- Система психологических наук
- Основные отрасли психологии
- Основные разделы общей психологии
- Фундаментальные специальные отрасли психологии
- Междисциплинарные специальные отрасли психологии
- Прикладные направления психологии
- Общая характеристика когнитивной психологии
- Классификация основных областей психологии
- Отрасли современной психологии
- Часть I. Психология
Система психологических наук
Для решения своих проблем современная психология широко использует достижения других наук точно так же, как знания психологии используются этими науками. Выстраивается своеобразная двусторонняя система наук, использующих психологические знания.
Еще Платоном была создана одна из первых классификаций наук, дававшая схему всех научных знаний того времени. Она была построена по образу и подобию структуры психологии – структуры познавательных способностей человека:
- Диалектика – ум, как искусство соображения;
- Физика – чувственное познание, восприятие;
- Этика – воля и стремление.
В структуре классификации Гегеля психология занимает место на ступеньке саморазвития духа:
- Субъективный дух в форме индивидуального сознания;
- Антропология как проявление естественно-душевного состояния;
- Феноменология рассматривается как сознание, проявляющееся во внешнем действии;
- Психология как духовная субстанция, мыслящая и воплощающая содержание.
В системе О. Конта, а это уже классификация XIX века, места для психологии вообще не было. Она занимала в это время промежуточное положение между биологическими и социальными науками. И только в конце XIX века она попала в состав наук.
Безусловно, очевидная истина лежала в основе такого решения – психология являлась одним из аспектов любого знания по той простой причине, что:
- Во-первых, благодаря своему объективному содержанию;
- Во-вторых, благодаря своему внутреннему строению в соответствии психологическим моментам научного анализа идей, концепций и теорий процессов познавательной деятельности человека.
Практически ни одна наука, будь то математика, физика, логика ни в своих методах и теоретических структурах не зависят от психологии. Овладеть этими структурами возможно при непосредственном влиянии человека на предметы и явления, а изучить эти влияния и деятельность человека в развитии знаний может только психология.
Надлежащее место занимает психология в классификации наук, предложенной Б. Кедровым. Его схема представлена в виде треугольника, вершинами которого являются науки:
- Естественные;
- Социальные;
- Философские.
Имеющиеся между ними связи подчиняются следующим принципам:
- Субординации развития от низшего уровня к высшему уровню;
- Принцип объективности, расположение наук должно идти так, как предметы их исследования;
- Следование законам развития науки и знаний, выработанных ими.
Таким образом, получается, что внутри треугольника располагается психология и создает тесные связи с тремя группами наук. Уточняя положение психологии в схеме, Б. Кедров подчеркивает, что психология внутри треугольника располагается не симметрично вершинам, а ближе к философским наукам, потому что мышление, например, является предметом не только психологии, но еще и диалектики и логики.
Исследуя поведение и психику человека с точки зрения их биологической организации и внешней социальной среды, психология будет тесно сотрудничать с естественными и общественными науками.
Неразрывна связь психологии и медицины, по той простой причине, что многие заболевания имеют психологическое происхождение, и результаты психологических исследований могут оказать огромную помощь при их лечении. Следует назвать такую научную область как психиатрия, относящуюся к клинической медицине, раскрывающей причины и формы нарушения психической деятельности и особенности протекания психических заболеваний.
Большую возможность предоставляют психологии общественные науки, они помогают правильно подходить к пониманию психики и сознания человека с теоретической точки зрения. Психология ориентируется в первую очередь на философское учение о человеке.
Высшие психические функции человека в своем формировании опирались на такие исторические достижения цивилизации, как орудия труда и знаковые системы, поэтому психология опирается на данные истории общества и его культуры.
Сам термин «психологическая наука», предмет которой психологические явления, объединяет систему знаний. Это тот теоретический аспект, под которым данная наука рассматривает изучаемые ею объекты.
Психология стимулируется практикой, где ставятся свои цели и задачи, формулируемые как проблемы и конкретизируемые в темах исследования. В связи с этим появляется целый ряд частных наук и их отраслей. Отнести психологию к разряду только естественных или только общественных наук ничем не оправдано, поэтому сегодня всем уже ясно, что психология занимает промежуточное место между естественными и общественными науками.
Основные отрасли психологии
Психология сегодня – это разветвленная система наук. В этой системе много отраслей, которые представляют собой самостоятельно развивающиеся направления научных исследований.
В психологической науке выделяются сегодня фундаментальные науки, прикладные, общие и специальные.
