Виды психологического консультирования

КОНСУЛЬТИ́РОВАНИЕ ПСИХОЛО­ГИ́ЧЕ­СКОЕ, вид про­фес­сио­наль­ной по­мо­щи че­ло­ве­ку или груп­пе лю­дей в раз­ре­ше­нии про­блем­ной си­туа­ции, вы­зы­ваю­щей пси­хо­ло­гич. труд­но­сти. В от­ли­чие от пси­хо­те­ра­пии К. от­но­си­тель­но крат­ко­сроч­но, ори­ен­ти­ро­ва­но на за­прос кли­ен­та (ре­ше­ние кон­крет­ной за­да­чи, по­иск вы­хо­да из кри­зи­са) и за­клю­ча­ет­ся в пе­ре­струк­ту­ри­ро­ва­нии вос­при­ятия кли­ен­том сво­ей си­туа­ции, на­хо­ж­де­нии но­во­го об­раза дей­ст­вия, внутр. и внеш­них ре­сур­сов для реа­ли­за­ции сфор­ми­ро­вав­ше­го­ся во вре­мя К. но­во­го под­хо­да к жиз­ни. от­хо­дит от ха­рак­тер­ной для пси­хо­те­ра­пии мо­де­ли «ле­чеб­ных» от­но­ше­ний «врач – па­ци­ент», кон­суль­тант со­про­во­ж­да­ет кли­ен­та в про­цес­се раз­ре­ше­ния им сво­ей про­бле­мы.

Ана­ло­гич­но на­прав­ле­ни­ям в пси­хо­тера­пии в К. вы­де­ля­ют ког­ни­тив­ное, би­хе­вио­раль­ное, пси­хо­ана­ли­тич. , гу­ма­ни­стич. , эк­зи­стен­ци­аль­ное и др. на­прав­ле­ния. Как и пси­хо­те­ра­пия, К. ос­новы­ва­ет свою прак­ти­ку на кон­цеп­ци­ях лич­но­сти, в со­от­вет­ст­вии с ко­то­ры­ми кон­суль­тант де­ла­ет оп­ре­де­лён­ные ак­цен­ты в ра­бо­те с кли­ен­том и при­ме­ня­ет со­от­вет­ст­вую­щие тех­ни­ки. Так, в пси­хо­ана­ли­тич. кон­суль­ти­ро­ва­нии кон­суль­тант мо­жет стре­мить­ся к пре­одо­ле­нию нев­ро­тич. за­щит­ных ме­ха­низ­мов лич­но­сти кли­ен­та, в ког­ни­тив­но-би­хе­вио­раль­ном – к ов­ла­де­нию но­вы­ми эф­фек­тив­ны­ми при­ё­ма­ми мыш­ле­ния и по­ве­де­ния, в геш­тальт­под­хо­де – к из­ме­не­нию от­но­ше­ния к про­блем­ной си­туа­ции и к се­бе в ней на ос­но­ве её бо­лее це­ло­ст­но­го вос­при­ятия, в кли­ент-цен­три­ро­ван­ном – к рас­кры­тию ре­сур­сов лич­но­сти кли­ен­та в ус­ло­ви­ях по­ощ­ряе­мо­го кон­суль­тан­том сво­бод­но­го вы­ра­же­ния мыс­лей и чувств, в про­цес­су­аль­ном – к ос­во­бо­ж­де­нию пси­хич. энер­гии, со­сре­до­то­чен­ной в бес­соз­на­тель­ных про­цес­сах.

Ус­та­но­вив кон­такт с кли­ен­том, кон­суль­тант пре­дос­тав­ля­ет ему воз­мож­ность вы­го­во­рить­ся, стре­мясь по­мочь ему как мож­но бо­лее пол­но рас­крыть свои пе­ре­жи­ва­ния и рас­ши­рить своё ви­де­ние си­туа­ции. Ока­зы­вая кли­ен­ту эмо­цио­наль­ную под­держ­ку, кон­суль­тант рас­ска­зы­ва­ет ему о по­зи­тив­ных ас­пек­тах его про­блем­ной си­туа­ции; вме­сте с ним пе­ре­фор­му­ли­ру­ет его про­бле­мы в цель К. Кор­рек­ти­руя не­реа­ли­стич­ные ожи­да­ния, кон­суль­тант фор­ми­ру­ет ре­гистр воз­мож­ных ре­ше­ний про­бле­мы, по­мо­га­ет кли­ен­ту про­чув­ст­во­вать ка­ж­дый пред­ла­гае­мый ва­ри­ант (напр. , про­иг­ры­вая его по ро­лям) и осу­ще­ст­вить вы­бор оп­ти­маль­но­го ре­ше­ния с точ­ки зре­ния кли­ен­та.

