- 7-е место – Рик Роснер, IQ 192
- 6-е место – Кристофер Ланган, IQ 195
- 5-е место – Эвангелос Кациулис, IQ 205
- 1-е место – Теренс Тао, IQ 230
- Три ступени
- К параметрам «ума»Править
- Ум и утомляемостьПравить
- Ум и эмоцииПравить
- Ум и воляПравить
- Обратимся к словарю
- 3-е место – Кристофер Хирата, IQ 225 баллов
- Притча
- 2-е место Мэрилин Вос Савант — 228 баллов
- Как приобрести мудрость
- 9-е место – Гарри Каспаров, IQ 190
- Какое существо на планете является самым умным?
- Кто тут умный?
- Признаки умного человека
- 10-е место – Джеймс Вудс с коэффициентом IQ 180
- 4-е место – Ким Унг-Йонг, IQ 210
- Ум, опыт и органы чувствПравить
- Значение слова «мудрость»
- Ум и памятьПравить
7-е место – Рик Роснер, IQ 192
Американский телеведущий всегда шёл к мечте создать собственный телепроект. Но путь к славе был тернистым и звезде пришлось попробовать себя во многих профессиях. Он был и официантом, и моделью, и стриптизёром, принимал участие в американской версии «Кто хочет стать миллионером» и не забывал совершенствовать свои интеллектуальные способности.
6-е место – Кристофер Ланган, IQ 195
Самый умный человек Америки прославился вовсе не своим интеллектом. В 1999 году он стал известен как рекордсмен в поднятии тяжестей.
Мальчик был самоучкой и в постижении науки, и в качании мышц. Из-за финансовых трудностей он отдал предпочтение работе вышибалой. Но, когда стал известным, заработал денег и наладил личную жизнь, вернулся к науке и создал теорию о когнитивно-теоретической модели Вселенной.
5-е место – Эвангелос Кациулис, IQ 205
Греческий врач-психиатр достиг успеха во многих областях. Он имеет учёную степень по философии, занимается психофармакологией, обожает путешествовать и познавать мир, а также плавать и рисовать. Как видите, умнейшим людям в истории человечества не чужды и такие занятия.
1-е место – Теренс Тао, IQ 230
Человек с самым высоким IQ живёт в Австралии (хотя по происхождению он китаец). В 2 года он умел выполнять простейшие арифметические действия, а к 5 годам решал сложные математические задачи.
В 12 лет принимал участие в международных математических олимпиадах.
Впечатлились успехами? Тренируйте мозг и, возможно, в скором будущем вы окажетесь в списке самых умных людей России, в котором уже присутствуют А. Вассерман, Ж. Алферов, Г. Перельман и другие.
Три ступени
Обычно в человеческом разуме слова «глупый», «умный», «мудрый» расставлены в определенном порядке — по степени их значимости для человека. Это ступени развития, где глупость занимает последнее место, а мудрость ценится превыше остального. По миру гуляют утверждения «Хорошие оценки ничего не значат» или «Умный в учебе — глупый в жизни». И это действительно так. Образованный человек не обязательно умный, а умный — не обязательно мудрый.
Прежде чем найти различия между умом и мудростью, стоит определить, чем отличается умный человек от глупого.
К параметрам «ума»Править
К параметрам, составляющим отличительные особенности умственной системы человека, относят:
Ум и утомляемостьПравить
Важным моментом, определяющим течение умственной деятельности, является «утомляемость» личности. Она очень велика у слабоумных, идиотов, при старческом распадении умственной жизни. Уменьшаясь под влиянием упражнения, проявляясь менее заметно при занятиях в знакомых областях, утомляемость в то же время — как показали новейшие исследования, — имеет, подобно памяти и вниманию, резко индивидуальный характер и входит в характеристику умственной индивидуальности в качестве одного из существенных её признаков. Особый вид утомляемости мы имеем в тех случаях, когда она стоит в прямой связи с повышенной впечатлительностью: эти случаи и повели к возникновению теории, отождествляющей гений с психозом, так как гениальность часто сопровождается резко выраженной нервно- и психастенией. Завися от усиленной впечатлительности и находя в последней себе поправку, эта утомляемость не исключает — при благоприятных условиях — возможности крупной по своему объёму работы.
