Самость

СА́МОСТЬ, по­ня­тие, упот­реб­ляю­щее­ся в фи­ло­со­фии и пси­хо­ло­гии как си­но­ним лич­но­сти, вклю­чаю­щее в се­бя та­кие её ха­рак­те­ри­сти­ки, как соз­на­ние соб­ст­вен­ной иден­тич­но­сти, реф­лек­сив­ную со­от­не­сён­ность с со­бой (са­мо­соз­на­ние) и т.

Локк про­во­дил раз­ли­чие ме­ж­ду иден­тич­но­стью че­ло­ве­ка как жи­во­го су­ще­ст­ва и С. как иден­тич­но­стью лич­но­сти. В амер. пси­хо­ло­гии тер­мин «С. » (англ. self) в этом зна­че­нии стал упот­реб­лять­ся c кон. 19 в. Джеймс вы­де­лил три ас­пек­та С. – «ду­хов­ный», «со­ци­аль­ный» и «фи­зи­че­ский» (spiritual, social, physical self). Сфор­му­ли­ро­ван­ное Ч. Ку­ли «реф­лек­сив­ное» по­ни­ма­ние С. по­лу­чи­ло раз­ви­тие у Дж. Ми­да в ин­те­рак­цио­ни­ст­ской кон­цеп­ции С. как субъ­ек­та и объ­ек­та од­но­вре­мен­но – как вос­при­ня­той сис­те­мы ус­та­но­вок «зна­чи­мых дру­гих» и как творч. от­ве­та на эти ус­та­нов­ки. В ана­ли­ти­че­ской пси­хо­ло­гии К. Юн­га С. (нем. Selbst) – в от­ли­чие от Я как субъ­ек­та сво­его соз­на­ния – вы­сту­па­ет как ко­неч­ная цель ин­те­гра­ции всех пси­хич. про­цес­сов (в т. бес­со­зна­тель­ных) и дос­ти­гае­мой в ре­зуль­та­те это­го ин­ди­ви­дуа­ции. В совр. пси­хо­ло­гии лич­но­сти С. рас­кры­ва­ет­ся пре­ж­де все­го в кон­тек­сте её са­мо­ак­туа­ли­за­ции и са­мо­реа­ли­за­ции, а так­же в ас­пек­те иде­аль­но­го и ре­аль­но­го Я (са­мо­сти).

Самость

Данная лекция посвящена одной из самых сложных тем в юнгианской традиции – архетипу Самости. За всю историю своей жизни Юнг в разных работах давал совершенно разные, а зачастую и противоположные определения Самости. Эта тема оказывается проблемой высочайшей сложности, изобилующей большим количеством парадоксов.

«Психология не интересуется существованием Бога как объективно существующим творцом мира, но лишь неким психологическим опытом, который был понят и определён, как Бог», –пишет Герхард Адлер – один из самых верных учеников Юнга. Потому мы настоятельно рекомендуем быть максимально осторожными в обсуждении проблемы Самости и постараться сбалансировать на грани между религиозным видением (которое часто вытекает в философские спекуляции) и непосредственными истинами психологического опыта.

Опыт переживания Самости – это и есть то, что во всех традициях сформулировано как переживание Бога, и потому с некоторой долей огромного допущения можно поставить знак примерного равенства между этими понятиями, хотя понятие «бог» претендует на некую объективную внешнюю силу, а Самость является психологическим опытом самого глубинного уровня. Однако основную информацию о переживании Самости мы можем почерпнуть именно из древних мистических текстов, подвергнув их психологическому анализу.

Попробуем как-то систематизировать то, что нам известно об архетипе Самости. Прежде всего, как упоминал Юнг в «Мистерии объединения», предельную психологическую реальность, то есть Самость невозможно определить иначе, нежели с помощью парадокса. Подобные парадоксы являлись темой особого рода размышлений в дзенбуддизме, под названием коаны. Парадоксальные определения, похожие на коаны, также встречаются в алхимии. «Бескрылый ворон, летающий во тьме солнца» – пример подобного рода парадоксалий. Подобная парадоксальность определений обусловлена тем, что в Самости происходит финальное объединение всех противоположностей.