Исторический очерк

Как вид проф. дея­тель­но­сти К. на­ча­ло раз­ви­вать­ся в нач. 20 в. в США в об­лас­ти проф­ори­ен­та­ции мо­ло­дё­жи (Дж. Дэ­вис, Ф. Пар­сонс и др. ), со­ци­аль­ной и пси­хо­ло­гич. реа­би­ли­та­ции ве­те­ра­нов войн, ин­ва­ли­дов и ду­шев­но­боль­ных (К. Бирс и др. Ряд за­ко­но­дат. ак­тов 1920–30-х гг. под­дер­жи­вал за­ро­ж­даю­щие­ся ин­сти­ту­ты К. в об­ра­зо­ват. уч­ре­ж­де­ни­ях, реа­би­ли­тац. цен­трах и об­ществ. ор­га­ни­за­ци­ях, спе­циа­ли­зи­рую­щих­ся на ока­за­нии по­мо­щи на­се­ле­нию. В 1937 поя­вил­ся «Жур­нал кон­суль­та­тив­ной пси­хо­ло­гии».

По­сле 2-й ми­ро­вой вой­ны в США, а за­тем и в Ев­ро­пе про­ис­хо­ди­ло рас­ши­ре­ние пси­хо­ло­гич. по­мо­щи не­кли­нич. ха­рак­те­ра. В 1952 бы­ла ос­но­ва­на Амер. ас­со­циа­ция управ­ления пер­со­на­лом (APGA), пре­об­ра­зо­ван­ная в 1983 в Амер. ас­со­циа­цию кон­суль­ти­ро­ва­ния и раз­ви­тия (AACD), а в 1992 – в Амер. ас­со­циа­цию кон­суль­ти­ро­ва­ния (ACA), став­шую гл. проф. ор­га­ни­за­ци­ей кон­суль­тан­тов в США.

Боль­шое влия­ние на раз­ви­тие тео­рии и ме­то­до­ло­гии К. ока­за­ли ра­бо­ты К. Ро­д­жер­са «Кон­суль­ти­ро­ва­ние и пси­хо­те­ра­пия» (1942, рус. пер. 1999) и Р. Мэя «Ис­кус­ст­во пси­хо­ло­ги­че­ско­го кон­суль­ти­ро­ва­ния» (1965, рус. пер. 1994), за­ло­жив­шие ос­но­вы под­го­тов­ки кон­суль­тан­тов и этич. стан­дар­тов совр. пси­хо­ло­гич. кон­суль­ти­ро­ва­ния.

Род­жерс оп­ре­де­лял К. как «вза­и­мо­дей­ст­вие, ко­то­рое по­зво­ля­ет кли­ен­ту дос­тичь осоз­на­ния са­мо­го се­бя на­столь­ко, что это да­ёт ему воз­мож­ность сде­лать по­зи­тив­ные ша­ги в све­те его но­вой ори­ен­та­ции». Он обос­но­вал пре­иму­ще­ст­ва «не­ди­рек­тив­но­го» (или «цен­три­ро­ван­но­го на кли­ен­те») под­хо­да в К. , ста­вя на пер­вое ме­сто соз­да­ние тё­п­ло­го эмо­цио­наль­но­го кон­так­та ме­ж­ду кон­суль­тан­том и кли­ен­том, по­зво­ляю­ще­го сво­бод­ное вы­ра­же­ние эмо­ций и ис­клю­чаю­ще­го дав­ле­ние кон­суль­тан­та и его ин­тер­пре­та­ций.

