Что это за подход и как он повлиял на методы преподавания
Собаки Павлова, кошки Торндайка и голуби Скиннера — разбираемся, что они значат для человеческого учебного процесса.
Иллюстрация: Unknown author / Wikipedia / master1305 / Freepik / Michael Schiffer / Unsplash / Дима Руденок для Skillbox Media
Современные исследователи считают, что проектировать эффективное обучение невозможно без понимания, как устроено человеческое мышление. Этот подход называется когнитивизмом. Но так думали не всегда. На протяжении долгого времени в теории образования главенствовала совсем иная точка зрения: внутренние процессы второстепенны, а главное — непосредственно поведение человека. Такой подход называется бихевиоризмом. И хотя со временем он утратил свои позиции, некоторые его положения до сих пор успешно используются в образовании. Суть бихевиоризма отчасти кроется в его названии: оно произошло от английского слова behavior, то есть поведение. Именно поведение и поведенческие реакции человека и животных — предмет изучения и анализа бихевиористской психологии. Сторонники этого направления считают, что поведение обусловлено взаимодействием с окружающей средой. Проще говоря, поведение представляет собой совокупность двигательных реакций на внешние раздражители — их ещё называют стимулами. Если знать характер стимула, то ответную реакцию можно спрогнозировать. Реакции же, согласно бихевиоризму, могут быть либо врождёнными (их называют безусловными), либо приобретёнными (условными).
Обучение в подходе бихевиористов — это изменение или формирование нужного поведения, а навыки формируются через выработку условных рефлексов. Мышление бихевиористы, кстати, тоже считали навыком. Учитель, согласно этому подходу, должен манипулировать окружающей средой так, чтобы стимулировать желаемые поведенческие изменения у учеников. Последних поведенческая психология рассматривает как «чистый лист». То есть она практически не учитывает врождённые или унаследованные (генетические) факторы, эмоции и другие внутренние процессы. «Отцом» бихевиоризма в психологии и педагогике считают Джона Бродеса Уотсона, американского философа и психолога. В 1913 году он опубликовал статью «Психология с точки зрения бихевиориста» (часто эту работу называют также Манифестом бихевиоризма). В ней психолог предложил отказаться от попыток подвергать сознание экспериментальным исследованиям, а вместо этого сосредоточиться на поведенческих проявлениях интеллекта.
Идеи Уотсона сегодня называют классическим (или методологическим) бихевиоризмом. Кроме него исследователи выделяют радикальный бихевиоризм — более позднюю, дополненную и несколько изменённую версию. Её предложил Беррес Фредерик Скиннер, и о ней расскажем дальше. Однако утверждать, что именно Уотсон изобрёл или разработал поведенческую теорию, было бы несправедливо. Скорее, он обобщил проводимые до него исследования в области поведенческих реакций и популяризовал в психологической среде идею обучения через контроль наблюдаемого поведения, а также придумал термины «бихевиоризм» и «бихевиорист». Перечислим несколько исследователей и их работы, которые повлияли как на Уотсона, так и на развитие поведенческого подхода в целом. Несмотря на то что формально родиной бихевиоризма считаются США, большинство историков признаёт, что истоки этого подхода стоит искать в работах русских учёных-физиологов. Первым в этом ряду обычно называют Ивана Михайловича Сеченова, который считал, что в основе любого психического явления, в том числе и мышления, лежат физиологические процессы — рефлексы.
