ВВЕДЕНИЕ
В средних и высших учебных заведениях до сих пор специально не учат общению, а жизнь показывает, что самостоятельно приобрести коммуникативные способности удается далеко не каждому человеку. Именно из-за ее дефицита возникают многочисленные, трудно устранимые проблемы, конфликты на межличностном, групповом и социальном уровнях. Актуальность проблемы, развития у людей коммуникативных способностей, была осознана психологами в нашей стране еще в 60-е годы. В начале 80-х годов многих психологов привлекла новая практика, связанная с применением социально-психологического тренинга (по другой терминологии — активных социальных методов обучения) для совершенствования коммуникативных способностей.
Тренинг – это активно развивающееся в отечественной психологии с конца 70-х гг. направление в обучении социально-психологическим явлениям и навыкам. Зарождение групп тренинга или Т-групп, как их именуют в зарубежной психологии, связано с именем К. Левина. В основе работы Т-групп лежала следующая идея: все люди, будучи членами общества, живут и работают в группах, и постоянно воздействуют друг на друга, но чаще всего не отдают себе отчета в том, какими их видят другие люди, какие реакции их поведение вызывает у других людей. Основоположник тренинговых групп пришел к убеждению, что большинство эффективных изменений в установках и поведении людей происходит в групповом, а не в индивидуальном контексте.
В связи с этим, по мнению К. Левина, чтобы обнаружить и изменить свои неадаптивные установки, выработать конструктивные способы поведения, люди должны учиться видеть себя такими, какими их видят другие.
В отечественной практике первоначально получила широкое распространение методика социально-психологического тренинга, предложенная М. Форвергом. Исследователь подготовил несколько российских тренеров, которые стали вести самостоятельные тренинги и обучать новых специалистов. Одновременно тренинги сенситивности проводил Ю. Емельянов, разрабатывала и реализовывала перцептивно-ориентированный тренинг Л. Петровская.
Постепенно появились новые тренинговые программы, отвечающие запросам практики и новым требованиям времени: «формирование команды», «уверенности», «ведение переговоров», «продаж», «самопрезентации» и др. В настоящее время диагностические, обучающие, развивающие возможности тренинга привлекают все большее внимание самых разных специалистов: психологов, педагогов, психотерапевтов, работников кадровых служб, руководителей предприятий и организаций.
Объект исследования социально-психологический тренинг.
Предметом нашей курсовой являются этапы и особенности ведения социально-психологического тренинга.
Цель нашей курсовой изучение этапов и особенностей проведения социально-психологического тренинга.
Методы исследования: изучение и анализ литературы по исследуемой проблеме.
В рамках достижения цели курсовой работы были выдвинуты следующие задачи:
- Изучить теоретические аспекты СПТ.
- Рассмотреть специфику СПТ.
- Изучить основные этапы и особенности ведения социально-психологического тренинга.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.
1 Понятие, цель и сфера применения социально-психологического тренинга
Термин «социально-психологический тренинг» первым ввел в психологию немецкий ученый М. Форверг. Первый в России социально-психологический тренинг был проведен в 1978г на факультете психологии МГУ польским психотерапевтом Павлом Босхом для сотрудников факультета. Из участников, которые потом продолжили эту работу можно назвать Ларису Андреевну Петровскую, Владимира Столина, Адольфа Хараша.
Огромное значение сыграли конференции психологов-практиков, которые проходили под Москвой в 87-90гг. Это были встречи ведущих психологов-консультантов и тренеров. На них были представлены многие будущие направления консультирования и тренингов.
Социально-психологический тренинг является прикладным разделом социальной психологии, представляющим собой совокупность групповых методов формирования умений и навыков самопознания, общения и взаимодействия людей в группе. В социально-психологическом тренинге развитие способностей происходит не естественным путем, а с использованием специальных приемов, и создании ситуаций воздействия.
В этом понятии важно выделить четыре важных момента:
СПТ это групповая форма работы.
СПТ — активная форма обучения.
СПТ нацелен на развитие социально-психологической компетентности, воздействие проводится на способности, качества и установки, обуславливающие общение.
Обучение в СПТ осуществляется с помощью воздействия группы на личность участника.
В литературе СПТ порой присваивают и другие названия, например, такие как группы открытого общения, активное общение, группы интенсивного общения и т. В отечественной психологии данный тип тренинга подробно представлен в работах Г. Андреевой, Ю. Емельянова, Л. Петровской, А. Хараша и других.