Мэй, один из ос­но­во­по­лож­ни­ков эк­зи­стен­ци­аль­но­го под­хо­да в К. , счи­тал, что за­да­чи К. – спо­соб­ст­во­вать рос­ту сво­бо­ды лич­но­сти и спо­соб­но­сти че­ло­ве­ка при­ни­мать от­вет­ст­вен­ность за свою жизнь, по­мочь ему ос­во­бо­дить­ся от па­то­ло­гич. чув­ст­ва ви­ны и дос­той­но при­нять ду­хов­ное на­пря­же­ние, свой­ст­вен­ное при­ро­де че­ло­ве­ка. Важ­ней­ши­ми чер­та­ми лич­но­сти кон­суль­тан­та Мэй счи­тал че­ст­ность по от­но­ше­нию к се­бе, при­ня­тие сво­его не­со­вер­шен­ст­ва, спо­соб­ность по­лу­чать удо­воль­ст­вие от жиз­ни и про­яв­лять бес­ко­ры­ст­ный ин­те­рес к лю­дям.

Ста­нов­ле­нию рос. спо­соб­ст­во­ва­ли ви­зи­ты в Мо­ск­ву во 2-й пол. 1980-х гг. Франк­ла и К. Род­жер­са. С про­ник­но­ве­ни­ем в 1990-х гг. в Рос­сию зап. школ пси­хо­те­ра­пии на­ча­лось бур­ное раз­ви­тие рос. Ряд рос. пси­хо­ло­гов раз­ра­ба­ты­ва­ют ори­ги­наль­ные под­хо­ды к К. , напр. диа­ло­гич. под­ход (Ф. Ва­си­люк и др. ), ос­но­ван­ный на тео­рии до­ми­нан­ты А. Ух­том­ско­го и кон­цеп­ции диа­ло­га М. Бах­ти­на.

Виды психологического консультирования

По­ми­мо ин­ди­ви­ду­аль­но­го К. взрос­лых лю­дей по по­во­ду их лич­но­ст­ных про­блем, К. ши­ро­ко ис­поль­зу­ется в об­ра­зо­ва­нии, ме­ди­ци­не, биз­не­се, со­ци­аль­ной ра­бо­те и др. сфе­рах.

Кон­суль­ти­ро­ва­ние де­тей и под­ро­ст­ков. На за­па­де наи­бо­лее влия­тель­ны­ми в дет­ском К. яв­ля­ют­ся кон­цеп­ции пси­хо­ана­ли­тич. на­прав­ле­ния (Д. Уин­ни­котт, М. Кляйн, Э. Эрик­сон и др. ), а в Рос­сии – кон­цеп­ции воз­рас­тных кри­зи­сов и зо­ны бли­жай­ше­го раз­ви­тия Л. Вы­гот­ско­го, а так­же пе­рио­ди­за­ции воз­рас­тно­го раз­ви­тия и иг­ры Д. Эль­ко­ни­на. Для К. де­тей ха­рак­тер­но ис­поль­зо­ва­ние про­ек­тив­ных тес­тов и иг­ро­вых пси­хо­те­ра­пев­тич. ме­то­дов. под­ро­ст­ков в си­лу кри­зис­но­го ха­рак­те­ра раз­ви­тия в этом воз­рас­те час­то но­сит ха­рак­тер про­фи­лак­ти­ки со­ци­аль­но-пси­хо­ло­гич. де­за­дап­та­ции (по­мо­щи в пре­одо­ле­нии на­ру­шен­но­го взаи­мо­дей­ст­вия раз­ви­ваю­щей­ся лич­но­сти с ок­ру­жаю­щим ми­ром). В за­да­чу К. под­ро­ст­ков вхо­дит так­же под­держ­ка в вы­бо­ре жиз­нен­но­го пу­ти и проф. са­мо­оп­ре­де­ле­ния. де­тей час­то яв­ля­ет­ся со­став­ной ча­стью се­мей­но­го и школь­но­го пси­хо­ло­гич. кон­суль­ти­ро­ва­ния.

