В СССР впервые появилась пропаганда в поддержку России

апрель 23, 2020 20:24

Buy for 10 tokens

«Красные директора» — как могильщики экономики России

Так, друзья, сегодня будет очередной пост из вашей любимой серии — о советской пропаганде в детстких журналах и книгах. В прошлых постах серии мы с вами разбирали примеры советской пропаганды — например, как промывали детям мозги в советских журналах, и как уже с самого раннего детства детей учили любить мёртвого деда, который вечно живой — всё это были примеры относительно недавние примеры пропаганды, которые многие из вас ещё застали в школе.

Что самое интересное — основные культурные столпы совковой пропаганды сформировались уже в первые советские годы — практически сразу же после прихода к власти большевиков в результате переворота 1917 года. Фактически, все дальнейшие 70 лет существования СССР советская пропаганда ездила по одним и тем же рельсам, которые были заложены ещё в двадцатые годы, и сегодня мы это наглядно увидим, посмотрев на то, как всё начиналось.

Итак, в сегодняшнем посте — смотрим на первые советские пропагандистские книжки для детей, что были изданы в двадцатые годы. Заходите под кат, там интересно. Кстати, я создал инстаграм-аккаунт где выкладываю фотографии с беларуских протестов и другой уникальный контент, который больше нигде не дублируется — так что обязательно подписывайтесь)

С чего всё началось.

Для начала, как водится, немного исторической справки. В ходе октябрьского переворота большевики приходят к власти — и происходит это весьма неочевидным, в достаточной степени случайным и уж точно не поддержанным всенародно путём. Причём понимали это и сами большевики — они хорошо знали, что никакой «всенародной поддержки» у них нет, и начали вкладывать гигантские средства в массовую пропаганду для убеждения народа в том, что «революция» была предопределена свыше, а красные большевики — та единственная сила, которая должна быть у власти.

Далее всё происходило по тому же самому сценарию, что отыгрывается и во многих других закрытых тоталитарных режимах — независимые СМИ были уничтожены, народ был отрезан от источников информации и аналитики из других стран, всех несогласных заставляли замолчать или убивали. Параллельно с этим нагнеталась массовая военная истерия — большевики постоянно рисовали перед народом какие-то страшные чудища мировых угроз, против которых надо срочно вооружаться, хотя вооружались они в большей степени для удержания собственной власти.

Именно в первые советские годы были выработаны основные клише советской пропаганды, которые внушались уже с раннего детства — Ленин — царь и бог, весь мир желает нам зла, кругом враги, нужно крепить оборону и не задавать лишних вопросов.

Культ Вождя.

Культ деда, который умер, но продолжает быть вечно живым, появился практически сразу после смерти Ленина в 1924 году — тогда подписчикам многих государственных изданий в виде ценного приза дарили открытку «Ленин в гробу».

Именно в двадцатые годы восхваление Ленина приобрело черты религиозного культа. Сперва детям рассказывали о плохой жизни до прихода Мессии. Кстати, обратите внимание на стиль иллюстраций данной книжки — они копируют дореволюционные лубки. Остальные книни будут в иной стилистике, уже чисто советской.

В общем, сперва крестьяне жили плохо, а потом пришёл Он и всех спас. Да и умер в книжке Ленин не от сифилиса, а от переутомления — как настоящий Мессия. Страдал за народ и от этого умер:

Частью мифа о Ленине являлся и миф о «революции» — он тоже уже вполне сложился в двадцатые годы. Детям не говорили, что всё произошло случайно, а рассказывали сказки о том, что Ленин давно готовил Революцию, много лет думал о ней и всё хорошо запланировал. Дедушка не может ошибаться!

А ещё почему-то везде повторяли сказку, что Керенский убежал из Зимнего дворца в женском платье — на самом деле он покинул Зимний на автомобиле и даже отказался ехать в авто с флагом посольства США (что ему предложили сделать для безопасности), а поехал в следующей машине.

Призраки войны.

Вскоре после прихода большевиков к власти началась идеологическая накачка детей «вечной войной» — детям постоянно рассказывали, что весь мир хочет нас завоевать и разжигали ненависть к «вражеским странам». «Вражескими странами» были главным образом те, в которых не было у власти большевиков — и в книгах постоянно раздавались крики, что давно уже пора идти их освобождать.

