Урунтаева г а

Укажите регион, чтобы мы точнее рассчитали условия доставки

Начните вводить название города, страны, индекс, а мы подскажем

Например: 
Москва,
Санкт-Петербург,
Новосибирск,
Екатеринбург,
Нижний Новгород,
Краснодар,
Челябинск,
Кемерово,
Тюмень,
Красноярск,
Казань,
Пермь,
Ростов-на-Дону,
Самара,
Омск

Из фондов Музея истории народного образования МГПУ

УРУНТАЕВА Галина Анатольевна,
вузовский педагог, доктор психологических наук (2003), профессор, действительный чл. АПСН РФ (1998), Заслуженный работник высшей школы РФ, Почетный работник высшего профессионального образования РФ. Род. 1952 в г. Кандалакша. Окончила факультет психологии МГУ им. Ломоносова (1975). В 1975–1980 — преподаватель Орловского педагогического института. С 1980 — в МГПУ: старший преподаватель, зав. кафедрой дошкольной педагогики и психологии (1992–1995), зав. кафедрой психологии (с 1995). Автор более 100 научных работ по вопросам дошкольной психологии, в т. учебных пособий «Дошкольная психология» (1996), «Диагностика психологических особенностей дошкольника» (1996), хрестоматии «Психология дошкольника» (2000), монографии «Психология изучения дошкольника воспитателем (история проблемы)» (2002) и др. , изданных в Москве. Учебно-методический комплект У. по дошкольной психологии для учащихся педагогических колледжей и училищ получил 1 место и диплом 1 степени на конкурсе научных проектов 1997–1998 Северо‑Западного отделения РАО «Обновление образования Северо‑Запада: поиск путей на рубеже веков». Инициатор издания и главный редактор регионального журнала «Наука и образование».

Урунтаева Г. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 5-е изд. , стереотип. — М. : Издательский центр «Академия», 2001. — 336 с.

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

ГЛАВА 1. Предмет детской психологии

§ 1. Основные закономерности психического развития

§ 2. Психическое развитие как усвоение общественно-исторического опыта

ГЛАВА 2. Принципы и методы детской психологии

§ 1. Принципы изучения психики ребенка

§ 2. Методы детской психологии

§ 3. Как воспитателю изучать психические особенности ребенка

ГЛАВА 3. Общая характеристика психического развития ребенка от рождения до 7 лет

§ 1. Особенности психического развития в раннем возрасте

§ 2. Психическое развитие ребенка первого года жизни

§ 3. Психическое развитие ребенка от 1 года до 3 лет

§ 4. Психическое развитие ребенка от 3 до 7 лет

РАЗДЕЛ II. РАЗВИТИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

ГЛАВА 4. Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте

§ 1. Развитие бытовой деятельности в младенчестве

§ 2. Развитие бытовой деятельности в раннем детстве

§ 3. Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте

ГЛАВА 5. Развитие трудовой деятельности в дошкольном возрасте

§ 1. Развитие предпосылок трудовой деятельности в раннем детстве

§ 2. Развитие трудовой деятельности в дошкольном возрасте

§ 1. Развитие игры в младенчестве и раннем детстве

§ 2. Характеристика сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте

§ 3. Характеристика других видов игровой деятельности дошкольника

§ 4. Роль игрушки в психическом развитии ребенка

ГЛАВА 7. Развитие продуктивных видов деятельности в дошкольном возрасте

§ 1. Развитие изобразительной деятельности в дошкольном возрасте

§ 2. Развитие конструктивной деятельности в дошкольном возрасте

ГЛАВА 8. Развитие общения дошкольников со взрослыми и сверстниками

§ 1. Развитие общения дошкольников со взрослыми

§ 2. Отношение дошкольников к личности воспитателя

§ 3. Развитие общения дошкольников со сверстниками

РАЗДЕЛ III. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДОШКОЛЬНИКА

ГЛАВА 9. Развитие внимания в дошкольном возрасте

§ 1. Функции и виды внимания

§ 2. Развитие внимания в младенчестве

§ 3. Развитие внимания в раннем детстве

§ 4. Развитие внимания в дошкольном возрасте

§ 5. Руководство развитием внимания

ГЛАВА 10. Развитие речи в дошкольном возрасте

§ 1. Развитие речи в младенчестве

§ 2. Развитие речи в раннем детстве

§ 3. Развитие речи в дошкольном возрасте

ГЛАВА 11. Сенсорное развитие в дошкольном возрасте

§ 1. Сенсорное развитие в младенчестве

§ 2. Сенсорное развитие в раннем детстве

§ 3. Сенсорное развитие в дошкольном возрасте

ГЛАВА 12. Развитие памяти в дошкольном возрасте

§ 1. Развитие памяти в младенчестве

§ 2. Развитие памяти в раннем детстве

§ 3. Развитие памяти в дошкольном возрасте

§ 4. Руководство развитием памяти

ГЛАВА 13. Развитие воображения в дошкольном возрасте

§ 1. Развитие воображения в раннем детстве

§ 2. Развитие воображения в дошкольном возрасте

§ 3. Руководство развитием воображения

Урунтаева
ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
6-е издание
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ACADEMA