Мы можем найти немало параллелей данной позиции у древних мистиков. Например, Николай Кузанский определял бога, как предельное бытие, объединяющее в себе все противоположности. Согласно Якобу Бёме, «Бог – это круг, центр которого везде, а окружность нигде», а Дионисий Ареопагит доказывал, что ни одно позитивное утверждение о божестве не может быть верно, так как оно будет подразумевать противоположность, а бог стоит по ту сторону противоположностей.

Объединение противоположностей, согласно Юнгу, является предельной целью любой индивидуации, начавшейся с объединения эго и тени, проходящей через сизигию мужского и женского и проникающей в такие глубокие слои тончайших противоположностей, которые находят своё объединение только в переживании Самости. Однако не стоит забывать, что природа человека ограничена его эго (которое не может быть полностью растворено), из-за чего возникает ещё один парадокс, решаемый не умом, но переживанием: выходит, окончательная цель недостижима, но при этом у нас нет другого пути, кроме как стремиться к ней. Юнг советовал рассматривать образ Самости как вдохновляющий символ, но не конечную цель, ибо задачей является не окончательно разрушение эго, а установление связи между сознанием и бессознательным, эго и Самостью (кстати говоря, изначальная этимология слова «религия» происходит от «связь», «спряжение», из этого же слова происходит и восточное понятие йога. Однако на сегодняшний день религия не выполняет своей изначальной функции).

Одним из наиболее ярких образов Самости является архетип побеждающего дитя. В этом есть алхимический символизм (который будет подробно рассмотрен в следующей лекции) – противоположности в образе короля и королевы умирают, чтобы родилось нечто третье – дитя, имеющее в себе часть первого и второго.

Опыт переживания Самости характерен особым чувством нуминозного – непередаваемым ощущением восторга и ужаса, близким к тому, что Ницше определял как дионисийский экстаз. Переживание Самости напрямую, без посредства образов и символов, достигается крайне редко и неподготовленному индивиду грозит безумием – вспомним Амфалу, которая, возжелав видеть Зевса в его естественном величии, была заживо сожжена.

Потому в большинстве случаев Самость проявляется в психике через определённые образы и символы. Прежде всего, это особого рода числовые соответствия: формула Самости 3+1 часто встречается в сновидениях. То есть мы можем видеть три похожих или идентичных образа, а один иной, принципиально отличающийся от этих трёх. В зависимости от психологической ситуации это может проявляться по-разному – сновидец может увидеть трёх женщин и одного мужчину или трёх мужчин и одну женщину, трёх животных и одного человека или трёх человек и одно животное, трех роскошно одетых господ и одного оборванца – список можно продолжать до бесконечности. Формула тетрады 3+1 является первичной для понимания человеческой психологии: изучив мифологию, сновидения, литературу, мы сами легко можем в этом убедиться. К примеру, группы, организованные по принципу тетрады, являются наиболее устойчивыми и рождают у участников легкое чувство родства и единства.

Появление в сновидениях мотива 3+1 означает некую кристаллизацию, стабилизацию, центрирование психики. Это указывает на то, что период хаоса и метаний закончен, и эго заново кристаллизировалось. Однако это не значит, что появление любой тетрады автоматически означает позитивный исход – в некоторых случаях кристаллизация происходит неверно и индивид надолго зависает в своих невротических конструкциях. В моей практике анализа сновидений встречались крайне деструктивные тетрады, например, три огромные крысы, пожирающие кошку. Юнг прекрасно знал о теневой стороне бессознательного (Самости) и серьёзно об этом предупреждал.

Образами Самости являются любые симметричные сооружения, к примеру, дворцы с четырьмя входами (один из которых, как правило, оказывается особенным, тайным, запретным). В тибетском буддизме есть духовная практика – медитация на мандалу (санск. «круг»), представляющую собой круг с квадратом внутри, где каждая сторона квадрата является неким входом.