Чисто советские штуки о невидимой руке, которая кем-то там управляет (так называемый «бред воздействия») появились тоже в двадцатые годы. Если в ответ на справедливую критику коррупционеров вы слышите вскрики «Госдеп! Сколько тебе платят пиндосы?» — то это всё отуда же, из советских книжек двадцатых годов.

Для того, чтобы враг нас не захватил и чтобы ты не стал игрушкой, колониальной Петрушкой в руках хозяев-англичан, нужно постоянно собираться в массу и ходить парадами. Для начала просто с флагами:

Потом можно будет надеть форму — пока что ещё не военную, но главное, чтобы она была у всех одинаковой. В лагере тебя, пионер, научат маршировать строем, по горну вставать, по свистку купаться.

А затем, несколько позже — вместо флага и горна тебе дадут и винтовку. Главное — это не задавать лишних вопросов.

Иллюзия благополучия.

Помимо вечной войны, в советской пропаганде 1920-х годов появилась ещё одна вечная тема — создание иллюзии благополучия путём показа всяких заводов, строек, плотин и пароходов, а позже перешли на Космос. Ещё могли нарисовать эшелон уходящих за горизонт танков — и никто не задавал вопросы, как вот это всё связано с лично моим уровнем жизни.

Все эти вещи подметил ещё Андрей Платонов в своей страшной антиутопии «Котлован» — которая пострашнее «1984» Оруэлла и которая запрещалась в СССР. Люди в этой повести жили в бараках, спали в гробах, надрываясь и умирая на стройках чего-то Великого.

Пропагандистские книжки 1920-х годов постоянно рассказывают о заводах, станках и пароходах, Все куда-то бегут, что-то делают, как писал Платонов — «кругом беспрерывно нагнеталась общественная польза». А ещё мне очень понравился рисунок «новой советской деревни», напоминающей ГУЛАГовский лагерь за проволочной оградой:

При этом в пропаганде 1920-х годов есть один важный момент — особо не скрывалось, что все эти заводы, станки и пароходы нужны для наращивания военной силы, чтобы идти «освобождать мир от буржуев». Выпускалось множество книг вот такого рода, в которых рассказывалось о советской военной технике и её возможностях:

Из спичек и желудей.

Ну ладно — спросите вы, должно же быть ещё хоть что-то, что было в детстких книжках помимо этого всего? Да, было. Во-первых, детям рассказывали «новые советские сказки» о том, как мальчик и девочка по имени Май и

Октябрина полетели делать революцию в отстатлые страны. Начинается эта дивная поэма со строк «У одного гражданина в трудовом билете были записаны дети».

Во-вторых — детей отучали праздновать «буржуазные праздники», вроде мерзкого Нового года, который несёт за собой только лишь пьянство, прогулы и болезни. Не знали? Коньки и лыжи куда нам ближе!

И в третьих  — детей приучали делать себе самостоятельно игрушки из спичек, желудей и пробок.

В общем, как видите, основные «культурные мемы» советской пропаганды — такие, как культ личности Ленина, миф об Октябрьском перевороте, иллюзия благополучия с рассказами о заводах, плотинах и первом месте в мире по чугуну — всё это было далеко не новым и появилось ещё в двадцатые годы. Примерно к началу восьмидесятых годов эти мифы выдохлись и протухли, а там и СССР кончился.

Напишите в комментариях, что вы думаете по этому поводу.

Что вообще думаете о советской пропаганде, эффективная она была?

Феномен советской пропаганды появился еще до склеивания СССР и благополучно продолжает существовать в наши дни, пережив саму социалистическую систему и государство диктатуры пролетариата. В этом и состоит ее главная опасность. Наши современники тоскуют о том Советском Союзе, которого никогда не было, и принимают за чистую монету иллюзии, навеянные виртуальной реальностью, сформированной советской пропагандой.

Надо признать честно и без всяких экивоков, что пропаганда после 1917 года была весьма успешной. Она самовоспроизводила мифы нового формата, хотя и ориентировалась на архетипы, правда, изменяя их до неузнаваемости в массовом сознании. На пропагандистском поприще в СССР работали талантливые специалисты, которые знали, что делали. Имена этих людей необходимо знать: Емельян Ярославский, Михаил Ромм, Владимир Маяковский, Алексей Толстой, Михаил Покровский, Илья Эренбург, Михаил Кольцов, Сергей Эйзенштейн и др. В основном они вели эффективную обработку умов, используя тексты и визуальные образы. Кино, театр, изобразительное искусство, музыка, парады и шествия трудящихся – все это шло в ход. Особое место в пропаганде занял язык. Точнее советский «новояз». Здесь не стоит говорить о реформе русской орфографии 1918 года, в нашем случае она не играет первую скрипку, хотя ликбезы пришлось вводить, во многом из-за нее.