ПРЕДИСЛОВИЕ
Дошкольное детство — первый период психического развития ребенка и поэтому самый ответственный. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности. Именно в этом возрасте педагог находится с ребенком в самых близких отношениях, принимает в его развитии самое деятельное участие. А значит, наряду с педагогикой и частными методиками курс детской психологии является одним из основных в подготовке воспитателей дошкольных учреждений. Данный учебник предназначен учащимся педагогических училищ, колледжей и студентам вузов. Его цель — раскрыть основные закономерности психического развития, показать главные приобретения ребенка от рождения до поступления в школу. В основу учебника положен сложившийся в отечественной детской психологии подход к проблеме психического развития как к усвоению общественно-исторического опыта. При отборе материала мы опирались на фундаментальные положения отечественной психологии, разработанные Л. Выготским, А. Леонтьевым, А. Запорожцем, Д. Элькониным, С. Рубинштейном, Л. Вен-гером, Л.

Божович, А. Люблинской, М. Лисиной и др. , поскольку на этих положениях строилась и строится система дошкольного образования. Учебник состоит из четырех разделов. В разделе I рассматриваются предмет детской психологии, принципы и методы психологического изучения ребенка. В разделах II — IV показываются преобразования в главных сферах психики дошкольника: деятельности, познавательных процессах и личности. Мы не ограничились рассмотрением психического развития Ребенка только в возрасте трех—семи лет. В каждом разделе немаловажное место занимают периоды младенчества и раннего детства. Это вызвано следующими обстоятельствами. Во-первых, воспитателю необходимо иметь представление о развитии ребенка на более ранних возрастных этапах, чтобы понять логику, закономерности становления психических процессов, свойств и качеств личности в дальнейшем. Во-вторых, без учета психических особенностей, присущих младенцу и преддошкольнику, воспитатель
3
не сможет спроектировать их последующее психическое развитие. В-третьих, материал, касающийся формирования психики ребенка в младенчестве и раннем возрасте, необходим тем специалистам-воспитателям, которые будут работать в ясельных группах детских садов и домах ребенка. Отбирая и анализируя материал, мы исходили из его ценности и значимости для педагогической деятельности. Поэтому в каждой сфере психического развития мы выделили основные показатели, которые могут использоваться при постановке целей диагностики, для контроля за его ходом и. при формулировании задач воспитания. Для того чтобы связать психологические знания с педагогической практикой, мы рассмотрели некоторые принципы руководства тем или иным психическим процессом или функцией, например волей, самосознанием, памятью, вниманием, воображением и пр. Изложение материала в учебнике сопровождается примерами, которые описывают разнообразные ситуации из жизни детей.

Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (профиль «дошкольное образование», квалификация «бакалавр»). Учебник посвящен проблемам психического развития детей раннего и дошкольного возраста в нем излагаются базисные представления об особенностях умственного развития дошкольника, освоения им разнообразных видов деятельности. Для студентов учреждений высшего профессионального образования. Также может быть полезен практическим психологам,воспитателям детских садов и всем, кто интересуется вопросами психологии дошкольника, становления его личности.

Предмет детской психологии, ее связь с другими науками.

Детская психология, наряду с другими науками (педагогикой, физиологией, педиатрией и пр. изучает ребенка, но имеет свои особый предмет,в качестве которого выступает психическое развитие па протяжении детства, т. первых семи лет жизни — от рождения до поступления в школу. в этот довольно короткий отрезок времени психическое развитие идет как никогда бурно и стремительно. Ребенок представляет собой постоянно меняющееся существо, причем, чем он младше, тем более интенсивны и значительны происходящие в нем изменения, как количественные, так и качественные.

Детскую психологию интересуют факты детского развития, отличительные признаки каждого периода, типичные для большинства детей этого возраста, и их психологическое содержание. Кроме того, детская психология анализирует закономерности и механизмы перехода от одной возрастной стадии к другой, поскольку наблюдаемые на разных этапах дошкольного детства изменения в психике ребенка имеют не случайный,а закономерный характер. Специфика изучения ребенка детской психологией состоит в том, что исследуются не столько психические процессы и качества сами по себе, сколько законы их возникновения и становления.

