Виды мышления

«Внешние» и «внутренние» средства мышления

Тра­диц. трак­тов­ка М. как су­гу­бо внутр. ак­тив­но­сти ума, вы­ра­же­ни­ем ко­то­рой мог­ло быть рас­су­ж­де­ние вслух или прак­тич. дея­тель­ность, бы­ла пе­ре­смот­ре­на в пси­хо­ло­гии 20 в. , ко­гда М. ста­ли изу­чать как опо­сре­до­ван­ное зна­че­ния­ми и зна­ко­вы­ми сис­те­ма­ми: тек­ста­ми, схе­ма­ми, сим­во­ла­ми, изо­бра­же­ния­ми и т. опи­ра­ет­ся на эти за­дан­ные той или иной куль­ту­рой спе­ци­фич. сред­ст­ва ре­ше­ния за­дач, во мно­гом оп­ре­де­ляю­щие его по­тен­ци­ал (так, чис­ла, за­пи­сан­ные рим­ски­ми циф­ра­ми, бы­ло прак­ти­че­ски не­воз­мож­но пе­ре­мно­жать), а ино­гда пред­по­ла­га­ет да­же внеш­ние дей­ст­вия с пред­ме­та­ми (сен­со­мо­тор­ный ин­тел­лект, опи­сан­ный Ж. Пиа­же). Ис­сле­дуя ин­тел­лек­ту­аль­ное раз­ви­тие ре­бён­ка, Л. Вы­гот­ский, П. Галь­пе­рин и Ж. Пиа­же по­ка­за­ли, что фор­ми­ро­ва­ние М. в он­то­ге­не­зе свя­за­но с ин­те­риори­за­ци­ей («пе­ре­но­сом внутрь субъ­ек­та») пред­мет­ной дви­га­тель­ной ак­тив­но­сти и внеш­них форм ком­му­ни­ка­ции. Хо­тя про­цес­сы М. взрос­ло­го че­ло­ве­ка раз­вёр­ты­ва­ют­ся гл. обр. во внутр. пла­не, т. в про­стран­ст­ве пси­хич. мо­де­ли, за­ме­щаю­щей ре­аль­ную си­туа­цию, они со­хра­ня­ют связь с дви­га­тель­ны­ми на­вы­ка­ми и ре­чью. Это про­яв­ля­ет­ся, напр. , в воз­мож­но­сти экс­те­рио­ри­за­ции, «вы­не­се­ния во­вне» ря­да ком­по­нен­тов в про­цес­се М. – соз­да­нии схе­ма­тич. на­бро­сков, фор­му­ли­ров­ке про­ме­жу­точ­ных ито­гов, за­пи­си мыс­лей, дис­кус­сии. Пред­ста­ви­те­ли би­хе­вио­риз­ма впер­вые об­ра­ти­ли вни­ма­ние на то, что М. обыч­но осу­ще­ст­в­ля­ет­ся как по­ве­де­ние, на­прав­лен­ное на ре­ше­ние за­дач, и по­пы­та­лись по­нять «скры­тое» от внеш­не­го на­блю­да­те­ля М. как под­го­тов­ку к бу­ду­щим внеш­ним дей­ст­ви­ям, а так­же как про­из­вод­ное от ре­че­во­го по­ве­де­ния (М. как «скры­тая» речь).

В совр. ког­ни­тив­ной нау­ке М. как дея­тель­ность в «уме» по­ни­ма­ет­ся как опе­ри­ро­ва­ние ког­ни­тив­ны­ми схе­ма­ми из­вле­че­ния пер­цеп­тив­ной ин­фор­ма­ции из внеш­не­го ми­ра и язы­ко­вы­ми зна­че­ния­ми, ус­ваи­вае­мы­ми в про­цес­се ком­му­ни­ка­ции с др. людь­ми. В то же вре­мя не­ко­то­рые из этих не­вер­баль­ных схем и язы­ко­вых струк­тур мо­гут быть вро­ж­дён­ны­ми (Н. Хом­ский).

