Социальный стереотип

У многих из нас имеются различные стереотипы, касающиеся как отдельный круг людей, так и нации и страны. Откуда берутся такие стереотипы и чем они могут быть опасны для человека. В большинстве случаев стереотипы – это лишь заблуждение, которое может существенно повлиять на жизнь современного человека.

Социальные стереотипы – некие знакомые изображения либо понятия, которые закрепляются в человеческом сознании и проявляются в связанных с ними событиях. Они помогают быстро идентифицировать предмет или ситуацию без лишних эмоциональных и умственных затрат.

Само понятие «социальный стереотип» ввел в научный оборот в 1922 году Уолтер Липпман, написав о нем в труде «Общественное мнение». Больше всего социальные стереотипы относятся к неким группам людей, формирующих разные слои общества или отдельным представителям. Социальные стереотипы всплывают в воображении человека бессознательно. Но откуда они появляются и могут ли влиять на общее восприятие мира – разберемся в статье.

Американский социолог Нил Джозеф Смелзер выделяет следующие функции социальных групп:

  • Функция социализации: только будучи членом социальной группы, индивид в состоянии выжить, создать семью и вырастить детей. В одиночку вне социума человек не сможет жить, будет обречен.
  • Функция инструментальности: человек не может обойтись без работы, он должен осуществлять какую-то деятельность, позволяющую обеспечивать себя и членов своей семьи всем необходимым.
  • Экспрессивная функция, при которой члены социальной группы должны удовлетворять потребность в уважении, проявлении доверия и доброжелательности друг к другу.
  • Функция поддерживающая, которая нацеливает людей на объединение в группы в трудном положении и определении совместных действий.

Так или иначе, стереотипы, сформированные в социальных группах с определенными функциями, не всегда верны и часто мешают полноценно жить. Поэтому, прежде, чем поддаться тому или иному суждению, следует разобраться в себе и собственных понятиях.

СТЕРЕОТИПЫ СОЦИАЛЬНЫЕ – упрощенные, схематизированные образы социальных объектов, разделяемые достаточно большим числом членов социальных групп. Впервые термин «социальный стереотип» использовал американский журналист и политолог У. Липпман в 1922 в книге Общественное мнение. Согласно Липпману, стереотипы это упорядоченные, детерминированные культурой «картинки мира» в голове человека, которые, во-первых,экономят его усилия при восприятии сложных социальных объектов и, во-вторых,защищают его ценности, позиции и права.

Исторически так сложилось, что подавляющее большинство исследований посвящено этническим стереотипам, т. упрощенным образам этнических общностей (этносов). Но разнообразие и мобильность социальных общностей, к которым принадлежит и с которыми сталкивается современный человек, ставят перед ним задачу поиска границ между «своими» и многочисленными «чужими». Поэтому термин «стереотип» был распространен на анализ восприятия людьми представителей собственной и другой политической, религиозной, культурной, сексуальной и т. ориентации, своей или иной профессии, своего или иного возраста, поколения, пола, экономического положения и т.

Добавить в закладкиВы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете

Добавить в закладкиВы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинетеЖурнал Главы: Музыка на работе

Добавить в закладкиВы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинетеtv Поп-музыка и социология маргинальности: интервью с политологом Марком Симоном // Live

Известно, что на формирование стереотипов оказывают влияние виды социальных групп. Представители того или иного сообщества социума имеют свои приверженности и понятия. Остановимся на этом подробнее. Социологи выделяют большие, малые, контактные (или первичные) и дистанционные (или вторичные) виды социальных групп.

  • Большие группы состоят из крупных сообществ, имеющих место в мировом масштабе. Например, группы, скомплектованные по социальным, профессиональным, этническим, возрастным признакам. Принадлежность к той или иной группе формируется посредством взаимодействия с организациями, выступающими за их права. Например, профессиональный союз, национальное сообщество, студенческий клуб и т.д.
  • Малые группы – друзья, соседи, семья, учебный класс, курс. Взаимодействие происходит на уровне личностных и эмоциональных контактов. Бывают специально и стихийно созданные малые группы, разделяемые по признакам совместной деятельности, личностной и социальной значимости.
  • Контактные (или первичные) группы составляют близкие люди, имеющие устойчивые личные связи: отношения между членами семьи, близкими друзьями, одноклассниками.
  • Дистанционные (или вторичные) группы составляют люди, которые имеют формальные или временные отношения друг с другом – коллеги, знакомые, связанные рабочими делами.

