Психологические рисунчные тесты
Глава1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РИСУНОЧНЫХ ТЕСТОВ И ТЕХНИКА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ
Проведение рисуночных тестов
ГЛАВА 2. РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА
Сфера социальных отношений
Признаки возможной психической патологии
ГЛАВА 3. РИСУНОК НЕСУЩЕСТВУЮЩЕГО ЖИВОТНОГО
Типология несуществующих животных
Реакция на эмоциональнуютнагрузку
Признаки возможнойипсихической патологии
Комплексный анализ рисункаинесуществующих животных
ГЛАВА 4. РИСУНОК СЕМЬИ
Конфликтные отношения в семье
Агрессия в семейных отношениях
Приложенияе I. Сводный список тестовых показателей
Приложение II. Словарь терминов
Однако показатели, учитываемые при интерпретации рисуночных тестов, не однозначны. Так, выпученные глаза могут появиться на рисунке отнюдь не только вследствие грубости, черствости, но и как симптом наличия страхов или как проявление подозрительного отношения к окружающим. Очень часто один и тот же признак может интерпретироваться двумя, тремя или четырьмя различными способами в зависимости от того, с какими еще признаками он сочетается.
Как научиться выбирать правильную интерпретацию в каждом конкретном случае? Что делать, если в рисунке встретились признаки, противоречащие один другому? Какому из них доверять? И самый главный вопрос: как на основе отдельных разрозненных показателей составляется целостный психологический портрет обследуемого? Тот портрет, который позволяет намечать психокоррекционные задачи, давать рекомендации, строить обоснованный прогноз.
Чтобы успешно проводить психологическую диагностику, недостаточно знать значение тех или иных тестовых показателей. Необходимо еще и владеть общей логикой анализа, позволяющей рассматривать эти показатели в их взаимосвязях. Иначе вместо целостной картины мы получим бессистемный набор психологических характеристик. Поэтому я и счел необходимым предложить читателю эту книгу. В ней приводится список подобных показателей (более трехсот) с указанием различных возможных вариантов их интерпретации.
Главное содержание составляет детальный психологический анализ более 160 рисунков, выполненных детьми разного возраста и взрослыми клиентами. Для анализа отобраны материалы, в которых наиболее отчетливо проявляются особенности, характерные для тестовых рисунков (отбор проводился из нескольких тысяч рисунков, собранных за 30 лет консультативной и психокоррекционной работы).
Искусство интерпретации рисуночных тестов требует знакомства с большим количеством разных вариантов выполнения заданий. Оно приходит с опытом работы. Конечно, никакая книга — в том числе и эта — его не заменит, но она может стать своего рода «тренажером», на котором проводится предварительная отработка навыков диагноста. Проводя вместе с автором анализ рисунков, вы постепенно научитесь выделять значимые признаки, соотносить их между собой, делать выводы.
Жанр этой книги — практическое руководство — побудил меня отказаться от развернутых обоснований и литературных ссылок при изложении материала. Основной упор сделан на демонстрацию самого процесса интерпретации рисунков. При описании критериев, на которых она основана, использованы как литературные данные, так и клинический опыт автора.
Я хочу выразить глубокую признательность психологу Российской медицинской академии последипломного образования Елене Ивановне Морозовой, побудившей меня написать эту книгу и оказывавшей неоценимую помощь на всех этапах работы. В число иллюстраций вошли любезно предоставленные Еленой Ивановной рисунки из ее коллекции. Я благодарен также моим многочисленным соавторам: детям и взрослым, чьи рисунки напечатаны в книге.
Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РИСУНОЧНЫХ ТЕСТОВ И ТЕХНИКА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ
Многочисленные исследования детских рисунков показали, что в развитии рисования имеются четкие возрастные стадии, сменяющие друг друга в определенной последовательности. При нарушениях в умственном развитии наблюдается запаздывание в переходе ребенка от стадии к стадии, своего рода остановки на ранних стадиях. Эта закономерность и позволяет оценивать умственное развитие с помощью рисуночных тестов.
