Третья волна эксперимент

Большинство твердо уверены, что никогда не станет жертвами манипуляций других людей. И немедленно ведется на скидки в магазинах. Большинство убеждены, что ничто не сможет поколебать их убеждения. И каждый день смотрит телевизор. Пост пойдет о реальном психологическом эксперименте, который подтвердил всем известную неприятную истину: на самом деле люди — поразительно внушаемые существа.

В 1967 году Рон Джонс работал обычным учителем истории в обычной гимназии. В то время, еще до взрывного роста IT, Пало-Альто был столь же обычным городком, известным разве что по расположившемуся неподалеку Стэнфордскому университету.

Тот самый Рон Джонс как раз во времена эксперимента

В апреле десятиклассники проходили историю Второй мировой войны. На одном из уроков ученики возмутились. Мол, как могли немцы спокойно мириться с массовым истреблением людей, жуткими концентрационными лагерями и прочими кошмарами нацистской Германии? Неужели народ массово не мог восстать против очевидного безумия и навести порядок на своей же земле.

По словам Джонса, он не знал, что ответить на эти вопросы. Вместо прямых ответов он решил провести психологический эксперимент над учениками одного из классов. Изначально задумывалось, что опыт продлится ровно неделю. Благо учитель мог себе позволить такую вольность, так как ученики опережали учебную программу как раз на ту самую неделю.

Эксперимент начался с дисциплины. В понедельник Рон долго и увлекательно рассказывал о прелестях дисциплины. Она и спортсменам помогает, и позволяет добиваться успеха, и делает вас лучше, и тренирует силу воли. В общем, это такой несложный способ стать лучше других.

Класс воодушевился. В течение урока Джонс тренировал учеников по команде «смирно» принимать правильную позу за партой: ступни расположены параллельно друг другу и плотно прижаты к полу, лодыжки сомкнуты, колени согнуты под углом 90 градусов, руки скрещены за спиной, позвоночник выпрямлен, подбородок опущен, голова наклонена вперед. Удивительно, но такая игра школьникам пришлась по нраву. Спустя 20 минут тренировок они уже могли беззвучно занимать свои места в «правильной» позе по команде «смирно».

«Меня мучило множество вопросов. Почему ученики подчиняются власти, которую им навязывают? Почему они не удивляются или не сопротивляются этому „военному положению“? Когда и как все это кончится?»

Рон сам не мог поверить, что ему так быстро удалось «надрессировать» учеников. Ради интереса он усложнил «игру» и ввел новые правила. Теперь по команде «смирно» нужно было не только тихонько и в определенной позе занять свое место, но также обязательно положить на стол карандаш с бумагой, стоять рядом с партой, отвечая на вопрос или задавая его, а также любое обращение к учителю начинать со слов «мистер Джонс».

Каждый должен был пройти своеобразный зачет. Отвечаешь медленно и неуверенно? Повторяй до тех пор, пока не выработаешь автоматизм, точность и живость. За старание получай похвалу. Что-то не выходит? Повторяй до тех пор, пока не научишься. Авторитарная методика обучения принесла удивительные плоды в первый же день. Активность класса резко повысилась, участвовать в обсуждении принялись даже те, кто раньше молча высиживал уроки от звонка до звонка.

Салют «Третьей волны»

На следующий день Рон всерьез задумался о том, чтобы прекратить эксперимент здесь и сейчас. Поводом для таких мыслей стало начало урока во вторник. Когда учитель зашел в класс, все ученики сидели в «правильной» позе, почти никто не улыбался, зато многие были предельно сосредоточены. В классе вместо обычного суетливого шума стояла полная тишина.

И все же Джонс решил продолжить. На этот раз он посвятил урок понятию общности. Последовал короткий, но эмоциональный рассказ о том, как сообща люди помогают друг другу не остаться в одиночестве. Затем преподаватель предложил испытать силу общности и придумал девиз: «Сила в дисциплине, сила в общности!». Сначала он заставил громко произнести лозунг двух учеников, потом к ним присоединилась еще пара и так далее.

«Ученики начали поглядывать друг на друга и почувствовали силу, которую давало ощущение принадлежности к группе. Каждый ощущал свои способности, и все были равны между собой. Они делали общее дело. Мы работали над этим простым действием целый урок. Мы повторяли девиз раскатистым хором или произносили его то тише, то громче. Мы всегда говорили все вместе, при этом не забывая и о том, как надо правильно сидеть, стоять и говорить», — вспоминал позднее Рон.

