- «Внешние» и «внутренние» средства мышления
- Как работает мышление
- Упражнения
- Соединяем несоединимое
- Инструкции
- Два события
- Логические цепочки
- Все наоборот
- Мышление и опыт
- Механизм мыслительного процесса
- Структура способов активизации мышления
- Стратегическое и тактическое мышление
- Системное мышление
- Пространственное мышление
- Исследование развития понятийного мышления в школе Л. Выготского. Методика Выготского-Сахарова.
- Этапы развитие мышления в онтогенезе. Теория Ж. Пиаже.
- Классификация мышления и мыслительного процесса
«Внешние» и «внутренние» средства мышления
Традиц. трактовка М. как сугубо внутр. активности ума, выражением которой могло быть рассуждение вслух или практич. деятельность, была пересмотрена в психологии 20 в. , когда М. стали изучать как опосредованное значениями и знаковыми системами: текстами, схемами, символами, изображениями и т. опирается на эти заданные той или иной культурой специфич. средства решения задач, во многом определяющие его потенциал (так, числа, записанные римскими цифрами, было практически невозможно перемножать), а иногда предполагает даже внешние действия с предметами (сенсомоторный интеллект, описанный Ж. Пиаже). Исследуя интеллектуальное развитие ребёнка, Л. Выготский, П. Гальперин и Ж. Пиаже показали, что формирование М. в онтогенезе связано с интериоризацией («переносом внутрь субъекта») предметной двигательной активности и внешних форм коммуникации. Хотя процессы М. взрослого человека развёртываются гл. обр. во внутр. плане, т. в пространстве психич. модели, замещающей реальную ситуацию, они сохраняют связь с двигательными навыками и речью. Это проявляется, напр. , в возможности экстериоризации, «вынесения вовне» ряда компонентов в процессе М. – создании схематич. набросков, формулировке промежуточных итогов, записи мыслей, дискуссии. Представители бихевиоризма впервые обратили внимание на то, что М. обычно осуществляется как поведение, направленное на решение задач, и попытались понять «скрытое» от внешнего наблюдателя М. как подготовку к будущим внешним действиям, а также как производное от речевого поведения (М. как «скрытая» речь).
В совр. когнитивной науке М. как деятельность в «уме» понимается как оперирование когнитивными схемами извлечения перцептивной информации из внешнего мира и языковыми значениями, усваиваемыми в процессе коммуникации с др. людьми. В то же время некоторые из этих невербальных схем и языковых структур могут быть врождёнными (Н. Хомский).
Дискуссионным остаётся вопрос о природе понятий и категорий как важнейших средств мышления. С точки зрения аналитич. философии понятия совпадают со смыслом слов и определяются взаимоотношениями языковых терминов, а также отношением высказываний к опыту. Её критики указывают на то, что понятие не может определяться особенностями конкретного языка, иначе перевод с одного языка на другой был бы невозможен. Амер. философ Дж. Фодор считает, что М. имеет дело не с обычным языком, а с существующим в мозгу врождённым универсальным кодом – «языком мысли» (предположение о существовании «языка мысли», обеспечивающего понимание, встречается уже у Августина). С этой точки зрения понятия могут существовать у животных и детей, ещё не овладевших языком. Исследуя развитие интеллекта в онтогенезе, Ж. Пиаже показал, что вырабатываемые им «операторные схемы» взаимодействия с реальностью, по существу представляющие собой категории, возникают до языка, влияя на процесс овладения им. В исследованиях Дж. Брунера показано, что категоризация включена в восприятие младенца уже в первые месяцы жизни. Вместе с тем эксперим. исследования в психологии и когнитивной лингвистике подтверждают влияние семантики и грамматики конкретного естественного языка на процессы мышления.
С точки зрения конструктивизма и процедурной семантики М. предполагает использование категорий как способов конструирования конкретных форм опыта. Эта позиция восходит к работам И. Канта, согласно которому категории выражают формы суждений, т. разные способы осуществления синтеза чувственного многообразия. Понимание категорий как разных типов высказываний, определяющих разные типы и возможности М. , в 20 в. было развито Г. Райлом.
Как работает мышление
Главные задачи мышления человека – это не только восприятие сложной и многогранной реальности, но и интерпретация ее, понимание глубины и взаимосвязей разных процессов.
