Вундт

Вильгельм Вундт известен как основоположник экспериментальной психологии как науки, а также как один из пионеров когнитивной и социальной психологии (психологии народов). Им была открыта первая психологическая лаборатория. Будучи энциклопедически образованным человеком, Вундт имел широчайшие эрудицию и сферу научных интересов. В психологии же его исследовательский подход был чрезвычайно скрупулезным: в его видении, психика человека представляет собой состоящий из отдельных деталей механизм, который можно разобрать и составные части которого можно рассмотреть по отдельности.

Научное сообщество времен Вундта относилось к самой возможности экспериментального подхода в психологии весьма скептично. Действительно, как можно давать глубинную психологическую интерпретацию внешней реакции на внешний же стимул и что вообще эта реакция может сказать об устройстве человеческой психики? С точки зрения экспериментальной науки того времени, реакция на стимул — нечто так или иначе наблюдаемое, физиологическое (сокращение мышцы, возбуждение нерва), но не внутренние, субъективные «ощущения» испытуемого (которые Вундт считал важнейшим показателем, точкой соприкосновения физического и психического).

Вундту удалось соединить в своем методе эмпирическую основательность физиологического эксперимента с чисто психологическим набором экспериментальных процедур. Ключом к этому стал изобретенный Вундтом знаменитый метод «интроспекции», или самопознания.

В научной среде у этого метода было множество противников, ведь он, как кажется, подразумевал, что изучающий и изучаемое — одно лицо, а человеческое сознание, будучи несовершенным, не может одинаково успешно справляться с двумя задачами одновременно: испытывать ощущение и интерпретировать его. Вундт запросто разрешил этот парадокс: при интроспекции следует рассматривать в первую очередь неожиданные, неумышленные психические реакции, и затем описывать их, не пытаясь при этом дать психофическое объяснение и обосновать такую реакцию физиологически. В методе Вундта соблюдались обязательные для любого эксперимента условия: была контролируемая переменная (внешние факторы, стимул), и неконтролируемый, исследуемый фактор — психическая реакция, отображаемая тремя переменными: качеством, интенсивностью и «тоном ощущения» (Gefuehlston).

Перу Вундта принадлежат бесчисленные статьи о физиологии людей и животных, о гипнозе, об истории, политике, философии, языкознании и о многом другом. Несмотря на широту своих интересов, Вундт не считал себя «мультидисциплинарным» исследователем; наоборот, его главным устремлением было создание всеобъемлющей научно-философской системы.

Детство

Вильгельм Макс Вундт родился 16 августа 1832 г. в Некарау. Он был последним, четвёртым ребенком в семье. Однако двое первых детей умерли в раннем детстве, а брат Людвиг учился и жил в Гейдельберге, у сестры матери. Получилось так, что Вильгельму досталась роль единственного ребёнка.

Отец Вундта был пастором, семья многим казалась дружной, однако позже Вундт вспоминал, что часто чувствовал себя одиноким и иногда получал наказания от отца за непослушание.

Почти все родственники Вундта были хорошо образованы и прославили семью в какой-либо науке. На Вильгельма подобных надежд никто не возлагал, его считали несерьёзным и неспособным к обучению. Подтверждал это и тот факт, что мальчик не смог сдать экзамены за 1-й класс.

Обучение

Во втором классе образованием мальчишки поручили заняться Фридриху Мюллеру, помощнику отца. Вильгельм полюбил наставника всей душой, он был ему даже ближе, чем родители.

Когда молодой священник был вынужден уйти в другой приход, Вильгельм был настолько сильно расстроен, что отец, видя страдания сына, разрешил ему пожить год до поступления в гимназию у любимого наставника.

В 13 лет Вундт начал обучаться в католической гимназии города Брухзаль. Учёба давалась ему с большим трудом, он значительно отставал от сверстников, отметки это подтверждали.

Вильгельм проучился в Брухзале всего год, потом родители перевели его в гимназию г. Гейдельберга, где он приобрёл настоящих друзей и стал пытаться быть прилежнее в учёбе. К 19 годам он освоил программу гимназии и был готов продолжить обучение в университете.

Вильгельм поступил в университет в Тюбингене, на медицинский факультет, затем получал медицинское образование ещё в трёх университетах.

Странный случай

Во время обучения в Гейдельберге у профессора Гассе Вильгельм Вундт работал ассистентом в женском отделении местной клиники, которой заведовал сам профессор. Из-за отсутствия денег студенту приходилось дежурить сутками, он так уставал, что его с трудом будили для обхода больных.

