Виды эстетики

ЭСТЕ́ТИКА (от греч. αἲσθησις – чув­ст­во, со­от­вет­ст­вен­но αἰσθητιϰός – вос­при­ни­мае­мый чув­ст­ва­ми), фи­лос. дис­ци­п­ли­на, ис­сле­дую­щая вы­ра­зи­тель­ные фор­мы лю­бой сфе­ры дей­ст­ви­тель­но­сти и ху­до­жествен­ное твор­че­ст­во во­об­ще. Тер­мин «Э. » впер­вые вве­дён А. Ба­ум­гар­те­ном («Фи­ло­соф­ские раз­мыш­ле­ния о не­ко­то­рых во­про­сах, ка­саю­щих­ся по­эти­че­ско­го про­из­ве­де­ния», 1735).

Ос­нов­ная эс­те­тич. про­бле­ма­ти­ка сло­жи­лась в др. -греч. фи­ло­со­фии, кон­цеп­туа­ли­зи­ро­вав­шей та­кие клю­че­вые для Э. по­ня­тия, как пре­крас­ное, воз­вы­шен­ное, ми­ме­сис (см. Под­ра­жа­ние в эс­те­ти­ке), гар­мо­ния, об­раз, тра­ги­че­ское, ко­ми­че­ское и др. Так, уже в пи­фа­го­ре­из­ме фор­ми­ру­ет­ся пред­став­ле­ние о гар­мо­ни­че­ской взаи­мо­свя­зи кос­мо­са и му­зы­ки, вы­ра­жаю­щей­ся в чи­сло­вых про­пор­ци­ях (см. Гар­мо­ния сфер), о пси­ха­го­ги­че­ском, ка­тар­си­че­ском и ди­дак­ти­че­ском воз­дей­ст­вии ис­кус­ст­ва. Сфор­му­ли­ро­ван­ное в диа­ло­гах Пла­то­на («Гип­пий Боль­ший», «Пир», «Федр», «Фи­леб») он­то­ло­гич. по­ни­ма­ние кра­со­ты как яв­лен­ной в чув­ст­вен­ном ма­те­риа­ле веч­ной идеи, в её из­на­чаль­ной свя­зи с бла­гом и ис­ти­ной, по­лу­чи­ло даль­ней­шее раз­ви­тие в позд­не­ан­тич­ном, сред­не­ве­ко­вом и ре­нес­санс­ном не­оп­ла­то­низ­ме вплоть до нем. клас­си­че­ской Э. кон. 18 – нач. 19 вв. В «По­эти­ке» Ари­сто­те­ля бы­ла соз­да­на ус­той­чи­вая кон­цеп­ция иск-ва как со­зи­да­тель­ной спо­соб­но­сти, ос­но­ван­ной на зна­нии и уме­нии, раз­ра­бо­та­на тео­рия ми­ме­си­са и клас­си­фи­ка­ция ис­кусств, при этом ко­неч­ная цель эс­те­тич. пе­ре­жи­ва­ния ус­мат­ри­ва­лась в ка­тар­си­се («очи­ще­нии от аф­фек­тов»), что мож­но счи­тать од­ним из пер­вых опы­тов пси­хо­ло­гии ис­кус­ст­ва.

В эпо­ху Сред­не­ве­ко­вья в кон­тек­сте по­ни­ма­ния кра­со­ты как сия­ния сла­вы Бо­га и её от­ра­же­ния в со­тво­рён­ном Им ми­ре в сочи­не­ни­ях Дио­ни­сия Аре­о­па­гита и Ав­гу­сти­на по­лу­ча­ет раз­ви­тие тео­рия об­раза и сим­во­ла, а в ви­зант. бо­го­сло­вии – фи­ло­со­фия ико­ны (Ио­анн Да­ма­скин). Хри­сти­ан­ский об­раз жиз­ни по­лу­ча­ет эс­те­тич. из­ме­ре­ние («Ис­по­ведь» Ав­гу­сти­на). Фо­ма Ак­вин­ский впер­вые в ср. -век. мыс­ли от­ме­тил зна­че­ние чув­ст­вен­но вос­при­ни­мае­мой при­род­ной кра­со­ты са­мой по се­бе, а не толь­ко как сим­во­ла сверх­чув­ст­вен­но­го. В эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния ху­дож. дея­тель­ность на­чи­на­ет трак­то­вать­ся как про­дол­же­ние Тво­ре­ния, а не под­ра­жа­ние ему (Ни­ко­лай Ку­зан­ский, «О кра­со­те»), а пред­став­ле­ние о ху­дож­ни­ке-ре­мес­лен­ни­ке сме­ня­ет­ся кон­цеп­ци­ей че­ло­ве­ка как бо­го­по­доб­но­го ху­дож­ни­ка, имею­ще­го без­гра­нич­ные твор­че­ские воз­мож­но­сти (М. Фи­чи­но). Ори­ен­та­ция на ан­тич­ные об­раз­цы сти­му­ли­ро­ва­ла соз­да­ние разл. нор­ма­тив­ных по­этик (Ж. Дю Бел­ле, Ж. Ска­ли­гер, Ф. Сид­ни). Эс­те­тич. пред­став­ле­ния 17 в. раз­ви­ва­лись в диа­па­зо­не ме­ж­ду ра­цио­на­ли­стич. идеа­ла­ми клас­си­циз­ма с его опо­рой на клас­сич. ан­тич­ное ис­кус­ст­во и тех­нич. мас­тер­ст­во (Н. Буа­ло, Ж. Ша­п­лен) и ба­рок­ко с его ак­цен­ти­ро­ва­ни­ем ри­то­ри­ки, «ост­ро­умия» и ме­та­фо­ры как творч. со­еди­не­ния кон­тра­ст­ных на­чал (Э. Те­зау­ро, Б. Гра­си­ан-и-Мо­ра­лес). Про­бле­ма вку­са и его свя­зи с нравств. со­вер­шен­ст­во­ва­ни­ем – од­на из цен­траль­ных в Э. Про­све­ще­ния – раз­ра­ба­ты­ва­лась пре­им. пред­ста­ви­те­лями брит. сен­суа­лиз­ма (А. Шеф­тс­бе­ри, Г. Хо­ум, Д. Юм, Э. Бёрк), а так­же франц. про­све­ти­те­ля­ми (Воль­тер, Д. Дид­ро, Ж. Рус­со). В 18 в. окон­ча­тель­но фор­му­ли­ру­ет­ся по­ня­тие «изящ­ных ис­кусств» в от­ли­чие от разл. ви­дов при­клад­но­го мас­тер­ст­ва (т. ме­ха­ни­че­ских ис­кусств, ре­мес­ла и т.

