Взгляд на культуру и историю, которого придерживался Выготский

Добрый вечер, так как тема про Выготского Л. зашла с большим успехом, то сегодня я постараюсь осветить его главную концепцию — Культурно-историческую концепцию.

Эта концепция перевернула многие традиционные (старые, устоявшиеся) понимания на такие вопросы как: что такое психика, что такое психология и в целом как в этом всём задействован человек.

Выготский (1896-1934) – величайший советский психолог, основатель культурно – исторической концепции. С середины 1920-х работал над теорией психологии. Внёс большой вклад во многие отрасли психологической науки. Изучал вопросы воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии. Создал большую научную школу. Среди его учеников, многие стали выдающимися психологами: Л. Божович, В. Давыдов, П. Гальперин, А. Запорожец, П. Зинченко, А. Леонтьев, А. Лурия, Д. Эльконин.

Ключевые работы Выготского – «Мышление и речь», «Психология искусства», «Этюды по истории поведения», «Психология развития ребёнка» и т.

Выготский умер 11 июня 1934 года в Москве от туберкулёза. Последовавшая в СССР в середине 1930-х гг. переоценка взглядов на науку и культуру выразилась в забвении трудов Выготского вплоть до второй половины 1950-х, когда вновь стали публиковаться его работы.

В Культурно-исторической концепции, психика рассматривается, как «свойство высокоорганизованной материи». Что мы имеем в виду: «высокоорганизованная материя» – это мозг, поскольку это самое высшее, что появилось в ходе эволюции. мозг, который мы с вами имеем сейчас со всеми его сложными структурами и так далее. Он не всегда был таким и, следовательно, его функции также были гораздо проще раньше. В данном же определении имеется ещё одно понятие – «свойство», что указывает нам на то, что это не сам по себе мозг как материальный объект, а именно его свойство. мы можем упросить изначальное определение до «Свойство мозга, в его наивысшем развитии».

По мнению Выготского, человек обладает особым видом психики, а именно особым видом психических функций, которые полностью отсутствуют у животных. Давайте вновь разбираться, что же имеет в виду Выготский. Условно, развитие человека (его психику) можно поделить на две составляющие (составляющие, потому что развитие — это единый процесс, не разбивающийся на элементы)

-Натуральную. Развивающуюся биологически, обусловленную исключительно природой. На данной составляющей стоят животные и младенец. начало развития идёт с чего-то простого, как и в эволюции мозга, как мы уже говорили.

-Культурную. От слова культура. «культура» – это традиции, обычаи, ценности, нормы, искусство и т. , которые представлены не как что-то статичное, застывшее, а в динамике, т. в ходе истории культура также меняется, развивает, приобретает иной, отличный вид. Стоит отметить, что культура присуща только людям. В животном мире такого нет.

мозг есть и у животных, и у людей, и на начальном этапе его свойства и функции развиваются и у тех, и у тех сходным образом – простым, т. низшим. Но у животных есть только низшие психические функции. Затем же животное остаётся на данном уровне, а человек уже с самого детства включается в социальную среду, т. среду людей, которые имеют речь, у которых есть культура. И благодаря этой социальной среде, культуре человек начинает стремительно развиваться и доходит до высшего этапа, связанного с понятием Высшие психические функции. культура выступает в концепции Выготского как некое средство.

Таким образом в психологии есть понятие «опосредствованность», что буквально означает — что-то является посредником между чем-то, в данном случае культура посредник человеческого развития.

Основываясь уже на том, что мы с вами разобрали, перейдём к дальнейшим положениям концепции. Выготский говорит о том, что всякая ВПФ появляется на сцене дважды: сначала как интерпсихическая, а затем как интрапсихическая.

— Интерпсихическая – дословно можно трактовать как межличностная. Как мы с вами знаем, межличностная – это и есть социальная, т. развивающаяся сначала в социуме, во взаимодействии с другими людьми, в культуре. Как мы уже с вами и говорили, что переход от НПФ к ВПФ и состоит в том, что идёт это культурное, социальное развитие человека.

— Интрапсихическая – дословно можно трактовать как внутриличностная. То есть, сначала наше развитие происходит в социуме, опосредствуется культурой, и только потом это переходит во внутрь нас.

Таким образом, Выготский формулирует одно из основных положений, что:

ВПФ: социальны по происхождению (развиваются в социуме), опосредствованы по строению (культура посредник), произвольны по способу функционирования (произвольны – сознательны, противоположность непроизвольность – например, делаем что-то не осознавая).