Ум и эмоцииПравить
На эмоции умственная деятельность оказывает умеряющее влияние; представление, соединенное с яркой эмоцией, вступая в ассоциацию с другими рядами представлений, находит среди них представления, связанные с иными чувствованиями, нейтрализующими до известной степени первоначальную эмоцию. Но в то же время она углубляет их: если с одним из членов сложной ассоциации связана пережитая нами когда-то эмоция, то чем разнороднее и сложнее ассоциация, тем чаще по самым разнообразным поводам будет возникать у нас в памяти воспоминание об этой эмоции. Распространенное представление о том, что «образование не делает людей более счастливыми» имеет, поэтому основание, если критерием счастья считать непосредственную жизнерадостность, а не интенсивность и полноту душевной жизни: дикари и дети, с их неразвитой памятью, непосредственнее и жизнерадостнее, чем образованный человек, сохраняющий воспоминания о прошлых страданиях, окрашивающие оттенком грусти и заботы думы о будущем. Эмоции первых ярче, но поверхностнее. В качественном отношении умственная деятельность влияет особенно на расширение симпатических чувствований; влияние её в этом отношении так резко, что известную формулу: «Всё понять, значит всё простить», можно было бы с полным правом парафразировать так: «Всё познать, значит всё полюбить».
Умственная деятельность сопровождается особыми «умственными эмоциями». Подобно другим высшим эмоциям, умственные эмоции уступают по своей интенсивности низшим в момент их появления, но характеризуются несравненно большей способностью к возобновлению. Сопровождая почти беспрерывно наше мышление в течение всей жизни, они у личности с широко развитой умственной деятельностью придают основному фону душевного настроения устойчивость и ровность и могут исчезнуть только под влиянием исключительно тяжелых потрясений, надламывающих психическую индивидуальность. Относительно наших реакций на внешние впечатления умственная деятельность оказывает резко задерживающее влияние. В этой задержке и смысл её возникновения в филогенезе органического мира, в качестве одного из механизмов приспособления организмов к более сложной среде. Кроме простых впечатлений, вызывающих даже у современного человека простые рефлексы (рефлекторный кашель при попадании в дыхательное горло инородного тела, рефлекторная рвота и т. ), на организм действуют явления, слагающиеся из ряда последовательных впечатлений.
Функция умственной деятельности и состоит в том, чтобы задержать реакцию при воздействии первого из этих впечатлений, дать возможность подействовать следующим впечатлениям, дать возможность сочетаться новым восприятием с воспоминаниями о прежнем опыте и выработать целесообразную и планомерную реакцию. Выработанные при посредстве сознания сложные ряды реакций на сложные ряды впечатлений превращаются благодаря навыку в инстинктивные, то есть протекающие настолько быстро, что обычно они не проникают в сознание и подходят к типу рефлекса. Умственной деятельности настолько присуща склонность к задержке реакций, что при одностороннем направлении душевного развития только в сторону воспитания ума, легко возникают явления «паралича» или, вернее, «недоразвития воли».
Ум и воляПравить
Нормальный ряд психических процессов (восприятие, умственная переработка, волевая реакция) часто не совершается в полном виде или под влиянием пассивной мечтательности, или вследствие того, что воспитание заменяет самодеятельность дисциплиной и ставит рефлекторное исполнение приказания на место волевого акта, вытекающего из умственной работы личности. Отсюда может произойти то странное разъединение умственной и волевой сфер, которое так часто поражало моралистов и нашло себе выражение в известном стихе: «vidéo meliora proboque, deteriora sequor» («Вижу и одобряю лучшее, а следую худшему», Овидий, «Метаморфозы»). Действия личности определяются при этом по преимуществу принявшими инстинктивный характер привычками и не имеют опоры в её умственном мире, знаниях, убеждениях и взглядах. Переход умственного процесса в волевой позыв возможен только при известной энергии первого, поэтому подобное явление наблюдается даже у людей с развитой волей в моменты усталости и представляет один из стойких симптомов неврастении, отражающейся не столько на качестве, сколько на энергии умственных процессов.
Обратимся к словарю
В словаре Ожегова «умный» трактуется как «обладающий умом». Всё вполне логично. Стоит тогда разобраться, что же такое ум.
Согласно тому же словарю, ум имеет несколько значений:
- Способность человека к мышлению, как основа разумной (сознательной) жизни.
- Высокая степень развития интеллекта.
- В переносном значении так можно сказать о человеке как носителе интеллекта (например, лучшие умы человечества).