Однажды произошёл забавный случай. Ночью Вундта разбудили, чтобы он осмотрел больную тифом пациентку, находившуюся в бреду. Вундт отправился к ней в полусонном состоянии. Все действия он совершал механически: и разговаривал с сиделкой, и осматривал пациентку, и делал назначения. В результате вместо успокоительного молодой ассистент дал больной йод (тогда ему показалось, что это именно успокоительное). К счастью, пациентка сразу его выплюнула. Вундт понял, что произошло, только когда вернулся в свою комнату. Состояние полусна, в котором он действовал, не давало ему покоя. Утром он рассказал всё профессору и лишь тогда немного успокоился. Но этот случай произвёл на юношу очень глубокое впечатление. Вспоминая свои чувства, Вундт пришёл к выводу, что его восприятие тогда отличалось от действительности: расстояния казались больше, слова слышались как будто издалека, но в то же время на слух и зрительно он всё воспринимал правильно.

Вундт сравнил своё состояние с полуобморочным и охарактеризовал его как лёгкую степень сомнамбулизма. Это происшествие подтолкнуло Вильгельма Вундта к мысли отказаться от карьеры врача. Семестр будущий учёный провёл в Берлине, где обучался под руководством И. Мюллера, в 1856 году в Гейдельберге Вундт защитил докторскую диссертацию.

Карьера

В 1858 году Вундт стал ассистентом профессора Гельмгольца, принимал участие в исследовании различных проблем естественных наук.

Спустя 6 лет ему дали должность адъюнкт-профессора, Вундт проработал в родном университете ещё 10 лет. С 1867 года он начал читать лекции, которые пользовались большой популярностью у студентов.

В 1874 году Вильгельма Вундта пригласили в Швейцарию, в Цюрихский университет, и предложили преподавать там логику. Профессор принял приглашение, но через год вернулся в Германию и связал свою жизнь с Лейпцигским университетом, которому отдал почти 40 лет и в одно время даже занимал должность ректора.

Знаменитая лаборатория

В 1879 году Вундт на свои деньги создал первую в мире психологическую лабораторию.

Лаборатория Вильгельма Вундта стала образцом, по которому создавались аналогичные заведения в других университетах в разных точках земного шара.

Сначала она объединила всех, кто желал изучать психологию и философию в университетах Германии, а затем трансформировалась в центр для выпускников из Америки и Англии, заинтересовавшихся изучением психологических наук.

Позже Психологическая лаборатория Вильгельма Вундта стала Институтом экспериментальной психологии (прообраз современных исследовательских институтов).

Особенности работы лаборатории

Изначально в лаборатории проводились исследования по трём направлениям:

  • ощущения и восприятия;
  • психофизические особенности;
  • время реакции.

Позже Вундт предложил изучать ещё ассоциации и чувства.

Как отмечали ученики, сам Вильгельм Вундт эксперименты в лаборатории не проводил. Он не задерживался там дольше, чем на 5-10 минут.

Метод обучения был весьма своеобразен: Вундт выдавал ученикам листочки с экспериментальными задачами, проверял отчёты о работе и решал, чей труд достоин публикации в «Философских исследованиях». Этот журнал создал сам профессор для размещения в нём работ своих учеников.

Лекции

Почему студенты так любили посещать лекции Вундта? Давайте попробуем понять, в чём их магия. Для этого обратимся к воспоминаниям учеников великого профессора, попробуем перенестись на сто с лишним лет назад и окажемся сами на студенческой скамье перед автором бессмертных психологических трудов.

Итак. Распахивается дверь и входит Вундт. Он одет во всё чёрное, от обуви до галстука. Худой и немного сутулый, узкоплечий, он кажется намного выше своего реального роста. Густая шевелюра немного поредела на макушке, её прикрывают локоны, поднятые с боков.

Громко шагая, Вундт идёт к длинному столу, должно быть, для экспериментов. На столе стоит небольшая переносная полка для книг. Профессор несколько секунд выбирает подходящий кусочек мела, затем поворачивается к аудитории, опирается на полку и начинает лекцию.

Он говорит негромко, но в аудитории уже через минуту воцаряется мёртвая тишина. Голос Вундта не самый приятный на слух: густой баритон иногда переходит в нечто, похожее на лай, однако пламенность и выразительность речи не позволяли ни одному слову быть неуслышанным.

Лекция проходит на одном дыхании. Вундт не пользуется никакими записями, взгляд лишь изредка падает на руки, которые, кстати, ни секунды не лежат спокойно: они то перебирают бумаги, то совершают какие-то волнообразные движения, то помогают аудитории понять суть материала, иллюстрируя речь профессора.

Вундт завершает лекцию точно в срок. Так же сутулясь и громко топая, он покидает аудиторию. Завораживает, правда?

Книги

Вундт оставил после себя огромное научное наследие. За свою жизнь он написал более 54 000 страниц (не зря в детстве профессор мечтал стать знаменитым писателем).