К ВПФ относятся: память, мышление, внимание, восприятие, воображение, речь, воля, сексуальность.

Это нужно знать для того, чтобы понимать, как работает психика, понимать, как мы интериоризируем знания и др. , а также, чтобы понимать в целом развитие, взросление и т.

Говоря о детях и Культурно-исторической концепции — важна роль взрослых, именно общение с ними, взаимодействие со взрослыми в жизни ребёнка. Этот процесс взаимодействия ребёнка со взрослым называется СД (совместной деятельностью). Всякая функция в культурном развитии ребенка первоначально возникает в процессе СД и существует не в индивидуальном сознании, т. не внутри самого ребёнка, а между ребенком и взрослым, т. как мы уже говорили первое – это социальное начало.

Немного углубляясь в детскую психологию, нужно отметить ещё один важный закон Л. Выготского, а именно:

«Обучение ведёт за собой развитие»

Давайте проясним, для этого введём 2 термина: ЗАР и ЗБР.

· ЗАР (зона актуального развития) – это то, что ребёнок может сам сделать, без помощи кого – либо, то что ему доступно.

· ЗБР (зона ближайшего развития) – это то, что ребёнок может выполнить, сделать в СД со взрослым.

Ребёнок стоит изначально на ЗАР. Затем в СД со взрослым он начинает выполнять непосильные для него одного какие-то задачи (не в смысле математические, а в целом задачи). Таким, образом ребёнок перемещается в ЗБР. Затем ребёнок это уже хорошо осваивать со взрослым и может выполнять самостоятельно, т. это становится вновь посильным для него одного, а, следовательно, это вновь ЗАР.

Статья на тему «Культурно-историческая концепция Л. Выготского»

Двадцатые годы прошлого столетия стали поистине «золотым веком» в отечественной психологии. В данный период становятся известными такие имена, как Л. Выготский, А. Лурия, А. Леонтьев. Об открытиях, сделанных этими мыслителями в течение их жизни, в особенности о культурно-исторической теории Л. Выготского, не прекращаются бесконечные споры. О значении этого периода времени для развития психологии можно узнать из вступительной речи А. Асмолова к книге «Этюды по истории поведения»: «Более того, чем дальше во времени мы отходим от Л. Выготского, тем выше оцениваем его исторический рост, его роль в культуре и обществе»

Поистине неоценимый вклад в пополнение кладовой психологии знаниями внёс советский учёный Л. Выготский. «Не будет преувеличением назвать Выготского гением. Более чем за пять десятилетий в науке я не встречал человека, который сколько-нибудь приближался бы к нему по ясности ума, способности видеть сущность сложнейших проблем, широте познаний во многих областях науки и умению предвидеть дальнейшие пути развития психологии», — так писал швейцарский психолог Жан Пиаже

Человек является социальным существом, поэтому его развитие определяется условиями общества, в котором он живёт. По словам Л. Выготского, высшие психические функции, а именно: восприятие, воображение, память мышление и речь – возникли в ходе культурного развития общества, поэтому нет сомнений в том, что они имеют социальное происхождение. Сознательно регулируемые внимание и память, мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений, способность к самостоятельному развитию и организации собственной деятельности, а также связная речь являются продуктом исторического развития социума и присущи только человеку разумному.

«Внесение в советскую психологическую науку исто­рического подхода к развитию психических процессов человека, борьба за создание конкретной психологиче­ской теории сознания и в связи с этим углубленное экс­периментальное изучение развития понятий у детей, раз­работка сложного вопроса о соотношении обучения и умственного развития ребенка — таков был вклад» Л. Выготского в советскую психологию. Изначально психологи считали, что высшие психические функции заложены с рождения, а в коллективе развиваются. На самом деле, как доказал Л. Выготский, эти функции начинают своё становление и развитие на основе низших, тем самым поведение человека становится осознанным, произвольным. Львом Семёновичем доказано, что высшие «функции сперва складываются в коллективе в виде отношений детей, затем становятся психическими функциями личности»

По мнению Л. Выготского, личность ребёнка получает полноценное развитие только тогда, когда биологическое и социальное начала развиваются вместе, взаимодействуя друг с другом. В противоположном случае, нарушение одного из них приведёт нарушению формирования личности. Например, вполне здоровый физиологически ребёнок, оказавшийся вне общества, становится социальным инвалидом, так называемым, ребёнком-Маугли. Роль среды в развитии ребёнка меняется прямо пропорционально его возрасту.

