Возрастная психология кулагина

Методические разработки, презентации и конспекты

Отрочество, подростковый возраст – период жизни человека от детства до юности (от 11-12 до 14-15 лет). В этот период подросток проходит еще один путь в своем развитии: через внутренние конфликты с сам.

Методы исследования в возрастной психологии

Методы – это приемы, и средства, применяемые учеными для исследования предметов и явлений с целью получения новых знаний о их свойствах, закономер-ностях и механизмах их возникновения и существования.

Отзыв На книгу И. Кулагиной «Возрастная психология. Развитие ребёнка от рождения до 17 лет». Лявданской В.

О книге В пособии излагаются основные теоретические взгляды ведущих отечественных и зарубежных учёных в области детской психологии, даётся представление о возрастной норме и основных тенденциях развития ребёнка на различных возрастных этапах. Пособие предназначено для студентов заочного и вечернего отделений университета.

Раздел 1. Общие вопросы возрастной психологии. Глава 1. Проблемы возрастного развития. Глава 2. Роль деятельности и общения в психическом развитии ребёнка. Глава 3. Стадиальность психического развития. Глава 4. Развитие личности ребёнка. Глава 5. Интеллектуальное развитие ребёнка.

Раздел 2. Развитие ребёнка на разных возрастных этапах. Глава 1. Период младенчества (первый год жизни. Глава 2. Ранний возраст (от 1 года до 3 лет). Глава 3. Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет). Глава 4. Шестилетние дети. Психологическая готовность к школьному обучению. Глава 5. Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) Глава 6. Подростковый возраст (от 11 до 15 лет). Глава 7. Старший школьный возраст: ранняя юность (от 15 до 17 лет).

Возрастная психология изучает процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека. Акцент на динамике развития. Генетическая психология. Тесная связь с другими областями психологии.

Принципы общения взрослого с ребёнком: Принятие ребёнка таким, какой он есть; внутри семьи — безусловная любовь к ребёнку. Положительные ожидания. Эмпатия — сопереживание другому, точное восприятие его внутреннего мира. Адекватное выражение своего отношения, своих эмоций по поводу обсуждаемого события.

Период младенчества (первый год жизни) Новорождённость (безусловные рефлексы: пищевые, защитные, ориентировочные; появление условных рефлексов; возникновение слухового и зрительного состредоточения). Младенчество (развитие восприятия, наглядно-действенного мышления, памяти (узнавание, воспроизведение), эмоциональное развитие, речевое развитие). Кризис одного года (автономная детская речь). Центральное новообразование – потребность в общении со взрослым.

Ранний возраст (1-3 года) Ведущая деятельность в раннем детстве – предметно-манипулятивная (возникают первые примитивные игры). К 3 годам появляются личные действия и сознание «я сам» — центральное образование этого периода. Эмоциональная завышенная самооценка. Импульсивное поведение, но: Появляются поступки, связанные с проявлением «я» ребёнка.

Дошкольный возраст (3-7 лет): Дошкольное детство – период познания мира человеческих отношений, которые ребёнок моделирует в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Дошкольное детство – это период творчества. Дошкольное детство – это период первоначального становления личности. Центральные новообразования этого возраста — соподчинение мотивов и самосознание.

Шестилетние дети: Вопрос о поступлении в первый класс ребёнка 6 лет должен решаться индивидуально, исходя из его психологической готовности к школе. Психологическая готовность к школьному обучению – целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности.

Младший школьный возраст (7-11) Внутренняя позиция школьника, учебная мотивация -Учебная деятельность – ведущая -Развитие теоретического мышления -Становление чувства компетентности – нового аспекта самосознания, который наряду с теоретическим рефлексивным мышлением, можно считать центральным новообразованием младшего школьного возраста.

Чувство взрослости — Сильная потребность в общении со сверстниками Ведущая деятельность: интимно-личностное общение Яркие, сменяющие друг друга, увлечения Личностная нестабильность – противоречивые желания и поступки -Склонность к самоанализу (самовоспитание, «Я-концепция») Подростковый возраст (11-15 лет)

Уверенность в себе Принятие себя (самооценка выше, чем в подростковом возрасте) Формируется мировоззрение (максимализм в оценках, страстность в отстаивании своей точки зрения Самоопределение (профессиональное и личностное) Старший школьный возраст (ранняя юность от 15 до 17 лет)

Преимуществом книги являются: 1. Логично и чётко-структурированно изложен материал, используются таблицы, схемы и рисунки. Представлены разные теоретические подходы. Подробно описаны особенности развития детей на всех возрастных этапах. В конце каждой главы предложен список литературы. В приложении предлагается диагностика психологической готовности к школьному обучению.

