- Сущность понятия «фрейдизм»
- Структурная модель психической жизни по Фрейду
- Типы личности по Фрейду
- Психодинамическая теория личности
- Уровни сознания
- Структура личности
- Роль инстинктов в поведении личности
- Зигмунд Фрейд — Статьи о кокаине
- Зигмунд Фрейд — О психоанализе. Леонардо да Винчи
- Зигмунд Фрейд — Болезнь культуры
- Биологическое и социальноев структуре личности
- Основные положения психоанализа
- Личность и ее свойства
- Различные теории личности
- Психоаналитическая теория личности З. Фрейда
Сущность понятия «фрейдизм»
Фрейдизм или психоанализ – это общее обозначение различных школ, которые возникли на базе психологического учения З. Фрейда, выводящего проблемы взрослого человека из полового инстинкта.
Психоанализ получил большую известность за пределами психологии и его идеи оказывали влияние на области деятельности, связанные с человеком. Концепция носит имя её основателя З. Фрейда. Постепенно, опираясь на идеи Фрейда, формировалось психологическое направление «психоанализ».
Данный термин имеет три значения:
- теория личности и психопатологии;
- метод терапии личностных расстройств;
- метод изучения чувств и неосознанных мыслей человека.
Используя топографическую модель, Фрейд в психической жизни выделял три уровня – сознание, предсознание, бессознательное.
Сознание состоит из ощущений и переживаний, осознаваемых человеком в данный момент. Сознание может охватить небольшой процент хранящейся в мозге человека информации.
Часть информации осознается в течение малого периода времени и погружается на уровень бессознательного. Иногда бессознательное называют «доступной памятью», которая включает весь опыт, не осознаваемый в данный момент. В результате небольшого усилия, она может вернуться в сознание спонтанно.
Бессознательное является глубокой и значимой областью психики человека. В бессознательном хранятся инстинктивные побуждения, эмоции и воспоминания. В свое время они угрожали сознанию, поэтому были подавлены и вытеснены в область бессознательного. Сознанию человека бессознательные переживания полностью недоступны, но они определяют действия человека в значительной степени.
Клинические наблюдения Фрейда в течение длительного времени помогли ему сформулировать психологическую концепцию, состоящую из трех уровней – «Оно», «Я», «Сверх-Я».
В точном значении слова психоанализ отличается от фрейдизма.
Фрейдизм – это разновидность психодинамического подхода, который значительно шире фрейдизма и не сводится к нему.
Фрейдизм можно узнать по его основным тезисам:
- природа человека эгоистична, основу поступков которого составляют подавленные сексуальные желания;
- дети в обязательном порядке проходят через Эдипов комплекс – это означает, что мальчики ненавидят отца как соперника, когда начинают желать свою мать, девочки – аналогично;
- в психосексуальном развитии существует пять фаз – оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная.
Фрейд выделяет пять фундаментальных принципов психоаналитического подхода – динамический, экономический, структурный, принцип развития, принцип адаптации. Эти принципы лежат в основе психоаналитического наследия.
Фрейдизм имеет свои недостатки и достоинства. Достоинством является внимание к изучению бессознательного, к внутренним конфликтам личности, а также и то, что психоанализ получил распространение в психотерапии, психиатрии, в консультировании. Среди недостатков – преувеличенная в жизни и психике человека роль сексуальной сферы.
Структурная модель психической жизни по Фрейду
Психологическая концепция Фрейда состоит из трех структур – «Оно», «Я», «Сверх-Я».
Рисунок 1. Структура личности по З. Фрейду. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
«Оно» или «Ид» является бессознательной частью психики и его можно сравнить с котлом биологических врожденных инстинктов, агрессивных и сексуальных. Бессознательная часть психики насыщена сексуальной энергией (либидо). У каждого человека, который представляет собой замкнутую энергетическую систему, количество энергии является величиной постоянной. «Оно» подчиняется принципу удовольствия, будучи бессознательным и иррациональным. Удовольствие и счастье – это в жизни человека главная цель.
Вторым принципом поведения является гомеостаз, что означает тенденцию к сохранению примерного внутреннего равновесия.
