Ханжа

Ханжество — значение слова и кто это такой ханжа

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo. Часто приходится слышать, как в ходе жаркой полемики один из оппонентов называет другого ханжой.

Как правило, человек, в адрес которого произнесли эту характеристику, чувствует себя оскорбленным и всячески пытается доказать обратное.

Кто же такой ханжа, и почему людям не нравится, когда их награждают этим прозвищем?

Значение слова ханжа

Слово «ханжа» имеет арабские корни и в буквальном переводе означает «паломник» или «мусульманин, совершивший паломничество в Мекку». В русском языке оно появилось в 18 веке и обрело иной смысл вследствие ироничного отношения к людям другой веры.

Согласно толковому словарю это слово может использоваться в двух значениях:

  • Лицемерный человек, демонстрирующий фальшивую набожность и доброчестие с целью достижения корыстных целей.
  • Ханжа — это человек с двойными стандартами, склонный порицать других людей за те же проступки, которые совершает сам.

Первая характеристика полностью соответствует классическому определению лицемера. Во втором случае помимо желания замаскировать свою истинную сущность, ханжа выступает в роли активного обвинителя.

Он не только вводит в заблуждение окружающих относительно собственной персоны, но также осуждает других людей за нарушение нравственных устоев. При этом сам ханжа даже не пытается соответствовать тем высоким стандартам, которые навязывает обществу.

Синонимы к слову – это пустосвят, двуличный, фарисей. Слова, противоположные по смыслу – святой, верующий, человек свободных взглядов.

Ханжество — это форма лицемерия

Из вышесказанного следует, что ханжа – это яркий представитель армии лицемеров, с которыми давно и пока безуспешно борется общество.

Вооружившись двойными стандартами, он легко адаптируется в социуме, искусно прикинувшись борцом за нравственные идеалы. Распознать притворщика бывает довольно сложно, для этого нужно проявить недюжинную проницательность.

Характерной особенностью ханжи является его склонность активно обвинять и навязывать свое мнение. В этом отношении он принципиально отличается от классического лицемера, которому достаточно только скрыть от окружающих свое истинное лицо.

Ханжество может быть сознательным и неосознанным. В первом случае оно помогает завоевать общественное признание и реализовать корыстный интерес, во втором – составляет основу мировоззрения, формирует личность и характер.

Осознанный притворщик искусно манипулирует другими, играя на их комплексах, страхах и чувстве вины. Жестоко обманывая окружающих, он добивается от них определенных действий и решений, которые выгодны только ему. Осознанный ханжа прекрасно понимает мотивы своих показных поступков, но никогда не признается в этом.

В случае неосознанного ханжества человек занимается самообманом из-за боязни быть самим собой и неспособности признать теневые стороны собственной личности. В глубине души он чувствует, что лукавит, но всеми силами демонстрирует соответствие принятым в обществе представлениям о морали, скрывая свою истинную природу, которая далека от совершенства.

Неосознанное ханжество сродни болезни. Далеко не каждый способен заметить в себе её коварные симптомы.

Как распознать ханжу

Распознать ханжу в себе и других — задача не из простых, но вполне решаемая. Перечислим основные черты ханжеского поведения:

  • Демонстративность в поступках, показная добродетель.
  • Приверженность стереотипам.
  • Впадение в крайности.
  • Критиканство и придирчивость.
  • Стремление поучать и навязывать свое мнение.
  • Несоответствие реальных поступков декларируемым лозунгам.
  • Отсутствие прямолинейности в высказываниях.

Ханжа – это человек, который демонстрирует окружающим свою приверженность морально-этическим нормам. Для большей убедительности он может публично покаяться в каком-нибудь мелком проступке.

Однако о своих настоящих прегрешениях этот притворщик, как правило, умалчивает. Как любой манипулятор, ханжа редко говорит о своих намерениях прямо. Он предпочитает добиваться от людей желаемого, внушая им ложные представления и мотивы.

Мышление этого человека подвержено стереотипам, что не позволяет ему формировать прогрессивный взгляд на вещи. А вот что действительно умеет делать ханжа – так это активно поучать, навязывать и критиковать.

Природа ханжества

Как уже говорилось, ханжество может носить неосознанный характер. В этом случае человек не способен заметить в себе его признаки. Психологи выделяют следующие причины неосознанного ханжеского поведения:

  • Узость кругозора.
  • Стереотипное мышление.
  • Незрелость психики.
  • Психологическая травма.

