Тест горбова шульте

Инструкция

Обследуемому мельком показывают таблицу Шульте, сопровождая этот показ словами: «Вот на этой таблице числа от 1 до 25 расположены в случайном порядке». Далее таблицу прикрывают, т. кладут на стол числами вниз и продолжают инструкцию: «Ты будешь показывать и называть вслух все числа по порядку от 1 до 25, а я буду фиксировать время». Если ребенок не понял, ему объясняют снова. Затем экспериментатор кладет на стол перед испытуемым ребенком одну из таблиц и, включая секундомер, говорит: «Начинай!» Оборудование. 5 таблиц и секундомер, указка (в качестве указки мы предлагаем использовать подручный материал — указательный палец испытуемого, ручку, тупой конец карандаша, закрытый фломастер и т.

Процедура

Испытуемому после предъявления инструкции даются последовательно 4 таблицы. Запись исследования ведется по протоколу (приложение 2), в котором фиксируется промежуточное время, затраченное ребенком на поиск чисел 5, 10, 15, 20 и общее время поиска чисел по таблице. Важно фиксировать также те числа, которые ребенок отыскивает не сразу, т. с временными колебаниями, что может свидетельствовать в первую очередь о трудностях концентрации и распределения. Для их фиксации в протоколе, ставится многоточие, а затем «проблемное» число, через запятую, если их несколько. Варианты ошибок по типу 12 и 21 и т. также отмечаются в протоколе. Перед предъявлением заключительной пятой таблицы, испытуемому дается мотивирующая инструкция: «У нас с тобой осталась последняя табличка, постарайся, пожалуйста, найти все числа как можно быстрее, выполнить задание лучше всего!». Время фиксируется. Активирующая (мотивирующая) инструкция позволяет психологу оценить мотивацию и ресурс ребенка, и косвенно выявить тревожность, истощаемость и т. Если ребенок в силу различных причин не справляется с поиском чисел по всем пяти таблицам, можно прекратить выполнение методики, после поиска чисел по двум-трем таблицам.

Оценка

Основной показатель — время поиска (см. Приложение З. , табл. 1 и табл. 2): — время, затраченное на поиск, указание и называние вслух последовательного ряда чисел в таблицах (соответствие нормативному для возраста — если не более 1 станд. отклонения); — динамика временных показателей в процессе обследования по всем пяти таблицам. При наличии оцениваются ошибки выполнения (нарушение разрядного строения числа — 12 и 22, «зеркальность» — 12 и 21, пропуск, долгий поиск числа и т. Оцениваются концентрация внимания (достаточно — время выполнения каждой из таблиц Шульте соответствует нормативному; недостаточно — время выполнения каждой из таблиц Шульте, превышает нормативное (как ориентир — более 1 стандартного отклонения); устойчивость (устойчиво — не отмечается значительных временных отличий при подсчете цифр в каждой из четырех-пяти таблиц; неустойчиво — отмечаются значительные колебания результатов по данным таблиц без тенденции к увеличению времени, затраченного на каждую следующую таблицу; истощаемо -отмечается тенденция к увеличению времени поиска чисел на каждую последующую таблицу)- По результатам выполнения каждой таблицы может быть построена «кривая истощаемости (утомляемости)», отражающая устойчивость внимания и работоспособность в динамике. Если увеличивается время выполнения каждой последующей таблицы (по отношению к предыдущей), то есть вероятность наличия повышенной утомляемости и истощаемости активного внимания. Крылов и С. Маничев, опираясь на предложенные АЛО. Козыревой параметры, предлагают с помощью таблиц Шульте вычислять показатели ( см. Приложение 3. 1, табл. 3) (в конце статьи): Эффективность работы (ЭР) вычисляется по формуле: ЭР = Т1 + Т2 + ТЗ + Т4 + Т5/5, где Т1. Т5 — время работы с 1 — 5 таблицами в секундах. Оценка ЭР (в секундах) производится с учетом возраста испытуемого. Степень врабатываемости (ВР) вычисляется по формуле:

ВР = Т1/ЭР

ВР < 1 — показатель хорошей врабатываемости; если ВР > 1, то испытуемому требуется больше подготовки к основной работе. Психическая устойчивость (выносливость) вычисляется по формуле:

ПУ = Т4/ЭР

Тест Стпрупа

Инструкция 1 для цветовой серии: «Перед тобой — цветные прямоугольники. Тебе необходимо вслух называть их цвета слева направо, строчка за строчкой. Я буду засекать время, которое на это потребуется. Готов? Начали». Инструкция 2 для словесно-цветовой серии: «Теперь более сложное задание. Здесь указаны названия цветов, но цвет, которым они напечатаны, не совпадает с названием. Тебе нужно называть только цвет, которым напечатано слово, не читая его. Старайся делать это как можно быстрее и без ошибок. Время также фиксируется. Все понятно? Начали». Протокол методики представлен в Приложении 5. 2, табл. Для удобства, в протоколе названия цветов, которые должен назвать испытуемый, зашифрованы по первой букве: к — красный, с — синий, ж — желтый, з — зеленый. По мере называния цветов испытуемым психолог следит по протоколу, отмечая ошибки и время после каждой строчки. Исправленные и не исправленные ошибки отмечаются по- разному. Для не исправленных ошибок рекомендуется писать букву цвета, названную вместо требуемого; самостоятельно исправленные ошибки обводить в кружок. В конце выполнения задания в строке «Итого» указывается общее время выполнения серии и количество ошибок. Для удобства расчета показателей рекомендуется переводить время в секунды. Оценка. Стандартный способ оценки эффекта Струпа — вычисление разностного показателя интерференции (ID) по формуле: ID = CW- С, где С — время в секундах, затраченное испытуемым на выполнение цветовой серии; CW — время в секундах, затраченное испытуемым на выполнение словесно-цветовой серии. Показатель ID прямо пропорционален степени интерференции — чем он меньше, тем меньше ее влияние. Однако, разностный показатель интерференции обладает недостатком — чувствительностью к трансформации данных. Альтернативой ему выступает относительный показатель интерференции (1R), вычисляемый по формуле:

IR = C/CW

Показатель IR обратно пропорционален интерференции — чем он выше, тем меньше влияние интерференции. Возрастные нормативы по всем описанным показателям представлены в Приложении 3. 2, табл. (ниже)

Возрастные нормативные показатели по методикам оценки внимания

В приложении 3 представлены данные, отражающие возрастную динамику показателей развития внимания у здоровых детей и подростков в период школьного обучения. Представлены средние и стандартные отклонения показателей отдельных выборок по каждому возрастному периоду с шагом в один год по методикам таблицы Шульте, тест Струпа. Выборки формировались случайным образом из учащихся общеобразовательных школ, лицеев, гимназий и центров образования г. Москвы в период 1997 по 2016 гг. Представленные значения получены после исключения выбросов и экстремумов из каждой выборки. Приведены средние и стандартные отклонения показателей, вычисленные для возрастных групп с шагом в 1 год в диапазоне 7-16 лет. Для получения более «чистых» данных выбросы в каждой возрастной группе не учитывались (значения, в 1,5 раза превышающие межквартильное расстояние по каждому показателю в каждой возрастной группе).

Таблицы Шульте Табл. Средние показатели поиска чисел по таблице 1 для мальчиков и девочек, сек.

Возраст, годы
жен
муж

7
84,3 ± 24,2
78,4 ± 28,9

8
60,1 ± 19,3
63,6 ± 23,2

9
47,2 ± 9,0
55,2 ± 17,1

10
48,8 ± 16,4
57,6 ± 18,3

11
44,6 ± 11,4
48,2 ± 16,0

12
36,4 ± 9,4
41,6 ± 10,4

13
37,6 ± 4,7
37,2 ± 7,3

14
38,5 ± 7,6
41,2 ± 12,1

15
33,2 ± 6,7
36,6 ± 7,7

16
34,3 ±7,1
31,7 ±4,8

Табл. Средние показатели поиска чисел в таблицах без деления по полу, сек.