Дис­кус­си­он­ным ос­та­ёт­ся во­прос о при­ро­де по­ня­тий и ка­те­го­рий как важ­ней­ших средств мыш­ле­ния. С точ­ки зре­ния ана­ли­тич. фи­ло­со­фии по­ня­тия сов­па­да­ют со смыс­лом слов и оп­ре­де­ля­ют­ся взаи­мо­от­но­ше­ния­ми язы­ко­вых тер­ми­нов, а так­же от­но­ше­ни­ем вы­ска­зы­ва­ний к опы­ту. Её кри­ти­ки ука­зы­ва­ют на то, что по­нятие не мо­жет оп­ре­де­лять­ся осо­бен­но­стя­ми кон­крет­но­го язы­ка, ина­че пе­ре­вод с од­но­го язы­ка на дру­гой был бы не­возмо­жен. Амер. фи­ло­соф Дж. Фо­дор счи­та­ет, что М. име­ет де­ло не с обыч­ным язы­ком, а с су­ще­ст­вую­щим в моз­гу вро­ж­дён­ным уни­вер­саль­ным ко­дом – «язы­ком мыс­ли» (пред­по­ло­же­ние о су­ще­ст­во­ва­нии «язы­ка мыс­ли», обес­пе­чи­ваю­ще­го по­ни­ма­ние, встре­ча­ет­ся уже у Ав­гу­сти­на). С этой точ­ки зре­ния по­ня­тия мо­гут су­ще­ст­во­вать у жи­вот­ных и де­тей, ещё не ов­ла­дев­ших язы­ком. Ис­сле­дуя раз­ви­тие ин­тел­лек­та в он­то­ге­не­зе, Ж. Пиа­же по­ка­зал, что вы­ра­ба­ты­вае­мые им «опе­ра­тор­ные схе­мы» взаи­мо­дей­ст­вия с ре­аль­но­стью, по су­ще­ст­ву пред­став­ляю­щие со­бой ка­те­го­рии, воз­ни­ка­ют до язы­ка, вли­яя на про­цесс ов­ла­де­ния им. В ис­сле­до­ва­ни­ях Дж. Бру­не­ра по­ка­за­но, что ка­те­го­ри­за­ция вклю­че­на в вос­при­ятие мла­ден­ца уже в пер­вые ме­ся­цы жиз­ни. Вме­сте с тем экс­пе­рим. ис­сле­до­ва­ния в пси­хо­ло­гии и ког­ни­тив­ной лин­гвис­ти­ке под­твер­жда­ют влия­ние се­ман­ти­ки и грам­ма­ти­ки кон­крет­но­го ес­те­ст­вен­но­го язы­ка на про­цес­сы мыш­ле­ния.

С точ­ки зре­ния кон­ст­рук­ти­виз­ма и про­це­дур­ной се­ман­ти­ки М. пред­по­ла­га­ет ис­поль­зо­ва­ние ка­те­го­рий как спо­со­бов кон­ст­руи­ро­ва­ния кон­крет­ных форм опы­та. Эта по­зи­ция вос­хо­дит к ра­бо­там И. Кан­та, со­глас­но ко­то­ро­му ка­те­го­рии вы­ра­жа­ют фор­мы су­ж­де­ний, т. раз­ные спо­со­бы осу­ще­ст­в­ле­ния син­те­за чув­ст­вен­но­го мно­го­об­ра­зия. По­ни­ма­ние ка­те­го­рий как раз­ных ти­пов вы­ска­зы­ва­ний, оп­ре­де­ляю­щих раз­ные ти­пы и воз­мож­но­сти М. , в 20 в. бы­ло раз­ви­то Г. Рай­лом.

Как работает мышление

Главные задачи мышления человека – это не только восприятие сложной и многогранной реальности, но и интерпретация ее, понимание глубины и взаимосвязей разных процессов.

В большинстве случаев в процессе мышления мы задействуем такие логические операции для работы с информацией:

  • анализ;
  • синтез;
  • абстрагирование;
  • сравнение;
  • классификация;
  • обобщение.

Тот или иной мыслительный процесс помогает нам осмыслять новую информацию, сравнивать ее с известными нам фактами и получать при этом новое знание. Таким образом, осуществляя мыслительную операцию, мы прибегаем к трем базовым формам мышления: понятию, суждению и умозаключению.

