Тест роршаха

Библиотека » Психологические методики » Расшифровка теста Роршаха

Картинки и расшифровка. Описание карточек

Продолжение. Начало см. Тест Роршаха — проективный тест чернильных пятен

Для проективного теста Роршаха нужно десять картинок (карточек) с чернильными пятнами: пятью — черными, двумя — красными и черными и тремя — разноцветными. Исследователь показывает карточки с пятнами в определенном порядке, а потом спрашивает тестируемого, что это может быть. Когда участник эксперимента увидит все чернильные пятна и поделился соответствующими соображениями, исследователь снова показывает карточки одна за другой.

Тестируемый должен назвать все, что видит, уточнить, где он/она это видит и почему чернильное пятно вызывает у него тот или иной образ. Карточку можно крутить, наклонять, переворачивать
вверх ногами — то есть рассматривать, как заблагорассудится. Записываются все слова и действия пациента, а также отмечается продолжительность ответов.

Отсутствие реакции или неспособность описать изображенное на карточке может означать наличие психологической блокировки в сфере, представленном такой карточкой, или временное нежелание принимать такую сферу.

Каждый ответ теста Роршаха расшифровывается и классифицируется с помощью специально разработанной системы символов по 5 категориям:

  • Локализация (выбор для ответа всего изображения или его отдельных деталей);
  • Детерминанты (что именно используется для формирования ответа: форма изображения, его цвет, форма и цвет одновременно и т. д.);
  • Уровень формы (насколько адекватно форма изображения отражена в ответе, при этом в качестве критерия используются интерпретации, получаемые наиболее часто);
  • Содержание (чего или кого именно касается ответ: людей, животных, растений, неодушевленных предметов, абстрактных фигур и т. д.);
  • Оригинальность — популярность (оригинальными считаются очень редкие ответы, а популярными те, которые встречаются не менее чем у 30% обследуемых).

Эти категории имеют детально разработанные классификации и интерпретации. Обычно изучаются «суммарные оценки», т. суммы однотипных оценок, отношения между ними. Совокупность всех полученных отношений позволяет создать единую и уникальную структуру взаимосвязанных особенностей личности.

Затем ответы анализируются и подсчитываются. На основе ряда математических вычислений подводят итоги теста и интерпретируют конечный результат, исходя из полученных эмпирических данных.

Карточка 1. «Летучая мышь, бабочка, моль»

На первой картинке теста Роршаха только черные чернила. Карточка, с которой начинается эксперимент, подскажет, как пациент воспринимает новые и стрессовое задачи. Участники обычно видят в изображении летучую мышь, моль, бабочку или морду какого-то животного, подобного слону или кролику. Реакция на эту карточку дает общую характеристику человека.

  • Для кого-то летучая мышь означает что-то нечистое или демоническое, для кого-то — путь сквозь тьму и перерождение.
  • Бабочки символизируют переходный период, трансформацию, а также способность расти, изменяться и преодолевать препятствия.
  • Моль символизирует чувство недооцененности, недовольство собственной внешностью, а также слабость и раздражение.
  • Морда животного, в частности слона, символизирует умение реагировать на проблемы, страх и нежелание заглянуть внутрь себя. Такое восприятие картинки может также символизировать наличие серьезной проблемы, которая игнорируется, и служить замечанием по вопросу, которого человек старается избегать.

Карточка 2. «Два человека»

На этой карточке из теста Роршаха изображена картинка красными и черными чернилами. Рисунок обычно воспринимается как сексуальный. Красные элементы пациенты часто называют кровью. Реакция на эту картинку свидетельствует о способах контроля чувств, физической боли или гнева. Люди часто видят на картинке молящегося человека; либо две фигуры; человека, который смотрит на себя в зеркало, или четырехлапое животное, подобное собаке или слону.

