ЭСТЕ́ТИКА (от греч. αἲσθησις – чувство, соответственно αἰσθητιϰός – воспринимаемый чувствами), филос. дисциплина, исследующая выразительные формы любой сферы действительности и художественное творчество вообще. Термин «Э. » впервые введён А. Баумгартеном («Философские размышления о некоторых вопросах, касающихся поэтического произведения», 1735).
Основная эстетич. проблематика сложилась в др. -греч. философии, концептуализировавшей такие ключевые для Э. понятия, как прекрасное, возвышенное, мимесис (см. Подражание в эстетике), гармония, образ, трагическое, комическое и др. Так, уже в пифагореизме формируется представление о гармонической взаимосвязи космоса и музыки, выражающейся в числовых пропорциях (см. Гармония сфер), о психагогическом, катарсическом и дидактическом воздействии искусства. Сформулированное в диалогах Платона («Гиппий Больший», «Пир», «Федр», «Филеб») онтологич. понимание красоты как явленной в чувственном материале вечной идеи, в её изначальной связи с благом и истиной, получило дальнейшее развитие в позднеантичном, средневековом и ренессансном неоплатонизме вплоть до нем. классической Э. кон. 18 – нач. 19 вв. В «Поэтике» Аристотеля была создана устойчивая концепция иск-ва как созидательной способности, основанной на знании и умении, разработана теория мимесиса и классификация искусств, при этом конечная цель эстетич. переживания усматривалась в катарсисе («очищении от аффектов»), что можно считать одним из первых опытов психологии искусства.
В эпоху Средневековья в контексте понимания красоты как сияния славы Бога и её отражения в сотворённом Им мире в сочинениях Дионисия Ареопагита и Августина получает развитие теория образа и символа, а в визант. богословии – философия иконы (Иоанн Дамаскин). Христианский образ жизни получает эстетич. измерение («Исповедь» Августина). Фома Аквинский впервые в ср. -век. мысли отметил значение чувственно воспринимаемой природной красоты самой по себе, а не только как символа сверхчувственного. В эпоху Возрождения худож. деятельность начинает трактоваться как продолжение Творения, а не подражание ему (Николай Кузанский, «О красоте»), а представление о художнике-ремесленнике сменяется концепцией человека как богоподобного художника, имеющего безграничные творческие возможности (М. Фичино). Ориентация на античные образцы стимулировала создание разл. нормативных поэтик (Ж. Дю Белле, Ж. Скалигер, Ф. Сидни). Эстетич. представления 17 в. развивались в диапазоне между рационалистич. идеалами классицизма с его опорой на классич. античное искусство и технич. мастерство (Н. Буало, Ж. Шаплен) и барокко с его акцентированием риторики, «остроумия» и метафоры как творч. соединения контрастных начал (Э. Тезауро, Б. Грасиан-и-Моралес). Проблема вкуса и его связи с нравств. совершенствованием – одна из центральных в Э. Просвещения – разрабатывалась преим. представителями брит. сенсуализма (А. Шефтсбери, Г. Хоум, Д. Юм, Э. Бёрк), а также франц. просветителями (Вольтер, Д. Дидро, Ж. Руссо). В 18 в. окончательно формулируется понятие «изящных искусств» в отличие от разл. видов прикладного мастерства (т. механических искусств, ремесла и т.
Баумгартен ввёл термин «Э. » для обозначения особой филос. науки о чувственном познании, которая в качестве «низшей теории познания» (gnoseologia inferior) должна была дополнять логику Х. фон Вольфа. В «Критике чистого разума» И. Канта Э. определяется как наука об априорных «правилах чувственности вообще», и в этом значении термин употребляется и у Э. Гуссерля. Содержащаяся наряду с этим в незавершённой «Эстетике» (т. 1–2, 1750–58) А. Баумгартена характеристика Э. как теории «свободных искусств», т. философии худож. творчества, окончательно закрепляется в философии искусства Ф. Шеллинга и в лекциях по эстетике К. Зольгера (1819) и Г. Гегеля (1835).
