Теории лидерства

Понятие лидерства и лидера

Лидерство – это умение и право вести соответствующую группу людей к достижению поставленной цели.

В отличие от управления лидерство – это способность влиять на людей для достижения целей организации. При этом лидером нельзя стать по воле организации, лидер влияет на людей независимо от своего формального положения во внутренней иерархии организации. Лидерство не может быть ограничено полномочиями или структурами.

Природа лидерства связана с процессом социальной организации и управления внутри любых организационных структур, в том числе коммерческих и некоммерческих предприятий, государственных учреждениях и т.

Лидер – это конкретный человек, который признан всеми членами группы и пользуется правом принимать решения, затрагивающие всех членов данной группы и определяющие действия группы.

Лидерство опирается на отношения типа «лидер–последователи», а не «руководитель–подчиненные». При этом не каждый руководитель может стать лидером коллектива, а в любом коллективе может возникнуть неформальный лидер. Таким образом, возможно существование формального и неформального лидерства.

Формальное и неформальное лидерство

Формальное лидерствоНеформальное лидерство Формальное лидерство обуславливается тем, что лидер занимает определенную позицию в группе (должность в организации). Конкретный человек принимает роль лидера. Основа – властные полномочия. Неформальное лидерство определяется способностью лидера оказывать влияние на людей. Человек берет на себя роль лидера. Основа – естественное возникновение лидера в групповой среде. Является следствием внутриорганизационных процессов. Может не вписываться в рамки оргструктуры организации. Руководитель назначается официально, а лидер выдвигается группой. Главный критерий эффективного руководства организацией – руководитель является и формальным, и неформальным лидером. В этом случае, лидер не только руководит своими последователями, но и хочет вести их за собой, а члены коллектива организации хотят следовать за лидером.

Обязательное условие лидерства:

Обладание властью или властными полномочиями в конкретной организации, формализация лидерской активности через соответствующие указания, указы, акты или приказы в зависимости от характера организации и масштаба ее деятельности.

Ситуационный подход к властным полномочиям и формированию лидера в коллективе предполагает наличие ряда условий, при которых появляется лидер в коллективе:

  • Возникновение ситуации, касающейся группы людей и требующей решения.
  • Наличие в группе индивида, который обладает способностями и опытом для разрешения данной ситуации.
  • Объективно успешное разрешение ситуации данным индивидом с учетом интересов всей группы людей.

Отсюда следует, что существуют разные виды лидеров и лидерства.

ПризнакТипы лидеров
Характер деятельности- универсальный лидер- ситуативный лидер
Содержание деятельности- лидер-вдохновитель- лидер-исполнитель- деловой лидер- эмоциональный лидер
Стиль руководства- авторитарный лидер- демократический лидер

Лидер является таковым только конкретной группы людей, совсем не обязательно, что он будет лидером в другой группе – ведь там другие ценности и приоритеты, иные ожидания и требования к лидеру.

С точки зрения масштаба решаемых задач, существует 3 вида лидерства:

Бытовой лидер всегда может выдвинуться в лидеры другого типа. Обратный порядок практически не работает.

Изначально имеющие организаторские способности люди в состоянии быстро и правильно оценить ситуацию, определить приоритеты, отличить реально осуществимые действия и достаточно точно определить сроки решения задач.

Теория конституентов и интерактивный анализ

Уточнением и развитием ситуационной концепции является теория последователей (конституентов), объясняющая феномен лидера через аналогию, что свита, делает короля. Именно его последователи, по мнению Ф. Стэнфорда, воспринимают ситуацию, лидера, и решают, принимать его или нет. Роль данной концепции решающая при выборе неформальных лидеров, а так же руководителей в демократических организациях. Лидерство, в свете данной теории, это особые отношения между лидером и группой, поведение лидера, возможно предсказать, изучив его последователей. Через конституентов происходит воздействие на лидерство господствующей культуры, в первую очередь ценностных ориентации, а так же ожиданий работников.