Важно, что в каждой группе, в зависимости от ее характера, деятельности и состава, формируются и господствуют свои социальные стереотипы.

Основные свойства социальных стереотипов.

Среди наиболее существенных свойств этнических стереотипов выделяют их эмоционально-оценочный характер. Эмоциональные аспекты стереотипов понимаются как ряд предпочтений, оценок и настроений. Эмоционально окрашенными являются и сами воспринимаемые характеристики.

Даже описание черт уже несет в себе оценку: явно или скрыто она присутствует в стереотипах, необходимо только учитывать систему ценностей группы, в которой они распространены. Например, в русской прессе 19 в. Ерофеевым обнаружено множество высказываний о присущих англичанам практицизме, деловой энергии, расчетливости, стремлении к прибыли. Но высказывания эти не только не содержат в себе одобрительной оценки, но даже не нейтральны. Для русского общества того времени «практицизм» означал поглощенность низменными заботами в ущерб более высоким идеальным ценностям.

Другим важным свойством этнических стереотипов считается их устойчивость. Стабильность стереотипов не раз подтверждалась в эмпирических исследованиях. Стереотипы московских старшеклассников и студентов в конце 1980-х и середине 1990-х свидетельствуют: цивилизационный слом, произошедший в этот период в нашей стране, привел не к слому образа своей группы, а лишь к некоторой его трансформации. Но устойчивость стереотипов все-таки относительна: при изменении отношений между группами или при поступлении новой информации их содержание и даже направленность могут изменяться.

Еще одно свойство социальных стереотипов – согласованность, или консенсус. Именно согласованность считал важнейшей характеристикой стереотипов А. Тэшфел. По его мнению, социальными стереотипами можно считать лишь представления, разделяемые достаточно большим числом индивидов в пределах социальных общностей.

В последние десятилетия ряд авторов, считая согласованность стереотипов химерой и игрой воображения исследователей, отказались считать консенсус обязательной и необходимой характеристикой стереотипов. Утверждается, что критерий консенсуса стереотипов является излишним: так как стереотипы размещены в голове индивидов, они должны изучаться как индивидуальные убеждения.

Впрочем, преобладает противоположная точка зрения, сторонники которой, признавая, что индивидуальные убеждения о социальных группах существуют, подчеркивают, что стереотипы и личные убеждения, хотя и могут частично совпадать, есть различные структуры, каждая из которых представляет собой часть знаний индивида о своей или чужой группах. Более того, если бы стереотипы не были согласованными, было бы очень мало смысла в их изучении. Опасность стереотипов, а значит, и основная причина их изучения, состоит в возможности сходных реакций в ответ на сходные стереотипы: если бы каждый индивид реагировал на членов унижаемой группы в соответствии со своими собственными убеждениями, негативный эффект стереотипов был бы значительно ослаблен.

Еще одним сущностным свойством стереотипа со времен Липпмана считается их неточность. В дальнейшем стереотипы получали еще менее лестные характеристики и интерпретировались как «традиционная бессмыслица», «прямая дезинформация», «совокупность мифических представлений» и т. Ложность настолько прочно стала ассоциироваться с понятием «стереотип», что был даже предложен новый термин «социотип» для обозначения стандартного, но истинного знания о социальной группе.

Начиная с 1950-х получила распространение гипотеза, согласно которой объем истинных знаний в стереотипах превышает объем ложных – так называемая гипотеза «зерна истины». Теперь уже не вызывает сомнений, что социальные стереотипы не сводятся к совокупности мифических представлений. Социальный стереотип есть образ социального объекта, а не просто мнение о нем. Он отражает, пусть и в искаженном или трансформированном виде, объективную реальность: свойства двух взаимодействующих групп и отношения между ними.

То, что реальные межгрупповые отношения оказывают влияние на стереотипы, не требует особых доказательств. Именно от характера отношений – сотрудничества или соперничества, доминирования или подчинения – зависят содержание и степень благоприятности стереотипов.