Се­мей­ное К. , ис­поль­зую­щее во мно­гом ме­то­ды се­мей­ной пси­хо­те­ра­пии, ста­вит сво­ей це­лью вы­яв­ле­ние про­блем чле­нов се­мьи для из­ме­не­ния ро­ле­во­го взаи­мо­дей­ст­вия в ней и обес­пе­че­ния воз­мож­но­стей лич­но­ст­но­го рос­та ка­ж­до­го из её чле­нов. Для се­мей­но­го К. ха­рак­тер­ны рас­смот­ре­ние се­мьи как сис­те­мы, об­ла­даю­щей по­тен­циа­лом к по­зи­тив­но­му раз­ви­тию, а се­мей­ной ис­то­рии – как нар­ра­ти­ва, ана­лиз жиз­нен­но­го цик­ла се­мьи. Счи­тая всех чле­нов се­мьи рав­но­цен­ны­ми, кон­суль­тант стре­мит­ся к сня­тию с ко­го-ли­бо из них ро­ли ви­нов­но­го за се­мей­ные про­бле­мы, ана­ли­зу ас­пек­тов ро­ле­во­го взаи­мо­дей­ст­вия в се­мье, пе­ре­хо­ду от вза­им­ных пре­тен­зий и об­ви­не­ний к об­су­ж­де­нию по­треб­но­стей всех чле­нов се­мьи, мо­де­ли­ро­ва­нию кон­ст­рук­тив­но­го взаи­мо­дей­ст­вия ме­ж­ду ни­ми и при­ня­тию ка­ж­дым от­вет­ст­вен­но­сти за своё по­ве­де­ние в раз­ре­ше­нии про­блем­ных си­туа­ций.

Школь­ное К. по­мо­га­ет в раз­ре­ше­нии та­ких сис­тем­ных про­блем шко­лы, как труд­ность со­гла­со­ва­ния за­дач обу­че­ния и пси­хич. раз­ви­тия де­тей; кон­сер­ва­тив­ность школь­ной сис­те­мы и слож­ность адап­та­ции в ней для де­тей, пе­да­го­гов, ро­ди­те­лей; раз­но­на­прав­лен­ность их по­треб­но­стей и за­про­сов.

Реа­би­ли­та­ци­он­ное К. ока­зы­ва­ет по­мощь лю­дям с на­ру­шен­ны­ми воз­мож­но­стя­ми адап­та­ции и раз­ви­тия – стра­даю­щим от фи­зич. травм и за­бо­ле­ва­ний, пси­хич. рас­стройств или по­след­ст­вий пси­хич. трав­мы, быв­шим за­клю­чён­ным, про­хо­дя­щим и про­шед­шим курс ле­че­ния от нар­ко­тич. за­ви­си­мо­сти, уча­ст­ни­кам бое­вых дей­ст­вий, жерт­вам эт­нич. кон­флик­тов, бе­жен­цам и др. лю­дям, ко­то­рым не­об­хо­ди­ма по­мощь в пре­одо­ле­нии пси­хо­ло­гич. по­след­ст­вий трав­мы, на­ру­шен­ной са­мо­оцен­ки, не­ве­рия в свои си­лы, от­сут­ст­вия по­зи­тив­но­го ин­те­ре­са к жиз­ни, пе­ре­жи­ва­ния ущерб­но­сти. За­да­чи реа­би­ли­та­ци­он­но­го К. – вос­ста­нов­ле­ние спо­соб­но­сти кли­ен­та к са­мо­реа­ли­за­ции в об­ще­ст­ве, со­ци­аль­ных свя­зей с близ­ки­ми, при­ня­тие се­бя и от­вет­ст­вен­но­сти за свою жизнь. Важ­ной ча­стью реа­би­ли­та­ци­он­но­го К. яв­ля­ет­ся кон­такт с близ­ки­ми кли­ен­та, се­мей­ное К. , взаи­мо­дей­ст­вие с др. спе­циа­ли­ста­ми (ме­ди­ка­ми, со­ци­аль­ны­ми ра­бот­ни­ка­ми, юри­ста­ми) и те­ра­пев­тич. со­об­ще­ст­ва­ми са­мо­по­мо­щи (та­ки­ми, как «Ано­ним­ные ал­ко­го­ли­ки»).