Кант сформулировал принцип автономии искусства и эстетического, показав несводимость его к чувственно-приятному, утилитарно-целесообразному и рационально-дискурсивному («Критика способности суждения», 1790). Целесообразность эстетического заключена не в самих вещах и их объективных свойствах, а в отношении их к субъекту и его способностям, в чувстве удовольствия, обусловленном произвольной игрой рассудка и воображения при непосредств. созерцании вещей. , прекрасное предстало у Канта целесообразностью без всякой реальной цели и предметом бескорыстного и незаинтересованного удовольствия. Намеченное у Канта понимание эстетического как связующего звена между эмпирич. необходимостью и нравств. свободой было развито далее Ф. Шиллером («Письма об эстетическом воспитании человека», 1795) в истолковании эстетического как самостоят. сферы игры и «видимости», объединяющей чувственную и духовную стороны человека.
Это представление об эстетическом как о некоем срединном бытии, объединяющем в себе противоположности духа и природы, идеи и материи доминирует в последующем развитии нем. классич. идеализма (эстетическое как тождество «реального» и «идеального» у Шеллинга, как единство идеи и её индивидуального воплощения , «чувственное явление идеи» у Гегеля. В системах Шеллинга и Гегеля получает завершение наметившийся ещё у Дж. Вико и развитый затем И. Гердером, Ф. Шиллером, бр. Шлегелем и А. Шлегелем (см. Йенский романтизм) историч. подход к искусству. Соединение историч. и систематич. подхода к искусству – проблема, вставшая вслед за разработкой Шиллером и Ф. Шлегелем типологич. противоположности между др. -греч. и европейской худож. культурой, достигается в философии Гегеля за счёт признания идущей от И. Винкельмана идеи нормативной ценности античного иск-ва как единственно возможного адекватного воплощения эстетич. идеала. Современная, основанная на рефлексии культура оценивается Гегелем как неблагоприятная для иск-ва, которое уже перестало быть высшей формой осознания абсолютного и на завершающей стадии своего поступат. движения, всецело подвластное субъективности художника, становится «искусством каприза и юмора» (тезис о конце иск-ва, получивший отклик у Ф. Ницше, Т. Адорно, В. Беньямина, А. Данто, В. Мартынова и др.
В отличие от Гегеля, А. Шопенгауэр усматривает в иск-ве высшую форму познания, а в акте эстетич. созерцания – освобождение от диктата воли, связанное с интуитивным постижением иррациональной сущности мира («Мир как воля и представление», кн. 3, 1819). Для Э. романтизма, видевшего в иск-ве высший способ познания мира, характерно внимание к интуитивным основам худож. творчества, к мифу как целостному выражению подсознат. глубин человека и источнику образов иск-ва, акцентирование незавершённости, «открытости» худож. высказывания (с этим связан принцип романтич. иронии).
В отталкивании от Э. нем. классич. идеализма складывались концепции С. Кьеркегора (критика эстетизма как жизненной установки), Ф. Ницше (иск-во как «побудитель, Stimulans жизни», «дионисийское» и «аполлоновское» как два извечных мифологич. начала всякого иск-ва), Н. Чернышевского (антропологич. обоснование прекрасного), эмпирич. исследования формальных аспектов эстетического (И. Гербарт, «эстетика снизу» Г. Фехнера и др.
Во 2-й пол. 19–20 вв. эстетич. проблематика разрабатывается в целом ряде смежных гуманитарных дисциплин – искусствоведении, литературоведении, музыковедении, языкознании и семиотике, психологии и социологии (см. Психология искусства и Социология искусства). Развитие иск-ва в этот период сопровождалось напряжённой рефлексией самих художников о природе и границах иск-ва, отразившейся в эстетич. трактатах Р. Вагнера, У. Морриса, представителей символизма (Вяч. Иванов, А. Белый), авангардизма (В. Кандинский, С. Эйзенштейн, П. Мондриан, Б. Брехт и др. ), концептуального искусства (Дж. Кошут, В. Бёрджин и др. Филос. -эстетич. осмысление опыта иск-ва 20 в. содержится в работах Х. Ортеги-и-Гассета, В. Беньямина, В. Вейдле, Х. Зедльмайра, А. Гелена, А. Данто, Б. Гройса и др.
В сер. 19 в. получил распространение принцип искусства для искусства, восходивший к идеям Канта об автономии эстетического. С резкой критикой этого принципа выступил Л. Толстой, видевший смысл иск-ва в «эмоциональном заражении», передаче пережитых чувств др. людям («Что такое искусство?», 1898). В эстетич. концепции Б. Кроче произведение иск-ва рассматривается как уникальный «синтез образа и чувства», продуцируемый интуицией художника («Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика», 1902, рус. пер. 1920).