Рассмотренные теории частично объясняют, почему кто-то становится лидером, но не отражают, почему кто-то стремиться к лидерству, а кто-то нет, и можно ли воздействовать на формирование лидерства.

Предпосылки лидерстваПравить

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 апреля 2022 года; проверки требует 1 правка.

Запрос «Лидер» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Объяснение лидерства нашло отражение в нескольких теориях: ситуациональной, функциональной, поведенческой и других, а также интегральной теории лидерства.

  • Chemers M. An integrative theory of leadership. — Lawrence Erlbaum Associates, Publishers, 1997. — ISBN 978-0-8058-2679-1.
  • Plato. The Dialogues of Plato translated into English with Analyses and Introductions by B. Jowett, M.A (англ.). — Oxford University Press. — Vol. 3.
  • Markwell, Donald. Instincts to Lead: On Leadership, Peace, and Education. — Connor Court: Australia, 2013. — ISBN 9781922168702.
  • Bird, C. (1940). Social Psychology. New York: Appleton-Century.
  • Stogdill, R. M. Personal factors associated with leadership: A survey of the literature (англ.) // Journal of Psychology  (англ.) (рус. : journal. — 1948. — Vol. 25. — P. 35—71. — doi:10.1080/00223980.1948.9917362.
  • Mann, R. D. A review of the relationship between personality and performance in small groups (англ.) // Psychological Bulletin  (англ.) (рус. : journal. — 1959. — Vol. 56. — P. 241—270. — doi:10.1037/h0044587.
  • Lewin, Kurt  (англ.) (рус.; Lippitt, Ronald; White, Ralph. Patterns of aggressive behavior in experimentally created social climates (англ.) // Journal of Social Psychology  (англ.) (рус. : journal. — 1939. — P. 271—301.
  • Linda L. Neider/Chester A. Schriesheim, The Dark Side of Management (2010) p. 29
  • Manktelow, James Leadership Style. Mind Tools. Дата обращения: 2 ноября 2012. Архивировано 26 октября 2018 года.
  • Griffin, Ronald J. Ebert, Ricky W. Business essentials (неопр.). — 8th. — Upper Saddle River, NJ: Prentice Hall, 2010. — С. 135—136. — ISBN 0-13-705349-5.

Лидерство в менеджменте

В менеджменте лидерство основано на концепции несилового воздействия в направлении достижения целей организации. Лидер коллектива – это конкретная личность, при этом лидерство подразумевает наличие у лидера определенных качеств:

  • уверенность
  • напористость
  • общительность
  • ориентация на успех
  • саморегуляция
  • работоспособность
  • социальный интеллект
  • баланс атрибутов маскулинности и феминности

За лидером коллектива все остальные признают право принимать ответственные решения. Такие решения затрагивают интересы коллектива, определяют направления развития организации и характер деятельности группы людей как единого целого.

При этом разграничивается формальное и неформальное лидерство:

  • Формальное лидерство является последствием и проявлением административно-управленческих формализаций руководителя внутри организации.
  • Неформальное лидерство возникает естественным путем внутри коллектива.

Лидер внутри организации, являясь лицом, способным воздействовать на других в целях интеграции совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов данного сообщества, занимает в ней особое положение. При этом понятие лидерства распространено в социологии, политологии, психологии и ряде других наук о человеке и обществе. В теории менеджмента содержание лидерства обусловлено факторами управленческой деятельности и развитием организации в целом.

Для теорий лидерства характерна прагматическая направленность изучения данного явления:

  • Разработке методов эффективного руководства
  • Отбор лидеров для осуществления управленческой деятельности в организации

Существующие теории лидерства указывают на существующую многогранность данного понятия и его содержание в рамках науки управления. При этом потенциал лидерства определяется, как минимум, следующими свойствами: легкость и навыки общения, адаптивность, уверенность, активная позиция во взаимодействии, мотив достижения, аффилиация, понимание собеседника и интеллектуальный уровень в целом. При этом теории лидерства свидетельствуют и о неоднозначной природе самого лидерства. Оно проявляется в зависимости от темперамента, типа личности, конкретной ситуации или комплекса показателей. В связи этим выделяются различные подходы определению лидерства в организации: личностный, ситуативный и комплексный. При этом особо выделяют следующие условия проявления лидерства и соответствующих ему качеств: наличие развитых социальных навыков, личного магнетизма, коммуникативных способностей и навыков управления людьми.