“Возраст, годы
Г1
Т2
ТЗ
Т4
ТМ

7
81,6 ±26,1
80,6 ± 22,9
86,7 ± 34,1
92,8 ± 40,0
86,6 ± 34. 4

8
62,2 ±21,4
61,1 ± 17,9
60,5 ± 17,9
/2,1 ± 25,8
65. 4 ± 19,3

9
50,5 ± 12,5
50,2 ± 7,5
51,4 ± 8,3
59,4 ± 12,5
56,8 ± 16,8

10
50,9 ± 15,5
51,6± 14,0
48,0 ± 11,8
48,0 ± 9,8
48,2 ± 14. 5,

11
46,8 ± 14,3
44,4 ± 10,6
43,4 ± 8,2
43,0 ±7,0
42. 3 ± 9,4

12
39,0 ± 10,2
41,2 ± 9,1
41,9 ± 8,3
42,2 ± 10,4
40,7 ± 10,6

13
36,6 ± 6,6
38,7 ± 9,2
34,9 ±8,8
35,1 ±7,2
35,1 ±6,0

14
40,1 ± 10,2
39,7 ± 9,9
37,4 ± 8,2
38,3 ±9,1
37,4 ± 8,7

15
35,5 ± 8,0
33,2 ±7,5
31,3 ±6,9
34,6 ± 9,9
30,8 ± 6,0

16
33,7 ±6,9
37,2 ± 8,3
34,6 ±7,2
32,4 ± 7,2
31,5 ±8,2

Т4 — время поиска по таблицам с 1 по 4; ТМ — время поиска по таблице с мотивирующей инструкцией, которая могла предлагаться раньше, чем после 4 таблицы.

Табл. 3 Средние показатели по таблицам Шульте, рассчитанные по сек. ) ВР — врабагываемость (отношение таблицы 1 к ЭР); ПУ — психическая устойчивость (отношение таблицы 4 к ЭР).

Возраст, годы
ЭР
ВР
ПУ

7
87,5 + 33,0
0,94 ±0,13
1,08 ± 0,14

8
69,0 ± 19,1
0,99 ±0,10
1,03 ±0,16

9
56,9 ± 11,6
0,96 ±0,11
1,06 ±0,16

10
47,6 ±9,1
0,96 ±0,16
1,01 ±0,10

11
42,6 ± 7,3
0,93 ±0,10
1,00 ±0,09

12
41,4 ±7,3
0,93 ±0,15
1,02 ±0,11

13
37,0 ± 6,6
0,96 ± 0,07
1,01 ±0,06

14
37,9 ± 7,9
1,00 ±0,16
0,97 ± 0,09

15
31,7 ±5,8
1,02 ±0,12
1,01 ±0,07

16
34,4 ± 7,4
0,96 ±0,13
0,97 ±0,15

Тест Струпа Табл. Средние показатели разных параметров оценки

Возраст, годы
С
CW
Id
Ir

7
79,5 ± 17,2
120,1 ±31,4
40,9 ± 24,9
0,64 ±0,12

8
79,8 ± 14,7
132,4 ±32,8
59,2 ± 40,3
0,62 ±0,16

9
76,1 ±11. 5
117,1 ±30,9
45,7 ±21,4
0,62 ±0,10

10
68,7 ± 10. 4
99,9 ± 25,0
38,1 ±20,8
0,66 ±0,12

11
60,0 ± 12. 5
97. 1 ±27. 1
38. 3± 16. 1
0,64 ±0,09

12
61,0± 10. 2
89. 4± 16. 8
34. 7±8. 1
0,64 ±0,06

13
58. 3 ± 13. 4
88. 7± 22. 9
30. 3±14. 9
0,67 ±0,09

14
55,0 ± 11. 4
85. 6±27,8
36. 1± 18. 7
0,65 ±0. 11

15
50. 8± 11. 1
72,5±21,2
27. 4± 13. 5
0. 67±0. 10

16
48. 5 ± 8. 6
68. 5±17. 8
21. 1± 11. 7
0. 69± 0

Несколько советов

Скоростных рекордов сначала устанавливать не обязательно – лучше работать медленно, но правильно. В корне ошибочной тактикой будет «скольжение» взглядом по всем ячейкам подряд – глаза не должны «бегать» по числам, пусть взгляд будет зафиксирован в центре таблицы.