Ба­ум­гар­тен ввёл тер­мин «Э. » для обо­зна­че­ния осо­бой фи­лос. нау­ки о чувст­вен­ном по­зна­нии, ко­то­рая в ка­че­ст­ве «низ­шей тео­рии по­зна­ния» (gnoseologia inferior) долж­на бы­ла до­пол­нять ло­ги­ку Х. фон Воль­фа. В «Кри­ти­ке чис­то­го ра­зу­ма» И. Кан­та Э. оп­ре­де­ля­ет­ся как нау­ка об ап­ри­ор­ных «пра­ви­лах чув­ст­вен­но­сти во­об­ще», и в этом зна­че­нии тер­мин упот­реб­ля­ет­ся и у Э. Гус­сер­ля. Со­дер­жа­щая­ся на­ря­ду с этим в не­за­вер­шён­ной «Эс­те­ти­ке» (т. 1–2, 1750–58) А. Ба­ум­гар­те­на ха­рак­те­ри­сти­ка Э. как тео­рии «сво­бод­ных ис­кусств», т. фи­ло­со­фии ху­дож. твор­че­ст­ва, окон­ча­тель­но за­кре­п­ля­ет­ся в фи­ло­со­фии ис­кус­ст­ва Ф. Шел­лин­га и в лек­ци­ях по эс­те­ти­ке К. Золь­ге­ра (1819) и Г. Ге­ге­ля (1835).

Кант сфор­му­ли­ро­вал прин­цип ав­то­но­мии ис­кус­ст­ва и эс­те­ти­че­ско­го, по­ка­зав не­сво­ди­мость его к чув­ст­вен­но-при­ят­ному, ути­ли­тар­но-це­ле­со­об­раз­но­му и ра­цио­наль­но-дис­кур­сив­но­му («Кри­ти­ка спо­соб­но­сти су­ж­де­ния», 1790). Це­ле­со­об­раз­ность эс­те­ти­че­ско­го за­клю­че­на не в са­мих ве­щах и их объ­ек­тив­ных свой­ст­вах, а в от­но­ше­нии их к субъ­ек­ту и его спо­соб­но­стям, в чув­ст­ве удо­воль­ст­вия, обу­слов­лен­ном про­из­воль­ной иг­рой рас­суд­ка и во­об­ра­же­ния при не­по­средств. со­зер­ца­нии ве­щей. , пре­крас­ное пред­ста­ло у Кан­та це­ле­со­об­раз­но­стью без вся­кой ре­аль­ной це­ли и пред­ме­том бес­ко­ры­ст­но­го и не­за­ин­те­ре­со­ван­но­го удо­воль­ст­вия. На­ме­чен­ное у Кан­та по­ни­ма­ние эс­те­ти­че­ско­го как свя­зую­ще­го зве­на ме­ж­ду эм­пи­рич. не­об­хо­ди­мо­стью и нравств. сво­бо­дой бы­ло раз­ви­то да­лее Ф. Шил­ле­ром («Пись­ма об эс­те­тиче­ском вос­пи­та­нии че­ло­ве­ка», 1795) в ис­тол­ко­ва­нии эс­те­ти­че­ско­го как са­мо­сто­ят. сфе­ры иг­ры и «ви­ди­мо­сти», объ­е­ди­няю­щей чув­ст­вен­ную и ду­хов­ную сто­ро­ны че­ло­ве­ка.