Благодарю за внимание!

Книга «Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет» Кулагина И. / Ун-т Рос. акад. образования — 5-е изд. — М. : Изд-во УРАО, 1999 г.

Ценности и нормы общества передаются детям в процессе воспитания. Дети, принадлежащие к сообществам практически одинакового уровня социально-экономического развития, приобретают разные черты личности из-за разных культурных традиций, связанных с основным видом занятий, и принятых стилей воспитания. В разных индейских резервациях Э. Эриксон наблюдал два племени — Сну, бывших охотников на бизонов, и Юрок — рыбаков и собирателей желудей. В племени Сиу детей не пеленают туго, долго кормят грудным молоком, не следят строго за опрятностью и вообще мало ограничивают свободу их действий. Дети ориентируются на исторически сложившийся идеал своего племени — сильного, отважного охотника в бескрайних прериях — и приобретают такие черты, как инициативность, решительность, смелость, щедрость в отношениях с соплеменниками и жестокость в отношении к врагам. В племени Юрок, наоборот, детей рано отнимают от груди, туго пеленают, рано приучают к опрятности, сдержанны в общении с ними. Они вырастают молчаливыми, подозрительными, скупыми, склонными к накопительству.

Нас будет интересовать первая часть его периодизации развития личности — до 17-20 лет. В это время происходит медленное, постепенное становление главного, ядерного образования — идентичности личности. Личность развивается благодаря включению в различные социальные общности (нацию, социальный класс, профессиональную группу и т. ) и переживанию своей неразрывной связи с ними. Идентичность — психосоциальная тождественность — позволяет личности принимать себя во всем богатстве своих отношений с окружающим миром и определяет ее систему ценностей, идеалы, жизненные планы, потребности, социальные роли с соответствующими формами поведения. Идентичность — условие психического здоровья: если она не сложится, человек не находит себя, своего места в обществе, оказывается «потерянным».

Еще один важный для развития личности момент — его кризисность. Кризисы присущи всем возрастным стадиям, это «поворотные пункты», моменты выбора между прогрессом и регрессом. В каждом личностном качестве, которое появляется в определенном возрасте, заключено глубинное отношение ребенка к миру и самому себе. Это отношение может быть позитивным, связанным с прогрессивным развитием личности, и негативным, вызывающим отрицательные сдвиги в развитии, его регресс. Ребенку приходится выбирать одно из двух полярных отношений — доверие или недоверие к миру, инициативу или пассивность, компетентность или неполноценность и т. Когда выбор сделан и закреплено соответствующее качество личности, скажем, положительное, противоположный полюс отношения продолжает скрыто существовать и может проявиться значительно позже. , когда взрослый человек столкнется с серьезной жизненной неудачей.

На третьей стадии, совпадающей с дошкольным возрастом, ребенок активно познает окружающий мир, моделирует в игре отношения взрослых, сложившиеся на производстве и в других сферах жизни, быстро и жадно учится всему, приобретая новые дела и обязанности. К самостоятельности добавляется инициатива. Когда поведение ребенка становится агрессивным, инициатива ограничивается, появляются чувства вины и тревожности; таким образом закладываются новые внутренние инстанции — совесть и моральная ответственность за свои действия, мысли и желания. Взрослые не должны перегружать совесть ребенка. Чрезмерное неодобрение, наказания за незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины, страх перед наказанием за тайные мысли, мстительность. Тормозится инициатива, развивается пассивность.

На этом возрастном этапе происходит половая идентификация, и ребенок осваивает определенную форму поведения, мужскую или женскую.

Раздел I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ.

§ 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ.

§ 2. ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ РЕБЕНКА.

§ 3. РАЗВИТИЕ И ОБУЧЕНИЕ

Раздел II. РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ

Глава 1. ПЕРИОД МЛАДЕНЧЕСТВА (ПЕРВЫЙ ГОД ЖИЗНИ)

§ 1. НОВОРОЖДЕННОСТЬ § 2. МЛАДЕНЧЕСТВО.

