В чем заключается ведущая деятельность

Ведущая деятельность в раннем возрасте

В раннем возрасте, после насыщения мотивационного компонента эмоциональным общением, ведущей деятельностью ребенка выделяют предметно-манипулятивную. Основная задача – научиться взаимодействию с интересующими предметами, что может происходить при повторении действий взрослого, а также при изобретении своих новых, порой оригинальных и не практичных способов использования. Возможны попытки набрать песок в ведро не лопаткой, а ситечком, или расчесаться помадой и т. Развитие происходит лучше, если ребенок осваивает максимально много интересующих его действий (обычно путем многократного повторения), а также изобретает большое количество способов использования предмета.

Чем больше простых действий ребенок отработает путем повторения за родителями, чем детальнее он исследует предмет, тем лучше сформируется его личное представление. Количество предметов должно увеличиваться после того, как один изучен полностью, т. тут действует принцип интенсивного и глубокого изучения одного предмета, вместо поверхностного ознакомления со множеством вещей. Часто это сводится к повторению действия огромное количество раз, без окончательного смысла (катание машинки, протирание тряпочкой всех поверхностей независимо от загрязнения и т. С точки зрения взрослых, данные повторения могут быть бессмысленными, но именно они стимулирует мышление ребенка и поиск новых решений.

Взаимодействие различными способами, а не теоретическое знакомство с предметом позволяет ребенку хорошо его запомнить, составить о нем собственное представление, уметь произнести его название и множество других базовых вещей. Если ребенку просто показывать новый предмет, называть его название и показать, как с ним обращаться, то о запоминании названия речь вообще не идет, а манипуляции будут носить познавательный характер.

Манипулятивная деятельность находит свою реализацию в домашних делах. Позволяя малышу помогать в таких занятиях, как мытье полов, полив цветов, готовка ужина, вырезание печенек и т. , родители одновременно знакомят его со всеми бытовыми предметами, позволяют в интересной форме научиться взаимодействию с ними. Кроме того, вовлечение в домашнюю деятельность, как привычного уклада жизни, поможет смягчить кризис трехлетия, когда остро становится вопрос своего места в мире и социальной важности.

Использование специальных игр также помогает развивать данные функции, но их использование должно быть вспомогательным инструментом. Развитие ребенка в специальных, искусственных условиях погружает его в вымышленный мир, а научения взаимодействию с реальностью не происходит. Такие дети могут отлично ориентироваться в перемещении фишек, но оказаться абсолютно беспомощными перед завязыванием шнурков. Так что, оставляя бытовые дела на активную фазу дня ребенка и вовлекая его в процесс, родители оказывают ему большую заботу, чем стремлением переделать всю уборку за время детского сна.

Важным правилом является принятие ошибок и позволение ребенку их допускать и учиться на них. Пусть при мытье посуды тарелка падает, потому что мыльная и скользкая, пусть это будет шестая разбитая тарелка, но на седьмой он поймет и все получится. Если же родители не понимают происходящего процесса, то можно встретить нетерпение и отстранение ребенка от выбранной деятельности. Так происходит остановка формирования навыка, фрустрируется потребность в развитии, снижается самооценка ребенка и исчезает мотивация.

В период раннего возраста значима предметная игра. Она не является ведущим видом деятельности, но очень важна для развития ребенка. Малыш активно пытается знакомые предметы опробовать в новых для них условиях. Он одинаково увлеченно кормит с ложки всех подряд: маму, машинку, лошадку, куклу. А ложкой может быть обычная палочка от мороженого. Она же спустя пять минут станет расческой, или градусником для больного. Любая баночка может превратиться в лодку, чайную чашку. В итоге все понарошку пьют чай из этой чашки, где в воображаемой воде помешивают воображаемой палочкой-ложкой такой же воображаемый сахар. Именно так, посредством предметной игры, карапуз учится логике действий.

Еще термины по предмету «Медицина»

промежутки между зрительными (фоторецепторными) клетками сетчатки вблизи ее зубчатого края, заполненные лимфой.

Питание через гастростому

начинают на второй день после операции.