Это пред­став­ле­ние об эс­те­ти­че­ском как о не­ко­ем сре­дин­ном бы­тии, объ­е­ди­няю­щем в се­бе про­ти­во­по­лож­но­сти ду­ха и при­ро­ды, идеи и ма­те­рии до­ми­ни­ру­ет в по­сле­дую­щем раз­ви­тии нем. клас­сич. идеа­лиз­ма (эс­те­ти­че­ское как то­ж­де­ст­во «ре­аль­но­го» и «иде­аль­но­го» у Шел­лин­га, как един­ст­во идеи и её ин­ди­ви­ду­аль­но­го во­пло­ще­ния , «чув­ст­вен­ное яв­ле­ние идеи» у Ге­ге­ля. В сис­те­мах Шел­лин­га и Ге­ге­ля по­лу­ча­ет за­вер­ше­ние на­ме­тив­ший­ся ещё у Дж. Ви­ко и раз­ви­тый за­тем И. Гер­де­ром, Ф. Шил­ле­ром, бр. Шле­ге­лем и А. Шле­ге­лем (см. Йен­ский ро­ман­тизм) ис­то­рич. под­ход к ис­кус­ст­ву. Со­еди­не­ние ис­то­рич. и систе­ма­тич. под­хо­да к ис­кус­ст­ву – про­бле­ма, встав­шая вслед за раз­ра­бот­кой Шил­ле­ром и Ф. Шле­ге­лем ти­по­ло­гич. про­ти­во­по­лож­но­сти ме­ж­ду др. -греч. и ев­ро­пей­ской ху­дож. куль­ту­рой, дос­ти­га­ет­ся в фи­ло­со­фии Ге­ге­ля за счёт при­зна­ния иду­щей от И. Вин­кель­ма­на идеи нор­ма­тив­ной цен­но­сти ан­тич­но­го иск-ва как един­ст­вен­но воз­мож­но­го аде­к­ват­но­го во­пло­ще­ния эс­те­тич. идеа­ла. Со­вре­мен­ная, осно­ван­ная на реф­лек­сии куль­ту­ра оце­ни­ва­ет­ся Ге­ге­лем как не­бла­го­при­ят­ная для иск-ва, ко­то­рое уже пе­ре­ста­ло быть выс­шей фор­мой осоз­на­ния аб­со­лют­но­го и на за­вер­шаю­щей ста­дии сво­его по­сту­пат. дви­же­ния, все­це­ло под­вла­ст­ное субъ­ек­тив­но­сти ху­дож­ни­ка, ста­но­вит­ся «ис­кус­ст­вом ка­при­за и юмо­ра» (те­зис о кон­це иск-ва, по­лу­чив­ший от­клик у Ф. Ниц­ше, Т. Адор­но, В. Бень­я­ми­на, А. Дан­то, В. Мар­ты­но­ва и др.

В от­ли­чие от Ге­ге­ля, А. Шо­пен­гау­эр ус­мат­ри­ва­ет в иск-ве выс­шую фор­му по­зна­ния, а в ак­те эс­те­тич. со­зер­ца­ния – ос­во­бо­ж­де­ние от дик­та­та во­ли, свя­зан­ное с ин­туи­тив­ным по­сти­же­ни­ем ир­ра­ци­ональ­ной сущ­но­сти ми­ра («Мир как во­ля и пред­став­ле­ние», кн. 3, 1819). Для Э. ро­ман­тиз­ма, ви­дев­ше­го в иск-ве вы­сший спо­соб по­зна­ния ми­ра, ха­рак­тер­но вни­ма­ние к ин­туи­тив­ным ос­но­вам ху­дож. твор­че­ст­ва, к ми­фу как це­ло­ст­но­му вы­ра­же­нию под­соз­нат. глу­бин че­ло­ве­ка и ис­точ­ни­ку об­ра­зов иск-ва, ак­цен­ти­ро­ва­ние не­за­вер­шён­но­сти, «от­кры­то­сти» ху­дож. вы­ска­зы­ва­ния (с этим свя­зан прин­цип ро­ман­тич. иро­нии).

В от­тал­ки­ва­нии от Э. нем. клас­сич. идеа­лиз­ма скла­ды­ва­лись кон­цеп­ции С. Кьер­ке­го­ра (кри­ти­ка эс­те­тиз­ма как жиз­нен­ной ус­та­нов­ки), Ф. Ниц­ше (иск-во как «по­бу­ди­тель, Stimulans жиз­ни», «дио­ни­сий­ское» и «апол­ло­нов­ское» как два из­веч­ных ми­фо­ло­гич. на­ча­ла вся­ко­го иск-ва), Н. Чер­ны­шев­ско­го (ан­тро­по­ло­гич. обос­но­ва­ние пре­крас­но­го), эм­пи­рич. ис­сле­до­ва­ния фор­маль­ных ас­пек­тов эс­те­ти­че­ско­го (И. Гер­барт, «эсте­ти­ка сни­зу» Г. Фех­не­ра и др.