§ 3. КРИЗИС 1 ГОДА

Глава 2. РОЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИЯ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

§ 1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

§ 2. ОБЩЕНИЕ

Глава 3. РАННИЙ ВОЗРАСТ (ОТ 1 ГОДА ДО 3 ЛЕТ).

§ 1. РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ.

§ 2. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

§ 3. КРИЗИС 3 ЛЕТ

Глава 4. СТАДИАЛЬНОСТЬ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

§ 1. ВЗГЛЯДЫ Л. ВЫГОТСКОГО НА СТАДИАЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ.

§ 2. КРИТЕРИИ ПЕРИОДИЗАЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.

Глава 5. ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (ОТ 3 ДО 7 ЛЕТ).

§ 1. ИГРА КАК ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

§ 2. РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

§ 3. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Глава 6. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

§ 1. ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПО Э. ЭРИКСОНУ

§ 2. РАЗВИТИЕ МОРАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ ПО Л. КОЛБЕРГУ.

§ 3. ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПО А. ПЕТРОВСКОМУ

Глава 7. ШЕСТИЛЕТНИЕ ДЕТИ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.

§ 1. ПРОБЛЕМА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С 6 ЛЕТ

§ 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ И ЕЕ ДИАГНОСТИКА

§ 3. ВАРИАНТЫ РАЗВИТИЯ.

Глава 8. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА.

§ 1. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПО Ж. ПИАЖЕ.

§ 2. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ПО ДЖ. БРУНЕРУ.

Глава 9. МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (ОТ 7 ДО 11 ЛЕТ).

§ 1. КРИЗИС 7 ЛЕТ.

§ 2. УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

§ 3. РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ.

§ 4. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Глава 10. ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ (ОТ 11 ДО 15 ЛЕТ).

§ 1. ПУБЕРТАТНЫЙ КРИЗИС. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.

§ 2. ЛИЧНОСТЬ ПОДРОСТКА.

§ 3. ПОДРОСТКОВЫЕ РЕАКЦИИ, ОТНОШЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ.

§ 4. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СФЕРА

Глава 11. СТАРШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ РАННЯЯ ЮНОСТЬ (ОТ 15 ДО 17 ЛЕТ).

§ 1. ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД.

§ 2. УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ

§ 3. ЛИЧНОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКА

По данной тематике рекомендуем ознакомиться с книгами и материалами:

— Возрастная психология — дошкольный возраст

В учебном пособни “Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений” Дарвиш О. / Под ред. Клочко. рассматриваются теоретические основы психологии развития человека на всех возрастных этапах. Предлагаются вопросы для обсуждения, а также диагностические методики для выполнения заданий и использования их в практической деятельности.

— «Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов». Мухина В. — 4-е изд. , стереотип. — М. : Издательский центр «Академия», 1999.

— «Детство в условиях разных культур» Субботский Е. // Вопросы психологии, 1979 — № 6.

— «Детство и общество» Эрик Г. Эриксон. — Изд. 2-е, перераб. и доп. / Пер. с англ. — СПб. : Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996.

— «Концепция Жана Пиаже: за и против» Обухова Л. — М. : Издательство МГУ , 1981. — 191 с.

— «Детская психология: теории, факты, проблемы» Обухова Л. — М. : Тривола 3-е изд. , стер. — М. : Тривола, 1998. — 352 с. : ил.

— «Детская (возрастная) психология. Учебник. » ОБУХОВА Л. , доктор психологических наук. — М. , Российское педагогическое агентство. 1996, — 374 с.

Данное издание представляет собой первую попытку в современной отечественной психологической науке создания учебника по детской психологии. Содержание и структура учебника включают существующие зарубежные и отечественные теории, многообразный фактический материал и проблемы, решаемые наукой и практикой в области возрастной психологии.

Учебник предназначен для студентов психологических факультетов университетов, педагогических вузов и колледжей, а также всех тех, кто интересуется вопросами психического развития детей.

Глава I. ДЕТСТВО КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

Исторический анализ понятия «детство»

Детство как предмет науки

Специфика психического развития ребенка.

Стратегии исследования психического развития ребенка

Глава II. ПРЕОДОЛЕНИЕ БИОГЕНЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПСИХИКИ РЕБЕНКА

Биогенетический принцип в психологии

Нормативный подход к исследованию детского развития.

Отождествление научения и развития

Теория трех ступеней детского развития.

Концепции конвергенции двух факторов детского развития.