  • Две фигуры символизируют созависимость, одержимость сексом, неоднозначные чувства в отношении секса или зацикленность на отношениях.
  • Человек, который смотрит на себя в зеркало, символизирует эгоцентризм или самолюбование. Это может быть и отрицательная, и положительная черта, в зависимости от чувств человека.
  • Собака символизирует преданного и верного друга. Если пациент увидел что-то негативное, это может свидетельствовать о необходимости осознать собственные страхи и чувства.
  • Слон может символизировать глубокомыслие, память и ум, но также — отрицательное физическое самовосприятие.
  • Медведь может символизировать агрессию, конкуренцию, независимость, восстановление, а также — чувство уязвимости, незащищенность или открытость и честность (игра слов по-английски: bear
    — медведь, bare — обнажать, обнаруживать, разоблачать).
  • Эта карта имеет сексуальное значение, поэтому, если кто-то видит человека, который молится, это может символизировать отношение к сексу в контексте определенных религиозных верований. Кровь может означать, что человек ассоциирует физическую боль с религией, а также обращается к молитве, переживая непростые эмоции (например, гнев), или ассоциирует гнев с религией.

Карточка 3. «Два человека»

Третий рисунок теста Роршаха — картинка красными и черными чернилами. Реакция на нее свидетельствует об отношении пациента к другим людям в процессе социального взаимодействия.

Распространенные варианты восприятия изображения: две фигуры; человек, смотрящий в зеркало, бабочка или моль.

  • Если человек видит общую трапезу двух человек, это свидетельствует об активной общественной жизни. Человек, который видит двух человек, моющих руки, может чувствовать себя незащищенным или нечистым, а также страдать паранойей. Человек, который видит двух человек, играющих в определенную игру, подвержен конкуренции в социальном взаимодействии.
  • Человек, который смотрит в зеркало, символизирует эгоцентризм, пренебрежение другими или несостоятельность воспринимать людей такими, какие они есть.

Карточка 4. «Шкура животного, кожа, ковер»

Четвертая карточка называется «отцовской». На ней — затушеванное изображение черными чернилами. Тестируемые нередко видят большую, порой жуткую фигуру — чаще мужскую, чем женскую. Восприятие этих чернильных пятен отражает воспитание человека и его отношение к авторитету. Люди вспоминают крупное животное или монстра, шкуру животного.

  • Большое животное или монстр может символизировать чувства неполноценности, сильный страх перед авторитетами или представителями власти, в частности перед отцом.
  • Шкура животного может символизировать существенный дискомфорт, связанный с темой отца. С другой стороны, она может свидетельствовать, что человек не имеет проблем с авторитетностью и неполноценностью.

Карточка 5. «Летучая мышь, бабочка, моль»

Карточка 6. «Шкура животного, кожа, ковер»

На этой карте — пятна от черных чернил, которые отличаются от других карт текстурой. Реакция на это изображение касается сферы близости между людьми, поэтому эту картинку теста Ророшаха еще называют «секс-картой». Распространенные варианты восприятия изображения: шкура животного, может свидетельствовать о страхе перед близкими отношениями, порождает у человека ощущение пустоты и изоляции.

Карточка 7. «Человеческие головы или лица»

На этой карточке — пятна черных чернил, которые обычно связывают с женственностью. Поэтому основные варианты восприятия изображения — женщины и дети, а карточку называют «материнской». Если человеку сложно описать увиденное, в ее жизни могут быть проблемы с женскими фигурами. Тестируемые видят на карте головы или лица женщин и детей, а еще поцелуй.

  • Головы женщин символизируют чувства человека, связанные с образом матери. Эти чувства влияют на отношение к лицам женского пола в целом.
  • Головы детей символизируют чувства, связанные с детством и необходимостью заботиться о внутреннем ребенке. Такое восприятие может также свидетельствовать о необходимости анализа и корректировки отношений человека с матерью.
  • Поцелуй символизирует стремление человека к любви и воссоединения с материнским образом. Это может свидетельствовать, что человек когда-то имел близкие отношения с матерью и теперь ищет этой близости в других отношениях
    — романтических или социальных.