Сальтаторный механизм передачи нервного импульса

(лат. saltatorius — скачущий, скачкообразный от saltare — танцевать) Механизм передачи нервного импульса по миепиновому нервному волокну, состоящий в том, что передача его осуществляется в виде своеобразных скачков, прыжков от одного перехвата Ранвье к другому. Это приводит к тому, что скорость проведения нервного импульса по миелиновым нервным волокнам резко увеличивается и составляет в зависимости от толщины волокна от 10 до 120 м/сек. Такая скорость обеспечивается следующим. Хотя в проведении нервного импульса ведущая роль принадлежит аксолемме, миелиновая оболочка, действуя наподобие аккумулятора, способствует накоплению электрического заряда. Поскольку в области перехвата Ранвье миелин отсуствует, здесь происходит концентрация заряда, при достижении которым определенного уровня происходит перебрасывание его на соседний перехват и далее на другие.

Похожие

Смотреть больше терминов

Научные статьи на тему «Ведущая деятельность»

Статья от экспертов

К вопросу о ведущем мотиве инновационной деятельности

Отражены первые результаты экспериментального исследования, направленного на выявление психологической структуры инновационной деятельности. Выявлен один из компонентов психологической структуры ведущий мотив инновационной деятельности. Проведено сравнение ведущего мотива инновационной деятельности с мотивами экономической и учебной деятельностей. Поставлены гипотезы дальнейшего исследования.

Игра как ведущий вид деятельности дошкольника

В данной статье рассматривается игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте, особенности игры в разных периодах, а также развитие личности в игре.

Для старшего дошкольника наступает пора самого сложного вида ведущей деятельности в детстве – сюжетно-ролевой игры. Ее особенность и одновременно сложность: участниками становятся уже несколько детей. Они не только отображают взаимоотношения в сюжете игры, но и в реальности обучаются им. Бывает так, что из игры вырастает конфликт, поэтому ребятам приходится учиться распределять и сменять роли, помогать друг другу, делиться, доказывать свою правоту. На этом этапе ведущая деятельность в дошкольном возрасте формирует деловые качества человека, ведь надо суметь договориться с другими, уступить или настоять на своем.

Все ближе подходит пограничный возраст дошкольного детства, сюжетно-ролевая игра становится все более отвлеченной от окружающей обстановки: ребята, пользуясь воображением, отправляются в космос, спасают людей на необитаемом острове, тушат пожары и т. Им приходится устанавливать правила более жесткие, требующие детального и четкого исполнения.

Постоянно усложняющиеся виды игры требуют присутствия и внимания взрослых, которые должны будут руководить ею. Нет, менторские указания раздавать ни в коем случае не следует. Основная роль папы, мамы, воспитателя заключается в том, чтобы обеспечить пищей воображение детей. Необходимо ребят водить на экскурсии, побольше рассказывать, читать с ними и обсуждать все, что они узнали и пережили. На основе свежих впечатлений у дошколят рождаются новые сюжеты для игр. Задача взрослых – конкретизировать персонажей, уточнить их роли, включая реплики и особенности поведения. Старшим, не обращая внимания на свой возраст, следует подключаться к игре, делиться идеями, предлагать образцы поведения и реплик. Необходимо поддерживать инициативу детей, передавать им демонстрируемые роли. Лишь тогда игра, как и любой другой вид ведущей деятельности, будет полезна и сыграет свою важную роль в развитии ребенка, формируя необходимые новообразования в психике дошкольника, готовя его к следующему этапу жизни.

Концепция ведущей деятельности

Основное положение концепции ведущей деятельности можно сформулировать в виде закона ведущей деятельности. Данный закон заключается в том, что существует соответствия между стадией психического развития и определенным видом ведущей деятельности. В процессе каждого возрастного этапа происходит становление определенного типа ведущей деятельности. При этом формирование его осуществляется под контролем взрослых на этапе обучения и воспитания. Однако возникновение нового вида ведущей деятельности совсем не означает, что та ведущая деятельность, которая была на предшествующем этапе отходит на второй план.

Различные периоды психического развития характеризуются целым комплексом различных видов деятельности, однако в этом комплексе именно ведущая деятельность играет особую роль, определяя появление главных изменений в психическом развитии на каждом возрастном этапе.

