Теория поля курта левина

Библиотека » История психологии. Классические теории » Поле и вектор интериоризации

В течение своей
тридцатилетней научной деятельности психолог Курт Левин разработал то, что в широком смысле называется мотивацией человеческого поведения.

Левин преодолевает в своем учении о мотивационных аспектах поведения идею «изоморфизма» между непосредственным опытом и мозговой динамикой. Ассоциативные либо инстинктивные структуры должны быть в достаточной степени активизированы влечениями, потребностями и квазипотребностями, которые превращаются впоследствии на временные интересы, интенции.

Мотивация оказывается не изоморфно структурной связью среды, а определенным результантом внешней и внутренней связи. Поскольку истинное значение ситуации впитывает в себя человеческий фактор, то и мотивация оказывается также (и даже в большей степени) «гуманизированной». Вот почему свой главный научный интерес Левин направляет прежде всего на социальную, а не физиологическую, психологию.

Кратко о теории поляКурт Левин в 1951 г. сформулировал теорию, которая сравнивает социальное давление, которые определяют поведение человека, с физическими силами:— люди существуют в поле сил, которые толкают или тянут их в разных направлениях. — собственные чувства человека, воспринимаемые желаниями, целями и способностями. Внешние силы (социального давления):— восприятие человеком чужих ожиданий или желаний.

«Поле» как одно из важнейших понятий теории Левина стало не мозговым полем, изоморфным непосредственному личному опыту, а больше социальным окружением индивида. Сама человеческая личность оказалась системой, которая включает в себя субсистемы, взаимодействующие друг с другом. Если особенность активна, субсистема находится в напряжении; деятельность прервана — напряжение остается до момента выполнения действия. Если деятельность не может быть завершена, напряжение субституируется или дренажируется.

Формула поля по Курту Левину

Одной из основных концепций Левина является формула поля, согласно которой поведение (B) является производной функцией внутренних факторов человека (p) и внешней окружающая среды (E). B = f(pE)P и E являются взаимозависимыми переменными, когда человек и окружающая среда непрерывно и взаимно влияют друг на друга.

Ведущая формула поля, по Левину, имеет бихевиористский оттенок В=f(рЕ), то есть поведение зависит от взаимодействия личности и окружения. Левин, ища структуры личности, определяющие ее поведение, уходит от идеи влияния опыта на нее, не хочет примешивать апперцептивные компоненты, чтобы бесконечно не усложнять и не запутывать и свою формулу поведения.

Согласно теории поля, поведение не зависит ни от прошлого, ни от будущего, а только от настоящего. Этот физикализм (физические тела имеют свойства, но не имеют опыта) контрастирует как с телеологической верой, согласно которой будущее является причиной поведения, так и с асоцианизмом, который утверждает, что прошлое является такой причиной.

Левинское «поле» как «жизненное пространство» включает в себя «личность и ее психологическое окружение». Психологическое (или поведенческое) окружение, правда, окружением в том смысле, как оно воспринимается и понимается личностью. Оно является окружением, которое соотносится с ее нынешними потребностями и квазипотребностями.

Левин в связи с этим выдвигает ряд понятий, которые должны объяснять поведение:

  • положительная или отрицательная валентность;
  • вектор как направление движения в сторону объекта или от него;
  • локомоция как движение в определенном направлении;
  • барьеры, которые задерживают или блокируют локомоции;
  • фрустрация, возникающая перед барьером, а при росте напряжения завершается случайным, не направленным действием.

Своеобразность подхода в изучении мотивации привела Левина к необходимости обратиться к комбинации топологии и векторного анализа — соответственно для разработки карты «жизненного пространства» и для обработки мотивов.

Несмотря на то, что диаграммы и уравнения четко репрезентируют ситуацию, трудность изложения материала заключается в том, что результанты двух векторов при изучении человеческого поведения не могут быть найдены с помощью параллелограмма сил. Если личность видит одну желаемую цель на севере, другую — равножелаемую — на востоке, она не может двигаться на северо-восток, а осуществляет выбор. Правда, иногда в особых условиях личность направляется на северо-восток, но не в связи с параллелограммом сил, а с требованием четкости предпочтения и упрощения выбора, когда остаются две равные цели, а действие происходит в направлении третьей.