Карточка 8. «Животные, не кошка и не собака»

Это очень яркая карта, на которой использованы серые, розовые, оранжевые и синие чернила. Это не только первая разноцветная, но и исключительно сложная картинка теста Ророшаха. Если эта карта или кардинальное изменение изображения смущает человека, это может свидетельствовать о трудностях с реагированием на сложные ситуации или эмоциональные раздражители.

Карточка 9. «Человек»

На этой карте использованы зеленые, розовые и оранжевые чернила. Пятна на ней — нечеткие, и распознать изображение непросто. Большинство людей не могут разобраться в увиденном. Именно поэтому эта карта определяет умение человека справляться с недостатком структуры и уверенности. Распространенные ответы: какой-то человек или неопределенная жуткая фигура.

  • Когда речь идет о человеке, отношение пациента к этому лицу свидетельствует о его умении справляться с бессистемностью времени и информации.
  • Образ зла может свидетельствовать, что для внутреннего комфорта человеку нужна структурированность в жизни и он не терпит неопределенности.

Карточка 10. «Краб, омар, паук»

Последняя карта теста Роршаха — самая яркая. В изображении использованы оранжевые, желтые, розовые, зеленые, серые и синие чернила. По структуре картинка подобная изображению на Карте 8, а вот по сложности
— Карточке 9. Большинству тестируемых картинка кажется приятной, но люди, которым не понравилась сложная Карточка 9, могут почувствовать то же самое и по этой карте.

Такая реакция может свидетельствовать о наличии проблем с подобными, синхронными или совместимыми раздражителями. Распространенные варианты восприятия: краб, омар (лобстер), паук, морда кролика, змея или гусеница.

  • Краб может символизировать склонность к зацикливанию на определенных вещах или людях или свидетельствовать о назойливости человека.
  • Лобстер может символизировать силу, настойчивость и умение справляться с незначительными проблемами. Лобстер может также свидетельствовать, что человек боится нанести себе вред или быть раненным другими.
  • Паук может символизировать страх, ощущение запутанности или свидетельствовать, что человек оказался в неудобном положении из-за собственной лжи. Паук также символизирует властную мать и женскую силу.
  • Морда кролика может символизировать плодородие и позитивное мышление.
  • Змеи могут символизировать опасность. Человек, который видит змей, может чувствовать, что его обманывают или предают, а еще бояться неизвестного. Кроме того, змеи рассматриваются как фаллический символ и касаются неприемлемого или запрещенного секса.
  • Если человек видит гусениц на последней карте в тесте, это свидетельствует о перспективах развития и осознания того, что личность постоянно меняется и эволюционирует.

Библиотека » Психологические методики » Психологический тест пятна Роршаха

Тест Роршаха — проективный тест чернильных пятен

Тест Роршаха (тест чернильных пятен) — проективный тест, с помощью которого на основе интерпретаций чернильных пятен можно проанализировать личность человека и определить черты его характера.

Герман Роршах (1884-1922) — швейцарский врач-психиатр. Он был старшим сыном художника, который, достигнув успеха, зарабатывал на жизнь преподаванием в Цюрихе. Благодаря отцу еще в
детстве стал увлекаться искусством чернил и в средней школе имел прозвище «Клекс» (букв. «чернильное пятно»).

После школы, которую он окончил с отличием, Роршах поступил в колледж на медицинский факультет. В 1912 году получил степень доктора медицины в Цюрихском университете и с тех пор работал в различных психиатрических клиниках.

В 1911 году, еще во время учебы в университете, Герман Роршах начал эксперименты с участием школьников. С помощью чернил он пытался выяснить, имеют ли художественно одаренные дети лучше развитое воображение. Соответствующие выводы он делал на основе их интерпретаций чернильных пятен.

Хотя результаты данного эксперимента не сохранились, тесты Роршаха существенно повлияли не только на дальнейшую научную деятельность Германа, но и в целом на развитие психологии. Роршах не был первым ученым, который обратился к чернильным пятнам в своей работе, однако в его эксперименты были впервые использованы как важное средство для анализа.

В течение следующих десяти лет Роршах проводил исследования для совершенствования своего метода изучения черт личности с помощью чернильных пятен. Работая в психиатрической клинике он анализировал восприятие психически
нездоровых и эмоционально нестабильных лиц. А привлекая к исследованиям здоровых людей, смог создать обобщающий тест.