Изначально концепция ведущей деятельности была разработана для возрастного периода, который изучается в пределах детской психологии. Однако в последнее время данная концепция получила некоторые критические замечания. Область критики довольно обширна вплоть до отрицания основных положений, включая принцип выделения ведущих видов деятельности относительно разных этапов психического развития. Например, А. Петровский считает, что концепцию ведущей деятельности нельзя применить к процессу развития личности в целом. В частности, ее можно применить только к процессу развития психики, а точнее, ее когнитивного компонента. При этом понимание автора того момента, что развитие личности осуществляется в деятельности и в качестве главного фактора выступает деятельностно-опосредствованный тип взаимоотношений, находится в компетенции обычного деятельностного подхода. Данный момент в свою очередь не вступает в противоречие с концепцией ведущей деятельности.

Ведущая деятельность раннего возраста

В младенческом возрасте ведущая деятельность сформировала психологические свойства ребенка, которые позволили ему перейти на более высокий уровень развит

Теперь определяющими становятся предметно-манипулятивные действия,  с помощью  которых малыши познают окружающий мир, наполненный множеством разнообразных предметов. Весь этот процесс проходит под пристальным вниманием взрослых.

Особенность раннего возраста заключается в определенном разделении линий развития психики мальчиков и девочек. Для мальчиков достаточно значимой становится предметно-орудийная деятельность, а для девочек – коммуникативная. Это происходит из-за специфики общения с ними: культурные образцы отношений в обществе ориентируют мальчиков и девочек на отличные друг от друга типы деятельности. Поэтому у первых сильнее развито абстрактное мышление, а у вторых – социальное.

Ведущая деятельность в раннем возрасте формирует у малышей обоих полов следующие психологические новообразования:

  • узнавание с воспроизведением;
  • развитие активной речи;
  • формирование непроизвольного внимания;
  • становление Я-концепции (Я – сам).

Ребенок требует большего доверия и предоставления ему значительной доли самостоятельности.

Виды ведущей деятельности

Современные представления об особенностях развития психики человека в онтогенезе позволяют выделить следующие виды ведущей деятельности:

  • непосредственно-эмоциональный вид общения младенца с близким взрослым;
  • предметно-манипулятивный вид деятельности, который характерен для периода раннего детства. Процесс выполнения данного вида деятельности способствует усвоению ребенком исторически сложившихся способов действий с определенными предметами;
  • сюжетно-ролевая игра, которая свойственна для дошкольного возраста;
  • учебная деятельность, свойственная для школьного периода;
  • интимно-личностный тип общения подростков;
  • профессионально-учебный вид деятельности, характерный для этапа ранней юности.

Каждый из видов отличается своими специфическими особенностями и характерен для определенного этапа развития человека.

Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте

Вступление в этот возраст характеризуется сменой стиля жизни и освоением принципиально новой деятельности – учебной. Нахождение ребенка в школе закладывает новые теоретические знания и формирует социальный статус, развивает взаимодействие с людьми, что и определяет собственное место ребенка в этой иерархии взаимодействия. Помимо кардинальных изменений условий и образа жизни, сложности для ребенка заключаются в физиологических изменениях и ослаблении нервной системы. В растущем организме происходит дисгармония развития, когда на данном этапе преобладает быстрый физический рост и большая часть ресурсов организма тратится на это. Проблематика нервной системы может проявляться повышенной возбудимостью, двигательной активностью, беспокойством и быстрой утомляемостью. Происходит увеличение словарного запаса, возможно придумывание собственного языка.

В учении происходит усвоение не только теоретических знаний и опыта предыдущих поколений, но также и систем контроля, оценки и дисциплины. Через учебную деятельность происходит взаимодействие с обществом, формируются основные личностные качества ребенка, смысловые ориентиры, ценностные предпочтения.

Усваиваемые знания теперь представляют теоретический опыт накопленный поколениями, а не непосредственное предметное изучение предмета. Ребенок не может изменить использование предмета, ход биологических реакций, историю, физические процессы, но при взаимодействии со знаниями об этом, он изменяет себя. Никакая иная деятельность, кроме учебной, не ставит объектом изменения самого человека. Так происходит развитие внутренних качеств и процессов. На данном этапе познавательная задача еще определяется учителем, происходит направление внимания. На следующих этапах, ребенок научается самостоятельному поиску смыслов и выделению необходимостей.

Учебная деятельность проявляется, как самоизменения и умение замечать эти изменения. Тут начинает развиваться рефлексия, объективность оценки своих умений и потребностей, соответствия имеющихся знаний поставленной задаче. Формируется способность к регулировке своего поведения относительно общественных норм, а не только собственных потребностей.