3-е место – Кристофер Хирата, IQ 225 баллов
Кристофер заявил о себе ещё в школе, одерживая одну за одной победы в олимпиадах. В 14 лет мальчик поступил в Университет, а в 16 начал карьеру в НАСА, изучая вопрос покорения Марса и других планет.
В 22 года Кристофер получил звание доктора наук в области астрофизики, однако область его интересов не ограничивается только космосом.
Притча
О чем только ни писались притчи. На какие только вопросы они ни отвечали. На вопрос, чем мудрый человек отличается от умного, притчи отвечают крайне редко, но все же это случается. Ниже пример.
Однажды встретились Знания, Хитрость и Ум. Знания и Хитрость стали спорить, кто из них важнее. Ум держался в стороне, чтобы сохранить с ними добрые отношения и впоследствии использовать обоих. Но спор разгорался, и они настойчиво стали приставать к Уму, чтобы он вынес суждение — кто из них важнее. Ум же решил свалить эту ответственность на Мудрого. Потому что тот был авторитетом и для него. Мудрый был дядей Ума, хотя общались они нечасто. И вот пошли они втроем к Мудрому Постучались в двери. Открыла им его жена — Совесть. Оказалось, что Мудрого нет дома. Совесть рассказала, что такое бывает нечасто, и с Мудрым теперь советуются немногие. Когда Ум, Знания и Хитрость возвращались, Ум сказал им: «Видите, Мудрый со своей истиной никому не нужен, так что радуйтесь тому, что у вас есть».
Из притчи видно, что умный человек обладает многими знаниями и хитростью. Хотя не всегда человек, который много знает — умный. Возможно, у человека просто хорошая память. Мудрость же близка с совестью и является главой всему. В притче явно видно, чем отличается мудрый человек от умного. Первый обязательно связан с добром (он помогает людям, жена его — Совесть), второй — не всегда (друзья его — Хитрость и Знания, он поступает так, чтобы иметь выгоду).
2-е место Мэрилин Вос Савант — 228 баллов
Единственная женщина в нашем рейтинге работает журналисткой. Она ведет в журнале «Парад» колонку с ребусами и загадками на различные темы. Её муж, Роберт Джарвик, является создателем искусственного сердца. Он имеет показатель интеллекта на 40 баллов ниже, чем Мэрилин.
Как приобрести мудрость
Практически каждый из людей иногда проявляет мудрость. Если попросить человека вспомнить, где он поступил мудро, он обязательно найдет такую ситуацию. А что получается иногда, со временем может получаться чаще.
Чтобы научиться балансировать между строгостью и мягкостью, своими интересами и чужими, смотреть на ситуацию с разных сторон, можно выработать привычку — смотреть на себя как бы сверху (из космоса или с небес), таким образом абстрагируясь от своих чувств. Также можно думать о себе в третьем лице, как о какой-нибудь Даше или каком-то Пете. Это работает, потому что мудро рассудить о чужой жизни человеку легче, чем о своей.
Главное — двигаться в этом направлении, тогда придут и мудрость, и любовь. И жить, возможно, станет проще.
9-е место – Гарри Каспаров, IQ 190
Гарри вырос в семье, где к шахматам относились с особым трепетом. Родители-инженеры часто проводили вечера за шахматной доской. Мальчик тоже приобщился к любимому семейному занятию, совершенствуя свой IQ.
Уже в 22 года Каспаров побеждает Анатолия Карпова и становится чемпионом.
А в 1997 году Гарри сыграл вничью с компьютером, проиграв ему лишь единожды, чем поразил всю мировую общественность.
Какое существо на планете является самым умным?
Многие из вас понимают, что понятие ума и мудрости далеко не означает уровень вашего IQ. Тесты могут помочь уточнить многие умственные навыки, которые так или иначе связаны с академическими знаниями, однако даже обладатели высоких результатов тестирования могут легко провалиться при определении их социальной чувствительности, практического смысла и мудрости. Розалин Арден, исследователь интеллекта в Лондонской Школе Экономики, считает, что ни один результат прохождения тестов IQ не отражает всей сложности того, что значит быть умным. Интеллект человека складывается из гораздо более широкой и глубокой способности к пониманию нашего окружения, которое подразумевает осмысление полученного опыта, соответствующим образом изменяя поведение личности.
Исследователь считает, что не только человек обладает столь важной чертой, ведь без ее наличия ни одно живое существо планеты не смогло бы приспособиться к тем реалиям, в которых оно существует. В то время как осьминог способен решать головоломки, антилопа умеет оценивать и выявлять наиболее питательные травы — все это также можно считать интеллектуальными особенностями живых организмов.