Если Павлов проводил эксперименты только с животными, то Джон Уотсон попытался доказать, что классически обусловить поведение можно и у человека. В 1920 году вместе со своей помощницей (а в дальнейшем женой) Розали Рейнер он опубликовал исследование, которое известно как эксперимент «Маленький Альберт». Сегодня эта работа считается одной из самых неэтичных в истории психологии. В ходе эксперимента девятимесячному малышу (его настоящее имя достоверно не известно, в записях Уотсона он фигурировал как Альберт Б. ) сначала показали кролика, белую крысу, собаку, обезьяну и разные предметы, например, маски с волосами и без, шарики ваты, горящую газету. Ничего из этого ребёнка не напугало. Однако в следующий раз, когда мальчику снова показали белую крысу, Уотсон ударил молотком по металлической трубе. «Альберт» испугался громкого звука и расплакался. Исследователи неоднократно повторили действие: показывали ребёнку крысу и стучали по трубе. Вскоре малыш начал ожидать громкого шума при появлении крысы, а затем стал бояться и плакать при одном только виде грызуна. В дальнейшем оказалось, что произошло не только обусловливание, но и обобщение стимулов, то есть ребёнок начал бояться любых белых и пушистых предметов: его напугал даже Уотсон в маске Санта-Клауса с белой бородой. Ещё одним учёным, работы которого оказали влияние на бихевиоризм, был профессор педагогической психологии в Колумбийском университете Эдвард Ли Торндайк. Он проводил исследования поведения животных, в частности, учил кошек выбираться из специально разработанных коробок-головоломок. Это были небольшие коробки с дверцей — к ней прикрепляли верёвку и груз. Кошка могла выбраться, только нажав на рычаг — тогда верёвка натягивалась, груз поднимался и дверца открывалась. Как только кошка оказывалась на свободе, её ждала награда в виде еды. Впоследствии подобное награждение за успешно выполненное действие или необходимое поведение стало называться в экспериментах положительным подкреплением. Торндайк обнаружил, что с каждой новой попыткой животным удавалось выбираться из коробки всё быстрее: если на первых порах результат был скорее случайным, то затем кошки усваивали необходимое поведение и сбегали уже быстрее. Так исследователь пришёл к выводу, что животные учатся методом проб и ошибок, запоминая действия, которые приводят к успеху. В ходе экспериментов Торндайк сформулировал также несколько важных для бихевиористского подхода законов. Среди них:
- Закон физических упражнений. Он гласит, что усвоенное поведение укрепляется на практике, а без неё исчезает. То есть чтобы навык сохранялся, его нужно тренировать.
- Закон эффекта. Его суть в том, что последствия — вознаграждение или наказание — необходимые условия для обучения. Любое поведение, за которым следуют приятные последствия, скорее всего, повторится, а поведение, которое приводит к чему-то неприятному, скорее всего, будет остановлено.
Примерно к середине тридцатых годов XX века многие исследователи и теоретики начали искать способы, как модифицировать методологический бихевиоризм Уотсона, поскольку он не мог объяснить такие явления, как:
- кажущаяся спонтанность поведения — когда некоторые реакции развиваются вроде бы без вызывающего их характерного стимула;
- изменчивость поведения: даже когда характерный стимул предшествовал реакции, топография и частота реакций нередко значительно отличались.
Среди таких необихевиористов выделяется Беррес Фредерик Скиннер, чьи идеи и подход сегодня именуют радикальным бихевиоризмом. Этот американский психолог полагал, что поведение личности определяют не только внешние стимулы, но и внутренняя деятельность самого человека. Например, его представления о последствиях своих реакций и поступков в определённых ситуациях, которые сформировались под воздействием опыта и установок. На основе закона эффекта Торндайка Скиннер сформулировал теорию оперантного обусловливания — метода обучения, в котором поведение контролируется его последствиями. На каждую реакцию организм должен получать обратную связь, которую бихевиористы называют подкреплением. Оно может быть:
- Положительным. Это событие повышает вероятность повторения действия. Например, если родитель похвалил ребёнка за то, что тот убрал игрушки после игры, то вероятность того, что малыш в будущем снова сделает то же самое, повышается.
- Отрицательным. Неприятное событие, которое можно прекратить, изменив поведение. Например, родитель хмурит брови и ругается, когда ребёнок шалит, но как только тот перестает вести себя плохо, родитель снова улыбается.
Важно отметить, что бихевиористы различают отрицательное подкрепление и наказание. Наказание — это результат. Чаще всего оно приводит к исчезновению нежелательного поведения, тогда как отрицательное подкрепление сопровождает действие и учит менять поведение, чтобы избежать неприятной реакции.