Основная цель социально-психологического тренинга состоит в улучшении компетентности в общении. В соответствии с этой целью формируются задачи:
— получение знаний в сфере психологии личности, группы, общения;
— развитие способностей адекватно воспринимать себя и других людей;
— расширение рефлексивных способностей (к примеру, способности анализировать ситуацию и свое собственное поведение), повышение уровня социального интеллекта;
— коррекция и расширение системы отношений личности;
— трансформация стереотипов, которые есть у участников группы и затрудняющие им преодолевать нестандартные обстоятельства в ситуациях общения;
— развитие умений и навыков в области общения, межличностного взаимодействия;
Социально-психологический тренинг конструктивно влияет на развитие личности участников в трех направлениях:
— в познавательном направлении, так как получение новой информации осуществляется через постановку исследовательских задач, нацеленных на расширение информативности общения;
— в эмоциональном направлении, вся информация перерабатывается с опорой на личностную значимость;
Социально-психологический тренинг широко используется в разных областях человеческой практики, так же в работе с работающими людьми. Это объясняется тем, что тренинг дает возможность за достаточно непродолжительное время решить задачу активного формирования и развития профессионально важных навыков и умений, а также скорректировать профессиональное поведение людей.
Часто участники социально-психологического тренинга это представители профессий, которые предполагают интенсивное общение, и люди, имеющие сложности в области человеческих контактов.
Особенности социально-психологических тренингов
С методической точки зрения социально-психологический тренинг не представляет собой особого или самостоятельного феномена. Тем не менее, при проведении тренинга важно принимать во внимание его специфику:
СПТ имеет свою, четко обозначенную предметную область, свою область применения и некоторые ограничения.
СПТ эффективен в рамках системной подготовки.
СПТ обладает развивающим эффектом. Его цель не психотерапия, и коррекция как таковые. Он нацелен на помощь в процессе личностного развития, реализации креативного потенциала, достижению высокого уровня удовлетворенности в жизни.
Развивающий эффект тренинга выявляется в значительных изменениях личности участников. Качества личности развиваются благодаря тому, что в тренинге созданы условия для корректировки и совершенствования разных знаний и умений людей. Обучение в тренинге проходит творчески, потому что участникам не задают некий стереотип, а предлагают самим найти лучший способ разрешения проблемы, который отвечает их представлениям, ориентациям, интересам и потребностям. В социально-психологическом тренинге формирование коммуникативной компетентности проводится не естественным путем, а с использованием определенных приемов, заключающихся в создании конкретных ситуаций воздействия.
К особенностям СПТ относят следующее:
Воздействие имеет мягкий комфортный характер. В нем нет манипуляций или императивных схем. Имеет место только субъект — субъектное воздействие.
Во многих случаях исключена прямая регламентация. Всякое изменение осуществляется посредством собственного опыта познания и переживания.
Не предлагаются готовые модели и схемы. Все члены группы выступает в роли исследователей. Они сами добывают необходимый им опыт, сами его анализируют и делают выводы. Эта специфика требует максимальной собственной активности участников.
СПТ предоставляет участникам возможность сравнения и идентификации себя с другими людьми. Участник может понять, что он не одинок в своих сложностях, испытать чувство понимания и эмпатии. Для многих людей такое открытие оказывается сильным фактором коррекции. Следовательно, групповой опыт противопоставляется отчуждению, способствует решению межличностных проблем, участники избегают непродуктивного замыкания на своих трудностях, обнаруживают, что их проблемы не уникальны, что и другие люди переживают подобные чувства.
Социально-психологический тренинг ведет к самораскрытию, исследованию и познанию себя в условиях поддержки, участия, взаимопомощи. Без группы, иначе, без других людей, эти процессы в полной мере невозможны. Открытие себя другим и открытие себя себе дает возможность понять себя, поменять себя и дать уверенности себе.
Тренинг помогает в апробации новых форм поведения в безопасной обстановке. В группе участники могут обучаться новым формам поведения, экспериментировать с разными стилями отношений среди равных партнеров. В реальной жизни такое экспериментирование часто связано с риском непонимания и иногда наказания, то группа выступает в качестве «психологического полигона», где можно повести себя иначе, не как обычно, попробовать новые модели поведения, научиться по-другому, относиться к себе и к людям – в атмосфере принятия и поддержки;
В социально-психологической группе участники легко могут идентифицировать себя с другими людьми, исполнить роль другого для наилучшего понимания этого человека и себя, а так же для ознакомления с новыми эффективными способами поведения, применяемыми успешными людьми. Появляющаяся в результате такой работы эмоциональная связь и сопереживание способствуют личностному росту участников.
