Тест Томаса

Тест-опросник «Стиль поведения в конфликте» был разработан американским психологом Кеннетом Томасом. Он создан с целью исследования индивидуальной предрасположенности человека к конфликтному взаимодействию и определения стилей разрешения конфликтных ситуаций. Представленный метод может применяться в качестве ориентировки в изучении особенностей человека в плане адаптации и коммуникации, а также стиля его общения.

В методике Кеннета Томаса основное внимание уделено следующим вопросам:

  • Исследуются формы поведения людей в конфликтах
  • Определяются самые конструктивные и деструктивные формы поведения в конфликтах
  • Определяются методы стимулирования конструктивного поведения в конфликтах

Чтобы описать поведенческие типы, Кеннетом используется двухмерная модель конфликтного регулирования, в которой базовыми измерениями являются:

  • Кооперация, взаимосвязанная со вниманием индивида к интересам других участников конфликта
  • Напористость, характеризующаяся стремлением защитить собственные интересы

Исходя из этих двух измерений, учёным определяются такие способы регулирования конфликтных ситуаций, как:

  • Конкуренция в качестве стремления удовлетворить свои интересы в ущерб другому
  • Приспособление как пренебрежение своими интересами в пользу другого
  • Компромисс
  • Избегание, отличающееся отсутствием стремления как к сотрудничеству, так и к достижению собственных целей
  • Сотрудничество, в котором конфликтующие стороны находят альтернативу, удовлетворяющую интересы всех

По мнению Кеннета Томаса, во время избегания конфликта ни один участник не может достичь успеха. Если участники руководствуются принципами компромисса, приспособления или конкуренции, остаться в плюсе может только одна сторона. И лишь в процессе сотрудничества выигрывают все стороны конфликта.

В тесте-опроснике «Стиль поведения в конфликте» Томас представляет каждую из рассмотренных форм поведения посредством двенадцати суждений о том, как человек ведёт себя в конфликте. Они сгруппированы в тридцать пар в разных сочетаниях. Испытуемый должен выбрать из каждой пары суждение, наиболее соответствующее его обычному поведению.

В России тест-опросник был адаптирован российским психологом Натальей Владимировной Гришиной. Мы же представляем вашему вниманию переработанную нами версию теста-опросника.

Инструкция по прохождению теста

Ниже вам будет дано 30 пар суждений. Вам необходимо выбрать именно то, которое, на ваш взгляд, в наибольшей степени соответствует вашему обычному поведению. Над ответами не нужно подолгу задумываться. В тесте нет правильных или неправильных ответов, и, чем честнее вы будете с самими собой, тем достовернее будут полученные результаты. На прохождение теста отводится от 15 до 30 минут. После того, как тест будет пройден, вы сможете ознакомиться с ключом к тесту и интерпретацией ответов.

Тестовый материал

Итак, из каждой предложенной пары суждений выберите одно, наиболее характеризующее ваше поведение

1 пара

А) В некоторых случаях я могу предоставить другому человеку возможность быть ответственным за решение неоднозначного вопроса

Б) Я стремлюсь обращать внимание на точки соприкосновения, а не на расхождения во взглядах

2 пара

А) Я всегда стремлюсь найти компромисс

Б) Я всегда стараюсь решить проблему так, чтобы были учтены и интересы и мои и другого

3 пара

А) Практически всегда я непреклонен в достижении своей цели

Б) Практически всегда я пытаюсь сохранить хорошие взаимоотношения

4 пара

А) Я всегда стремлюсь к компромиссу

Б) В некоторых случаях я могу поступиться своими интересами, чтобы в выигрыше остался другой человек

5 пара

А) В процессе разрешения конфликта, я стремлюсь найти поддержку у соперника

Б) Я всегда стремлюсь сделать так, чтобы напряжённости не возникло

6 пара

А) Я всегда стремлюсь сделать так, чтобы у меня не было неприятностей

Б) Я всегда стремлюсь достичь своей цели

7 пара

А) Часто я стремлюсь отложить принятие решения по спорному вопросу, чтобы сделать это позже