Социальные стереотипы отражают реальные особенности стереотипизируемой группы. При этом признаками истинности стереотипа предлагается считать, во-первых, единодушие мнений двух и более групп относительно черт, характеризующих третью. Во-вторых, – совпадение в восприятии группы самой себя и ее восприятием другой группой. Видимо, есть «зерно истины» в стереотипе, что американцы конкурентны, патриотичны, независимы и эмоциональны, если эти качества считают «типично американскими» и они сами, и русские респонденты. Однако «критерий автостереотипа» достаточно слабо проверяет точность стереотипов, так как нет никакой уверенности в том, что люди свою группу воспринимают более точно, чем чужую.

Свойства, приписываемые другим, косвенным образом отражают особенности группы, в которой распространены. Так как другие народы воспринимаются через сравнение с собственным, русские приписывают общительность и раскованность разным народам: американцам, которые далеко не всегда включают эти черты в автостереотип, и финнам, в автостереотип которых входят противоположные черты. Вполне вероятно, что русские особо выделяют эти качества у других народов из-за восприятия своих соотечественников как «зажатых» и недостаточно общительных.

Борьба с негативными стереотипами.

В 1947 в рамках проекта ЮНЕСКО Пути к взаимопониманию между народами (Tensions affecting international understanding) было проведено исследование в 9 странах с выборкой в тысячу человек в каждой стране. Исследователи полагали, что стереотипы являются причиной если не происхождения, то поддержания и обострения межгрупповых конфликтов. Поэтому предполагалось, что если люди будут лучше осведомлены о стереотипах как о часто ошибочных и не всегда полных образах своей и других наций, то эти образы будут заменены более точным знанием о народах, что в свою очередь приведет к ослаблению международной напряженности. В настоящее время социальные психологии понимают, что такое воздействие должно затрагивать не только стереотипы, но и более широкую область межгрупповых отношений, включая поведение, социальные установки (аттитюды) и пр.

Одним из ведущих направлений исследований стала разработка т. «гипотезы контакта», основой которой служит предположение о том, что непосредственное общение при определенных условиях способствует улучшению социальных стереотипов и разрушает предубеждения. Но даже при соблюдении большинства условий, благоприятствующих контактам (группы обладают равным статусом, имеют общие цели, требующие сотрудничества, и подчиняются единому своду правил), полученные результаты позволяют усомниться в том, что встречи и знакомства с представителями другой большой группы неизбежно ведут к приписыванию им более позитивных качеств.

Однако неспособность гипотезы контакта предсказать, распространятся ли возникающие в ходе межличностных отношений позитивные установки на всю группу в целом, и приведут ли они к изменениям в стереотипах, является ее главным недостатком. По мнению британского социального психолога М. Хьюстона, позитивному эффекту способствуют три аспекта контакта. Во-первых, в ситуации общения воспринимающие субъекты начинают признавать различия между членами чужой группы. Во-вторых, «распространению» положительных установок благоприятствует использование информации, не подтверждающей начальный стереотип. В-третьих, увеличение межличностных контактов с осознанием того, что «свои» и «чужие» имеют много схожих свойств и ценностей, приводит к изменениям в восприятии значимости социальных категорий для классификации индивидов.

В последнее десятилетие 20 в. в социальной психологии получили развитие подходы, которые нацелены на целенаправленное подавление негативных стереотипов и на замену поведения, основанного на согласованных социальных стереотипах, на действия, в основе которых лежат персональные убеждения. Их сторонники основываются на концепции исследовательницы из США П. Дивайн, согласно которой стереотипы неизбежно активизируются в ситуации восприятия представителя другой группы, несмотря на любые попытки их игнорировать. Исследования продемонстрировали автоматизацию стереотипных черт, относящихся к афроамериканцам, азиатам, пожилым людям, мужчинам и женщинам.

В моделях снижения негативных стереотипов подчеркивается, что свободные от предубеждений «ответы» на стереотипы требуют от человека, воспринимающего представителей «чужих» групп, знаний о своей предубежденности и стремления изменить свои убеждения исходя из ценностей равенства и справедливости, чувства вины, угрызений совести и т.