«Я» или «Эго» – уровень сознания, который подавляет сексуальные влечения и находится в состоянии постоянного конфликта с «Оно». Формирование уровня сознания происходит под влиянием общества, которое вместе с «Оно» и «Сверх-Я» предъявляют свои требования к человеку. «Я» подчиняется принципу реальности и старается установить гармонию между «Оно» и «Сверх-Я».
Носителем моральных стандартов служит «Сверх-Я», которое является частью личности, выполняющей роль критика, совести, цензора. Когда «Я» совершает какое-либо действие в угоду «Оно», но, в противовес «Сверх-Я», Эго испытывает вину, стыд, укор совести.
Отвечая за принятие решений «Я» старается выразить и удовлетворить желание «Оно», но, с теми ограничениями, которые налагаются обществом и его правилами. Отсюда следует, что безопасность и самосохранение организма обеспечивает «Эго», рассуждая, анализируя и принимая соответствующее решение.
У детей становление «Сверх-Я» происходит через преодоление Эдипова комплекса.
Фрейд считал, что ключом к сексуальному комплексу, тяготеющему над каждым мужчиной, является греческий миф о царе Эдипе, который убил своего отца и женился на матери. Испытывая влечение к матери, мальчик видит в отце соперника, который одновременно вызывает у него страх, ненависть, восхищение. Ему хочется быть похожим на отца и хочется его смерти, а отсюда боязнь и чувство вины перед отцом. Сексуальное влечение к матери преодолевается страхом кастрации, т. преодолением эдипова комплекса и появлением «Сверх-Я», содержащим ценности и нормы, совместимые с окружением человека.
«Сверх-Я» дает возможность отличать хорошее от плохого, нравственное от безнравственного, оно не пускает инстинкты в сферу «Я».
В результате этого энергия инстинктов сублимируется, трансформируется и воплощается в приемлемых человеком и обществом видах деятельности.
Отсюда, сублимация – это преобразование энергии подавленных желаний в разрешенные обществом виды деятельности.
Типы личности по Фрейду
Теория психосексуального развития З. Фрейда относится к одной из самых интересных и шокирующих теорий развития.
Автор теории считает, что в процессе взросления ребенок, в зависимости от поведения родителей, может столкнуться или с фрустрацией или со сверхзаботливостью.
Сексуальная энергия при фрустрации не имеет должного выхода, в результате того, что кто-то из родителей потребности ребенка пресекает.
Сверхзаботливость не позволяет ребенку развиваться самостоятельно, что в дальнейшем может обернуться чувством несостоятельности и зависимости.
Во взрослой жизни они могут привести к регрессии, т. фиксации.
Испытывающий сильное напряжение взрослый человек, например, может начать сосать свой палец.
Столкнувшись с фрустрацией или сверхзаботливостью на оральной стадии, ребенок, главным удовольствием которого было сосание груди матери, в дальнейшем будет относиться к сложившемуся орально-пассивному типу. Это доверчивый весельчак, ждущий одобрения от окружающих и ведущий себя иногда как ребенок. Ему будет свойственна тяга к курению и алкоголю.
На поздней оральной стадии ребенок, выражая свое неудовольствие кусает грудь матери, поэтому она может оторвать его от груди. Если человек фиксировался на этой стадии, то он будет ярым спорщиком и язвительным скептиком.
Способ приучения ребенка к горшку, считал Фрейд, окажет на его будущий характер большое влияние. Когда ребенок не выполняет требование родителей сходить в туалет, а удерживает фекалии в себе, то будет формироваться анально-удерживающий тип личности. Люди данного типа очень жадные, упрямые в своих убеждениях, педантичны и пунктуальны, не выносят беспорядка.
Другим вариантом этого типа являются люди абсолютно несдержанные и порывистые, среди них есть разрушители и садисты.
Изучать свои половые органы дети начинают на фаллической стадии. Фиксация на этой стадии в дальнейшем делает мужчин ловеласами, принадлежащими к классу альфа-самцов. Женщины с фиксацией на этой стадии – обольстительницы, имеющие склонность к беспорядочным половым связям. Другой вариант этого типа – «кастрирующая» женщина, стремящаяся доминировать и подчинять всё себе.