Позитивистский подход к Э. реализовался в работах франц. философов И. Тэна, Ш. Лало («Введение в эстетику», 1912, рус. пер. 1915), Э. Сурио («La Correspondance des arts, science de l’homme:éléments d’esthétique comparée», 1969). В работах представителей структурализма (Я. Мукаржовский, Р. Барт, Ю. Лотман и др. ) иск-во исследовалось как специфич. знаковая система.
В российской Э. нач. 20 в. под влиянием марксизма создавались работы Г. Плеханова («трудовая теория» происхождения искусства), А. Луначарского («Основы позитивной эстетики», 1904, сочетание идей марксизма и эмпириокритицизма), теоретиков производственного искусства (Б. Арватов и др. В центре итогового труда Д. Лукача «Своеобразие эстетического» (1963, т. 1–4, рус. пер. 1985–87) – истолкование мимесиса как основополагающего принципа иск-ва и эстетич. отражения. В неомарксистских концепциях представителей франкфуртской школы утверждается критич. потенциал подлинного иск-ва как «социальной антитезы обществу», «местоблюстителя более лучшей практики» (Т. Адорно, «Эстетическая теория», 1970, рус. пер. 2001).
В противостоянии сциентистским концепциям в Э. формировались разл. варианты религ. -филос. и богословского истолкования эстетич. феноменов, представленные в «теургической Э. » В. Соловьёва («Общий смысл искусства», 1890), во многом определившей филос. -эстетич. концепции рус. символизма, в работах Н. Лосского («Мир как осуществление красоты. Основы эстетики», 1998), П. Флоренского («Иконостас», 1921–22, и др. ), Э. Жильсона («Живопись и реальность», 1958, рус. пер. 2004), Ж. Маритена («Творческая интуиция в искусстве и поэзии», 1953, рус. пер. 2004), в фундам. труде Х. фон Бальтазара «Сияние славы. Богословская эстетика» («Herrlichkeit. Eine theologischeÄsthetik». Bd 1–7, 1961–69).
Феноменологическая Э. (см. Феноменология), представленная работами М. Гайгера, Р. Ингардена, Г. Шпета, Н. Гартмана, М. Дюфрена, М. Мерло-Понти, провозгласила отказ от психологизма, историзма, социологизма, сосредоточившись на анализе многослойной структуры произведения (понимаемого как самодостаточный эстетич. объект) и процесса его восприятия и осмысления («конкретизация» у Ингардена, «априоризм аффективности» у Дюфрена). В работах А. Лосева дан феноменологич. анализ символич. природы выражения и его антиномий («Диалектика художественной формы», 1927, и др. В «фундаментальной онтологии» М. Хайдеггера иск-во рассматривается как «свершение истины бытия».
В становлении Э. в США большую роль сыграла прагматич. концепция Дж. Дьюи («Искусство как опыт» – «Art as experience», 1934). В американской Э. 1950–70-х гг. , сложившейся в русле аналитической философии, выделяются три направления: антиэссенциализм как радикальная критика всей традиц. философской Э. (отрицание самой возможности определить понятия «искусства», «худож. произведения» и т. – П. Зифф, М. Вейц, В. Кенник); «перцептуализм», сводивший Э. к метакритике и рассматривавший произведение иск-ва исключительно в связи с его способностью вызвать эстетич. переживание (М. Бердсли); институционализм, считающий к. артефакт худож. произведением на основании присвоения этого статуса обществ. институтом иск-ва (Дж. Дики, Т. Бинкли). В работе Н. Гудмена «Языки искусства» («Languages of art», 1968) исследуются различные типы символизации в иск-ве. В «сомаэстетике» Р. Шустермана акцентируется роль тела как «локуса чувственно-эстетической оценки и творческого самомоделирования» («Прагматическая эстетика: живая красота, переосмысление искусства», рус. пер. 2012).
Во Франции А. Бадью рассматривает иск-во как создателя специфических, только ему присущих уникальных истин («художественных конфигураций»), несводимых к философии или науке («Малое руководство по инэстетике», 1998, рус. пер. 2014). Рансьер критикует принципы репрезентации и мимесиса в иск-ве и связывает понятие политики с совместным участием в формировании эстетич. опыта («Разделяя чувственное», 2000, рус. пер. 2007). Буррио видит эстетич. и культурную ценность совр. иск-ва в создании нового пространства социальных взаимоотношений («Реляционная эстетика. Постпродукция», 1998, рус. пер. 2016).
Главное орудие эстетики, глаз, абсолютно самостоятелен. В самостоятельности он уступает только слезе.