Узкий взгляд на вещи наряду с косным мышлением, полным стереотипов, не позволяет ханже объективно оценить происходящее вокруг, принять новые прогрессивные идеи. Этот человек буквально запрограммирован на определенные шаблоны поведения.

Все, что делается «не так» вызывает у него страх и ярость. К слову сказать, подобная характеристика в той или иной степени справедлива для очень многих людей.

Причинами ханжества могут быть незрелая психика либо незалеченная психологическая травма, спрятанная глубоко в подсознании. В этом случае человеку свойственно безосновательно обороняться и обвинять окружающих в тех грехах, которые он сам не прочь бы совершить или уже совершал когда-то.

Как бороться с ханжеством в себе и других

Психологи утверждают, что перевоспитать ханжу против его желания практически невозможно. Остается держаться от подобных людей подальше и следить за тем, чтобы самому не превратиться в одного из них.

Вот несколько рекомендаций, как победить ханжество в себе:

  • Признать за собой и другими право на несовершенство.
  • Отказаться от желания нравиться всем.
  • Быть откровенным с собой и окружающими.
  • Определить собственные цели и следовать им.
  • Быть открытым новому.
  • Отказаться от штампов.
  • Развивать в себе творческое отношение к жизни.

Когда человек начинает по-настоящему любить себя и принимать собственные недостатки, он перестает придираться к окружающим и обвинять их в своих проблемах. На место брюзжащего, вечно недовольного жизнью ханжи приходит открытая миру и людям самодостаточная личность (кто это?).

Склонение существительного «ханжа»

ПадежЕдинственное числоМножественное число

ИменительныйКто? Что?ханжа́ханжи́
РодительныйКого? Чего?ханжи́ханже́й
ДательныйКому? Чему?ханже́ханжа́м
Винительный (одуш. )Кого? Что?
ханжу́ханже́й
ТворительныйКем? Чем?ханжо́йханжо́юханжа́ми
ПредложныйО ком? О чём?ханже́ханжа́х

Синонимы к слову «ханжа»

  • И не нужно быть ханжой – пугаться, называть себя в соответствии с должностью или просто ласковыми словами – это только отвлекает, сбивает вас с толку.
  • – Большинство тех, кто протестует против коротких юбок и западного влияния, просто ханжи.
  • (все предложения)

Цитаты из русской классики со словом «ханжа»

  • Ханжа считает превратным толкователем того, кто вместе с ним не бьет себя в грудь, всуе призывая имя господне; казнокрад — того, кто вместе с ним не говорит, что у казны-матушки денег много; прелюбодей — того, кто брезгливо относится к»чуждых удовольствий любопытству»; кабатчик — того, кто не потребляет сивухи, а в особенности того, кто и другим советует от нее воздерживаться; невежда — того, кто утверждает, что гром и молния не находятся в заведовании Ильи-пророка.
  • Куда ни кинь, так клин: тот честен, так глупец; // Другой умен, так плут, ханжа, обманщик, льстец.
  • Богомольная старушка наша, однако, никогда не была ханжою и не корчила из себя монахини.
  • (все
    цитаты из русской классики)

Значение слова «ханжа»

ХАНЖА́2, -и́, ж. Прост. устар. То же, что ханшин. Семен Иванович раздобыл бутылку ханжи, очищенной нашатырем. Толстой, Похождения Невзорова, или Ибикус.

Все значения слова «ханжа»

  • лицемер
  • притворщик
  • лицемерка
  • льстец
  • лукавец
  • старая ханжа
  • становиться ханжами
  • не считать себя ханжой
  • Склонение
    существительного «ханжа»
  • Разбор по составу слова «ханжа»

ВсеИнструменты. ру, ООО

109451, Москва, ул. Братиславская, д. 16, корпус 1, помещение 3

8 800 550-37-70

Товары и услуги (293575)

Введите свое имя

Укажите свой Email

Напишите ваш вопрос

Даю согласие на обработку   персональных данных   в соответствии с «Политикой   конфиденциальности»

Другие предложения компании

ДИЗЕЛЬ N-F-06Перчатки Manipula Specialist ДИЗЕЛЬ N-F-06 р. 9/L П

FY-FЛампа Trommelberg 1000 Вт, 400 мм, для ИК сушек IR

F+R200Манометр Watts F+R200 радиальный 0-16bar, корпус 5

F+R200Манометр Watts F+R200 радиальный 0-6bar, корпус 80

F 32/160 CНасос PEDROLLO F 32/160 C без контрфланцев 4FN3214

Русский

Существительное, одушевлённое, общий род (может согласовываться с другими частями речи как мужского, так и женского рода), 1-е склонение (тип склонения 4b по классификации А. Зализняка).