Характерной особенностью латентной стадии является снижение сексуальной энергии – ребенок в это период занят общением с друзьями, спортом, решением интеллектуальных задач, а его сексуальная активность спит.
С развитием последней генитальной стадии, человек готов к вступлению в половые отношения. Данная стадия по продолжительности является самой длинной и заканчивается со смертью человека.
Генитальный характер, считает Фрейд, относится к самому здоровому и зрелому типу личности, это человек, умеющий принимать на себя ответственность и способный заботиться о других.
Психодинамическая теория личности
Во второй половине XIX века психология отделилась от философии и стала самостоятельной наукой. Основной темой исследования ученых-психологов стала психическая деятельность взрослого человека. Долгое время исследователи отдавали ведущую роль в психической жизни людей человеческому сознанию, однако, молодой венский врач выдвинул теорию, повернувшую взгляды и мнения ученых того времени в противоположную строну.
Этого молодого врача-австрийца звали Зигмунд Фрейд, и его теория зиждилась на утверждении, что психика человека строится на конфликте между сознательным и бессознательным, имеющим сексуальную и агрессивную природу.
По мнению Фрейда психика представляет собой поле боя между неукротимым инстинктом, разумом и сознанием, поэтому его теория получила название «психодинамической».
Уровни сознания
В начале своей работы Зигмунд Фрейд применял топографическую модель личностной организации. Она представляла собой три уровня психической жизни личности:
- Указанный уровень представляет собой совокупность ощущений и переживаний, которые испытывает человек в данный момент времени. Он содержит небольшой процент информации, который хранится в мозге человека. По мнению Фрейда только малая часть психической деятельности человека входят в область сознания;
- Уровень предсознания или доступная память.Данный уровень определяет весь полученный опыт, который в данный момент времени не осознается, но к нему можно обратиться, приложив небольшие усилия, либо он возвращается в сознание спонтанно. Фрейд охарактеризовал предсознание, как мост между сознательным и бессознательным;
- Бессознательное является местом хранения инстинктов, а также эмоций и переживаний, которые были подавлены, так как представляли угрозу для сознательного. Это могли быть детские травмы, подавленные сексуальные мысли и желания, обиды на родителей. Согласно Фрейду, бессознательное оказывает большое влияние на повседневную жизнедеятельность человека.
Структура личности
В начале 20-х годов Зигмунд Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель и предложил новую. Согласно новой модели личность состоит из трех структур.
Слово «Ид» в переводе с латинского означает «оно». Ид объединяет в себе все инстинкты, примитивные и врожденные стороны личности. Оно сохраняет ведущую роль в психике человека на протяжении всей жизни личности и не подчиняется никаким законам и правилам. Ид требует от личности быстрой разрядки психической энергии, основанной на биологических побуждениях, в основном сексуальных и агрессивных. Если личность их сдерживает и не осуществляет их разрядку, то они формируют напряжение в жизнедеятельности личности. Данная разрядка описанного напряжения получила название «принцип удовольствия», которому подчиняется ид.
Эго или «Я» представляет собой структуру личности, которая осуществляет принятие решений. Эго старается удовлетворить потребности ид, но при этом учитывает ограничения окружающего мира. Основной функцией эго является обеспечение самосохранения организма в условиях внешней среды. В основе эго уже лежит другой принцип – «принцип реальности». Согласно этому принципу, сохранение целостности организма достигается путем отсрочки удовлетворения желаний ид до того момента, пока не будет найдена возможность или определенные условия, позволяющие разрядить напряжение допустимым способом. Также эго определяет познавательную деятельность личности, позволяет поддерживать умеренное напряжение и отличить реальность от фантазии.
Эго является исполнителем желаний ид, центром мыслительных процессов и решений проблем и задач.
Суперэго является неотъемлемой частью личности, определяющей ее функционирование в обществе людей. По мнению Фрейда, суперэго не является врожденной структурой личности. Человек приобретает суперэго в детстве, когда контактирует с родителями, учителями и т. На первом этапе оно выражает только родительские представления о хорошем и плохом. Со временем этот круг расширяется до границ того, что общество считает приемлемым.
