Самосознание

Венцом развития сознания является самосознания, которое позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе.

Самосознание возникает в ходе развития сознания личности. Сознание и самосознание взаимообусловлены: чем выше уровень сознания человека, тем выше уровень его самосознания, и наоборот. С расширением представления человека о внешнем мире, расширяется его самосознание.

Самосознание – осознание человеком самого себя, своего отношения к природе и к другим людям, своих действий и поступков, своих мыслей, переживаний и разных психических качеств. Это процесс, с помощью которого человек познает себя и относится к самому себе.

Развитие самосознания человека проявляется в: самонаблюдении; критическом отношении к самому себе; оценке своих положительных и негативных качеств; ответственности за свои поступки.

Главная функция самосознания – сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле, оценить себя. Если оценка окажется неудовлетворительной, то человек может либо заняться самоусовершенствованием, саморазвитием, либо, включив защитные механизмы, вытеснить эти неприятные сведения, избегая травмирующего влияния внутреннего конфликта.

Только благодаря осознанию своей индивидуальности возникает особая функция – защитная: стремление защитить свою индивидуальность от угрозы ее нивелирования.

Самосознание характеризуется своим продуктом – представлением осебе, «Я-образом» («Я концепцией»).

Методика: тест «Кто Я» (М. Кун).

Обладая сознанием, человек выделяет себя из окружающей среды и осознает свою индивидуальность, формирует свой «Я-образ», заключающуюся в совокупности представлений человека о самом себе, об окружающей действительности и своем месте в этом обществе.

«Я-образ» является ядром системы саморегуляции человека. Всю воспринимаемую информацию об окружающем мире человек преломляет

через свою систему представлений о себе и формирует свое поведение исходя из системы своих ценностей, идеалов и мотивационных установок.

Мерилом для человека в его отношении к себе являются, прежде всего, другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление человека о себе, делает его более многогранным. Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений человека о себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих.

Осознание себя в качестве устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая, независимо от меняющихся ситуаций, способна при этом оставаться сама собой. Ощущение человеком своей единственности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: помнит о прошлом, переживает настоящее, обладает надеждами на будущее. Непрерывность таких переживаний и дает человеку возможность интегрировать себя в единое целое.

В онтогенезе самосознания можно выделить два основных этапа: на первом этапе формируется схема собственного тела и формируется «чувство Я». Затем по мере совершенствования интеллектуальных возможностей и становления понятийного мышления самосознание достигает рефлексивного уровня, благодаря чему человек может осмысливать свое отличие в понятийной форме. Поэтому рефлексивный уровень индивидуального самосознания всегда остается внутренне связанным с аффективным самопереживанием (В. Зинченко). Исследования показали, что самоощущение контролируется правым полушарием мозга, а рефлексивные механизмы самосознания – левым полушарием.

Каждому человеку известно, что он обладает сознанием, т. способностью осознавать окружающий мир и себя – или самоосознавать.

Сознавание себя как некой физической сущности, которая обладает формой и другими характеристиками и может становиться предметом самооценки и суждений других людей, сопровождает человека на протяжении всей жизни. Оно развивается на основе физиологических ощущений и впечатлений, испытываемых организмом еще на самых ранних стадиях его существования.

Самосознание личности это совокупность ее представлений о себе, выражающая в Я-концепции, и оценка личностью этих представлений – самооценка. С точки зрения психологического анализа самосознание представляет собой сложный психический процесс, сущность которого состоит в восприятии личностью многочисленных образов самой себя в различных ситуациях деятельности и поведения, во всех формах взаимодействия с другими людьми и в соединении этих образов в единое целостное образование понятие Я, собственной индивидуальности. «Объектом самосознания служит не действительность, а собственная личность как субъект деятельности» – пишет В. Мерлин.

Рубинштейн в работе «Сознание и его границы» (1989) пишет, что самосознание ребенка – это этап в развитии сознания, подготовленный развитием речи и произвольных движений, ростом самостоятельности. Он выделяет несколько последовательных моментов становления самосознания в онтогенезе: овладение собственным телом, возникновение произвольных движений, самостоятельное передвижение и самообслуживание. Самосознание ребенка с раннего возраста развивается в плане постижения своего Я в прошлом, настоящем и будущем. Некоторые авторы (Л. Божович, Л. Выготский, И. Кон, М. Кун) считают, что самосознание появляется лишь в подростковом возрасте.