Еще один нуминозный образ самости – крест. Вопреки логике христианского мифа, которую так усиленно пытались навязать некоторые протестантские секты (может ли отец любить револьвер, из которого застрелили его сына?), крест является одним из центральных религиозных образов запада. Его особое очарование связано как раз с образом организующей и структурирующей Самости – четыре стороны, четыре стихии, на которых распято сознание. Скрытая символическая сторона христианского мифа имела огромную психологическую значимость, однако сейчас, когда мы вступили в другую эру, эта значимость перестаёт быть актуальной.

Таким образом, первым определением самости будет четверичный принцип бытия, являющийся организующим принципом психики. Индивида, помещённый в неправильные условия, с раннего детства формируется искаженно, и его Самость будет действовать против него – такова природа всех психозов. То, что одинаковое переживание одних погружает в пучину безумия, другим же даёт высочайшие откровения и силы, чётко ставит принцип Самости по ту сторону добра и зла.

Во всех серьёзных мистических учениях говорится, что бог не вовне, а внутри нас. Постулируется существование некой истинной природы, которая оказывается сокрыта в нас; все поиски, в конце концов, приводят к точке, из которой начались эти поиски, но на новом уровне понимания, на новом витке спирали. Таким образом, следующим определением Самости является архетипическая основа Эго – та точка, вокруг которой Эго-сознание формируется, обрастая самоидентификациями.

В итоге, третье определение Самости – истинный центр нашего сознания, точка в нуле. В этом контексте невозможно не вспомнить уже процитированное утверждёние Бёме: «Бог – это круг, центр которого везде, а окружность нигде». Иначе: Самость – это архетипическая основа эго, относящаяся к эго, как движитель к движимому.

Согласно Юнгу, классическая религиозная троица является неполноценной, потому что в ней нет четвёртого – женского, эротического элемента. Бог в классической религиозности отождествляется только с мужским началом, духом, что приводит к невротической диссоциации и отдаче всего материального фигуре Дьявола. Самым главным событием религиозной жизни двадцатого века Юнг считал догмат о вознесении Марии в Теле, принятый католической церковью в 1950 году. По мнению Юнга, этот догмат уравновешивает невротический христианский дуализм духа и плоти и позволяет хотя бы на догматическом уровне приблизиться к Самости.

Разумеется, даже это не спасает христианство, чей срок, согласно глубинным законам коллективного бессознательного, подходит к концу, однако принятие этого догмата позволило хоть как-то уравновесить существующее положение вещей. Сейчас новые ветры и новые Боги зажигают наш факел.

Образов Самости может быть огромное количество – можно сказать, что любой образ, вызывающий чувство нуминозного, есть одно из проявлений Самости. В свою очередь, каждый образ обладает своим индивидуальным характером, и потому нельзя сказать «в данном случае активна ваша Самость» и на этом прекратить анализ. Например, единорог может указывать на архетипическую идею чистоты, присущую Самости, пеликан – на идею отказа от себя и самопожертвования (по средневековому преданию, пеликан кормит кровью своих детёнышей, потому в богословских аллегориях он символизирует Христа), змея может представлять парадоксальную сторону Самости, её мудрость, но при этом и опасность, яд познания. Если кристаллизующая тетрада приходит в образе трех животных и одного человека, это может указывать на то, что Самость данного индивида регрессивна и ещё не отделена от первичного уробороса матери. Впрочем, список образов и их возможных интерпретаций можно продолжать до бесконечности, главное – помнить совет Юнга: к анализу любых образов и переживаний подходить так, будто вы анализируете в первый раз, дабы избежать штампов.

Следует достаточно чётко понимать разницу между архетипом Самости как таковым и теми образами, через которые Самость явит себя. Будучи переживанием высочайшей интенсивности, Самость проявляется в тех образах, коих на данный момент наиболее недостаёт индивиду. Скажем, для человека жестокого Самость будет представать в виде бога всемилости и всепрощения, а те, кто слишком слабы и сентиментальны, могут столкнуться с ужасающими образами гневных божеств.