Следует различать понятия «рост», «созревание», «развитие». Рост как отдельный аспект развития представляет собой количественное изменение или усовершенствование какой-либо функции, например, изменение высоты и массы тела, увеличение запаса слов, освоение навыка ходьбы или произношения.

Предисловие. Раздел I. Общие вопросы детской психологии. Глава 1. Предмет и методв1 детской психологии. Глава 2. Закономерности психического развития. Раздел II. Психическое развитие в младенчестве и раннем детстве. 44Глава 3. Психическое развитие в младенчестве. Глава 4. Психическое развитие ребенка в раннем детстве. Раздел III. Развитие деятельности дошкольника. Глава 5. Характеристика игровой деятельности. Глава 6. Развитие общения дошкольников со взрослыми и сверстниками. Глава 7. Развитие продуктивных видов деятельности. Глава 8. Развитие бытовой и трудовой деятельности. Раздел IV. Умственное развитие дошкольника. Глава 9. Развитие речи. Глава 10. Сенсорное развитие. Глава 11. Развитие внимания. Глава 12. Развитие памяти. Глава 13. Развитие воображения. Глава 14. Развитие мышления. Раздел V. Развитие личности дошкольника. Глава 15. Развитие самосознания. Глава 16. Развитие воли, произвольности и мотивов поведения. Глава 17. Эмоциональное развитие. Глава 18. Нравственное развитие. Глава 19. Развитие способностей. Глава 20. Кризис семи лет и психологическая готовность к обучению в школе. Список литературы

Дата публикации: 22. 2019 16:58 UTC

Следующие учебники и книги:

«Особенности нравственного и эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста».

У детей старшего дошкольного возраста появляются моральные суждения и оценки, понимание общественного смысла нравственной нормы. Возникает личностная и нравственная са­морегуляция. Нравственные нормы поведения приобретают устойчивость. У большинства детей складывается определенная нравственная позиция, которой они придерживаются более или менее последовательно. Дети в состоянии объяснить свои поступки, пользуясь нравственными категориями. Они усваивают социальные формы выражения чувств, начинают понимать переживания других, проявлять забочу, отзывчивость, взаимопомощь, сочувствие, а также адекватно реагировать на удачи и неудачи других Чувства и эмоции становятся осознанными, обобщенными, разумными, произвольными.

Диагностика нравственного и эмоционального развития.

Для отслеживания эффективности работы по нравственному и эмоциональному развитию детей мы предлагаем использовать методики, позволяющие фиксировать уровень развития нравственного сознания, нравственных чувств, нравственного поведения, эмоциональной уравно­вешенности в начале и в конце работы.

Методика «Закончи историю» (Г. Урунтаева, ю. А, Афонькина)

Цель. Изучение осознания детьми таких нравственных качеств, как доброта-злость, щедрость-жадность, трудолюбие-лень, правдивость-лживость.

Проведение. Исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят следующее: «Я буду рассказывать истории, а ты их закончи».

У девочки из корзинки па дорогу высыпались игрушки. Рядом стоял мальчик. Он подошел к девочке и сказал. Что он сказал? Почему он так сказал? Как он поступил? Почему ты так думаешь?

Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя начала играть. К ней подошла младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Катя ответила.

Дети строили город. Оля не хотела принимать участия в игре, она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница: «Пора ужинать. Кубики надо сложить в коробку. Попросите Олю помочь вам». Оля ответила.

Петя и Вова играли вместе и сломали красивую дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?». Петя ответил.

Обработка результатов.

1   балл — ребенок не может оценить поступки детей.

2   балла — ребенок может оценить поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.

3   балла — ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.

4   балла — ребенок называет норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.

Методика — «Сюжетные картинки»

Урунтаева, ЮЛ. Афонькина)

Цель. Изучение эмоционального отношения к тем же нравственным качествам, что указаны в предыдущей методике.

Материал. Картинки с изображением ситуаций, подлежащих нравственной оценке (например, сцена в автобусе: мальчик сидит и читает книгу, а девочка уступила место пожилой женщине).

Проведение. Исследование проводится индивидуально. Ребенку показывают картинки: «Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой стороны — плохие. Объясни, почему ты именно так разложил картинки».

1 балл — ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных поступков, гак и отрицательных), эмоциональные реакции неадекватны моральным нормам.

2  балла — ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия.

3   балла- правильно раскладывает картинки, обосновывает свои действия, называя моральную норму.

Методика — «Раскрась рисунок» (ГЛ. Урунтаева, ЮЛ. Афонькина)

Цель. Изучение характера помощи (сочувствия) другому человеку. Материал. Три листа с черно-белыми рисунками, цветные карандаши.