В большинстве случаев в процессе мышления мы задействуем такие логические операции для работы с информацией:
- анализ;
- синтез;
- абстрагирование;
- сравнение;
- классификация;
- обобщение.
Тот или иной мыслительный процесс помогает нам осмыслять новую информацию, сравнивать ее с известными нам фактами и получать при этом новое знание. Таким образом, осуществляя мыслительную операцию, мы прибегаем к трем базовым формам мышления: понятию, суждению и умозаключению.
Упражнения
А теперь немного поиграем. Я подобрала вам интересные упражнения для развития мышления в игровой форме.
Соединяем несоединимое
Веселое и увлекательное упражнение для взрослых и детей. Суть его в том, что нужно соединить в одном предложении два совершенно несвязанных между собой понятия. Например, медузу и компьютер. Чем больше предложений получится придумать, тем лучше.
Это упражнение часто используют на кастингах радиоведущих. Представители данной профессии должны уметь сходу перескакивать с одной темы на другую и делать это красиво и естественно.
Какие варианты можно придумать с нашим примером? Хотя бы такой: “На заставке компьютера была изображена медуза”. Или, например: “Дима сидел за компьютером и мечтал о море, полном медуз, крабов, дельфинов”. Теперь вы попробуйте. Когда разберетесь с этой парой понятий, принимайтесь за следующие:
- собака и микрофон;
- башня и ремень;
- мост и пуговица;
- газонокосилка и блоха;
- Луна и субботник.
Инструкции
Представьте, что на Землю прилетели инопланетяне и решили здесь обосноваться. Их цивилизация совсем не похожа на нашу, поэтому самые обычные предметы для них в диковинку. Вам нужно написать инструкцию для самых часто употребляемых вещей, чтобы облегчить гостям жизнь.
Для примера давайте составим инструкцию для зубной щетки.
- Зубная щетка – приспособление для чистки зубов.
- Применять ее нужно два раза в день – утром и вечером.
- Зайдите в ванную, встаньте перед зеркалом, возьмите щетку в руку и намочите водой из-под крана.
- Затем выдавите на нее немного зубной пасты и поднесите к зубам.
- Совершайте вращательные движения, вычищая грязь с зубов на протяжении трех минут.
- После этого помойте ее в проточной воде и положите на место.
Как видите, все просто. Теперь ваша очередь писать инструкции. Вот вам список предметов для начала: расческа, вилка, ключ, очки, стул, мыло.
Два события
Между двумя событиями, на первый взгляд, никак не связанными между собой, нужно протянуть логическую цепочку рассуждений, чтобы получился цельный и связный рассказ. Возьмем следующие события:
- Во дворе жалобно заскулила собака.
- В мачту корабля ударила молния, и на палубе начался пожар.
Вот что получилось у меня: “Во дворе жалобно заскулила собака. Джек понял, что больше не в силах терпеть эту унылую однообразную жизнь, и решил отправиться навстречу приключениям. Его дядя был капитаном дальнего плавания, и ночью мальчик тайно пробрался к нему на корабль, пришвартованный в порту. Утром он проснулся от сильной качки и понял, что корабль уже отплыл и попал в сильный шторм. В мачту корабля ударила молния, и на палубе начался пожар”.
Я подготовила для вас еще несколько пар событий – тренируйтесь!
- В кабинете начальника раздался телефонный звонок. Машина на полном ходу врезалась в столб.
- Ракета оторвалась от земли и взмыла в небо. Мальчик засунул руку в карман и обнаружил там записку.
- Человек вышел из метро и направился прямиком в книжный магазин. У семейства носорогов в Африке родился детеныш.
Логические цепочки
Самое лучшее упражнение для развития логики. Подходит всем – и детям, и подросткам, и студентам, и взрослым. Его цель – научиться устанавливать логические связи между предметами и явлениями.
Вам будет предложено два разных понятия. Ваша задача – обозначить то, что может их связывать. Пример – яблоко и собака.
- Оба объекта относятся к живой природе.
- И то и другое содержит в себе воду.
- Представители и того и другого вида бывали в космосе.
- И то и другое может нанести человеку увечья и т. д.
Еще варианты: шприц и пирожок, юбка и олень, курица и скамейка, молоко и бульдозер, облако и крокодил.
Все наоборот
Для этого упражнения вам понадобится газета, журнал или, на худой конец, новостной интернет-портал. Берем броский заголовок и меняем местами существительные в нем. Было: “Футболисты сборной России вернулись домой на велосипедах”. Стало: “Велосипеды вернулись домой на футболистах сборной России”. Бред бредом.