Многие книги Вильгельма Вундта издавались и переиздавались при его жизни. Его вклад в науку был признан всем мировым научным сообществом.

  • Первая книга Вильгельма Вундта «Очерки по изучению мускульного движения» вышла в 1858 г. Эта книга была написана, когда интересы учёного ещё не выходили за рамки физиологии, хотя он уже начинал «подбираться» к изучению психологии.
  • В том же году была опубликована первая часть труда «Очерки по теории чувственного восприятия». Полностью книга «К теории чувственного восприятия» вышла в 1862 году, когда были опубликованы все 4 очерка.
  • 1863 г. — знаменательный год для всего психологического сообщества. Именно тогда была выпущена работа «Лекции о душе человека и животных», где Вундт очертил круг важных проблем экспериментальной психологии.
  • В 1873-74 гг. опубликованы «Основы физиологической психологии» — стержень нового направления в психологии.
  • Мечта о создании социальной психологии (культурно-исторической) привела к работе над фундаментальным трудом учёного, пожалуй, ключевого и самого важного в его жизни. «Психология народов» состоит из 10 томов, которые публиковались на протяжении 20 лет, с 1900-го по 1920-й.

Личная жизнь

Личная жизнь профессора сегодня почти никому неизвестна. Биография Вильгельма Вундта интересовала всех с точки зрения его вклада в науку. Вот так за занавесом профессии теряется незаурядная личность.

Вильгельм Вундт был очень скромным, в быту непритязательным. Всё в его жизни было чётко упорядочено, о чём свидетельствуют дневники его супруги, Софи Мау:

  • Утро — работа над рукописями, знакомство с новыми публикациями, редактирование журнала.
  • Полдень — работа в университете, посещение лаборатории, встречи с учениками.
  • Вторая половина дня — прогулка.
  • Вечер — приём гостей, разговоры, музицирование.

Вундт не был беден, его семья жила в достатке, имелась и прислуга. В его доме всегда были рады гостям.

Вклад в науку

Как бы банально это ни звучало, вклад в психологию Вильгельма Вундта действительно нельзя переоценить. Вокруг профессора и его лаборатории образовалась огромная школа студентов из разных стран, ей интересовались и коллеги-учёные. Постепенно психология приобрела статус отдельной опытной науки. В этом и заключалась заслуга профессора. Создание лаборатории, где исследуются не лягушки или крысы, а человек и его душа, стало революционным открытием. Начали создаваться сообщества учёных-психологов, исследователей, экспериментаторов, открылись лаборатории и кафедры, публиковались журналы. А в 1899 году состоялся первый международный конгресс.

Вильгельм Вундт умер в 1920 году. Но идеи его живы до сих пор.

«Отец экспериментальной психологии» Вильгельм Вундт был человеком интересным. В детстве он любил фантазировать, мечтал стать писателем, но смог «собрать волю в кулак» и, приложив немало усилий, окончил школу и заставил себя интересоваться наукой. Однако он всегда подходил к знаниям с точки зрения того, что можно получить опытным путём. Он во всём был последовательным, и в науке, и в жизни. Мы постарались показать вам Вундта как человека, хотя в его случае понятия «человек» и «учёный» слились воедино.

