Впервые в России открыта экспериментальная психологическая лаборатория

метки: Психология, Человек, Обучение, Деятельность, Групповой, Закон, Согласно, НаиболееТЕСТ ПО ПРЕДМЕТУ «ПСИХОЛОГИЯ»Психология занимает центральное место согласно классификации наук:а) В. Вернадского; б) Б. Кедрова; в) М. Ломоносова; г) Ф. Бэкона. Выстраивать психологию по образцу развитых наук (физики и химии) как «статику и динамику представлений» предлагал:а) И. Гербарт; б) Дж. Милль; в) Г. Фехнер; г) Э. Вебер. Психология как самостоятельная наука оформилась:а) в 40-х гг. XIX в. ; б) в 80-х гг. XIX в. ; в) в 90-х гг. XIX в. ; г) в начале XX в. Идея неразделимости души и живого тела и рассмотрения психологии как целостной системы знаний впервые была предложена: а) Эпикуром; б) Демокритом; в) Аристотелем; г) Б. Спинозой. Признание психологии как самостоятельной науки было связано:а) с созданием специальных научно-исследовательских учреждений;б) с развитием метода интроспекции;в) с развитием метода наблюдения;г) с выходом трактата Аристотеля «О душе». Термин «психология» в научный оборот ввел: а) Р. Декарт; б) Г. Лейбниц; в)Х. Вольф; г) Аристотель. Психология как наука о сознании возникла: а) в XV в. ; б) в XVI в. ; в) вXVIIв. ; г) в XVIII в. Психология как наука о поведении возникла: а) в XVII в. ; б) в XVIII в. ; в) в XIX в. ; г)в XXв. (бихевиоризм)Определение психологии как науки о душе было дано:а) более трех тысяч лет тому назад; б) более двух тысяч лет тому назад; в) в XVI в. ; г) в XVII в. Первые представления о психике были связаны:а) с нейропсихизмом; б) с биопсихизмом; в) с анимизмом; г) с панпсихизмом. Термин «эмпирическая психология» был введен: а) в XVI в. ; б) в XVII в. ; в)в XVIIIв. ; г) в XIX в. 27 стр. , 13251 словПсихология как наука. Основные исторические этапы развития психологической наукиИзучение отношения психики к ее телесному субстрату отражает суть такой проблемы психологии, как:а) психофизиологическая;б) психосоциальная; в) психопраксическая; г) психогностическая. Согласно идеалистическим представлениям психика – это:а) неотъемлемое свойство материи; б) свойство мозга, отражение объективной реальности;в) функция мозга; г) образ бесплотной сущности. Психика по отношению к своему носителю не выполняет функцию:а) отражения объектов экстрапсихической реальности;б) аккумулирования опыта жизнедеятельности;в) трансформации и прогнозирования внешних воздействий;г) регуляции вегетативных изменений. Психология – это наука о функциях сознания согласно:а) функционализму; б) структурализму; в) бихевиоризму; г) психоанализу. По К. Юнгу, та часть психики человека, которая отражает внешнюю по отношению к его организму реальность, называется: а)экзопсихикой; б) эндопсихикой; в) интропсихикой; г) экстраверсией. Психическим явлением является: а) нервный импульс; б) рецептор; в)интерес;г) сердцебиение. Отражение отдельных свойств предметов и явлений материального мира представляет:а) ощущение; б) восприятие; в) память; г) воображение. Психические процессы как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях рассматривал:а) С. Рубинштейн, б) А. Лурия; в) П. Гальперин;г) А. Леонтьев. Психический процесс создания чего-то нового в форме образа, представления или идеи называется:а) ощущением; б) восприятием; в) мышлением; г) воображением. К числу наиболее древних понятий психологии принадлежит понятие:а) мотива; б) личности; в) темперамента;г) способностей. Особенности онтогенетического развития психики изучает психология:а) медицинская; б) социальная; в) возрастная;г) общая. Научное течение, возникшее на рубеже XIX–XX вв. , обусловленное проникновением эволюционных идей в педагогику, психологию и развитием прикладных отраслей психологии, экспериментальной педагогики, называется:а) педагогией; б) педологией;в) дидактикой; г) психопедагогикой. 