Несмотря на то, что Левин говорит о локомоции как о настоящих реакциях организма, в которых виден выход за пределы «движущих сил поведения», он все же остается в области мотивации. Хотя эта проблема нашла большое количество исследователей и время от времени появляется ее расширенное понимание, с введением реальных поступков Левин четко фиксирует возникновение проблемы мотивации в истории психологии.

Если гештальтпсихологию можно было бы назвать психологией ситуации, то исследования Левина посвящены именно мотивам, с их проблемами выбора, борьбы и т. Здесь происходит дальнейшее углубление связи внешнего и внутреннего, историческое раскрытие противоречивости мотивов. Поскольку здесь еще не поставлена четко проблема личности, то мотивация, фиксированная как таковая, приобретает физико-математический оттенка, а вся психология Левина имеет еще и значительную поведенческую окраску.

Курт Левин стоит близко к гештальтпсихологии, но он существенно глубже определяет главный предмет психологического исследования: если проблема значимости противопоставляется физикалистскому мыслительному стимулу, то сам стимул может стать движущей силой тогда, когда он с со внешнего превращается на внутренний. Собственно говоря, не внешняя, объективная физическая природа стимула делает его таким. Он становится стимулом, когда превращается на психический феномен.

Стимул может действовать лишь в том случае, если он вызывает боль. Попытка избежать боли является существенным фактором поведенческой реакции. Но такое стремление означает уже мотивационный аспект поведения.

Трудность установления четких границ мотивации заключается в том, что она имеет объективные и субъективные основания одновременно. Мотив определяется внешним предметом и поэтому имеет определенную предметность, на которую и направляется действие индивида. Но эта внешняя предметность должна стать достоянием индивида, его внутренним опредмечиванием.

Генетически последовательные формы мотивации (импульсивная, эмоциональная, эмоционально-рассудительная, рационалистическая, интуитивно-нравственная) завершаются постановкой цели поступка.

Пока человек находится в состоянии борьбы мотивов, он действует. Это состояние может длиться долго, ведь такая борьба возникает именно потому, что альтернативные сторон и — каждая из них — имеют положительные и отрицательные моменты. В этом — драматизм «борьбы мотивов» как наиболее выдающейся их характеристики. Она никогда не может быть завершенной, а приостанавливается просто потому, что объективное развитие ситуации заставляет человек в прекратить борьбу мотивов и начать действовать. Вот это объективное ограничение мотивации является ее переходом в цель. Здесь уже нет предметного множества.

Более того, сам мотив полностью поглощен единой предметностью цели, и на последнюю направляется поступок человека. Она вбирает в себя собственно и цель и средства ее достижения.

Поскольку средства сами происходят из процесса развертывания цели, то в этом оказывается их настоящая диалектика. Развертывание цели означает практический контакт с ней человека как действие с реальным предметным миро. Это — практический анализ цели, в которой оказывается сам необходимый предмет и то, что следует за ним, — средство. Часть цели, остается вне ее ядра, становясь средством. Без такого расчленения достижения цели вообще становится невозможным. Таким средством, как и такой целью, оказывается не просто какая-то предметность, а человек, имеющий цель и использующий других людей как средство достижения своей цели.

Идею цели в человеческом поведении была внимательно исследована еще в недрах необихевиоризма Е. Толмена, а включение личности в механизм поступка и его состояния, вытекающие из этого, были раскрыты в трудах социального психолога Дж. Мида.

Курт Левин (1890–1947) – доцент Берлинского университета, эмигрировавший в 1930-х гг. в США и с 1945 г. возглавлявший исследовательский центр групповой динамики при Массачусет-ском технологическом институте. Подобно многим ученым того времени, К. Левин обратился к физике в поисках «нового режима мышления», в попытке сделать психологию более точной наукой.