Фрейд разделял суперэго на совесть и эго-идеал. Совесть формируется посредством родительских наказаний. Она помогает ребенку приобрести чувство вины, понимать моральные запреты и критически относиться к себе. Эго-идеал создается на основе поощрений и одобрений родителей и при достижении цели вызывает чувство гордости и уважения к себе.
Роль инстинктов в поведении личности
В своей теории Зигмунд Фрейд отвел ведущую роль в поведении человека инстинктам. Он определил инстинкт, как психический образ телесных потребностей, который представлен в виде желаний. По мнению Фрейда, мотивация и активность человека выражается инстинктами, а большая часть психической энергии направлена на умственную деятельность, которая может снизить уровень возбуждения, вызванного желанием.
Также Фрейд придерживался мнения о существовании двух групп инстинктов:
- Эрос или инстинкты жизни.Целью данной группы инстинктов является поддержание жизненно важных функций и обеспечение размножения. Основную роль в развитии личности Фрейд отвел сексуальным инстинктам. Он ввел термин «либидо», который представляет собой энергию сексуальных инстинктов;
- Танатос или инстинкты смерти.Данные инстинкты проявляются в жестокости, убийствах, самоубийствах и агрессии. Согласно Фрейду, все люди стремятся к смерти. Хотя Фрейд не выделил отдельного определения энергии инстинктов смерти, он считал ее не менее важной, чем энергию инстинктов жизни.
В заключении следует отметить, что психодинамическая теория личности Фрейда оказала большое влияние на развитие психологии XX века. Его теория олицетворяла вызов обществу и господствующим в то время положениям о психике. Зигмунд Фрейд внес огромный вклад в изучение психологии и разработку практических методов психотерапии.
Можно с уверенностью утверждать, что у истоков современной психологии стоят взгляды выдающегося австрийского психоаналитика Зигмунда Фрейда. Его по праву называют “отцом” современной психологии. Центральным в раннем описании личности во взглядах З. Фрейда являлась концепция неосознаваемых психических процессов. Однако в начале 20-х годов Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель психической жизни и ввел в анатомию личности три структуры: ид, эго и суперэго.
Слово “ид” происходит от латинского “оно” и, по Фрейду, означает исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Ид полностью функционирует в бессознательном и тесно связано с первичными потребностями (еда, сон, дефекация ), которые наполняют наше поведение энергией. Согласно Фрейду, ид — нечто темное, биологическое, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющееся правилам. Ид сохраняет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей его жизни. Являясь самой старой исходной структурой психики, ид выражает первичный принцип всей человеческой жизни — немедленный выплеск психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями (особенно сексуальными и агрессивными). Немедленная разрядка напряжения получила название принцип удовольствия. Ид следует из этого принципа, выражая себя в импульсивной, себялюбивой манере, не обращая внимания на последствия для других и вопреки самосохранению. Иначе говоря, ид можно сравнить со слепым королем, чья брутальная власть и авторитет заставляют подчиняться, но, чтобы реализовать власть, он вынужден опираться на своих подданных.
Фрейд описал два механизма, посредством которых ид избавляет личность от напряжения: рефлекторные действия и первичные процессы. В первом случае ид отвечает автоматически на сигналы возбуждения и, таким образом, сразу снимает напряжение, вызываемое раздражителем. Примеры подобных врожденных рефлекторных механизмов — кашель в ответ на раздражение верхних дыхательных путей и слезы, когда в глаз попадает соринка. Однако надо признать, что рефлекторные действия не всегда снижают уровень раздражения или напряжения. Так, ни одно рефлекторное движение не даст голодному ребенку достать пищу. Когда рефлекторное действие не может снизить напряжение, вступает в действие другая функция ид, называемая первичным процессом представления. Ид формирует психический образ объекта, первоначально связанного с удовлетворением основной потребности. В примере с голодным ребенком данный процесс может вызвать образ материнской груди или бутылочки молока. Другие примеры первичного процесса представления обнаруживаются в сновидениях, галлюцинациях или психозах.