Применение рисуночных тестов для выявления личностных особенностей человека основано на принципе проекции, т. на вынесении вовне своих переживаний, представлений, стремлений и т. Рисуя тот или иной объект, человек невольно, а иногда и сознательно передает свое отношение к нему. Вряд ли он забудет нарисовать то, что кажется ему наиболее важным и значимым; а вот тому, что он считает второстепенным, будет уделено гораздо меньше внимания. Если какая-то тема его особенно волнует, то при ее изображении проявятся признаки тревоги. Рисунок — это всегда какое-то сообщение, зашифрованное в образах. Задача психолога состоит в том, чтобы расшифровать его, понять, что говорит ему обследуемый.
Для диагностического использования рисунков очень важно, что они отражают, в первую очередь, не сознательные установки человека, а его бессознательные импульсы и переживания. Именно поэтому рисуночные тесты так трудно «подделать», представив в них себя не таким, какой ты есть в действительности.
Как и прочие проективные тесты, рисуночные методики очень информативны, т. позволяют выявить множество психологических особенностей человека. При этом они просты в проведении, занимают немного времени и не требуют никаких специальных материалов, кроме карандаша и бумаги.
Дополнительным достоинством рисуночных методов является их естественность, близость к обычным видам человеческой деятельности. Тот или иной опыт рисования есть практически у каждого человека. Наиболее близко это занятие детям, поэтому при обследовании детей рисуночные методы применяются особенно часто. Ребенку легко понять тестовую инструкцию, для выполнения методик не нужен высокий уровень развития речи. Вместе с тем, рисунки — удобный повод для того, чтобы непринужденно завязать клиническую беседу.
В отличие от большинства других тестов, рисуночные методики могут проводиться многократно и сколь угодно часто, не утрачивая своего диагностического значения. Они применимы к клиентам самого разного возраста — от дошкольного до взрослого включительно. Это позволяет использовать их для контроля динамики состояния и для наблюдения за ходом психического развития в течение длительного периода.
В последние годы все больше подчеркивается психотерапевтическое значение рисования, как и художественной деятельности вообще. Таким образом, благодаря применению рисуночных методик стирается грань между психологическим обследованием и психотерапевтическим сеансом. Все это и сделало рисуночные методики самым распространенным инструментом в работе практического психолога.
- Практическая
- Психотерапия
Скачать
«Психологические рисуночные тесты»
Скачивание архива «Венгер Александр Леонидович, Психологические рисуночные тесты» займет некоторое время и зависит от скорости вашего интернет-соединения. По рисункам человека можно определить склад его личности, понять его отношение к разным сторонам действительности. Рисунки позволяют оценивать психологическое состояние и уровень умственного развития, диагностировать психические заболевания. Во всем мире рисуночные тесты стали главным инструментом практических психологов.
Читайте еще
Михаил Любимов. Операция «Голгофа».
— Некоторую видимость политики следует сохранить, — заметил Ю. — Хотя бы для того, чтобы прилично выглядеть перед Западом. Однако в целом я с вами согласен: управлять должен умный и квалифицированный аппарат, а не говоруны с улицы. Боже, как я ненавижу этих.
В ходе нашей предпоследней встречи я с переменным успехом задавал вам вопросы
Лакан: — Из того обстоятельства, что Св. Иоанн писал
по-гречески, вовсе не следует, что он обязательно думал
по-гречески и что логос его был, к примеру, логосом вавилонским. Вы утверждаете, что он имел ввиду еврейское
аафат. Объясните мне, почему? Ведь это не единственный
способ выразить.
Так или иначе, но я навязался в удивительную компанию, из которой, к счастью, никто не сможет меня изгнать. Впрочем, я полагаю, что сия обитель открыта каждому. Только, ради всего святого, не нужно выламывать двери! Тут их попросту нет. Да и вход совсем не в той стороне, где он нами.
Глава 2. Преодоление застенчивости
Итак, первые шаги навстречу дружбе сделаны. Изо дня в день, преодолевая застенчивость, ваш малыш научится быть открытым и доверчивым. Теперь наша задача – установить правильные взаимоотношения с товарищами, научить его общаться с ними.
Глава 1. Фантомы мозга
Среди тех учителей и коллег, кто повлиял на меия более других, мне хотелось бы упомянуть Джека Петтигру, Ричарда Грегори, Оливера Сакса, Хораса Варлоу, Дэйва Петерзелла, Эди Мунка, П. Ананда Кимара, Шешегари Рао, Т. Видаясагара, В. Мадхусудхана Рао, Вивиан Баррон, Оливера Брэддика, Фергуса.