Примеры из жизни

Стереотипы: примеры из жизни, которые имеют разные направления и суждения:

Стереотипы о женщинах

  • Женщина должна подчиняться мужчине, вести домашнее хозяйство, рожать и растить детей, ухаживать за мужем.
  • Женщина не должна стремиться к карьерному росту и не должна противоречить мужу.
  • Если женщина разведена, то она или стерва, или несчастная, или гулящая.
  • Если женщина успешна в работе и состоятельна, то она тоже стерва, карьеристка, чья-то любовница.
  • Если женщина начала вдруг следить за собой (заниматься спортом, правильно питаться, посещать косметолога, красиво одеваться), то у нее появился любовник, это все делается исключительно для него.
  • Если женщина блондинка или блоггер – она глупа.
  • Женщина за рулем – катастрофа, источник глупости и причина аварий.

Стереотипы о мужчинах

  • Мужчина – центр Вселенной, он всегда красив, неповторим и безупречен.
  • Мужчина всегда прав: последнее слово должно остаться за ним.
  • Мужчина не должен выполнять работу по дому. Если он моет посуду, сидит с детьми и делает уборку – он «подкаблучник».
  • Если мужчина следит за собой, имеет выраженную мимику и жестикуляцию – он, скорее всего, «непонятной ориентации».
  • Если мужчина вдруг начал за собой следить – изменяет жене или собирается это сделать.
  • Мужчина имеет право на отдых. Он работает и всегда устает.
  • Мужчина лучше готовит (хоть и не должен это делать) и водит машину.
  • Мужчина должен все делать сам (чинить сантехнику, автомобиль, собирать шкафы, таскать диваны и мебель). Иначе он «не мужик».

Стереотипы о детях

  • Дети должны всегда слушаться и не имеют право спорить с взрослыми.
  • Дети должны всегда все съедать до конца и убирать за собой.
  • Дети должны хорошо учиться и посещать секции и кружки.
  • Дети не должны шуметь, громко смеяться в присутствии взрослых.
  • Дети должны помогать взрослым.
  • Дети должны прислушиваться к родителю, у них никто не спрашивает мнение. Они еще жизнь не видели и опыта не имеют.

Стереотипы о жизни

  • Жизнь удалась, когда получил высокую должность.
  • Государственная работа дает гарантированный доход (хоть и мизерный), а бизнес – риск.
  • Нужно обязательно получить высшее образование. Человек без  высшего образования неполноценен.
  • Где родился, там пригодился – надо жить в своем городе и своей стране. Уезжают слабаки.
  • Везде хорошо, где нас нет: зачем пытаться что-то делать в других местах? Сиди уж, не высовывайся, радуйся тому, что имеешь.

Стереотипы о профессиях

  • Сотрудники ГИБДД — все взяточники. Только и сидят в кустах, всегда найдет, к чему придраться.
  • Все молодые няни и домработницы мечтают выйти замуж за хозяина.
  • Все дворники — необразованные «кавказцы», все сантехники работают только «за бутылку».
  • Все чиновники воруют бюджетные деньги.
  • Все автослесари — мошенники, пытающиеся «развести» автомобилиста на оплату ненужных запчастей и ремонта.
  • Все фотомодели и манекенщицы – девушки легкого поведения.
  • Все продавцы мечтают обвесить покупателя и продать просроченный товар.
  • Дорогостоящий адвокат обязательно выиграет суд.

Стереотипы по этническим и религиозным признакам

  • Все немцы пунктуальны.
  • У англичан своеобразное чувство юмора.
  • Иностранцы не пьют спиртное.
  • Все русские туристы – самые пьющие и не совсем воспитанные. Плохо себя ведут и воруют вещи из отелей.
  • Все мусульмане – террористы-смертники.
  • Все француженки красивы и ухожены.

Это далеко не полный перечень стереотипов, которые имеют место в сознании людей. Каждый, кто прочитает эту статью, вспомнит еще с десяток тех, которые знакомы лично ему. Не стоит слепо доверять всему, что говорят другие люди, запоминать эти ярлыки и «вешать» их при первом удобном случае на других людей. Не поддавайтесь чужому мнению, имейте свои положительные стереотипы.

Стереотипы и предрассудки – это одно и то же?

В литературе часто можно встретить утверждение, что стереотипы и предрассудки – это одно и то же. Несмотря на то, что у них есть определенные общие черты, объединять эти понятия неверно.