Первичные процессы — нелогичная, иррациональная и фантазийная форма человеческих представлений, характеризующаяся неспособностью подавлять импульсы и различать реальное и нереальное, “себя” и “не-себя”. Сложность поведения в соответствии с первичным процессом заключается в том, что индивидуум не может проводить различия между актуальным объектом, способным удовлетворять потребность, и его образом. Например, между водой и миражом воды для человека, бредущего по пустыне. Поэтому, утверждал Фрейд, для младенца является невыполнимой задача научиться откладывать удовлетворение своих первичных потребностей. Способность к отсроченному удовлетворению впервые возникает, когда маленькие дети понимают, что, помимо их собственных нужд и желаний, есть еще и внешний мир. С появлением этого знания возникает вторая структура личности, эго.
Эго (от лат. “ego” — “Я”) — это компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Эго стремится выразить и удовлетворить желания ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Эго получает свою структуру и функцию от ид, эволюционирует из него и заимствует часть энергии ид для своих нужд, чтобы отвечать требованиям социальной реальности. Таким образом, эго помогает обеспечить безопасность и самосохранение организма. Например, голодный человек в поисках еды должен различать образ пищи, возникающий в представлении, и образ пищи в реальности. То есть человек должен научиться доставать и потреблять пищу прежде, чем напряжение снизится. Эта цель заставляет человека учиться, думать, рассуждать, воспринимать, решать, запоминать и т. Соответственно эго использует когнитивные и перцептивные процессы в своем стремлении удовлетворять желания и потребности ид. В отличии от ид, природа которого выражается в поиске удовольствия, эго подчиняется принципу реальности, цель которого — сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда будет найдена возможность достичь разрядки подходящим способом или будут найдены соответствующие условия во внешней среде.
Для того, чтобы человек эффективно функционировал в обществе, он должен иметь систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в его окружении. Все это приобретается в процессе “социализации”; на языке структурной модели психоанализа — посредством формирования суперэго (от лат. “super” — “сверх” и “ego” — “Я”).
Суперэго последний компонент развивающейся личности. С точки зрения Фрейда, организм не рождается с суперэго. Скорее, дети должны обретать его, благодаря взаимодействию с родителями, учителями и другими “формирующими” фигурами. Будучи морально-этической силой, суперэгоявляется следствием продолжительной зависимости ребенка от родителей. Оно начинает проявляться, когда ребенок начинает различать “правильно” и “неправильно” (примерно в возрасте от 3 до 5 лет).
Фрейд разделил суперэго на две подсистемы: совесть и эго-идеал. Совесть приобретается посредством родительских наказаний. Она связана с такими поступками, которые родители называют “непослушным поведением” и за которые ребенок получает выговор. Совесть включает в себя способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины. Поощрительный аспект суперэго — это эго-идеал. Он формируется из того, что значимые люди одобряют или высоко ценят. И, если цель достигнута, вызывает чувство самоуважения и гордости.
Суперэго считается полностью сформированным, когда родительский контроль сменяется самоконтролем. Суперэго, пытаясь полностью затормозить любые общественно осуждаемые импульсы со стороны ид, пытается направлять человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках. То есть, оно пытается убедить эго в преимуществе идеалистических целей над реалистичными.
Зигмунд Фрейд — Статьи о кокаине
Пять статей о кокаине и кокаинизме великого австрийского психолога и психиатра, основоположника психоанализа Зигмунда Фрейда.
Зигмунд Фрейд — О психоанализе. Леонардо да Винчи
Работы выдающегося австрийского ученого Зигмунда Фрейда «О психоанализе» и «Леонардо да Винчи. Этюд по теории психосексуальности» прекрасно дополняют друг друга. В первой из них излагаются основные принципы психоанализа, а вторая.
Зигмунд Фрейд — Болезнь культуры
Почему войны неизбежны? Отчего возник кризис культуры в современной Европе? Возможно ли реконструировать личность Моисея – реального человека, а не библейского героя? Юмор – каков механизм возникновения этого чувства? В сборник.
Биологическое и социальноев структуре личности
Биологическое и социальное — два класса устойчивых компонентов (подструктур), составляющих структуру человека как целостной системы. Цель, задачи, предмет и объект исследования. Индивид как биосоциальный феномен. Представления о.
Основные положения психоанализа
Термин «психоанализ» имеет три значения: 1) теория личности и психопатологии, 2) метод терапии личностных расстройств и 3) метод изучения неосознанных мыслей и чувств индивидуума. Это соединение теории с терапией и с оценкой.