Основные тезиcы для объяснения Теории психологического поля

  • Объяснение поведения включает более широкий круг явлений, нежели только раздражители и реакции. Для анализа ситуации рассматривается взаимосвязь субъекта с окружающим его пространством и обществом;
  • Ситуацию следует интерпретировать так, как она представляется субъекту. К основным компонентам причинно-следственного анализа относятся воспринимаемые (отраженные субъектом) особенности окружения, которые предоставляют человеку различные возможности для действия;
  • В основе всякого поведения лежат силы, из которых главными являются потребности;
  • Уравнение поведения:
    поведение (В) есть функция личностных факторов (Р) и факторов окружения (Е)
    B = f(P,E)

Гештáльт-психолóгия (от нем. Gestalt — личность, образ, форма) — это общепсихологическое направление, которое связано с попытками объяснения прежде всего восприятия, мышления и личности. В качестве основного объяснительного принципа гештальтпсихология выдвигает принцип целостности. Основана Максом Вертгеймером, Вольфгангом Кёлером и Куртом Коффкой в 1912 году.

Полево́е поведе́ние — понятие, введённое Куртом Левином для обозначения совокупности импульсивных ответов на внешние стимулы (стимулы окружающей среды), характеризующееся низким уровнем произвольности (недостатком самоконтроля) и преобладанием ориентации субъекта на ситуативно значимые объекты воспринимаемого окружения (в отличие от ориентации на принятую цель деятельности, то есть на такую цель, достижение которой связано с удовлетворением наличествующих у индивидуума внутренних потребностей и мотивов).

Противоположным данному поведению является волевое поведение, выраженное в целенаправленных ответах на внешние стимулы.

Наглядное объяснение Теории поля Курта ЛевинаДавайте мысленно представим себе математическое отображение личности так, как это делал Курт Левин. Можно также взять листочек бумаги и ручку и, следуя представленному ниже описанию, изобразить свою собственную жизнь, используя понятия теории поля. Около центра листочка нарисуйте небольшой круг – этот круг собственно и есть вы – человек (персона). Левин обозначал круг, означающий целостность человека буквой P (person). Кстати, фигура может быть любой – треугольник, квадрат – по вашему желанию, но важны два фактора: 1) фигура замкнута, у неё есть сплошная граница (граница вашей личности) и 2) фигура расположена на листе, то есть не существует сама по себе, а включена в большее пространство. Человек никогда не существует сам по себе, его окружают люди, вещи, явления, события. Это пространство вокруг человека Левин изображал в виде эллипса. Круг может помещаться в любом месте внутри эллипса, но границы эллипса не пересекают круг и не соприкасаются с границами круга. Пространство между границами круга и эллипса – это психологическая (окружающая среда), которую Левин обозначал как Environment). Пространство внутри эллипса, включающее круг — это жизнь, жизненное пространство L(life). Оставшееся свободное место на листе – это весь остальной мир. Круг в эллипсе – главная и лучшая иллюстрация всех понятий теории поля, карта психологической жизни человека. Однако эта карта требует детализации. По Левину, чем точнее и многограннее детализирована карта, тем лучше психолог сможет понять поведение человека, ведь поведение (B, behavior) в терминах теории поля – это есть функция (f, function) жизненного пространства: B = f(L). Другими словами, поведение человека определяется не его внутренними миром и не окружающей средой, а только и всегда сочетанием этих двух факторов. Описание экспериментаКак выглядит наиболее яркое полевое поведение, не зависящее от внутреннего мира человекаИспытуемого, которого пригласили якобы с целью исследования его «интеллекта» или «памяти», просили минуточку подождать. «Я забыл, что мне необходимо позвонить», — говорил экспериментатор, выходил из комнаты, а сам наблюдал (через зеркало Гезелла) за тем, что будет делать испытуемый, оставшись один. Все без исключения испытуемые (а это были не только студенты, но и сотрудники берлинского института психологии — профессора, доценты) производили какие-то манипуляции с предметами: некоторые перелистывали книгу, трогали «шкафчик», проводя пальцем по бисерной занавеске; все без исключения позванивали колокольчиком. Значимость теории поля Курта ЛевинаТеория Левина – одна из тех, что оживили представление об индивиде как сложном энергетическом поле, мотивируемом психологическими силами и ведущем себя избирательно и творчески. Человек-пустышка наполнился психологическими потребностями, намерениями, надеждами, притязаниями. Робот превратился в живого человека. Грубый и скучный материализм бихевиоризма1 уступил место более гуманистическому взгляду на человека. В то время как «объективная» психология проверяла многие свои эмпирические положения на собаках, кошках и крысах, теория Левина вела к исследованию человеческого поведения в более или менее естественной обстановке. Дети в игре, подростки в групповой активности, рабочие на фабриках, люди, планирующие расход пищи, вот некоторые из естественных жизненных ситуаций, в которых эмпирически проверялись гипотезы, выведенные из теории Левина. Жизненность исследований, убедительность теории поля – неудивительно, что точка зрения Левина стала широко популярной.