Во 2-й пол. 19–20 вв. эс­те­тич. про­бле­ма­ти­ка раз­ра­ба­ты­ва­ет­ся в це­лом ря­де смеж­ных гу­ма­ни­тар­ных дис­ци­п­лин – ис­кус­ст­во­ве­де­нии, ли­те­ра­ту­ро­ве­де­нии, му­зы­ко­ве­де­нии, язы­ко­зна­нии и се­мио­ти­ке, пси­хо­ло­гии и со­цио­ло­гии (см. Пси­хо­ло­гия ис­кус­ст­ва и Со­цио­ло­гия ис­кус­ст­ва). Раз­ви­тие иск-ва в этот пе­ри­од со­про­во­ж­да­лось на­пря­жён­ной реф­лек­си­ей са­мих ху­дож­ни­ков о при­ро­де и гра­ни­цах иск-ва, от­ра­зив­шей­ся в эс­т­етич. трак­та­тах Р. Ваг­не­ра, У. Мор­ри­са, пред­ста­ви­те­лей сим­во­лиз­ма (Вяч. Ива­нов, А. Бе­лый), аван­гар­диз­ма (В. Кан­дин­ский, С. Эй­зен­штейн, П. Мон­д­ри­ан, Б. Брехт и др. ), кон­цеп­ту­аль­но­го ис­кус­ст­ва (Дж. Ко­шут, В. Бёрд­жин и др. Фи­лос. -эс­те­тич. ос­мыс­ле­ние опы­та иск-ва 20 в. со­дер­жит­ся в ра­бо­тах Х. Ор­те­ги-и-Гас­се­та, В. Бень­я­ми­на, В. Вейд­ле, Х. Зедль­май­ра, А. Ге­ле­на, А. Дан­то, Б. Грой­са и др.

В сер. 19 в. по­лу­чил рас­про­стра­не­ние прин­цип ис­кус­ст­ва для ис­кус­ст­ва, вос­хо­див­ший к иде­ям Кан­та об ав­то­но­мии эс­те­ти­че­ско­го. С рез­кой кри­ти­кой это­го прин­ци­па вы­сту­пил Л. Тол­стой, ви­дев­ший смысл иск-ва в «эмо­цио­наль­ном за­ра­же­нии», пе­ре­да­че пе­ре­жи­тых чувств др. лю­дям («Что та­кое ис­кус­ст­во?», 1898). В эс­те­тич. кон­цеп­ции Б. Кро­че про­из­ве­де­ние иск-ва рас­смат­ри­ва­ет­ся как уни­каль­ный «син­тез об­раза и чув­ст­ва», про­ду­ци­руе­мый ин­туи­ци­ей ху­дож­ни­ка («Эс­те­ти­ка как нау­ка о вы­ра­же­нии и как об­щая лин­гвис­ти­ка», 1902, рус. пер. 1920).

По­зи­ти­ви­ст­ский под­ход к Э. реа­ли­зо­вал­ся в ра­бо­тах франц. фи­ло­со­фов И. Тэ­на, Ш. Ла­ло («Вве­де­ние в эс­те­ти­ку», 1912, рус. пер. 1915), Э. Су­рио («La Cor­respondance des arts, science de l’homme:éléments d’esthétique com­parée», 1969). В ра­бо­тах пред­ста­ви­те­лей струк­ту­ра­лиз­ма (Я. Му­кар­жов­ский, Р. Барт, Ю. Лот­ман и др. ) иск-во ис­сле­до­ва­лось как спе­ци­фич. зна­ко­вая сис­те­ма.

В рос­сий­ской Э. нач. 20 в. под влия­ни­ем мар­ксиз­ма соз­да­ва­лись ра­бо­ты Г. Пле­ха­но­ва («тру­до­вая тео­рия» про­ис­хо­ж­де­ния ис­кус­ст­ва), А. Лу­на­чар­ско­го («Ос­но­вы по­зи­тив­ной эс­те­ти­ки», 1904, со­че­та­ние идей мар­ксиз­ма и эм­пи­ри­ок­ри­ти­циз­ма), тео­ре­ти­ков про­из­вод­ст­вен­но­го ис­кус­ст­ва (Б. Ар­ва­тов и др. В цен­тре ито­го­во­го тру­да Д. Лу­ка­ча «Свое­об­ра­зие эс­те­ти­че­ско­го» (1963, т. 1–4, рус. пер. 1985–87) – ис­тол­ко­ва­ние ми­ме­си­са как ос­но­во­по­ла­гаю­ще­го прин­ци­па иск-ва и эс­те­тич. от­ра­же­ния. В не­омар­кси­ст­ских кон­цеп­ци­ях пред­ста­ви­те­лей франк­фурт­ской шко­лы ут­вер­жда­ет­ся кри­тич. по­тен­ци­ал под­лин­но­го иск-ва как «со­ци­аль­ной ан­ти­те­зы об­ще­ст­ву», «ме­сто­блю­сти­те­ля бо­лее луч­шей прак­ти­ки» (Т. Адор­но, «Эс­те­ти­че­ская тео­рия», 1970, рус. пер. 2001).