Целью занятий является не просто отыскать числа по порядку. Важнее развивать навыки концентрировать внимание, улучшать кратковременную зрительную память, расширять угол охвата зрения. Сосредоточьте взгляд в центральной части квадрата с цифрами и пытайтесь расширить зрительное поле так, чтобы глаз видел все числа в матрице. Большинство людей видит крайние ряды цифр менее четко, чем числа в центре – это допустимо, потому как небольшая затуманенность не мешает увидеть и запомнить позицию следующего нужного числа.

Тренировки следует проводить регулярно, оптимальная периодичность – дважды в неделю по 10-15 минут.

Если в глазах появились неприятные ощущения, занятия следует немедленно остановить, чтобы дать зрению немного отдыха. Заниматься можно по бумажным таблицам или в режиме онлайн. В любом случае расстояние от глаз до листа с матрицей или экрана гаджета должно составлять 30-40 см.

Тест на кратковременную память «Запомни и расставь точки» онлайн

Выглядят карточки с точками примерно так (здесь они уменьшены вдвое):

Расчёт результата Результат рассчитывается из общего количества правильно размещённых точек на всех 8 бланках. Среди прочего, вычисляется: Точность восприятия, которая равна Tv=(∑/n)*100, где ∑ — количество безошибочно заполненных бланков теста «Запомни и расставь точки», а n — количество просмотренных карточек с точками. Результат деления умножается на 100, чтобы получить точность восприятия в процентах. Также ниже вы увидите таблицу, которая, применительно к детям, может служить отправной точкой для оценки возможностей их внимания.

Таблица для оценки объема внимания по результатам теста «Запомни и расставь точки».

БаллУровень развитияКоличество правильно расставленных точек
10Очень высокий6 и более точек
8-9ВысокийОт 4 до 5
6-7СреднийОт 3 до 4
4-5НизкийОт 2 до 3
0-3Очень низкийНе более одной точки

Данная интерпретация результатов теста больше подходит детям, поскольку максимальное количество правильно воспроизведённых точек взрослыми людьми на практике несколько выше указанных значений.

Далее приводится таблица для оценки объема внимания по 9-балльной шкале.

Оценка в баллах987654321
Количество правильно воспроизведённых знаков16151311109643

Данный тест можно отнести как к тестам на кратковременную память, так и к тестам на внимание, поскольку здесь определяется объём внимания человека, который, впрочем, не может быть независимым от кратковреенной памяти.

Вам может быть интересно:

Виды таблиц Шульте

По размеру и уровню сложности условно выделяют:

  • простые таблицы Шульте — 3х3, 4х4;
  • средний уровень — 5х5;
  • сложный — 6х6, 7х7 и т.д.

Классический вариант — черно-белый (черные числа на белом фоне). Более сложными считаются цветные таблицы Шульте и красно-черные, которые еще лучше тренируют концентрацию и избирательность внимания.

Помимо цифровой версии таблиц Шульте существует также буквенные вариант, прохождение которого осуществляется в алфавитном порядке.

Наибольшей популярностью таблицы Шульте пользуются в 2 областях:

  • Тест для определения объема внимания (используется для диагностики уровня внимания у младших школьников и не только). Для диагностики переключаемости внимания (динамического внимания) используются красно-черные таблицы Шульте-Горбова. Успешное прохождение теста по таблицам Горбова-Шульте является обязательным условием допуска к управлению электропоездом для машиниста и помощника машиниста.
  • Эффективное упражнение для развития периферического зрения — важнейший этап освоения техники быстрого чтения. Регулярные тренировки по таблицам Шульте расширяют охват зрения, то есть в поле видимости попадает значительно большее пространство с информацией, в нашем случае — это текст. Благодаря увеличению поля зрительного охвата и развитию скорости параллельного узнавания символов значительно увеличивается и скорость чтения.

Упражнения по таблицам Шульте не имеют возрастных ограничений. И для взрослых, и особенно для детей базовой ценностью тренировок с таблицами Шульте является развитие внимания.