Ваша задача – придумать историю, подходящую под заголовок и делающую его более менее осмысленным. Например: “Футболисты сборной России решили выкупить вывезенные из страны во время революции царские велосипеды и вернуть их на родину”.
Мышление и опыт
Одной из важнейших для классич. философии была проблема онтологич. природы М. как пути к истинному знанию. Сформулированный Парменидом тезис о тождестве М. и бытия как предпосылке подлинного знания, которое достигается благодаря М. в отличие от чувственного восприятия, приводящего лишь к смутным и разноречивым мнениям, лежит в основе эпистемологич. концепции Платона, связывающего М. («внутренний разговор души с самой собой») с познанием умопостигаемого мира идей. Принцип тождества бытия и М. сохраняет своё основополагающее значение в философии неоплатонизма (Ум-нус как единство мыслящего и мыслимого у Плотина) и нем. классич. идеализма (концепция Абсолюта в «философии тождества» Ф. Шеллинга и панлогич. системе Г. Гегеля).
В филос. полемике между представителями рационализма и эмпиризма в 17–18 вв. рационалисты считали, что осн. инструменты и рамки М. задаёт сам разум (врождённые идеи, априорные категории). Опыт может лишь дать толчок М. , которое развёртывает содержание абстрактных идей, данных субъекту в акте интеллектуальной интуиции. Продуктами независимого от опыта М. являются метафизика, математика, теоретич. наука. С точки зрения эмпиризма основу М. как умственной деятельности составляют усвоенные из опыта представления, переработка (сравнение, анализ и синтез) непосредственно воспринятого и/или следов прошлых восприятий. Понятия возникают на основе индуктивного выделения общих признаков единичных предметов и их фиксации с помощью языка. Дедуктивные рассуждения в логике и математике трактовались либо как производные от опыта, либо как экспликации некоторых особенностей языка. , содержание М. полностью определяется тем, что дано в опыте. Особая позиция И. Канта, которую нельзя отнести ни к эмпиризму, ни к рационализму, исходит из того, что сам опыт возможен лишь на основе применения априорных категорий рассудка к чувственному восприятию, т. предполагает конструктивную деятельность М. , осуществляющего категориальный синтез чувственного многообразия («Мысли без содержания пусты, созерцания без понятий слепы» – Соч. , 1964. 155).
Согласно феноменологии Э. Гуссерля, М. не конструирует опыт, а зависит от феноменов, данных субъекту в акте его переживания очевидности и конституируемых априорными структурами трансцендентального сознания. Категориальные структуры М. при таком понимании тоже могут непосредственно созерцаться (категориальное «усмотрение сущности»). С точки зрения логич. позитивизма (см. Аналитическая философия) только то М. имеет смысл, выводы которого могут быть верифицированы в чувственном опыте и которое следует правилам логич. синтаксиса. Для К. Поппера критерием осмысленности рассуждения является принципиальная возможность опытного опровержения (фальсификации) мыслительных предположений.
Механизм мыслительного процесса
Мыслительный процесс – это сознательный процесс, основывающийся на понятия и образы.
Мыслительный процесс оценивает ситуацию. Завершается он тогда, когда достигает каких-либо результатов. ставиться задача, и начинается поиск ее решения.
Решение проблемы имеет четыре стадии:
- подготовку;
- поиск решения;
- вдохновение;
- проверку найденного решения.
Алгоритм мыслительного процесса решения проблемы:
- Мотивация.
- Анализ проблемы (что дано, что предстоит найти и т.д.).
- Поиск решения:
поиск на основе одного известного алгоритма (относится к репродуктивному мышлению);поиск на основе выбора оптимального варианта из множества известных алгоритмов;решение на основе смешивания элементов из различных алгоритмов;поиск нового решения (относится к творческому мышлению), основывается на:
углубленной логике рассуждения (анализ, сравнение, синтез и т.д.);аналогиях;эвристических приемах;эмпирическом методе. - поиск на основе одного известного алгоритма (относится к репродуктивному мышлению);
- поиск на основе выбора оптимального варианта из множества известных алгоритмов;
- решение на основе смешивания элементов из различных алгоритмов;
- поиск нового решения (относится к творческому мышлению), основывается на:
углубленной логике рассуждения (анализ, сравнение, синтез и т.д.);аналогиях;эвристических приемах;эмпирическом методе. - углубленной логике рассуждения (анализ, сравнение, синтез и т.д.);
- аналогиях;
- эвристических приемах;
- эмпирическом методе.