Фундаментальные (или по-другому их называют базовые) отрасли психологии ставят перед собой цель – познание психики. Они имеют общее значение для понимания и объяснения психологии поведения людей. Фундаментальные отрасли психологии дают те знания, которые необходимы всем. Иногда эти знания объединяют термином «общая психология».
Вторая группа отраслей получила название прикладная психология. Они ставят и решают проблемы, важные для развития всех научных направлений без исключения. Знания прикладной психологии применяются в какой-то конкретной области – авиационной, космической, спортивной, инженерной и др.
Специальные отрасли психологии для своего изучения выделяют те вопросы, которые представляют особый интерес для познания.
Помимо фундаментальных, прикладных, специальных отраслей, выделяется еще практическая психология, цель которой заключается в применении психологических технологий в работе непосредственно с реальным клиентом и решение его психологических проблем. Основная деятельность специалистов в этой области связана с профилактикой и коррекцией.
Исследуя индивида, общая психология выделяет в нем познавательные процессы, которые охватывают ощущения, восприятие, внимание, память, мышление и речь. Благодаря этим процессам человек перерабатывает получаемую информацию о мире. Эти же процессы принимают участие в формировании и преобразовании знаний.
Дела и поступки людей определяются свойствами личности. К ним относятся эмоции, способности, мотивация, установки, темперамент, характер и воля.
Психология имеет тесную связь с общественными, естественными и техническими науками.
Основные разделы общей психологии
Современная психология отличается многоотраслевым характером. Психологические направления можно разделить на:
- общую психологию, которая изучает вопросы универсальных закономерностей функционирования психики;
- специальные направления психологии.
Важно отметить, что фундаментальные специальные направления психологии занимаются определенными аспектами психики. Речь идет о нейропсихологии, дифференциальной психологии, социальной психологии и др. Область работы междисциплинарных специальных направлений разворачивается в исследованиях в областях психологического знания и других наук. Речь идет о психофизиологии, психолингвистике, психогенетике.
Существует четыре ключевых раздела общей психологии:
- общетеоретическая психология, которая занимается вопросами возникновения и эволюционного развития психики, отличия психики человека от психики животного, культуры и психики, материального субстрата функционирования психики;
- психология познавательных процессов, которая содержит в себе психологию восприятий и ощущений, психологию памяти, психологию речи и мышления;
- психология регулятивных процессов, в которую входят психология мотивации и эмоций, психология воли, психология внимания;
- психология личности.
Применение теоретического аппарата общей психологии и использование в качестве основы ключевых закономерностей функционирования психики, которые сформулированы в ее рамках, свойственно для фундаментальной специальной отрасли психологии и междисциплинарных специальных отраслей психологии. Знания, которые были накоплены общей и психологией и изученные через призму проблематики фундаментальных специальных и междисциплинарных специальных направлений, применяются в практике в прикладных направлениях психологии.
Важно отметить, что последние служат источником новых фактов и проблем, стимулирующих приращение фундаментального знания, для общей психологии.
В отрасли психологической науки в основном формируются и быстро развиваются прикладные направления, относящиеся к максимально значимым областям жизни и сферам предметной деятельности людей. Каждый год общество все более нуждается в квалифицированных прикладных психологах, и определенные направления теоретических знаний начинают быть более разнообразными. Одна из задач профессиональной деятельности психологов – популяризация научных психологических знаний, рост психологической культуры населения.
Рассмотрим в виде схемы взаимодействие разных направлений психологической науки:
Рисунок 1. Взаимодействие направлений психологической науки
Фундаментальные специальные отрасли психологии
При классификации направлений фундаментальных специальных отраслей психологии учитывается анализ конкретных сторон, отвечающих за функционирование и развитие психики:
- нейропсихология, которая является отраслью психологии, направленной на изучение мозговых механизмов осуществления высших психических функций на основе материала локальных поражений головного мозга;
- в основе изучения патопсихологии лежат изменения психической деятельности во время патологических состояний, которые были вызваны соматическими или психическими болезнями;
- возрастной психологии свойственно изучение вопросов закономерностей и специфики психического развития во время онтогенеза человека, в период от рождения до смерти. Среди ее разделов выделяют детскую психологию, психологию подростка, психологию юности, психологию зрелости, геронтологию;
- дифференциальная психология является отраслью психологии, которая изучает ряд индивидуальных различий в психической деятельности;
- под социальной психологией понимается отрасль, которая изучает закономерности общения, деятельности и поведения людей, которые обусловлены их включением в разные социальные процессы и общности;
- психосемантикой является направление в психологии, которое изучает генезис, структуру и функционирование индивидуальной системы значений;
- под зоопсихологией понимается направление психологии, которая занимается вопросами эволюции и закономерностей функционирования психики животных;
- этнопсихология занимается изучением особенностей психики у представителей разных этнических групп.