Гениальным пропагандистским ходом (еще до победы Ленина и компании) стало образование слова «большевик». Не вполне понятно, появилось ли оно случайно и было потом мифологически истолковано, и использовано, или же его ввели намеренно. Возникновение термина «большевиков» связано со II съездом РСДРП, проходившем в Брюсселе и Лондоне. Есть подозрение, что над наименованием потрудились лица, скажем так, более опытные в информационной войне, чем российские социал-демократы, да и очень недурственно знакомые с русской филологией. Сам термин «большевик» уже говорит, пусть и невзначай, о множестве, массовости, росте численности. Оно созвучно слову «большак», хорошо известному русскому крестьянству, доминировавшему среди всех групп населения Российской Империи. После революции крестьяне часто и называли «большевиков» «большаками». «Большак» же имеет, по крайней мере, два значения, которые архетипичны:

Старший в семье, доме, общине.

Широкая наезженная дорога, тракт, который ведет к значимой точке на карте (крупному городу, столице или, на худой конец, к важному селу или популярной ярмарке).

Похоже, что уже в 1903 году некто озаботился и о языковой популярности «большевиков», хотя они отнюдь не главенствовали в российской социал-демократии. Перед нами факт искусственной подмены действительной реальности виртуальной. Весь постреволюционный «новояз» вырос из «большевика».

Слова сражаются на пропагандистском поле как солдаты, а убивают в действительности почти как бомбы. «Враг народа», «лишенец», «социальный паразит», «классово чуждый элемент» – сколько за этими словами скрывается смертей и разрушенных судеб?! Сосчитать сложно. Просто невозможно.

Вообще, когда сталкиваешься с пропагандой, то от нее веет глубокой древностью, когда никаких «Окон Овертона» не знали, да и о социальных технологиях слыхом не слыхивали.

Советская власть не была «прогрессивным» скачком вперед на ленте истории. Она на самом деле стала разворотом назад (как и нацизм в Германии). Но народ попал не в какое-то там Средневековье, как то мнилось Н. Бердяеву, а провалился гораздо глубже, чуть ли не в эпоху Древнего Египта, с живым «богом» во главе страны, жесточайшим контролем за бытом, трудом и нравственностью.

Здесь весьма примечателен советский плакат, где любой «вождь» изображался крупнее, значительнее, величавее и активнее, чем масса. «Вождь», конечно, оказывался виртуальным и полностью не соответствующим реальному человеку: картавому Ильичу, плюгавому Сталину, ущербному Хрущеву или «красивому молдаванину» Брежневу.

«Сталинщина» – это вершина советского пропагандистского мифотворения. Поэтому то сейчас и плодятся неосталинисты, а не «неохрущевисты», «необрежневцы» или даже «неоленинцы». По-настоящему советский человек наелся и почувствовал комфортабельность в своей жизни при Брежневе, при Хрущеве он вздохнул маленько свободнее, при Ленине все же возник советский строй. Но пропаганда подняла на щит Сталина, и этому «божеству», рожденному из уха и глаза советского человека, ныне поклоняется офисный «хомячок» XXI века в Российской Федерации, мечтающий победить коррупцию, да и другие грехи современного общества посредством сталинских методов, прославленных любителями впаривания исторических анекдотов.

Советская пропаганда ещё и стоит на пути нормального функционирования российского общества, раскалывая его на белых и красных, точнее продуцируя «красноту» и «коммунистичность» вопреки всем фактам и историческим документам. Она мешает примирению, о котором так часто льется поток речей в самых различных СМИ. Красные органически не в состоянии переосмыслить самих себя в рамках парадигмы советской пропаганды.

– Брат, почему ты плачешь?

– Потому что я совершил большой грех, и Бог меня не простит!

– Смотри, Бог есть любовь. Это не так, как ты думаешь! Бог прощает.

– Меня Он не простит!

Монах пошел в храм, литургия закончилась, а он всё думал о случившемся, вернулся назад – и опять видит, как «монах» тот плачет и рыдает и говорит:

– Бог несправедлив, Он меня не прощает!