Осьминог способен создавать инструменты для защиты.
Несмотря на то, что человеческий мозг обладает довольно большими размерами относительно тела, большинство привычек человека так или иначе связано с нашим естественным инстинктом выживания. Как сообщает портал newscientist. com, абсолютно все люди на Земле ограничены своей эволюционной историей, размерами и потребностями, что во многом схоже с другими представителями животного мира. Вместе с тем, интеллект человека в какой-то момент смог трансформироваться, приобретя способность к абстрактному мышлению и планированию, речи и общей проницательности. Быть может, именно эти качества могут выделить нас среди остальных обитателей планеты Земля?
Возможно, вас заинтересует: Почему средняя продолжительность жизни человека должна составлять всего 38 лет?
Как выяснили ученые из Австралийского университета города Аделаиды, способность к речи далеко не определяет интеллект человека. Дело в том, что некоторые представители животного мира вполне могут общаться между собой, строя сложные социальные связи и отношения. Ярким примером наличия данной способности могут стать дельфины, у которых уже давно были обнаружены самосознание и речь с помощью свиста и щелчков. Другими представителями ‘интеллектуалов’ животного мира являются свиньи, способные к обучению и развитию мыслительных процессов. Шимпанзе способны создавать сложные повседневные инструменты, а также владеют умением невербальной коммуникации; слоны умеют сопереживать, а овцы способны реагировать на эмоции. Так что же может выделить человека в плане интеллектуального развития? Давайте попробуем обсудить эту тему вместе в нашем официальном Telegram-чате.
Кто тут умный?
Обратите внимание. Умного человека от глупого можно отличить по некоторым признакам.
- Умный человек способен поменять свою точку зрения, потому что все подвергает сомнению. Он открыт к получению новых знаний и развитию. Тогда как с глупым бесполезно спорить.
- Умные люди досконально изучают ситуацию, прежде чем делать выводы.
- Они обладают хорошим чувством юмора. Их шутки не поверхностны, а с глубоким смыслом.
- Для умных ошибка — это неудачная попытка. Они учатся на своих промахах и стараются не наступать на те же грабли.
- У умного человека окружение соответствующее — он общается с равными себе, потому что это позволяет развиваться. Более того, он общается с определенной целью, не тратя свое время.
Как говорится, лучше быть умным и глупить, чем быть глупым и умничать. Наличие ума не всегда спасает человека от глупостей, потому что человеку свойственно порой руководствоваться эмоциями и чувствами. А иногда действовать по привычке. Так что ошибаться человек может просто из-за того, что он не привык «включать» разум, когда это нужно. Не все любят думать. Этому тоже нужно учиться и в этом тренировать себя.
Однако помимо ума, есть нечто более таинственное, и это — мудрость.
Признаки умного человека
Каждый умный человек уникален, но всех их объединяет несколько признаков, о которых вы сейчас узнаете:
- Умение решать любые проблемы. Умный человек не видит нерешаемых задач. Он пытается найти оригинальный выход из любой ситуации и, как правило, придумывает его.
- Способность слушать. Умный человек – это человек, знающий, что, внимательно слушая и задавая наводящие вопросы, можно узнать много интересного о собеседнике, вот почему умный человек не может быть болтуном.
- Хорошая память. Часто умом называют способность к запоминанию и умелое пользование знаниями, хранящимися на полочках памяти.
- Широкий кругозор. Умный человек осведомлён обо всём. Ему интересны все области жизни, он способен поддержать любую беседу.
- Желание поделиться знаниями. Умный человек никогда не стремится выставить кого-то глупцом (хотя сделать это ему очень просто). Он наоборот старается передать свой опыт или помочь другим стать немного умнее.
- Скромность. Фразы умных людей не изобилуют непонятными словами и научными терминами. Они говорят на понятном всем языке и словно стесняются своей гениальности.
- Грамотная организация досуга. Умные люди не просиживают часами в соцсетях, рассматривая смешные фото, картинки или видеоролики. Они предпочитают интересные и познавательные книги или документальные фильмы. Вместе с тем, умные люди знают, что от интеллектуальных занятий тоже нужен отдых, поэтому спорт, музицирование или живопись очень привлекают их.