Стереотипы характеризуются как устойчивые представления о человеке или ситуации, которые выражаются в собственных суждениях, оценках, восприятии и обычно не нуждаются в доказательствах. Например, есть распространенный стереотип: женщина за рулем – плохой и невнимательный водитель.

Предрассудки выражаются как некие социальные личностные установки, возникшие от недостаточной изученности или информированности и имеющие предубеждение. Предрассудок, распространенный за границей: все в России постоянно пьют.

Разница понятий заключается в том, что предрассудки в большинстве случае выражают негативное восприятие самого человека, поступка или ситуации и не соответствуют действительности. Например – этнические и расовые предрассудки, когда группе людей определенной национальности приписывают одинаковые отрицательные характеристики.

Стереотипы не всегда носят отрицательный характер, зачастую они задают определенный образ, который известен большинству людей и возникает одинаково у всех. Например, лед – твердый и холодный, а открытый огонь может обжечь. Так или иначе, предрассудок имеет более узкое понятие, обладает некоей ограниченностью.

Стереотип и его функции.

Стереотипы – это характеристики, которые описывают членов социальных групп, приписываются им или ассоциируются с ними. До сегодняшнего дня в обыденном сознании и в средствах массовой коммуникации о стереотипах весьма распространено мнение как о негативном явлении. Во многом это связано с тем, что в мировой науке чаще всего изучались негативные стереотипы подвергавшихся дискриминации этнических меньшинств. Отсюда – отождествление стереотипов с предрассудками, а процесса стереотипизации – с «безнравственной формой познания».

Однако необходимо проводить четкое различение между стереотипами как социальным явлением и стереотипизацией как психологическим процессом. В социальной психологии последних десятилетий стереотипизация стала рассматриваться как рациональная форма познания, как частный случай более универсального процесса категоризации: создавая социальные категории, мы обращаем внимание на характеристики, благодаря которым люди, принадлежащие к одной группе, воспринимаются похожими друг на друга и отличающимися от других людей.

Объективно необходимой и полезной психологической функцией стереотипизации со времен Липпмана считалось упрощение и систематизация обильной и сложной информации, получаемой человеком из окружающей среды. Так, сторонники теории «сбережения ресурсов» главную функцию стереотипизации видят в обеспечении индивидов максимумом информации при минимальном интеллектуальном усилии. Иными словами, стереотипы в процессе социального восприятия избавляют индивидов от необходимости реагировать на сложный социальный мир, но являются низшей формой представлений о социальной реальности, которые используются только тогда, когда недостижимы высшие, более точные и индивидуализированные представления.

Однако восприятие человека как члена группы вовсе не означает искажения его «подлинной» индивидуальности, а сами стереотипы представляют собой более полезные способы восприятия, чем думали ранее. Наш мир сложен для восприятия не только из-за количественной перенасыщенности информацией, но и в результате ее качественной неопределенности. Стереотипизацию следует рассматривать как средство постижения социального значения информации. стереотипизация существует главным образом не для того, чтобы экономить познавательные ресурсы воспринимающего индивида, а скорее для того, чтобы отразить социальную реальность.

Выдающийся британский психолог Анри Тэшфел особо подчеркивал, что стереотипы способны защитить не только ценности индивида, но и социальную идентичность. Исходя из этого, в качестве основных социально-психологических функций стереотипизации следует рассматривать: межгрупповую дифференциацию, или оценочное сравнение, чаще всего в пользу своей группы, и осуществляемое с ее помощью поддержание позитивной социальной идентичности. Иными словами, предназначение стереотипов – наладить отношения группы не с кем-то, а с собой, создав образ, позволяющий ей идентифицировать себя в водовороте истории. Вспомним классическое: «мы – не рабы, рабы – не мы». С этой точки зрения, «сверхзадача» социальных стереотипов – обеспечить пусть символическую, но целостность социальной общности.

Впрочем, встречаются и проявления предпочтения чужих групп. Низкостатусные группы, например этнические меньшинства, могут соглашаться с относительно более низким их положением в обществе. В этих случаях они склонны развивать негативные автостереотипы (стереотипы своей группы) и позитивные гетеростереотипы (стереотипы чужой группы).