ВУНДТ (Wundt) Виль­гельм (16. 1832, Нек­ка­рау близ Ман­гей­ма, Ба­ден – 31. 1920, Грос­бо­тен близ Лейп­ци­га), нем. пси­хо­лог, фи­зио­лог, фи­ло­соф, ло­гик, язы­ко­вед, ос­но­ва­тель экс­пе­ри­мен­таль­ной пси­хо­ло­гии. Ро­дил­ся в се­мье лю­те­ран­ско­го свя­щен­ни­ка, изу­чал ме­ди­ци­ну в ун-тах Тю­бин­ге­на, Гей­дель­бер­га, Бер­ли­на, Кар­лс­руэ. С 1858 ра­бо­тал ас­си­стен­том в физио­ло­ги­че­ской ла­бо­ра­то­рии Г. Гельм­голь­ца в Гей­дель­берг­ском ун-те, опуб­ли­ко­вал ряд круп­ных ра­бот по фи­зио­ло­гии мы­шеч­но­го со­кра­ще­ния и гис­то­ло­гии. За­ни­ма­ясь опы­та­ми по фи­зио­ло­гии ор­га­нов чувств, за­ин­те­ре­со­вал­ся пси­хо­ло­гич. про­бле­ма­ми вос­при­ятия. В про­чи­тан­ном в Гей­дель­бер­ге пер­вом кур­се лек­ций по пси­хо­ло­гии («Vorlesungen über die Menschen-und Tierseele», Bd 1–2, 1863) стре­мил­ся объ­е­ди­нить ес­теств. -на­уч. под­ход к фе­но­ме­нам соз­на­ния с эле­мен­та­ми эм­пи­рич. фи­ло­со­фии И. Гер­бар­та и Дж. Мил­ля. С 1864 проф. ан­тро­по­ло­гии и ме­ди­цин­ской пси­хо­ло­гии в Гей­дель­бер­ге, в 1874 проф. ин­дук­тив­ной фи­ло­со­фии (ло­ги­ки) в Цю­ри­хе, с 1875 проф. фи­ло­со­фии в Лейп­циг­ском ун-те, где в те­че­ние по­сле­дую­щих 45 лет сис­те­ма­ти­че­ски ра­бо­тал над соз­да­ни­ем на­уч. пси­хо­ло­гии и её ин­ститу­цио­наль­ным от­де­ле­ни­ем от фи­ло­со­фии. В 1879 на собств. сред­ст­ва ор­гани­зо­вал в Лейп­ци­ге пер­вую в ми­ре пси­хо­ло­гич. ла­бо­ра­то­рию (с 1882 Ин-т экс­пе­рим. пси­хо­ло­гии Лейп­циг­ско­го ун-та). В этом ин-те учи­лись, ра­бо­та­ли или про­шли ста­жи­ров­ку прак­ти­че­ски все ос­но­ва­те­ли на­цио­наль­ных пси­хо­ло­гич. школ, в т. рос. – В. Бех­те­рев, Н. Лан­ге и Г. Чел­па­нов; по об­раз­цу ин-та В. строи­лись все пси­хо­ло­гич. ла­бо­ра­то­рии то­го вре­ме­ни. Лек­ции В. поль­зо­ва­лись ог­ром­ной по­пу­ляр­но­стью, со­би­ра­ли сот­ни слу­ша­те­лей.

По В. , пси­хо­ло­гия – нау­ка о фе­но­ме­нах соз­на­ния, опи­раю­щая­ся на экс­пе­рим. ме­тод (экс­пе­рим. ин­трос­пек­цию) и ис­поль­зую­щая в ка­че­ст­ве тео­ре­тич. мо­де­лей ана­ло­гии из хи­мич. ис­сле­до­ва­ний («мен­таль­ная хи­мия»), напр. по­иск про­стей­ших не­де­ли­мых «эле­мен­тов» пси­хи­ки и за­ко­нов их взаи­мо­дей­ст­вия. стре­мил­ся от­гра­ни­чить пси­хо­ло­гию как от до­на­уч­ных опи­са­ний «спо­соб­но­стей ду­ши», так и от по­пы­ток фи­зио­ло­гич. ре­дук­цио­низ­ма: фи­зио­ло­гич. и пси­хо­ло­гич. про­цес­сы не­сво­ди­мы друг к дру­гу, они про­те­ка­ют па­рал­лель­но, под­чи­ня­ясь раз­ным за­ко­но­мер­но­стям (прин­цип пси­хо­фи­зич. па­рал­ле­лиз­ма). Пред­ме­том пси­хо­ло­гии яв­ля­ет­ся опи­са­ние струк­ту­ры не­по­сред­ст­вен­но­го опы­та, ко­то­рый от­кры­ва­ет­ся нам в ин­трос­пек­ции (см. Ин­трос­пек­тив­ная пси­хо­ло­гия), но мо­жет и дол­жен ис­сле­до­вать­ся так­же опо­сре­до­ван­но, с по­мо­щью объ­ек­тив­ных ме­то­дов (из­ме­ре­ние вре­ме­ни ре­ак­ции, час­то­ты пуль­са и т. Вслед за Г. Лейб­ни­цем В. ис­хо­дил из су­ще­ст­во­ва­ния двух уров­ней соз­на­ния – пер­цеп­ции и ап­пер­цеп­ции. Ес­ли для пер­цеп­ции ха­рак­тер­но диф­фуз­ное осоз­на­ние с до­ми­ни­ро­ва­ни­ем ас­со­циа­тив­ных свя­зей (см. Ас­со­циа­ция), то про­цес­сы яс­но­го соз­на­ния яв­ля­ют­ся ре­зуль­та­том ап­пер­цеп­ции – творч. син­те­за, в ос­но­ве ко­то­ро­го ле­жит во­ле­вое уси­лие, пе­ре­во­дя­щее вос­при­ни­мае­мые со­дер­жа­ния в «фо­кус» вни­ма­ния. Воз­ни­каю­щие при этом струк­ту­ры ощу­ще­ний и чув­ст­во­ва­ний под­чи­ня­ют­ся за­ко­нам осо­бой пси­хо­ло­гич. при­чин­но­сти (напр. , за­ви­си­мость час­ти от це­ло­го).