Междисциплинарные специальные отрасли психологии
Среди междисциплинарных специальных направлений психологии выделяют:
- психофармакологию, под которой понимается направление в психологии, которое возникло на стыке психологии и фармакологии. Психофармакология занимается изучением воздействия на психику фармакологических средств. Особое место отводится психотропным препаратам;
- под психолингвистикой понимается направление в психологии, которое сформировалось на стыке лингвистики и психологии. Психолингвистика занимается вопросами обусловленности процессов мышления и речи структурой языка;
- психофизиология является направлением междисциплинарных исследований, появившееся на стыке нейрофизиологии и психологии, которое направлено на изучение вопросов психики в общности с ее нейрофизиологическими субстратами;
- под психогенетикой понимается область психологии, которая граничит с генетикой, основная задача которой заключается в определении роли генотипа (наследственности) во время создания индивидуальных психологических особенностей;
- психосоматика является направлением в психологии, которое появилось на пересечение медицины, занимающейся изучением вопросов воздействия психологических аспектов на появление и течение болезней;
- под исторической психологией понимается направление в психологии, задачей которого является реконструкция психики людей, которые жили в предшествующие эпохи. При этом используются знания из сферы культурологии, истории и этнографии.
Прикладные направления психологии
Среди прикладных направлений психологии выделяют следующие отрасли:
- психология спорта, которая представляет собой направление в психологии, которое занимается изучением ряда закономерностей функционирования психики человека во время его спортивной деятельности;
- под психологией рекламы понимается механизм влияния рекламных сообщений на поведение и психику потребителя;
- космическая психология является изучением вопросов закономерностей и явлений психической жизнедеятельности людей во время осуществления и подготовки космических полетов;
- юридическая психология является направлением в психологии, занимающимся явлениями и закономерностями психической жизни человека, которые связаны с использованием правовых норм и работой в правовой деятельности;
- медицинская психология занимается вопросами закономерностей и явлений психической жизни человека, которая связана с использованием медицинских манипуляций и нахождением в медицинских учреждениях;
- педагогическая психология заключается в изучении закономерностей усвоения человеком социального опыта во время учебно-воспитательной работы.
Современная психология развивается с каждым днем, открывает для себя новые направления профессиональной реализации. В связи с этим формируются новые направления прикладной психологии. В последнее время мир открыл для себя психологию массовых коммуникаций, психологию виртуальной реальности, политическую психологию и многие другие направления.
Преподаватель факультета психологии кафедры общей психологии. Кандидат психологических наук
Общая характеристика когнитивной психологии
С 60-х годов появляется когнитивная психология. В ее основе лежит информационный подход к психологическим аспектам деятельности, в которой рассматриваются вопросы:
- закономерные особенности познавательной деятельности;
- ее характеристики;
- приобретение знаний о закономерных особенностях психологического восприятия, мышления, распознавания образов, внимания, запоминания, хранения информации, воображения, формирования целей и подцелей деятельности;
- их применение.
Знания, которые касаются когнитивных процессов и механизмов формирования личности, помогают специалистам разных отраслей в правильном:
- распределении функций между человеком и компьютером;
- решении проблем формирования систем искусственного интеллекта и робототехники.
Также, стоит отметить, что данная проблематика касается и педагогики. Например, при изучении и разработке современных систем компьютерного образования появляются вопросы о правильности, адекватности соответствия характеристикам личностного восприятия данных и формирования структуры учебного материала.
Классификация основных областей психологии
В структуру когнитивной психологии входят следующие области:
- Взрослая психология;
- Зоопсихология;
- Дифференциальная;
- Психогенетика;
- Общая психология;
- Психология труда;
- Космическая;
- Патопсихология;
- Психотерапия;
- Социальная;
- Психология менеджмента;
- Творчества;
- Педагогическая;
- Психологическая.
Рисунок 1. Основные области психологии
Отрасли современной психологии
Учитывая вышесказанное, дадим описание 14 характеристикам отдельных областей психологии, акцентируя внимание, в первую очередь, на получение знаний и формирование личности.