Роршах изложил свои взгляды в книге «Психодиагностика» (1921). В ней ученый сформулировал собственную теорию личности. Согласно ей, для всех людей характерна совокупность интровертированных и экстравертированный черт
— их мотивируют как внутренние, так и внешние факторы.

Экстраверсивный тип — это такой тип личности, который преимущественно обусловливает свое поведение причинами, лежащими вне его «Я», а интровертированный строит свою деятельность исходя из внутренних
причин, присущих его «Я».

Понятие экстраверсии и интроверсии у Роршаха не полностью совпадает с таковыми у других известных психологов — К. Юнга, Г. Айзенка и др. Соотношением между параметрами интроверсии и экстраверсии
(«экстратензии» по Роршаху) определяется «тип переживания» — важнейший показатель
теста Роршаха. Тип переживания указывает на то, «как», а не «что» именно переживает индивидуум, как он взаимодействует со своим окружением. Интроверсия больше зависит от внутренних переживаний, экстратензия — от внешних впечатлений.

Роршах считал, что на основе теста чернильных пятен можно определить некоторые из этих черт и выявить как психические отклонения, так и сильные стороны человека. Преобладание
у тестируемого кинестетических ответов (по движению) связано с интроверсивным типом переживания, преобладание цветовых ответов — с экстратензивным. Помимо установления общей направленности личности («тип переживания») тест Роршаха
позволяет получить диагностические данные о степени реалистичности восприятия действительности, эмоциональном отношении к окружающему миру, тенденции к беспокойству, тревожности, тормозящей
или стимулирующей активность человека.

Когда книга Роршаха вышла в печати, психиатры основном проигнорировали ее, так как в то время господствовало убеждение, что личность нельзя проанализировать или протестовать. В 1922 году специалисты обратили внимание
на тест Роршаха, и на заседании Психоаналитического общества
был поднят вопрос о дальнейшем совершенствовании эксперимента.

Герман Роршах умер от аппендицита в апреле 1922 года, в возрасте тридцати семи лет, не дожив до мировой популярности своего теста.

В настоящее время известны многочисленные вариации теста чернильных пятен, разработанные по образцу теста Роршаха, а также его модификации для проведения индивидуального и группового обследования.

Диагностические показатели теста Роршаха не имеют строго однозначной психологической интерпретации для всех исследуемых. Результат достигается непосредственным контактом с
тестируемым, его углубленным изучением и интерпретацией его индивидуальных ответов. Несмотря на то, что до сих пор нет научной теории, однозначно подтверждающей правоту Роршаха и связывающей особенности интерпретации стимулов теста с личностными характеристиками, его
методика широко
используется в психологической и лечебной практике. Валидность теста Роршаха подтверждена многочисленными исследованиями. В 1980-90-х гг. подтверждена и высокая ретестовая надежность
как отдельных групп показателей теста, так и методики в целом.

Как и прочие известные психологические методики, тест Роршаха давно вышел за рамки психологии и психиатрии и стал частью мировой масс-культуры. Он фигурирует в многочисленных литературных произведениях, комиксах, фильмах, сериалах, и даже в fashion-показах, когда дизайнеры используют характерные пятна в линейках модной одежды.

Видео. Культовый персонаж комикса и фильма «Хранители» (2009) Роршах проходит тест чернильных пятен:

Пятна Роршаха в дизайне одежды:

Тест Роршаха: картинки и расшифровка

Описание методики

Проективная методика исследования личности. Создана Г. Роршахом в 1921 г. По своей популярности в психодиагностических исследованиях личности данный тест занимает ведущее место среди других проективных методик. Стимульный материал к тесту состоит из 10 стандартных таблиц с черно-белыми и цветными симметричными аморфными (слабоструктурированными) изображениями (т. «пятна» Роршаха).

