е. флегма, слизь;
  • холерик, т.е. желтая желчь;
  • меланхолик, т.е. черная желчь.

Гиппократ темперамент рассматривал, с точки зрения физиологии, а не психологии. Он говорил о том, что отдельный орган несет определенный темперамент.

С точки зрения психологии, это определение рассмотрел И. Кант. Его описание использовались во многих источниках. Но в настоящее время психологи пользуются учением о темпераментах Павлова И. В них исследователь описывает три базовых свойства нервной системы и четыре типичных:

  • сильный, уравновешенный, подвижный – сангвиник;
  • сильный, уравновешенный, инертный– флегматик;
  • сильный, неуравновешенный – холерик;
  • слабый – меланхолик.

Сангвиниками является человек с повышенной активностью, который стремиться к деятельности, общительности, обладает оптимистичным взглядом. Также ему свойственны сила и уравновешенность (они обеспечивают хорошую приспособляемость поведения), подвижность (отвечает за быстроту переключения внимания). У сангвиника наблюдается наиболее гармоничное сочетание процессов психики в какой-либо деятельности.

Флегматики же медлительные, но сильные. Для человека с таким типом темперамента характерны:

  • доминантный процесс торможения над возбуждением;
  • медлительность при трансформации впечатлений в образы;
  • инертность на стадии борьбы с мотивами;
  • ярко выраженная волевая активность, упорство;
  • целеустремленность.

Эти качества делают флегматика последовательным, добросовестным, надежным работником в определенном виде деятельности.

Холерик сильный и неуравновешенный. Его эмоциональная реакция проявляется достаточно бурно и активно, но они не устойчивы, поэтому вспышки активности не могут перейти в длительную деятельность. Характерные черты:

  • высокий темп процессов психики;
  • нестабильность эмоционального состояния (от радости до досады);
  • упорство;
  • порывистость.

Если холерика плохо воспитали, то у него могут проявляться такие качества как:

  • несдержанность;
  • неспособность к самоконтролю в эмоциональных ситуациях;
  • агрессивность в конфликте (применение насильственных действий).

Меланхолик обладает слабым и заторможенным характером нервных процессов, а также неуравновешенностью. Ему свойственно:

  • повышенная эмоциональность;
  • эмоциональная истощаемость;
  • чувствительность;
  • пессимистичность;
  • отсутствие желания контактировать с людьми;
  • неуверенность;
  • неизменность определенного круга общения;
  • частое ощущение страха;
  • склонность к переоцениванию характера угрозы;
  • легкая жертва для насильственных преступлений.

Помимо четырех основных типов темперамента существуют еще и промежуточные. Поэтому у каждого человека он индивидуален. В нем могут сочетаться черты всех четырех видов темперамента.

Темперамент не может прогнозировать мотивы поступков личности, он является природной и динамической основой характера.

Анализ свойств психики и темперамента человека начинаются с рассмотрения структуры и выделения доминирующих компонентов. Существует много методов психодиагностики, например, наблюдение, беседа, анкетирование. Для исследования темперамента чаще всего используют тестирование.

Сущность характера

Темперамент и характер тесно взаимосвязаны, но все же отличаются друг от друга.

Характер – система индивидуально-психических свойств человека, которые складываются и проявляются в деятельности и процессе коммуникации, определяющие способы поведения.

В юриспруденции и в психологии сложилось мнение, что характер позволяет легче прогнозировать поведение индивида. Формирование характера происходит под влиянием социальных условий, общественных, межличностных отношений, состояния здоровья и т. При каких-либо изменениях человека, характер воздействует на поведение и взаимоотношение с окружающим миром. Его базой являются морально-волевые свойства личности:

  • целостность (присутствует внутреннее единство мотивов и побуждений с поведением. Движущая сила – собственное мнение. Человек, обладающий таким характером, постоянен и способен противостоять внешним раздражителям. Индивид стремиться преодолеть препятствия, поэтому человек бывает недостаточно дипломатичен, чаще всего решает противоречия бескомпромиссным образом. Если такое качество характера выражено не ярко, то сложнее определить будущее поведение человека);
  • уравновешенность (особенность человека, которая может сохранить личную систему мотивов в неблагоприятных обстоятельствах. Характер отвечает за контроль активности психики, за ее прядок, стиль деятельности, а также за поддержание уверенности);
  • оригинальность (проявление индивидуального своеобразия. Формируется в борьбе с недостатками. Например, оптимизм и коммуникабельность могут быть внешними проявлениями, а на самом деле за ними скрываются твердый характер и цельность побуждений. Бесхарактерность тоже является проявлением характера);
  • сила (наличие энергии в движении к поставленной цели. Человек может мобилизовать возможности для определенного вида деятельности);
  • и т.д.

Классификация качеств характера, выражающие отношение человека к:

  • людям, коллективу, обществу (характер может быть как отрицательным, так положительным, например, эгоцентризм, отзывчивость, агрессивность, доброжелательность и т.д.);
  • себе (отношение к своему внешнему виду, к здоровью и т.д. По нему можно судить, как человек относится к другим, и наоборот. Свойства: скромность, обидчивость, мнительность и т.д.);
  • труду, профессиональной деятельности (добросовестность, аккуратность, безответственность, пунктуальность и т.д.);
  • вещам, материальному положению (доброта, корыстолюбие, аккуратность и т.д.).

В характере отражаются:

  • потребности;
  • интересы;
  • убеждения;
  • мировоззрение.

В психологии есть определение «акцентуация характера», его ввел немецкий психиатр Леонгард К. Термин означает избыточную выраженность и сочетание отдельных черт характера, которые представлены в виде крайних вариантов норм и граничат с психопатиями.

Интересные и правдивые описания характера возникли на стыке психологии и психиатрии. Эти изучения принадлежат клиницистам Юнгу К. , Кречмеру Э. , Ганнушкину П. , Леонгарду К. , Личко А. и т. Первые труды об изучении характера содержат небольшое число вариантов. Карл Юнг выделил два вида характера:

  • экстраверт;
  • интроверт.

Кречмер Э. тоже видели два типа:

  • циклоидный;
  • шизоидный.

Далее Ганнушкин предложил 7 разновидностей, а Леонгард и Личко – 11.

В современной психологии существует следующая классификация типов акцентуации характера:

  • циклоидный (чередование хорошего и плохого настроения с различным временным промежутком);
  • гипертимный (у человека постоянно приподнятое настроение, повышенная активность психики, стремление делать как можно больше дел, но при этом не завершать их);
  • лабильный (человек с резкой сменой настроения, которая зависит от происходящего вокруг него);
  • астенический (индивид с такой чертой характера быстро утомляется, раздражается, склонен к депрессиям и ипохондриям);
  • сензитивный (субъект обладает повышенной впечатлительностью, боязливостью и чувством неполноценности);
  • психастенический (свойственна высокая тревожность, мнительность, нерешимость);
  • шизоидный (чувство отгороженности, замкнутости, интроверсия, эмоциональная холодность, отсутствие сопереживания);
  • эпилептоидный (человек склонен к тоскливому настроению, конфликтам, к приступам агрессии);
  • застревающий (индивид часто подозревает кого-то, что-то, обладает болезненной обидчивостью, не принимает мнение других людей, нередко конфликтует);
  • демонстративный (такой человек склонен к лживости, авантюризму);
  • дистимный (субъект обладает пониженным настроением, склонностью к депрессии, пессимизмом);
  • неустойчивый (лицу важно мнение окружающих и поддается ему, постоянно ищет новые впечатления и эмоции, умеет легко устанавливать контакты, но имеет поверхностный характер);
  • конформный (человек зависим и беспрекословно подчиняется мнению других, обладает повышенной критичностью и инициативностью).