Подходы к анализу внутренних причин психического развития ребенка

Глава III. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ.

Теория Зигмунда Фрейда.

Развитие классического психоанализа в работах Анны Фрейд.

Эпигенетическая теория развития личности. Эрика Эриксона

Глава IV. ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО НАУЧЕНИЯ

Отход от классического бихевиоризма.

Воспитание и развитие.

Критические периоды социализации.

Поощрение и наказание как условия формирования нового поведения.

Роль подражания в формировании нового поведения.

Ребенок и взрослый.

Семья как фактор развития поведения ребенка

Глава V. УЧЕНИЕ ЖАНА ПИАЖЕ ОБ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

Этапы научной биографии.

Ключевые понятия концепции Ж. Пиаже.

Открытие эгоцентризма детского мышления

Открытие стадий интеллектуального развития ребенка.

Глава VI. ВЫГОТСКИЙ И ЕГО ШКОЛА

Смена научного мировоззрения.

Дальнейшие шаги по пути, открытому Л. Выготским.

Глава VII. КОНЦЕПЦИЯ Д. ЭЛЬКОНИНА. ПЕРИОД РАННЕГО ДЕТСТВА.

Стадия младенчества.

Ранний возраст.

Кризис трех лет

Глава VIII. КОНЦЕПЦИЯ Д. ЭЛЬКОНИНА. ПЕРИОД ДЕТСТВА.

Дошкольный возраст.

Кризис семи лет и проблема готовности к школьному обучению.

Младший школьный возраст.

Глава IX. ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ В СВЕТЕ РАЗНЫХ КОНЦЕПЦИЙ.

Влияние исторического времени.

Классические исследования кризиса подросткового возраста.

Новые тенденции в изучении отрочества (Л. Выготский, Д. Эльконин, Л. Божович)

Глава X. НЕОКОНЧЕННЫЕ СПОРЫ.

Гальперин и Ж. Пиаже.

О закономерностях функционального и возрастного развития психики ребенка.

Формы и функции подражания в детстве.

Проблема общих и специфических закономерностей психического развития слепоглухонемого ребенка.

КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА Приложение 2. ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ РЕБЕНКА (1959)

— «Возрастная и педагогическая психология» Тексты /Сост. и коммент. Шуаре Марта О. — М. : Изд-во Моск. ун-та, 1992. -272с.

(на www. childpsy. ru)

Настоящая книга представляет собой сборник статей по методологическим, теоретическим и экспериментально-прикладным вопросам возрастной и педагогической психологии, разработанным виднейшими представителями и продолжателями культурно-исторического подхода Л. Выготского. Данная книга построена таким образом, чтобы читатель получил представление об основных постановках этого подхода и об их дальнейшем развитии, изменении и обогащении. В ее разделах собраны материалы, касающиеся проблем развития познавательных процессов, личности и общения, а также учебной деятельности школьников.

Для психологов, педагогов, студентов вузов, а также всех интересующихся проблемами психологии и педагогики.

Давыдов В. , Шуаре М. Вступительная статья

Раздел I. ИСТОРИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ

Выготский Л. Вступительная статья к русскому переводу книги К. Бюлера „Очерк духовного развития ребенка»

Лурия А. Материалы к генезису письма у ребенка

Леонтьев А. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте

Запорожец А. Психологическое изучение развития моторики ребенка-дошкольника

Эльконин Д. Психологические вопросы дошкольной игры

Раздел II. НЕКОТОРЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ВОЗРАСТНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Эльконин Д. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте

Гальперин Я. исследованию интеллектуального развития ребенка

— «Возрастная и дифференциальная психология» Рыбалко Е. — Издательство: Питер, 2001. — 224 с.

В учебном пособии впервые раскрываются вопросы возрастных изменений и развития психики человека на протяжении всей его жизни. С позиции системного подхода описаны основные закономерности психического развития и факторы, детерминирующие возрастную динамику различных форм психики — учение, труд, игровая деятельность — в контексте общей системы воспитания человека.

Пособие адресовано студентам, аспирантам, преподавателям факультетов психологии и педагогических вузов.