Упражнения

А теперь немного поиграем. Я подобрала вам интересные упражнения для развития мышления в игровой форме.

Соединяем несоединимое

Веселое и увлекательное упражнение для взрослых и детей. Суть его в том, что нужно соединить в одном предложении два совершенно несвязанных между собой понятия. Например, медузу и компьютер. Чем больше предложений получится придумать, тем лучше.

Это упражнение часто используют на кастингах радиоведущих. Представители данной профессии должны уметь сходу перескакивать с одной темы на другую и делать это красиво и естественно.

Какие варианты можно придумать с нашим примером? Хотя бы такой: “На заставке компьютера была изображена медуза”. Или, например: “Дима сидел за компьютером и мечтал о море, полном медуз, крабов, дельфинов”. Теперь вы попробуйте. Когда разберетесь с этой парой понятий, принимайтесь за следующие:

  • собака и микрофон;
  • башня и ремень;
  • мост и пуговица;
  • газонокосилка и блоха;
  • Луна и субботник.

Инструкции

Представьте, что на Землю прилетели инопланетяне и решили здесь обосноваться. Их цивилизация совсем не похожа на нашу, поэтому самые обычные предметы для них в диковинку. Вам нужно написать инструкцию для самых часто употребляемых вещей, чтобы облегчить гостям жизнь.

Для примера давайте составим инструкцию для зубной щетки.

  • Зубная щетка – приспособление для чистки зубов.
  • Применять ее нужно два раза в день – утром и вечером.
  • Зайдите в ванную, встаньте перед зеркалом, возьмите щетку в руку и намочите водой из-под крана.
  • Затем выдавите на нее немного зубной пасты и поднесите к зубам.
  • Совершайте вращательные движения, вычищая грязь с зубов на протяжении трех минут.
  • После этого помойте ее в проточной воде и положите на место.

Как видите, все просто. Теперь ваша очередь писать инструкции. Вот вам список предметов для начала: расческа, вилка, ключ, очки, стул, мыло.

Два события

Между двумя событиями, на первый взгляд, никак не связанными между собой, нужно протянуть логическую цепочку рассуждений, чтобы получился цельный и связный рассказ. Возьмем следующие события:

  • Во дворе жалобно заскулила собака.
  • В мачту корабля ударила молния, и на палубе начался пожар.

Вот что получилось у меня: “Во дворе жалобно заскулила собака. Джек понял, что больше не в силах терпеть эту унылую однообразную жизнь, и решил отправиться навстречу приключениям. Его дядя был капитаном дальнего плавания, и ночью мальчик тайно пробрался к нему на корабль, пришвартованный в порту. Утром он проснулся от сильной качки и понял, что корабль уже отплыл и попал в сильный шторм. В мачту корабля ударила молния, и на палубе начался пожар”.

Я подготовила для вас еще несколько пар событий – тренируйтесь!

  • В кабинете начальника раздался телефонный звонок. Машина на полном ходу врезалась в столб.
  • Ракета оторвалась от земли и взмыла в небо. Мальчик засунул руку в карман и обнаружил там записку.
  • Человек вышел из метро и направился прямиком в книжный магазин. У семейства носорогов в Африке родился детеныш.

Логические цепочки

Самое лучшее упражнение для развития логики. Подходит всем – и детям, и подросткам, и студентам, и взрослым. Его цель – научиться устанавливать логические связи между предметами и явлениями.

Вам будет предложено два разных понятия. Ваша задача – обозначить то, что может их связывать. Пример – яблоко и собака.

  • Оба объекта относятся к живой природе.
  • И то и другое содержит в себе воду.
  • Представители и того и другого вида бывали в космосе.
  • И то и другое может нанести человеку увечья и т. д.

Еще варианты: шприц и пирожок, юбка и олень, курица и скамейка, молоко и бульдозер, облако и крокодил.

Все наоборот

Для этого упражнения вам понадобится газета, журнал или, на худой конец, новостной интернет-портал. Берем броский заголовок и меняем местами существительные в нем. Было: “Футболисты сборной России вернулись домой на велосипедах”. Стало: “Велосипеды вернулись домой на футболистах сборной России”. Бред бредом.