Происходит научение в построении межличностных отношений с представителями различных категорий. Так, взаимодействия и дружеские отношения со сверстниками формируются не по интересующим личностным качествам, а внешними обстоятельствами. Школьным другом становится тот, кто сидит на соседней парте или стоит рядом на физкультуре. Помимо равного общения, формируется стиль взаимодействия со взрослыми, который на данный момент еще также обезличен. Ребенок учится подчиняться иерархии, а отношения с учителем оцениваются через призму успеваемости.

На этапе дошкольного детства развитие происходит в ситуации познания человеческих отношений под влиянием все более возрастающей потребности их имитировать. Поэтому ведущей для малышей   становится игровая деятельность. К концу возрастного периода она формирует очень важные новообразования в психике дошкольника:

  • зачатки произвольной памяти;
  • эмоциональная регуляция поведения.

Все они имеют крайне важное значение для дальнейшего становления полноценной личности человека. Такое большое количество новообразований появляется в процессе последовательной смены видов игровой деятельности на протяжении 4 лет.

Предмет:
Медицина

👍 Проверено Автор24

деятельность, определяющая характер психического развития на том или ином этапе детства. Деятельность, с которой на данном этапе развития онтогенеза связано возникновение важнейших психических новообразований.

Ведущий вид деятельности в раннем детстве

В период раннего детства в качестве ведущего вида деятельности выступает предметная деятельность, оказывающая влияние не только на психическое развитие ребенка, но и на его отношения со взрослыми.

В раннем детстве предметы становятся для малыша не просто объектом, а вещью, имеющей определенное предназначение и определенный способ употребления. Ребенок стремится овладеть все новыми и новыми действиями предмета, а роль взрослого в данном случае заключается в наставничестве, сотрудничестве, помощи в затруднительных ситуациях.

Совершая манипуляции с предметом в конце младенческого возраста и в начале раннего детства, ребенок никогда не сможет понять его функции. Объяснить, для чего нужна та или иная вещь, может только взрослый. Однако усвоение назначения предмета не гарантирует, что ребенок станет употреблять его только по назначению, но важно то, что он будет знать, как, когда и где это следует делать. Можно выделить три основные фазы в развитии взаимосвязи между действием и предметом:

  • С предметом можно выполнять любые действия;
  • Предмет может применяться только по его назначению;
  • С предметом могут осуществляться различные действия, но только если ребенку известно его основное назначение.

Линия развития ориентации в системе свойств объекта и действий с ними проходит ряд этапов:

  • Первый этап связан с неспецифическим использованием орудий, то есть происходят манипуляции с предметами. Также здесь возможно использование предмета еще до того, как в сознании будут сформированы способы его применения. В качестве примера можно привести использование ложки, когда ребенок уже понимает для чего она нужна, однако неправильно держит ее в процессе питания. В это время происходит овладение специфическими формами употребления предметов;
  • На втором этапе у ребенка можно заметить использование определенных действий в неизвестной ему ситуации. Можно выделить два типа переноса в это время. Первый связан с переносом действия с одного предмета на другой из-за обобщения его функции. Например, когда ребенок уже умеет пить из кружки, он может начать пить и из стакана. Второй перенос обусловлен переносом действия в зависимости от ситуации, то есть ребенок использует один и тот же предмет, но в разных ситуациях. В качестве примера можно привести ситуацию, когда ребенок старается обуть свою игрушку после того, как сам научился обуваться;
  • Последний, третий этап, связан с формирование игровых действий. В это время взрослый человек уже не объясняет ребенку каким образом ему нужно использовать тот или иной предмет и как нужно играть.

Со временем ребенок начинает сравнивать свойства предметов и операции, которые лучше всего подходят для них.

Для психического развития детей в этот период важными являются соотносящие и орудийные действия. Первые можно объяснить, как использование нескольких предметов в определенных пространственных взаимодействиях. Примером выступают различные сборно-разборные игрушки. Орудийные действия связаны с использованием одного предмета для оказания воздействия на другие. Ученые установили, что именно орудийные действия оказывают влияние на развитие интеллекта у детей, а предметные, как правило, позволяют определить степень их обучаемости, открытость в общении со взрослыми и т.

Понятие ведущей деятельности

Впервые термин «ведущая деятельность» был выдвинут А. Леонтьевым с целью обозначения деятельности, которая определяет появление главных психических новообразований. В пределах ведущей деятельности осуществляется подготовка, формирование и разделение других видов деятельности.