Монах опечалился, вернулся в свою келлию и решил: «Не могу я оставить его так!» Стал поститься и молиться о незнакомце – и, пока постился, получает известие свыше:

– Смотри, это не монах, а диавол, пришедший тебя искушать. Но иди и скажи ему то, что Я скажу тебе: «Встань, повернись на восток и крикни три раза: ‟Я древнее зло. Боже, будь милостив ко мне и спаси меня!”» – и получишь прощение».

Монах пошел к диаволу и говорит ему:

– Перестань плакать, я знаю, кто ты. Но есть и для тебя спасение. Встань, повернись на восток и крикни три раза: «Я древнее зло. Боже, будь милостив ко мне и спаси меня!»

Диавол тут же вскочил и закричал:

– Я древнее добро, причем самое лучшее! Пусть Он тоже покается во всем, что причиняет мне!

На этом и завершим повествование о советской пропаганде. О ней еще много можно говорить, но притча открывает ее душеньку вполне достаточно.

Содержание
  1. История пропаганды. Советская пропаганда и идеология. Работы Г. Почепцова.
  2. Пропагандистские уроки от Игнасио Лойолы, создателя ордена иезуитов (Г. Почепцов)
  3. Пропаганда в ее историческом развитии (Г. Почепцов)
  4. Послевоенная денацификация Германии как контрпропаганда (Г. Почепцов)
  5. Феномен нацистской пропаганды (Г. Почепцов)
  6. Феномен советской пропаганды (Г. Почепцов)
  7. Советская и несоветская (Г. Почепцов)
  8. Параллели и различия между пропагандистскими системами Германии и СССР (Г. Почепцов)
  9. Строительство страны с помощью пропагандистского инструментария истории, кино и литературы (Г. Почепцов)
  10. Сталин как главный шаман СССР (Г. Почепцов)
  11. Сталин как PR-менеджер (Г. Почепцов)
  12. Конструирование советского человека (Г. Почепцов)
  13. Советский вариант создания пропаганды 2
  14. Оттепель, перестройка и другие (Г. Почепцов)
  15. Постскриптум к статье «Социально-информационные процессы в СССР» (Г. Почепцов)
  16. Некоторые конспирологические версии (Г. Почепцов)
  17. Перестройка в СССР как вариант виртуальной войны (Г. Почепцов)
  18. Создание физических, информационных и виртуальных контекстов для нужных политических решений (Г. Почепцов)
  19. Виртуальные конструкты, управляющие нами и миром (Г. Почепцов)
  20. Советский опыт управления массовым сознанием как предтеча российских информационных операций (Г. Почепцов)
  21. Философский пароход 1922 года как пример неумения государства управлять интеллектуальными процессами нефизического порядка (Г. Почепцов)
  22. Сталин и Андропов (Г. Почепцов)
  23. От мифа революции к мифу Победы, от мифа Сталина к мифу Путина (Г. Почепцов)
  24. Ельцин и Путин (Г. Почепцов)
  25. Как функционировала советская система снизу и сверху (Г. Почепцов)
  26. Семиокапитализм и семиокоммунизм (Г. Почепцов)
  27. Предыстория глобальных коммуникативных проектов
  28. От пространства и времени до коммуникаций (Г. Почепцов)
  29. От госпропаганды до фейков (Г. Почепцов)
  30. Пространство правды и пространство лжи стали сближаться, отсюда фейки и постправда (Г. Почепцов)
  31. Новая холодная война возвращает эпоху войны нарративов (Г. Почепцов)
  32. Механизмы функционирования и разрушения массового сознания в СССР (Г. Почепцов)
  33. Метапропаганда как доминирование пропаганды над идеологией, а не наоборот (Г. Почепцов)
  34. СССР постоянно двигался вперед и вперед, пока не исчез (Г. Почепцов)
  35. Соцреализм и другие примеры метапропаганды (Г. Почепцов)
  36. Создание советской и постсоветской реальности с помощью контроля коммуникаций (Г. Почепцов)
  37. В СССР пост-правда пришла раньше всех (Г. Почепцов)
  38. СССР как страна анекдотов (Г. Почепцов)
  39. CCCР как страна иллюзий (Г. Почепцов)
  40. Путь от единомыслия к разномыслию (Г. Почепцов)
  41. Как глаза пропаганды стали глазами человека (Г. Почепцов)
  42. Она должна привлекать, а не отталкивать (Г. Почепцов)
  43. Как западные медиа и музыка Перестройку продиктовали (Г. Почепцов)
  44. Перестройка, случившаяся до перестройки (Г. Почепцов)
  45. Как малые группы могут влиять на большие сообщества (Г. Почепцов)
  46. Виртуальная атака на реальность, или Границы между двумя мирами очень зыбки (Г. Почепцов)
  47. Индустриально управляя нашими мечтами (Г. Почепцов)
  48. Как КГБ меняло методы управления по мере усложнения общества в СССР (Г. Почепцов)
  49. Метания КГБ между мягкими и жесткими методами управления сознанием (Г. Почепцов)
  50. Сложные и простые «игры» КГБ (Г. Почепцов)
  51. КГБ и управление массовым сознанием сквозь досуг (Г. Почепцов)
  52. От Сталина и далее (Г. Почепцов)
  53. Человек стремится быть частью большой системы (Г. Почепцов)
  54. Советское государство и человек на начальном этапе
  55. Интервенции в мозги, или Разрушение здравого смысла (Г. Почепцов)
  56. Элементы неинформационной борьбы с информационными потоками (Г. Почепцов)
  57. Индустриальная трансляция настроений в массовое сознание (Г. Почепцов)
  58. Как сегодня идеологию заменила имиджелогия (Г. Почепцов)
  59. Живая и мертвая идеологии (Г. Почепцов)
  60. Как мир «пластмассовый» побеждает мир виртуальный
  61. Праздник как блокирование культурной травмы (Г. Почепцов)
  62. Как спрятать правду в потоке лжи (Г. Почепцов)
  63. От Оруэлла до Мюнценберга (Г. Почепцов)
  64. «Империя Зла» и другие «звери» виртуального мира (Г. Почепцов)
  65. От «Совка» и «Империи Зла» к современности (Г. Почепцов)
  66. Как в СССР с удовольствием разрушали старую модель мира и строили новую (Г. Почепцов)
  67. Физическое, информационное и виртуальное пространства в трансформации и стабилизации социосистем (Г. Почепцов)
  68. От идеологий до «Игры в кальмара» и «Маши и Медведя» (Г. Почепцов)
  69. Как «колхоз» (коллективное хозяйство) породил «колсоз» (коллективное сознание) (Г. Почепцов)
  70. Анекдот и другие виды параллельной реальности (Г. Почепцов)