Часть первая. «Те самые» родители
Инцест похож на психологический рак. Это несмертельное заболевание, если вовремя начать лечить, хотя лечение и болезненно. Конни терпела без лечения в течение двадцати лет, и это наложило огромный отпечаток на всю её жизнь, особенно в том, что касалось межличностных отношений.
Часть 1. Нормальное развитие.
Оценивая роль этих желез, мы не вправе считать их источником энергии и стремлений к созиданию или уничтожению; действительное их назначение в том, что они придают этим стремлениям добавочный пыл, а для осуществления их высвобождают дополнительную энергию. Пожилые люди, железы которых постепенно.
Взаимовлияние: формирование схем — это улица с двусторонним движением
Генри. Генри сорок девять лет и он работает зубным врачом. У него есть сильные схемы Безупречный*, Всесильный*, Особенный*, Избегающий’, Эгоцентричный* и Расширенные границь». Шесть месяцев спустя после развода он обратился к психотераневту по новоду депрессии. Ему казалось, что вся
его жизнь.
Космонавт и робот
В обычных условиях летчик отчетливо видит различные объекты на земной поверхности, и это помогает ему строить режим полета. Он может даже отклониться от курса, изменить высоту, не подвергая себя опасности, так как перед его глазами, во-первых, приборы, а во-вторых, зрительно воспринимаемые.
(рецензий 15 / оценок +25)
От 18 лет
Книга полезная, интересная, структурирована и психологически грамотно написана. Понравилось наличие большого объёма примеров рисунков, а также структура книги, где по сферам интерпретируются различные признаки. Благодаря такой подаче материала, информация воспринимается целостно.
Прекрасная книга. Первый помощник практического психолога, которые использую проективные техники. Приведены основные проективные методики. Дано подробное описание по применению и интерпретации диагностического материала. Книга очень помогла в работе.
(рецензий 8 / оценок +16)
Пожалуй, одна из немногих книг, которую можно советовать практическим психологам, работающим с детьми и детскими рисунками. Книга структурирована по сферам, психологическим особенностям, тем не менее они рассматриваются не изолированно друг от друга, а во взаимосвязи. В описании случаев используются данные первичного запроса, заключения специалистов, данные о предшествующей работе с клиентом (семьей клиента) и т. Что позволяет составить достаточно полное представление о ситуации и трудностях имеющих место быть.
(рецензий 59 / оценок +438)
(рецензий 36 / оценок +142)
В этой книге меня очень подкупило обилие рисунков и приписка: «психологам, студентам, педагогам». Я прослушала несколько курсов по основам психологии, беседовала с психологами о рисуночных тестах и очень понадеялась найти в данной книге новую (или хотя бы максимально точную) информацию. Я разочаровалась. На мой взгляд, автор опустил много важных деталей: разница в восприятии и изображении взрослых и детей, уровень знаний детей (знания животных, например) и т. Наверное, виной всему — объем книги. Менее 200 страниц. Так что это — прекрасная подборка рисунков для разбора и перечень характерных черт рисунков, но никак не научный труд. Рассматриваются рисунки: рисунок человека, рисунок несуществующего животного, рисунок семьи. Фото рисунков прилагается.
(рецензий 367 / оценок +1157)
Купила книгу чтобы следить за психоэмоциональным развитием ребенка, а также чтобы помочь ребенку в борьбе со страхаму итд. Очень легкая в использовании книга , интересно и взрослым побольше узнать о себе.
(рецензий 147 / оценок +446)
Книга в мягком переплёте, листы тонкие, страницы склеены достаточно прочно. В книге описываются основные техники рисуночных тестов и их подробная расшифровка с примерами. Мне книга очень понравилась, тесты дают много информации о человеке. Книга прекрасный сборник тестов, как для практикующих психологов, так и для просто интересующихся психологией.
прекрасная всем им мозги вкручивала
Змей-горыныч. Трехголовый мутант. Злобен, нагловат, лжив. До красивых женщин охоч. Но несмотря на уродство женщины
его любили. Да кто их поймет этих женщин.
Молитва в мире переживания
54 В развитых формах, на вершинах аскетического опыта подвижнику даруются состояния священнобезмолвия, но в каком-то генетически первичном виде эти состояния входят как необходимый момент и в новоначальную молитву.