Ваша задача – придумать историю, подходящую под заголовок и делающую его более менее осмысленным. Например: “Футболисты сборной России решили выкупить вывезенные из страны во время революции царские велосипеды и вернуть их на родину”.

Мышление и опыт

Од­ной из важ­ней­ших для клас­сич. фи­ло­со­фии бы­ла про­бле­ма он­то­ло­гич. при­ро­ды М. как пу­ти к ис­тин­но­му зна­нию. Сфор­му­ли­ро­ван­ный Пар­ме­ни­дом те­зис о то­ж­де­ст­ве М. и бы­тия как пред­по­сыл­ке под­лин­но­го зна­ния, ко­то­рое дос­ти­га­ет­ся бла­го­да­ря М. в от­ли­чие от чув­ст­вен­но­го вос­при­ятия, при­во­дя­ще­го лишь к смут­ным и раз­но­ре­чи­вым мне­ни­ям, ле­жит в ос­но­ве эпи­сте­мо­ло­гич. кон­цеп­ции Пла­то­на, свя­зы­ваю­ще­го М. («внут­рен­ний раз­го­вор души с са­мой со­бой») с по­зна­ни­ем умо­по­сти­гае­мо­го ми­ра идей. Прин­цип то­ж­де­ст­ва бы­тия и М. со­хра­ня­ет своё ос­ново­по­ла­гаю­щее зна­че­ние в фи­ло­со­фии не­оп­ла­то­низ­ма (Ум-нус как един­ст­во мыс­ля­ще­го и мыс­ли­мо­го у Пло­ти­на) и нем. клас­сич. идеа­лиз­ма (кон­цеп­ция Аб­со­лю­та в «фи­ло­со­фии то­ж­де­ст­ва» Ф. Шел­лин­га и пан­ло­гич. сис­те­ме Г. Ге­ге­ля).

В фи­лос. по­ле­ми­ке ме­ж­ду пред­ста­ви­те­ля­ми ра­цио­на­лиз­ма и эм­пи­риз­ма в 17–18 вв. ра­цио­на­ли­сты счи­та­ли, что осн. ин­ст­ру­мен­ты и рам­ки М. за­да­ёт сам ра­зум (вро­ж­дён­ные идеи, ап­ри­ор­ные ка­те­го­рии). Опыт мо­жет лишь дать тол­чок М. , ко­то­рое раз­вёр­ты­ва­ет со­дер­жа­ние аб­ст­ракт­ных идей, дан­ных субъ­ек­ту в ак­те ин­тел­лек­ту­аль­ной ин­туи­ции. Про­дук­та­ми не­за­ви­си­мо­го от опы­та М. яв­ля­ют­ся ме­та­фи­зи­ка, ма­те­ма­ти­ка, тео­ре­тич. нау­ка. С точ­ки зре­ния эм­пи­риз­ма ос­но­ву М. как ум­ст­вен­ной дея­тель­но­сти со­став­ля­ют ус­во­ен­ные из опы­та пред­став­ле­ния, пе­ре­ра­бот­ка (срав­не­ние, ана­лиз и син­тез) не­по­сред­ст­вен­но вос­при­ня­то­го и/или сле­дов про­шлых вос­при­ятий. По­ня­тия воз­ни­ка­ют на ос­но­ве ин­дук­тив­но­го вы­де­ле­ния об­щих при­зна­ков еди­нич­ных пред­ме­тов и их фик­са­ции с по­мо­щью язы­ка. Де­дук­тив­ные рас­су­ж­де­ния в ло­ги­ке и ма­те­ма­ти­ке трак­то­ва­лись ли­бо как про­из­вод­ные от опы­та, ли­бо как экс­пли­ка­ции не­ко­то­рых осо­бен­но­стей язы­ка. , со­дер­жа­ние М. пол­но­стью оп­ре­де­ля­ет­ся тем, что да­но в опы­те. Осо­бая по­зи­ция И. Кан­та, ко­то­рую нель­зя от­не­сти ни к эм­пи­риз­му, ни к ра­цио­на­лиз­му, ис­хо­дит из то­го, что сам опыт воз­мо­жен лишь на ос­но­ве при­ме­не­ния ап­ри­ор­ных ка­те­го­рий рас­суд­ка к чув­ст­вен­но­му вос­при­ятию, т. пред­по­ла­га­ет кон­ст­рук­тив­ную дея­тель­ность М. , осу­ще­ст­в­ляю­ще­го ка­те­го­ри­аль­ный син­тез чув­ст­вен­но­го мно­го­об­ра­зия («Мыс­ли без со­дер­жа­ния пус­ты, со­зер­ца­ния без по­ня­тий сле­пы» – Соч. , 1964. 155).