Произношение

  • , лицемерный, неискренний человек, прикрывающийся показной, притворной добродетельностью, демонстрирующий лживые благочестие и набожность; лицемер ◆ Пускай ханжа глядит с презреньем // На беззаконный наш союз. М. Ю. Лермонтов, «Прелестнице», 1832 г.
  • , , или человек, чрезмерно озабоченный чужим ненадлежащим поведением и лицемерно порицающий чужие непристойные, по его мнению, поступки, поведение или точки зрения, часто одновременно допуская всё вышеперечисленное в отношении себя
  • рег. (новг., вят., сиб.) шатун, потаскун и попрошайка ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  • святой, верующий
  • человек свободных взглядов, либерал

Гиперонимы

Происходит от тур. ẋаdžу «паломник» от арабск. haǧǧ, haǧǧi — то же (наиболее распространённое объяснение). Согласный -н- может быть объяснён долготой ǯ в слове-источнике, но допустимо также экспрессивное происхождение. Сюда также ханже́й, ханжея́ «старовер», донск. (Миртов). Использованы данные словаря М. Фасмера. Список литературы.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Добавить примеры словоупотребления для всех значений с помощью
  • Добавить все семантические связи (отсутствие можно указать прочерком, а неизвестность — символом вопроса)
  • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

Ханжа II

Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 4b по классификации А. Зализняка); формы мн. не используются.

Корень: -ханж-; окончание: -а.

  • то же, что ханшин; традиционный китайский крепкий алкогольный напиток наподобие неочищенной хлебной водки, характерный своим мутноватым жёлтым цветом и специфическим запахом
  • , самогон, вообще всякий суррогат алкогольных напитков

Характеристика ханжи

Основные черты ханжества:

  • двойная мораль и двойные стандарты;
  • чрезмерно завышенные требования к окружающим.

Ханжа любит всех поучать и давить, настаивая на своем мнении. При этом его добродетельная и нравственная позиция абсолютно не соответствует собственному внутреннему содержанию.

Являясь в образе бескорыстия, искренности и благочестия, используются основные инструментарии: морализация, оценочные суждения, демагогия, софистика, ложь. Активно привлекаются в свой речевой арсенал такие слова и понятия, как; гуманизм, честность, справедливость, равенство, толерантность.

Ха́нжество — показная (демонстративная) форма благочестия и набожности при тайной или явной неверности исповедуемым идеям. Разновидность морального формализма и лицемерия. Как пишет Ноам Хомский, ханжа (лицемер) — это тот, кто прикладывает к другим стандарты, которые отказывается применять к себе.

Общество негативно относится к проявлениям ханжества, так как такое поведение рассчитано главным образом на публику или для самооправдания.

Основные характеристики ханжества:

  • демонстративность поведения;
  • несоответствие демонстрируемых человеком добродетелей его истинной сущности;
  • крайности в отрицании аморальности

Ханжество может быть сознательным (лицемерным) и бессознательным (неосознанным). Ханжество в форме сознательного лицемерия проявляется в своего рода «ношении маски» высокоморальной личности при явном осознанном несоответствии реального морального облика «маске» праведника. Ханжество в неосознанном виде может быть своего рода ложью самому себе, не вполне осознанным стремлением выделиться, завоевать доверие или уважение. В речеповеденческой сфере ханжа использует все резервы лжи, демагогии, софистики; в частности, активно используются расплывчатые понятия («справедливость», «честность», «благородство», «гуманизм», «помощь», «принципиальность» и под. Размытость семантики этих слов позволяет делать широкие и неверифицируемые заявления о наличии/отсутствии тех или иных качеств как у себя, так и у окружающих. Еще одна особенность — обильное использование оценочных суждений, особенно эмоционально выраженных, которые призваны заблокировать у слушателей стремление подвергнуть рациональной проверке обоснованность этих оценок. Попытка такую проверку предпринять провоцирует у ханжи обычно вполне театральную реакцию гнева, возмущения, негодования и тому подобного. Все это делает дискуссии с ханжой заведомо бесперспективными, противостояние мыслимо не в сфере слов, а в области изобличающих ханжу фактов.