- 1 Личность и ее свойства
- 2 Различные теории личности
- 3 Психоаналитическая теория личности З. Фрейда
Социальная природа человека обуславливает его способность жить в обществе и быть его частью. Структура личности как таковая и совокупность индивидуальных особенностей личности конкретного человека обеспечивают ему возможность быть субъектом социокультурной жизни общества.
Психологи расходятся во взглядах и представлениях о содержании понятия «личность» и о структуре личности. Однако существует немало очень интересных теорий, позволяющих лучше понять социальную природу человека и особенности функционирования его психики.
Личность и ее свойства
Индивид – отдельно взятый представитель человеческого рода. Когда индивид начинает действовать как субъект социокультурной жизни общества, он становится личностью. Структура личности, ее черты, свойства и качества «нарастают» на данные при рождении особенности психики индивида.
Личность – совокупность устойчивых психологических свойств индивида, которые определяют его социально значимые поступки.
В содержание понятия «личность» включаются психологические свойства человека, однако, не все. Познавательные процессы и психические состояния рассматриваются как отдельные психологические явления.
- Воля – способность осознанно управлять эмоциями и действиями.
- Способности – различные свойства личности, необходимые для осуществления той или иной деятельности.
- – совокупность свойств, определяющих и объясняющих направленность поведения.
- Темперамент – совокупность психофизиологических свойств, связанных с динамикой психических процессов.
- Характер – совокупность стойких свойств, которые определяют особенности отношений человека и его поведение.
Понятие «личность» употребляется в быту, когда говорят о конкретном волевом, харизматичном, уважаемом людьми человеке.
Различные теории личности
Одним из наиболее спорных вопросов научной психологии является вопрос о структуре личности.
Для того чтобы разобраться во множестве различных теорий и определений структуры личности, а также упорядочить эти знания, принята классификация теорий личности по нескольким основаниям:
- психодинамические,
- социодинамические,
- интеракционистические,
- гуманистические.
- структурные,
- динамические.
- дошкольного и школьного возраста,
- всех возрастных периодов.
Существуют и другие основания для классификации теорий личности. Такое многообразие вызвано отсутствием согласия во взглядах разных психологических течений и школ, которые порой не имеют никаких общих точек пересечения.
Наиболее интересные и известные теории личности:
- психоаналитическая теория З. Фрейда;
- теория черт личности Г. Олпорта и Р.Кеттела;
- теория социальных ролей Э. Берна;
- теория личности А. Маслоу;
- теория личности Э. Эриксона.
Фрейд – выдающийся ученый, «отец» современной психологии, который перевернул представления людей о самих себе и собственном «Я». До него было принято считать, что психика человека это его самосознание и сознательная деятельность.
Фрейд ввел понятие «Бессознательное» и разработал структуру личности в виде трехкомпонентной динамической модели. Он сформулировал психодинамическую теорию, выделил этапы формирования личности и определил их как психосексуальные стадии развития.
Психоаналитическая теория личности З. Фрейда
Основной акцент и фундамент теории З. Фрейда это его трактовка бессознательных психических процессов и инстинктов как движущих человеком вне его воли и сознания сил.
Естественные желания и потребности, вступая в конфронтацию с моралью и нравственностью, нормами поведения, принятыми в обществе, порождают психологические и психические проблемы.
Чтобы решить подобные проблемы, З. Фрейд стал проводить психологический анализ личностных качеств и особенностей поведения своих пациентов.
В психоанализе психолог помогает клиенту осознать подавляемые желания и инстинкты при помощи повторных переживаний травмирующих событий детства или недалекого прошлого, использует методы толкования сновидений и свободные ассоциации.
Структура личности по Фрейду включает три компонента:
Этот компонент имеется у человека с рождения, так как включает инстинктивные, примитивные формы поведения. Бессознательное – источник психической энергии, основной, определяющий компонент личности. Ид толкает человека к немедленному удовлетворению желаний и потребностей, руководствуется принципом удовольствия.
Если инстинкты не удовлетворяются, возникает нервозность, тревожность, напряжение. Если человек удовлетворяет все свои потребности без учета норм и правил, принятых в обществе, его жизнедеятельность носит деструктивный характер. Социально неприемлемо действовать инстинктивно, не задумываясь о разумности и культуре своего поведения.