Скиннер считал, что подкрепление всегда более эффективно в обучении, чем наказание, а положительное подкрепление работает лучше, чем отрицательное. Свои тезисы Скиннер пытался подтвердить экспериментально, изучая поведение разных животных. Вдохновлённый примером всё того же Торндайка, он создал своё устройство, известное теперь как ящик Скиннера, — закрытый аппарат с рычагом или кнопкой внутри и отверстием, через которое в прибор поступала пища. В ящик помещали животное, например, крысу. Каждый раз, когда она нажимала на кнопку, загоралась лампочка и появлялась еда (положительное подкрепление). Сначала нажатия были случайными, но вскоре крысы понимали взаимосвязь и уже специально нажимали на рычаг, чтобы получить порцию корма.
В другом варианте эксперимента Скиннер продемонстрировал работу отрицательного подкрепления: он электрифицировал пол ящика, а рычаг запрограммировал отключать ток на 30 секунд. Таким образом, крысы учились нажимать кнопку, чтобы избавиться от неприятных, болезненных ощущений. Учёный обнаружил, что крысы обучались не так быстро, как в исследованиях с положительным подкреплением. Вскоре в ожидании пищи голуби начали демонстрировать странное поведение, например, поворачиваться против часовой стрелки или совершать покачивающиеся движения. Скиннер пришёл к выводу, что голуби повторяли то поведение, которое опробовали, когда им впервые предложили подкрепление в виде корма. Поскольку корм появлялся снова и снова, бессмысленное поведение усиливалось. Психолог предположил, что такое поведение птиц напоминает суеверность людей, которые, делая что-то бессмысленное (стуча по дереву, скрещивая пальцы), полагают, что могут добиться желаемого. Пересказывать историю бихевиоризма можно долго, ведь вышеперечисленные учёные — далеко не единственные, кто работал над выяснением поведенческих стратегий обучения. Например, Кларк Халл, Эдвард Толмен, Эдвин Гатри, Альберт Бандура также немало повлияли на развитие бихевиоризма. Вот основные принципы, которые формируют методическую основу подхода.
- Обучение в бихевиоризме — это не новые знания, а новое поведение.
- Поведение учащихся формирует окружающая среда. Причём как в учебном классе, так и дома. Если учитель осведомлён об особенностях жизненной ситуации ученика, то способен лучше понимать его поведение.
- Положительное подкрепление помогает мотивировать учащихся и повышает эффективность обучения. А отрицательное подкрепление лучше использовать пореже. Кроме того, необходимо понимать, что с разными учениками будут работать разные варианты подкрепления. Например, одни дети любят сладости, а другие нет, поэтому поощрение конфетой для одного ребёнка будет приятным событием, а на другого не повлияет.
- Усвоенное поведение теряется без практики, поэтому в ходе обучения важно обеспечивать возможности для повторения и тренировки уже изученных навыков.
- Поведение может усваиваться в том числе и через наблюдение, поэтому учитель способен помочь ученику преодолеть возникающие в ходе обучения сложности. А для этого обеспечить руководство и демонстрировать поведение, которому он хотел бы, чтобы ученик следовал.
Эффективность таких методов обучения подтверждается исследованиями. Так, например, в 2017 году учёные из Индонезии представили результаты применения принципов, описанных Торндайком и Скиннером, для развития речевых навыков среди 32 семиклассников. Авторы эксперимента заявляют, что построение учебных планов уроков по бихевиористским методикам (использование подкреплений для усиления мотивации, тренировка новых навыков соответствии с законом о физических упражнениях) положительно повлияло на развитие разговорных навыков среди участников исследования. Примерно в пятидесятые-шестидесятые годы XX века бихевиоризм начал уступать позиции другому педагогическому подходу — когнитивизму, который, считают психологи, появился и развивался именно как ответ бихевиоризму и тем его аспектам, с которыми многие учёные не соглашались. Вот за что критиковали и продолжают критиковать бихевиористский взгляд на психологию и педагогику:
- Бихевиоризм концентрируется исключительно на внешнем наблюдаемом поведении и игнорирует внутренние психические процессы. Он не объясняет, как человек усваивает и обрабатывает информацию.
- Некоторые критики считают, что сводить поведение к формуле «стимул — реакция — подкрепление» — значит, чрезмерно упрощать взгляд на него.