История пропаганды. Советская пропаганда и идеология. Работы Г. Почепцова.

Психологическая война. Психологические операции. Информационная война. Информационная безопасность. Информационное противоборство. Гибридная война. Военная пропаганда. Психология пропаганды. История пропаганды.

Пропагандистские уроки от Игнасио Лойолы, создателя ордена иезуитов (Г. Почепцов)

Конгрегация пропаганды была создана Ватиканом 22 июня 1622 г. , уже после смерти Лойолы, что, вероятно, и следует считать настоящим днем рождения пропаганды. »»»

Пропаганда в ее историческом развитии (Г. Почепцов)

Пропаганда возникла не сегодня и даже не вчера. Все века она идет рядом с политической и религиозной властью. »»»

Послевоенная денацификация Германии как контрпропаганда (Г. Почепцов)

Введенная в массовое сознание нацистами картина мира была интенсивно разрушена в процессе денацификации. »»»

Феномен нацистской пропаганды (Г. Почепцов)

Пропаганда выполнила свою роль, удерживая население в поддержке Гитлера во время войны, когда ситуация стала резко ухудшаться по сравнению с предвоенными годами. »»»

Феномен советской пропаганды (Г. Почепцов)

Именно пропаганда лежала в основе советского государства. »»»

Советская и несоветская (Г. Почепцов)

Пропаганда строила образ счастливого и справедливого государства, а государство могло наказать тех, кто не верил этому образу. »»»

Параллели и различия между пропагандистскими системами Германии и СССР (Г. Почепцов)

Характерным и общим для двух пропаганд является цель обожествления вождя. Под его руководством расцветало все не только в настоящем, но даже и в прошлом. »»»

Сталинский СССР, как и гитлеровская Германия стали первыми странами, где визуальность в виде фильмов, плакатов, парадов и демонстраций смогла победить реальность. Все видели красивую картинку и верили ей. »»»

Строительство страны с помощью пропагандистского инструментария истории, кино и литературы (Г. Почепцов)