Специфика СПТ заключается и в том, что достижение его целей обеспечивается решением целого ряда задач. Так, И. Вачков считает, что к ним относятся следующие задачи:
- изучение психологических проблем участников СПТ и оказание помощи в их решении (проблемы обговариваются в начале работы группы – «ожидания от тренинга» и в процессе тренинга – каждый участник может предложить поговорить о своей проблеме);
- улучшение субъективного самочувствия и укрепление психологического здоровья участников тренинга (в ходе всего тренинга участники обучаются навыкам использования аутогенной тренировки);
- изучение участниками психологических закономерностей, механизмов, продуктивных способов межличностного взаимодействия для более эффективного и успешного общения;
- развитие самосознания и исследования участниками тренинга для анализа и коррекции своего поведения;
Психологическое содержание обучения в СПТ включает три компонента:
Осознание шаблонных моделей реагирования в обычных ситуациях («расшатывание» стереотипов);
Формирование установки на принятие новой информации, которая поспособствует улучшению процесса общения;
Во время тренинга у участников проходят следующие процессы:
Понижение эгоцентрических тенденций в поведении.
Расширение социальной чувствительности: повышается распознавание чувств, эмоций и переживаний других людей.
Ослабление защитных механизмов.
Актуализация творческого потенциала участников.
Повышение самооценки, оценки других людей, снижение критичности в высказываниях.
Развитие группы: появление поддержки, нацеленность на сотрудничество и сплочение.
Таким образом, социально-психологический тренинг является методом преднамеренных изменений людей, направленных на их личностное и профессиональное развитие с помощью приобретения, анализа и переоценки ими собственного жизненного опыта в групповом взаимодействии. СПТ, как правило, нацелен на развитие коммуникативных способностей — использование средств коммуникации, культуры речи, умения задавать вопросы и оценивать ответы, понимания, способности преодолевать коммуникативные барьеры, коррекции эмоционального состояния партнера по общению. СПТ активизирует стремление участников к познанию, адекватному оцениванию себя и самосовершенствованию, позволяет каждому участнику осознать и принять ответственность за то, кто он есть, и за жизнь в целом.
Вывод по главе.
Слово «тренинг» (от англ. training) переводится как обучение, тренировка или дрессировка. Термин «социально-психологический тренинг» первым ввел в психологию немецкий ученый М. Форверг. Первый в России социально-психологический тренинг был проведен в 1978 году на факультете психологии МГУ польским психотерапевтом Павлом Босхом для сотрудников факультета.
Социально-психологический тренинг — это практика психологического воздействия, которая основана на методах работы в группе, нацеленная на развитие социально-психологической компетентности при помощи активных методов обучения. Основная цель социально-психологического тренинга состоит в улучшении компетентности в общении.
1 Процедура и структура социально-психологического тренинга
Процедура СПТ включает 3 этапа: этап подготовки, этап проведения цикла занятий, этап анализа и оценки эффективности работы.
Составление программы тренинга.
Формирование группы тренинга.
Составление программы тренинга это серьезная работа, потому, что программа должна составляться с учетом заказа, психологических требований и социально-психологических особенностей людей, которые собираются участвовать в тренинге. В реальных группах важно учитывать социальные статусы, особенности межличностных отношений, потребности, проблемы и вопросы участников.
Программы бывают жестко стандартизированы, хотя есть свободные программы, где нет сценария с заданным планом. Наиболее часто применяемые полу стандартизированные варианты программ.
Иногда требуется сбор перечня проблемных ситуаций, то есть ведущему нужно знать основные проблемы и желания участников тренинга. Нужно конкретизировать их на уровне ситуаций, узнать, какие ситуации для участников являются конфликтными или фрустрирующими.
Формирование группы. При формировании группы внимание уделяется качественно-количественному составу группы. Нет единого мнения о том, какая группа действует эффективнее – та, в которой участники похожи между собой по некоторым параметров, или та, в которой участники отличаются. Имеются в виду следующие параметры:
4) уровень интеллекта;
5) социальный статус;
6) тип личности и стиль поведения;
7) психологические проблемы;
8) убеждения и ценностные ориентации;
Есть мнение, что наиболее эффективным является количество участников 10. Если участников меньше 5, то проявляется эмоционально-оценочное влияние, больше 10 – снижается взаимодействие и управление группой.
В отношении качественного состава — наиболее эффективно работают гетерогенные группы, однако гомогенные по возрастному составу. Уровень образования: успешнее идет работа в группах, когда члены ее имеют примерно один уровень образованности.
Нельзя брать в группу людей с психическими нарушениями, а также с выраженной истеричностью, ригидностью поведения.
Решение организационных вопросов. Решение данных вопросов предполагает подготовку помещения, которое должно быть большим, теплым, с нормальным освещением. Необходима разная аппаратура. Важен так же предварительный сбор участников группы.