11 стр. , 5124 словТема: психология группОсновоположником российской педологии является: а)А. Нечаев; б) В. Бехтерев; в) К. Ушинский; г) Н. Ланге. а) во второй половине XIX в. ; б) в начале XX в. ; в) в середине XIX в. ; г) на рубеже XIX–XX вв. Основателем зарубежной педологии считается:а) С. Холл;б) Дж. Дьюи; в) Дж. Уотсон; г) У. Джемс. Педология была объявлена лженаукой и прекратила существование в нашей стране:а) в 1928 г. ; б) в 1932 г. ; в) в 1936 г. ;г) в 1939 г. Франкл известен как основоположник:а) индивидуальной психотерапии; б) рациональной психотерапии; в)логотерапии; г) социальной терапии. Автором психодрамы является: а)Я. Морено; б) В. Франкл; в) К. Хорни; г) Ф. Перлз. Основные направления в психологии, на которых базировалась экспериментальная социально-психологическая наука:а) бихевиоризм, гештальт-психология, психоанализ;б) бихевиоризм, психоанализ, когнитивные теории, интеракционизм;в) интеракционизм, трансактный анализ, социальная драматургия;г) теории когнитивного соответствия, необихевиоризм, неофрейдизм;д) теории групповых процессов, теория когнитивного диссонанса, теория конгруэнтности. Концепции психологии масс содержали в себе важные социально-психологические закономерности:а) взаимодействия людей в толпе;б) отношений массы и элиты;в) влияния средств массовой культуры на общественное и индивидуальное сознание;г) верны только ответы А и В;д) все ответы верны;е) все ответы неверны. «Отцом» эмпирической психологии является:а) Г. Лейбниц; б) Б. Спиноза; в) Х. Вольф; г) Дж. Докк. Большая социальная группа — это:а) исторически сложившаяся группа;б) группа, имеющая регуляторы социального поведения; в) стихийная группа;г) социальная группа, объединяющая большое количество людей, не связанных обязательными личностными контактами. Стили лидерства (авторитарный, демократический, попустительский) впервые были описаны в:а) теории черт (Бэрд, Стогвилл);б) ситуационной теории лидерства (Хартли);в) ролевой теории лидерства (Гордон, Шериф);г) школе групповой динамики (К. Левин);д) синтетической теории лидерства. Среди видов групповой сплоченности исключите лишнее:а) эмоционально-личностная; б) национально-этническая; в) целевая; г) ценностная. Межличностные конфликты представляют собой:9 стр. , 4412 словТеория социально-культурной деятельности как специальная отрасль знанийа) столкновение относительно равных по силе и значимости, но противоположно направленных мотивов;б) столкновение, не имеющее реальных противоречий между субъектами;в) ситуацию столкновения интересов групп или социальных общностей;г) столкновение взаимодействующих людей, чьи цели либо взаимно исключают друг друга, либо несовместимы в данный момент;д) ситуацию, ведущим компонентом которой являются ее рациональные оценки участниками. а) является одним из способов понимания другого человека;б) выражается в уподоблении себя другому человеку;в) является одним из механизмов усвоения опыта;г) как понятие наиболее глубоко разработано в психоанализе;д) верны ответы Б и В;е) все ответы верны. К психологическим характеристикам группы относятся:а) групповые интересы; б) групповые потребности; в) групповые нормы;г) групповые ценности; д) групповые цели; е) все ответы верны. В социальной психологии под рефлексией понимается:а) познание субъектом самого себя;б) осознание действующим субъектом того, как он воспринимается партнером по общению;в) бессознательное стремление откликнуться на проблемы другого человека;г) аффективно окрашенное понимание себя в контексте социальных отношений;д) принятие позиции другого человека. Поршнев утверждал, что главной психологической характеристикой группы является:а) переживания «свой – чужой»; б) наличие «Мы-чувства»; в) отсутствие доверия к другим группам;г) аутгрупповой негативизм; д) рефлексия границы группы; е) совпадение индивидуальных и групповых ценностей. Социальная установка