Эстетика представляет собой учение о красоте, полный раздел философии, которая определяет её как науку, изучающую эстетические, специфические проявления ценностных отношений людей к окружающему их миру, сфере художественных достижений мира. Если называть эстетику простыми словами, то это наука о красоте жизни, искусстве. Само понятие впервые было выдумано германским философом по имени Александр Готлиб Баумгартен, жил он около 1700-х годов. Он взял за основу греческий термин, обозначающий чувства, их восприятие. Эстетика, отношение к ней людей формировалось столетиями. Нельзя объяснить двумя словами то, что она подразумевает под собой. Она затрагивает духовную, эмоциональную сферу. Позже А. Лосев внёс свой вклад в понятие эстетики, назвав её наукой, изучающей не только чувство прекрасного, заодно все ощущения целиком – отвращение, безобразие, трагедия, комедия, горе, радость.
«Относись к другим людям так, как ты желаешь, чтобы относились к тебе».
Наука призывает к чувству меры, благоразумия, порядка, которые создают гармонию. Гармония является неотъемлемой частью эстетики. Что изучает эстетикаЗачастую науки существуют отдельно друг от друга, в качестве примера можно привести точные науки, медицину, ботанику. Каждая из них имеет свои тонкости, специфику, правила, но кое-что их объединяет и это эстетика. Её присутствие в каждом научном направлении делает это понятие неотделимым от всего, что окружает. Такое ощущение способствует тому, чтобы каждая наука была по-своему привлекательна. Эстетика как раздел изучает культуру поведения современных людей, которая формировалась столетиями, менялась со временем. Она основана на работах художников, скульпторов, философов, поэтов, других выдающихся творческих личностей, которые не боялись думать, воплощать, развивая не только себя. Они заложили основы формирования чувства прекрасного, правильного, гармоничного. Отсюда можно сделать простой вывод, где своей главной целью здесь стоит изучение эстетических взглядов, потребностей, она формирует, оказывает воздействие на эстетический вкус, составляет личный идеал каждого. Например, германский психолог Густав Фехнер при разработке нового подхода в освоении человеческой природы дал ему название «экспериментальная эстетика». Этому названию он дал своё логическое объяснение, оно закрепилось в психологической науке как понимание человеческой психики с помощью реакции самого человека на предметы, имеющие разные черты, характеристики. Такая эстетика называется эмпирической, в свою очередь она исследует возможные реакции на уровне глубже, чем эмоции, затрагивая его нервную систему. Именно этот факт привлекает учёных из других научных сфер. Биение сердца, перехват дыхания, содрогание и другие физические реакции выражают подлинную реакцию на тот или иной объект. Эстетическая наука, являясь частью других областей, достаточно плотно изучается будущими специалистами разных профессий, включая даже юридические. Как пример можно привести такую дисциплину как «юридическая этика», а она, как уже говорилось, является неотъемлемой частью эстетического понятия.
Эстетика: влияние на человекаЭстетика имеет прямое влияние, так как эстетическое, художественное постепенное развитие личности становится рычагом изменения общества, где он живёт. Общественный прогресс не останавливается, предъявляет огромное количество требований к людям, требуя от них творческой активности, креативного мышления, напрягая духовные силы, проверяя душевные границы. Сила реформирования мира вынуждает общество демонстрировать свой эстетический потенциал, он оказывает равноценное влияние на формирование, этот факт ставит формирование эстетической, художественной культуры личности на важное место при создании благоприятных условий для жизни. Эстетическое воспитание начинается с детства, первых шагов, когда только познаётся мир, тогда ребёнок ощущает, что что-то ему по душе, а другое вызывает смешанные, противные чувства, он эстетически познаёт себя через общение с другими людьми, с помощью своего окружения. Эстетическое воспитание сопровождает человека на всех этапах его жизни, влияя на формирование личности, контролируя человечность. Люди, лишённые этого чувства, зачастую не видят разницы, границ, не определяют правильное и дозволенное, не понимают прекрасного, ведут аморальный образ жизни, о чём нередко писали научные статьи учёные из разных стран, пытаясь привлечь внимание общественности. Сама же эстетическая культура взаимно зависит от людей, ведь она создаётся с помощью их усилий, указывает на законы, факторы функционирования общества, в отличие от естественной природы человека. Философское направление с людьми тесно связаны несмотря на то, что можно сперва решить, что это не так. Эстетическая культура личности является неотъемлемым элементом духовной культуры, а значит, что она является частью общественного сознания, народной культуры.