Обследуемому предлагают ответить на вопрос о том, на что, по его мнению, похоже каждое изображение. Ведется дословная запись всех высказываний обследуемого, учитываются время с момента предъявления таблицы до начала ответа, положение, в котором рассматривается изображение, а также любые особенности поведения. Завершается обследование опросом, который осуществляется экспериментатором по определенной схеме (уточнение деталей изображения, по которым возникли ассоциации и т. Иногда дополнительно применяется процедура «определения пределов», сущность которой состоит в прямом «призыве» обследуемого к определенным реакциям-ответам.

Каждый ответ формализуется с помощью специально разработанной системы символов по следующим пяти счетным категориям:

  • локализация (выбор для ответа всего изображения или его отдельных деталей);
  • детерминанты (для формирования ответа могут быть использованы форма изображения, цвет, форма совместно с цветом и т. д.;
  • уровень формы (оценка того, насколько адекватно форма изображения отражена в ответе, при этом в качестве критерия используются интерпретации, получаемые наиболее часто);
  • содержание (ответ может касаться людей, животных, неодушевленных предметов и т. д.);
  • оригинальность-популярность (оригинальными считаются очень редкие ответы, а популярными те, которые встречаются не менее чем у 30% обследуемых).

Эти счетные категории имеют детально разработанные классификации и интерпретативные характеристики. Обычно изучаются «суммарные оценки», т. суммы однотипных оценок, отношения между ними. Совокупность всех полученных отношений позволяет создать единую и уникальную структуру, взаимосвязанных особенностей личности.

Тестом Роршаха диагностируют структурные характеристики личности: индивидуальные особенности аффективно-потребностной сферы и познавательной деятельности (когнитивный стиль), внутриличностные и межличностные конфликты и меры борьбы с ними (защитные механизмы), общую направленность личности (тип переживания) и т.

Теоретические основы

Основные теоретические установки Роршаха заключались в следующем.

Если человек оперирует всем пятном целиком, значит, он способен воспринимать основные взаимосвязи и склонен к систематизированному мышлению. Если фиксируется на мелких деталях, значит, он придирчив и мелочен, если на редких — значит, склонен к «необычайному» и способен к обостренной наблюдательности. Ответы на белый фон, по мнению Роршаха, свидетельствуют о наличии оппозиционной установки: у здоровых людей — о склонности к дискуссиям, об упрямстве и своеволии, а у психически больных — о негативизме и странностях в поведении. Во всех этих трактовках прослеживается тенденция к прямым аналогиям и мысль об однозначности способа видения и характера мышления. Видишь всякую мелочь, — значит, педант, видишь не сами пятна, как большинство людей, а прилежащий белый фон, — значит, и мыслишь нетрадиционно.

Способность к четкому восприятию формы пятен Роршах считал индикатором устойчивости внимания и одним из важнейших признаков интеллекта. Ответы по движению, возникающие при содействии представлений о прежде виденных или испытанных самим субъектом движениях, он рассматривал как показатель интеллекта, меру внутренней жизни (интраверсии) и эмоциональной стабильности. Большое количество цветовых ответов он расценивал как проявление эмоциональной лабильности.

Соотношение ответов по движению и цвету Роршах назвал «типом переживания». Преобладание ответов по движению он связал с интраверсивным типом переживания, преобладание цветовых ответов — с экстратензивным. Главное отличие интраверсии от экстратензии он усматривал в большей зависимости от внутренних переживаний, чем от внешних впечатлений.

Уделив особое внимание особенностям восприятия пятен, Роршах сравнительно мало останавливался на том, какие именно объекты усматривались в них. Он полагал, что содержательная сторона ответов только случайно отражает переживания испытуемых.

Несмотря на то, что и по настоящее время нет завершенной теории, связывающей особенности интерпретации стимулов с личностными характеристиками, валидность теста доказана многочисленными исследованиями. Специальными исследованиями 80-90 гг. подтверждена и высокая ретестовая надежность как отдельных групп показателей теста, так и методики в целом. Развитие теста Роршаха привело к появлению шести наиболее известных в мировой психодиагностической практике схем анализа полученных результатов, которые имеют как формальные, так и интерпретативные различия. Известны тесты «чернильных пятен», разработанные по образцу теста Роршаха, его модификации для проведения группового обследования.