раз­ра­бо­тал трёх­мер­ную тео­рию эмо­ций, со­глас­но ко­то­рой лю­бое со­дер­жа­ние соз­на­ния мо­жет быть ло­ка­ли­зо­ва­но в про­стран­ст­ве трёх ко­ор­ди­нат: «удо­воль­ст­вие – не­удо­воль­ст­вие», «на­пря­же­ние – рас­слаб­ле­ние», «воз­бу­ж­де­ние – ус­по­кое­ние». В 20 в. эта тео­рия по­лу­чила под­твер­жде­ние в ис­сле­до­ва­ни­ях зна­че­ний слов с по­мо­щью фак­тор­но­го ана­ли­за (см. Пси­хо­се­ман­ти­ка).

В те­че­ние по­след­них два­дца­ти лет жиз­ни В. ра­бо­тал над 10-том­ной «Пси­хо­логи­ей на­ро­дов» («Völkerpsychologie» Bd 1–10, 1900–20), пер­спек­ти­ва ко­то­рой, как он пи­шет в ав­то­био­гра­фии («Er­lebtes und Erkanntes», 1920), бы­ла на­вея­на фи­ло­со­фи­ей ис­то­рии Г. Ге­ге­ля. «Пси­хо­ло­гия на­ро­дов» про­дол­жа­ет тра­ди­цию куль­тур­ной и лин­гвис­тич. ан­тро­по­ло­гии K. фон Гум­больд­та и «эт­ни­че­ской пси­хо­ло­гии» нем. учё­ных М. Ла­ца­ру­са и Х. Штейн­та­ля (см. Пси­хо­ло­ги­че­ское на­прав­ле­ние в язы­ко­зна­нии) и на­ме­ча­ет кон­ту­ры бу­ду­щей куль­тур­но-ис­то­ри­че­ской пси­хо­ло­гии, ос­но­ван­ной на ис­сле­до­ва­нии язы­ка, ми­фов, обы­ча­ев и куль­тур­ных ар­те­фак­тов. По В. , в об­лас­ти та­кой «на­дын­ди­ви­ду­аль­ной пси­хо­ло­гии» ис­поль­зо­ва­ние экс­пе­ри­мен­та не­воз­мож­но, да и не нуж­но, т. здесь уже «про­экс­пе­ри­мен­ти­ро­ва­ла» са­ма ис­то­рия. В ос­но­ве язы­ка как про­яв­ле­ния пси­хич. ак­тив­но­сти ле­жит ин­стинкт са­мо­вы­ра­же­ния: стрем­ле­ние к со­об­ще­нию сво­их пред­став­ле­ний, чувств, аф­фек­тов. Язык пред­став­ля­ет со­бой часть об­шир­ной сфе­ры «вы­ра­зи­тель­ных дви­же­ний» (Ausdrucksbewegungen), вклю­чаю­щих ми­ми­ку, жес­ты, зву­ко­вые сиг­на­лы. Це­ло­ст­ный под­ход к язы­ку про­явил­ся, в ча­ст­но­сти, в трак­тов­ке пред­ло­же­ния как струк­ту­ри­ро­ван­но­го смы­сло­во­го ком­плек­са, из ко­то­ро­го в хо­де ана­ли­за мо­гут быть вы­чле­не­ны лек­сич. и грам­ма­тич. эле­мен­ты. Идеи В. ока­за­ли боль­шое вли­я­ние на язы­ко­зна­ние нач. 20 в. , в ча­ст­но­сти на И. Бо­ду­эна де Кур­те­нэ, на ран­не­го Л. Блум­фил­да, на фи­ло­со­фию язы­ка и ми­фа Э. Кас­си­ре­ра.

В ра­бо­тах по ло­ги­ке В. под­чёр­ки­вает пси­хо­ло­гич. при­ро­ду нор­ма­тив­ных для мыш­ле­ния че­ло­ве­ка ло­гич. за­ко­нов. В эти­ке В. был сто­рон­ни­ком «кол­лек­ти­виз­ма», счи­тая, что ин­те­ре­сы лич­но­сти долж­ны под­чи­нять­ся ин­те­ре­сам об­ще­ст­ва, а нрав­ст­вен­ность це­ле­на­прав­лен­но фор­ми­ро­вать­ся в про­цес­се со­циа­ли­за­ции и вос­пи­та­ния во­ли.

В ини­ции­ро­ван­ной В. про­дол­жит. дис­кус­сии о гра­ни­цах при­ме­не­ния экс­пе­рим. ме­то­да в пси­хо­ло­гии в чис­ле его осн. оп­по­нен­тов вы­сту­пи­ли ис­сле­до­ва­те­ли па­мя­ти (Г. Эб­бин­га­уз) и пред­ста­ви­те­ли Вюрц­бург­ской шко­лы (К. Бю­лер, О. Кюль­пе).

