КОНСУЛЬТИ́РОВАНИЕ ПСИХОЛОГИ́ЧЕСКОЕ, вид профессиональной помощи человеку или группе людей в разрешении проблемной ситуации, вызывающей психологич. трудности. В отличие от психотерапии К. относительно краткосрочно, ориентировано на запрос клиента (решение конкретной задачи, поиск выхода из кризиса) и заключается в переструктурировании восприятия клиентом своей ситуации, нахождении нового образа действия, внутр. и внешних ресурсов для реализации сформировавшегося во время К. нового подхода к жизни. отходит от характерной для психотерапии модели «лечебных» отношений «врач – пациент», консультант сопровождает клиента в процессе разрешения им своей проблемы.
Аналогично направлениям в психотерапии в К. выделяют когнитивное, бихевиоральное, психоаналитич. , гуманистич. , экзистенциальное и др. направления. Как и психотерапия, К. основывает свою практику на концепциях личности, в соответствии с которыми консультант делает определённые акценты в работе с клиентом и применяет соответствующие техники. Так, в психоаналитич. консультировании консультант может стремиться к преодолению невротич. защитных механизмов личности клиента, в когнитивно-бихевиоральном – к овладению новыми эффективными приёмами мышления и поведения, в гештальтподходе – к изменению отношения к проблемной ситуации и к себе в ней на основе её более целостного восприятия, в клиент-центрированном – к раскрытию ресурсов личности клиента в условиях поощряемого консультантом свободного выражения мыслей и чувств, в процессуальном – к освобождению психич. энергии, сосредоточенной в бессознательных процессах.
Установив контакт с клиентом, консультант предоставляет ему возможность выговориться, стремясь помочь ему как можно более полно раскрыть свои переживания и расширить своё видение ситуации. Оказывая клиенту эмоциональную поддержку, консультант рассказывает ему о позитивных аспектах его проблемной ситуации; вместе с ним переформулирует его проблемы в цель К. Корректируя нереалистичные ожидания, консультант формирует регистр возможных решений проблемы, помогает клиенту прочувствовать каждый предлагаемый вариант (напр. , проигрывая его по ролям) и осуществить выбор оптимального решения с точки зрения клиента.
Исторический очерк
Как вид проф. деятельности К. начало развиваться в нач. 20 в. в США в области профориентации молодёжи (Дж. Дэвис, Ф. Парсонс и др. ), социальной и психологич. реабилитации ветеранов войн, инвалидов и душевнобольных (К. Бирс и др. Ряд законодат. актов 1920–30-х гг. поддерживал зарождающиеся институты К. в образоват. учреждениях, реабилитац. центрах и обществ. организациях, специализирующихся на оказании помощи населению. В 1937 появился «Журнал консультативной психологии».
После 2-й мировой войны в США, а затем и в Европе происходило расширение психологич. помощи неклинич. характера. В 1952 была основана Амер. ассоциация управления персоналом (APGA), преобразованная в 1983 в Амер. ассоциацию консультирования и развития (AACD), а в 1992 – в Амер. ассоциацию консультирования (ACA), ставшую гл. проф. организацией консультантов в США.
Большое влияние на развитие теории и методологии К. оказали работы К. Роджерса «Консультирование и психотерапия» (1942, рус. пер. 1999) и Р. Мэя «Искусство психологического консультирования» (1965, рус. пер. 1994), заложившие основы подготовки консультантов и этич. стандартов совр. психологич. консультирования.
Роджерс определял К. как «взаимодействие, которое позволяет клиенту достичь осознания самого себя настолько, что это даёт ему возможность сделать позитивные шаги в свете его новой ориентации». Он обосновал преимущества «недирективного» (или «центрированного на клиенте») подхода в К. , ставя на первое место создание тёплого эмоционального контакта между консультантом и клиентом, позволяющего свободное выражение эмоций и исключающего давление консультанта и его интерпретаций.
Мэй, один из основоположников экзистенциального подхода в К. , считал, что задачи К. – способствовать росту свободы личности и способности человека принимать ответственность за свою жизнь, помочь ему освободиться от патологич. чувства вины и достойно принять духовное напряжение, свойственное природе человека. Важнейшими чертами личности консультанта Мэй считал честность по отношению к себе, принятие своего несовершенства, способность получать удовольствие от жизни и проявлять бескорыстный интерес к людям.