- Подход не объясняет обучение или изменения в поведении, которые происходят в отсутствии влияния окружающей среды. Тем временем такие явления могут сигнализировать о существовании внутренних психологических или психических процессов.
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом. Узнать про курс
За какие профессии в образовании хорошо платят?
Обучение: Профессия Методист с нуля до PRO
Бихевиоризм — это направление в психологии ХХ века, основателем которого является Дж. Уотсон, рассматривающее поведение человека как реакцию на воздействие различных факторов внешней среды. Основные представители бихевиоризма: Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер, Э. Толмен. Методами исследования в бихевиоризме считаются наблюдение и поведенческий эксперимент.
Бихевиоризм в психологии
Датой рождения бихевиоризма (от англ. behavior — поведение) считают публикацию в 1913 г. статьи Дж. Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста» в научном психологическом журнале «Психологическое обозрение».
До того момента, как бихевиоризм стал популярным направлением в психологии, активно использовался метод интроспекции, суть которого заключалась в наблюдении субъекта за процессами в своем сознании. Но данный метод перестал быть востребованным. Бихевиористы в своем учении отвергали представление о сознании, а так же полагали, что любые психологические структуры и процессы, не наблюдаемые объективными методами, либо не существуют (так как нельзя доказать их существование), либо недоступны для научного исследования. Поэтому критики этой парадигмы часто называют бихевиоризм теорией «пустого организма». Естественно, что при таком представлении интроспекция не считалась действенным и достоверным методом.
Под реакциями (R) бихевиористы понимают движения человека (мышечная, сосудистая, железистая реакция и др. ), совершаемые при выполнении того или иного действия. Под стимулами (S) — доступные внешнему наблюдению раздражения внешнего мира, вызывающие у человека те или иные реакции.
Изучая данное явление, бихевиористы пришли и к другому выводу. Если между стимулом и реакцией есть взаимосвязь, значит, зная причины этой связи и изучив, какие стимулы вызывают те или иные реакции, можно добиваться определенного поведения от человека или животного, воздействуя на них определенным образом (т. должен быть определенный стимул, который даст соответствующую реакцию). В таком случае, нет необходимости обращать внимание на внутреннее психическое состояние людей.
Данное направление исследует только внешне наблюдаемое поведение, а все психические явления сводит к реакциям организма. Бихевиористы рассматривают поведение человека и животного как сходного, считая, что в них нет различий.
Несмотря на все достижения психологов-бихевиористов, данное направление подвергалось критике. Под сомнения ставились моменты, касательно отказа от внутреннего мира человека, т. сознания, чувственных и душевных переживаний; трактовки поведения как совокупности ответных реакций на раздражители, которые опускали человека до уровня робота; неспособности объяснить яркие творческие достижения в науке и искусстве и др.
Классический бихевиоризм Дж. Уотсона
Джон Уотсон — американский психолог, основатель бихевиоризма. Он пытался сделать психологию естественной наукой, которая пользовалась бы объективными методами.
Уотсон уделял огромное внимание классическому научению, при котором организм ассоциирует разные стимулы (звук колокольчика — условный раздражитель, а слюноотделение у собаки в ответ на звук этого колокольчика — условный рефлекс). Такой вид научения ориентирован на непроизвольные, автоматические действия.
На работы Уотсона и основные идеи бихевиоризма сильно повлияло открытие русским физиологом И. Павловым классических условных рефлексов. Во многом под влиянием работ Павлова, хотя сам Павлов полагал, что они поняли его неверно, Уотсон заявил, что наблюдение над поведением может быть описано в форме стимулов (S) и реакций (R).
В доказательство правоты бихевиористической теории, Джон Уотсон и Розали Рейнер ставят эксперимент, который стал известен под названием «маленький Альберт».
Уотсон и Рейнер выбрали для экспериментов 11-месячного младенца «Альберта Б. », который был вполне нормально развитым ребенком. Сначала экспериментаторы проверили реакции маленького Альберта, показывая ему белую крысу, маски, горящую газету и хлопковую пряжу. Ничего из этого не выявило страха у мальчика.