ГУМАНИСТИ́ЧЕСКАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ, на­прав­ле­ние пси­хо­ло­гии, по­ста­вив­шее сво­ей це­лью изу­че­ние че­ло­ве­ка в его выс­ших про­яв­ле­ни­ях, та­ких как раз­ви­тие и са­мо­реа­ли­за­ция лич­но­сти, её цен­но­сти и смыс­лы, лю­бовь, твор­че­ст­во, сво­бо­да, от­вет­ст­вен­ность, ав­то­но­мия, глу­бин­ное об­ще­ние, транс­цен­ден­ция и т. Сфор­ми­ро­ва­лась в США к нач. 1960-х гг. , полу­чив назв. «треть­ей си­лы» в амер. пси­хо­ло­гии в свя­зи с тем, что её пред­ста­ви­те­ли про­ти­во­пос­тав­ля­ли се­бя как би­хе­вио­риз­му, рас­смат­ри­вав­ше­му че­ло­ве­че­ское по­ве­де­ние по ана­ло­гии с по­ве­де­ни­ем жи­вот­ных и как пол­но­стью за­ви­ся­щее от внеш­них сти­му­лов, так и пси­хо­ана­ли­зу, под­верг­ну­то­му кри­ти­ке за пре­уве­ли­че­ние ро­ли не­осоз­на­вае­мых вле­че­ний и ком­плек­сов в жиз­ни че­ло­ве­ка. С 1961 из­да­ёт­ся «Жур­нал гу­ма­ни­сти­че­ской пси­хо­ло­гии» («Journal of Huma­nistic Psychology»), в 1962 ор­га­ни­зо­ва­на Амер. ас­со­циа­ция Г. , в 1970 со­сто­ял­ся 1-й Ме­ж­ду­нар. кон­гресс гу­ма­ни­стич. пси­хо­ло­гии.

В це­лом Г. пред­став­ля­ет со­бой кон­гло­ме­рат разл. школ, раз­де­ляю­щих об­щие цен­но­сти и об­раз че­ло­ве­ка как це­ло­ст­но­го, ак­тив­но­го, твор­че­ско­го су­ще­ст­ва, на­де­лён­но­го по­тен­ция­ми к раз­ви­тию и са­мо­реа­ли­за­ции, об­ла­даю­ще­го оп­ре­де­лён­ной сте­пе­нью сво­бо­ды от внеш­ней де­тер­ми­на­ции, ру­ко­во­дствую­ще­го­ся смыс­ла­ми и цен­но­стя­ми в сво­бод­ном вы­бо­ре сво­его от­но­ше­ния к внеш­ним об­стоя­тель­ст­вам, спо­соб­но­го транс­цен­ди­ро­вать ус­ло­вия сво­его су­ще­ст­во­ва­ния и да­же се­бя са­мо­го. Осн. па­фос ра­бот пред­ста­ви­те­лей Г. Мас­лоу, Р. Мэй, К. Род­жерс, Ш. Бю­лер, Дж. Бюд­жен­тал и др. ) об­ра­щён про­тив гос­под­ства в пси­хо­ло­гии сци­ен­ти­ст­ско­го, ме­ха­ни­стич. под­хо­да к че­ло­ве­ку, пе­ре­не­сён­но­го из ме­то­до­ло­гии ес­теств. на­ук.

Пе­ре­жи­ва­ние че­ло­ве­ком ми­ра и се­бя в ми­ре рас­смат­ри­ва­ет­ся в Г. как гл. пси­хо­ло­гич. ре­аль­ность, при­чём сам мир по­ни­ма­ет­ся фе­но­ме­но­ло­ги­че­ски – как дей­ст­ви­тель­ность, дан­ная субъ­ек­ту в его опы­те, пе­ре­жи­ва­нии, пре­лом­лён­ная че­рез приз­му смы­слов и цен­но­стей субъ­ек­та. Уни­каль­ность ка­ж­до­го че­ло­ве­ка, де­лаю­щая ана­лиз отд. слу­ча­ев столь же пра­во­мер­ным ме­то­дом ис­сле­до­ва­ния, как и ста­ти­стич. обоб­ще­ния, вы­во­дит­ся пред­ста­ви­те­ля­ми Г. не из ин­ди­ви­ду­аль­ных раз­ли­чий, обу­слов­лен­ных на­след­ст­вен­но­стью и ус­ло­вия­ми сре­ды, но пре­ж­де все­го из уни­каль­но­сти жиз­нен­ных це­лей и смы­слов, реа­ли­зуе­мых че­ло­ве­ком. Че­ло­ве­че­ская жизнь рас­смат­ри­ва­ет­ся как еди­ный про­цесс ста­нов­ле­ния и бы­тия: че­ло­век яв­ля­ет­ся од­но­вре­мен­но тем, кто он есть, и тем, кем он стре­мит­ся быть.