Ханжество скрывает за собой недоверие к людям, подозрительность, пренебрежительное отношение, стремление манипулировать другими. Оно является отрицательной формой приспособительной реакции человека к моральным требованиям общества. Одной из причин, способствующих проявлениям ханжества в Европе, была утрированная религиозная мораль, чрезмерно акцентировавшая понятия греха, аскезы и т. Иногда ханжами становятся те, кто сам делает нечто, что вызывает порицание. Таким образом, человек оправдывает себя перед собой. То есть из бывших дам легкого поведения, многие становятся ханжами.

Нередко ханжество представляет собой скрытый конфликт, который может реализоваться в форме невроза.

фон Гильдебранд указывает на проблематичность однозначной оценки поведения как ханжеского. Сокрытие реальных черт собственной жизни и ее расхождение с декларируемыми нормами и идеалами может свидетельствовать не о нечестности в строгом понимании этого слова, а о наличии критики к себе со стремлением защитить окружающих от вредоносного влияния собственного поведения, переменить которое по тем или иным причинам оказывается невозможно.

Сходные понятия: самодовольство, фарисейство, пустосвятство, лицемерие, двуличность.

Человек, склонный к ханжеству, называется ханжо́й (именительный падеж — «ханжа»). Сходные понятия: святоша, пустосвят, лицемер.

Пустосвятство является формой религиозного поведения, занимающим промежуточное положение между ханжеством и суеверием. По словам Д. Фонвизина, «пустосвят почти никогда к обедне не поспевает. Он бежит в церковь отнюдь не затем, чтоб с умилением сердечным Богу помолиться, но чтоб перецеловать все иконы, которые губами достать сможет». В современной церковной практике употребляются схожие термины «обрядоверие» и «лубочное православие». Иногда ханжество в сфере религии принимает крайние формы прямой фальсификации с намеренным созданием эрзаца (обычно для получения социальных, материальных и иных выгод). Такого рода симулятивные практики часто эксплуатируют невежество окружающих, а равно и все виды наивной социальной мифологии, которая обильно представлена в религиозной сфере (наивная установка «Что ни поп, то батька» основана именно на мифологическом мышлении и мировосприятии).

ханжество в Викисловаре

Ханжество в Викицитатнике

  • Фарисеи (течение в иудаизме, приверженцы которого часто изображены ханжами в Евангелии)
  • Лицемерие
  • Двоемыслие
  • Расщепление сознания
  • Вытеснение

Что хуже – ханжество или цинизм?

Для сравнения подобных человеческих качеств нужно разобраться в их сущности. Цинизмом называют пренебрежение и безнравственное отношение к культурным традициям и ценностям, демонстративный отказ от соблюдения общепринятых социальных и моральных норм. В отличие от ханжества, цинизм предполагает открытое, откровенное высказывание своих идей без обмана и лицемерия.

Однозначного ответа на вопрос, какое поведение будет хуже – ханжеское или циничное, не существует. Большинство придерживается мнения, что ни первое, ни второе не приемлемо в обществе

Неважно, сознательное или неосознанное ханжество – это типичный пример лицемерия, а цинизм – откровенное пренебрежение правилами морали, и то, и другое – результат безнравственности и отрицания традиционных устоев, что недопустимо для развития порядочного и зрелого общества

Что такое ханжество?

Такой тип поведения, как ханжество это определенная форма самовыражения. Можно выделить некоторые особенности поведения ханжей:

  • оно отличается демонстративной приверженностью духовным идеям без истинной веры в них;
  • зачастую такие люди склонны к сознательному обману;
  • они выставляют свои поступки как бескорыстные, что не отвечает действительности;
  • при этом к окружающим предъявляются завышенные требования, которые не соблюдаются самим ханжой.

В большинстве случаев проявление ханжества может скрывать:

недоверие к окружающим;
осторожность в общении с людьми;
желание манипулировать определенными личностями.

Православное ханжество

Церковь позволяет человеку стать ближе к Богу, предоставляет возможность духовного развития и выбора своего жизненного пути. Соблюдение традиций и постов – самостоятельный выбор каждого. Религиозное ханжество представляет собой подмену искреннего соблюдения церковных заповедей ложной видимостью следования им. Ханжа выставляет себя благочестивым, бескорыстным, хотя зачастую не является таковым.

Подобное лицемерие не приближает человека к Богу, не делает ему чести, а иногда даже отталкивает. Не самой лучшей чертой характера считается ханжество, а поведение ханжи зачастую раздражает людей.