Б) Нередко я могу пойти на уступки, чтобы добиться другой цели

8 пара

А) Как правило, я всегда настаиваю на своём

Б) В первую очередь, я всегда хочу понять, в чём суть всех затрагиваемых вопросов и интересов

9 пара

А) Мне кажется, что переживать по поводу разногласий следует далеко не всегда

Б) Я делаю всё, чтобы было так, как хочу я

10 пара

А) Я решительно пытаюсь достичь своей цели

Б) Чаще всего я стремлюсь к поиску компромиссного решения

11 пара

А) В первую очередь, я всегда хочу понять, в чём суть всех затрагиваемых вопросов и интересов

12 пара

А) Чаще всего, я стараюсь избежать позиции, способной вызвать разногласия

Б) Я могу легко пойти другому навстречу, если и он тоже готов пойти на уступки

13 пара

А) Чаще я предлагаю найти среднее решение

Б) Чаще я продолжаю настаивать на своём

14 пара

А) Я всегда объясняю другому свою позицию и интересуюсь, как думает он

Б) Я всегда доказываю другому логичность своих суждений и плюсы своей позиции

15 пара

А) Практически всегда я пытаюсь сохранить хорошие взаимоотношения

16 пара

А) Я всегда учитываю чувства другого и стараюсь не задеть их

17 пара

А) Как правило, я настойчив в достижении своей цели

18 пара

А) Я могу позволить человеку настаивать на своём, если знаю, что он будет счастлив

19 пара

Б) Часто я стремлюсь отложить принятие решения по спорному вопросу, чтобы сделать это позже

20 пара

А) Я всегда стремлюсь к немедленному преодолению разногласий

Б) Я всегда настроен на лучшее сочетание потерь и выгод для каждого

21 пара

А) В процессе переговоров я всегда учитываю желания другой стороны

Б) Мне больше нравится, когда проблема обсуждается прямо

22 пара

А) Я стремлюсь занять такую позицию, которая будет посредине между моей личной и противоположной

Б) Я всегда стремлюсь отстоять свои желания

23 пара

А) Меня всегда волнует вопрос, удовлетворены ли желания другой стороны

Б) В некоторых случаях я могу предоставить другому человеку возможность быть ответственным за решение неоднозначного вопроса

24 пара

А) Если для другого человека очень важна его позиция, я пойду ему навстречу

Б) Я стремлюсь склонить другого к компромиссному решению

25 пара

А) Я всегда доказываю другому логичность своих суждений и плюсы своей позиции

Б) В процессе переговоров я всегда учитываю желания другой стороны

26 пара

Б) Практически всегда я стремлюсь сделать так, чтобы были удовлетворены желания всех сторон

27 пара

А) Я стараюсь не занимать потенциально спорной позиции

Б) Я могу позволить человеку настаивать на своём, если знаю, что он будет счастлив

28 пара

Б) В процессе разрешения конфликта, я стремлюсь найти поддержку у соперника

29 пара

Б) Мне кажется, что переживать по поводу разногласий следует далеко не всегда

30 пара

А) Я всегда стараюсь сделать так, чтобы чувства другого не были задеты

Б) Чаще всего я придерживаюсь такой позиции в спорной ситуации, чтобы и я и другой человек достигли успеха

Теперь можете ознакомиться с ключом к тесту.

Ключ к тесу

Просмотрите нижеследующую таблицу и проставьте себе 1 балл за каждый ответ, который совпадает с ключами.

А теперь вы можете интерпретировать полученные результаты.

Интерпретация результатов теста

То количество баллов, которое вы набрали по каждой из шкал, показывает, насколько выражена у вас тенденция к тому или иному поведению в процессе конфликтного взаимодействия (характеристики указаны в начале). Чтобы узнать, какой тип поведения у вас доминирует, нужно просто сопоставить баллы по каждой из форм, и выбрать ту, по которой набрано наибольшее количество баллов.