Лидерство, как самостоятельное явление в рамках теории менеджмента, основано на существенных и объективных потребностях организаций, к которым относятся формирование поведения отдельных элементов системы в целях обеспечения реализации их функционального назначения. Лидерство может проявляться через вертикальное и горизонтальное распределение функциональных обязанностей и выделение специальных управленческих функций, доступных лидеру коллектива, являющемуся формальным руководителем организации. В связи с этим иерархия и пирамида функциональной ответственности должна соответствовать вертикальной и горизонтальной реализации лидерства в целях обеспечения эффективной управленческой деятельности.

Основной проблемой в данной области является четкость выделения лидерства и лидера в организации, которое проявляется в различных аспектах взаимоотношений с коллективом организации. Организации с низким уровнем групповых объединений на уровне отдельных подразделений отличаются высокой степенью автономии различных уровней внутренней иерархии, поэтому функции лидера практически не находят должного развития, что снижает общую эффективность организации. Организации с высоким уровнем интеграции внутренних подразделений демонстрируют повышенную восприимчивость к действиям лидера, облеченного как формальной, так и неформальной властью в организации. В связи с этим проявляется проблема потребности в лидере и необходимость спецификации его функций.

Соотношение власти и лидерства в организации проявляется через формы власти и властные полномочия лидера. При этом, чем эффективнее организована власть в организации, тем действеннее будет работа коллектива, следующего за лидером. В связи с этим важным аспектом лидерства является идентификация, как самого лидера, так и членов его коллектива.

Развитие лидерства в целях повышения эффективности работы организации основано на целостном подходе к лидерству, поэтому проявляется через одновременное развитие личностных качеств лидера и формирование условий для их реализации. В совокупности это сводится к личной мотивации лидера, его индивидуальным интеллектуальным и нравственным лидерским качествам и навыкам, на фоне формализации и естественного развития лидерства внутри организации. Важное значение в развитии лидерства в целях обеспечения эффективной работы организации имеют процедуры устранения деструктивного лидерства.

Профессиональные лидерские качества личности менеджера формируются на уровне задач деятельности менеджера, на уровне его личного и организационного поведения, а также на уровне свойств личности. В соответствии с этим, для лидера важны такие качества, как психологическая избирательность, критичное мышление, склонность к организаторской деятельность и способность заряжать своей энергией других людей, призывая их следовать за собой. Также важны такие качества, как целеустремленность, гибкость, работоспособность, настойчивость, самостоятельность, дисциплинированность и инициативность.

Личное влияние и авторитет менеджера как лидера коллектива определяются современными тенденциями в менеджменте, когда необходимо применять различные стили лидерства и владеть так называемым эмоциональным интеллектом. Кроме того, никакие лидерские качества и властные полномочия не позволят менеджеру быть лидером коллектива, если среди членов коллектива он не будет иметь авторитета.

РазновидностиПравить

  • Демократический стиль — в принятии решений участвует всё сообщество. Такое лидерство также называют распределённым.
  • Либеральный стиль — лидер свободно делегирует полномочия на нижестоящие уровни. Такой тип лидерства способствует повышению креативности и инициативности подчинённых.

Различают также: формальное и неформальное лидерство (в зависимости от того, осуществляется ли влияние с позиции занимаемой должности или при помощи своих способностей, умения или других ресурсов); лидерство по популярности и по способности, а также лидеров типа «чёрная овца».

Современные теории лидерства

Современные теории лидерства свое активное развитие получили с начала 1990-х гг. Не прекращается оно и по сей день. Их основные виды представлены на рисунке 3. Большая их часть разработана американским учеными.

Рисунок 3. Современные теории лидерства. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Все они имеют свои особенности, преимущества и недостатки. Единого подхода в данном вопросе не выработано до сих пор.