А в конце урока он придумал приветствие — салют «Третьей волны». Ученики класса должны были приветствовать друг друга, изогнув правую руку и сложив кисть лодочкой. Почему «волна»? Потому что кисть руки напомнила Джонсу гребень набегающей волны. А «третья» — потому что у моряков третьей называется самая большая волна. В общем, и название, и приветствие были придуманы за мгновение и спонтанно.

В последующие дни ученики этого класса приветствовали друг друга «третьей волной» в коридорах и спортзале, в библиотеке и на улице. Странные жесты заметили другие школьники. Сначала они заинтересовались, а потом некоторые стали повторять за участниками эксперимента Рона.

Стукачи, родители, директор

Самое интересное началось в среду. В этот день преподаватель принес на урок членские билеты и придумал задания для каждого из ребят. Кому-то доверил докладывать ему о тех школьниках, что не подчиняются правилам. Другим поручил вербовать новых членов «Третьей волны», обучать их распорядку и приветствию. Третьим надо было придумать флаг для движения. Четвертым пришлось вести поименную запись новых участников.

«Мой страх был в основном вызван широким распространением доносительства»

На педсовет заявился директор школы. Но не для того, чтобы прояснить ситуацию. Он просто отдал Рону салют «Третьей волны». А к концу дня движение разрослось с 30 человек до 200. Каждому был обещан членский билет и какое-нибудь важное задание. У Джонса даже появился личный телохранитель. Роберт был крупным и не самым смекалистым парнем, зато теперь, при соблюдении одинаковых для всех правил, он почувствовал себя уверенным и способным хоть на какие-то поступки. Рослый мальчик стал везде сопровождать обожаемого педагога, открывать перед ним двери и «сторожить» у входа в учительскую.

«Я чувствовал себя очень одиноким и был несколько напуган. Хотя формально я назначил только трех учеников сообщать о нарушениях правил поведения, ко мне явились примерно 20 человек, чтобы сказать о том, что Аллан не отдал салют, а Джорджина критически отзывалась о нашем эксперименте», — писал впоследствии Рон.

В этот же день проявилось первое явное неповиновение. Три умницы-отличницы были недовольны тем, что отныне не могут выделиться за счет своих знаний. Они, конечно, делали то, что и другие учащиеся, но без энтузиазма. А потом пожаловались родителям. Вечером последовал встревоженный звонок от одного из них. Однако Джонс заверил, что класс просто изучает немецкий тип личности. На том разбирательства и закончились.

Секретная программа правительства

В четверг Рон пришел в школу в подавленном состоянии. Он не знал, что делать дальше. Продолжаться эксперимент не мог, потому что зашел слишком далеко. Ученики стали прогуливать другие уроки, чтобы поработать на благо «Третьей волны». Более того, Джонс был в ужасе от того, что с удовольствием вживается в роль диктатора и оправдывает ее добрыми намерениями. Но и прекращать эксперимент было опасно. Поди объяви все игрой. Что тогда станет с детьми, которые, подобно Роберту, наверняка почувствуют себя униженными? Ведь перед всей школой они показали свою приверженность радикальным взглядам.

Когда преподаватель переступил порог класса, то увидел, что там собралось не меньше 80 школьников. Все сидели тихо и смирно, ожидая откровений от «гуру». Тогда Рон придумал такую штуку. Он заявил, что на самом деле «Третья волна» — это секретная правительственная программа, в рамках которой учителям необходимо найти самых достойных ребят. Из них будут формировать молодежные отряды, призванные изменить страну, сделать ее народ лучше.

«Это была нелепая игра. Я продолжал говорить, боясь, что если остановлюсь, то кто-нибудь засмеется или задаст вопрос и весь великий план рухнет»

Джонс назначил четырех конвоиров и приказал им вывести из класса трех девочек, которые жаловались родителям на эксперимент. Ученицам было запрещено завтра являться в класс, так как в этот день кандидат на пост президента США по телевизору официально объявит о формировании «Третьей волны». Рон поинтересовался, все ли из его «подданных» готовы вступить в новое молодежное движение в рамках страны. Никто не засмеялся и не подумал отказаться. Ребята стали всерьез обсуждать, стоит ли им надевать белые рубашки.