Если для взрослых основной мотивацией является освоение техники быстрого чтения, то для детей таблицы Шульте — это отличное упражнение для:

  • развития умения концентрировать внимание;
  • развития кратковременной зрительной памяти;
  • расширения узкого охвата зрения;
  • улучшения навыков чтения и восприятия текстовой информации.

Тест на внимание «Красно-Черная таблица»

Описание теста Данный тест по методике «Красно-Черная таблица» является модификацией таблиц Шульте, одна из таких модификаций — тест Красно-Черная таблица Ф. Горбова, в котором вам нужно поочерёдно выбирать красные числа по убыванию и черные числа по возрастанию. Чтобы проконтролировать правильность выполнения теста в офлайн режиме, каждому числу была добавлена пара — буквы алфавита, которые испытуемые выписывают снизу таблицы, а люди, проводящие тест, могут проверить правильность выполнения по этому ряду букв. Выполнение теста: Ваша цель в данном виде теста «Красно-Черная таблица» — поочерёдно выписывать из таблицы буквы, стоящие рядом с красными числами по убыванию, и черными числами по возрастанию. То сть, сначала вы находите в таблице наибольшее красное число (это 25), выписываете в поле снизу букву, стояющую с этим числом, после этого находите наименьшее чёрное число (это 1), и выписываете снизу рядом с уже записанной буквой букву, стоящую рядом с этим числом, затем переходите к красному числу 24 и выписываете букву, стоящую рядом с ним, далее выписываете парную букву чёрного числа 2, переходите к красному 23, чёрному 3 и так далее. Важно быть предельно внимательными и удерживать в памяти порядковый номер красного и чёрного числа, парны буквы которых вы выписываете. Время на работу с таблицей — 5 минут, если справились раньше, нажмите на кнопку «Готово». Расчёт результатаРезультат расчитывается, исходя из количества правильно выписанных букв из таблицы — в правильной последовательности от начала вплоть до первой ошибки. В настоящий момент применительно к данному виду теста «Красно-Черная таблица» собрано недостаточно данных, чтобы объективно оценить возможности внимания испытуемых, поэтому по выполнению теста мы можем дать только приблизительную оценку возможностей вашего внимания. При этом, хорошим результатом можно считать выписывание испытуемым всех 49 букв в правильной последовательности (без единой ошибки) за отведённое время.

Обследование вниманияПравить

2019Тесты на способности

Внимание, память и концентрация, очень важные показатели для нормального развития личности и быстрого усвоения большого количества новой информации. Цифровой тест Горбова-Шульте используется для измерения внимания у человека, а также для оценки периферического зрения.

Изначально немецким психотерапевтом была разработана монохромная психодиагностическая таблица — тест Шульте, где выполнение предполагает поиск всех цифровых значений по порядку, что определяет скорочтение и степень концентрации внимания. Впоследствии задание было доработано и усложнено методикой Горбова, где представлены красно-черные клетки с цифрами разного цвета. В таком случае оценка переключения внимания становится более подробная, а нормативы времени соответственно увеличиваются.

Пройти психологический онлайн тест бесплатно, это значит произвести точную оценку переключения и распределения внимания человека, при этом нормативы и интерпретация результатов предоставляются сразу после завершения задания

Тесты на внимание

Описание теста:Оценить возможности вашего внимания вы можете с помощью простого теста произвольного внимания. Методика используется с целью оценки эффективности работы функций внимания человека при приёме на работу. Вы можете оценить свои способности к произвольному сосредоточению внимания бесплатно. Выполнение:При переходе по следующей ссылке, вы попадёте на страницу с двумя таблицами — одной таблицей с 25 случайными числами без повторов от 1 до 99, расположенными в случайном порядке, и таблицей для ввода результата. Ваша цель заключается в том, чтобы в течение двух минут в таблице для ввода результата ввести числа из верхней таблицы в порядке возрастания, начиная с самого маленького числа и заканчивая самым большим числом. Числа следует вводить построчно. Спустя две минуты после начала теста оценки произвольного внимания вы будете перенаправлены на страницу проверки результата, если сумеете справиться раньше, можете нажать на кнопку «Готово».