Становлению рос. способствовали визиты в Москву во 2-й пол. 1980-х гг. Франкла и К. Роджерса. С проникновением в 1990-х гг. в Россию зап. школ психотерапии началось бурное развитие рос. Ряд рос. психологов разрабатывают оригинальные подходы к К. , напр. диалогич. подход (Ф. Василюк и др. ), основанный на теории доминанты А. Ухтомского и концепции диалога М. Бахтина.
Виды психологического консультирования
Помимо индивидуального К. взрослых людей по поводу их личностных проблем, К. широко используется в образовании, медицине, бизнесе, социальной работе и др. сферах.
Консультирование детей и подростков. На западе наиболее влиятельными в детском К. являются концепции психоаналитич. направления (Д. Уинникотт, М. Кляйн, Э. Эриксон и др. ), а в России – концепции возрастных кризисов и зоны ближайшего развития Л. Выготского, а также периодизации возрастного развития и игры Д. Эльконина. Для К. детей характерно использование проективных тестов и игровых психотерапевтич. методов. подростков в силу кризисного характера развития в этом возрасте часто носит характер профилактики социально-психологич. дезадаптации (помощи в преодолении нарушенного взаимодействия развивающейся личности с окружающим миром). В задачу К. подростков входит также поддержка в выборе жизненного пути и проф. самоопределения. детей часто является составной частью семейного и школьного психологич. консультирования.
Семейное К. , использующее во многом методы семейной психотерапии, ставит своей целью выявление проблем членов семьи для изменения ролевого взаимодействия в ней и обеспечения возможностей личностного роста каждого из её членов. Для семейного К. характерны рассмотрение семьи как системы, обладающей потенциалом к позитивному развитию, а семейной истории – как нарратива, анализ жизненного цикла семьи. Считая всех членов семьи равноценными, консультант стремится к снятию с кого-либо из них роли виновного за семейные проблемы, анализу аспектов ролевого взаимодействия в семье, переходу от взаимных претензий и обвинений к обсуждению потребностей всех членов семьи, моделированию конструктивного взаимодействия между ними и принятию каждым ответственности за своё поведение в разрешении проблемных ситуаций.
Школьное К. помогает в разрешении таких системных проблем школы, как трудность согласования задач обучения и психич. развития детей; консервативность школьной системы и сложность адаптации в ней для детей, педагогов, родителей; разнонаправленность их потребностей и запросов.
Реабилитационное К. оказывает помощь людям с нарушенными возможностями адаптации и развития – страдающим от физич. травм и заболеваний, психич. расстройств или последствий психич. травмы, бывшим заключённым, проходящим и прошедшим курс лечения от наркотич. зависимости, участникам боевых действий, жертвам этнич. конфликтов, беженцам и др. людям, которым необходима помощь в преодолении психологич. последствий травмы, нарушенной самооценки, неверия в свои силы, отсутствия позитивного интереса к жизни, переживания ущербности. Задачи реабилитационного К. – восстановление способности клиента к самореализации в обществе, социальных связей с близкими, принятие себя и ответственности за свою жизнь. Важной частью реабилитационного К. является контакт с близкими клиента, семейное К. , взаимодействие с др. специалистами (медиками, социальными работниками, юристами) и терапевтич. сообществами самопомощи (такими, как «Анонимные алкоголики»).
Профессиональное К. фокусируется на помощи клиентам в выборе профессии с учётом склонностей, интересов, сформировавшихся способностей и потребностей общества, а также в последующих шагах по ступеням карьеры, самореализации в проф. деятельности вплоть до завершения трудовой деятельности перед выходом на пенсию. Проф. включает информирование клиента об особенностях разл. профессий и требуемых ими психологич. ресурсов, ситуации на рынке труда, помощь клиенту в овладении навыками, необходимыми для успешного трудоустройства (в составлении резюме, прохождении собеседований, адаптации в трудовом коллективе и т. Проф. охватывает также круг проблем, возникающих в процессе развития карьеры и при завершении трудовой деятельности перед выходом на пенсию.
Телефонное консультирование – психологич. помощь по телефону для людей в кризисном состоянии. Первую телефонную консультацию по предотвращению суицидов основал в 1953 в Лондоне англиканский священник Ч. Вара. Вскоре службы телефонного консультирования появились в большинстве крупных европ. городов, была создана Междунар. федерация служб телефонной экстренной помощи (IFOTES). Осн. принципы работы: круглосуточная доступность, анонимность, конфиденциальность, принятие звонящего таким, какой он есть, отказ от давления, манипулирования и навязывания к. позиции. Анонимное телефонное консультирование применяется также для оказания психологич. помощи наркозависимым, ВИЧ-инфицированным, подвергающимся насилию, вовлечённым в сексуальную эксплуатацию и др.