10-е место – Джеймс Вудс с коэффициентом IQ 180
Популярный актёр снялся в более 5 десятков картин, среди которых «Однажды в Америке», «Супергерои» и «Лига справедливости». Он своим примером развеивает миф о том, что самые умный человек – это обязательно математик, физик или представитель других точных наук.
Учёба никогда не вызывала у Вудса трудностей, однако мешал ему дурной характер. Он не мог отказать себе в удовольствии поспорить с учителями и никогда не шёл на компромисс.
- УМ Толковый словарь Ожегова онлайн. slovarozhegova.ru. Дата обращения: 6 января 2017. Архивировано 6 января 2017 года.
- Толковый словарь Даля онлайн. slovardalja.net. Дата обращения: 6 января 2017. Архивировано 6 января 2017 года.
- ↑ 1 2 3 Mind (англ.). — статья из Encyclopædia Britannica Online. Дата обращения: 6 февраля 2016.
- СОЗНАНИЕ ИЛИ УМ? (о выборе терминов для переводов буддийских текстов) (недоступная ссылка). Дата обращения: 3 января 2011. Архивировано 21 октября 2014 года.
- Лучшие умы США спорят, означает ли нынешний кризис смерть капитализма. Дата обращения: 3 января 2011. Архивировано 28 октября 2011 года.
- Президент собрал лучшие умы поговорить о детях. Дата обращения: 3 января 2011. Архивировано 7 апреля 2019 года.
- Лучшие умы Омска разрабатывают проект в сфере нанотехнологий. Дата обращения: 3 января 2011. Архивировано 18 июня 2012 года.
- Марков А. Эволюция человека. Обезьяны, нейроны, душа. М.: Астрель. 2011. — 512 с. ISBN 978-5-271-36294-1
- Хокинс Д., Блейксли С. Об интеллекте. М.: ООО «И. Д. Вильямс, 2007. — 240 с. ISBN 978-5-8459-1139-1
- Рамачандран В. С. Рождение разума. Загадки нашего сознания. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2006. — 224 с. ISBN 5-9693-0022-5
- Кандель Э. В поисках памяти. Возникновение новой науки о человеческой психике. М.: Астрель. 2012. 736 с. ISBN 978-5-271-36938-4
- Пушкин А. С. Повести покойного Ивана Петровича Белкина. Метель
4-е место – Ким Унг-Йонг, IQ 210
Знаменитый кореец в 4 года уже умел читать на 4 языках и решал сложнейшие задачи.
В 8 лет его пригласили пройти обучение в университете в Колорадо, после которого он на протяжении 10 лет работал преподавателем там же. Тоска по родине заставила вернуться его обратно в Корею.
Он официально признан самым умным человеком на Земле, несмотря на то, что есть люди, показатель интеллекта которых ещё выше.
Ум, опыт и органы чувствПравить
Можно представить себе душевный мир, область восприятия которого ограничена почти исключительно осязательными впечатлениями (слепая и глухонемая Лора Бриджмен); при этих условиях возможно образование довольно сложных представлений, но душевная жизнь будет отличаться поразительной односторонностью. Из восприятий зрительных и слуховых большее значение для умственного развития имеют, по-видимому, последние, вследствие тесной связи их со звуковой речью, которой главным образом человек обязан возможностью пользоваться умственным опытом, накопленным предшествовавшими поколениями: глухонемые, не получившие образования, остаются всю жизнь на уровне слабоумных даже в том случае, когда глухота не зависит от более общего поражения мозга.
Но и при полной невредимости органов чувств не все впечатления, на них действующие, входят в человеческое сознание как материал, пригодный для дальнейшей умственной переработки. Большая часть получаемых ежедневно впечатлений для этого слишком неясны и расплывчаты. Для того, чтобы они стали восприятиями, нужны, помимо условий физиологического характера, условия умственного свойства, определяющие умственную индивидуальность. Впечатления становятся ясными восприятиями только в том случае, если они встречают в сознании человека своего рода резонаторы, в виде содержащихся в нём образов воспоминания, совместное возбуждение которых усиливает чувственное раздражение (апперцепция). Человек, незнакомый с растительным миром, получит при рассматривании цветка изумительно скудное количество восприятий, сравнительно с ботаником. То же наблюдают на себе неспециалисты при посещении, например, выставки машин. Единичные сильные впечатления могут при этом ещё проникать в сознание, но они в нём не задерживаются и не усваиваются, так как не вступают в связь с нашими представлениями и понятиями и остаются без последствий в смысле дальнейшей умственной переработки.