Проведение. Ребенку предлагают:

1)      самостоятельно закрасить рисунок;

2)  помочь ребенку, у которого раскрашивание не получается;

3)  докрасить рисунок ребенка, у которого все хорошо получается. Ребенок,   нуждающийся   в   помощи,   в   комнате  отсутствует:   взрослый

объясняет, что он пошел за карандашами. Если ребенок решает помочь, то потом он может раскрасить и свою картинку.

Обработка результатов. Решение оказать помощь другому можно трактовать и как показатель сочувствия, и как стремление к совместной деятельности.

Методика — «Наблюдение»

Составление карты наблюдения за эмоциональным и нравственным развитием детей в различные режимные моменты проводится в течение одной-двух недель (см. таблицу).

ПараметрыКритерии оценкиЭмоции (социальные)Понимает переживания других, проявляет заботу, взаимопомощь, сочувствие, адекватно реагирует на неудачи других; мотивирует свое решение нравственной нормой (+)На неудачи других реагирует адекватно, но не проявляет заботу, сочувствие, взаимопомощь Равнодушно или неадекватно реагирует на неудачи других, не проявляет заботу, сочувствие, сострадание (-). Произвольность эмоцийВ     некомфортных     ситуациях     терпелив,     спокоен, уравновешен, умеет сдерживать эмоции (+). В некомфортных ситуациях не всегда терпелив, сдержан В   некомфортных  ситуациях   не  сдержан,  может быть агрессивным, вспыльчивым (-)Нравственное развитие     (моральное суждение,     осознание нравственной нормы)Умеет  правильно оценивать  развитие  свое  поведение,мотивируя   (моральные   оценку   нравственной   нормой;суждения,   владеет   моральными  суждениями,   разумно объясняет свой поступок (н) ной нормы)Называет норму, правильно оценивает поведение детей,по не мотивирует свою оценкуОценивает   поведение   детей   как   положительное   или отрицательное, но оценку не мотивирует и нравственнуюнорму не формулирует (-)поведение ребенка устойчиво, положительно направлено,он вежлив, тактичен (+ )Нравственная саморегуляцияНе всегда прислушивается к замечаниям и требованиям взрослого, может нарушать правила, не всегда вежлив и тактичен Поведение ребенка неустойчиво, ситуативно, он часто проявляет негативное поведение, нетактичен, невежлив (-)

Обработка данных. Дети, получившие большее количество плюсов (75-100 %) характеризуются хорошо развитыми нравственностью и эмоциональностью. У детей, набравших 50-75% знаков «+», эмоциональное и нравственное развитие достаточное, но следует обратить внимание на некоторые его особенности. Дети, набравшие менее 50% плюсов, — это дети с недостаточно развитыми нравственными качествами и возможным эмоциональным неблагопо­лучием.

Методические разработки, презентации и конспекты

Справочник освещает широкий спектр вопросов организации деятельности психолога в детском дощкольном учреждении: диагностические методики, работа с педагогами и родителями, коррекция личности и поведен.

Здоровьесберегающие технологии в работе дошкольного психолога

Здоровьесберегающие технологии в работе дошкольного психолога.

Развивающая зона в кабинете дошкольного психолога

Вариант создания пазвивающей , пространственно-игровой среды  в кабинете педагога-психолога дошкольного учреждения.

Работа дошкольного психолога с участниками образовательного процесса в ситуации потери близкого

Горе — это нормальная реакция организма на потерю близкого, которая сопровождается соматическими, психологическими нарушениями, а  также нарушениями в смысловой сфере, имеет фазы течения, конечна.

Основы дошкольной психологии в деятельности педагога дошкольной образовательной организации

Основы дошкольной психологии в деятельности педагога дошкольной образовательной организации.

Одной из наиболее важных проблем является состояние здоровья детей.

Работа дошкольного психолога с эмоциональной сферой у детей, имеющий диагноз задержка речевого развития.

Актуальность данной темы в современном обществе заключается в том, что кроме задержки речевого развития дети, которые не владеют речевыми навыками, встречаются и среди детей с ауто.

Аннотация к книге «Психология дошкольника. Практикум»

Учебное пособие посвящено проблемам исследования психического развития дошкольника (специфика организации, принципы, методы). Состоит из трех разделов, в которых представлены методики, направленные на изучение основных видов деятельности дошкольника (игра, труд, рисование, конструирование, общение ребенка со взрослыми и сверстниками), познавательных процессов (внимание, речь, восприятие, память, воображение, мышление), важнейших сфер личности (самосознание, воля, эмоциональное и нравственное развитие). Соответствует требованиям федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования последнего поколения. Для студентов учреждений среднего профессионального образования по специальности 44. 01 «Дошкольное образование», также может быть полезно практическим психологам, воспитателям дошкольных образовательных организаций и всем, кто интересуется вопросами психического развития дошкольника, становления его личности.

Оцените статью
Добавить комментарий