Так или иначе, в современных теориях лидерства наблюдается некая общность. Все они демонстрирую пристальное внимание к личности лидера в условиях возрастающей конкуренции, глобализации и усиления борьбы за ресурсы и клиентов.

Одной из наиболее известных теорий последних лет принято считать теорию «эмоционального интеллекта» Гоулмана. Рассмотри ее более подробно.

В соответствии с теорией эмоционального интеллекта существует пять базовых лидерских навыков. Ими являются: самосознание, мотивация, саморегуляция, социальные навыки и эмпатия. Их развитие и совершенствование играет предопределяющую роль в развитии и становлении лидера.

Не меньшую популярность сегодня имеет теория 7 лидерских навыков С. Кови. В своей одноименной книге он разделил их на две группы:

  • навыки для личностного развития;
  • навыки для межличностного развития.

Согласно его теории к первой группе относится умение расставлять приоритеты, ориентация на результат и активность. Именно он позволяют расти лидеру как личности.

Ко второй группе следует относить непрерывное обучение, синергию, эмпатию и ориентацию на победу. Благодаря и развитию данных навыков совершенствуется межличностная составляющая лидера.

На основе данных теорий построено большинство корпоративных тренингов.

Теории взаимодействия лидера и группы

Вслед за классическими теориями лидерства свое развитие получили работы, которые описывали взаимодействие между лидером и подчиненными. Фактически они послужили переходным этапом к современным теориям лидерства.

Наиболее известными работами в данной области стали труды Грэна, Бернса, А. Юкла, Фидлера и Гарсиа. Основополагающей идей стала идея трансформационного лидерства (рисунок 2), которая впоследствии была положена в основу множества исследований.

Рисунок 2. Составные элементы теории трансформационного лидерства. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Свой клад в переход к современным теориям лидерства вложила теория «заменителей лидерства», выработанная в 1978 году Керром и Джермейером. В соответствии с этой теорией организации не испытывают потребностей в лидерском участии, а в некоторых случаях (при условии наличия определённых ситуационных переменных) оно и вовсе наносит вред.

Психологические теории лидерства

Психологические теории помогают объяснить субъективные механизмы лидерства. Фрейд считал, что подавленное либидо лежит в основе лидерства, которое в результате сублимации проявляется в стремлении к лидерству. Адорно, Э. Фромм выделили типы личностей, склонных к авторитаризму, стремящихся к власти. По их мнению, такая личность формируется в некомфортных общественных условиях, у человека возникает желание уйти от нестабильности в сферу господства.

Для авторитарной личности власть-это психологическая потребность, способ избавиться от комплексов, навязывая свою волю другим, что является проявлением слабости. Такие лидеры не принимают демократический стиль, чаще заботятся об увеличении свой власти, чем об интересах дела. За такими лидерами необходим постоянный контроль. Для многих власть не привлекательна, для кого — то она лишь инструмент, для достижения благ. Инструментальная мотивация лидерства распространена в организациях.

Факторно-аналитическая и ситуационная теории лидерства

Представляет собой вторую волну в развитии теории черт. Выделяются индивидуальные качества и характерное поведение при достижении целей, которые могут отличаться. Например мягки и добрый человек, будучи руководителем в армии вырабатывает в себе уверенность, строгость, решительность. Данная концепция вносит в теорию лидерства такие понятия, как задачи, цели, которые связаны с конкретной ситуацией. Стиль поведения лидера складывается в результате взаимодействия его личных качеств и поставленных задач, зависит от социальных условий. Об этом писали Т. Хилтон, Р. Строгдилл, А. Голдиер в ситуационной концепции, считая, что лидер – это функция конкретной ситуации, что при других условиях данный лидер может им уже не быть. То есть конкретные обстоятельства отбирают лидера и определяют его поведение.