Считается, что одним из первых к исследованию самосознания подростка обратился Л. Выготский. Самосознание подростка он рассматривает не только как феномен его личности и сознания, а как особый временной момент развития личности – от самопознания к самоотношению и саморегуляции.

В процессе развития личности самосознание все более усложняется, и по мере увеличения числа образов формируется интегрированный, глубокий и адекватный образ собственного Я. Лэнг пишет, что самосознание включает в себя осознание себя самим собой и осознание себя как объекта наблюдения кого-то другого. Самосознание развивается по мере того как ребенок становится личностью, сознательно выделяющей себя из мира других людей. В общей структуре личности самосознание выступает как сложное интегративное свойство ее психической деятельности. С одной стороны, оно как бы фиксирует итог психического развития личности на определенных этапах, а с другой – выступает в качестве внутреннего регулятора поведения. Самосознание влияет на дальнейшее развитие личности и, являясь одним из необходимых внутренних условий непрерывности этого процесса, устанавливает равновесие между внешним влиянием, внутренним состоянием личности и формами ее поведения.

По образному выражению А. Леонтьева, личность «рождается дважды»; обратимся ко «второму рождению личности» а именно к самосознанию. Самосознание можно определить как отношение личности к себе, что тесным образом связано со стремлением усовершенствовать себя. Отсюда вытекают следующие функции самосознания: познание себя, усовершенствование себя и поиск смысла жизни.

Традиционно самосознание как вершина человеческой психики включает следующие три тесно взаимосвязанных компонента: самопознание, самоконтроль (или саморегуляцию), самосовершенствование.

Самопознание, в свою очередь, складывается из самонаблюдения и самооценки. Наиболее полно временная динамика самосознания проявляется в самооценке – одном из ключевых личностных образований самосознания.

Интересной представляется предложенная (в результате анализа различных точек зрения на структуру личности и ее самосознания) одной из последовательниц школы Д. Узнадзе, А. Налчаджян, следующая обобщенная схема:

• Я, центр личности и ее самосознания, причем ее структура находится на сознательно-подсознательном уровне;

• Я-концепция или самосознание – это общая структура самосознания;

• ситуативные или оперативные Я-образы;

• свойства личности (черты характера, способности и т.

Вся структура центрирована вокруг Я. Познавательные процессы составляют отдельный «блок» психики. Центральное Я личности через устойчивые структуры Я-концепции управляет этими процессами, регулирует их, направляет на познание себя и окружающего мира. Другие «блоки» – чувства и установки, программы действий, умения и навыки. Активность самосознания личности выражается в виде ситуативных Я-образов, «окружающих» центральное Я и его Я-концепцию.

Относительно самосознания А. Налчаджян пишет, что в его структуре можно выделить несколько разновидностей элементов:

• элементы самосознания, относящиеся к схеме тела личности;

• элементы настоящего (реального) Я;

• элементы идеального Я и др.

Таким образом, мы видим, что проблема самосознания в современной психологической науке рассматривалась с разных позиций. Общим для всех них является выделение самосознания в отдельную область при изучении личности, а также очевидность того факта, что самосознание является необходимым условием существования личности.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что в структуре самосознания личности развиваются и функционируют три образования: образ себя, самооценка и самоотношение. Учитывая, что незавершенность учения о личности очевидна, рассмотрим далее краткую историю развития идей о личности.

Самосозна́ние — сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий.

В психологии самосознание понимается как психический феномен, осознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ-Я». « Ребёнок далеко не сразу осознает себя как Я; в течение первых лет он сам сплошь и рядом называет себя по имени — как называют его окружающие; он сначала существует для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект»

Развитие самосознания. Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. Однако, зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание «Я» — примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.

Стадии (или этапы) развития самосознания: Открытие «Я» происходит в возрасте 1 года.