Со­глас­но фе­но­ме­но­ло­гии Э. Гус­сер­ля, М. не кон­ст­руи­ру­ет опыт, а за­ви­сит от фе­но­ме­нов, дан­ных субъ­ек­ту в ак­те его пе­ре­жи­ва­ния оче­вид­но­сти и кон­сти­туи­руе­мых ап­ри­ор­ны­ми струк­ту­ра­ми транс­цен­ден­таль­но­го соз­на­ния. Ка­те­го­ри­аль­ные струк­ту­ры М. при та­ком по­ни­ма­нии то­же мо­гут не­по­сред­ст­вен­но со­зер­цать­ся (ка­те­го­ри­аль­ное «ус­мот­ре­ние сущ­ности»). С точ­ки зре­ния ло­гич. по­зи­ти­виз­ма (см. Ана­ли­ти­че­ская фи­ло­со­фия) толь­ко то М. име­ет смысл, вы­во­ды ко­то­ро­го мо­гут быть ве­ри­фи­ци­ро­ва­ны в чув­ст­вен­ном опы­те и ко­то­рое сле­ду­ет пра­ви­лам ло­гич. син­так­си­са. Для К. Поп­пе­ра кри­те­ри­ем ос­мыс­лен­но­сти рас­су­ж­де­ния яв­ля­ет­ся прин­ци­пи­аль­ная воз­мож­ность опыт­но­го оп­ро­вер­же­ния (фаль­си­фи­ка­ции) мыс­ли­тель­ных пред­по­ло­же­ний.

Механизм мыслительного процесса

Мыслительный процесс – это сознательный процесс, основывающийся на понятия и образы.

Мыслительный процесс оценивает ситуацию. Завершается он тогда, когда достигает каких-либо результатов. ставиться задача, и начинается поиск ее решения.

Решение проблемы имеет четыре стадии:

  • подготовку;
  • поиск решения;
  • вдохновение;
  • проверку найденного решения.

Алгоритм мыслительного процесса решения проблемы:

  • Мотивация.
  • Анализ проблемы (что дано, что предстоит найти и т.д.).
  • Поиск решения:
    поиск на основе одного известного алгоритма (относится к репродуктивному мышлению);поиск на основе выбора оптимального варианта из множества известных алгоритмов;решение на основе смешивания элементов из различных алгоритмов;поиск нового решения (относится к творческому мышлению), основывается на:
    углубленной логике рассуждения (анализ, сравнение, синтез и т.д.);аналогиях;эвристических приемах;эмпирическом методе.
  • поиск на основе одного известного алгоритма (относится к репродуктивному мышлению);
  • поиск на основе выбора оптимального варианта из множества известных алгоритмов;
  • решение на основе смешивания элементов из различных алгоритмов;
  • поиск нового решения (относится к творческому мышлению), основывается на:
    углубленной логике рассуждения (анализ, сравнение, синтез и т.д.);аналогиях;эвристических приемах;эмпирическом методе.
  • углубленной логике рассуждения (анализ, сравнение, синтез и т.д.);
  • аналогиях;
  • эвристических приемах;
  • эмпирическом методе.

В случае неудачи происходит разочарование, переключение на другой род деятельности. Иными словами возникает «период инкубационного отдыха», где генерируются новые идеи, появляется вдохновение, инсайт (мгновенное нахождение решения).

Факторы, которые влияют на озарение:

  • сильная увлеченность проблемой;
  • вера в успех;
  • опыт, большое количество информации о проблеме;
  • высокая ассоциативная деятельность мозга (во сне, во время болезни и т.д.).
  • Доказательство найденной идеи с помощью логики.
  • Реализация решения.
  • Проверка найденного решения.
  • Коррекция при необходимости (в этом случае нужно вернуться на второй этап).