на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент, называется:а) аттитюд;б) аттракция;в) гиперболизация; г) стереотипизация; д) социальная категоризация; е) идентификация. Психический процесс зависит от производящих его факторов согласно принципу:а) индетерминизма; б) развития; в) детерминизма;г) системности. С материалистической точки зрения психические явления рассматривал:а) Р. Декарт; б) Б. Спиноза; в) Т. Гоббс; г) Платон. Принцип, требующий рассматривать психические явления в постоянном изменении, движении, называется принципом:а) детерминизма; б) развития;в) перехода количественных изменений в качественные; г) объективности. Философское течение, акцентирующее роль разума в приобретении знаний, называется:а) персонализмом; б) экзистенциализмом; в) рационализмом;г) иррационализмом. Отличительная черта отечественной психологии – использование категории:а) деятельности;б) бессознательного; в) подкрепления; г) интроспекции. При определении деятельности как объекта психологического исследования был вычленен такой аспект изучения психики, как: а)процессуальный; б) генетический; в) философский; г) эволюционный. 10 стр. , 4744 словИстория развития групповых методов в практической психологииПсихический процесс зависит от производящих его факторов согласно принципу:а) управления; б) развития; в) детерминизма; г) системности. Положение о единстве сознания и деятельности впервые выдвинул:а) С. Рубинштейн;б) А. Леонтьев; в) Г. Ковалев; г) Л. Выготский. Методологической основой бихевиоризма является:а) пантеизм; б) позитивизм; в) неотомизм; г) редукционизм. Методология бихевиоризма тесно связана:а) с иррационализмом; б) с механистическим пониманием поведения; в) с футуризмом; г) с эволюционизмом. Философской основой гуманистической психологии является:а) позитивизм; б) экзистенциализм; в) прагматизм; г) рационализм. Ананьев относит лонгитюдный метод исследования:а) к организационным методам; б) к эмпирическим методам;в) к способам обработки данных; г) к интерпретационным методам. Целенаправленное, планомерно осуществляемое восприятие объектов, в познании которых заинтересована личность, является: а) экспериментом; б) контент-анализом; в)наблюдением; г) методом анализа продуктов деятельности. Длительное и систематическое наблюдение, изучение одних и тех же людей, позволяющее анализировать психическое развитие на различных этапах жизненного пути и на основе этого делать определенные выводы, принято называть исследованием:а) пилотажным; б) лонгитюдным;в) сравнительным; г) комплексным. Понятие «самонаблюдение» является синонимом термина:а) интроверсия; б) интроекция; в) интроспекция;г) интроскопия. Систематическое применение моделирования наиболее характерно:а) для гуманистической психологии; б) для гештальтпсихологии; в) для психоанализа; г) для психологии сознания. Получение субъектом данных о собственных психических процессах и состояниях в момент их протекания или вслед за ним – это: а) наблюдение; б) эксперимент; в) тестирование; г)самонаблюдение. Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для установления психологического факта называется:21 стр. , 10094 слова) контент-анализом; б) анализом продуктов деятельности; в) беседой; г) экспериментом. Основным для современных психогенетических исследований не является метод:а) близнецовый; б) приемных детей; в) семейный; г) интроспекции. Способ исследования структуры и характера межличностных отношений людей на основе измерения их межличностного выбора называется:а) контент-анализом; б) методом сравнения; в) методом социальных единиц; г) социометрией. Впервые экспериментальная психологическая лаборатория была открыта:а) У. Джемсом; б) Г. Эббингаузом; в) В. Вундтом; г) Х. Вольфом. Первая в мире экспериментальная лаборатория начала свою работу:а) в 1850 г. ; б) в 1868 г. ; в) в 1879 г. ;г) в 1885 г. Автором естественного эксперимента является:а) Р. Готтсданкер; б) А. Лазурский;в) Д. Кэмпбелл; г) В. Вундт. Основоположником