В таком положении, по отношению ко всей области внешних впечатлений, находится сознание ребёнка в первое время по его появлении на свет. Пока впечатления внешнего мира не образовали ещё никаких прочных следов для воспоминаний, до тех пор не возникает и та ткань психологических отношений, в которой все последующие впечатления тотчас же сплетаются с умственными приобретениями предшествующего времени. Даже тогда, когда часто повторяющиеся впечатления создали уже в сознании ребёнка прочные следы, число его восприятий отличается большою скудостью и односторонностью, в соответствии с малочисленностью и однообразием его воспоминаний. Так же скудны и односторонни восприятия дикаря. Образование и наука повышают нашу восприимчивость к внешним впечатлениям, создавая в нашем сознании созвучия с самыми разнородными впечатлениями внешнего мира. Самым важным следствием влияния наличного запаса представлений на процесс восприятия является возможность выбора между действующими на нас впечатлениями. Содержание сознания ребёнка находится в полной зависимости от случайностей окружающей его обстановки; на него действуют в каждый данный момент лишь наиболее сильные раздражения, независимо от внутренней связи явлений.
У взрослых, напротив того, процесс восприятия всё более и более подчиняется наклонностям каждого, складывающимся из личного душевного опыта. Человеком воспринимаются предпочтительно те впечатления, которые находят отзвук в накопленных им представлениях и ассоциациях их; каждый шаг в этом направлении прогрессивно усиливает отзывчивость, так что, наконец, самый лёгкий намёк на близкое нашему умственному миру впечатление вызывает ясное и отчётливое восприятие. Этим путём поддерживается единство человеческой личности, создается умственная индивидуальность. Из сказанного ясно, что выдающееся влияние на все течение нашей умственной жизни оказывает память.
Значение слова «мудрость»
Мудрость не поддается точному определению. Она часто ассоциируется с приобретенным опытом и со старостью, с эмоциональной уравновешенностью и способностью принимать решения в сложных ситуациях так, чтобы всем было хорошо.
Мудрость — это некий баланс между силой и слабостью, уверенностью и сомнением, строгостью и мягкостью, собственными интересами и интересами окружающих. Она гармонична.
Злого умного человека никто не назовет мудрым. Возможно, назовут хитрым. Возможно, гением, но не мудрым. Потому что прилагательное «мудрый» носит исключительно позитивный характер. Так чем отличается мудрый человек от умного человека? Ниже о главных признаках.
Ум и памятьПравить
Расхожее представление, не связывающее развитие памяти с умственным развитием, основано на недоразумении. Наши воспоминания не только образуют ту сеть, в которую вплетаются новые впечатления, но отчасти определяют выбор тех восприятий, которые войдут в наше сознание в качестве обновляющего материала, и то место, которое они займут в общей сети психологических отношений. Они влияют не только на количество, но и на качество получаемых восприятий. Современный цивилизованный человек видит в фетише не то, что видит в нём африканский дикарь из первобытного племени; апперципируемый объект изменяется под влиянием «апперципирующей массы», как и сам он её видоизменяет, входя с ней в сочетание. Ослабление памяти в старости или под влиянием прогрессивного паралича ведёт к распадению умственной жизни и утрате умственной индивидуальности: личность становится беспомощной жертвой случайных сильнейших впечатлений момента, не сочетающихся друг с другом и остающихся без дальнейшей переработки.
То противопоставление памяти умственному развитию, о котором было упомянуто, основано на отождествлении памяти вообще с некоторыми специальными её видами. При привычке к отвлеченному мышлению могут, например, ослабевать конкретные воспоминания, потому что отвлечение и состоит в том, что в продукте сложной и разнородной ассоциации представлений отпадают их конкретные черты; на крайних степенях этого процесса конкретные черты могут даже отсутствовать совершенно и заместиться символом или знаком. На этих ступенях возможно то явление, которое Гёте охарактеризовал в словах: «Wo die Begriffe fehlen, da stellt ein Wort zur rechten Zeit sich ein», то есть возникновение идей, лишенных всякой конкретной основы в форме конкретных образов, воспоминаний, — подводный камень, о который так часто разбивались философские умозрения. Нельзя, однако, выводить отсюда заключение неблагоприятное для памяти вообще; наоборот, отвлеченное мышление предполагает наличность сложного и разнородного комплекса воспоминаний.