Если процесс индивидуации идёт по верному пути, то эти компенсаторные образы будут лишь прелюдией перед рождением совершенного объединяющего символа Самости – божественного дитя, который является целью индивидуации. Понять этот символизм способен только тот, кто имеет опыт определённых мистических переживаний.

Однако часто бывает, что эти предварительные компенсаторные образы полностью ломают установку сознания, низвергая эго в пучину безумия. Самость – это не ничтожное порождение рабских умов современности, проецирующих на бога образ родителей. Анализируя евангелия с психологической точки зрения, Юнг указывал на любопытный и печальный опыт Иоанна – автора одного из евангелий и апокалипсиса. Ослеплённый богом Иоанн, без рефлексии и оглядки наивно полагал, что бог есть свет и нет в нём никакой тьмы. В конце жизни он, в соответствии с законом энантиодромии, оказался одержим тёмной, гневной, безжалостной стороной бога, и плодом сего одержания стал апокалипсис.

Таким образом, проблема объединения противоположностей – это проблема величайшей сложности, охватывающая все сферы деятельности человеческого духа. Она тесно связана с архетипом Самости.

Начиная исследовать тему Самости, мы на принципиально новом уровне сталкиваемся с проблемой тени. Работая с тенью ранее, мы имели дело преимущественно с личными вытесненными комплексами, и на этом уровне ещё можно дать какие-то приблизительные ориентиры. Вернувшись к этой проблеме на уровень божественных противоположностей Самости, мы подобны рыбаку, оказавшемуся в открытом море в эпицентре бури, и только предельная осознанность может спасти нас от погибели. История знает немало великих имён, столкнувшихся с проблемой божественных противоположностей и утонувших в этой неравной борьбе. Самым ярким представителем подобного является Фридрих Ницше, не понятый ни хулителями, ни последователями.

Тот, кто пройдет ночное плавание по бушующему океану Самости, кто дойдет до центра циклона, где находится точка абсолютного покоя; тот, кто сможет наблюдать, как противоположности добра и зла, света и тьмы, мужского и женского, духа и материи, подобно ястребиной паре, взаимодействуют в мире психического то в любовном, то в воинственном темпе; тот, кто сможет остаться наблюдателем и не отождествить себя ни с одной из пар противоположностей – тот поистине откроет философский камень, третьего сына алхимиков, великого примирителя, пресуществив себя в этом живом причастии Самости.

Рекомендуемая литература: Карл Юнг: «Aion», «Ответ Иову», «Феноменология Самости», «Попытка психологического обоснования догмата о троице», «Символы пресуществления в мессе», Алистер Кроули – всё.

Максим Васильев На смерть мистера Моррисона 3 июля 1971 года смерть вырвала из рядов человечества Джима Моррисона. Музыка Дорз на его.

Александр Молчанов Учение мага (стендап-трагедия) 1 Все двенадцать лет моей жизни я слышал рассказы о страшном преступнике, имя которого все.

Психоидный, Психофизический – Пси-тонкий!Алхимия и новый взгляд на мир Вероника Гудчайлд Вероника Гудчайлд, доктор философии, входит в основной преподавательский состав.

Ритуал Люцифера (из Архивов Братства Сатурна)Открыв ворота храма, братья и сестры входят и садятся. Серьезная электронная музыка. Молчание. ПодготовкаПовелитель Акаши: Повелитель Огня, сколько.

Майкл Стейли,Выходя за пределы«Поэтому вам следует думать обо всем этом мимолетном мире:Звезда на рассвете, пузырь на поверхности потока; Вспышка летней.

В предыдущих статьях мы говорили об Архетипах, управляющих нашей судьбой. Безусловно, каждый их них в той или иной степени влияет на наши желания, взгляды, поступки. Также было упомянуто о том, что структура Архетипов имеет свою иерархию. И, в зависимости от положения Архетипа в иерархии, осуществляется его влияние на нас.