К 2-м 3-м годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко осознаёт себя как деятеля. К 7-и годам формируется способность оценивать себя (самооценка). Подростковый и юношеский возраст — этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. Завершается период формирования социально-нравственных оценок.

На формирование самосознания влияют: Оценки окружающих и статус в группе сверстников. Соотношение «Я-реальное» и «Я-идеальное». Оценка результатов своей деятельности. Компоненты самосознания

Компоненты самосознания по В. Мерлину: сознание своей тождественности; сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала; осознание своих психических свойств и качеств; определенная система социально-нравственных самооценок.

Функции самосознания. Самопознание — получение информации о себе. Эмоционально-ценностное отношение к себе. Саморегуляция поведения.

Значение самосознания. Самосознание способствует достижению внутренней согласованности личности, тождественности самому себе в прошлом, настоящем и будущем. Определяет характер и особенности интерпретации приобретённого опыта. Служит источником ожиданий относительно себя и своего поведения.

В рамках социальных наук также используют термины «национальное самосознание», «этническое самосознание», «классовое самосознание», обозначающие осознание членами группы наличия данной группы, её особенностей и целей в социальном мире.

В философии самосознание есть осознание сознанием самого себя, рефлексия сознания относительно себя. Самосознание одновременно понимается и как акт (деятельность) рефлексии сознанием себя и как результат этой рефлексии — знание себя. Самосознание является условием того, что сознание сохраняет себя во времени — удерживает себя как одно и то же сознание. При этом говорят о единстве самосознания. В свою очередь единство самосознания является условием всякого единства в мире (см. Кант). В строго философском смысле сознание есть всегда — оно не может ни начаться, ни прекратиться, поскольку в строго философском смысле оно понимается как само условие конституирования мира, как сам способ бытия и данности мира. Соответственно этому самосознание понимается как лежащее в основании всякого сознания единство субъекта.

Самосознание личности – это осознание человеком самого себя как отличного от других людей и мира. Это восприятие собственной уникальности и независимости, цельности. Оно включает в себя следующие компоненты: понимание человеком своих потребностей, желаний, мыслей, эмоций и мотивов, а также понимание индивидом специфики его отношений с миром и самим собой. Основой знания о себе является самопознание.

Разберем подробнее, что такое самосознание кратко, понятно и простыми словами. А также определим, как оно связано с развитием личности, и затронем теорию самосознания из философии, определим его структуру, содержание, свойства, уровни и формы.

  • Что такое самосознание
  • Уровни
  • Структура самосознания
  • Функции самосознания
  • Формы
  • Как формируется самосознание
  • Развитие самосознанияОшибки в развитии самосознания
  • Ошибки в развитии самосознания
  • Заключение

Что такое самосознание

Что значит самосознание? Дословно это можно перевести как «знание себя» или «знания о себе». Термин пришел из философии. Уже нельзя сказать точно, кто ввел это понятие, но в психологии его связывают с именем Л. Выготского. Вот что автор называет знанием о себе: «осознание человеком себя как индивидуальности, направленность сознания человека на самого себя: на собственное тело, потребности, чувства, поведение».

Объясним простыми словами понятие самосознания, дадим определение из психологии, обозначим основные характеристики. В психологии знание личности о себе – это осознание субъектом себя как отдельной единицы, личности, участника общества и понимание своего места в мире.

Из каких частей состоит знание человека о себе? Из осознания и оценки человеком своих мыслей, поведения, желаний. Оно связано со многими другими «само»:

  • самооценка;
  • самоуважение;
  • самоценность;
  • самопомощь;
  • самоанализ;
  • самореализация и т.д.

Знание о себе основано на принятии человеком себя и осознании своей уникальности. От этого, в свою очередь, зависит поиск предназначения и самоопределение в жизни, убеждения и ценности личности, мировоззрение. Знание о себе помогает человеку оценить перспективы дальнейшего развития в жизни.

Определения самосознания из других наук практически не отличаются:

  • В обществознании определение звучит так: «это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. А также это осознание себя как личности, способной принимать решения и нести за них ответственность».
  • В философии определение сформулировано так: «это осознание, оценка человеком своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как чувствующего и мыслящего существа, как автора деятельности. Это самосознание души.