Вас всех одурачили

К назначенному времени в пятницу в актовый зал набилось около 200 человек. Все сидели тихо и смирно, покорно глядя на установленный перед ними телевизор. Парочка приглашенных друзей Джонса демонстративно что-то записывала в блокноты и вообще старательно делала вид репортерской работы.

«Перед тем как включить национальную пресс-конференцию, которая начнется через пять минут, я хочу продемонстрировать прессе, как мы подготовлены“. С этими словами я отдал салют. В ответ сразу же автоматически взметнулось 200 рук. Тогда я произнес девиз „Сила в дисциплине“. Его повторил многоголосый хор. Мы произносили девиз снова и снова. С каждым разом отклик толпы становился все громче», — вспоминал позднее Рон.

Затем учитель погасил свет и включил телевизор. Никакого кандидата, разумеется, там не было. Семь минут две сотни детей сидели и напряженно вглядывались в телевизионный шум. Именно столько времени им потребовалось, чтобы понять, что их одурачили. Затем Джонс выключил телевизор и запустил проектор с пленкой, на которой были записаны фрагменты нацистской хроники.

«Не существует никакого общенационального молодежного движения под названием „Третья волна“. Вас использовали, вами манипулировали, вас подталкивали ваши собственные амбиции, и вы оказались в том положении, в каком находитесь сейчас. Вы ничем не лучше и не хуже немецких нацистов, которых мы изучали», — произнес педагог.

Последовали долгие объяснения и оправдания. Рон все рассказал об идее эксперимента, о своих мыслях и страхе. «Телохранитель» Роберт заплакал, а остальные молча потянулись к выходу из актового зала. Так закончилась пятидневная история «Третьей волны».

Спустя два года после эксперимента Джонса уволили из школы. Впоследствии он долго изучал людей с психическими расстройствами. Невольные участники опыта по понятным причинам долгое время не распространялись о нем. Лишь в конце 1970-х Рон выпустил книгу, одну из глав которой посвятил описанию «Третьей волны».

Рон Джонс в наше время

Сегодня экс-педагогу 77 лет, он до сих пор много пишет, а также участвует в постановке сцен и проработке сценариев к фильмам.

«Третья волна» (англ. The Third Wave) — психологический эксперимент, проведённый учителем истории Роном Джонсом над учащимися 10-го класса (то есть детям было примерно 16 лет) американской средней школы. В начале апреля 1967 года Джонс потратил неделю занятий одного из классов школы Пало-Альто на попытку осмыслить поведение немецкого народа при репрессивном национал-социализме. Установив жёсткие правила для школьников и став создателем молодёжной группировки, он, к своему удивлению, не встретил сопротивления ни учащихся, ни взрослых. На пятый день Джонс прекратил эксперимент, объяснив учащимся, как легко они поддаются манипуляциям, и что их послушное поведение в эти дни кардинально не отличается от поступков рядовых граждан Третьего рейха.

Первый день

С целью более наглядной демонстрации распространения фашизма учитель истории Рон Джонс решил провести в своем классе наглядный социальный эксперимент. Он начал первый день с самых элементарных действий: рассадил учеников по собственной схеме и предупредил их, что за нарушениями дисциплины будет следить очень строго, приведя примеры того, как необходима спортсменам, военным, ученым, да и всем, кто стремится добиться результата в своем деле, строжайшая дисциплина.

Школьникам было приказано сесть в положение «смирно», затем последовало «упражнение» на бесшумный вход и выход из классной комнаты. Ученикам игра понравилась, и в нее втянулись даже обычно ведущие себя пассивно школьники.

Кроме того, Джонс объявил, что ученики должны быть крайне внимательными, вставать, задавая или отвечая на вопрос. Ответ должен был состоять максимум из трех слов, но предварять даже такое краткое сообщение каждый ученик должен был обращением «мистер Джонс».

Второй день

Все школьники сами сели за столы в положении «смирно». Кое-кто из них улыбался в предвкушении новой игры, но большая часть была серьезна и готова внимать оратору. Это было то, чего и ожидал учитель от эксперимента.