В про­ти­во­стоя­нии сци­ен­ти­ст­ским кон­цеп­ци­ям в Э. фор­ми­ро­ва­лись разл. ва­ри­ан­ты ре­лиг. -фи­лос. и бо­го­слов­ско­го ис­тол­ко­ва­ния эс­те­тич. фе­но­ме­нов, пред­став­лен­ные в «те­ур­ги­че­ской Э. » В. Соловь­ё­ва («Об­щий смысл ис­кус­ст­ва», 1890), во мно­гом оп­ре­де­лив­шей фи­лос. -эс­те­тич. кон­цеп­ции рус. сим­во­лиз­ма, в ра­бо­тах Н. Лос­ско­го («Мир как осу­ще­ст­в­ле­ние кра­со­ты. Ос­но­вы эс­те­ти­ки», 1998), П. Фло­рен­ско­го («Ико­но­стас», 1921–22, и др. ), Э. Жиль­со­на («Жи­во­пись и ре­аль­ность», 1958, рус. пер. 2004), Ж. Ма­ри­те­на («Твор­че­ская ин­туи­ция в ис­кус­ст­ве и по­эзии», 1953, рус. пер. 2004), в фун­дам. тру­де Х. фон Баль­та­за­ра «Сия­ние сла­вы. Бо­го­слов­ская эс­те­ти­ка» («Herrlichkeit. Eine theologischeÄsthetik». Bd 1–7, 1961–69).

Фе­но­ме­но­ло­ги­че­ская Э. (см. Фе­но­мено­ло­гия), пред­став­лен­ная ра­бо­та­ми М. Гай­ге­ра, Р. Ин­гар­де­на, Г. Шпе­та, Н. Гарт­ма­на, М. Дюф­ре­на, М. Мер­ло-Пон­ти, про­воз­гла­си­ла от­каз от пси­хо­ло­гиз­ма, ис­то­риз­ма, со­цио­ло­гиз­ма, со­сре­до­то­чив­шись на ана­ли­зе мно­го­слой­ной струк­ту­ры про­из­ве­де­ния (по­ни­мае­мо­го как са­мо­дос­та­точ­ный эс­те­тич. объ­ект) и про­цес­са его вос­при­ятия и ос­мыс­ле­ния («кон­кре­ти­за­ция» у Ин­гар­де­на, «ап­рио­ризм аф­фек­тив­но­сти» у Дюф­ре­на). В ра­бо­тах А. Ло­се­ва дан фе­но­ме­но­ло­гич. ана­лиз сим­во­лич. при­ро­ды вы­ра­же­ния и его ан­ти­но­мий («Диа­лек­ти­ка ху­до­же­ст­вен­ной фор­мы», 1927, и др. В «фун­да­мен­таль­ной он­то­ло­гии» М. Хай­дег­ге­ра иск-во рас­смат­ри­ва­ет­ся как «свер­ше­ние ис­ти­ны бы­тия».

В ста­нов­ле­нии Э. в США боль­шую роль сыг­ра­ла праг­ма­тич. кон­цеп­ция Дж. Дьюи («Ис­кус­ст­во как опыт» – «Art as experience», 1934). В аме­ри­канской Э. 1950–70-х гг. , сло­жив­шей­ся в рус­ле ана­ли­ти­че­ской фи­ло­со­фии, вы­де­ля­ют­ся три на­прав­ле­ния: ан­ти­эс­сен­циа­лизм как ра­ди­каль­ная кри­ти­ка всей тра­диц. фи­ло­соф­ской Э. (от­ри­ца­ние са­мой воз­мож­но­сти оп­ре­де­лить по­ня­тия «ис­кус­ст­ва», «ху­дож. про­из­ве­де­ния» и т. – П. Зифф, М. Вейц, В. Кен­ник); «пер­цеп­туа­лизм», сво­див­ший Э. к ме­так­ри­ти­ке и рас­смат­ри­вав­ший про­из­ве­де­ние иск-ва ис­клю­чи­тель­но в свя­зи с его спо­соб­но­стью вы­звать эс­те­тич. пе­ре­жи­ва­ние (М. Бер­дс­ли); ин­сти­ту­цио­на­лизм, счи­таю­щий к. ар­те­факт ху­дож. про­из­ве­де­ни­ем на ос­но­ва­нии при­свое­ния это­го ста­ту­са об­ществ. ин­сти­ту­том иск-ва (Дж. Ди­ки, Т. Бинк­ли). В ра­бо­те Н. Гуд­ме­на «Язы­ки ис­кус­ст­ва» («Languages of art», 1968) ис­сле­ду­ют­ся раз­лич­ные ти­пы сим­во­ли­за­ции в иск-ве. В «со­маэ­сте­ти­ке» Р. Шус­тер­ма­на ак­цен­ти­ру­ет­ся роль те­ла как «ло­ку­са чув­ст­вен­но-эс­те­ти­че­ской оцен­ки и твор­че­ско­го са­мо­мо­де­ли­ро­ва­ния» («Праг­ма­ти­че­ская эс­те­ти­ка: жи­вая кра­со­та, пе­ре­ос­мыс­ле­ние ис­кус­ст­ва», рус. пер. 2012).