Тэшфел выделил две социальные функции стереотипизации: а) объяснение существующих отношений между группами, в том числе поиск причин сложных и «обычно печальных» социальных событий; б) оправдание существующих межгрупповых отношений, например действий, совершаемых или планируемых по отношению к чужим группам. Психологический механизм стереотипизации во все времена использовался в различных реакционных политических доктринах, санкционирующих захват и угнетение народов, для сохранения господства поработителей путем насаждения негативных стереотипов о побежденных и порабощенных.

Иными словами, содержание стереотипов определяется факторами социального, а не психологического порядка. И именно враждебные, полные предрассудков стереотипы, а не механизм стереотипизации сам по себе – явление сугубо отрицательное, способствующее стабильности межгрупповых отношений, основанных на господстве и подчинении.

С другой стороны, стереотипы часто выполняют негативную роль, когда используются индивидом в процессе межличностного восприятия при недостатке информации о конкретном партнере по общению. К сложностям при налаживании взаимопонимания между людьми могут привести не только негативные, но и вполне положительные стереотипы. Если американцы будут ожидать, что русские дисциплинированы и трудолюбивы, то российские партнеры могут не оправдать их надежд. А наши соотечественники, ожидающие от американцев общительности и сердечности, бывают разочарованы, осознавая, что общение в США часто определяется деловой ценностью человека.

Этнические стереотипы

К таким стереотипам относится шаблонное мышление, которое касается тех или иных народов и рас. К примеру, можно отнести трудолюбие у азиатов, добродушие и радость американцев, беззаботность европейцев. В действительности, большинство таких стереотипов – это ложь, но человек, через призму устоявшихся установок, воспринимает такие как само собой разумеющееся. В последние годы такие этнические стереотипы считаются грубым оскорблением и в приличном обществе от них отказываются, а в отдельных случаях даже можно подвергнуться обструкции за такое устаревшее мышление.

Как извлечь выгоду из стереотипов

Специалисты уверены, что в определенных ситуациях можно даже извлекать выгоду из распространенных стереотипов. Нужно лишь понимать, что такие стереотипы – это опасные шаблоны, которые часто не соответствуют истине. Осознав подобное, можно избежать негативных проявлений и последствий стереотипов, правильно анализируя различные ситуации и правильно оценивая поступки других людей.

К сожалению, такое поверхностное восприятие действительности и стереотипы доминируют в сознании человека. Часто бывает сложно переосмыслить устоявшиеся паттерны, которые складывались столетиями. Для этого нужно начать мыслить по-новому, а подобное даже в современном обществе часто затруднительно. Большинство психологов рекомендуют скептически относиться к таким стереотипам, а осознание их ошибочности и ложности позволяет избежать многочисленных неприятных ситуаций. Также следует отказаться от стереотипизации, которая часто ошибочна.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Разновидности стереотипов

Шаблонное мышление и стереотипы могут быть позитивными и негативными. К последним относятся установки, которые несут отрицательную оценку действительности или различных объектов. Это может быть нежелание выходить на прогулку в холодную погоду или же мысль о том, что, если не выйти замуж до сорока лет, можно остаться старой девой. Распространены также положительные стереотипы, к которым относится важность правильного распорядка дня, необходимость правильно питаться, избегать плохих привычек или заботиться о близких.

Особенности стереотипизации

Под стереотипизацией принято понимать механизм переноса и обобщения собственного опыта на всю группу объектов. Например, если человека обманул таксист, то стереотипизацией является отношение ко всем таксистам, как к обманщикам. В итоге, человек из-за таких предрассудков не может правильно оценивать людей и адекватно реагировать на различные происходящие события.

Конечно, такая стереотипизация имеет и определенные плюсы, позволяя человеку избегать различных потенциально опасных ситуаций и положений. Например, многие считают, что в подворотнях бывают исключительно преступники. Поэтому, зайдя в темный переход и увидев там другого человека, девушка может развернуться и убежать. Это может действительно спасти ей жизнь, избавив от встречи с преступником. В то же время в таком переходе мог идти такой же человек, как и она, у которого не было каких-либо темных мыслей.