Методика «Красно — черная таблица»

Описание теста:Методика «Красно-черная таблица» позволяет оценить ваши способности переключения внимания — то, как быстро вы отвлекаетесь от одной маленькой задачи и сосредотачиваетесь на другой. Выполнение:Суть методики «Красно — черная таблица» состоит в том, что вы попеременно выписываете из таблицы красные и черные буквы. Причем красные вы выписываете в убывающей последовательности парного числа начиная с 25, а черные — в возрастающей — с числа 1. Например: 25 красная — а, 1 черная — м, 24 красная — х, 2 черная — ю, у вас получится ряд: а м х ю. Чем больше вы сумеете выписать букв в правильной последовательности, тем лучше ваши способности переключения внимания. Время работы с красно — черной таблицей 5 минут. Буквы вводите последовательно в окна ввода расположенные ниже таблицы — каждой букве свое окошко. По прошестии пяти минут вы будете перенаправлены на таблицу результата, если справитесь раньше — жмите «Готово». Имейте в виду, что любая ошибка в последовательности ограничивает ваш результат, поэтому будьте внимательны.

Методика «Числовой квадрат»

Описание теста:С помощью методики «Числовой квадрат» (в некоторых источниках называется «Числовой таблицей») вы можете оценить объем распределения и переключения внимания. Выполнение:При переходе по ссылке, вы увидите перед собой две таблицы — одну таблицу с 25 числами и вторую таблицу с 40 числами, вам следует выбрать во второй таблице числа, которые отсутствуют в верхней таблице. Сделать это следует не более чем за полторы минуты, по истечению которых вы перейдете на страницу проверки результата. Не пытайтесь обмануть программу, так вы не сможете оценить возможности своего внимания объективно. Результат оцениватся по баллам — количество правильно выбранных чисел за вычетом количества чисел, выбранных неправильно. Проверьте свое внимание, и узнайте, стоит ли вы заняться его развитием. Так же, как в предыдущих тестах внимания вы можете нажать кнопку «Готово», если справитесь раньше, чем за полторы минуты.

Тест Торндайка «Поиск заданных чисел»

Описание теста:С помощью методики «Поиск заданных чисел» вы можете оценить уровень избирательности вашего внимания. Выполнение:При переходе по ссылке, вы увидите перед собой список из 10 трехзначных чисел, а ниже таблицу из 100 ячеек с трехзначными числами. Ваша задача состоит в том, чтобы как можно быстрее найти и выделить в таблице эти 10 чисел. Время ограничено 5 минутами (300 секунд), однако средняя норма времени выполнения составляет от 190 до 211 секунд.

Индийский тест «Сравнение чисел»

Описание теста: Аналогичный тест «Сравнение чисел» используется в Индии для проверки профессиональной пригодности машинистов поездов. Всего за полторы минуты вы можете проверить возможности своего внимания, просто сравнивая числа из правой и левой колонки. Выполнение:После перехода по ссылке «Пройти тест — Сравнение чисел онлайн» вы увидите передо собой таблицу из 20 чисел в правой колонке и из 20 чисел в левой колонке. Числа в правой колонке и в левой колонке могут быть либо одинаковыми, либо немного отличаться друг от друга, ваша задача — обнаружить это отличие или равенство и поставить либо знак неравенства либо знак равенства. Время теста ограничено 90 секундами, однако среднее время прохождения данного теста на внимание составляет около одной минуты. В норме за отведённое время должны быть правильно расставлены все знаки равенства или неравенства.

Тест Мюнстерберга — поиск слов среди букв

Описание теста:Прохождение теста по методике Мюнстерберга требует от вас внимательного поиска среди разрозненных букв слов существительных в единственном числе (в исключительных случаях во множественном числе). После нахождения слова вам нужно будет его выделить и приступить к поиску следующего слова. Чем быстрее вы найдёте все слова в тестовом материале, тем лучше — это будет служить оценкой показателей вашего внимания. Время на прохождение теста 5 минут.