Архетипов в коллективном бессознательном – огромное количество. Вряд ли мы сможем перечислить хотя бы пятьдесят из них. Но те, что непосредственно влияют на нашу судьбу, мы, все же, назвать сможем. Аналитическая психология содержит в себе понятие «Архетипы роста души». В него входят три Архетипа, которые осуществляют основную цель, ради которой мы воплощаемся на земле – достижение нашей душой божественной полноты. Это «Тень», «Анима/Анимус» и «Самость». Первые два Архетипа мы рассмотрим в следующей статье. А здесь познакомимся с самым главным Архетипом. Тем, кого мы все, на протяжении всей нашей истории, называем главным богом любой религии.

Архетип Самости (далее Самость) необходимо рассматривать с двух сторон. С одной стороны, Самость – это некий внутренний образец той личности, которой нам предстоит стать в будущем. Фактически – это цель, к которой мы должны стремиться, идем, рисуя себе другие цели, но никогда не достигнем ее полностью. Слишком уж она велика для нас. Тем не менее, приблизиться к ней максимально – цель всей нашей жизни, а, может и ряда жизней. Если еще более просто, то Самость – это одна из психологических форм, наиболее близких к богу. С другой стороны, Самость в нас выступает в качестве трудно осознаваемой, бессознательной функции, которая определяет целостность и гармоничный порядок в человеческой душе.

Если представить Самость графически, то ее можно выразить в виде точки в середине круга. Точка – это самость, а круг – это наша душа. Таким образом Самость – это центр нашей душевной конституции. Ее можно представить в виде оси (колонны), на которой держатся все надстройки, составляющие нашу душу. Без Самости наша душа (как и сам человек, его сознание, Эго) существовать не может.

Функция Самости приближает нас к тем глубинам нашей души (психической реальности), которые называются божественными (нуменозными). Если бог и существует, то именно через указанную функцию он может явить себя людям и всему миру. Однако человеку, у которого в душе нет опыта общения со своими божественными глубинами, он не в состоянии воспринять мысль о существовании бога. И это, не смотря на то, что Архетип «божественного» присутствует в человеческой душе с самого рождения. А раз он присутствует, значит, необходим человеку для его психической целостности. В истории человечества божественный опыт души отражен и закреплен в виде религиозного сознания. Оно подразумевает, что каждый человек связан со своим «богоподобным человеком» (Самостью), которым ему предстоит стать. Но не каждый имеет открытый к нему доступ.

Самость – это архетип, который не имеет определения, поскольку его многогранность невозможно постигнуть полностью. Она представляет собой целостность, возможную границу души, соединенную с бесконечным Духом. И в силу этого мы не можем представить ее себе, но можем пережить, когда она предстает нам в некоем образе. Таких образов у нее множество. Самость может предстать в наших сновидениях в персонифицированных формах: от животного к человеку и выше – к богу. Проще говоря, наиболее часто Самость предстает в наших снах в следующих формах.

Геометрические фигуры. Чаще всего в виде шаров или предметов шарообразной формы. В известных сказках – это: клубок, хлеб, яблоко, тыква. Это все различные аспекты Самости.

Круги и предметы круглой формы. В сказках и снах – это: гора округлой формы, высокий холм, остров, лабиринт, мандала, столп света.

Кубы и квадраты различных размеров.

Огромное дерево (древо познания добра и зла, древо жизни, мировое древо Иггдрасиль).

Небесный купол со звездами.

Самость может во снах и сказках проявляться в виде цветов и животных. Она проявляется в виде людей (вспомним явление совершенного человека «матрицы» у Карлоса Кастанеды). Но чаще всего Самость появляется в наших снах и сказках в виде высших богов: Иисус Христос, Зевс, Один, Вишну. Отдельные аспекты Самости могут появляться в виде второстепенных богов: Гермес, Астарта, Исида, Ангелы, святые, демонические боги (Кали, Шива-разрушитель) и многие другие.