Значение культурно-исторической концепции для педагогики Л. Выготского неоценимо. В основе личностно-ориентированного подхода в образовании лежит определение Льва Семёновича о том, что личность – это сложный психологический механизм, выполняющий определённые функции. Данное утверждение говорит о том, что каждый ребёнок – неповторимая личность, обладающая набором только ей присущих свойств и качеств, поэтому требует к себе определённого отношения, внимания. Также положения концепции оказали влияние на появление и становление культурологического метода в педагогике. По Л. Выготскому, «личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития». Ребёнок познаёт культуру общества, в котором пребывает, усваивает её ценности

На почве, подготовленной культурно-исторической концепцией, в психологии зародилась школа, из которой впоследствии вышли А. Леонтьев, А. Лурия, А. Запорожец, Л. Божович, П. Гальперин, Д. Эльконин, П. Зинченко, Л. Занков и другие. Каждый из них внёс свой вклад в науку. Развивая идеи школы Л. Выготского, Д. Эльконин создал собственное научное направление в детской и педагогической психологии, систему развивающего обучения, которая уже существует более 50 лет.

На основе вышесказанного можно сделать следующие выводы. Культурно-историческая теория Л. Выготского раскрывает специфические особенности психического развития социального существа – человека, который всесторонне развивается благодаря взаимодействию биологического и социального начал. Благодаря научному вкладу Л. Выготского возникли культурологический подход в образовании, используемый также в начальных классах, и школа. Из неё вышли замечательные учёные, плоды которых мы в настоящее время пожинаем.

Список использованной литературы

Выготский Л. Собрание сочинений: В б-ти т. Проблемы развития психики/Под ред. Матюшкина / Л. Выготский — М. : «Педагогика», 1983. – 368 с.

Выготский Л. Этюды по истории поведения: обезьяна, примитив, ребёнок. Социальная биография культурно-исторической психологии / А. Лурия — Москва: «Педагогика – Пресс», 1993. – 224 с.

Леонтьев А. Психологические воззрения Л. Выготского / А. Лурия — М. , 1956. – 366 с.

Пиаже Ж. Генетический аспект языка и мышления / Ж. Пиаже — М. : Педагогика-Пресс, 1994. – 526 с.

1 Выготский Л. , Этюды по истории поведения: обезьяна, примитив, ребёнок. Социальная биография культурно-исторической психологии / А. Лурия — Москва: «Педагогика – Пресс», 1993. – 224 с. 2-3.

2 Пиаже Ж. Генетический аспект языка и мышления / Ж. Пиаже — М. : Педагогика-Пресс, 1994. – 526 с.

3 Леонтьев А. , Психологические воззрения Л. Выготского / А. Лурия — М. , 1956. – 366 с.

4 Выготский Л. Собрание сочинений: В б-ти т. Проблемы развития психики/Под ред. Матюшкина / Л. Выготский — М. : «Педагогика», 1983. – 368 с.

Культурно-историческая теория развития психики и развития личности разрабатывалась Выготским и его школой (Леонтьев, Лурия и др. ) в 20-30 гг. XX в (одной из первых публикаций была статья «Проблема культурного развития ребенка» в журнале «Педология» в 1928 г.

В этом подходе Л. Выготский предлагает рассматривать социальную среду не как один из факторов, а как главный источник развития личности. В развитии ребенка, замечает он, существует как бы две переплетенных линии. Первая следует путем естественного созревания, вторая состоит в овладении культурой, способами поведения и мышления. По теории Выготского, развитие мышления и других психических функций происходит в первую очередь не через их саморазвитие, а через использование ребенком «психологических орудий», путем овладения системой знаков-символов, таких как — язык, письмо, система счета.

Развитие мышления, восприятия, памяти и других психических функций происходит через этап (форму) внешней деятельности, где культурные средства имеют вполне предметный вид и психические функции действуют вполне внешне, интерпсихически. Только по мере отработки процесса деятельность психических функций сворачивается, интериоризируется, вращивается, переходит из внешнего плана во внутренний, становится интрапсихической.