Джонс разъяснил школьникам на понятном для них уровне, в чем заключается сила объединения. Вслед за ним ученики воодушевленно проскандировали: «Сила в дисциплине, сила в общности!» А затем учитель, рейтинг которого с каждой минутой поднимался все выше, попросил всех повторить приветственный жест — поднять правую руку к плечу и согнуть нужным образом (то, что мы знаем о приветствии вышестоящих чинов в Третьем рейхе). Джонс назвал это «салютом Третьей волны». Причем с учениками других классов его ученики должны были вести себя по-прежнему, без всяких салютов.

Команда была дружно подхвачена одноклассниками, и они салютовали друг другу по несколько раз за день с большим удовольствием. Джонс подчеркнул, что так приветствовать друг друга учащиеся должны и вне класса.

Нацистское приветствие, гитлеровское приветствие, партийное приветствие (нем. Deutscher Gruß, Hitlergruß) в Третьем рейхе состояло из поднятия правой руки под углом примерно в 45 градусов с распрямлённой ладонью (среди больших чинов — полусогнутой, рядовых или перед старшими по званию — полностью выпрямленной) и восклицания нем. Heil Hitler! — «Да здравствует Гитлер!»

Третий день

Слух об интересном эксперименте и необычных уроках привлек учащихся со всей школы: в классе к 30 ученикам прибавились еще 13. Все школьники, в том числе и вновь прибывшие, продемонстрировали значительное улучшение своих академических навыков и увлеченность предметом.

В конце урока Джонс торжественно раздал всем карточки участника, и каждый участник получил свое индивидуальное специальное задание. Одним из таких заданий было, например, создать дизайн Знамени Третьей волны.

Большое внимание учитель приложил к тому, чтобы его адепты привлекли к движению новых молодых людей. Предполагалось, что к концу дня Волна будет насчитывать не менее 200 человек. Что крайне удивило учителя, так это то, что приберегаемое на следующий день задание сообщать ему о несоблюдении правил «игры» некоторые учащиеся инициировали сами. Добровольными доносчиками стали 20 человек.

Три девочки, не вовлеченные в спецзадания, пожаловались родителям, что им «не дают ролей». Дома им пришлось подробно описать проводимые уроки. Родители, нормальные американцы, воспитанные в рамках демократического режима, всполошились, и Джонсу позвонил местный раввин. Но учитель успокоил того ответом, что они с группой на практике воссоздают нацистский тип личности, чтобы объяснить школьником, что произошло перед Второй мировой войной и что представляла собой психология обычных немцев в момент создания Третьего рейха.

Четвертый день

Джонс понял, что эксперимент начинает выходить из-под контроля. Учащиеся все более активно вовлекались в проект, их лояльность казалась учителю просто необъяснимой.

Тогда Джонс решился пойти дальше: он известил всех, что теперь их общество стало частью общенационального движения, и предложил выдвинуть своего Президента в пятницу, когда будет проходить общий митинг. Начало митинга было назначено на 12 часов дня.

Пятый день, он же последний

Все 200 человек пришли на объявленный митинг, в классе яблоку негде было упасть. Получившие задание создать флаги Третьей волны украсили ими стены комнаты. В полдень учитель закрыл двери в класс, а двух учеников выставил как караул. Приятели учителя изображали прессу и фотографировали класс.

Перед началом «конференции» Джонс вскинул руку в салюте, и 200 рук взметнулись сразу же вслед за этим жестом. Джонс громко провозгласил: «Сила в дисциплине!» Девиз был тут же подхвачен остальными учениками. Причем, хотя учитель не просил об этом, девиз скандировали снова и снова.

Через пять минут Джонс включил стоящий в классе телевизор, но на его экране не появилось никакого изображения.

Джонс обратился к классу.

— А теперь — внимание! Нет никакого вождя! Не существует никакого общенационального молодежного движения под названием «Третья волна»! Вы стали жертвами манипуляций ваших собственных амбиций, которым я только помогал проявиться. Вы сами стали такими, какими я вижу вас сейчас. А именно — вы оказались ничуть не лучше и не хуже тех немцев, поддержавших фашизм, который мы изучали на наших предыдущих уроках. Вы легко признали себя избранными и согласны были продать свою свободу за привилегии, которые дают дисциплина и превосходство над другими. Вы решили отказаться от своих собственных убеждений, принять волю группы и согласны закрывать глаза на любую ложь.