Все образы, в которых мы можем переживать тот или иной аспект Самости, перечислить невозможно. Однако есть признаки того, что мы во сне пережили появление Самости. Ее появление вызывает различные чувства, которые мы не испытываем в реальной жизни: колоссального восторга, божественного благоговения, чрезвычайно сильного потрясения, непроизвольного трепета перед величием образа, психологическую подавленность, благоговейно-парализующего ужаса, непереносимой физически страсти, полного растворения в божественной любви. В любом случае, переживание Самости вызывает глубочайшее потрясение. Часто при ее появлении мы, во сне, слышим раскаты грома, удивительную музыку (известную нам под названием «музыка сфер»). И, самое удивительное, Самость часто говорит с нами нашим обычным языком. Он всегда звучит, как будто сзади нас стоит человек: он либо отвечает на наши вопросы, либо говорит нам что мы должны делать, либо приказывает. Сократ называл этот голос «мой даймон».

Стоит сказать, что Самости не присущи человеческие понятия. Она лежит по ту сторону добра и зла. Из нее произрастает наша душа, ее основы, ее сознание. Поэтому только Самость может определять цель нашего существования на этой планете. И главной ее целью, повторюсь, является доведение нашей души до божественной целостности. Для этого Самость осуществляет нашу охрану, контроль за нашей судьбой. Она помогает нам, регулируя и уравновешивая нашу психику. Она направляет нашу судьбу, для продвижения нас к конечной цели. Она подсказывает нам решения, когда наше сознание не в силах разрешить ту или иную жизненную проблему.

Самость – наш добрый друг, который ведет нас по жизни и мягко подсказывает нам путь, таким образом способствуя нашей личной «индивидуации», то есть, процессу становления нашей уникальной личности.

Процесс роста души, становления личной судьбы в аналитической психологии называется индивидуацией. Цель этого процесса – достижение душой каждого человека божественной полноты целостности). Сам процесс, по уверению К. Юнга, проходит в два этапа. Первый этап посвящен развитию здорового Я (ЭГО), которое обеспечивает его существование в реальном мире. Второй заключается в более глубоком постижении своей сущности, основания своего бытия, устроения своей судьбы.

Для понимания той скрытой личности, в которую мы должны развиться в течение всей нашей жизни, К. Юнг использовал понятие «Самость». О ней, как об Архетипе, управляющем нашей индивидуальной судьбой, мы писали в предыдущих статьях. Но, в контексте толкования сказок и сновидений, Самость является определяющей целью и стимулом к развитию сказочных сюжетов. Это первый, и самый главный из Архетипов, играющих роль в росте нашей души. Именно Самость, означающая полноту и целостность нашей души – является целью всей нашей жизни. Она пробивается сквозь обстоятельства и феномены нашей жизни, чтобы реализоваться в уникальную, ничем и никем не повторимую судьбу и личность. В процессе жизненной самореализации каждый человеческая душа должна достигнуть, или хотя бы приблизиться к идеальному образцу, называемому Самость. Но на пути к этому есть некоторые препятствия, которые душе следует преодолеть с положительным для нее результатом. Эта первое препятствие – Архетип Тени (далее Тень).

Каждый человек в этом мире рождается с определенным набором талантов, способностей, наклонностей, черт. Ребенок еще только родился, а в нем заложено огромное количество потенциальных программ развития. И все эти программы развития имеются вне зависимости от пола ребенка, его расы, места рождения и прочих внешних обстоятельств. Но, в силу наших историко-культурных и социальных факторов, нам всем приходится играть ту или иную социальную роль. Это, безусловно, накладывает мощнейший, а, часто, решающий отпечаток на всю нашу жизнь. Так, если человек родился девочкой, то весь социум, начиная с родителей, и заканчивая окружающими не знакомыми людьми, начинают развивать те черты характера, которые присущи именно женщине. А куда девать четы характера и способности, присущие мужчинам? Они с самого рождения подавляются прививаемыми человеку моделями поведения, которые выражаются в разрешениях и запретах, общественном мнении и взаимоотношениях между полами.