Важно помнить, что подобные моменты нельзя упускать при воспитании детей, а в противоположность им нужно рассказывать об искренности, доброте и честности. Пояснения:Ханжество — нравственное зло, разновидность морального формализма и лицемерия. Оно может быть сознательным лицемерием, циничным ношением маски, но может быть и бессознательным — ложью самому себе, не вполне осознанным стремлением выделиться, завоевать доверие. Ханжество сводится к тому, чтобы делать вид добродетели там, где хозяйничает порок

Оно скрывает за собой недоверие к людям, подозрительность, пренебрежительное отношение к индивидуальности человека. Ханжество превращает нравственность, с одной стороны, в показное благообразие, в формальное исполнение ритуала, с другой, в негласную полицию нравов, во взаимное соглядатайство и наушничество, в оправдание грубого вмешательства в личную жизнь каждого. Ханжество характеризуется резким контрастом между видимостью и сущностью, словом и делом. Типичным проявлением этого качества служит наставление других «на путь истинный», тогда как сам наставляющий куда как от него далёк

Пояснения:Ханжество — нравственное зло, разновидность морального формализма и лицемерия. Оно может быть сознательным лицемерием, циничным ношением маски, но может быть и бессознательным — ложью самому себе, не вполне осознанным стремлением выделиться, завоевать доверие. Ханжество сводится к тому, чтобы делать вид добродетели там, где хозяйничает порок. Оно скрывает за собой недоверие к людям, подозрительность, пренебрежительное отношение к индивидуальности человека. Ханжество превращает нравственность, с одной стороны, в показное благообразие, в формальное исполнение ритуала, с другой, в негласную полицию нравов, во взаимное соглядатайство и наушничество, в оправдание грубого вмешательства в личную жизнь каждого. Ханжество характеризуется резким контрастом между видимостью и сущностью, словом и делом. Типичным проявлением этого качества служит наставление других «на путь истинный», тогда как сам наставляющий куда как от него далёк.

Его можно распознать по постоянному подчёркиванию человеком собственного бескорыстия, склонностью к морализаторству. Ханжество связано с приспособленческой психологией, бюрократизмом и карьеризмом. Оно процветает в условиях, когда подавляющее большинство людей подменяет сознательное и убеждённое отношение к морали формальным исполнением её требований лишь в силу экономического, политического или духовного принуждения. Это характерно для отношений эксплуатации и угнетения, воспитывающих в людях подавленность, пассивность, безразличие к тому, что происходит вокруг них. В таких условиях среди массы людей всегда находятся добровольные охранители существующих порядков, которые выражают своё верноподданничество в опеке над благонадёжностью всех остальных. Ханжество в семье и детском коллективе действует угнетающе на психику ребёнка, заведомо культивируя низменные черты. Когда личность, обуянная стремлением быть лучше, раз за разом сталкивается с собственной неспособностью его удовлетворить, тогда из неё начинает «сочиться» Ханжество. Каждому, кто стремится стать лучше, постоянно угрожает опасность превратиться в ханжу. Только тому, кто махнул на себя рукой, кто не пытается стать более умелым, сильным или чутким, только тому Ханжество не грозит. Поэтому Ханжество не столько вина, сколько трагедия человека. Ханжеству противостоит воспитание, основанное на принципах гуманизма, открытости и искренности.

Проблема ханжества

Проблематика ханжества более остро рассматривалась еще столетие назад, а сейчас с повышением свобод и общей толерантности общества отходит постепенно в прошлое. Однако ее влияние оказывается довольно существенным, и некоторые моменты передаются людьми в качестве семейных сценариев, церкви продолжают держать прежний уклад, а бабушки и учителя пенсионного возраста продолжают травмировать молодую психику ханжескими замечаниями.

Именно ракурс проблемности был выбран для этого поведения, поскольку оно рождает недоверие и подозрительность со стороны окружающих, рушатся возможные социальные связи. Причем кроме вопроса доверия, что возможно решать на индивидуальном уровне, существует еще и проблематика манипулирования ханжами другими людьми – что ставит это качество в ряд пороков на общественном уровне.

Являясь моральным формализмом в своей крайней из точек развития, ханжество способно уничтожить все ценностные и моральные устои человечества. Все большее количество манипуляций заковывает человека в невозможность естественных, творческих проявлений, оставляет только один путь действия – предписанный ханжами. Но нельзя сказать, что их манипулятивное воздействие и декларирование благородных принципов приведет к увеличению процента человечности и толерантности. Наоборот, отсутствие внутренней чувствительности, понимания, прощения, а также жизнь по двойным стандартам в итоге приведет к краху.