После этих слов преподаватель показал ученикам фильм о нацисткой Германии с ее муштрой, военными парадами и факельными шествиями. А затем съемки из концлагерей, заседания Нюрнбергского суда, на которых обвиняемые повторяли фразу: «Я только делал свою работу».

Джонс Рон включил свет. В классе царила полная тишина. Не говоря ни слова, ученики разошлись по домам. А самый активный участник «молодежного движения», вызвавшийся в начале проведения эксперимента стать личным телохранителем учителя, остался стоять у парты и горько плакал.

В конце 1970-х Джонс опубликовал историю эксперимента в своей педагогической книге, до этого момента единственное описание эксперимента было сделано в школьной газете. В 1981 году вышли роман и американский телефильм «Волна», основанные на проведенном учителем истории исследовании. В 2008 году был снят немецкий фильм «Эксперимент 2: Волна», а в 2011 году в Соединенных Штатах вышел документальный филь «Lesson Plan», в него вошли интервью с бывшими школьниками-участниками эксперимента.

Постер к фильму «Lesson plan»

В 2015 году появился сайт Третьей волны, на котором можно найти все фильмы, пьесы, книги и статьи, в которых было описано проведенное в середине прошлого века исследование.

К сегодняшнему дню появляется все больше материала, связанного с экспериментом. Найдены почти все его участники, фотографии классной комнаты, статьи в школьной газете, табель успеваемости класса, членские билеты, плакаты Третьей волны, некоторые заметки и раздаточные материалы. Появился даже онлайн-музей эксперимента.

Статья в школьной газете

Из записей Рона Джонса:

В течение недели в середине учебного года мы жили общей жизнью. И, как и было предсказано мною, у нас появилась глубокая общая тайна. В течение следующих четырех лет я преподавал в средней школе Кабберли, и никто никогда не признался в том, что был на сборе Третьей волны. Да, мы разговаривали о Третьей волне и тщательно анализировали наши действия. Но только не сам сбор. Нет. Это было нечто, что мы все хотели забыть.

Эксперимент, о котором пойдет речь, долгие годы оставался в тени. Он был проведен не в лабораторных условиях, и в роли куратора выступал не ученый, а обычный школьный учитель, а участниками были его же студенты. В 1967-м году преподавателю Рону Джонсу во время занятия был задан вопрос: каким образом население Германии могло закрывать глаза на политику и преступления Третьего Рейха? Джонс решил не быть голословным и на неделю превратил свой класс в маленький аналог гитлерюгенда.

О результатах эксперимента сам Джонс и его ученики молчали долгие годы. Только в 1976-м году профессор решил опубликовать свои воспоминания. До этого момента опыт описывался только в местной школьной газете. Широким массам об эксперименте стало известно из эссе Джонса, которое вызвало большой интерес у читателей и телевизионных продюсеров.

Рон Джонс был преподавателем истории старших классов школы в Пало-Альто, Калифорния. Однажды, во время урока, посвященного Второй мировой и Нацистской Германии, один из студентов задал вопрос: почему обычное население так долго закрывало глаза на ужасы политики Рейха, как простые немцы оправдывали свое бездействие, объясняя это впоследствии незнанием реального положения вещей? У Джонса не было ответа на этот вопрос. Вместо того, чтобы пуститься в пространные рассуждения о сложностях людской психологии, он предложил ребятам поучаствовать в эксперименте, на который была отведена одна учебная неделя. Опыт стартовал в понедельник и был завершен в пятницу.

В первый же день профессор продемонстрировал, какую силу имеет понятие «дисциплина». Он командным тоном приказал всем ученикам сесть в новой позиции — руки заведены за спину и согнуты в районе пояснице, ступни стоят ровно на полу, лодыжки вместе, колени согнуты под углом 90 градусов, спина прямая, подбородок опущен вниз. Затем Джонс заставил класс выучить эту позицию и занимать ее сразу же, присев за парту. Они повторили упражнение несколько раз, учитель делал замечания отдельным студентам, корректируя осанку и положение рук и ног.