Во Фран­ции А. Ба­дью рас­смат­ри­ва­ет иск-во как соз­да­те­ля спе­ци­фи­че­ских, толь­ко ему при­су­щих уни­каль­ных ис­тин («ху­до­жест­вен­ных кон­фи­гу­ра­ций»), не­сво­ди­мых к фи­ло­со­фии или нау­ке («Ма­лое ру­ко­во­дство по инэ­сте­ти­ке», 1998, рус. пер. 2014). Ран­сь­ер кри­ти­ку­ет прин­ци­пы ре­пре­зен­та­ции и ми­ме­си­са в иск-ве и свя­зы­ва­ет по­ня­тие по­ли­ти­ки с со­вме­ст­ным уча­сти­ем в фор­ми­ро­ва­нии эс­те­тич. опы­та («Раз­де­ляя чув­ст­вен­ное», 2000, рус. пер. 2007). Бур­рио ви­дит эс­те­тич. и куль­тур­ную цен­ность совр. иск-ва в соз­да­нии но­во­го про­стран­ст­ва со­ци­аль­ных взаи­мо­от­но­ше­ний («Ре­ля­ци­он­ная эс­те­ти­ка. Пост­про­дук­ция», 1998, рус. пер. 2016).

Главное орудие эстетики, глаз, абсолютно самостоятелен. В самостоятельности он уступает только слезе.

Эстетика представляет собой учение о красоте, полный раздел философии, которая определяет её как науку, изучающую эстетические, специфические проявления ценностных отношений людей к окружающему их миру, сфере художественных достижений мира. Если называть эстетику простыми словами, то это наука о красоте жизни, искусстве. Само понятие впервые было выдумано германским философом по имени Александр Готлиб Баумгартен, жил он около 1700-х годов. Он взял за основу греческий термин, обозначающий чувства, их восприятие. Эстетика, отношение к ней людей формировалось столетиями. Нельзя объяснить двумя словами то, что она подразумевает под собой. Она затрагивает духовную, эмоциональную сферу. Позже А. Лосев внёс свой вклад в понятие эстетики, назвав её наукой, изучающей не только чувство прекрасного, заодно все ощущения целиком – отвращение, безобразие, трагедия, комедия, горе, радость.

«Относись к другим людям так, как ты желаешь, чтобы относились к тебе».

Наука призывает к чувству меры, благоразумия, порядка, которые создают гармонию. Гармония является неотъемлемой частью эстетики. Что изучает эстетикаЗачастую науки существуют отдельно друг от друга, в качестве примера можно привести точные науки, медицину, ботанику. Каждая из них имеет свои тонкости, специфику, правила, но кое-что их объединяет и это эстетика. Её присутствие в каждом научном направлении делает это понятие неотделимым от всего, что окружает. Такое ощущение способствует тому, чтобы каждая наука была по-своему привлекательна. Эстетика как раздел изучает культуру поведения современных людей, которая формировалась столетиями, менялась со временем. Она основана на работах художников, скульпторов, философов, поэтов, других выдающихся творческих личностей, которые не боялись думать, воплощать, развивая не только себя. Они заложили основы формирования чувства прекрасного, правильного, гармоничного. Отсюда можно сделать простой вывод, где своей главной целью здесь стоит изучение эстетических взглядов, потребностей, она формирует, оказывает воздействие на эстетический вкус, составляет личный идеал каждого. Например, германский психолог Густав Фехнер при разработке нового подхода в освоении человеческой природы дал ему название «экспериментальная эстетика». Этому названию он дал своё логическое объяснение, оно закрепилось в психологической науке как понимание человеческой психики с помощью реакции самого человека на предметы, имеющие разные черты, характеристики. Такая эстетика называется эмпирической, в свою очередь она исследует возможные реакции на уровне глубже, чем эмоции, затрагивая его нервную систему. Именно этот факт привлекает учёных из других научных сфер. Биение сердца, перехват дыхания, содрогание и другие физические реакции выражают подлинную реакцию на тот или иной объект. Эстетическая наука, являясь частью других областей, достаточно плотно изучается будущими специалистами разных профессий, включая даже юридические. Как пример можно привести такую дисциплину как «юридическая этика», а она, как уже говорилось, является неотъемлемой частью эстетического понятия.