Как уже упоминалось, Кеннет Томас полагал, что самой конструктивной и продуктивной является стратегия сотрудничества, т. только посредством неё в выигрыше могут остаться все стороны конфликта. Однако некоторые специалисты утверждают, что наиболее оптимально применять все пять стратегий, а лучшими показателями считаются такие, когда по каждому типу поведения набрано от 5 до 7 баллов.

ВАЖНОЕ ДОПОЛНЕНИЕ: Если у вас есть желание пройти ещё несколько тестов на диагностику своего поведения в конфликтах, но уже в автоматизированной форме, то предлагаем вам пройти наш курс по самопознанию. Но заметим, что в нём вы найдёте не только раздел и тесты, посвящённые конфликтологии, но и множество других разделов и тестов, которые раскроют вам другие особенности вашей личности, покажут ваши преимущества и укажут на то, над чем стоит поработать. Курс вы найдёте вот по этой ссылке.

Желаем вам успехов и старайтесь обходиться без конфликтных ситуаций!

С древних времён люди развивали представления о четырёх «видах» темперамента. Почему четыре? Это связано с количеством «первичных веществ», из которых, по мнению греческих философов, состоит всё мироздание. Так что предтечами системы DISC, разработанной в ХХ веке, принято называть Эмпедокла и Гиппократа.

Последний и создал классическое учение о темпераментах, описал сангвиников, холериков, флегматиков и меланхоликов. Кроме того, ввёл он и другую систему, в которой характеры народов зависят от рельефа и климата; здесь тоже он выделил четыре типа – «горные» люди, «низинные», «равнинные» и «степные».

Эта классическая теория уже давно считается устаревшей. Однако усилиями психологов ХХ века она «переродилась» в виде системы DISC, описывающей поведение человека в определённых ситуациях. DISC рассматривает «стили» поведения и предпочтения индивида, не касаясь умственных и эмоциональных особенностей. Видимо, эта система имеет определённую связь с бихевиоризмом – учением американского происхождения, которое тоже сводит человеческую психологию к поведенческим моделям и не затрагивает умственную и чувственную стороны личности.

Здесь мы тоже видим классическую «четвёрку», хотя обоснование её другое. Есть два типа отношения человека к миру: благоприятные и неблагоприятные. И есть два варианта возможной реакции: активная и пассивная. В результате получаются четыре поведенческих типа.

  • Тип D – доминирование. Такие люди предпочитают активно действовать в неблагоприятной обстановке. Они требовательны к себе и другим, обладают волевым характером, эгоцентричны, быстро реагируют на смену обстоятельств. Они агрессивны, честолюбивы и любят руководить. В классической системе такое поведение соответствует холерику.
  • Тип I – влияние. Относящиеся к этому типу любят активно действовать в благоприятной обстановке. Это общительные и оптимистичные личности, любящие и умеющие заводить новые знакомства. Им несвойственно силой вмешиваться в жизнь других, однако они притягивают своим позитивным настроем и способностью убеждать. Дипломатия – пожалуй, одно из самых сильных их качеств. Это, как нетрудно догадаться, сангвиники.
  • Тип S – постоянство. Такие люди действуют пассивно в благоприятной для них обстановке. Им присуще постоянство, они не любят резких изменений и неожиданных поворотов. Они спокойны и внимательны, уважительно относятся к окружающим, при этом их поведение в определённой степени предсказуемо. Гиппократ бы сказал, что это типичные флегматики.
  • Тип C – соответствие. Принадлежащие к этому разряду ведут себя пассивно в неблагоприятной ситуации. Эти люди увлечены правилами и инструкциями, которые они стремятся полностью соблюдать, чтобы не совершить ошибку. В действиях они осторожны и сосредоточены. При этом обычно они не сильно стремятся к контактам с окружающими и редко проявляют эмоции. На оставшийся «классический» темперамент — меланхолический – это описание не похоже, хотя соответствующее поведение такие люди могут проявлять, если им не удаётся «вписаться» в необходимые стандарты.