Затем Джонс огласил новые правила поведения в классе: все ученики должны занять свои места до того, как прозвенит последний звонок, на каждый урок в обязательном порядке требовалось приносить карандаши и бумагу, желающий задать вопрос должен был встать и обратиться к преподавателю «Мистер Джонс», на любой вопрос следовало отвечать предельно кратко — не более трех слов. За правильные ответы и релевантные вопросы профессор хвалил студентов. К концу урока в дискуссии участвовали все ученики — ситуация совершенно не характерная для класса Джонса, где всегда было несколько лидеров и аморфное большинство. По словам учителя, он был поражен энтузиазмом подростков и их готовностью следовать всем его указаниям.

На следующий день Джонс, войдя в класс, обнаружил всех студентов сидящими за своими столами в той самой позиции, которую они разучивали накануне. Он написал на доске две фразы: «Сила в дисциплине» и «Сила в общности». Затем Джонс прочитал студентам лекцию о том, как важно быть единым организмом, сплоченным коллективом, где каждый чувствует плечо и поддержку другого участника.

После профессор поднял двух учеников и заставил их скандировать формулировки, записанные им на доске. К первым двум он присоединил еще одну пару студентов и так по очереди был задействован весь класс. В конце урока Джонс показал студентам жест, которым они могли приветствовать друг друга. Правая рука согнута в локте параллельно линии плеч и изогнута волнообразно. Жест получил название «Третья волна» — по словам учителя, в цепочке волн именно последняя, третья, — самая значительная по величине. Приветствие это могло использоваться только среди «своих», и в тот же день студенты группы Джонса начали салютовать друг другу на перемене в коридоре, за обедом в столовой, библиотеке и спортивном зале. Вскоре другие ученики начали интересоваться жестом и спросили, могут ли они присоединиться. На следующий день группа увеличилась с 30 человек до 43 за счет новых студентов.

В среду профессор объяснил ученикам важность действия. Сами по себе единение и дисциплина без действия не имеют смысла. Джонс раздал всем студентам так называемым членские карточки. На трех из них стояла буква X — это означало, что ученики, получившие такую карточку, должны следить за порядком и докладывать преподавателю обо всех нарушениях. Джонс потребовал от подростков следить за тем, чтобы в его класс не мог зайти ни один студент, не принадлежавший к «волне». Им также предстояло убедить как минимум 20 детишек из младших классов в том, что та самая позиция посадки за партой — необходимое условие для лучшего обучения. Кроме того, каждый студент должен был написать на бумажке имя и адрес надежного друга, который мог бы присоединиться к их движению, и передать записочку профессору. Нововведения были приняты с большим энтузиазмом. Напоследок Джонс дал задание совместно разработать символику — нарисовать «логотип» Третьей волны.

Для новых членов, желавших вступить в клуб избранных, была разработана отдельная процедура. Каждый из них мог быть приглашен в группу уже действующим членом и получить от Джонса карточку участника. Затем вновь прибывшему предстояло продемонстрировать знание устава и внутренних правил, а также готовность им подчиняться.

Новость об эксперименте разлетелась по всей школе. Как вспоминал Джонс, в среду к нему подошел директор и поприветствовал «волной». К концу третьего дня опыта в рядах движения было уже более 200 студентов. Из них двадцать занялись откровенным стукачеством, хотя право на «донос» было дано только троим. Один ученик, Роберт, который, по словам профессора, не блистал ни умом, ни атлетическими достижениями и вообще всегда ощущал себя в школе потерянным и одиноким, взял на себя роль личного охранника Джонса. Он сопровождал его на протяжении всего дня, открывал двери и просто находился рядом, так как опасался, что с учителем «что-нибудь случится».

Несколько девочек из класса, которых Джонс относил к числу выдающихся учеников, рассказали об эксперименте своим родителям. По мнению профессора, у наиболее одаренных студентов опыт вызвал некую фрустрацию — блестящие знания больше не выделяли их на фоне остальных, так как принципы оценки стали несколько иными.

Вечером в среду Джонсу позвонил раввин, которому поступил тревожный сигнал от родителей одной из учениц. Он вежливо поинтересовался, что именно происходит на уроках. Профессор объяснил цель эксперимента, и, к своему удивлению, не встретил от раввина никакого сопротивления. Тот пообещал успокоить родителей девочки и выразил одобрение методике учителя.