В случае неудачи происходит разочарование, переключение на другой род деятельности. Иными словами возникает «период инкубационного отдыха», где генерируются новые идеи, появляется вдохновение, инсайт (мгновенное нахождение решения).
Факторы, которые влияют на озарение:
- сильная увлеченность проблемой;
- вера в успех;
- опыт, большое количество информации о проблеме;
- высокая ассоциативная деятельность мозга (во сне, во время болезни и т.д.).
- Доказательство найденной идеи с помощью логики.
- Реализация решения.
- Проверка найденного решения.
- Коррекция при необходимости (в этом случае нужно вернуться на второй этап).
Структура способов активизации мышления
- «Мозговой штурм»;
- «Синектический штурм»;
- Метод фокальных объектов;
- Способ морфологического анализа;
- Способ контрольных вопросов.
Для данного процесса можно использовать «мозговой штурм», или брейнсторминг. Этот способ разработал американский исследователь Осборн А. Цель метода: генерировать идеи в работе с группой. Рассмотрим основные правила:
- в группе 7-10 человек разной профессии. Это необходимо для того, чтобы снизить стереотипизацию подходов;
- отсутствие чужой критики;
- участники должны быть расслаблены. Все сказанное фиксируется на аудиовизуальной аппаратуре, без указания авторства слов;
- собранные идеи обрабатываются экспертами. Из них (идей) только 10% подходящих. Участники не могут входить в состав жюри.
«Мозговой штурм» заложен в основу синектики, которую предложил американский ученый Гордон У. Во время «синектического штурма» выполняется четыре приема, базирующихся на аналогии:
- прямой (поиск решения с какой-то общей задачей);
- личной, или эмпатия (способ рассмотрения проблемы с точки зрения образа);
- символической(определение образа в двух словах);
- фантастической (воображение уже решенной проблемы).
Данный метод отвечает за перенос случайных признаков на рассматриваемый объект. Это позволяет избежать примитивности. Например, объект – тигр, фокальный – карандаш, результат – полосатый карандаш.
Суть метода: выделение главных характеристик объекта, с последующим выявлением всесторонних вариантов.
Вышеперечисленные методы стимулируют воображение человека, т. вызывают ассоциативные образы.
Преподаватель факультета психологии кафедры общей психологии. Кандидат психологических наук
Стратегическое и тактическое мышление
Стратегическое мышление – это навык, благодаря которому можно добиться поставленных целей. Если при этом вы владеете специальными техниками, то обладаете стратегическим мышлением. В чем особенность данного типа мышления? Стратегия и тактика взаимосвязаны, так как тактика является частью стратегии. Другими словами, чтобы выполнить долгосрочную стратегическую цель необходимо сделать конкретные тактические действия, которые прозрачны и ведут к исполнению стратегических целей.
Стратегия зачастую является искусством, так как она всегда учитывает множество вариантов развития событий. Поэтому стратегическое мышление – это умение осуществить свои мысли и идеи при большом варианте исходов событий. Стратегия способствует возможности действовать более эффективно, а также развивает память и концентрацию.
Мышление человека нуждается в постоянном развитии. Ведь именно благодаря развитому мышлению мы можем правильно анализировать данные, логически рассуждать и делать грамотные умозаключения, понимать окружающий мир и людей, быстро реагировать на различные ситуации и принимать верные решения. У Викиум есть полезный курс «Развитие мышления». Он научит всему, что должен уметь человек, обладающий острым умом и способностью быстро и эффективно мыслить. Развитое мышление является определяющим фактором успеха в современном обществе.
Системное мышление
Системное мышление помогает видеть взаимосвязи между предметами и явлениями, понимать контекст, корреляцию и каузальность событий.
Пространственное мышление
Впервые вопросы изучения мышления возникли в античные времена. Ученые, философы того времени изучали мыслительные процессы с точки зрения логики, философии. Наиболее выдающимися исследователями античной эпохи, которые внесли большой вклад в изучение были: Алкмеон Кротонский, Пифагор, Гиппократ, Аристотель, Эпикур, Протагор.