Организационное К. – социально-психологич. сопровождение запланированных процессов изменения в организациях с целью повышения эффективности их функционирования. К задачам оргконсультанта относится согласование целей сотрудников, ясность мотивов, сбалансированность полномочий и ответственности, соответствие стилей управления и корпоративной атмосферы, обучение умению вовремя предотвращать или конструктивно решать конфликтные ситуации. Консультант проводит социально-психологич. диагностику, составляет рекомендации для руководства (напр. , по подбору и адаптации персонала), способствует формированию единой команды (англ. team-building), созданию или коррекции корпоративной культуры и стиля.
Коучинг (англ. coаching – тренировка) – процесс помощи клиенту в улучшении количественных или качественных характеристик его деятельности посредством критич. анализа того, каким образом субъект использует специфич. умения и знания. Коучинг ориентирован на выработку у клиента индивидуальной стратегии жизненного успеха. Коучинг может быть как индивидуальным, так и организационным.
Что такое психологическое консультирование
Психологическое консультирование – это разновидность психологической помощи. Этот вид практики возник сравнительно недавно, он вышел из психотерапии. Основным направлением этого вида деятельности является помощь клинически здоровому индивиду справиться с житейскими трудностями, найти выход из сложившейся ситуации, изменить свое поведение, чтобы достичь намеченных целей.
История возникновения
Несмотря на сравнительную молодость психологического консультирования, этот вид помощи корнями уходит в глубокое прошлое. Первым основоположником консультативного вида психологии принято считать Гиппократа, который жил в 460 году до нашей эры. Он отмечал необходимость выстраивания особых, доверительных отношений с пациентом.
Гиппократ подчеркивал важность анализа всей истории жизни индивидуума, для понимания специфики его состояния, нахождения путей решении проблемы. Именно Гиппократ первым разработал классификацию расстройств психологического характера. Те обозначения темперамента людей, которые дал этот великий человек, мы используем до настоящего времени.
Следующим этапом в развитии консультативной психологии принято считать время с 1879 года, когда психолог из Германии – Вундт основал лабораторию экспериментальной психологии. На зарождающуюся науку оказывали свое влияние Гегель и Ницше.
В конце 19 века наступило следующее значимое событие в развитии этого вида психологии: открытие Фрейдом и Брейером особенностей лечения истерии. Именно тогда и были заложены первые основы истинного психологического консультирования.
С ростом научно-технического прогресса в 20 веке возникла необходимость в квалифицированных кадрах. В это время наблюдался рост профессионального психологического консультирования. Специалисты, получающие такую специальность, активно работали в студгородках, школах, разных организациях. Большая часть специалистов занималась психологическим консультированием на уровне образовательных учреждений, в частности, школ.
Со временем, развитие медицинского консультирования набирало темпы. Сначала людей, которые нуждались в получении психологической помощи, считали психически не здоровыми. По этой причине их лечили с помощью сильнейших медикаментов. Поэтому до середины 40-х годов двадцатого века психологи консультанты работали только над диагностикой конкретных особенностей людей.
С выходом в свет книги «Консультирование и психотерапия», под авторством К. Роджерса, в 1942 году, началась новая эпоха развития этой области знаний. Консультирование было отделено от смежных отраслей. Роджерс отмечал, что люди, которые имеют некоторые трудности в общении, социальном взаимодействии, сфере эмоций, вовсе не являются психически нездоровыми. Он подчеркивал, что им требуется не терапия с использованием сильных медикаментов, а поддержка профессионалов. Роджерс утверждал, что психотерапевтические отношения психолога и человека – есть решение большинства подобных проблем.
Терапия, предложенная Роджерсом, к 60-м годам двадцатого века была положена в основу многих программ, по которым готовили психологов консультантов.
Другой ученый, Р. Каркуфф с подвижниками выделили ряд навыков, без которых не сможет обойтись профессиональный психолог-консультант. Эта группа ученых разработала методики оценки эффективности их работу. Они делали упор на необходимости развития навыков и умений, что позволят выстраивать психологу и клиенту эффективные отношения.