  • Бихевиоризм (англ. behavior — поведение) — это систематический подход к изучению поведения людей и других животных. Он предполагает, что все поведение состоит из рефлексов, реакций на определенные стимулы в среде, а также последствий индивидуальной истории, таких как подкрепление и наказание, совместно с настоящим мотивационным состоянием индивида и контролирующими стимулами.
  • Эвристи́ческий — происходит от сущ. эвристика, далее из лат. heuristica из др.-греч. εὑρετικός «находчивый», далее из εὑρίσκω «находить, обнаруживать», далее из праиндоевр. *were- «найти». Cвязанный, соотносящийся по значению с существительным эвристика; такой, который помогает находить, обнаруживать что-либо/Эвристический алгоритм (эвристика) — алгоритм решения задачи, включающий практический метод, не являющийся гарантированно точным или оптимальным, но достаточный для решения поставленной задачи. Позволяет ускорить решение задачи в тех случаях, когда точное решение не может быть найдено.
  • Википедия — Курт Левин, Полевое поведение
  • Psyera.ru — Теория поля немецкого психолога Курта Левина
  • C.S.Hall, G.Lindsey (Келвин С. Холл , Гарднер Линдсей)
    Теория Личности (Theories of Personality): Глава 9. Теория поля Курта Левина
    Перевод И.Б.Гриншпун

Если у вас есть какие-либо интересные дополнения, либо ссылки на материалы по теме, вы можете поделиться в форме ниже.

Свою теорию личности Левин разрабатывал в русле гештальт-психологии, дав ей название «теория психологического поля».

Теория сложилась под влиянием успехов точных наук — физики, математики. Начало XX века ознаменовалось открытиями в физике поля, атомной физике, биологии. Заинтересовавшись в университете психологией, Левин пытался и в эту науку внести точность и строгость эксперимента, сделав ее объективной и экспериментальной.

Теория поля является оригинальной теорией в объяснении человеческого поведения. Согласно ей, протекание действий целиком сводится к конкретной совокупности условий существующего в данный момент поля.

Понятие «поля» в данной теории обозначается как «тотальность сосуществующих фактов, которые мыслятся как взаимозависимые».

Левин исходил из того, что человек живет и развивается в психологическом поле окружающих ее предметов, каждый из которых имеет определенный заряд (валентность).

Эксперименты Левина доказывали, что для каждого человека эта валентность имеет свой знак, хотя в то же время существуют такие предметы, которые для всех имеют одинаково притягательную или отталкивающую силу. Воздействуя на человека, предметы вызывают в нем потребности, которые Левин рассматривал как своего рода энергетические заряды, вызывающие напряжение человека. В этом состоянии человек стремится к разрядке, т. удовлетворению потребности.

Левин различал два рода потребностей — биологические и социальные (квазипотребности).

Он вводит понятие квазипотребности, подразумевающее под собой намерение, которое появляется в определенной ситуации, а также которое обусловливает деятельность человека и стремится к разрядке. Каждый предмет имеет для человека свою валентность — своего рода энергетический заряд, вызывающий у человека специфическое напряжение, требующее разрядки. Поведение человека делится на волевое и полевое. Волевое — вызвано внутренними потребностями и мотивами, а полевое — влиянием внешних объектов.

Потребности в структуре личности не изолированы, они находятся в связи друг с другом, в определенной иерархии. При этом те квазипотребности, которые связаны между собой, могут обмениваться находящейся в них энергией. Этот процесс Левин называл коммуникацией заряженных систем. Возможность коммуникации, с его точки зрения, ценна тем, что делает поведение человека более гибким, позволяет ему разрешать конфликты, преодолевать раз личные барьеры и находить удовлетворительный выход из сложных ситуаций. Эта гибкость достигается благодаря сложной системе замещающих действий, которые формируются на основе связанных, коммуницирующих между собой потребностей. Таким образом, человек не привязан к определенному действию или способу решения ситуации, но может менять их, разряжая возникшее у него напряжение. Это расширяет его адаптационные возможности.