Структура способов активизации мышления

  • «Мозговой штурм»;
  • «Синектический штурм»;
  • Метод фокальных объектов;
  • Способ морфологического анализа;
  • Способ контрольных вопросов.

Для данного процесса можно использовать «мозговой штурм», или брейнсторминг. Этот способ разработал американский исследователь Осборн А. Цель метода: генерировать идеи в работе с группой. Рассмотрим основные правила:

  • в группе 7-10 человек разной профессии. Это необходимо для того, чтобы снизить стереотипизацию подходов;
  • отсутствие чужой критики;
  • участники должны быть расслаблены. Все сказанное фиксируется на аудиовизуальной аппаратуре, без указания авторства слов;
  • собранные идеи обрабатываются экспертами. Из них (идей) только 10% подходящих. Участники не могут входить в состав жюри.

«Мозговой штурм» заложен в основу синектики, которую предложил американский ученый Гордон У. Во время «синектического штурма» выполняется четыре приема, базирующихся на аналогии:

  • прямой (поиск решения с какой-то общей задачей);
  • личной, или эмпатия (способ рассмотрения проблемы с точки зрения образа);
  • символической(определение образа в двух словах);
  • фантастической (воображение уже решенной проблемы).

Данный метод отвечает за перенос случайных признаков на рассматриваемый объект. Это позволяет избежать примитивности. Например, объект – тигр, фокальный – карандаш, результат – полосатый карандаш.

Суть метода: выделение главных характеристик объекта, с последующим выявлением всесторонних вариантов.

Вышеперечисленные методы стимулируют воображение человека, т. вызывают ассоциативные образы.

Преподаватель факультета психологии кафедры общей психологии. Кандидат психологических наук

Стратегическое и тактическое мышление

Стратегическое мышление – это навык, благодаря которому можно добиться поставленных целей. Если при этом вы владеете специальными техниками, то обладаете стратегическим мышлением. В чем особенность данного типа мышления? Стратегия и тактика взаимосвязаны, так как тактика является частью стратегии. Другими словами, чтобы выполнить долгосрочную стратегическую цель необходимо сделать конкретные тактические действия, которые прозрачны и ведут к исполнению стратегических целей.

Стратегия зачастую является искусством, так как она всегда учитывает множество вариантов развития событий. Поэтому стратегическое мышление – это умение осуществить свои мысли и идеи при большом варианте исходов событий. Стратегия способствует возможности действовать более эффективно, а также развивает память и концентрацию.

Мышление человека нуждается в постоянном развитии. Ведь именно благодаря развитому мышлению мы можем правильно анализировать данные, логически рассуждать и делать грамотные умозаключения, понимать окружающий мир и людей, быстро реагировать на различные ситуации и принимать верные решения. У Викиум есть полезный курс «Развитие мышления». Он научит всему, что должен уметь человек, обладающий острым умом и способностью быстро и эффективно мыслить. Развитое мышление является определяющим фактором успеха в современном обществе.

Системное мышление

Системное мышление помогает видеть взаимосвязи между предметами и явлениями, понимать контекст, корреляцию и каузальность событий.

Пространственное мышление

Впервые вопросы изучения мышления возникли в античные времена. Ученые, философы того времени изучали мыслительные процессы с точки зрения логики, философии. Наиболее выдающимися исследователями античной эпохи, которые внесли большой вклад в изучение были: Алкмеон Кротонский, Пифагор, Гиппократ, Аристотель, Эпикур, Протагор.

Во времена Средневековья значимых открытий не было. Активное изучение началось только с 17 века. При этом мышление считалось врожденной способностью, которое рассматривалось единолично, без влияния психики. Учение, которое значительно повлияло на изучение мыслительных процессов — прагматизм. Появилось оно в конце 19 века. В 20 веке углубленными исследованиями начали заниматься последователи Вюрцбургской школы. Практические эксперименты этой школы были направлены на то, чтобы разделить мышление на отдельные этапы.

Гештальтпсихология занималась изучением продуктивного мышления. Одновременно исследованиями занимались последователи бихевиоризма. Они изучали навыков, умений, которые использовались людьми для решения различных задач.