Эстетика: влияние на человекаЭстетика имеет прямое влияние, так как эстетическое, художественное постепенное развитие личности становится рычагом изменения общества, где он живёт. Общественный прогресс не останавливается, предъявляет огромное количество требований к людям, требуя от них творческой активности, креативного мышления, напрягая духовные силы, проверяя душевные границы. Сила реформирования мира вынуждает общество демонстрировать свой эстетический потенциал, он оказывает равноценное влияние на формирование, этот факт ставит формирование эстетической, художественной культуры личности на важное место при создании благоприятных условий для жизни. Эстетическое воспитание начинается с детства, первых шагов, когда только познаётся мир, тогда ребёнок ощущает, что что-то ему по душе, а другое вызывает смешанные, противные чувства, он эстетически познаёт себя через общение с другими людьми, с помощью своего окружения. Эстетическое воспитание сопровождает человека на всех этапах его жизни, влияя на формирование личности, контролируя человечность. Люди, лишённые этого чувства, зачастую не видят разницы, границ, не определяют правильное и дозволенное, не понимают прекрасного, ведут аморальный образ жизни, о чём нередко писали научные статьи учёные из разных стран, пытаясь привлечь внимание общественности. Сама же эстетическая культура взаимно зависит от людей, ведь она создаётся с помощью их усилий, указывает на законы, факторы функционирования общества, в отличие от естественной природы человека. Философское направление с людьми тесно связаны несмотря на то, что можно сперва решить, что это не так. Эстетическая культура личности является неотъемлемым элементом духовной культуры, а значит, что она является частью общественного сознания, народной культуры.

Виды и типы эстетического знанияЭстетика помимо всего прочего напрямую находится под влиянием взглядов философии на неё, потому по определённым установкам современные учёные поделили эстетику на несколько видов:

  • Эмпирическая эстетика;
  • Психологическая;
  • Формальная;
  • Нормативная;
  • Спекулятивная.

Как видно из названий, руководством для деления на виды служили сферы жизни. Его психологические особенности, состояние, его способность ощущать, трогать, его чувство справедливости и правильности. Помимо видов эстетику наука подразделяет на два типа:

  • Эксплицитная эстетика. Изначально это философская теоретическая дисциплина, которая стала отдельной в 18-м веке.
  • Имплицитная эстетика. Она представляет собой осмысление эстетического опыта, самоопределение внутри других сфер жизни.

Разделение эстетического знания на самостоятельные виды, типы не означает, что оно абсолютно разное. Эстетическое знание наступает целиком, подразделение на группы лишь облегчает его понимание как самостоятельной части философии.

Эстетическое сознаниеЭстетическое сознание является неточным, достаточно сложным для понимания термином, но определяют его как форму социального и ценностного сознания, которое отражает предметы мира вокруг с точки зрения его чувственных представлений и вкусовой оценки. Эстетическое сознание существует всего на двух уровнях: на индивидуальном, общественном, эти уровни тесно связаны друг с другом, так как индивид не может существовать без общества, а общество состоит из индивидов. За эстетическим восприятием, которое стоит за сознанием, выступают чувственные переживания каждого индивида, его оценочные суждения о мире, творчестве, это то, в чём личность испытывает потребность и то, что может доставить ей удовольствие. Эти вещи называются прекрасным, под понятие подходит даже феномен «розовые очки», когда кто-то влюбляется, идеализирует свой объект любви во всех планах, включая эстетический. Эстетическое сознание состоит из нескольких форм, к которым относятся:

  • Чувства;
  • Оценка;
  • Вкусы;
  • Идеалы, сформированные с годами.

Эстетическая деятельностьПонятие эстетической деятельности напрямую связано с эстетическим познанием, так как в настоящем мире каждая личность обладает способностью к эстетической оценке явлений вокруг себя. Человек достигает успехов в определённой деятельности, оценивает её результаты, основываясь на своём эстетическом сознании, то есть опираясь на свои эстетические представления о совершенстве. Существуют также виды деятельности людей, в которых они самостоятельно с полным осознанием руководствуются исключительно эстетическими взглядами, представлениями, в качестве опоры используют свои идеалы, вкусы. Деятельность людей по созданию эстетических ценностей, стремление формирования прекрасного называется эстетической деятельностью. Это процесс преобразования общества, природы в идеал по законам красоты. Род деятельности может также выступать самостоятельным видом творчества, реализуется в профессиях, направленных на него. Например – дизайнер, танцор, балерун. Почему эстетика важна в нашей жизниИзучая эстетику, все её аспекты в подробностях, невольно на ум приходит вывод о том, что сама эстетика, её деятельность выходят далеко за границы исключительно художественного искусства. Можно выделить несколько сфер, где она имеет значение для общества. Экологическая эстетика. Изучает действия общества по отношению природы, окружающего его мира. Всем известно, что посредственное отношение к животному, растительному миру может привести к экологической катастрофе, а окружающая среда — одно из самых прекрасных творений нашего мира. Эстетика воспитывает в человеке правильные ценности, учит его отношению к природе, доказывая её ценность, ведь живые деревья — это естественная красота, свалки, обрубки – безобразие. Трудовая эстетика. Эстетика изучает красоту даже производственной деятельности, это проектирование объектов, пошив одежды, любое другое творческое производство потребительских товаров. Она имеет значение, так как людей невольно привлекает то, что выглядит прекрасно. Эстетик искусства. Самая непростая и разносторонняя группа, это музыка, художественные картины, поэзия. Отношение каждого к искусству индивидуально, одно произведение не может понравиться всем сразу, гибель персонажа способна растрогать не каждого, это определяет общество к определённым эстетическим категориям. Эстетический порядок присутствует в каждой сфере жизни общества, даже если люди могут не замечать его.