Глава 5. Марш поколений
Выдержки из детских дневников сновидений, особенно у детей, живущих на северо-востоке Соединенных Штатов, показывают, что дети предвидели нападение на Нью-Йорк И сентября задолго до этих событий. Некоторые записи из тех, что я видела, были сделаны за два года до случившегося. Это говорит как.
Джинни Джеффрис. МЫ ЗДЕСЬ ЗАНИМАЕМСЯ ТЕМ, ЧТО РАЗРЯЖАЕМ БОМБЫ. Психодрама с закоренелыми преступниками
Кэрол продолжала прилежно работать, время от времени опекала остальных и демонстрировала хорошее чувство цвета.
Часть первая. Попытки понять тревогу
Самая убедительная теория, связывающая тревогу с межличностными отношениями, принадлежит, безусловно, Гарри Стаку Салливану. По его определению, психиатрия — это «изучение биологии межличностных взаимоотношений». Идеи Салливана чрезвычайно важны для понимания проблемы тревоги, хотя он и не.
Предисловие к испанскому изданию 1959 г
Этот тип святости вызывает у нас отвращение, независимо от того, в какой форме она проявляется, будь то святость инквизитора или святость партийного босса, потому что мы знаем, что все эти явления суть один и тот же феномен, и различие между ними заключается лишь в одеяниях и исторических.
Флирт онлайн может стать как затяжным (когда на то, чтобы узнать друг друга и отважиться на свидание, уходит несколько недель и даже месяцев), так и очень стремительным (особенно если вы общаетесь часто посредством мгновенных сообщений). В любом случае не стоит забывать о собственной.
Характеристики маниакальной защиты
Этот бунт не имеет ничего общего с рациональной концепцией смерти, в соответствии с которой мы занимаем позицию стороннего наблюдателя по отношению к опыту смерти и с этой позиции внеличностно и объективно рассуждаем о ней. В этом случае мы всегда рассуждаем о смерти другого, а не о своей.
Часть вторая. Как изменить свою судьбу
Тем, кто будет пытаться использовать мои рекомендации в практической деятельности, я советую составить речь (рекламу, докладную записку и т. ) и потом проанализировать, какое воздействие она окажет на того, кому она предназначалась. Представьте себе, как бы вы реагировали на нее? Если.
Глава 2. Семья как патогенетически обусловливающий фактор неврозов у детей и подростков.
Исследовались 167 матерей и 121 отец. По форме «Б» показатели откровенности оказались выше, чем по форме «А», поэтому форма «Б» использовалась как основная. После отсева по шкале «неоткровенность» осталось 145 матерей и 102 отца. Контрольную группу составили 50 матерей и 50 отцов практически.
* отношений — насколько хорошо мы общаемся и относимся друг к другу;
Оценка результатов нужна во всех сферах нашей жизни — ив
бизнесе, и в кругу семьи. Чтобы быть здоровыми и успешными, мы
должны получать обратную связь от
Укажите регион, чтобы мы точнее рассчитали условия доставки
Начните вводить название города, страны, индекс, а мы подскажем
Например:
Москва,
Санкт-Петербург,
Новосибирск,
Екатеринбург,
Нижний Новгород,
Краснодар,
Челябинск,
Кемерово,
Тюмень,
Красноярск,
Казань,
Пермь,
Ростов-на-Дону,
Самара,
Омск
Установить автора, который первым предложил использовать рисунки для выявления психологических особенностей человека, не представляется возможным. Попытки реализовать эту идею предпринимались многими исследователями в разных странах, но до Ф. Гуденаф, создавшей в конце 20-х годов первую стандартизованную рисуночную методику — тест «Нарисуй человека», — никто не разработал достаточно однозначных и обоснованных критериев оценки рисунков.
Впоследствии диагностическая интерпретация тех или иных показателей выполнения заданий пересматривалась и существенно видоизменялась. Было обнаружено много новых критериев оценки рисунка. Наряду с толкованиями, разработанными ранее, стал развиваться подход, опирающийся на более общие представления о формах самовыражения человека в художественной деятельности, в частности в рисовании.
О книге «Психологические рисуночные тесты»
Эта книга — первое в нашей стране подробное иллюстрированное руководство по применению системы рисуночных тестов и составлению на ее основе «психологических портретов» детей и взрослых. По рисункам человека можно определить склад его личности, понять его отношение к разным сторонам действительности. Рисунки позволяют оценивать психологическое состояние, диагностировать психические заболевания.
Адресована психологам, студентам, педагогам.