русской педагогической психологии является:а) К. Ушинский;б) А. Нечаев; в) П. Каптерев; г) А. ЛаэурскийНе является разделом педагогической психологииа) психология обучения в) психология учебной деятельностиб) психология младшего школьникаг) психология педагогической деятельностиПедагогическая психология изучает:а) процесс воспитания и развитияв) процесс обученияб) процесс развитияг) психологические закономерности процесса обучения и воспитанияПривлечение всех органов чувств к восприятию учебного материала есть принципA) Прочности B) Научности C) Систематичности и последовательности D) Доступности E) НаглядностиУровень притязаний характеризуется:A) желаемым уровнем самооценки личностиB) особенность волевой сферы индивида, выражающаяся в стремлении поступать по своемуC) выбором субъектом цели очередного действия, формирующимся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действийD) уровнем трудности будущих действийРаскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого является задачейA) Возрастной психологии; B) Педагогики; C) Педагогической психологии; D) ДидактикиСпособность выполнять определенные действия с хорошим качеством и успешно справляться с деятельностью, включающей эти действия – это:6 стр. , 2795 словСовременные психолого-педагогические технологии обученияA) Интеракция; B) Знание; C) Привычка; D) Умение;E) НавыкНаказание – это:A) Просьбы, стимулирование, добрые делаB) Метод воспитания, проявляющийся в форме требованияC) Управление деятельностью ученика при помощи разнообразных повторяющихся делD) Способ воздействия на воспитанника с целью прекратить его отрицательные действияE) Воздействие на знание учащихся с целью разъяснения фактов и явлений жизниСпособность личности к приспособлению ко всему многообразию жизни при любых условиях:A) совместимость; B) лидерство; C) адаптивность; D) пластичностьСпособности, определяющие высокие результаты в любой деятельности, называются:A) вербальные; B) общие; C) специальные; D) невербальные; E) коммуникативныеПереход внешних предметных действий во внутренний план сознания – это:A) интериоризация;B) экстериоризация; C) валидность; D) активизацияОдин из концептуальных принципов современного обучения — «Обучение не плетется в хвосте развития, а ведет его за собой» — сформулировал:а) Л. Выготский; б) Л. Рубинштейн; в) Б. Ананьев;г) Дж. БрунерУчебная деятельность является ведущей деятельностью в:а) младшем школьном возрасте; б) младшем подростковом возрасте; в) старшем подростковом возрасте;г) юношеском возрастеа) основными навыками; б) делать выводы в соответствии с полученными знаниями;в) получать знания; г) контролировать знанияЦеленаправленная, последовательная передача общественно – исторического опыта в специально организованных условиях называется:а) учением; б) научением; в) учебной деятельностью; г) обучениемСвойство действия, заключающееся в умении обосновать, аргументировать пра­вильность выполнения действия, определяется как:а) разумность; б)осознанность;в) прочность; г) освоенностьСтепень автоматизированности и быстрота выполнения действия характеризует:а) меру развернутости; б) меру освоения;в) меру самостоятельности; г) меру обобщенностиПроблему управления процессом освоения обобщенных способов действия в оте­чественной науке изучает(ют): ,а) В. Давыдов, В, В. Рубцов; б) А. Маркова, Ю. Орлов; в) Н. Талызина; г) Т. ГабайВид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков – это:а) игра; б) труд; в) общение; г) учениеОдним из компонентов учебной деятельность является14 стр. , 6577 слова) выполнение домашних заданий; б) контрольная работа; в) учебная ситуация; г) учебное действиеОтметка в отличие от оценки выражается в:а) замечании; б) похвале; в) одобрении; г) баллахУчебная деятельность понимается как особая форма социальной активности, овладение способами предметных и ________ действийа) игровых; б) познавательных;в) корректирующих; г) контролирующихВид мотивов учения, характеризующийся ориентацией учащегося на овладение новыми знаниями — фактами, явлениями, закономерностями, называется:а) широкими познавательными мотивами;б) широкими социальными мотивами;в) учебно-познавательными мотивами;г) узкими социальными мотивами. Зависимость успешности формирования навыков от уровня мотивации учащего­ся называется:а) законом эффекта; б) законом Йеркса — Додсона;в) законом упражнений;г) законом плато в формировании навыка. Показателем психологической готовности ребенка к школе является:а) умение строить взаимоотношения со взрослыми, сверстниками на основе соподчинения мотивов;б) наличие специальных знаний, умений и навыков;в) желание быть школьником;г) самостоятельность в умственной деятельности. Человек как типичный представитель сформировавшего его общества понима­ется как:а) субъект; б) индивид деятельности; в) личность; г) индивидуальность. Наиболее высокой ступенью морального развития по Л. Кольбергу является:а) мораль «хорошего мальчика», сохранение добрых отношений;б) мораль поддержания отношений;в) мораль индивидуальных принципов совести;г) ориентация на наказание и покорность. Автором таксономии учебных целей в аффективной области считается:а) Дж. Брунер; б) П. Блум; в) В. Оконь; г)Дж. Дьюи. Подход, объясняющий особенности личности структурой общества, способами социализации, взаимоотношениями с окружающими людьми, называется:а) биогенетический; б) социогенетический;в) психогенетический; г) двухфакторный. Формированию научного мировоззрения учащихся в наибольшей мере способствует:а) традиционное обучение; б) проблемное обучение; в) программированное обучение; г) догматическое обучение. Способ влияния, который включает в себя систему доводов, обосновывающих выдвигаемые пожелания, предложения и т. , называется:23 стр. , 11207 слова) внушением; б) подражанием; в) заражением; г) убеждением. Внушение, повествование, диалог, доказательство относят к группе воспитательных методов:а) коррекции; б) упражнений; в) оценки и самооценки; г) убеждения. На конкретного школьника можно воздействовать не прямо, а через коллектив, считал:а) Л. Божович в) Я. Коменскийб) С. Рубинштейн г) А. МакаренкоВ наиболее обобщенной форме педагогические способности представлены:а) Н. Левитовым в) В. Крутецкимб) Ф. Гоноболиным г) Л. Митинойа) конструктивной; б) организаторской; в) коммуникативной;г) гностической. а) репродуктивным; б) адаптивным; в) локально-моделирующим;г) системно-моделирующимСпособность проникать во внутренний мир ученика, психологическая наблюда­тельность педагога и т. составляют суть:а) дидактических способностейб) перцептивных способностейв) коммуникативных способностейг) организаторских способностейВ структуру педагогической деятельности не входит:а) цели; б) личность учащегося; в) мотивация; г) способы деятельности. Предметом педагогической деятельности является:а) методы и средства обучения и воспитанияв) сам учащийсяг) организация учебно–воспитательной деятельности обучающихсяТенденция к сохранению однажды созданного представления об ученике состав­ляет суть:а) эффекта ореола; б) эффекта последовательности; в) эффекта инерционности;г) эффекта стереотипизацииПринцип «безусловного принятия» ребенка означает:а) выражать неудовольствие отдельными действиями, а не ребенком;б) любить ребенка за то, что он умный и красивый;в) любить его за то, что он есть;г) систематически выражать недовольство действиями ребенка. Податливость человека давлению группы и принятие им группового мнения, которого он первоначально не разделял, проявляющееся в изменении его поведения и установок, называется а)конформность;б) интериоризация; в) подражание; г) самоопределение личности в группе. В процессе убеждения идет воздействие на человека через такую сферу как:а) эмоции; б) интеллект; в) воля; г) характер.