Про­фес­сио­наль­ное К. фо­ку­си­ру­ет­ся на по­мо­щи кли­ен­там в вы­бо­ре про­фес­сии с учё­том склон­но­стей, ин­те­ре­сов, сфор­ми­ро­вав­ших­ся спо­соб­но­стей и по­треб­но­стей об­ще­ст­ва, а так­же в по­сле­дую­щих ша­гах по сту­пе­ням карь­е­ры, са­мо­реа­ли­за­ции в проф. дея­тель­но­сти вплоть до за­вер­ше­ния тру­до­вой дея­тель­но­сти пе­ред вы­хо­дом на пен­сию. Проф. вклю­ча­ет ин­фор­ми­ро­ва­ние кли­ен­та об осо­бен­но­стях разл. про­фес­сий и тре­буе­мых ими пси­хо­ло­гич. ре­сур­сов, си­туа­ции на рын­ке тру­да, по­мощь кли­ен­ту в ов­ла­де­нии на­вы­ка­ми, не­об­хо­ди­мы­ми для ус­пеш­но­го тру­до­уст­рой­ст­ва (в со­став­ле­нии ре­зю­ме, про­хо­ж­де­нии со­бе­се­до­ва­ний, адап­та­ции в тру­до­вом кол­лек­ти­ве и т. Проф. ох­ва­ты­ва­ет так­же круг про­блем, воз­ни­каю­щих в про­цес­се раз­ви­тия карь­е­ры и при за­вер­ше­нии тру­до­вой дея­тель­но­сти пе­ред вы­хо­дом на пен­сию.

Те­ле­фон­ное кон­суль­ти­ро­ва­ние – пси­хо­ло­гич. по­мощь по те­ле­фо­ну для лю­дей в кри­зис­ном со­стоя­нии. Пер­вую те­ле­фон­ную кон­суль­та­цию по пре­дот­вра­ще­нию суи­ци­дов ос­но­вал в 1953 в Лон­до­не анг­ли­кан­ский свя­щен­ник Ч. Ва­ра. Вско­ре служ­бы те­ле­фон­но­го кон­суль­ти­ро­ва­ния поя­ви­лись в боль­шин­ст­ве круп­ных ев­роп. го­ро­дов, бы­ла соз­да­на Ме­ж­ду­нар. фе­де­ра­ция служб те­ле­фон­ной экс­трен­ной по­мо­щи (IFOTES). Осн. прин­ци­пы ра­бо­ты: круг­ло­су­точ­ная дос­туп­ность, ано­ним­ность, кон­фи­ден­ци­аль­ность, при­ня­тие зво­ня­ще­го та­ким, ка­кой он есть, от­каз от дав­ле­ния, ма­ни­пу­ли­ро­ва­ния и на­вя­зы­ва­ния к. по­зи­ции. Ано­ним­ное те­ле­фон­ное кон­суль­ти­ро­ва­ние при­ме­ня­ет­ся так­же для ока­за­ния пси­хо­ло­гич. по­мо­щи нар­ко­за­ви­си­мым, ВИЧ-ин­фи­ци­ро­ван­ным, под­вер­гаю­щим­ся на­си­лию, во­вле­чён­ным в сек­су­аль­ную экс­плуа­та­цию и др.

Ор­га­ни­за­ци­он­ное К. – со­ци­аль­но-пси­хо­ло­гич. со­про­во­ж­де­ние за­пла­ни­ро­ван­ных про­цес­сов из­ме­не­ния в ор­га­ни­за­ци­ях с це­лью по­вы­ше­ния эф­фек­тив­но­сти их функ­цио­ни­ро­ва­ния. К за­да­чам орг­кон­суль­тан­та от­но­сит­ся со­гла­со­ва­ние це­лей со­труд­ни­ков, яс­ность мо­ти­вов, сба­лан­си­ро­ван­ность пол­но­мо­чий и от­вет­ствен­но­сти, со­от­вет­ст­вие сти­лей управ­ле­ния и кор­по­ра­тив­ной ат­мо­сфе­ры, обу­че­ние уме­нию во­вре­мя пре­дот­вра­щать или кон­ст­рук­тив­но ре­шать кон­фликт­ные си­туа­ции. Кон­суль­тант про­во­дит со­ци­аль­но-пси­хо­ло­гич. ди­аг­но­сти­ку, со­став­ля­ет ре­ко­мен­да­ции для ру­ко­во­дства (напр. , по под­бо­ру и адап­та­ции пер­со­на­ла), спо­соб­ст­ву­ет фор­ми­ро­ва­нию еди­ной ко­ман­ды (англ. team-building), соз­да­нию или кор­рек­ции кор­по­ра­тив­ной куль­ту­ры и сти­ля.