Во времена Средневековья значимых открытий не было. Активное изучение началось только с 17 века. При этом мышление считалось врожденной способностью, которое рассматривалось единолично, без влияния психики. Учение, которое значительно повлияло на изучение мыслительных процессов — прагматизм. Появилось оно в конце 19 века. В 20 веке углубленными исследованиями начали заниматься последователи Вюрцбургской школы. Практические эксперименты этой школы были направлены на то, чтобы разделить мышление на отдельные этапы.
Гештальтпсихология занималась изучением продуктивного мышления. Одновременно исследованиями занимались последователи бихевиоризма. Они изучали навыков, умений, которые использовались людьми для решения различных задач.
Исследование развития понятийного мышления в школе Л. Выготского. Методика Выготского-Сахарова.
Понятийное мышление — (словесно-логическое), один из видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций. Понятийное мышление функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления.
В структуре понятийного мышления формируются и функционируют различные виды обобщений. Мышление рассматривается как процесс, обличенный в слова. Мышление безобразное – в мышлении нет образов, есть только слова или логические операции. Последовательность мыслительных умственных операций и есть процесс мышления.
Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.
Ах высказал мысль о том, что мышление осуществляется не в образах, а в понятиях. У взрослых людей есть сформировавшаяся система понятий, и эти понятия представлены в свернутом виде. В своей методике Ах ввел прием формирования искусственных понятий. Для этого он использовал объёмные геометрические фигуры, различающиеся по форме, цвету, размеру, весу, — всего 48 фигур.
К каждой фигуре прикреплена бумажка с искусственным словом: большие тяжёлые фигуры обозначены словом «гацун», большие лёгкие — «рас», маленькие тяжёлые — «таро», маленькие лёгкие — «фаль». Эксперимент начинается с 6-ти фигур, и от сеанса к сеансу их количество увеличивается, достигая в конце концов 48-ми. Каждый сеанс начинается с того, что фигуры расставляются перед испытуемым, и он должен по очереди приподнять все фигуры, читая при этом их названия вслух; это повторяется несколько раз.
После этого бумажки снимают, фигуры перемешиваются, и испытуемого просят отобрать фигуры, на которых была бумажка с одним из слов, а также объяснить, почему он выбрал именно эти фигуры; это также повторяется несколько раз. На последней стадии эксперимента проверяется, приобрели ли искусственные слова значение для испытуемого: ему задаются вопросы вроде «Чем отличается “гацун” от “рас”?», просят придумать фразу с этими словами.
Выготский и его сотрудник Л. Сахаров изменили методику Аха с целью более глубокого изучения значений слов и самого процесса их (значений) формирования. Методика Аха не позволяла изучать этот процесс, поскольку слова были связаны с обозначаемыми ими фигурами с самого начала; «слова не выступают с самого начала в роли знаков, они принципиально ничем не отличаются от другого ряда стимулов, выступающих в опыте, от предметов, с которыми они связываются».
Поэтому в то время как в методике Аха названия всех фигур даны с самого начала, задача же даётся позже, после их заучивания, в методике Выготского-Сахарова, напротив, задача даётся испытуемому в самом начале, а названия фигур — нет. Перед испытуемым в случайном порядке ставятся фигуры разной формы, цвета, плоскостных размеров, высоты; на нижней (невидимой) стороне каждой фигуры написано искусственное слово. Одна из фигур переворачивается, и испытуемый видит её название.
Эта фигура откладывается в сторону, а из остальных фигур испытуемого просят отобрать все, на которых по его мнению написано то же слово, а потом предлагают объяснить, почему он выбрал именно эти фигуры и что искусственное слово означает. Затем отобранные фигуры возвращаются к оставшимся (кроме отложенной), открывается и откладывается ещё одна фигура, давая испытуемому дополнительную информацию, и его снова просят отобрать из оставшихся фигур все, на которых написано слово. Эксперимент продолжается до тех пор, пока испытуемый правильно не отберёт все фигуры и не даст правильного определения слова.
Этапы развитие мышления в онтогенезе. Теория Ж. Пиаже.
Теория развития мышления ребенка, разработанная Ж. Пиаже, получила название «операциональной». Операция представляет собой «внутреннее действие, продукт преобразования («интериоризации») внешнего, предметного действия, скоординированного с другими действиями в единую систему, основным свойством которой является обратимость (для каждой операции существует симметричная и противоположная операция.