Так врожденные мужские черты характера девочки удаляются с внешнего плана и уходят глубоко внутрь психики. Их удалить или уничтожить – невозможно. Обособившись, они либо засыпают до момента, когда какое-либо переживание их разбудит, либо вокруг какой-либо способности формируется личность или множество личностей. Такую личность в аналитической психологии называют «ТЕНЬ». Она персонифицируется (приобретает образ сначала животного, потом человека), и появляется в сновидениях. Тень появляется в сновидениях тогда, когда ресурсов нашего сознания не хватает для решения какой-то жизненной проблемы. Часто, появление Тени знаменует начало определенного этапа нашего развития как в душевном, так и в объективном плане.

Тень в сновидениях, как правило, появляется по следующей схеме. Сначала это животное или монстр, который пугает, угрожает и бросает вызов. Затем она приобретает образ человека одного с нами пола. Но этот человек отвратительный и злой. Далее развитие Тени приводит ее к образу человека одного с нами пола, который вызывает жалость. Мы на него смотрим свысока. Потом Тень приобретает образ малозначительного знакомого. Мы даже удивляемся, увидев его в сновидении. Ведь мы уже, практически, забыли кто это такой. Затем Тень появляется в виде людей одного с нами пола, которых мы любим. После этого Тень фактически сливается с нами и становится частью нас самих. Это Тень в наших снах больше появляться не будет, так как та черта характера, которую она олицетворяет, стала органичной частью нашей личности (интегрировалась в нашу душу). Таким образом, в сновидениях люди сталкиваются с сюжетами, которые разыгрывают ситуации, необходимые для собственного развития. Тот же принцип сохраняется и в сказках.

О Тени и ее значении в нашей жизни можно писать очень долго, приводить тысячи примеров из жизни. Но главное, что нужно о ней знать для толкования сказок и сновидений – это то, что Тень является первой ступенью роста души в ее восхождении к полноте. Тень – это необходимая часть целостности. Без нее невозможно пройти путь индивидуции. Да что пройти? Даже начать его без интеграции Тени – невозможно. Тени нас преследуют всю жизнь, так как являются коллективным феноменом. Интегрировать все заложенные в нас качества до конца – невозможно. В нашем бессознательном есть такие, которые так чужды нам, что интегрировать их в нашу личность нет никакой возможности. Такие качества в бессознательном ассоциируются со злом. Но злом они представляются только в социальном плане.

В сказках и сновидениях к образам Тени можно отнести бесконечное множество героев. Перечислим только некоторые: все животные (мышка, заяц, лиса, волк, медведь, некоторые птицы), всевозможные люди одного с героем пола, некоторые люди противоположного пола.

Вторым Архетипом развития души после Тени, выступает смешанный Архетип, который в аналитической психологии получил название «Анима/Анимус». В сновидениях и сказках этот Архетип выступает в образе людей противоположного пола. Он сам по себе безличен и демонстрирует нам бессознательное содержание в двух аспектах: как характеристики Тени, которые мы относим к противоположному полу; как воплощение взаимоотношений (функция) личности с коллективным бессознательным.

Почему этот Архетип так странно называется? Потому что его создатель решил уйти от религиозного понимания души и обозначил ее в философском стиле исходя из того, что мужчины воспринимают свою душу, как женскую, а женщины, как мужскую. Отсюда мы имеем двойственное название. Таким образом Анима – это женская часть мужской души, а Анимус – мужская часть женской души. Именно эти, можно сказать, подчиненные части мужской и женской души, вытесненные из объективной реальности в коллективное бессознательное, являются «дверью» к ощущению божественных состояний. Именно через них наше сознание способно проникнуть в мифологический слой коллективного бессознательного, в мир магии, куда погружаются великие мистики, маги, йоги, шаманы и святые.