Известна история с фильмом «Иван Грозный» С. Эйзенштейна, вторая серия которого так и не дошла до показа на широком экране, поскольку не понравилась зрителю № 1. »»»

Сталин как главный шаман СССР (Г. Почепцов)

В построенном виртуальном мире Сталин занимал место бога, одно лицезрение которого приводило людей в исступление. »»»

Сталин как PR-менеджер (Г. Почепцов)

Сталин создавал иллюзорную оптимистическую страну, где все и всюду стремились к вершинам, совершали подвиги и не унывали, а пели песни. »»»

Конструирование советского человека (Г. Почепцов)

Население должно было думать одинаково. Если Запад имел причины экономического свойства и лишь затем политические, то для СССР первичной была политика. »»»

Советский вариант создания пропаганды 2

Советский Союз постепенно ритуализировал свою пропаганду, идеологическая ее составляющая перестала быть «живой». »»»

Оттепель, перестройка и другие (Г. Почепцов)

Перестройка — это не просто ослабление контроля в информационном и виртуальном пространствах, а введение в них нового метанарратива, чего не было в случае оттепели. »»»

Постскриптум к статье «Социально-информационные процессы в СССР» (Г. Почепцов)

В СССР чужое политическое нивелировалось усиленным продвижением своего. В школе были политинформации, во дворах строились «агитплощадки», на улицах города в стеклянных витринах. »»»

Некоторые конспирологические версии (Г. Почепцов)

Перестройка была таким мощным проектом, что не могла не породить конспирологических объяснений. »»»

Перестройка в СССР как вариант виртуальной войны (Г. Почепцов)

Перестройку можно трактовать как организованную виртуальную войну, целью которой была трансформация массового сознания населения СССР. »»»

Создание физических, информационных и виртуальных контекстов для нужных политических решений (Г. Почепцов)

Пример одновременной остановки на ремонт почти всех табачных фабрик Ельциным — это как бы физиологическая пропаганда. На нее мы реагируем автоматически, а не рефлексивно. »»»

Виртуальные конструкты, управляющие нами и миром (Г. Почепцов)

Вся советская виртуальная модель представлена в этом коротком тексте. Но точно так в сжатом виде она была и в «Рабочем и колхознице» или в «Родине-матери». »»»

Советский опыт управления массовым сознанием как предтеча российских информационных операций (Г. Почепцов)

Первоначально такую коррекцию делал на ежедневной и ежесекундной основе сталинский мир. Людей заставляли видеть не то, что было на самом деле. »»»

Философский пароход 1922 года как пример неумения государства управлять интеллектуальными процессами нефизического порядка (Г. Почепцов)

Это была упреждающая высылка потенциально опасных людей, чтобы не тратить усилий на борьбу с ними в информационном или интеллектуальном пространстве. »»»

Сталин и Андропов (Г. Почепцов)

Пропаганда стала получать негативное понимание только после Второй мировой войны. А в Первую мировую это была вполне почетная профессия. Тогда впервые удалось «индустриально» обрабатывать большие массивы людей. »»»

От мифа революции к мифу Победы, от мифа Сталина к мифу Путина (Г. Почепцов)

При сакрализации Сталина и Путина используется один и тот же инструментарий пропаганды. »»»

Ельцин и Путин (Г. Почепцов)

Пропагандистское обслуживание Ельцина спасает его от всех невзгод, делая непотопляемым. Во времена Путина машина пропаганды в виде государственного телевидения заиграла не менее сильно. »»»

При сакрализации Сталина и Путина используется один и тот же пропагандистский инструментарий. »»»

Как функционировала советская система снизу и сверху (Г. Почепцов)

Сталин добивался автоматического порождения правильных мыслей в головах и разрушения неправильных. »»»

Семиокапитализм и семиокоммунизм (Г. Почепцов)

Холодная война была медиа-войной. Но это была и семиовойна, поскольку одновременно с двух сторон неслись разные смыслы, ведущие к конкурентным картинам мира. »»»

Предыстория глобальных коммуникативных проектов

В послевоенное время психологи института потрудились на ниве холодной войны. »»»

От пространства и времени до коммуникаций (Г. Почепцов)

Одним из инструментов во времена отсутствия кино и телевидения был контроль старых символических объектов и создание новых. Долговременными объектами были, например, памятники. »»»

От госпропаганды до фейков (Г. Почепцов)