После смерти автора методики дальнейшее развитие тест Роршаха получил в США, где, начиная с 30-х годов, интерес к нему начал расти, и он стал приобретать популярность. Всего в США было сформировано 5 основных подходов к использованию теста Роршаха.

Первые два подхода были созданы С. Беком и М. Гертц, которые придерживались традиционного роршаховского взгляда на эту методику. Основное значение эти исследователи придавали стандартизации тестирования и сбору данных методом Роршаха.

Следующий известный подход, предложенный Б. Клопфером, был основан на психоаналитической интерпретации формальных характеристик ответа испытуемого.

Еще одна система использования теста (система З. Пиотровского) была ориентирована на исследование методом Роршаха неврологических больных с органической патологией головного мозга.

Очередной психоаналитический подход к использованию теста Роршаха был разработан Д. Рапапортом. Его идеи относительно теста Роршаха были развиты Р. Шафером, который представил первую попытку интерпретации содержания ответов с точки зрения психодинамики личности испытуемого.

В Европе наиболее крупным ученым, работавшим с тестом Роршаха, был Э. Бохм. К сожалению, в 70-е годы дальнейшее систематическое развитие Европейской школы по применению теста Роршаха практически прекратилось.

Процедура проведения

Исследование должно проводиться в спокойной и непринужденной обстановке в отсутствие посторонних. При необходимости присутствия третьего лица желательно предупредить об этом испытуемого и получить его согласие. Следует заранее обеспечить непрерывность эксперимента, исключить телефонные звонки и другие отвлекающие моменты. Если испытуемый пользуется очками, надо заранее позаботиться, чтобы они были под рукой. Испытание лучше проводить при дневном свете. В тех случаях, когда проводится развернутое психологическое исследование, тест Роршаха рекомендуется предлагать испытуемому в первую очередь.

Экспериментатор садится за стол под прямым углом по отношению к испытуемому или рядом с ним так, чтобы видеть таблицы одновременно с испытуемым. Таблицы предварительно кладутся слева от экспериментатора вниз изображением.

Прежде чем начать опыт, надо спросить испытуемого, знаком ли он с методикой, слышал или читал о ней. Перед показом таблиц в предварительной беседе следует установить контакт с испытуемым. Чрезвычайно важно также знать о физическом (усталость, болезнь) и психическом состоянии субъекта во время показа таблиц.

Происхождения таблиц обычно не объясняют. Если испытуемый спрашивает, не является ли данный эксперимент проверкой интеллекта, следует ответить отрицательно, но можно согласиться с мнением, что испытание представляет собой проверку фантазии. От вопросов испытуемого в ходе эксперимента следует уклоняться и откладывать их разрешение «на потом».

Работа с испытуемым состоит из четырех этапов: 1) собственно выполнение, 2) опрос, 3) использование аналогий, 4) определение пределов чувствительности.

1-й этап

Таблицы дают испытуемому в руки в основном положении, в определенной последовательности — согласно номеру на обороте таблицы. Испытуемого спрашивают, что напоминают ему пятна, на что они похожи. Инструкцию можно повторять несколько раз. Если испытуемый сомневается в правильности своих ответов, то ему говорят, что ошибочных ответов не бывает, так как все люди видят на таблицах разное. Бом предлагает дополнить инструкцию следующей фразой: «Вы можете поворачивать таблицы как угодно». По мнению Клопфера и соавторов, замечания о повороте таблиц в первоначальную инструкцию включать не следует, но когда испытуемый сам начинает поворачивать таблицу, ему не мешают. Мы рекомендуем воспользоваться инструкцией Бома.

Следует избегать всякой подсказки в отношении толкований пятен. Допустимы поощрения: «Да», «Отлично», «Видите, как хорошо у Вас получается». При трудностях с ответом на первую таблицу экспериментатор ведет себя выжидательно, но если толкование так и не дается, надо переходить к следующей таблице. Если после первого ответа следует длинная пауза, спрашивают: «А что еще? Вы можете дать несколько ответов».