Исследование развития понятийного мышления в школе Л. Выготского. Методика Выготского-Сахарова.

Понятийное мышление — (словесно-логическое), один из видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций. Понятийное мышление функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления.

В структуре понятийного мышления формируются и функционируют различные виды обобщений. Мышление рассматривается как процесс, обличенный в слова. Мышление безобразное – в мышлении нет образов, есть только слова или логические операции. Последовательность мыслительных умственных операций и есть процесс мышления.

Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.

Ах высказал мысль о том, что мышление осуществляется не в образах, а в понятиях. У взрослых людей есть сформировавшаяся система понятий, и эти понятия представлены в свернутом виде. В своей методике Ах ввел прием формирования искусственных понятий. Для этого он использовал объёмные геометрические фигуры, различающиеся по форме, цвету, размеру, весу, — всего 48 фигур.

К каждой фигуре прикреплена бумажка с искусственным словом: большие тяжёлые фигуры обозначены словом «гацун», большие лёгкие — «рас», маленькие тяжёлые — «таро», маленькие лёгкие — «фаль». Эксперимент начинается с 6-ти фигур, и от сеанса к сеансу их количество увеличивается, достигая в конце концов 48-ми. Каждый сеанс начинается с того, что фигуры расставляются перед испытуемым, и он должен по очереди приподнять все фигуры, читая при этом их названия вслух; это повторяется несколько раз.

После этого бумажки снимают, фигуры перемешиваются, и испытуемого просят отобрать фигуры, на которых была бумажка с одним из слов, а также объяснить, почему он выбрал именно эти фигуры; это также повторяется несколько раз. На последней стадии эксперимента проверяется, приобрели ли искусственные слова значение для испытуемого: ему задаются вопросы вроде «Чем отличается “гацун” от “рас”?», просят придумать фразу с этими словами.

Выготский и его сотрудник Л. Сахаров изменили методику Аха с целью более глубокого изучения значений слов и самого процесса их (значений) формирования. Методика Аха не позволяла изучать этот процесс, поскольку слова были связаны с обозначаемыми ими фигурами с самого начала; «слова не выступают с самого начала в роли знаков, они принципиально ничем не отличаются от другого ряда стимулов, выступающих в опыте, от предметов, с которыми они связываются».

Поэтому в то время как в методике Аха названия всех фигур даны с самого начала, задача же даётся позже, после их заучивания, в методике Выготского-Сахарова, напротив, задача даётся испытуемому в самом начале, а названия фигур — нет. Перед испытуемым в случайном порядке ставятся фигуры разной формы, цвета, плоскостных размеров, высоты; на нижней (невидимой) стороне каждой фигуры написано искусственное слово. Одна из фигур переворачивается, и испытуемый видит её название.

Эта фигура откладывается в сторону, а из остальных фигур испытуемого просят отобрать все, на которых по его мнению написано то же слово, а потом предлагают объяснить, почему он выбрал именно эти фигуры и что искусственное слово означает. Затем отобранные фигуры возвращаются к оставшимся (кроме отложенной), открывается и откладывается ещё одна фигура, давая испытуемому дополнительную информацию, и его снова просят отобрать из оставшихся фигур все, на которых написано слово. Эксперимент продолжается до тех пор, пока испытуемый правильно не отберёт все фигуры и не даст правильного определения слова.

Этапы развитие мышления в онтогенезе. Теория Ж. Пиаже.

Теория развития мышления ребенка, разработанная Ж. Пиаже, получила название «операциональной». Операция представляет собой «внутреннее действие, продукт преобразования («интериоризации») внешнего, предметного действия, скоординированного с другими действиями в единую систему, основным свойством которой является обратимость (для каждой операции существует симметричная и противоположная операция.

Характеризуя понятие обратимости, Пиаже приводит в качестве примера арифметические действия: сложение и вычитание, умножение и деление. Они могут быть прочитаны как слева направо, так и справа налево, например: 5 + 3 = 8 и 8 — 3 = 5.

Классификация мышления и мыслительного процесса

Мышление можно разделить на 3 вида:

  • Наглядно-действительное;
  • Наглядно-образное;
  • Словесно-логическое.