Характеризуя понятие обратимости, Пиаже приводит в качестве примера арифметические действия: сложение и вычитание, умножение и деление. Они могут быть прочитаны как слева направо, так и справа налево, например: 5 + 3 = 8 и 8 — 3 = 5.
Классификация мышления и мыслительного процесса
Мышление можно разделить на 3 вида:
- Наглядно-действительное;
- Наглядно-образное;
- Словесно-логическое.
Данный мыслительный процесс отвечает за реальное преобразование во взаимодействии с предметами и опирается на их восприятие.
Мышление, которое опирается на образы. Функции:
- представление ситуации;
- представление каких-либо изменений;
- воображение того, что человек, хочет в действительности;
- становление невозможных сочетаний предметов, свойств.
Ситуация преобразуется только в образ.
Мышление заключается в использовании логики и понятий. Формы:
- понятия;
- суждения;
- умозаключения:
- дедуктивные;
- индуктивные.
Мышление можно разделить на два уровня:
- рассудок (здравый смысл; повседневное мышление; способность ясно рассуждать, логически выстраивать мыли, кодировать факты);
- разум (высший уровень познания теории, способность понимать сущность вещей, законы, противоречия).
Также мышление бывает:
- теоретическим/практическим;
- интуитивным/аналитическим;
- реалистическим/аутистическим;
- продуктивным/репродуктивным.
Мышление решает задачи с помощью большого количества различных операций:
- сравнение (сопоставление вещей, явлений, свойств, при котором выявляют сходства и различия. Конечный результат – классификация вещей);
- анализ (при помощи данной операции расчленяются предметы, явления, ситуации, чтобы выделить составляющее элемента. Результат – отделение существенных от несущественных связей);
- синтез (противоположность анализу. Собирает в целое, находя необходимые связи и отношения);
- абстракция;
- обобщение.
Базовыми формами логики мыслительного процесса являются три аспекта: понятия, суждения, умозаключения.
Мыслительный процесс – особенность мышления, которая подразумевает процесс понимания исходной ситуации.
Классификация мыслительного процесса:
- сознательный;
- целенаправленный.
Формы мыслительного процесса:
- понятия;
- образы;
- результат (переосмысление, моделирование суждений, решение проблемы и т.д.)
Для того чтобы решить проблему, необходимо пройти четыре стадии:
- подготовку;
- вырабатывание и развитие решения;
- вдохновение;
- проверка действенности решения.
Рассмотрим структуру мыслительного процесса решения проблемы:
- Мотивация. Человеку необходим стимул, желание решить проблему.
- Анализ. На данном этапе оцениваются исходные сведения, каких не хватает, что в избыточном состоянии и т.д.
- Непосредственно поиск:
Основываясь на известный алгоритм (репродуктивное мышление).На базе выбора оптимального решения из множества.На базе комбинации.Поиск нового решения на базе (за это отвечает творческое мышление):
углубленных рассуждений на основе логики (классификация; умозаключение и т.д.);применения аналогов;применения эвристических приемов;применения эмпирического метода. - Основываясь на известный алгоритм (репродуктивное мышление).
- На базе выбора оптимального решения из множества.
- На базе комбинации.
- Поиск нового решения на базе (за это отвечает творческое мышление):
углубленных рассуждений на основе логики (классификация; умозаключение и т.д.);применения аналогов;применения эвристических приемов;применения эмпирического метода. - углубленных рассуждений на основе логики (классификация; умозаключение и т.д.);
- применения аналогов;
- применения эвристических приемов;
- применения эмпирического метода.
В случае неудачи у человека наступает отчаяние; уход из одной деятельности в другую; инкубационный период, где развитие действий может быть по следующим сценариям: генерирование новых идей; депрессия; озарение, вдохновение; инсайт; быстрое принятие решения (за это отвечает интуитивное мышление).
- Факторы, которые приводят к озарению:
максимальная погруженность в проблему;вера в нахождение решения проблемы;обладание большого количества информации по данной проблеме, наличие опыта;высокая ассоциативная деятельность мозга (например, при температуре). - максимальная погруженность в проблему;
- вера в нахождение решения проблемы;
- обладание большого количества информации по данной проблеме, наличие опыта;
- высокая ассоциативная деятельность мозга (например, при температуре).
- Логика решения.
- Воплощение найденного решения.
- Проверка.
- Коррекция. Если это необходимо, то нужно вернуться в пункт два и пройти все этапы заново.