Затем они приступили к формированию реакции страха. Одновременно с тем, как Альберту давали поиграть с белой крысой, экспериментатор бил молотком по стальной полосе так, чтобы малыш не видел молотка и полосы. Громкий звук пугал Альберта. Таким образом, ребенок стал пугаться и самой крысы (без удара). На данном этапе условный рефлекс страха на крысу закрепился у маленького Альберта.
Через пять дней Альберт снова оказался у экспериментаторов. Они проверили его реакцию: обычные игрушки не вызывали негативной реакции. Крыса же всё еще пугала малыша. Экспериментаторы проверили, не случился ли перенос реакции страха на других животных и похожие предметы. Выяснилось, что ребенок действительно боится некоторых животных и предметов, не связанных с крысой (например, кролика (сильно), собаки (слабо), мехового пальто и др.
Исследования Э. Торндайка в рамках бихевиоризма
Эдвард Торндайк – выдающийся американский психолог, основатель теории научения, автор таких трудов как «Интеллект животных», «Основы обучения», «Педагогическая психология» и др. Торндайк не считал себя бихевиористом, хотя его законы и исследования часто характеризует его как сторонника этого направления.
Еще в Гарвардском университете, под присмотром своего наставника У. Джеймса, Э. Торндайк занялся опытами над животными. Он стал обучать цыплят навыкам прохождения лабиринта, причем это происходило в подвале дома Джеймса, т. в университете не было место для лаборатории. Фактически это была первая в мире экспериментальная лаборатория по зоопсихологии.
В своих экспериментах в Колумбии он изучал закономерности адаптации организма к необычным условиям, с которыми он не может справиться, когда располагает только набором программ поведения. Для исследования он изобрел специальные «проблемные ящики», которые представляют собой экспериментальные устройства различной степени сложности. Животное, помещенное в такой ящик, должно было, преодолевая различные препятствия, самостоятельно найти выход и решить проблему.
Опыты ставились в основном над кошками, но имелись также ящики для собак и обезьян. Помещенное в ящик животное могло выйти из него и получить угощение, лишь приведя в действие специальное устройство — нажав на пружину, потянув за петлю и т. Результаты исследований отображались на графиках, которые он назвал «кривые научения». Таким образом, целью его исследования было изучение двигательных реакций животных.
В результате эксперимента выяснилось, что поведение животных было однотипным. Они совершали множество беспорядочных движений — бросались в разные стороны, царапали ящик кусали его и т. , пока одно из движений случайно не оказывалось удачным. При последующих пробах число бесполезных движений уменьшалось, животному требовалось все меньше времени чтобы найти выход, пока оно не начинало действовать безошибочно. Данный вид обучения стал называться обучением по принципу «проб и ошибок».
Далее Торндайк сосредоточился на изучении зависимости связей, которые лежат в основе научения, от таких факторов, как поощрение и наказание. На основе полученных материалов он вывел основные законы научения.
Закон повторяемости (упражнения) — чем чаще повторяется связь между стимулом и реакцией, тем быстрее она закрепляется и тем она прочнее. Закон эффекта — из нескольких реакций на одну и ту же ситуацию, при прочих равных условиях, более прочно связываются с ситуацией те из них, которые вызывают чувство удовлетворения. (Связи в сознании устанавливаются более успешно, если реакция на стимул сопровождается поощрением). Закон готовности — образование новых связей зависит от состояния субъекта. Закон ассоциативного сдвига — если при одновременном появлении двух раздражителей один из них вызывает позитивную реакцию, то и другой приобретает способность вызывать ту же самую реакцию. То есть нейтральный стимул, связанный по ассоциации со значимым, тоже начинает вызывать нужное поведение.
Торндайк сформулировал концепцию «распространения эффекта». Эта концепция подразумевает готовность усвоить сведения из областей, смежных с теми областями, которые уже знакомы. Он также заметил, что научение одному виду деятельности может даже препятствовать овладению другим («проактивное торможение»), а вновь освоенный материал способен иногда разрушать что-то уже выученное («ретроактивное торможение»).
Эти два вида торможения связаны с феноменом памяти. Забывание какого-то материала связано не только с течением времени, но и с влиянием иных видов деятельности.