, опи­раю­щая­ся на идей­ные тра­ди­ции гу­ма­низ­ма Но­во­го вре­ме­ни, ис­пы­та­ла влия­ние разл. ва­ри­ан­тов фи­ло­со­фии эк­зи­стен­циа­лиз­ма, а так­же фе­но­ме­но­ло­гии и ря­да вос­точ­ных фи­лос. -ре­лиг. уче­ний (ин­те­рес Г. к рас­ши­ре­нию воз­мож­но­стей че­ло­ве­ка и из­ме­нён­ным со­стоя­ни­ям соз­на­ния, ус­та­нов­ка на цен­ность пе­ре­жи­ва­ния «здесь и те­перь» и др. Идеи, близ­кие Г. , со­дер­жа­лись в позд­них ра­бо­тах А. Ад­ле­ра и К. Юн­га, а так­же у ря­да др. пси­хо­ло­гов 1930–1960-х гг. Ол­порт, Г. Мюр­рей, Г. Мёр­фи, Дж. Кел­ли, Э. Фромм).

Воз­ник­но­ве­ние Г. бы­ло свя­за­но с куль­тур­ной си­туа­ци­ей в по­сле­во­ен­ной Аме­ри­ке, с ши­ро­ким рас­про­стра­не­ни­ем стра­ха пе­ред бу­ду­щим, оди­но­че­ст­ва и от­чу­ж­дён­но­сти. Раз­ру­ше­ние тра­диц. сис­те­мы цен­но­стей и праг­ма­ти­за­ция жиз­ни по­ро­ди­ли кон­фликт ме­ж­ду стрем­ле­ни­ем к ис­крен­ним и глу­бо­ким че­ло­ве­че­ским от­но­ше­ни­ям и не­воз­мож­но­стью их ус­та­но­вить. , явив­шись од­ной из по­пы­ток ос­мыс­ле­ния этих кри­зис­ных яв­ле­ний, ока­за­ла влия­ние на мо­ло­дёж­ную контр­куль­ту­ру 1960-х гг. , в ча­ст­но­сти на дви­же­ние хип­пи с его ори­ен­та­ци­ей на са­мо­рас­кры­тие лич­но­сти «здесь и те­перь» и т.

об­лас­ти прак­тич. при­ло­же­ния Г. – пси­хо­те­ра­пия, в кон­тек­сте ко­то­рой за­ро­ди­лись и бы­ли раз­ви­ты мно­гие из идей, об­ра­зую­щих фун­да­мент Г. , и пе­да­го­ги­ка, ос­но­ван­ная на прин­ци­пе не­ди­рек­тив­но­го взаи­мо­дей­ст­вия учи­те­ля с уче­ни­ком, ко­гда учи­тель не пы­та­ет­ся фор­ми­ро­вать лич­ность, а соз­да­ёт ус­ло­вия для её са­мо­реа­ли­за­ции и раз­ви­тия творч. спо­соб­но­стей. Од­ним из по­пу­ляр­ных при­ло­же­ний Г. ста­ли тре­нин­ги, на­прав­лен­ные на лич­но­ст­ный рост и меж­лич­но­ст­ное об­ще­ние. В рус­ле Г. бы­ли раз­ра­бо­та­ны по­лу­чив­шие ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние по­ня­тия са­мо­ак­туа­ли­за­ции (А. Мас­лоу), лич­но­ст­но­го рос­та (К. Род­жерс), са­мо­рас­кры­тия (С. Джу­рард), ау­тен­тич­но­сти (Дж. Бюд­жен­тал) и др.

ПСИХОЛОГИЯ, ИСТОРИЯ.

Зарождение психологических идей.

До 19 в. психология не была независимой научной дисциплиной, ее трудно было отделить от философии.

Процесс становления психологии как науки прошел долгий путь, он начался в глубокой древности с первых мифологических представлений о душе, объединенных названием «анимизм» (от лат. anima – душа).

Общее для анимистических представлений – это вера в то, что мир насыщен душами-призраками, обитающими в телах людей, животных, растений и даже в неодушевленных предметах. Из древнейших анимистических представлений возник гилозоизм (от греч. hyle – вещество и zoe – жизнь) – учение о всеобщей одушевленности материи: весь мир (универсум, космос) – изначально живой, наделенный способностью ощущать, запоминать и действовать. В основе гилозоизма лежал принцип монизма (все сущее – порождение единой первичной праматерии). Гилозоизм впервые «поставил» душу (психику) под общие законы природы. Этим учением утверждался непреложный и для современной науки постулат об изначальной вовлеченности психических явлений в природные процессы, о зависимости психического от материального мира.