В такой ситуации лидерские качества относительны, но в целом их отличает уверенность, целеустремленность, компетентность, готовность брать на себя ответственность. Данная теория имеет недостаток, она не в полной мере отражает активность лидера, его способность принимать решения при изменении условий, считая роль ситуации ведущей в формировании лидерства. Хартли дополнил ситуационную теорию, раскрыв природу этого феномена:

  • если человек стал лидером в одной ситуации, это увеличивает его возможности стать лидером при других условиях;
  • человек приобретает авторитет, оказавшись лидером при определенных условиях, что способствует его избранию на руководящую роль и закреплению лидерства;
  • человек ставший лидером, вследствие стереотипности мышления, воспринимается как лидер в принципе;
  • лидерами становятся люди, которые имеют соответствующую мотивацию.

Существует понятие ситуационного эффективного руководства, объясняющее, применение разных стилей руководства в зависимости от ситуации. К лидерству отношение не имеет.

ТеорииПравить

Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного или нескольких участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел. Вы можете помочь проекту, написав этот раздел. (31 октября 2016)

Классические теории лидерства

Вся совокупность классических теорий лидерства условно делится на четыре группы (рисунок 1). Подобный подход был предложен еще в 1982 году и до сих пор не потерял свое актуальности. Рассмотрим классические теории более подробно.

Рисунок 1. Группировка классических теорий лидерства (по Яго). Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В соответствии с представленным подходом теории лидерства делятся на четыре типа в зависимости от сочетания двух факторов:

  • фокуса (на характеристиках или формах поведения);
  • подхода (универсального или ситуационного).

В категории первого типа относится теория лидерских качеств. Она характеризуется исключением конкретных ситуаций из рассмотрения и минимизацией влияние поведения лидера. Основной акцент в данном случае делается на позиционных аспектах, а сама теория позволяет установить, какие качества помогают людям становиться лидерами.

Родоначальником данной теории стал Ф. Гальтон, английский антрополог и психолог, выдвинувший идею о наследственной природе лидерства. В частности, он говорил о том, что лидерские задатки и качества передаются по наследству и в некоторой степени являются врожденными. Позже развитие данной теории было поддержано рядом других ученых.

Данный подход, однако, за счет разнообразия, противоречивости и несопоставимости качеств, которые были обнаружены у известных лидеров прошлого, был поставлен под сомнение. Основными недостатками данной теории считались:

  • отсутствие ситуационных переменных;
  • нивелирование влияния отношений между лидерами и их последователями;
  • бесконечность и противоречивость перечней качеств, созданных разными исследователями.

Осознание данных недостатков привело к дальнейшему развитию теорий лидерства, в основе которого лежало смещение акцентов от статики в динамике. На первый план стали выдвигаться уже не качественные характеристики личности, а ее поведенческие особенности. Подобные теории принято относить к теориям лидерства второго типа. Наиболее известной теорией данного типа считается теория К. Левина, который в своих работах выделил три базовых типа лидерства: авторитарное, демократическое и пассивное.

Позже свое развитие получили теории, основанные на разнообразных комбинациях на отношениях и фокуса на рабочем месте (управленческая сетка Блейка и Моутона, 4 системы управления Р. Ликерта и пр. Основополагающими недостатками теорий данного типа принято считать фиксацию ситуации и изучение поведенческих стилей лидерства в условиях постоянства ситуации.

В связи с выявленными недостатками были сформированы теории лидерства четвертого типа. В их основе лежало смещение фокуса на изучение форм поведения и условиях универсализации. Наиболее известными теориями данной группы стали теория лидерства Ф. Фидлера, модель континиума лидерского поведения Танненбаума – Шмидта, модель Стинсона-Джонсона и др.

Ситуационная теория лидерства рассматривала его в качестве проекта ситуации. Данная концепция получила очень большое распространение. Последователи теории считали, что в определенных жизненных ситуациях лидером способен стать человек, обладающий набором лидерских качеств, необходимых для данной ситуации (Р. Стогдилл, Т. Хилтон, А. Голдиер и др.

Еще одна теория стала синтезом теории черт и поведенческой теории лидерства. Она называется системная теория и рассматривает лидерство в качестве процесса организации межличностных отношений в группах. Столяренко Л. пишет, что эта теория демонстрирует лидерство через исследование различных составляющих группы, ее целей, задач, функций.