- стабильностью и кризисом в жизни человека;
- степенью индивидуализации отдельных периодов развития личности;
- установлением эмоциональных, личностных, интеллектуальных, социальных норм и критериев для каждого возраста.
Для данной области наличие кризисов нормальное явление. Они часто появляются при смене статистических периодов развития личности. Например, кризисы, возникающие в подростковый период, связаны с неравномерным развитием и созреванием:
- определенных структур мозга;
- функций психики;
- обменных процессов.
Это может вызвать у человека:
- негатив к жизни;
- упрямство;
- эмоциональную нестабильность;
- быструю и частую смену увлечений;
- смену мотивации;
- депрессию;
- высокую и низкую самооценку.
- восприятия;
- памяти;
- интеллекта;
- навыков;
- инстинктов;
- и т.д.
Изучая, психолог должен избегать опасности отождествления действий и автоматического поведения животного с осознанным поведением человека.
- психологическое различие между отдельными определенными личностями;
- различие психологических проявлений у людей разных социальных, этнических, национально-культурных и т.д. групп.
Здесь изучается кросскультурные различия с точки зрения:
- морали;
- нравственности;
- норм поведения;
- способов общения;
- восприятия внешнего мира.
Приведем пример особенностей восприятия у людей разных национально-культурных групп: дети эскимосов обладают знаниями различия до 92 видов льда и снега, дети афроамериканских племен – до 100 видов съедобных кореньев.
- восприятие;
- мышление;
- темперамент;
- и т.д.
Специфическим являются методы сравнения психики:
- однозеготных близнецов в процессе их воспитания в одинаковых или разных социальных условиях;
- приемных детей, которые воспитываются в одной семье, но имеют разных биологических родителей.
- методов;
- теории;
- истории;
- общих закономерных особенностей формирования психики;
- общих функций психики;
- задач психологии.
- динамику работоспособности зависимую от разных условий;
- формирование профпригодности;
- профориентацию;
- отношения человека в коллективе.
- «пространственной напряженности», т.е. перемещение в пространстве;
- «сенсорного дефицита», т.е. длительное пребывание в замкнутом пространстве;
- малого коллектива (например, психологическая совместимость, распределение ролей и функций и т.д.)
- Психологическая область, где изучают отклонения психики и ее состояние при психических и соматических заболеваний.
- Психотерапия включает в себя оказание психологической помощи здоровым людям, у которых возникли некоторые затруднения. Способы, связанные с изменением состояния сознания и подсознания:
- выявление осознанных переживаний;
- выявление скрытых переживаний;
- выявление явных переживаний;
- выявление конфликтов.
- отношений внутри социальных слоев;
- отношений между социальными слоями;
- отношений лидера и коллектива;
- межкультурных влияний;
- формирования группового сознания при помощи СМИ;
- отношений авторитета формального и неформального лидера.
- интересы людей;
- личностные склонности;
- мотивация;
- интеллектуальные способности;
- творческие способности.
- грамотно подобрать кадры;
- разработать правильную систему вознаграждений.
Что в результате дает качественную продукцию и ее спрос.
- новых идей и устройств в науке, искусстве, технике;
- психологических особенностей деятельности человека в момент творчества.
- максимальное использование знаний;
- структуру мотивации учащихся;
- эмоциональную сферу учащихся;
- на интеллектуальные особенности учащихся;
- на творческие способности учащихся.
Часть I. Психология
Слово «психология» образовано из греческих слов «психе» (душа) и «логос» (учение, наука). Теоретические истоки психологии как отдельной области знаний возникли в древнегреческой философии более 2 тыс. лет назад. Великий философ античности Аристотель в трактате «О душе» выделил психологию как самостоятельную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. В 1590 году немецкий врач, психолог, философ Рудольф Гоклениус впервые употребил термин «психология» для обозначения науки о душе в названии своего труда «Психология, т. о совершенстве человека, о душе и прежде всего о возникновении ее». Но общепризнанным термин «психология» становится лишь в XVIII в. после появления работ немецкого философа Христиана Вольфа «Эмпирическая психология», «Рациональная психология», которые стали первыми учебниками по психологии. Экспериментальные, строго научные исследования человеческой психики начались 150 лет назад, когда немецкий ученый Вильгельм Вундт создал первую экспериментальную психологическую лабораторию. С этого времени принято вести отсчет истории психологии как самостоятельной экспериментальной науки.
Психология выступает как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. Объектом психологии является психика как явление природы, частным случаем которого выступает психика животного, психика человека.