Отмечено, что марафоны дают наибольший эффект погружения, глубокий эмоциональный опыт, но имеют и свои недостатки. Часто после марафонов бывает быстрый отход от тренинга. Наиболее устойчивые эффекты наблюдаются при занятиях, проводимых 2-3 раза в неделю. В данной ситуации осуществляется включение опыта в группе в структуру индивидуального, потому, что у человека имеется несколько дней на осмысление своего опыта. К недостаткам марафонов относят и то, что присваиваются готовые шаблоны, штампы без их индивидуализации.
Таким образом, содержание самого тренинга определяется целями, задачами.
Этап проведения цикла занятий, так же поделен на три части:
Вводная часть.
Основная часть.
Заключительная часть (приложение 1).
Вводная часть занятия состоит из:
— знакомства с целями, задачами, средствами, методами, формами работы в группе;
— знакомства и принятие правил работы в группе (обсуждается и регламент);
— знакомства членов группы друг с другом и с ведущими.
Целью вводной части является знакомство. При отсутствии данной части группа начинается с фазы контрзависимости. Цель знакомства – обращение внимания друг на друга. Знакомство формирует атмосферу в группе. Длительность данной части около часа. Формы знакомства предлагаются разные, например, участники называют имя, которым хотелось бы называться в группе, немного рассказывают о себе. Происходит процесс взаимодействия членов группы и ведущих, важно отмечать, как участник общается, как говорит, как слушает.
Возможны следующие варианты представления: называются положительные и отрицательные стороны участника, и что он ожидает от данных занятий, личные цели.
Основная часть. В рамках данной части реализуются цели и задачи тренинга, включенные при составлении программы тренинга. Например, тренинг уверенного поведения, тренинг эффективных способов взаимодействия с другими людьми.
Эта часть начинается в конце первой, или в начале второй фазы развития группы. В переходе к основной части участники желают работать самостоятельно, но пока не знает как. На этой фазе группа разделяется и самоопределяется: проявляются лидеры и не желающие включаться, генераторы идей и т. А ведущий уходит в тень.
Заключительная часть. Ее цели – подведение итогов, рефлексия всего, что происходило в группе, обратная связь членам группы и ведущим, перспективы индивидуальной работы (зоны ближайшего развития).
Это упражнение проводиться по-разному, например, для каждого участника, группа обсуждает, потом записывает на листок что нужно, а что стоит оставить. Когда составляется список для каждого члена группы, список каждого зачитывается, задаются вопросы, чтобы понять, где и когда следует, проявились эти качества и почему они не нравятся членам группы. Это упражнение направлено на подведение итогов в форме подачи позитивной обратной связи и высказывания пожеланий участникам, в чем им можно совершенствоваться. Возможны рефлексивные круги. Возможна обратная связь для ведущих: что понравилось в группе, что я получил.
Как заключительный круг по очереди вся группа высказывает каждому участнику, «Чему именно они хотели бы у него научиться?» и «Чем он помог мне лично?». Или другой вариант круга « Что нового каждый узнал о себе и о других в группе, что было полезно, а когда было тяжело?»
Важна обратная связь и ведущим тренинга. Приятней услышать позитивное, но полезней негативное, на фоне доверительной атмосферы можно без обид воспринять все замечания и учесть их в работе.
Каждый день работы группы должен иметь начало и конец. В начале дня ведущий спрашивает, как участники себя чувствуют и чем хотят заняться в группе. Нужно идти от участника, при каких обстоятельствах можно помочь, есть ли у него готовность и желание к работе. Каждый имеет право делать то, что он хочет, необходимо только об этом заявить.
В группе все жизненные проблемы выявляются, актуализируются, в группе их проще решить, чем в жизни, потому, что создается игровая ситуация, и атмосфера безопасности. Если проблем не видеть, прибывать в позиции страуса, то проблемы лишь обостряются или загоняются в угол. Чем больше люди могут раскрыться в группе, тем эффективнее занятие. Можно закончить занятие релаксацией, можно попросить сказать несколько слов, если группа не хочет высказываться по содержанию. Каждый скажет, в каком настроении он находится и какие чувства у него.
При всей условности данных трех частей следует помнить, что в них идут разные процессы тренинговой работы и деятельности. Процесс выявления проблем происходит на первом этапе работы в группе — проявление проблем в общении, взаимоотношениях, взаимопонимании себя.
На втором этапе основным становится процесс рефлексии.
Оценка эффективности тренинга проводится на основании дневников, которые ведутся ведущими, супервизорами, а также с опорой на видео и аудио записи. Оценка программы очень важна. Важна так же оценка эффективности некоторых техник и упражнений. Значима оценка ведущим своих действий и функций, положительных и отрицательных сторон в отношении к отдельным участникам и групповому процессу. Ведущий должен иметь психологическое образование и опыт проведения тренинговых занятий в группах.