В процессе своей отработки и сворачивания вовнутрь психические функции приобретают автоматизированность, осознанность и произвольность. Если возникает затруднение в мышлении и других психических процессах, всегда возможна экстериоризация — вынесение психической функции вовне и уточнение ее работы во внешне-предметной деятельности. Замысел во внутреннем плане всегда может быть отработан действиями во внешнем плане.

Как правило, на этом первом этапе внешней деятельности все, что делает ребенок, он делает в сотрудничестве, вместе со взрослыми.

Как пишет Выготский, каждая психическая функция появляется на сцене дважды – сперва как коллективная, социальная деятельность, а затем как внутренний способ мышления ребенка.

Именно сотрудничество с другими людьми является главным источником развития личности ребенка, а важнейшей чертой сознания является диалогичность.

Сознание развивается через диалог: диалог ребенка со взрослым либо диалог взрослого со взрослым. Даже превращаясь во внутренние психические процессы, высшие психические функции сохраняют свою социальную природу – «человек и наедине с собой сохраняет функции общения». Согласно Выготскому, слово относится к сознанию как малый мир к большому, как живая клетка к организму, как атом к космосу. «Осмысленное слово есть микрокосм человеческого сознания».

Выготский вводит понятие «зона ближайшего развития» — это то пространство действий, которые ребенок пока не может выполнить сам, но может осуществить вместе со взрослыми и благодаря им. По взглядам Выготского, только то обучение является хорошим, которое упреждает развитие.

Для Выготского личность есть понятие социальное, то, что в нем привнесено культурой. Личность «не врожденна, но возникает в результате культурного развития» и «в этом смысле коррелятом личности будет отношение примитивных и высших реакций».

Другой аспект теории Л. Выготского — представление о развитии не как о ровно-постепенном, а как о стадиальном, ступенчатом процессе, где периоды ровного накопления новых возможностей сменяются этапами кризиса. Кризис, для Выготского, это бурный, иногда драматический этап слома (или переосмысления) старого багажа и формирование нового способа жизни. Кризисы бывают болезненны, но они, по взглядам Выготского, неизбежны. С другой стороны, явное неблагополучие ребенка во время кризиса вовсе не закономерность, а лишь следствие неграмотного поведения родителей и других взрослых, воспитывающих ребенка.

И еще один важнейший момент, где Л. Выготский оказался, похоже, первооткрывателем, это тезис об активности ребенка. О чем идет речь? Обычно ребенок рассматривался как некоторый объект, подвергающийся активности взрослого — воздействию внушений, положительных или отрицательных подкреплений. И даже если в трудах Б. Скиннера оперантное обусловливание вроде бы говорит об активности того, чье поведение так или иначе подкрепляется, Скиннер никогда не рассматривал ребенка как того, кто сам активно влияет на взрослого, нередко управляя им в большей степени, чем взрослый управляет ребенком.

Концепция Выготского была разработана в 20-30 годах прошлого столетия. В разработке культурно- исторической концепции Л. Выготского также принимали участие его ученики  —  советские ученые А. Лурия и А. Леонтьев.

Выготский и соавторы концепции рассматривают в качестве основного источника развития личности социальную среду. По мнению Выготского, развитие ребенка происходит по двум связанным между собой направлениям  —  естественному созреванию и овладению культурой, поведенческими навыками и мышлением.

Согласно культурно-исторической концепции, мышление и другие психические функции развиваются путем применения ребенком системы знаков и символов  —  языка, письма, счета.

Как среда влияет на развитие ребенка

Среда в культурно исторической концепции развития психики человека рассматривается как один из главных факторов (кроме наследственности) развития личности. Выготский разделял идеи К. Маркса о том, что присвоение личностью определенных орудий производства тождественно развитию нескольких способностей. В этом автор культурно-исторической концепции видел развитие, как приспособление к среде, в которой находится человек.

Точка зрения Выготского легла в основу современных концепций развития ребенка. Согласно культурно-исторической концепции, человек  —  существо социальное. Вне социума у него не могут развиться качества, которые развиваются во взаимодействии с другими людьми. По Выготскому, в сотрудничестве с другим человеком,  приспособлении к социуму у ребенка формируются высшие психические функции.

Позже они приобретают характер индивидуальных функций личности. Например, речь сначала возникает как средство коммуникации, а потом переходит на внутренний уровень и активизирует интеллектуальные процессы.