Ко­учинг (англ. coаching – тре­ни­ров­ка) – про­цесс по­мо­щи кли­ен­ту в улуч­ше­нии ко­ли­че­ст­вен­ных или ка­че­ст­вен­ных ха­рак­те­ри­стик его дея­тель­но­сти по­сред­ст­вом кри­тич. ана­ли­за то­го, ка­ким об­ра­зом субъ­ект ис­поль­зу­ет спе­ци­фич. уме­ния и зна­ния. Ко­учинг ори­ен­ти­ро­ван на вы­ра­бот­ку у кли­ен­та ин­ди­ви­ду­аль­ной стра­те­гии жиз­нен­но­го ус­пе­ха. Ко­учинг мо­жет быть как ин­ди­ви­ду­аль­ным, так и ор­га­ни­за­ци­он­ным.

Что такое психологическое консультирование

Психологическое консультирование – это разновидность психологической помощи. Этот вид практики возник сравнительно недавно, он вышел из психотерапии. Основным направлением этого вида деятельности является помощь клинически здоровому индивиду справиться с житейскими трудностями, найти выход из сложившейся ситуации, изменить свое поведение, чтобы достичь намеченных целей.

История возникновения

Несмотря на сравнительную молодость психологического консультирования, этот вид помощи корнями уходит в глубокое прошлое. Первым основоположником консультативного вида психологии принято считать Гиппократа, который жил в 460 году до нашей эры. Он отмечал необходимость выстраивания особых, доверительных отношений с пациентом.

Гиппократ подчеркивал важность анализа всей истории жизни индивидуума, для понимания специфики его состояния, нахождения путей решении проблемы. Именно Гиппократ первым разработал классификацию расстройств психологического характера. Те обозначения темперамента людей, которые дал этот великий человек, мы используем до настоящего времени.

Следующим этапом в развитии консультативной психологии принято считать время с 1879 года, когда психолог из Германии – Вундт основал лабораторию экспериментальной психологии. На зарождающуюся науку оказывали свое влияние Гегель и Ницше.

В конце 19 века наступило следующее значимое событие в развитии этого вида психологии: открытие Фрейдом и Брейером особенностей лечения истерии. Именно тогда и были заложены первые основы истинного психологического консультирования.

С ростом научно-технического прогресса в 20 веке возникла необходимость в квалифицированных кадрах. В это время наблюдался рост профессионального психологического консультирования. Специалисты, получающие такую специальность, активно работали в студгородках, школах, разных организациях. Большая часть специалистов занималась психологическим консультированием на уровне образовательных учреждений, в частности, школ.

Со временем, развитие медицинского консультирования набирало темпы. Сначала людей, которые нуждались в получении психологической помощи, считали психически не здоровыми. По этой причине их лечили с помощью сильнейших медикаментов. Поэтому до середины 40-х годов двадцатого века психологи консультанты работали только над диагностикой конкретных особенностей людей.

С выходом в свет книги «Консультирование и психотерапия», под авторством К. Роджерса, в 1942 году, началась новая эпоха развития этой области знаний. Консультирование было отделено от смежных отраслей. Роджерс отмечал, что люди, которые имеют некоторые трудности в общении, социальном взаимодействии, сфере эмоций, вовсе не являются психически нездоровыми. Он подчеркивал, что им требуется не терапия с использованием сильных медикаментов, а поддержка профессионалов. Роджерс утверждал, что психотерапевтические отношения психолога и человека – есть решение большинства подобных проблем.

Терапия, предложенная Роджерсом, к 60-м годам двадцатого века была положена в основу многих программ, по которым готовили психологов консультантов.

Другой ученый, Р. Каркуфф с подвижниками выделили ряд навыков, без которых не сможет обойтись профессиональный психолог-консультант. Эта группа ученых разработала методики оценки эффективности их работу. Они делали упор на необходимости развития навыков и умений, что позволят выстраивать психологу и клиенту эффективные отношения.

На сегодняшний день специалисты психологического консультирования встречаются повсеместно. Они работают в дошкольных и школьных образовательных учреждениях, медицинских центрах, домах престарелых. на предприятиях и в высших учебных заведениях.