К фигурам Анимы/Анимуса в сказках и сновидениях относят образы всех людей противоположного пола. Поэтому необходимо прослеживать взаимоотношения, чтобы выяснить: кто чей Анимус, и кто чья Анима?

Следует отметить, что в сказках все три Архетипа роста души присутствуют всегда. Они же, наряду с Эго, являются главными героями всех сказочно-мифологичеких сюжетов, имеющихся в мировой

Самость — это внутренняя вечность человека. Выглядит как прекрасная мандала, спроецированная от самой жизни, словно это красивый и неповторимый сгусток бесконечности. Она является самой уникальностью человека.

Самость — это свой почерк во всём, можно сказать, что самость и есть настоящая подлинность.

Самость — это очень мощный конгломерат психологических сил, связанных непосредственно с силами природы. Естественное бессмертие живёт именно там. Всё в человеке направлено на достижение контакта с самостью. Из самости к нам приходят сны, потому что самость находится в постоянном синтезе истины и никогда не оставит человека в покое, потому в самости находятся самые важные для человека ипостаси счастья: дело жизни, тотальное здоровье и счастливые отношения и многое, многое другое.

Истина, из которой состоит самость, выходит далеко за рамки человеческого понимания, потому что это внутренний безграничный космос, к встрече с которым, к сожалению, почти никто не готов. Более того, всё в человеческом обществе построено так, чтобы исключить контакт с самостью, и в этом даже преуспевают те, кто назвал себя помогающими специалистами. Самость правдива, огромна, непредсказуема, невероятно красива и находится за рамками методов. Всё, что могут делать люди, это с благоговением давать ей дорогу, а не объяснять её. Традиционно же человеческой психикой назвали Эго, которое исторически заменило высшее Я на земное смертное Мы. Эго хорошо изучать, потому что Эго базируется в нервной системе, и его можно пощупать научно. Но всё же настоящей сутью Эго является быть активной творческой частью самости в материальном мире. Но на сей момент Эго — это мощная подмена человека мусором человеческой истории. Эго — это причина смерти внутри нас.

Самость сильнее смерти, люди, достигшие своего настоящего Я, в нашем мире очень почитаются — это большая удача, доступная тем, кто живёт в духе своего призвания. Но, чтобы пройти дорогу к самости, нужно пройти все человеческие сомнения в вечность жизни, это трудно, но наградой приходит понимание, что смерть — это иллюзия, продиктованная слабостью человека перед вечностью. Настоящим подлинными бытием является только сама жизнь, самость с ней едина и находится за пределами религий и даже самой концепции Бога.

Мир самости хорошо проявлен в природе, в людях, наполненных покоем, в учениях о нравственности, в древних символах. Там, где покой, можно ощущать дыхание самости. Всё, что люди хотят на самом деле — это слияние со своей самостью, потому что в этот момент кончается игра в смертное, и жизнь становится управляемой, человек становится глубоким, и одарённым, и абсолютно непротиворечивым обычной человеческой жизни, вдобавок всё вокруг такого человека словно оживляется. Но в основном люди находят контакт с ней только после смерти.

Наградой человеку, пришедшему к самости, является полное отождествление себя с непрекращаемой жизнью. Это буквально жизнь в своей большой собственной жизни. И только поэтому настоящий смысл жизни человека на земле — это переработка сомнений в вечность.

Человек рождён, чтобы познавать себя в природе вселенной, это доказано опытом бесконечных тяжёлых судеб, войн, бессмысленности, бедности, изнурения от тяжёлой работы, болезней и всей человеческой историей. Сколько ещё нужно доказательств человеку, что такая жизнь не имеет смысла! Смысл только в том, чтобы быть вечным и живым, это истинный капитал человека.

Всё подлинное человеческое в человеке начинается с самости. Человек с самостью просто живой без боли и сомнений!

Контакт с самостью помогает обрести предназначение и, не сомневаясь, пройти свой путь в этой жизни, наполняясь смыслом и истиной — это делает человека человеком.

Оцените статью
Добавить комментарий