Российские ученые Чередниченко И. и Тельных Н. выделили несколько переменных, которые требуются для полного изучения лидерства:

  • Лидерская личность, происхождение, социализация и способы выдвижения;
  • Характеристики последователей лидера и отношения между лидером и ними;
  • Контекст, в котором присутствует лидерство;
  • Результат взаимодействия между лидером и последователями в соответствующих ситуациях.

Таким образом, среди ученых, занимавшихся исследованием теории лидерства, нельзя выделить единого взгляда. Все они отличаются разнообразием и во многом дополняют друг друга.

Теория черт

Теория черт, или еще ее называют теорией лидерских качеств – один из первых подходов в попытке изучить и объяснить лидерство. Согласно этой теории лидерами не становятся, ими рождаются. Исследователи считали, что существует устойчивый набор качеств, который отличает «великих людей». Ученые пытались научиться измерять эти качества для выявления лидеров. В попытке обобщить сотни проведенных исследований Ральф Стогдилл в 1948 году и Ричард Манн в 1959 году сгруппировали лидерские качества. Строгдилл выделил пять основных:

  • уверенность в себе,
  • знание дела,
  • интеллектуальные способности,
  • преобладание над другими,
  • активность, энергичность.

Манн выделял семь качеств, среди которых ум был определяющим. Обоих ученых постигло разочарование, так как только один набор перечисляемых качеств не делала человека лидером. Несмотря на это, лидерские качества изучались до середины восьмидесятых годов. Уоррен Беннис, американский ученый, исследовав группу успешных лидеров из 90 человек, получил интересные результаты, разделив лидерские качества на группы:

  • управление значением — умение понятно передавать значение идеи
  • управление вниманием – умение представить цели, сущность результата в привлекательном для последователей свете
  • управление доверием — умение построить такую последовательную и постоянную деятельность, вызвав доверие подчиненных.
  • управление собой – знание своих сильных и слабых сторон, не боясь привлечь ресурсы других людей для усиления своих качеств.

При дальнейшем изучении выделили четыре группы лидерских качеств:

  • физиологические: такие как вес, рост, телосложение, внешний вид, здоровье, энергичность. Нет четкой прямой связи, так как и люди с показателями ниже среднестатистических, могли стать влиятельными фигурами.
  • эмоциональные: такие как независимость, смелость, честность, инициативность, работоспособность. Проявляются через характер человека. Список длинный, на практике не подтвердился.
  • интеллектуальные: по результатам многочисленных исследований уровень интеллектуальных качеств у лидеров выше, но прямой связи нет. Так , например, если у последователей невысокий интеллектуальный уровень, то у лидера с высокими показателями возникнет много сложностей.
  • личностные деловые: это приобретенные навыки для выполнения своих функций. Значимость возрастает в зависимости от уровня организационной иерархии. Не выявлено, насколько они являются определяющими для лидера, так как они специфичны. То есть качества, которые одному человеку помогли стать лидером в банке, возможно, не пригодятся для карьерного роста в театре.

У теории черт есть свои недостатки:

  • перечень лидерских качеств огромен, отсутствует единый образ лидера.
  • из-за отсутствия мер по измерению качеств, не удалось определить четкую связь между лидерством и описанными качествами.

Подход интересен, но на практике не принес никакой пользы.

Понятие лидерства в менеджменте

Под лидерством в общем смысле принято понимать естественный социально-психологический процесс в группе, которая построена на влиянии личного авторитета на поведение членов группы. Оно является одним из проявлений власти.

Обязательным условием лидерства выступает наличие у индивида власти в конкретной формальной и/или неформальной организации. Лидерство имеет место быть везде, где собирается группа, состоящая из двух и более человек.

Как явление социальное, лидерство сопровождает человечество на протяжении всей истории его существования. В условиях развития предпринимательской деятельности и усиления глобализационных процессов в бизнес-среде оно приобретает особо важное значение.

Оцените статью
Добавить комментарий