В одном из исследований Левина детей просили выполнить определенное задание, например, помочь взрослому помыть посуду или убрать комнату. В качестве награды ребенок получал какой-то приз, значимый для него. Поэтому все дети дорожили возможностью выполнить задание. В контрольном эксперименте взрослый приглашал ребенка помочь ему, но в тот момент, когда ребенок приходил, оказывалось, что кто-то уже помыл всю по суду. Дети, как правило, расстраивались, особенно в том случае, если им говорили, что их опередил кто-то из сверстников. Частыми были и агрессивные высказывания в адрес возможных конкурентов. В этот момент экспериментатор предлагал выполнить другое задание, подразумевая, что оно тоже значимо. Большинство детей мгновенно переключалось. Происходила разрядка обиды и агрессии в новом виде деятельности. Однако некоторые дети не могли быстро сформировать новую потребность и приспособиться к новой ситуации, а потому их тревожность и агрессивность увеличивались.

Левин приходит к мнению, что не только неврозы, но и особенности когнитивных процессов (такие феномены, как сохранение, забывание) связаны с разрядкой или напряжением потребностей.

Исследования Левина доказывали, что не только существующая в данный момент ситуация, но и ее предвосхищение, предметы, существующие только в сознании человека, могут определять его деятельность. Наличие таких идеальных мотивов поведения дает возможность человеку преодолеть непосредственное влияние поля, окружающих предметов, «встать над полем», как писал Левин. Такое поведение он называл волевым, в отличие от полевого, которое возникает под влиянием непосредственного сиюминутного окружения. Таким образом, Левин приходит к важному для него понятию временной перспективы, которая определяет поведение человека в жизненном пространстве и является основой целостного восприятия себя, своего прошлого и будущего.

Появление временной перспективы дает возможность преодолеть давление окружающего поля, что особенно важно в тех случаях, когда человек находится в ситуации выбора. Демонстрируя трудность для маленького ребенка преодолеть сильное давление поля, Левин провел несколько экспериментов, которые вошли в его фильм «Хана садится на камень». В нем, в частности, был заснят сюжет о девочке, которая не могла отвести взгляд от понравившегося ей предмета, и это мешало ей достать его, так как нужно было повернуться к нему спиной.

Большое значение для формирования личности ребенка имеет система воспитательных приемов, в частности наказаний и поощрений. Левин считал, что при наказании за невыполнение неприятного для ребенка поступка дети попадают в ситуацию фрустрации, так как находятся между двумя барьерами (предметами с отрицательной валентностью). Для того чтобы произошла разрядка, ребенок может или принять наказание, или выполнить неприятное задание. Однако намного легче для него постараться выйти из поля (пусть даже в идеальном плане, в плане фантазии). Поэтому система наказаний, с точки зрения Левина, не способствует раз витию волевого поведения, но только увеличивает напряженность и агрессивность детей. Более позитивна система поощрений, так как в этом случае за барьером, т. за предметом с отрицательной валентностью, следует предмет, вызывающий положительные эмоции. Однако оптимальной является система, при которой детям дается возможность выстроить временную перспективу с тем, чтобы снять барьеры данного поля.

Левин создал серию интересных психологических методик.

Первую из них подсказало наблюдение в одном из берлинских ресторанов за поведением официанта, который хорошо помнил сумму, причитавшуюся с посетителей, но сразу же забывал ее, после того как счет был оплачен.

Полагая, что в данном случае цифры удерживаются в памяти благодаря «системе напряжения» и исчезают с ее разрядкой, Левин предложил своей ученице Б. Зейгарник экспериментально исследовать различия в запоминании незавершенных (когда «система напряжения» сохраняется) и завершенных действий. Эксперименты подтвердили левиновский прогноз. Первые запоминались приблизительно в два раза лучше. Был изучен также ряд других феноменов. Все они объяснялись исходя из общего постулата о динамике напряжения в психологическом поле.