Два основных инстинкта человека по Фрейду: инстинкт жизни и инстинкт смерти. Инстинкт жизни включает силы, побуждающие человека сохранить и продолжить жизнь, свой род. Общее название этих сил – Эрос.
Инстинкт смерти – группа сил проявления агрессии, жестокости, стремления к перекрещению жизни, уничтожению, смерти – Тонатос.
Главным, основным и сильнейшим З. Фрейд считал сексуальный инстинкт. Мощная сила сексуальных инстинктов – Либидо. Энергия либидо движет человеком и находит разрядку в сексе.
Эти инстинкты не осознаются, но управляют поведением индивида.
Сверхсознание – это мораль, система норм и ценностей нравственности, этические принципы, которые были привиты в процессе воспитания и самовоспитания, в ходе социализации и адаптации в обществе. Сверх-Я приобретается, формируется, начинает проявляться с трехлетнего возраста, когда ребенок учится понимать что такое «Я», а также что такое «хорошо» и «плохо».
Сверхсознание – морально-этическая сила. Она включает совесть как способность воспринимать критически свои мысли и поступки и эго-идеал как правила хорошего поведения, ограничения, стандарты должного.
Родительские наставления и контроль, перерастая в самоконтроль, становятся идеалистическими представлениями о том «как должно быть». Голос родителя/учителя/наставника, который ребенок слышал в детстве, «трансформируется» в собственный внутренний голос, когда человек вырастает.
Сверх-Я стимулирует человека быть совестливым, честным, искренним, стремиться к духовным ценностям, развитию, самореализации, испытывать вину и стыд за недостойное поведение.
Структура личности по Фрейду предполагает, что Эго человека это часть личности, ответственная за принятие решений. Сознательное Эго ищет компромисс между требованиями Оно и ограничениями Сверх-Я, которые нередко выступают как противодействующие силы.
Сознание обеспечивает безопасность и сохранность жизни, принимая решение удовлетворить инстинкты в социально приемлемой форме. Именно Сознание воспринимает, ощущает, запоминает, воображает, рассуждает. Оно задействует силу воли и разум, стремясь понять как и когда лучше и целесообразнее удовлетворить желание.
Эго руководствуется принципом реальности. Способы защиты Эго как от чрезмерного влияния Бессознательного, так и от Сверх-Я называются защитными механизмами психики. Они призваны сдерживать импульсы Бессознательного и давление со стороны Сверхсознания.
Защитные механизмы оберегают Эго от психологических травм, чрезмерного переживания, тревог, страхов и иных негативных явлений.
Фрейд выделил такие защитные механизмы:
- Вытеснение – переход травмирующих воспоминаний в сферу Бессознательного.
- Проекция – приписывание неприемлемых качеств, мыслей и чувств другим людям.
- Рационализация – попытка рационально объяснить и оправдать нежелательные поступки, мысли или поведение.
- Регрессия – возврат к детским моделям поведения.
- Сублимация – трансформация сексуального инстинкта в социально приемлемое поведение, чаще – творчество.
- Отрицание – неспособность признать очевидное, упорное отстаивание своей неправоты.
- Изоляция – вытеснение сильных эмоций, имевших место в травмирующей ситуации (ситуация осознается, но просто как факт).
- Идентификация – процесс чрезмерного вживания в роль или травмирующую ситуацию, приписывание себе несуществующих качеств.
- Замещение – бессознательная замена травмирующей ситуации или действия другими реальными или вымышленными событиями.
- Компенсация и гиперкомпенсация – стремление сделать недостатки незаметными за счет развития достоинств.
Человек с сильным, развитым Эго удачно сохраняет баланс между Оно и Сверх-Я, эффективно разрешает внутренние конфликты. Слабое Эго либо безвольное, слишком подверженное влиянию движущих сил, либо ригидное, слишком неуступчивое.
И в первом случае, и во втором происходит разбалансировка структуры личности, нарушается гармония, психологическое благополучие оказывается под угрозой.
Правильная структура личности по Фрейду предполагает баланс всех ее компонентов, гармонию между Эго, Оно и Сверх-Я.