Основы психологического консультирования

Как мы отметили выше, психологическое консультирование – это совокупность мероприятий, которые направлены на помощь конкретному человеку в разрешении сложившихся у него проблем. Это могут быть проблемы семейного, личного, общественного характера, трудности личностного роста и самосознания.

Основы Психологического консультирования

Основной целью консультирования в психологии выступает помощь людям находить собственный жизненный путь, решать возникающие проблемы, двигаться к заранее намеченным целям. Все это должно проходить с разрешением имеющихся эмоциональных проблем, межличностных затруднений.

Психологическое консультирование, которое идет по правилам, способствует достижению разных целей:

  • полностью осознанный личностный выбор;
  • обучение человека новым образцам поведения;
  • личностное развитие.

В основе методики лежит взаимодействие консультативного вида, происходящее непосредственно между специалистом в психологии и его клиентом. По правилам консультирования, за субъектом признается возможность принимать, выносить любые решения. Консультант только поможет в создании условий, которые поощрят такие волеизъявления клиента.

Психологическое консультирование личности

Нужно понимать, что психологическое консультирование – это не просто отвлеченный от теории вид деятельности, когда психолог и его клиент разговаривают. В ходе такой работы психолог оказывает реальную помощь людям, которые являются клинически здоровыми. Он направляет их по нужному пути, подсказывает, в какую сторону двигаться, чтобы самостоятельно разрешить возникшие трудности, проблемы, как в трудовой деятельности или общении в частности, так и в повседневной жизни, в целом.

Какие проблемы помогает разрешать консультант? Это могут быть любые затруднения, которые не позволяют человеку продуктивно существовать, выполнять свои трудовые обязанности. Это проблемы, снижающие качество его жизни, уменьшающие уровень ее полноценности. Проблемы, делающие жизнь лишенной смысла, ни чем не наполненной. Это затруднения, вызывающие снижение личной эффективности, ухудшающие психологическое здоровье человека, останавливающие его на пути самостоятельного развития.

Какие проблемы помогает решать психологическое консультирование?

Самые разные, их можно разделить на несколько групп.

Трудности, возникающие в отношениях с другими индивидами:

  • конфликты с сотрудниками на работе, членами семьи, соседями – те, что возникают постоянно, часто, сильно и изматывают, выбивают из сил;
  • отсутствие удовлетворенности в отношениях с другими личностями, когда человек считает, что его не ценят, не любят, что в человеке никто не нуждаются;
  • отсутствие удовлетворенности в жизни с супругом, наличие измен в супружеской жизни;
  • наличие болезненной, патологической зависимости от других людей.

Психологические состояния личности, которые ставят ее в некомфортное положение:

  • конфликты, возникающие внутри личности;
  • проблемы с осуществлением жизненного выбора;
  • постоянно возрастающая тревожность;
  • чувство полного одиночества в мире;
  • апатичные состояния;
  • нарастание депрессии;
  • появление и укрепление ощущения, что жизнь не имеет смысла, исхода;
  • развитие и увеличение количества беспричинных страхов;
  • появление сильной подавленности;
  • развитие пессимистичных взглядов на жизнь;
  • укрепление чувства неуверенности в себе и собственных силах;
  • недовольство собственной жизнью и происходящими в ней событиями;
  • внутренние колебания;
  • отсутствие решительности в принятии важных решений;
  • постоянное чувство смятения и другое.

Разрешение кризисных ситуаций:

  • возникновение в жизни человека статуса безработного;
  • разочарование в собственном пути, понимание, что жизнь идет не по плану, все самое важное проходит мимо;
  • переживание измены любимого человека;
  • утрата близких людей;
  • исчезновение жизненного смысла;
  • развитие возрастных кризисов;
  • трудности, связанные с переездом на новое место жительства, сменой рабочего места, болезнью и другими жизненными обстоятельствами.

Иногда люди прибегают к психологическому консультированию, чтобы улучшить собственную жизнь. В частности:

Основной целью психологического консультирования принято считать оказание помощи человеку, которая направлена на поиск оптимальных решений имеющихся у него проблем. Это получение клиентом навыков гармоничной жизни с собой и своим окружением. Это личностный рост, самостоятельное развитие клиента, возвращение индивидуума на позицию психологического здоровья, духовной зрелости, полной самостоятельности.

Оцените статью
Добавить комментарий