Как воспитать в себе эстетикуЭстетическое воспитание может быть сформировано ещё с малых лет, как любой другой вид обучения эстетическое воспитание ставит перед собой особенные цели, задачи, структуру, где главным направлением выступает воспитание в человеке эстетической культуры. Состоит эстетическое воспитание из нескольких простых компонентов:

  • Восприятие. Это умение находить привлекательное, прекрасное во всех проявлениях повседневной жизни: отношения с другими людьми, наблюдение за природой, искусство, литература, многие другие вещи.
  • Чувства. Это навык оценки событий с позиции нравственности.
  • Потребности. Это постепенное формирование необходимости взаимодействовать с прекрасным.
  • Вкусы. Это умение анализировать, создавать другие решения для сохранения эстетического порядка.
  • Идеал. Это индивидуальные представления о высшей степени эстетики.

Все перечисленные компоненты должны в обязательном порядке присутствовать при процессе эстетического воспитания – развитие эстетических чувств, формирование знаний, умений, использование приобретённых знаний в реальной жизни, умение определять свои вкусы, идеалы. Эстетическим воспитанием можно заниматься в любом возрасте с помощью природы, литературы, театра, кинематографа, музыки, других творений человечества, способных привить вкус к прекрасному. Эстетика воспитание для взрослыхЭстетическим воспитанием принято заниматься с ранних лет, так как эстетическое восприятие способствует быстрому формированию индивидуальных особенностей, вкусовых предпочтений. К осознанному возрасту у общества так или иначе складываются свои образы, идеалы, за которыми оно готово следовать. Поддержать своё эстетическое воспитание взрослый может всеми доступными способами, ему необязательно быть только зрителем, он может самостоятельно принимать участие через творческие процессы: быть участником культурных мероприятиях, развивать творческий потенциал, читать книги, а также делать упражнения на развитие эстетических способностей, видеть, замечать новое. Самое главное для уже сформированной личности на пути достижения совершенства– осознанность, заинтересованность, без стремления к обучению результаты будут не так хороши, как ожидалось. Если личность никаким образом не вовлечена, то познание станет для неё недоступным.

ЭСТЕТИКА – наука о чувственном познании, постигающем и создающем прекрасное и выражающемся в образах искусства.

Понятие «эстетика» ввел в научный обиход в середине 18 в. немецкий философ-просветитель Александр Готлиб Баумгартен (Эстетика, 1750). Термин происходит от греческого слова aisthetikos – чувствующий, относящийся к чувственному восприятию. Баумгартен же выделил эстетику как самостоятельную философскую дисциплину.

ПРЕДМЕТ ЭСТЕТИКИ

Искусство и прекрасное издавна были предметом изучения. На протяжении более двух тысячелетий эстетика развивалась в рамках философии, теологии, художественной практики и художественной критики.

В процессе развития усложнялся и обогащался предмет эстетики. В период античности эстетика затрагивала общефилософские вопросы природы красоты и искусства; теология оказывала существенное влияние на средневековую эстетику, служившую одним из инструментов познания Бога; в эпоху Возрождения эстетическая мысль развивалась в основном в сфере художественной практики, и ее предметом становится художественное творчество и его связь с природой. В начале Нового времени эстетика стремилась формировать нормы искусства. Политика оказала огромное влияние на эстетику Просвещения, акцентировав внимание на общественном назначении художественного творчества, его нравственной и познавательной значимости.

Классик немецкой философии Иммануил Кант традиционно рассматривал предмет эстетики как прекрасное в искусстве. Но эстетика, по Канту, изучает не предметы прекрасного, а только суждения о прекрасном, т. является критикой эстетической способности суждения. Георг Гегель определял предмет эстетики как философию искусства или философию художественной деятельности и считал, что эстетика занимается определением места искусства в системе мирового духа.

В дальнейшем предмет эстетики сужался до теоретического обоснования определенного направления в искусстве, анализа художественного стиля, например, романтизма (Новалис), реализма (В. Белинский, Н. Добролюбов), экзистенциализма (А. Камю, Ж. Сартр). Марксисты определяли эстетику как науку о природе и закономерностях эстетического освоения действительности и художественной культуры общества.

Лосев рассматривал предмет эстетики как мир выразительных форм, созданных человеком и природой. Он считал, что эстетика изучает не только прекрасное, но и безобразное, и трагическое, и комическое и т. , поэтому она является наукой о выражении вообще. Исходя из этого, эстетику можно определить как науку о чувственном восприятии выразительных форм окружающего мира. В этом смысле понятие художественной формы является синонимом произведения искусства. Из всего сказанного можно сделать вывод, что предмет эстетики подвижен и изменчив, и в исторической перспективе эта проблема остается открытой.

Оцените статью
Добавить комментарий