Для прохождения на персональном компьютере. Выделение текста происходит с помощью мыши — путём нажатия правой кнопки мыши и выделения нужного участка текста:

Для прохождения на мобильных устройствах. Выделять придется каждую букву слова в отдельности путём поочерёдного нажатия по ним правой кнопки мыши или пальцем либо стилусом на сенсорном экране мобильного устройства.

Как работать с таблицей Шульте

Первые занятия лучше проводить с матрицей, имеющей размер не более 5х5 ячеек. Из произвольного порядка чисел нужно последовательно выстраивать правильный числовой ряд: находить 1, 2, 3 и т. При использовании таблицы Горбова-Шульте тренировка может вестись по двум сценариям:

  • требуется отыскивать цифры по порядку – 1 черное, 1 красное, 2 черное, 2 красное и т. д.;
  • нужно поочередно называть черные числа в возрастающем порядке, а красные в убывающем – 1 черное, 24 красное, 2 черное, 23 красное и т. д.

Если такой тест проводится с помощью компьютера (онлайн-тренажер), его прохождение может быть усложнено: упражнение сопровождается аудиозаписью с голосом, который произносит случайные числа, на которые испытуемый не должен обращать внимания.

По методике Абакус ученики начинают тренироваться с таблицами 3 на 3, далее усложняется, 4 на 4, 5 на 5 и т. При этом для максимальной пользы данного упражнения важно использовать таблицу Шульте большого размера, например, как лист А5 или А4 (в печатном виде или на мониторе), а располагать на расстоянии вытянутой руки. Дети школьного возраста используют только взгляд, а дошкольники могут находить последовательность чисел пальцем или каким-то предметом.

Зачем нужна такая матрица

Таблицы широко применяются для тестирования:

  • объема внимания;
  • скорости переключаемости мозга с одного процесса на другой.

С этой целью матрицы используются не только в учебных заведениях и в клиниках (там они востребованы у врачей невропатологов и психиатров), но и на некоторых промышленных предприятиях. Успешное прохождение такого теста – условие допуска к работе для представителей некоторых профессий.

Это также эффективное упражнение для развития периферического зрения, а эта методика, в свою очередь, положительно влияет на повышение скорости чтения. Регулярно работая с таблицами Шульте, можно расширить охват зрения (поле видимости), что пригодится в профессиональной деятельности и в повседневной жизни.

Заниматься с матрицей может человек любого возраста. Особенно полезны такие упражнения для детей, ведь они:

  • позволяют лучше концентрировать внимание;
  • расширяют боковое поле зрения;
  • совершенствуют навыки чтения;
  • улучшают зрительную память.

Кроме того, такие занятия в целом улучшают восприятие любой информации.

ПримерПравить

Простейшая таблица Шульте представляет собой квадратный листок бумаги шириной с книжную страницу, условно разделенный на 25 одинаковых квадратных ячеек (5 рядов и 5 столбцов), в которые шрифтом обычного книжного размера беспорядочно вписаны числа от 1 до 25. (При воспроизведении таблиц Шульте на компьютерных мониторах необходимо их масштабирование в соответствии с размером экрана

Варианты таблиц Шульте-Горбова.

Красно-черные таблицы Горбова-Шульте и другие варианты матриц

Цифровая версия матрицы – не единственная, существует и буквенная, содержащая буквы латинского или русского алфавита, также расположенные хаотично. Кроме традиционных черно-белых таблиц, существуют цветные (красно-черные) варианты.

Таблицу Горбова-Шульте, которая выполнена в таких оттенках, используют психологи, психофизиологи и другие профильные специалисты, которые дают заключение о способностях человека по части быстрой реакции и повышенной концентрации внимания.

По таким матрицам проверяют будущих авиадиспетчеров, летчиков, машинистов метрополитена и наземных поездов, некоторых других работников. Такая таблица обычно имеет размер 7х7 ячеек и содержит расположенные хаотично черные и красные числа (первых содержится от 1 до 25, вторых – от 1 до 24). При этом цветовой показатель может быть выражен двумя способами: в красный или черный могут быть окрашены либо сами цифры, либо ячейки (числа во втором случае напечатаны белыми).

Оцените статью
Добавить комментарий