Выдвигая общие вопросы о природе души, ее функциях, отношении к организму и макрокосму, древние мыслители внесли вклад не только в учение об основных проблемах данной области знания. Их попытки дать содержательный ответ на поставленные вопросы также не прошли бесследно, так как накопленные ими фактические сведения о деятельности человека стали отправным пунктом и предпосылкой последующей эмпирической работы.

Открытые две с половиной тысячи лет назад идеи организации (системности) Анаксагора, причинности Демокрита и закономерности Гераклита стали основой познания душевных явлений. Софисты и Сократ поставили акцент на исследовании самого человека как «меры всех вещей», заложили основу для создания техники диалога, – методики, которая впоследствии сыграет ключевую роль в психологических исследованиях мышления; Платон, родоначальник философии идеализма, обратил внимание на феномен «внутренней речи» и процесс интериоризации (от лат. internus – внутренний), впервые описал конфликт мотивов.

Многие из древних философов (Демокрит, Анаксагор, Гиппократ, Аристотель, Теофраст, Гален и др. ) являлись естествоиспытателями в самом строгом смысле слова. Их суждения и гипотезы базировались на наблюдаемых фактах, на изучении организма (в доступных им пределах).

Аристотель.

Особый вклад в построение предмета психологии принадлежит Аристотелю. Вершиной античных психологических изысканий считается его трактат О душе – первое систематическое исследование по проблеме души. Впервые здесь дается исторический обзор мнений предшественников по этому вопросу. Сам Аристотель, будучи учеником Платона, отвергает идею отделенности идей от вещей, он исходит из того, что каждая вещь является единством формы и материи. Душа – форма живого органического тела, она заставляет тело осуществлять программу, заложенную в организме как цель его развития: растение стремится быть растением, животное – животным. Тело и все его органы – инструменты на службе у души, она – суть, причина и цель действий тела.

Аристотель выделял два начала души – душа как энтелехия, т. первопричина тела, уничтожающаяся при его разрушении, и душа как проявление божественной сущности, приходящей в тело и выходящей из него в момент смерти. Орган нахождения души в человеке – сердце.

Суммируя известные к тому времени точки зрения о функциях и проявлениях души, Аристотель дал собственное истолкование их в систематической форме в виде учений о познании, эмоциях и характере. Общие положения его систематики можно обнаружить и в современном психологическом знании (в учении о психических функциях). В учении о познании Аристотель выделяет следующие процессы – ощущение, которое происходит через уподобление воспринимаемому объекту посредством пяти органов чувств; общее чувство – восприятие общих качеств и объединение ощущений в образ. Орган общего чувства – душа.

Было выделено и три вида памяти: низшая, сохраняющая копии предметов; собственно память, присоединяющая к образам предметов временные характеристики и высшая память – воспоминание, в котором участвуют умозаключения. Из воспоминаний складывается опыт, на основании которого воображение образует представления.

Функция мышления – составление суждений на основании постижения общего в понятиях. Общее – это то, что есть всегда и везде. Орган мышления – нус – часть души, свойственна только человеку и не прикреплена ни к какому органу. Существует низшее мышление (мнение или предположение) и три вида высшего мышления: логическое, интуитивное и мудрость. Существуют два вида ума – теоретический (его задача – поиск истины о вещах), и практический, направленный на осуществление деятельности.

Чувства Аристотель рассматривал в тесной связи с общей активностью. Аффекты, считал он, сами по себе не являются ни добродетелями, ни пороками. О человеке судят по его делам, а в аффекте сказывается лишь манера поведения. Он не видел смысла в подавлении аффекта, т. без них невозможны и героические поступки, и наслаждение искусством. Страстям и аффектам противостоит по Аристотелю устойчивость характера, который выражает сущность человека. Аристотель ввел представление о катарсисе – очищении в страдании, которое мы испытываем при воздействии искусства трагедии.

Все действия человека бывают произвольными и непроизвольными в зависимости от того, где находится основание действия – вне субъекта или в нем самом. Волевыми являются действия на основе тщательного взвешивания мотивов и по разумному стремлению.

Аристотель дал описание душевных качеств и нравов людей в соответствии с их возрастом, социальным положением, профессией. Ученик Аристотеля Теофраст продолжает это начинание – в трактате Характеристики дает описание уже 30 характеров. Это стало началом традиции составления классификаций типов людей.

Философская мысль все более интересовалась этической составляющей человека, поиском путей к счастью.

Оцените статью
Добавить комментарий