Виды и типы эстетического знанияЭстетика помимо всего прочего напрямую находится под влиянием взглядов философии на неё, потому по определённым установкам современные учёные поделили эстетику на несколько видов:
- Эмпирическая эстетика;
- Психологическая;
- Формальная;
- Нормативная;
- Спекулятивная.
Как видно из названий, руководством для деления на виды служили сферы жизни. Его психологические особенности, состояние, его способность ощущать, трогать, его чувство справедливости и правильности. Помимо видов эстетику наука подразделяет на два типа:
- Эксплицитная эстетика. Изначально это философская теоретическая дисциплина, которая стала отдельной в 18-м веке.
- Имплицитная эстетика. Она представляет собой осмысление эстетического опыта, самоопределение внутри других сфер жизни.
Разделение эстетического знания на самостоятельные виды, типы не означает, что оно абсолютно разное. Эстетическое знание наступает целиком, подразделение на группы лишь облегчает его понимание как самостоятельной части философии.
Эстетическое сознаниеЭстетическое сознание является неточным, достаточно сложным для понимания термином, но определяют его как форму социального и ценностного сознания, которое отражает предметы мира вокруг с точки зрения его чувственных представлений и вкусовой оценки. Эстетическое сознание существует всего на двух уровнях: на индивидуальном, общественном, эти уровни тесно связаны друг с другом, так как индивид не может существовать без общества, а общество состоит из индивидов. За эстетическим восприятием, которое стоит за сознанием, выступают чувственные переживания каждого индивида, его оценочные суждения о мире, творчестве, это то, в чём личность испытывает потребность и то, что может доставить ей удовольствие. Эти вещи называются прекрасным, под понятие подходит даже феномен «розовые очки», когда кто-то влюбляется, идеализирует свой объект любви во всех планах, включая эстетический. Эстетическое сознание состоит из нескольких форм, к которым относятся:
- Чувства;
- Оценка;
- Вкусы;
- Идеалы, сформированные с годами.
Эстетическая деятельностьПонятие эстетической деятельности напрямую связано с эстетическим познанием, так как в настоящем мире каждая личность обладает способностью к эстетической оценке явлений вокруг себя. Человек достигает успехов в определённой деятельности, оценивает её результаты, основываясь на своём эстетическом сознании, то есть опираясь на свои эстетические представления о совершенстве. Существуют также виды деятельности людей, в которых они самостоятельно с полным осознанием руководствуются исключительно эстетическими взглядами, представлениями, в качестве опоры используют свои идеалы, вкусы. Деятельность людей по созданию эстетических ценностей, стремление формирования прекрасного называется эстетической деятельностью. Это процесс преобразования общества, природы в идеал по законам красоты. Род деятельности может также выступать самостоятельным видом творчества, реализуется в профессиях, направленных на него. Например – дизайнер, танцор, балерун. Почему эстетика важна в нашей жизниИзучая эстетику, все её аспекты в подробностях, невольно на ум приходит вывод о том, что сама эстетика, её деятельность выходят далеко за границы исключительно художественного искусства. Можно выделить несколько сфер, где она имеет значение для общества. Экологическая эстетика. Изучает действия общества по отношению природы, окружающего его мира. Всем известно, что посредственное отношение к животному, растительному миру может привести к экологической катастрофе, а окружающая среда — одно из самых прекрасных творений нашего мира. Эстетика воспитывает в человеке правильные ценности, учит его отношению к природе, доказывая её ценность, ведь живые деревья — это естественная красота, свалки, обрубки – безобразие. Трудовая эстетика. Эстетика изучает красоту даже производственной деятельности, это проектирование объектов, пошив одежды, любое другое творческое производство потребительских товаров. Она имеет значение, так как людей невольно привлекает то, что выглядит прекрасно. Эстетик искусства. Самая непростая и разносторонняя группа, это музыка, художественные картины, поэзия. Отношение каждого к искусству индивидуально, одно произведение не может понравиться всем сразу, гибель персонажа способна растрогать не каждого, это определяет общество к определённым эстетическим категориям. Эстетический порядок присутствует в каждой сфере жизни общества, даже если люди могут не замечать его.