Фейки были всегда, только раньше они назывались иначе: ложью, слухами. Их распространяют в индустриальном масштабе: в таком случае они становятся дезинформацией. »»»

Пространство правды и пространство лжи стали сближаться, отсюда фейки и постправда (Г. Почепцов)

Считается, что каждая страна передает вовне тот пропагандистский образ, который отражает то, чем она обладает в наименьшей степени. »»»

Новая холодная война возвращает эпоху войны нарративов (Г. Почепцов)

Холодная война была войной не только ядерного оружия, но и войной нарративов. Каждая из сторон продвигала и защищала свой нарратив всеми возможными способами. »»»

Механизмы функционирования и разрушения массового сознания в СССР (Г. Почепцов)

Советская литература, искусство, кино, образование и наука создавали «башни», излучавшие оптимизм, поднимавший людей на подвиги. »»»

Метапропаганда как доминирование пропаганды над идеологией, а не наоборот (Г. Почепцов)

Советский Союз считался очень идеологическим государством, отсюда его частое рассмотрение как вербально-ориентированного общества. »»»

Советская система действительно в результате рушится не в военное, а в мирное время, когда роль вражеского окружения уже не может мобилизовать на свершения. »»»

СССР постоянно двигался вперед и вперед, пока не исчез (Г. Почепцов)

Советский канон не мог воспроизводиться без его базовых составляющих. В довоенное время пропаганда и искусство дополняли своей мягкой силой силу жесткую. »»»

Соцреализм и другие примеры метапропаганды (Г. Почепцов)

Особенно ошеломляющим в довоенное время был быстрый переход из героя во врага народа, как это было с Н. Бухариным, М. Кольцовым и другими. »»»

Создание советской и постсоветской реальности с помощью контроля коммуникаций (Г. Почепцов)

Для советского человека идеологическим было все. Поэтому все должно было работать на единую цель — усиление страны в ее противостоянии с Западом. »»»

В СССР пост-правда пришла раньше всех (Г. Почепцов)

Сталинский СССР строил свою правду всеми возможными силами. Сегодня мало кто может выделить такие ресурсы на создание иллюзий. »»»

СССР как страна анекдотов (Г. Почепцов)

Анекдоты в отличие от стандартной пропаганды должны были делать свои информационные «вбросы» креативно, чтобы конкурировать с официозом. »»»

CCCР как страна иллюзий (Г. Почепцов)

СССР не имел такой мощи визуальных коммуникаций, которые появились сегодня. При этом и роль визуальных коммуникаций была резко заниженной. »»»

Путь от единомыслия к разномыслию (Г. Почепцов)

Советский человек должен был вне зависимости от его возраста иметь все эти характеристики молодости, отменяющие тягу к материальному. »»»

Как глаза пропаганды стали глазами человека (Г. Почепцов)

Кино и радио поднимаются в полную силу в советское время, так что именно пропаганда раскрыла их широкие возможности. »»»

Она должна привлекать, а не отталкивать (Г. Почепцов)

Холодная война включала любые виды информационного и виртуального воздействия в виде литературы, искусства, кино. »»»

Как западные медиа и музыка Перестройку продиктовали (Г. Почепцов)

Битлз, джинсы, западный образ жизни в целом, вошедшие в массовое сознание молодежи, были столько же решающими для перехода к новой жизни. »»»

Перестройка, случившаяся до перестройки (Г. Почепцов)

В определенный момент в советском обществе была произведена подмена одной виртуальной картины мира другой. »»»

Как малые группы могут влиять на большие сообщества (Г. Почепцов)

СССР строил принципиально нового человека. Советский человек ковался в тяжелых материальных условиях, поскольку существовал в системе политической, экономической и военной мобилизации»»»

Виртуальная атака на реальность, или Границы между двумя мирами очень зыбки (Г. Почепцов)

Советская виртуализация переводила простого человека в статус героя — как в случае Павлика Морозова. »»»

Индустриально управляя нашими мечтами (Г. Почепцов)

Стратегически мечты, призванные работать долгий период, активно порождал Советский Союз, особенно в довоенное время. »»»

Как КГБ меняло методы управления по мере усложнения общества в СССР (Г. Почепцов)

Хотя этот тип управления на языке КГБ назывался «профилактикой» на самом деле это было управлением массовым сознанием. »»»

Метания КГБ между мягкими и жесткими методами управления сознанием (Г. Почепцов)