Первые в России лаборатории экспериментальной психологии. Работа Г. Россолимо «Психологический профиль личности». «Научная характерология» А. Лазурского

Первая в России экспериментальная психологическая лаборатория открылась в 1885 г. при клинике нервных и душевных болезней Харьковского университета; были устроены лаборатории опытной психологии в Петербурге, Дерпте. В 1895 г. по инициативе крупнейшего русского психиатра С. Корсакова была создана психологическая лаборатория при психиатрической клинике Московского университета. Заведовать ею стал ближайший помощник Корсакова – А. Токарский. Во всех этих лабораториях работали врачи-невропатологи и психиатры, совмещавшие свои психологические исследования с врачебной практикой в клинике, а также студенты-медики. Исключение составляла психологическая лаборатория в Новороссийском университете (в Одессе). В отличие от других она была создана на историко-филологическом факультете профессором философии Н. Ланге.

Центральной в экспериментальных исследованиях, проводившихся в психологических лабораториях, была проблема зависимости психики от мозга и внешнего мира. Исследовательская работа была тесно связана с медицинской практикой и служила целям диагностики психических и нервных заболеваний.

В этих исследованиях изучались объективные признаки тех или иных психических явлений (например, изменение пульса и дыхания как отражение эмоций), доказывалась предметность, объективность наших восприятий, выяснялась зависимость памяти и внимания от условий опыта и т. Кроме того, во всех экспериментальных лабораториях проводились исследования скорости протекания психических процессов.

Итак, во второй половине XIX в. в отечественную психологию был введен эксперимент. Но для возникновения психологической диагностики необходимо было, кроме того, чтобы практике потребовалось знание об индивидуально-психологических особенностях человека. Первые отечественные работы по психологической диагностике выполнялись в первые десятилетия XX в.

Вероятно, одна из первых значительных дореволюционных отечественных работ по психологическому тестированию, представляющая законченное самостоятельное исследование, была выполнена Г. Россолимо в 1909 г. в Московском университете. Россолимо, крупнейший невропатолог и психиатр, поставил своей целью найти метод количественного исследования психических процессов в нормальном и патологическом состояниях. По существу этот метод, получивший широкую известность как в России, так и за рубежом, был одной из ранних оригинальных систем тестов для измерения умственной одаренности. Эта система обследования, названная методикой индивидуального психологического профиля, сводилась к определению одиннадцати психических процессов, которые оценивались по десятибалльной системе на основании ответов на 10 достаточно произвольно подобранных вопросов. Устанавливалась сила прирожденного ума («первичного ума»), который как некое устойчивое качество противопоставлялся «вторичному уму», непрерывно совершенствующемуся под влиянием внешних воздействий. Психические процессы, измеряемые методикой Россолимо, в целом составляли также три группы, как внимание и воля, точность и прочность восприятия, ассоциативная деятельность. Он предложил графическую форму представления измерений психических процессов – вычерчивание психологического профиля, который наглядно демонстрировал соотношение указанных процессов. Отличительная особенность метода психологического профиля – его независимость от возраста испытуемого. Форма профиля оказалась надежным критерием для диагностики умственной отсталости.

Труды Россолимо были с интересом встречены как психологами, так и психиатрами, специализировавшимися на проблемах умственной отсталости. Подобные профили с того времени прочно вошли в психологическую диагностику.

Интересно мнение П. Блонского, высказанное по поводу методики определения психологического профиля: высоко оценивая эту методику, он признает работу Г. Россолимо наиболее удачной среди всех отечественных работ, так как в ней отобраны очень показательные для умственного развития тесты. Положительным в исследованиях Россолимо было, считает П. Блонский, также и то, что в отличие от западного тестирования он стремился к целостной оценке личности, синтетическому способу изображения ее сильных и слабых сторон. Лишь впоследствии синтетический способ исследования личности, к которому стремился Россолимо, начал укрепляться в психологической диагностике на Западе и в США.

Еще один русский психолог, придерживавшийся сходных взглядов на изучение личности, А. Лазурский, примерно в то же время создал новое направление в дифференциальной психологии – научную характерологию. Строго придерживаясь опыта и эксперимента как основных методов исследования, он в то же время стоял за создание научной теории индивидуальных различий. Основной целью дифференциальной психологии он считал «построение человека из его наклонностей», а также разработку возможно более полной естественной классификации характеров.

Неудовлетворенность лабораторно-экспериментальными методами побудила Лазурского искать другие методы. Он выступает за естественный эксперимент, при котором преднамеренное вмешательство исследователя в жизнь человека совмещается с естественной и сравнительно простой обстановкой опыта. Благодаря этому, по мнению Лазурского, удается исследовать не отдельные психические процессы, как это обычно делается, а психические функции и личность в целом.

Важным в теории Лазурского было положение о теснейшей связи свойств характера с нервными процессами. Причем это было не воскрешение галлевской френологии (локализация способностей в виде внешне выраженного развития отдельных обособленных участков больших полушарий), а объяснение свойств личности нейродинамикой корковых процессов. Итак, научная характерология Лазурского строилась как опытная наука, опирающаяся на естественный эксперимент и изучение нейродинамики корковых процессов. Не придавая вначале значения количественным методам оценки психических процессов, используя только качественные методы, он позднее ощутил недостаточность последних и попытался использовать графические схемы для определения способностей ребенка. Но работы в этом направлении были не закончены им, помешала преждевременная кончина исследователя (1917).

Оцените статью
Добавить комментарий