В середине ХХ века Томас Хендриксон на основе DISC создал тестовую систему, по которой оценивается поведение человека в разнообразных ситуациях. Таких типовых ситуаций три: повседневная жизнь, работа и стрессовая обстановка. По результатам тестов создаётся график, отображающий склонность взаимодействия индивида с окружающим миром, начиная от манеры одеваться и здороваться, и кончая профессиональными и организационными навыками. Модификация данного теста также является частью нашего курса по самопознанию.

Для чего же необходима система DISC? В настоящее время тестирование по этой системе популярно в рамках курсов по управлению персоналом. Однако ценность методики не ограничивается столь узкой сферой, как менеджмент. Если собеседники или сотрудники относятся к разным поведенческим типам, то между ними возможны разногласия. Знание типов, к которым принадлежат окружающие, коллеги по работе, соседи и лично вы, позволяет лучше выстраивать отношения, избегать неприятных ситуаций и достигать желаемых целей.

Если говорить про менеджмент и управление предприятием, то и здесь DISC открывает «глобальные» подробности. На отечественных предприятиях традиционно закрепился «советский» стиль управления – жёсткий и авторитарный, при котором из всего персонала «личностью» признаётся только один человек – директор; все остальные – по сути, рабочие лошади, обязанные чётко выполнять распоряжения этой «единственной личности». В результате производительность труда чаще всего невысокая, ибо один человек просто не в состоянии уследить за всем механизмом организации.

На западных предприятиях оценивание персонала применяется уже почти сто лет. Здесь очень важны такие качества сотрудника, как инициативность, воля, активные действия – и, с другой стороны, умение работать в коллективе, признавать общие для всех правила и подчиняться им, исполнительность. В зависимости от типа личности сотрудника (а здесь все сотрудники являются полноценными личностями) в организации распределяются должности и обязанности, а ценность каждого из них определяется его сильными и полезными качествами.

Передовые российские владельцы и директора предприятий пытаются внедрить эти научные принципы в свои организации. По их словам, в нашей стране это пока сопряжено со множеством проблем, поскольку население привыкло к командно-административному управлению. По всей видимости, дело не только в том, что наши люди могут работать только «из-под палки». «Советская» система, чёткая и жёсткая в теории, в действительности порождает хаос и неразбериху, на которой предприимчивые сотрудники могут «нагреть руки» — больше заработать при минимальных трудовых усилиях, унести что-нибудь с завода, продвинуться по карьерной лестнице и устранить более образованных и совестливых конкурентов. В то время как управление по системе DISC заставляет работников «выкладываться на полную».

Если вы хотите проанализировать себя по данной методике, то вы можете это сделать в нашем тренинге по самопознанию, где собраны лучшие мировые методики психологического тестирования.

Тест К. Томаса позволяет выявить ваш стиль поведения в конфликтной ситуации. Методика может использоваться в качестве ориентировочной для изучения адаптационных и коммуникативных особенностей личности, стиля межличностного взаимодействия. В России тест адаптирован Н. Гришиной.

В своем подходе к изучению конфликтных явлений К. Томас делал акцент на изменении традиционного отношения к конфликтам. Указывая, что на ранних этапах их изучения широко использовался термин «разрешение конфликтов», он подчеркивал, что термин подразумевает, что конфликт можно и необходимо разрешать или элиминировать. Целью разрешения конфликтов, таким образом, было некоторое идеальное бесконфликтное состояние, где люди работают в полной гармонии. Однако в последнее время произошло существенное изменение в отношении специалистов к этому аспекту исследования конфликтов. Оно было вызвано, по мнению К. Томаса, по меньшей мере двумя обстоятельствами: осознанием тщетности усилий по полной элиминации конфликтов, увеличением числа исследований, указывающих на позитивные функции конфликтов. Отсюда, по мысли автора, ударение должно быть перенесено с элиминирования конфликтов на управление ими.

В соответствии с этим К. Томас считает нужным сконцентрировать внимание на следующих аспектах изучения конфликтов: какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей, какие из них являются более продуктивными или деструктивными; каким образом возможно стимулировать продуктивное поведение.

Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов:

Соперничество (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;2. Приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;3. Компромисс предполагает взаимодействие на основе равного учета интересов обеих сторон конфликта и некоторого отхода от первоначальных позиций на основе обоюдности;4. Избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;5. Сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше. В своем Опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.

Проективный тест Маркерта

Тест Маркерта – простейший проективный тест, состоящий из восьми абстрактных фигурок, каждая из которых символизирует определённое состояние человека. Методика позволяет выявлять смутно осознаваемые побуждения, оценивать.

Томас Хэнел — Депрессия, или Жизнь с дамой в черном

В книге известного швейцарского специалиста Томаса Хэнела описаны все формы депрессии, а также методы диагностики и коррекции. Особое внимание уделено маниакально-депрессивному психозу, депрессии ларвированной, сезонной,.

Гришина Н. — Психология конфликта

В книге полно и систематично изложены психологические проблемы конфликтов. Виды конфликтов, психологические подходы к их пониманию, анализ взаимодействия людей в конфликтных ситуациях, особенности переживания человеком.

Кармин А. — Конфликтология

Книга представляет собой систематический очерк основных проблем конфликтологии. Рассматриваются различные типы конфликтов, причины возникновения и варианты развития конфликтных ситуаций, методы диагностики и анализа конфликтов,.

Методика «Q-сортировка» В. Стефансона

Опросник В. Стефенсона (Уильяма Стефансона) «Q-сортировка» (Q-sort Technique) используется для изучения представлений личности о себе и диагностики тенденций поведения в группе. Метод может использоваться для условного деления.

Поведение в конфликте

Тест К. ТомасаДля описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас использует двухмерную модель регулирования конфликтов (рисунок):

  • первое измерение — кооперация (учет интересов других людей, вовлеченных в конфликт);
  • второе измерение — напористость (настойчивость в защите собственных интересов).

Автор выделяет следующие варианты:

  • соперничество (конкуренция) — стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;
  • приспособление — принесение собственных интересов в жертву ради другого (противоположность соперничеству);
  • компромисс — готовность поступиться своими интересами и частично учесть интересы другого;
  • избегание — пассивная стратегия, при которой отсутствует стремление, как к кооперации, так и к достижению собственных целей;
  • сотрудничество — поиск решения, учитывающего интересы обеих сторон.

Инструкция: Вам предлагается 30 пар суждений, которые помогут определить некоторые особенности Вашего поведения. В каждой паре имеются два варианта (А и Б), из которых Вы должны выбрать тот, который в большей степени соответствует Вашим взглядам, Вашему мнению о себе. В тесте используется термин «другой» — это вовлеченный в конфликт человек, заинтересованный в его разрешении. Ключ к тестуОбработка и интерпретация результатов тестаЗа каждое совпадение ответа с ключом испытуемому начисляется один балл, затем суммируются баллы в каждой колонке. Эти показатели определяют предпочитаемый тип (стратегию) поведения в конфликтной ситуации: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление. Доминирующим считается тип/типы поведения, набравший(ие) максимальное количество баллов. Разработчик теста считает, что:

  • при выборе стратегии избегания конфликта ни одна из сторон не получает выигрыша;
  • при выборе стратегии конкуренции, приспособления или компромисса в выигрыше оказывается только один из участников (другой — проигрывает), либо проигрывают оба (идя на компромиссные уступки, не реализуют всех возможностей ситуации);
  • при выборе стратегии сотрудничества выигрыш получают обе стороны.

Ранее в менеджменте конфликты воспринимались как сугубо отрицательное явление, считалось, что следует избегать любых столкновений (широко использовался термин «разрешение конфликтов»). То есть целью управления было достижение в коллективе некоего идеального бесконфликтного состояния (люди гармонично общаются, сотрудничают и помогают друг другу). Однако в последнее время отношение специалистов к конфликтам существенно изменилось: некоторые из них играют конструктивную роль, поэтому задача менеджеров — управлять конфликтами (стимулировать продуктивное поведение и исправлять деструктивное).

Оцените статью
Добавить комментарий