С возрастом отношение личности к среде меняется. Это значит, что роль среды тоже меняется. Выготский рассматривал среду через призму переживаний ребенка. Само понятие “переживание” Выготский назвал важнейшей психологической де ствительностью, с которой необходимо начинать изучать роль среды в развитии. Переживание  —  это комплекс многообразных влияний на личность со стороны внешних и внутренних обстоятельств.

Детское развитие подчиняется не только биологическим законам. В первую очередь, оно происходит в ходе приспособления к условиям среды через наследование видовых характеристик, а также через приобретение собственного опыта. Человек не имеет врожденных шаблонов поведения во внешней среде, поэтому он развивается через овладение формами и способами деятельности, которые исторически выработались в социуме.

Соотношение между обучением и развитием

Развитием Выготский называл процесс, в ходе которого тело, нервная система, психика и личность меняются на качественном и количественном уровне. Обучением автор культурно-исторической концепции называл целенаправленную передачу накопленного на протяжении многих лет опыта, знаний, навыков.

До появления работ Выготского существовали отличающиеся подходы к вопросам развития и обучения.

  • Обучение и развитие  —  независимые друг от друга процессы. Развитие протекает, как созревание.
  • Обучение связано с внешним использованием потенциала развития.

Обучение  —  надстройка над развитием, которая не меняет его сущность. Если нужно проанализировать, насколько развита личность, то необходимо разделять то, что происходит в результате обучения и является следствием развития.

В своих работах Выготский рассматривает развитие и обучение как взаимосвязанные, но не тождественные процессы. По мнению ученого, развитие происходит независимо от обучения, между двумя процессами имеются сложные отношения.

Обучение предшествует развитию, активизирует его. По времени эти процессы не совпадают, сложная взаимосвязь между ними на протяжении жизни меняется. Выготский причислял к обучению общение, сотрудничество между ребенком и взрослым, во время которого маленький человек открывает для себя предметы, учится использовать их. Обучение является движущей силой развития личности и фактором, который создает возможность управлять собственным поведением.

В своей концепции Выготский выделил 2 понятия, касающиеся соотношения когнитивного развития индивида и его соотношения с обучением. Этим понятиям он дал название зоны актуального и ближайшего развития.

Работы Выготского показали, что фактическое соотношение интеллектуального развития и возможностей обучения определяются тем, на каком уровне находится актуальное развитие и зона ближайшего развития. Она формируется через обучение и стимулирует развитие. Обучение эффективно только в случае, если оно предшествует развитию.

Понятие зоны ближайшего развития (ЗБР)

В своих работах Выготский применял понятие об уровнях развития:

  • Зона актуального развития  —  имеющийся у ребенка уровень овладения навыками и знаниями. В зоне актуального развития он может без посторонней помощи решать интеллектуальные задачи. Зная зону актуального развития, можно определить, какие структуры в психике ребенка уже сформировались, какие циклы развития уже пройдены.
  • Зона ближайшего (потенциального) развития  —  уровень, на котором ребенок способен справляться с заданиями только при поддержке взрослого или более опытного сверстника. Зона ближайшего развития считается более высоким уровнем, поскольку на нем ребенок (если ему помогает взрослый человек) справляется с более сложными заданиями, тем самым приобретает новый опыт.

Разница между уровнем актуального и ближайшего развития заключается в том, что первый дает понимание, насколько трудные задачи может решить ребенок. Второй (уровень ближайшего развития) показывает, каких результатов ребенок может добиться при поддержке взрослого или более знающего сверстника. Ориентируясь на зону ближайшего развития, можно понять, какие функции психики находятся на стадии созревания.

Зона ближайшего развития отражает психические функции, которые находятся на этапе становления. ЗБР формируется сначала при поддержке других людей, а затем переходит в форму внутренних психических процессов личности.

Основываясь на понятиях зоны актуального и ближайшего развития, Выготский пришел к выводам о том, что:

  • обучение является базой для формирования зоны ближайшего развития, которая затем переходит в область актуального развития;
  • обучение активизирует развитие, при этом включаются в работу не только созревшие функции, но и те, которые только созревают.

Обучение должно опережать развитие, поэтому педагогика должна быть направлена на зону ближайшего развития ученика. Задачи, которые сегодня ребенок способен решать при поддержке взрослого, он сможет завтра делать сам. Это значит, что воспитание и обучение играют основную роль в развитии ребенка.