Часть I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ВОЗРАСТНОЙ И ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ИЗМЕНЧИВОСТИ ПСИХИКИ

Глава 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ВОЗРАСТНОЙ И ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛО-ГИИ

§ 1. Предмет возрастной и дифференциальной психологии

§ 2. Классификация методов возрастной и дифференциальной психологии

§ 3. Прикладное и теоретическое значение возрастной и дифференциальной пси-хологии, ее задачи

Глава 2. ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА

§ 1. Видовая специфика биологического в развитии человека

§ 2. Генетические уровни психофизиологической организации и ее развитие

§ 3. Социальное в развитии человека и его психики

Глава 3. ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

§ 1. Микрохронологическая характеристика и темпы возрастной динамики психики

§ 2. Гетерохрония и противоречивость индивидуального развития

§ 3. Макрохронологическая характеристика и длительность жизни человека

§ 4. Видовые изменения временной структуры развития человека и его психики

Глава 4. СТРУКТУРНО-ДИНАМИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В ИНДИВИДУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА

§ 1. Значение структурно-генетического подхода в естествознании и психологии

§ 2. Структурная характеристика возрастной динамики психофизиологических функций

§ 3. Структурно-динамическая характеристика личности

Глава 5. ДЕТЕРМИНАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

§ 1. Роль труда, общения и познания в индивидуальном развитии

§ 2. Игра и ее роль в психическом развитии

Часть II. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ЧЕЛОВЕКА

Глава 6. ПЕРИОД НОВОРОЖДЕННОСТИ

Глава 7. МЛАДЕНЧЕСКИЙ ПЕРИОД

Глава 8. ПРЕДДОШКОЛЫЧЫЙ ПЕРИОД

Глава 9. ДОШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД

§ 1. Развитие психофизиологических функций

§ 2. Формирование личности, субъекта общения, познания и деятельности

§ 3. Психологическая готовность к школьному обучению

Глава 10. ШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД

§ 2. Формирование субъекта учебно-познавательной деятельности

§ 3. Формирование личности

Глава 11. ПЕРИОД ВЗРОСЛОСТИ

§ 1. Возрастной подход к изучению взрослого человека

§ 2. Возрастная динамика психофизиологических функций

§ 3. Формирование личности, субъекта деятельности и индивидуальности

Глава 12. ПЕРИОД ГЕРОНТОГЕНЕЗА

§ 1. Геронтогенез на разных уровнях индивидной организации человека

§ 3. Развитие личности, субъекта деятельности и индивидуальности

— «ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. ЮНИТА 2. СПЕЦИФИКА И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ И ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ» Абдурахманов Р. — НОУ «Современный Гуманитарный Институт», МОСКВА, 1999.

Развитие ребенка в период младенчества

Движения и действия младенца

Речевое развитие ребенка

Кризис 1-го года

Развитие ребенка в период раннего возраста

Речь ребенка раннего возраста

Восприятие ребенка раннего возраста

Память ребенка раннего раннего возраста

Действия и мышление ребенка раннего возраста

Эмоциональное развитие ребенка раннего возраста

Кризис 3-х лет

Игра, как ведущая деятельность

Развитие речи дошкольника

Развитие личности дошкольника. Эмоциональная сфера дошкольника

Мотивационная сфера дошкольника

Проблема обучения детей с 6-ти лет

Личностная и интеллектуальная готовность к школьному обучению

Личностная и интеллектуальная неготовность к школьному обучению

Кризис 7-ми лет

Характеристика учебной деятельности

Мышление младшего школьника

Восприятие младшего школьника

Память младшего школьника

Внимание младшего школьника

Развитие личности младшего школьника. Мотивационная сфера младшего школьника

Самосознание младшего школьника

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

— «ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. ЮНИТА 3 ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕЙ »  — НОУ «Современный Гуманитарный Институт», МОСКВА, 1999.

Развитие двигательной системы 13

Развитие системы внутренних органов 13

Гормональная регуляция 14

Личность подростка. Самосознание и образ «Я» в отрочестве

Основные новообразования личности подростка 16

Схема тела и физический образ «Я» подростка 19

Динамика самосознания в отрочестве 22

Формирование воли в подростковом возрасте 24

Общение подростка с взрослыми и сверстниками 25

Общая характеристика особенностей общения подростка 25

Общение подростка со сверстниками 26

Общение подростка со значимыми взрослыми 27

Когнитивная сфера. Развитие речи 29

Интеллектуальное развитие в отрочестве 29

Возрастные изменения воображения, памяти и внимания подростка 31

Нравственное развитие, ценности и мировоззрение в юности

— «Психология развития и возрастная психология: конспект лекций» А. Акрушенко, О. Ларина, Т. Каратьян — М. :Эксмо, 2008. — 68 с.