В современной психологии основным объектом психологии является человек как субъект, включенный во множество отношений с физическим, биологическим и социальным мирами и выступающий как субъект деятельности, познания, общения.
Психология – это наука о психической жизни отдельного человека и всех людей вместе, опирающаяся на строгие экспериментальные факты, измерения и теории. Психология изучает внутренний мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком, а также его поведение. Таким образом, психологию определяют как научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение получаемых знаний.
Задачи психологии в основном сводятся к следующему:
– научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;
– научиться управлять ими;
– использовать полученные знания с целью повышения эффективности деятельности людей в различных отраслях практики, а также с целью повышения психического здоровья, удовлетворенности и счастья людей в их повседневной жизнедеятельности.
Сфера психологической науки сейчас представляет собой весьма разветвленную систему теоретических и прикладных дисциплин, развивающихся на границах со многими науками о природе, обществе и человеке. Различные авторы насчитывают не менее 100 отраслей психологии.
Ядром современной психологии является общая психология, которая изучает наиболее общие законы, закономерности и механизмы психики, включает теоретические концепции и экспериментальные исследования. Традиционно в качестве отраслей психологии выделяют социальную, возрастную, инженерную психологию, психологию труда, клиническую психологию и психофизиологию, дифференциальную психологию. Особенности психики животных изучает зоопсихология.
Психика человека изучается следующими отраслями психологии:
генетическая — изучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа;
дифференциальная — изучает индивидуальные различия в психике людей, предпосылки их возникновения и процесс формирования;
возрастная — изучает закономерности развития психики нормального здорового человека, психологические особенности и закономерности, присущие каждому возрастному периоду, от младенчества до старости, и в связи с этим делится на детскую психологию, психологию юности и зрелого возраста, психологию старости (геронтопсихологию);
детская — изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека, условия ускорения развития;
педагогическая — изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания;
социальная — изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей).
Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности.
Психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков.
Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники.
Авиационная, космическая психология анализирует психологические особенности деятельности летчика, космонавта.
Медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии. В рамки клинической психологии, изучающей проявления и причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека, а также происходящие во время различных болезней психические изменения, как обособленный раздел входит патопсихология, которая изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии.
Предметом изучения юридической психологии являются психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу и т. ), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника. Военная психология изучает поведение человека в условиях боевых действий.
Дискуссионной областью является парапсихология, которая изучает проявления и механизмы возникновения необычных – паранормальных – способностей человека, таких как телепатия, ясновидение, телекинез и пр.
Таким образом, для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значительную разветвленность на от дельные отрасли, которые нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования — факты, закономерности, механизмы психики. Дифференциация психологии дополняется встречным процессом интеграции, в результате которой происходит стыковка психологии со всеми науками (через инженерную психологию – с техническими науками, через педагогическую психологию – с педагогикой, через социальную психологию – с общественными и социальными науками и т. Психология тесно связана с социальными (общественными) науками, изучающими поведение людей. Психология, социальная психология, социология, политология, экономика, а также антропология, этнография относятся к социальным наукам. Примыкает к ним группа других родственных дисциплин: философия, история, культурология, искусствознание, литературоведение, педагогика, эстетика – их относят к гуманитарным наукам. Наиболее глубокие связи существуют между психологией и педагогикой. Одновременно психология тесно связана с естественными науками, прежде всего с физиологией, биологией, физикой, биохимией, медициной, математикой. Отсюда возникают смежные области: психофизиология, психофизика, бионика, медицинская психология, нейропсихология, патопсихология и т. Психология выполняет миссию объединения естественных и общественных наук в изучении человека в одну концепцию.
В практической психологии важная область – психологическое консультирование по самым различным проблемам: неустроенность личной жизни и неурядицы в семье, проблемы взаимоотношений супругов, родителей и детей, отклонения в развитии детей, трудности в учебе в школе или в вузе, трудности на работе, выбор профессии, конфликты с коллегами и руководством и т.
Следующая область практической психологии – это психологическая коррекция и психотерапия, направленные на оказание психологической помощи клиенту по нейтрализации и устранению причин его отклонений, нарушений в поведении, общении, интерпретации событий и информации.
Канадский психолог Ж. Годфруа выделяет следующие специальности психологов-практиков: клинический психолог, школьный психолог, промышленный психолог, педагогический психолог, психолог-эргономист, психолог-консультант.