Решение кроется в ослаблении влияния различных институтов морали (церкви, учебные заведения, духовные наставники) и замена концепции жестокого покарания за непослушание возможностью искупить свои недостатки, получить помощь в решении проблем. На уровне семьи необходимо создавать доверительные отношения и первоначально разбираться с причинами, приведшим человека к такому поступку или такому состоянию, а лишь потом рассказывать о принятых и допустимых нормах.

Пустосвятство

Пустосвятство является формой религиозного поведения, занимающей промежуточное положение между ханжеством и суеверием. По словам Д. Фонвизина, «пустосвят почти никогда к обедне не поспевает. Он бежит в церковь отнюдь не затем, чтоб с умилением сердечным Богу помолиться, но чтоб перецеловать все иконы, которые губами достать сможет». В современной церковной практике употребляются схожие термины «обрядоверие» и «лубочное православие». Иногда ханжество в сфере религии принимает крайние формы прямой фальсификации с намеренным созданием эрзаца (обычно для получения социальных, материальных и иных выгод). Такого рода симулятивные практики часто эксплуатируют невежество окружающих, а равно и все виды наивной социальной мифологии, которая иногда встречается и в религиозной сфере (наивная установка «Что ни поп, то батька» основана именно на мифологическом мышлении и мировосприятии).

Психология ханжества

За ханжеством скрывается недоверие к людям, пренебрежительное отношение, подозрительность и стремление манипулировать другими. Это отрицательная форма приспособительной реакции личности к моральным требованиям общества. Ханжа обожает демонстративное покаяние. Такой спектакль дает ему возможность убедить в своей беспристрастности, демократичности и бескорыстности. Для покаяния выбираются поступки, воспринимаемые публикой как достоинства, а не недостатки.

Ханжа в каждое свое действие, каждое слово и жест вкладывает возвышенные мотивы, скрытый смысл. Даже обычное покашливание или моргание, по мнению ханжи, должны нести смысловую нагрузку.

Ханжа никогда не скажет прямо о своем намерении, ему противоестественна прямолинейность. Он так строит свою речь, что его собеседник изъявляет желание сделать так, как необходимо ханже, считая, это своим решением. Но, на этом ханжество не останавливается. Он начинает капризничать, мяться, и, в конце концов, принимает желаемое. Когда услуга оказана, все представляется таким образом, как будто свершилось само собой.

Чем отличается ханжество от лицемерия

Ханжество и лицемерие хоть и считаются местами созвучными понятиями, не являются тождественными. Так ханжество представляет собой лишь часть, одно из направлений разнообразных форм лицемерного поведения.

Общее у данных понятий то, что мысли человека не сходятся с его поведением, у моральных ценностей есть два дна и несколько смыслов, то есть то, как человек оценивает свою жизнь, и жизнь других может в корне отличаться. Лицемерие – это чаще всего намеренная неискренность и скрытность, имеющая под собой практичные мотивы, личную выгоду или избегание неудач. Лицемер будет притворяться ради выгоды или собственного удовлетворения, но методы для данного маневра могут использоваться разнообразные. Ханжество же всегда ограничено моралью и благожелательностью, то есть любое поведение может прикрываться самыми разными благими намерениями и добродушием.

Лицемер не ждет от людей высоких нравственных поступков или того, что все остальные будут безоговорочно верить его двуличию – он разочарован в себе и будет разочарован в окружающих. Ханжа же будет проявлять к своим близким и просто знакомым изначально завышенные требования, более того, он может требовать соблюдения определенных норм от совершенно незнакомых людей и искренне удивляться, почему другие могут не соответствовать предписаниям тех морально-этических критериев, которые он пропагандирует.

Лицемер будет проявлять свое двуличие во всем, что касается выгоды, а вот ханжа будет таковым исключительно в моментах, касающихся лично его внутренней картины правильности. В случае с ханжой скорее будут преследоваться личные цели, такие как восстановление своей репутации, путем порицания других, разотождествление с собственными негативными проявлениями, манипуляция окружающими. Лицемеры всегда преследуют выгоду – завоевание хорошего расположения с целью получения прерогатив, предательство ради должности, материальное обеспечение.

  • Ханжество // Атеистический словарь / Под общ. ред. М. П. Новикова. — М.: Политиздат, 1985. — С. 474.
  • Фонвизин Д. И. Драматургия, поэзия, проза. М., 1989. — С. 204.
  • Пётр, игумен. О лубочном христианстве // Церковный вестник. 2005. № 10. — С. 12.
Оцените статью
Добавить комментарий