В дальнейшем понятие ведущей деятельности было использовано Д. Элькониным с целью построения периодизации процесса развития психики, которая была основана на поочередной смене типов ведущей деятельности в конкретном возрастном периоде. В целом можно выделить два подхода трактовки понятия ведущей деятельности: педагогический и психологический.

Согласно педагогическому подходу к проблеме ведущей деятельности, необходимо выделять ведущую деятельность, посредством которой формируются общественно значимые психические новообразования. С точки зрения разработчиков психологического подхода следует различать ведущую деятельность, которая определяет формирование ценных психических новообразований.

Социальная ситуация развития детей раннего возраста

Одним из главных достижений двухлетнего ребенка является ходьба. Она позволяет ему стать более самостоятельным и предоставляет больше возможностей для изучения окружающего пространства. Как правило, к трехлетнему возрасту координация движений ребенка становится гораздо лучше, они могут осуществлять различные сложные действия. В этот период ребенок уже может самостоятельно умываться, забираться на различные предметы, чтобы что-то достать, прыгает и т. Иными словами, в этом возрасте ребенок уже достаточно хорошо чувствует ритм движений.

В младенческом возрасте у детей проявляются некоторые новообразования, которые в дальнейшем приводят к изменению отношений между ними и взрослыми. Результатом является формирование новой социальной ситуации: появляется совместная деятельность между ребенком и взрослым, которая со временем становится предметной. Сущность такой деятельности заключается в том, что ребенок усваивает выработанные в обществе способы использования тех или иных предметов. Иными словами, ребенок учится у взрослого каким образом можно использовать окружающие предметы. Взрослый человек, в свою очередь, должен объяснить ему для чего такие предметы необходимы и каким образом ими можно воспользоваться.

Таким образом, в раннем детстве у ребенка социальная ситуация развития представляет собой триаду: «Ребенок – предмет – взрослый», причем наиболее важным для детей является предмет.

В качестве примера можно привести процесс игры у детей. Если понаблюдать за ними, то можно заметить, что дети, играющие с какой-либо игрушкой (машинка, кукла и т. ), постоянно смотрят на нее. Часто при этом у наблюдающего возникает ощущение, что помимо этого предмета ребенка больше ничего не интересует, так как все его внимание целиком и полностью принадлежит этой игрушке. Однако это не является верным. Именно взрослый должен научить ребенка использовать различные предметы в своей жизни.

Таким образом, в период раннего детства деятельность ребенка становится предметной, поскольку весь ее смысл заключен в каком-то предмете, а также способе его использования. Общение ребенка также становится связанным с организацией предметной деятельности. Как правило, это позволяет ему развиваться интенсивно и довольно быстро из формы организации деятельности оно становится речевым. Следует отметить, что такое общение является не только эмоциональным, но и ситуативно-деловым, так как оно опосредовано словом, которое обладает предметной отнесенностью.

Ведущая деятельность детей от рождения до года

Начало жизни новорожденного характеризуется тем, что он полностью зависит от матери или лица, ее заменяющего. В полном смысле своего значения ведущий вид деятельности от 0 до 2 месяцев еще не определяется. Начиная со второго периода (с 2 до 12 месяцев) для малыша таковым становится непосредственное эмоциональное общение с самым родным человеком – мамой. Оно позволяет сформироваться не присущим ранее младенцу новообразованиям в психике:

  • разделение ощущений и эмоциональных состояний;
  • зачатки наглядно-действенного мышления;

Ведущая деятельность младенческого возраста формирует центральное,  главнейшее новообразование, определяющее переход к следующему этапу развития, – все более возрастающую потребность в общении с окружающими взрослыми.

Предмет:
Теория игр

деятельность, в наибольшей степени способствующая психическому развитию ребенка в данный период его жизни и ведущая развитие за собой.

Научные статьи на тему «Ведущий вид деятельности»

В статье показано, что в процессе решения задач построения отношений с другими людьми в подростковом возрасте происходит ориентация не только на объективные условия деятельности, но и на собственные качества. Эмпирически установлено, что представление об индивидуально-психологических особенностях становится поворотным пунктом психического развития в данном возрасте, поскольку задаёт формирование способности к саморегуляции.

Оцените статью
Добавить комментарий