После этого он зажег проектор, и на большом экране появились кадры из кинохроники Третьего Рейха. Военные парады, съемки из концлагерей, заседания суда, на которых обвиняемые повторяли фразу: «Я только делал свою работу». Показ закончился кадром с надписью «Все должны осознать вину. Никто не может заявить, что в той или иной мере не принимал участия». Аудитория, хранившая молчание на протяжении еще нескольких минут после окончания показа, постепенно пробудилась. Джонс ответил на несколько вопросов, а затем еще раз взял слово, чтобы объяснить значение последнего и самого главного урока — «сила через осознание», осознание своей ответственности и вины за то, что происходит вокруг. Несколько человек, в том числе, Роберт, исполнявший роль телохранителя, плакали навзрыд, другие молча покинули аудиторию, третьи остались сидеть на своих местах, сконфузившись. По словам Джонса, многие из его бывших учеников хранили молчание об этом инциденте на протяжении множества лет, вероятно, из чувства неловкости за свое поведение. После публикации эссе в 1976-м году многие телевизионщики заинтересовались сюжетом — профессора приглашали принять участие в шоу, было снято несколько фильмов, художественных и документальных, написана книга и даже поставлен мюзикл.

Людям, интересующимся историей Второй мировой войны, вопросами поведения людей, а также психологией, наверняка будет интересно узнать хотя бы одну из причин, почему и как граждане Третьего рейха (так называлось Германское государство в период с 1933 по 1945 годы) не отдавали себе отчёта в том, что живут в нацистской стране, управляемой тиранами и преступниками. Почему ужасные концлагеря, эксперименты над людьми и массовые убийства как бы не замечались? И как вообще могло произойти такое в, казалось бы, цивилизованном обществе, состоящем из вполне нормальных и здравомыслящих людей?

Загвоздка же состоит в том, что в то время немцы просто не осознавали, что сами являются нацистами, а по прошествии времени, когда Третий рейх пал, испытывали стыд и душевные терзания за то, какими они были, и признаваться в этом им было больно даже самим себе. И чтобы хоть как-то объяснить поведение немцев в 1967 году в Америке был проведён очень показательный в этом отношении эксперимент под названием «Третья волна».

Эксперимент «Третья волна»

Эксперимент «Третья волна» был проведён в апреле 1967 года в американской школе Пало-Альто в Калифорнии с десятиклассниками (т. парням и девушкам было примерно по 16 лет). Инициатором эксперимента был обычный школьный учитель Рон Джонс, преподававший историю. Целью эксперимента было понять поведение немецких граждан во время репрессивного режима национал-социализма. Эксперимент проводился в течение одной недели.

Рон Джонс установил для своих подопечных жёсткие правила, а сам стал создателем неформальной молодёжной группировки. Но интереснее всего то, что сопротивления ему не оказали ни учащиеся, ни взрослые. «Третья волна» была прекращена на пятый день, и учитель смог показать ученикам, с какой лёгкостью они поддались его манипуляциям, а также, что их примерное поведение в течение всех пяти дней, по сути, ничем особо не отличалось от поведения обычных граждан нацистской Германии.

Но мы хотим рассказать вам об этом эксперименте немного подробнее.

И для начала скажем, что вообще идея проведения такого эксперимента родилась у Рона Джонса после того как один из его учеников на уроке, посвящённом Второй мировой войне, поинтересовался, как могли немцы тогда делать вид, что ничего не происходит, и что они ничего не знают ни о концлагерях, ни об убийствах, ни о пытках и т. В итоге преподаватель решил уделить этому вопросу одну учебную неделю.

Понедельник

Понедельник был посвящён объяснению ученикам силы дисциплины. Джонс приказал всем сесть и принять положение «смирно», ведь оно гораздо лучше способствует усвоению знаний. После этого он несколько раз велел участникам группы вставать и садиться в новом положении, а также несколько раз выйти из класса, а после – очень тихо вернуться и занять места.

Такая «игра» пришлась старшеклассникам по вкусу, и «приказы» они выполняли с немалым удовольствием. Когда же учитель приказал им давать четкие и быстрые ответы на вопросы, они восприняли с интересом и это, причём инициативу проявляли даже пассивные в обычном учебном процессе ученики.

Оцените статью
Добавить комментарий