Время не ограничивается. Допускается прерывание работы с одной таблицей после 8—10 ответов.

Все ответы испытуемого записываются в протокол исследования. Фиксируются восклицания, мимика, поведение испытуемого и все замечания экспериментатора. Положение таблицы отмечают углом, вершина которого означает верхний край таблицы, или буквами: Λ — основное положение таблицы (а), > — верхний край таблицы справа (b), v — таблица перевернута (с), < — верхний край таблицы слева (d). Локализация ответов описывается словесно или отмечается на специальной дополнительной схеме, где таблицы изображены в уменьшенном виде. Если речь идет не об основном положении таблицы, то обозначения типа «снизу», «сверху», «справа» рекомендуется заключать в скобки. Временные показатели фиксируются при помощи часов с секундной стрелкой; секундомер нежелателен, так как может вызвать экзаменационный стресс.

2-й этап

Опрос, необходимый для уточнения ответов. Главная ориентация опроса заключается в словах: «где?», «как?» и «почему?» («Покажите, где находится», «Как возникло у Вас такое впечатление?», «Почему это такой-то образ?»). При этом лучше пользоваться терминологией самого испытуемого. Если, например, дан ответ «красивая бабочка», можно спросить, что делает пятно похожим на бабочку и почему она выглядит красивой. Формулировка последующих вопросов будет зависеть от полученных ответов. Не следует наводящими вопросами внушать испытуемому такие ответы которые не отражают его личного восприятия.

Если испытуемый затрудняется в словесном обозначении локализации ему предлагают сделать копию указанной части пятна при помощи прозрачной бумаги или нарисовать увиденный образ. Для уточнения, виден ли человеческий образ в движении, экспериментатор просит испытуемого более подробно рассказать о воспринятом. Вопросы типа: «Речь идет о живом или о мертвом?» — не рекомендуются. Для выяснения, использован ли в ответе цвет, спрашивают, можно ли увидеть тот же образ на уменьшенных ахроматических диаграммах.

Если на этом этапе даются дополнительные ответы, они могут быть использованы для общей оценки, но при расчетах не учитываются.

3-й этап

Использование аналогий необязательно и применяется только там, где опрос не выявил, на какие особенности пятен опирался испытуемый в своих ответах. Спрашивают, можно ли тот или иной детерминант (цвет, движение, оттенки), указанный в одном ответе, применить к другим ответам. Полученные результаты относят к дополнительным оценкам.

4-й этап

Определение пределов чувствительности. Необходимость его тем меньше, чем богаче первоначальный протокол. На этом этапе определяют: 1) может ли испытуемый видеть детали и интегрировать их в целое, 2) может ли он воспринимать человеческие образы и проецировать на них движение, 3) может ли он воспринимать цвет, светотень и популярные образы.

Ответы испытуемого провоцируются все более конкретными вопросами. Если испытуемый даст только целостные ответы, говорят: «Некоторые люди могут что-нибудь увидеть в отдельных частях таблицы. Попробуйте, может быть, у Вас тоже получится». Если испытуемый затрудняется выполнить эту просьбу, указывают на обычную деталь (D) и спрашивают: «На что это похоже?». Если и это не помогает увидеть образ в детали пятна, можно сказать, что некоторые люди видят «животных» в боковых розовых областях табл. VIII и «пауков» в верхних боковых синих пятнах табл.

Если испытуемый не дает популярных ответов, то ему показывают несколько популярных образов и спрашивают: «Как Вы думаете, похоже это на

Когда в протоколе отсутствуют цветовые ответы, предлагают разложить все таблицы на группы по какому-нибудь признаку. При выделении групп, например по содержанию, просят еще раз разделить таблицы по другому признаку. В третий раз можно предложить разложить таблицы на приятные и неприятные. Если в течение трех Попыток испытуемый не выделит группу цветных таблиц, делается вывод, что он не реагирует на цветовой стимул.

Оцените статью
Добавить комментарий