Как воспитать в себе эстетикуЭстетическое воспитание может быть сформировано ещё с малых лет, как любой другой вид обучения эстетическое воспитание ставит перед собой особенные цели, задачи, структуру, где главным направлением выступает воспитание в человеке эстетической культуры. Состоит эстетическое воспитание из нескольких простых компонентов:
- Восприятие. Это умение находить привлекательное, прекрасное во всех проявлениях повседневной жизни: отношения с другими людьми, наблюдение за природой, искусство, литература, многие другие вещи.
- Чувства. Это навык оценки событий с позиции нравственности.
- Потребности. Это постепенное формирование необходимости взаимодействовать с прекрасным.
- Вкусы. Это умение анализировать, создавать другие решения для сохранения эстетического порядка.
- Идеал. Это индивидуальные представления о высшей степени эстетики.
Все перечисленные компоненты должны в обязательном порядке присутствовать при процессе эстетического воспитания – развитие эстетических чувств, формирование знаний, умений, использование приобретённых знаний в реальной жизни, умение определять свои вкусы, идеалы. Эстетическим воспитанием можно заниматься в любом возрасте с помощью природы, литературы, театра, кинематографа, музыки, других творений человечества, способных привить вкус к прекрасному. Эстетика воспитание для взрослыхЭстетическим воспитанием принято заниматься с ранних лет, так как эстетическое восприятие способствует быстрому формированию индивидуальных особенностей, вкусовых предпочтений. К осознанному возрасту у общества так или иначе складываются свои образы, идеалы, за которыми оно готово следовать. Поддержать своё эстетическое воспитание взрослый может всеми доступными способами, ему необязательно быть только зрителем, он может самостоятельно принимать участие через творческие процессы: быть участником культурных мероприятиях, развивать творческий потенциал, читать книги, а также делать упражнения на развитие эстетических способностей, видеть, замечать новое. Самое главное для уже сформированной личности на пути достижения совершенства– осознанность, заинтересованность, без стремления к обучению результаты будут не так хороши, как ожидалось. Если личность никаким образом не вовлечена, то познание станет для неё недоступным.
ЭСТЕТИКА – наука о чувственном познании, постигающем и создающем прекрасное и выражающемся в образах искусства.
Понятие «эстетика» ввел в научный обиход в середине 18 в. немецкий философ-просветитель Александр Готлиб Баумгартен (Эстетика, 1750). Термин происходит от греческого слова aisthetikos – чувствующий, относящийся к чувственному восприятию. Баумгартен же выделил эстетику как самостоятельную философскую дисциплину.
ПРЕДМЕТ ЭСТЕТИКИ
Искусство и прекрасное издавна были предметом изучения. На протяжении более двух тысячелетий эстетика развивалась в рамках философии, теологии, художественной практики и художественной критики.
В процессе развития усложнялся и обогащался предмет эстетики. В период античности эстетика затрагивала общефилософские вопросы природы красоты и искусства; теология оказывала существенное влияние на средневековую эстетику, служившую одним из инструментов познания Бога; в эпоху Возрождения эстетическая мысль развивалась в основном в сфере художественной практики, и ее предметом становится художественное творчество и его связь с природой. В начале Нового времени эстетика стремилась формировать нормы искусства. Политика оказала огромное влияние на эстетику Просвещения, акцентировав внимание на общественном назначении художественного творчества, его нравственной и познавательной значимости.
Классик немецкой философии Иммануил Кант традиционно рассматривал предмет эстетики как прекрасное в искусстве. Но эстетика, по Канту, изучает не предметы прекрасного, а только суждения о прекрасном, т. является критикой эстетической способности суждения. Георг Гегель определял предмет эстетики как философию искусства или философию художественной деятельности и считал, что эстетика занимается определением места искусства в системе мирового духа.
В дальнейшем предмет эстетики сужался до теоретического обоснования определенного направления в искусстве, анализа художественного стиля, например, романтизма (Новалис), реализма (В. Белинский, Н. Добролюбов), экзистенциализма (А. Камю, Ж. Сартр). Марксисты определяли эстетику как науку о природе и закономерностях эстетического освоения действительности и художественной культуры общества.
Лосев рассматривал предмет эстетики как мир выразительных форм, созданных человеком и природой. Он считал, что эстетика изучает не только прекрасное, но и безобразное, и трагическое, и комическое и т. , поэтому она является наукой о выражении вообще. Исходя из этого, эстетику можно определить как науку о чувственном восприятии выразительных форм окружающего мира. В этом смысле понятие художественной формы является синонимом произведения искусства. Из всего сказанного можно сделать вывод, что предмет эстетики подвижен и изменчив, и в исторической перспективе эта проблема остается открытой.