Мягкие методы борьбы давали не меньший эффект, чем жесткие. »»»

Сложные и простые «игры» КГБ (Г. Почепцов)

КГБ, лишенный в эпоху застоя возможности «сажать», вынужден был искать иные типы социального контроля. »»»

КГБ и управление массовым сознанием сквозь досуг (Г. Почепцов)

КГБ управляло мозгами граждан прямо и косвенно. Страх нарушения неписаных правил висел над каждым. »»»

От Сталина и далее (Г. Почепцов)

Советская цензура стимулировала создание «правильных» текстов, а не просто запрещала неправильные. Один из таких примеров — это «работа» Сталина над образом Ивана Грозного. »»»

Человек стремится быть частью большой системы (Г. Почепцов)

Советская система была сильной в физическом пространстве, пока она сохраняла свою силу в информационном и виртуальном пространствах. »»»

Советское государство и человек на начальном этапе

Советский Союз построило воображение, поскольку оно позволяло скрыть негатив и усилить позитив, оно же и разрушило его. »»»

Интервенции в мозги, или Разрушение здравого смысла (Г. Почепцов)

Советский фейк можно считать самым «фейковым» в мире, потому что его очень хотели услышать большинство советских людей. »»»

Элементы неинформационной борьбы с информационными потоками (Г. Почепцов)

Целью советской цензуры было оградить советского человека то от «тлетворного влияния Запада», то от неправильных мыслей, то от неправильных людей. »»»

Индустриальная трансляция настроений в массовое сознание (Г. Почепцов)

Массовое сознание нуждается в постоянных повторах, что хорошо учитывала пропаганда. »»»

Как сегодня идеологию заменила имиджелогия (Г. Почепцов)

Этим можно объяснить определенный расцвет в СССР не только пропаганды, но и искусства. »»»

Живая и мертвая идеологии (Г. Почепцов)

Ритуалы религии и идеологии схожи. Советские люди несли портреты членов политбюро перед «живыми богами», которые стояли перед ними на трибуне. »»»

Как мир «пластмассовый» побеждает мир виртуальный

Советские праздники стали столпами конструирования новой социальной реальности. Их основное значение заключалось в фиксации достижений. »»»

Праздник как блокирование культурной травмы (Г. Почепцов)

Советский праздник 9 мая на самом деле «прячет», трансформирует важную культурную травму. Он замещает травму празднеством. »»»

Как спрятать правду в потоке лжи (Г. Почепцов)

Оруэлл оказался не просто писателем, а провидцем, поскольку описал не прошлое, а будущее, к которому мы идем. »»»

От Оруэлла до Мюнценберга (Г. Почепцов)

Вилли Мюнценберг был ведущим советским пропагандистом, работавшим на западную аудиторию. И очень эффективным. »»»

«Империя Зла» и другие «звери» виртуального мира (Г. Почепцов)

Термин «Империя зла», пришел из уст Р. Рейгана. Его иногда приписывают В. Лефевру. »»»

От «Совка» и «Империи Зла» к современности (Г. Почепцов)

Гибель СССР реально приблизили переименования типа «империи зла» для внешнего употребления и «совка» для внутренних коммуникаций. »»»

Как в СССР с удовольствием разрушали старую модель мира и строили новую (Г. Почепцов)

Советская система управляла мозгами за счет усиления внимания к текущим событиям, которые жестко форматировали нужную модель мира. »»»

Физическое, информационное и виртуальное пространства в трансформации и стабилизации социосистем (Г. Почепцов)

СССР все время жил в своей мифологии, порождая и удерживая ее в образовании, литературе и искусстве. »»»

От идеологий до «Игры в кальмара» и «Маши и Медведя» (Г. Почепцов)

В советское время это называлось цензурой, именно она «стимулировала» информационные и виртуальные потоки воспевать несуществующую физическую реальность. »»»

Как «колхоз» (коллективное хозяйство) породил «колсоз» (коллективное сознание) (Г. Почепцов)

В сталинском СССР все переводили на индустриальные рельсы. Даже писатели или композиторы должны были объединиться в союзы. »»»

Анекдот и другие виды параллельной реальности (Г. Почепцов)

Советский политический анекдот был реакцией массового сознания на мощное давление государства на все сферы жизни. »»»

««« Пред. раздел  След. раздел »»»

Оцените статью
Добавить комментарий