Данный мыслительный процесс отвечает за реальное преобразование во взаимодействии с предметами и опирается на их восприятие.

Мышление, которое опирается на образы. Функции:

  • представление ситуации;
  • представление каких-либо изменений;
  • воображение того, что человек, хочет в действительности;
  • становление невозможных сочетаний предметов, свойств.

Ситуация преобразуется только в образ.

Мышление заключается в использовании логики и понятий. Формы:

  • понятия;
  • суждения;
  • умозаключения:
  • дедуктивные;
  • индуктивные.

Мышление можно разделить на два уровня:

  • рассудок (здравый смысл; повседневное мышление; способность ясно рассуждать, логически выстраивать мыли, кодировать факты);
  • разум (высший уровень познания теории, способность понимать сущность вещей, законы, противоречия).

Также мышление бывает:

  • теоретическим/практическим;
  • интуитивным/аналитическим;
  • реалистическим/аутистическим;
  • продуктивным/репродуктивным.

Мышление решает задачи с помощью большого количества различных операций:

  • сравнение (сопоставление вещей, явлений, свойств, при котором выявляют сходства и различия. Конечный результат – классификация вещей);
  • анализ (при помощи данной операции расчленяются предметы, явления, ситуации, чтобы выделить составляющее элемента. Результат – отделение существенных от несущественных связей);
  • синтез (противоположность анализу. Собирает в целое, находя необходимые связи и отношения);
  • абстракция;
  • обобщение.

Базовыми формами логики мыслительного процесса являются три аспекта: понятия, суждения, умозаключения.

Мыслительный процесс – особенность мышления, которая подразумевает процесс понимания исходной ситуации.

Классификация мыслительного процесса:

  • сознательный;
  • целенаправленный.

Формы мыслительного процесса:

  • понятия;
  • образы;
  • результат (переосмысление, моделирование суждений, решение проблемы и т.д.)

Для того чтобы решить проблему, необходимо пройти четыре стадии:

  • подготовку;
  • вырабатывание и развитие решения;
  • вдохновение;
  • проверка действенности решения.

Рассмотрим структуру мыслительного процесса решения проблемы:

  • Мотивация. Человеку необходим стимул, желание решить проблему.
  • Анализ. На данном этапе оцениваются исходные сведения, каких не хватает, что в избыточном состоянии и т.д.
  • Непосредственно поиск:
    Основываясь на известный алгоритм (репродуктивное мышление).На базе выбора оптимального решения из множества.На базе комбинации.Поиск нового решения на базе (за это отвечает творческое мышление):
    углубленных рассуждений на основе логики (классификация; умозаключение и т.д.);применения аналогов;применения эвристических приемов;применения эмпирического метода.
  • Основываясь на известный алгоритм (репродуктивное мышление).
  • На базе выбора оптимального решения из множества.
  • На базе комбинации.
  • Поиск нового решения на базе (за это отвечает творческое мышление):
    углубленных рассуждений на основе логики (классификация; умозаключение и т.д.);применения аналогов;применения эвристических приемов;применения эмпирического метода.
  • углубленных рассуждений на основе логики (классификация; умозаключение и т.д.);
  • применения аналогов;
  • применения эвристических приемов;
  • применения эмпирического метода.

В случае неудачи у человека наступает отчаяние; уход из одной деятельности в другую; инкубационный период, где развитие действий может быть по следующим сценариям: генерирование новых идей; депрессия; озарение, вдохновение; инсайт; быстрое принятие решения (за это отвечает интуитивное мышление).

  • Факторы, которые приводят к озарению:
    максимальная погруженность в проблему;вера в нахождение решения проблемы;обладание большого количества информации по данной проблеме, наличие опыта;высокая ассоциативная деятельность мозга (например, при температуре).
  • максимальная погруженность в проблему;
  • вера в нахождение решения проблемы;
  • обладание большого количества информации по данной проблеме, наличие опыта;
  • высокая ассоциативная деятельность мозга (например, при температуре).
  • Логика решения.
  • Воплощение найденного решения.
  • Проверка.
  • Коррекция. Если это необходимо, то нужно вернуться в пункт два и пройти все этапы заново.
Оцените статью
Добавить комментарий