Социальные предрассудки

К социальным предрассудкам относятся заблуждения, которые рассматривают поступки или же нравственные качества различных социальных групп. К таким предрассудкам можно отнести ошибочно приписываемую алчность богатым людям, честность и благородство бедных. Еще один распространенный шаблон мышления – это постоянная ложь от политиков, от которых ожидать каких-либо хороших дел не приходится. Считается, что такие социальные предрассудки наименее точные и почти всегда не соответствуют действительности. Однако они создают определенное напряжение в обществе и могут даже спровоцировать социальный взрыв.

Стереотипизация

Стереотипизация (складывание социальных стереотипов) проходит у всех людей по-своему, поэтому при всей общности имеет индивидуальные особенности. Зависит процесс стереотипизации от таких факторов, как общественное влияние, окружение, семейные установки, личное восприятие. При формировании стереотипа учитывается:

  • Место жительства: стереотипы людей в маленьких городах отличаются от стереотипов жителей мегаполисов.
  • Уровень жизни: стереотипы бедных и богатых людей различаются. Бедные считают, что богатые не заработали, а украли. Богатые считают, что бедные – ленивые и глупые.
  • Возраст. Традиционный конфликт «отцов и детей» тоже можно отнести к стереотипам.
  • Политические взгляды: люди пожилого возраста видят в советском строе много плюсов и говорят, что «тогда было лучше». Молодые люди имеют стереотип, что все советское непродуктивно хвалить сейчас.
  • Религиозные наклонности.

Стереотипизация – процесс не быстрый, но в последние десятилетия очень распространенный. Навязывание и формирование стереотипов активно идет через социальные сети, телевидение, Интернет. Не всегда новые стереотипы носят негативный характер, хотя есть случаи, когда стереотипизация наносит ощутимый вред.

Ярким примером формирования положительного стереотипа может являться стереотип девушки, ведущей здоровый образ жизни с правильным питанием и занятиями спортом. При грамотном подходе у последовательниц может развиться желание подражать такому стереотипу и следовать ее советам, добиваясь красивой фигуры. Неправильный подход повлечет за собой анорексию, девушка в погоне за телом мечты получит серьезное заболевание.

Поэтому еще раз подчеркнем, что все стереотипы, их формирование и восприятие индивидуально, следовать им нужно, используя разумный подход и опираясь на собственный опыт.

Что понимают под стереотипами

Под стереотипами принято понимать шаблонное мышление о реальности. Это устоявшийся мыслительный образ, разделяемый группой людей. Вырабатываются такие стереотипы на протяжении многих лет. Изначально они были лишь механизмом эволюции, который помогал человеку выжить в непростое время.

У современных людей стереотипы формируются иначе, чаще всего это влияние общества и окружающих его людей. Так, например, на ребенка сначала влияют родители, а в последующем воспитатели в садике, учителя в школе и сверстники с друзьями. Из такого общения складывается у человека картинка окружающего его мира, в том числе появляются различные стереотипы.

Психологи выделяют следующие распространенные признаки стереотипов:

  • Устойчивость, когда такое представление легко формируется и в последующем с трудом разрушается.
  • Схематичность представления об объекте, которое часто обрывочно и не отражает реальную картину.
  • Неоспоримость стереотипа, который не подлежит сомнению и воспринимается как само собой разумеющийся факт.
  • Массовость стереотипов состоит в том, что их часто разделяет вся общество или большая группа людей.

Гендерные стереотипы

Как ни странно, но именно гендерные предрассудки – это самые обширные группы шаблонных заблуждений, которые часто присутствуют в обществе. Гендерные стереотипы в большей степени касаются различий между мужчинами и женщинами. Например, это умозаключение, что мужчина должен быть обязательно добытчиком. При этом многие мужчины уверены, что девушки всегда желают выйти замуж и родить от мужчины ребенка. Еще один стереотип – это повышенная эмоциональность женщин и сдержанность мужчин.

Такие гендерные шаблоны в большей степени характерны для консервативных слоев общества. Но в современных реалиях стереотипы постепенно рушатся, стирая грани в восприятии мужчин и женщин, их обязанностей и поведения. В особенности подобное заметно в развитых странах запада, где гендерные предрассудки стали признаком дурного тона и от них стараются полностью отказаться.

Оцените статью
Добавить комментарий