Теория развития Л. Выготского — концепция культурно исторического становления личности человека

В культурно-исторической теории Выготского главная закономерность развития психики ребенка заключается в интериоризации им структуры внешней деятельности, совершаемой вместе со взрослым. В результате совместной деятельности меняется прежняя структура психических функций. Это проявляется тем, что действия ребенка становятся осознанными и произвольными.

Интериоризация выполняет роль социализации. В процессе интериоризации структура деятельности претерпевает трансформацию, сворачивается, а затем снова разворачивается, чтобы выстроить внешнюю социальную деятельность.

Универсальным орудием, которое задействовано в процессе изменения психических функций, выступает слово.

Выготский выделил такие основные положения культурно-исторической теории:

  • качественные изменения социальной ситуации, возникающие в процессе жизнедеятельности становятся основой развития психики;
  • обучение, воспитание  —  основные компоненты развития психики каждого человека;
  • первичная активность проявляется проявляется посредством развернутого выполнения действий на социальном уровне;
  • психические новообразования возникают на базе первичной формы жизнедеятельности;
  • процесс интериоризации происходит с использованием разных знаковых систем;
  • эмоции и интеллект человека находятся в единстве, они отражаются на его жизнедеятельности и сознании.

Суть концепции

Выготский рассматривал исторический подход как основной принцип формирования психики человека. Ученый противопоставил свое видение культурно-исторического развития натуралистической и биологической концепции личности.

Идеи об историческом развитии и трансформации психических механизмов в контексте онтогенеза и общественно-исторического развития Выготский сделал предметом психологических исследований. Трансформация понималась ученым как обязательный результат овладения предметами культуры при общении с другими людьми.

В процессе индивидуального развития переход от животной системы активности к человеческой, который совершает ребенок, заключается не просто в смене одной системы на другую, но в их одновременном и совместном развитии.

В основе исследований Выготского лежали 2 гипотезы:

  • отражающая опосредованный характер психических функций;
  • касающаяся происхождения когнитивных процессов на основе первоначальной внешней деятельности и интериоризированной.

В гипотезе об интериоризации психическая активность исходит из внешней, сохраняет ее основные черты  —  социальность и орудийность. В ходе исследования этих черт психической активности личности Выготский сформулировал также закон о высших психических функциях.

Произвольный характер высших психических функций автор концепции рассматривал с точки зрения целенаправленности. В процессе индивидуального развития ребенок овладевает умение управлять собственной психической деятельностью, учится запоминать, обращает внимание на малоинтересное, чтобы добиться поставленной цели.

Внутреннее орудие (знак, фиксированный в слове или другой системе) дает ребенку возможность овладеть деятельностью психической сферы. Речь Выготский трактовал как универсальную систему знаков, которая позволяет ребенку развить все остальные когнитивные функции.

В соответствии с первой гипотезой Выготского, специфические признаки психики человека возникают на фоне превращения непосредственных (“натуральных”) процессов в опосредованные. Происходит это за счет появления стимула.

Согласно второй гипотезы Выготского, схема психических процессов возникает в условиях, когда в качестве опосредующего звена выступает внешний стимул и соответствующий процесс принимает внешнюю форму. Этот постулат объясняет социальное происхождение нового психического образования, которое формируется в процессе общения.

По словам Выготского, все внутреннее первоначально носило внешний характер. Каждая высшая форма психической активности обязательно проходит стадию внешнего развития. В данном контексте под словом “внешний” имеется в виду “социальный”. Каждая высшая функция психики носила внешний характер потому, что была сначала социальной (в отношениях двух людей), а только потом перешла во внутренний план.

Идеи Выготского — за что их критикуют

Идеи Л. Выготского критиковали оппоненты и ученики. Большинство критических замечаний касались неоправданного противопоставления “биологических” и “культурных” функций психики. Также критиковались и другие идеи культурно-исторической теории Выготского:

  • рассмотрение механизма социализации с точки зрения языковых (знаково-символических) форм;
  • недооценка важности предметно-практической активности в развитии личности.

Второй аргумент заложил фундамент, на котором последователи Выготского разработали концепцию деятельности в психологии.

Культурно-историческая концепция Выготского рассматривает психику как свойство, присущее высокоорганизованной материи. Мозг в процессе эволюции развивался, его архитектура и функции усложнялись. Мозг современного человека —  результат развития в течение тысячелетий, а психика  — образование, формирующееся в процессе онтогенеза.

Оцените статью
Добавить комментарий