Формирование характера зависит от:

  • наследственности;
  • общественных отношений и деятельности;
  • темперамента;
  • подражания;
  • конфликтных ситуаций.

Психологи давно обсуждают проблему генетических основ характера. Многие из них считают, что они существуют. Это подтвердили такие исследователи как Кречмер, Шелдон и т. Но одновременно на характер оказывают влияние происходящее ситуации и общественные закономерности.

Темперамент играет существенную роль в формировании характера. Между ними есть физиологическая связь. Например, если темперамент содержит такие свойства как быстрота, ловкость, то и действия человека будут соответствующими. Темперамент формирует в характере такие свойства как:

  • пассивно-оборонительные;
  • агрессивные.

Характер развивается в процессе активной деятельности человека, зависит от его поступков. Часто повторяемые поступки превращаются в привычку, установки.

Характер также зависит от качественных особенностей установки человека, это доказано многими исследователями, например, Норкидзе В. Установка подразумевает готовность к :

  • движениям;
  • действиям;
  • к процессам психики (память, воображение и т.д.);
  • эмоционально-волевым реакциям;
  • понятиям;
  • мыслям.

Поэтому изменение характера связывают с трансформацией жизненных условий, навыков и т. Глубокая, длительная и устойчивая смена качеств характера определяются конфликтными процессами. Экстремальные ситуации формируют характер. Чтобы выработать необходимые черты, нужно каждый день заниматься самовоспитанием.

Психодиагностика характера реализуема при помощи таких методов как наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, тестирование и т.

Во время судебного разбирательства определение черт характеров является главным действием, так как по результатам можно объяснить и спрогнозировать поступки человека.

Определение совести, стыда и способностей

Совестью принято считать способность человека к:

  • нравственному самоконтролю;
  • самовыдвижению социальных обязанностей;
  • самооценке;
  • самокоррекции.
  • нравственным самосознанием индивида;
  • способностью к нравственному самоанализу, -осуждению и раскаянию.

Способности – качества психики, которые определяют эффективность овладения определенной деятельностью и совершенствованием.

К социально-обусловленным способностям относятся два типа:

  • коммуникативные (связаны со сферой взаимоотношений между людьми);
  • предметно-познавательные( связаны со сферой взаимодействия с материальными, духовными и природными предметами).

К коммуникативным способностям относят речь как:

  • средство общения, межличностное восприятие, оценка людей;
  • социально-психологическая адаптация;
  • умение устанавливать контакт;
  • умение влиять на людей;
  • и т.д.

К предметно-познавательным относят качества человека, которые обеспечивают эффективное выполнение любого вида практической, теоретической, художественной работы.

  • врожденные (база – генотипические анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга);
  • приобретенные (база –историческое происхождение, развитие в ходе обучения и воспитания. Сюда относятся речь, коммуникативность и т.д.)

Эффективное выполнение деятельности чаще всего зависит от сочетания способностей, реже от одной. Конкретно-психологические характеристики способностей помогают выделить общие качества человека:

  • интеллектуальные;
  • творческие;
  • самостоятельное принятие оптимальных решений в нестандартных ситуациях.

Развитие специальных способностей базируется на задатках, например, феноменальная память.

Под специальными способностями понимают психологические особенности человека, которые позволяют преуспеть в определенном роде деятельности. Талант (высокий уровень развития) и гениальность (высший уровень развития) включают в себя уровень и степень развития этих способностей. Чтобы понять, талантлив или гениален человек, необходимо посмотреть на его работу. Результат таких людей будет отличаться новизной подхода, составлять эпоху в развитии культуры и общества. Одаренностью принято называть своеобразие сочетания способностей.

Способности развиваются в двух направлениях:

  • в творческом (способность находить оригинальные решения в процессе конфликта);
  • в репродуктивном (уровень понимания знаний и овладения навыками).
Оцените статью
Добавить комментарий