Принцип разрядки мотивационного напряжения объединял многие психологические школы. Он лежал в основе и бихевиористской концепции, и психоанализа Фрейда с его представлением о присущем каждому организму «квантуме» — стремящейся рас сеяться психической энергии. Левиновский подход отличало два момента. Во-первых, он перешел от представления о том, что энергия мотива замкнута в пределах организма, к представлению о системе «организм-среда». Индивид и его окружение выступили в виде нераздельного динамического целого.

Во-вторых, в противовес трактовке мотивации как биологически предопределенной константы, Левин полагал, что мотивационное напряжение может быть создано как самим индивидом, так и другими людьми (например, экспериментатором, который предлагает индивиду выполнить задание). Тем самым за мотивацией признавался собственно психологический статус. Она не сводилась более к биологическим потребностям, удовлетворив которые организм исчерпывает свой мотивационный потенциал.

Вот описание эксперимента, показывающего, как выглядит наиболее яркое полевое поведение, не зависящее от внутреннего мира человека.

Испытуемого, которого пригласили якобы с целью исследования его «интеллекта» или «памяти», просили минуточку подождать. «Я забыл, что мне необходимо позвонить», — говорил экспериментатор, выходил из комнаты, а сам наблюдал (через зеркало Гезелла) за тем, что будет делать испытуемый, оставшись один. Все без исключения испытуемые (а это были не только студенты, но и сотрудники берлинского института психологии — профессора, доценты) производили какие-то манипуляции с предметами: некоторые перелистывали книгу, трогали «шкафчик», проводя пальцем по бисерной занавеске; все без исключения позванивали колокольчиком.

Как появилось поле?

Из статьи Игоря Погодина:

Как же все-таки из первичного опыта, который нелокален по своей сути, появляется вполне осязаемый нами в пространстве и времени классический мир? Если коротко, классический мир появляется в акте взаимного рождения феномена и человека.

В некотором смысле он напоминает возникновение Вселенной в результате Большого Взрыва. Как известно, эта концепция-гипотеза предполагает, что Вселенная возникла из некоего нелокального источника посредством огромной силы взрыва, породившего пространство и время, или, наверное, правильнее сказать – пространство-время. Только применительно к процессу формирования поля следует сказать, что «Большой Взрыв» перманентен по своей сути. Другими словами, мы живем не в мире, инициированном Большим Взрывом примерно 4,5 миллиарда лет назад, а в мире, в котором Большой Взрыв происходит прямо сейчас. В остальном же все до удивления похоже. Появление и того и другого происходит из нелокального источника реальности. В нашем случае – это первичный опыт. И так же, как и в случае с Универсумом, лишь вместе с появлением поля появляются представления о пространстве, времени и субъекте/ объекте. Только роль Большого Взрыва в нашем случае играет акт рождения в осознавании. Хотя сегодня и физики утверждают, что Вселенную, как и поле, создал наблюдатель.

Но  процесс этот обоюдный. Если наблюдатель и создает поле, то это не означает, что само поле не участвует в создании наблюдателя. Поэтому и получается – мы рождаем поле таким потому, что оно породило нас такими. В свою очередь мы создаем поле, создающее нас. Этакий регресс в бесконечность получается. Для диалогово-феноменологического подхода в психотерапии, напомню, базовым принципом любого контакта является следующий – «Я такой потому, что Ты есть».

Курт Левин (1890-1947) — немецкий, а затем американский психолог. Родился в еврейской семье в польском городе Могильно. В начале Первой мировой войны был призван в германскую армию. Образование получил в Берлинском университете. Иммигрировал из Германии после прихода к власти нацистов. С 1932 г. жил и работал в США, преподавал в Стенфордском и Корнелльском университетах. Автор концепции групповой динамики (теории психологического поля), разработанной в русле гештальт-психологии. Занимался проблемой мотивации, технологиями разрешения конфликтов, темой лидерства.

Левину принадлежит идея проведения групповых тренингов для изменения тех или иных особенностей поведения отдельного человека. Предложил модель групповых изменений: изменение любой группы людей проходит через три стадии: «размораживание» (разрушение у членов группы имеющейся системы ценностей и ориентиров), «изменение» (внедрение новой системы ценностей и ориентиров) и «новая заморозка» (фиксация нового состояния). Эта теория была подтверждена на практике — при проведении тренингов.

В 1946 г. начал работу над экспериментом, заложившим основы групповой психотерапии.

Оцените статью
Добавить комментарий