Конспект лекций по курсу «Психология развития и возрастная психология» соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования РФ и предназначен для освоения студентами вузов специальной дисциплины.

ЛЕКЦИЯ № 1. Психология развития как отрасль психологии

ЛЕКЦИЯ № 2. Возрастное развитие человека

ЛЕКЦИЯ № 3. Развитие: этапы, теории, законы и закономерности. Пренатальное и перинатальное развитие

ЛЕКЦИЯ № 4. Понятие характера

ЛЕКЦИЯ № 5. Основные направления психического развития ребенка

ЛЕКЦИЯ № 6. Формирование внутреннего плана умственных действий

ЛЕКЦИЯ № 7. Общение в дошкольном возрасте как показатель успешного развития личности

ЛЕКЦИЯ № 8. Формирование психики в дошкольном возрасте

ЛЕКЦИЯ № 9. Развитие памяти у детей-дошкольников

ЛЕКЦИЯ № 10. Кризис 6–7 лет

ЛЕКЦИЯ № 11. Деятельностный подход к формированию личности. Становление самооценки

ЛЕКЦИЯ № 12. Изучение развития процессов запоминания

ЛЕКЦИЯ № 13. Эмоциональность речи и развитие структуры ее понимания и порождения

ЛЕКЦИЯ № 14. Развитие речи ребенка

ЛЕКЦИЯ № 15. Проблемы детского возраста

ЛЕКЦИЯ № 16. Влияние знаково-символических средств на развитие психики человека в онтогенезе

ЛЕКЦИЯ № 17. Страхи детей

ЛЕКЦИЯ № 18. Влияние семьи и воспитания на формирование личности

ЛЕКЦИЯ № 19. Развитие психики в онтогенезе. Движущие силы развития психики ребенка

ЛЕКЦИЯ № 20. Смена ведущей деятельности

ЛЕКЦИЯ № 21. Условия развития личности и изменения психофизиологических функций

ЛЕКЦИЯ № 22. Причины, пагубно влияющие на развитие ребенка

ЛЕКЦИЯ № 23. Основные типы неправильного воспитания ребенка. Умственные различия детей как следствие

ЛЕКЦИЯ № 24. Роль питания, окружающей среды и общества в развитии ребенка

Книга посвящена проблемам возрастных кризисов. Автор выделяет восемь основных периодов жизни человека и подробно анализирует каждый их них.

Детство и общество.

Часть I. Детство и модальности социальной жизни.

Глава 1. Релевантность и релятивность в истории болезни.

Сэм: неврологический кризис у маленького мальчика.

Боевой кризис у морского пехотинца.

Глава 2. Теория инфантильной сексуальности.

Часть II. Детство у двух племен американских индейцев.

Глава 3. Охотники прерий.

Глава 4. Рыбаки лососевой реки.

Часть III. Развитие эго.

Глава 5. Джин: крах незрелого эго.

Глава 6. Забавы и заботы.

Игра, работа и развитие.

Игра и лечение.

Истоки идентичности.

Глава 7. Восемь возрастов человека.

Базисное доверие против базисного недоверия.

Автономия против стыда и сомнения.

Инициатива против чувства вины.

Трудолюбие против чувства неполноценности.

Идентичность против смешения ролей.

Близость против изоляции.

Генеративность против стагнации.

Целостность эго против отчаяния.

Эпигенетическая карта.

Часть IV. Юность и эволюция идентичности.

Глава 8. Размышления об идентичности американцев.

Глава 9. Легенда о детстве Гитлера.

Глава 10. Легенда о юности Максима Горького.

Глава 11. Заключение: по ту сторону тревоги.

В учебном пособии по курсу возрастной психологии (психологии развития) отражен полный жизненный цикл, который проходит человек. Рассматриваются возрастные закономерности развития в младенчестве, раннем и дошкольном детстве, младшем школьном и подростковом возрастах, юности, молодости, зрелости и поздней зрелости. Прослежены варианты развития личности в зависимости от ее направленности. Теоретический и фактический материал представлен в традициях психологической школы Л. Выготского, А. Леонтьева, Д. Эльконина.

Пособие адресовано студентам психологических факультетов педагогических институтов и университетов, но может быть полезно и более широкому кругу читателей — школьным учителям, родителям, молодежи, интересующейся психологией.

Оцените статью
Добавить комментарий