На сегодняшний день специалисты психологического консультирования встречаются повсеместно. Они работают в дошкольных и школьных образовательных учреждениях, медицинских центрах, домах престарелых. на предприятиях и в высших учебных заведениях.
Основы психологического консультирования
Как мы отметили выше, психологическое консультирование – это совокупность мероприятий, которые направлены на помощь конкретному человеку в разрешении сложившихся у него проблем. Это могут быть проблемы семейного, личного, общественного характера, трудности личностного роста и самосознания.
Основы Психологического консультирования
Основной целью консультирования в психологии выступает помощь людям находить собственный жизненный путь, решать возникающие проблемы, двигаться к заранее намеченным целям. Все это должно проходить с разрешением имеющихся эмоциональных проблем, межличностных затруднений.
Психологическое консультирование, которое идет по правилам, способствует достижению разных целей:
- полностью осознанный личностный выбор;
- обучение человека новым образцам поведения;
- личностное развитие.
В основе методики лежит взаимодействие консультативного вида, происходящее непосредственно между специалистом в психологии и его клиентом. По правилам консультирования, за субъектом признается возможность принимать, выносить любые решения. Консультант только поможет в создании условий, которые поощрят такие волеизъявления клиента.
Психологическое консультирование личности
Нужно понимать, что психологическое консультирование – это не просто отвлеченный от теории вид деятельности, когда психолог и его клиент разговаривают. В ходе такой работы психолог оказывает реальную помощь людям, которые являются клинически здоровыми. Он направляет их по нужному пути, подсказывает, в какую сторону двигаться, чтобы самостоятельно разрешить возникшие трудности, проблемы, как в трудовой деятельности или общении в частности, так и в повседневной жизни, в целом.
Какие проблемы помогает разрешать консультант? Это могут быть любые затруднения, которые не позволяют человеку продуктивно существовать, выполнять свои трудовые обязанности. Это проблемы, снижающие качество его жизни, уменьшающие уровень ее полноценности. Проблемы, делающие жизнь лишенной смысла, ни чем не наполненной. Это затруднения, вызывающие снижение личной эффективности, ухудшающие психологическое здоровье человека, останавливающие его на пути самостоятельного развития.
Какие проблемы помогает решать психологическое консультирование?
Самые разные, их можно разделить на несколько групп.
Трудности, возникающие в отношениях с другими индивидами:
- конфликты с сотрудниками на работе, членами семьи, соседями – те, что возникают постоянно, часто, сильно и изматывают, выбивают из сил;
- отсутствие удовлетворенности в отношениях с другими личностями, когда человек считает, что его не ценят, не любят, что в человеке никто не нуждаются;
- отсутствие удовлетворенности в жизни с супругом, наличие измен в супружеской жизни;
- наличие болезненной, патологической зависимости от других людей.
Психологические состояния личности, которые ставят ее в некомфортное положение:
- конфликты, возникающие внутри личности;
- проблемы с осуществлением жизненного выбора;
- постоянно возрастающая тревожность;
- чувство полного одиночества в мире;
- апатичные состояния;
- нарастание депрессии;
- появление и укрепление ощущения, что жизнь не имеет смысла, исхода;
- развитие и увеличение количества беспричинных страхов;
- появление сильной подавленности;
- развитие пессимистичных взглядов на жизнь;
- укрепление чувства неуверенности в себе и собственных силах;
- недовольство собственной жизнью и происходящими в ней событиями;
- внутренние колебания;
- отсутствие решительности в принятии важных решений;
- постоянное чувство смятения и другое.
Разрешение кризисных ситуаций:
- возникновение в жизни человека статуса безработного;
- разочарование в собственном пути, понимание, что жизнь идет не по плану, все самое важное проходит мимо;
- переживание измены любимого человека;
- утрата близких людей;
- исчезновение жизненного смысла;
- развитие возрастных кризисов;
- трудности, связанные с переездом на новое место жительства, сменой рабочего места, болезнью и другими жизненными обстоятельствами.
Иногда люди прибегают к психологическому консультированию, чтобы улучшить собственную жизнь. В частности:
Основной целью психологического консультирования принято считать оказание помощи человеку, которая направлена на поиск оптимальных решений имеющихся у него проблем. Это получение клиентом навыков гармоничной жизни с собой и своим окружением. Это личностный рост, самостоятельное развитие клиента, возвращение индивидуума на позицию психологического здоровья, духовной зрелости, полной самостоятельности.