Разберем особенности знания о себе. Восприятие человеком самого себя влияет на то, как складываются отношения субъекта с обществом. Но в то же время общество влияет на формирование самосознания личности.

Итак, в чем же проявляется социальная обусловленность самосознания? Разберем на примере. До 6-7 лет у ребенка еще не развито критическое мышление, поэтому вместо самооценки он ориентируется на оценку взрослых. С их слов ребенок определяет, какой он. Если родители убеждают его в том, что он плохой и недостойный, то ребенок вырастает с такой установкой. В будущем, выстраивая отношения с социумом, он придерживается именно этого убеждения, а потому ему попадаются плохие люди, манипуляторы, тираны.

Пример проявления самосознания из жизни: человек понимает, что для продвижения по карьерной лестнице ему не хватает усидчивости и мотивации. Он начинает анализировать, почему не хватает мотивации, сравнивает свои действия с моделями поведения успешных людей. В итоге он составляет план по развитию в себе нужных качеств и в скором времени добивается успеха.

Интересно! Иногда знание о себе называют способностью человека отделять и выделять себя из всего, что его окружает.

Уровни

Знание о себе предполагает формирование у человека Я-концепции – устойчивой системы представлений о себе. Это продукт самосознания. В Я-концепции можно выделить три уровня, их же называют уровнями самосознания:

  • познавательный – представления человека о самом себе как личности, индивидуальности, познание и принятие всех своих особенностей;
  • оценочный – чувство самоценности, собственной значимости, в том числе осознание человеком значимости и ценности его профессии, внешних особенностей, характера;
  • поведенческий – поведенческие установки и отношение человека к собственной личности.

Эти элементы можно считать структурой самосознания. Однако в психологии в качестве структуры принято рассматривать другую систему.

Структура самосознания

Что входит в структуру самосознания? В структуру самосознания личности входят следующие элементы:

  • Когнитивный компонент или самопонимание. Это познание человеком самого себя и разработка Я-образов. Обычно выделяют четыре: Я-реальное (какой человек есть), Я-идеальное (каким хотел бы и может быть), Я-фантастическое (каким мечтает быть, если бы у него не было никаких ограничений) и Я-зеркальное (каким человека видят окружающие по его мнению).
  • Эмоционально-оценочный компонент или самоотношение. Принятие или непринятие себя, уверенность или неуверенность, чувство самоценности или обесценивание себя – все это и подобное входит в этот элемент. В общем, это эмоциональное и оценочное отношение человека к самому себе: самооценка, самоуважение, самопринятие. Оно формируется на базе общественных норм и стереотипов, стандартов. А также на основе сравнения человеком себя с другими людьми.
  • Поведенческий компонент или саморегуляция. Это стремление вписаться в общество, быть принятым и понятым, соответствовать его нормам, стать уважаемым лицом и ценной единицей.
  • Самоактуализация. Этот компонент обеспечивает реализацию и саморазвитие человека. Признаки здоровой самоактуализации личности: жизнь «здесь и сейчас», занятие любимым делом, беспрерывное саморазвитие, открытость новому, честность с собой и другими, ответственное и осознанное отношение к жизни, уверенность в себе.
  • Уровень притязаний. Это желание покорить такие цели, которые находятся чуть дальше, чем зона актуального развития, то есть чуть сложнее того, что уже покорилось человеку.

Согласно другим источникам, главные компоненты самосознания выглядят так:

  • Самопознание (интеллектуальный аспект). Формируется через самонаблюдение и самооценку.
  • Самоконтроль (саморегуляция). Обусловлено самооценкой. Чем устойчивее и адекватнее самооценка, тем выше уровень самоконтроля.
  • Самосовершенствование. Работа с Я-образами.

Формирование подструктуры связано с уровнем развития самосознания. Проанализируем структуру через схему:

Обратите внимание! Знание о себе – это один из этапов развития сознания. А сознание – это способность человека субъективно переживать и трактовать события внешнего и внутреннего мира.

Функции самосознания

Какие функции и роли выполняет знание человека о себе? В психологии принято выделять следующие функции самосознания:

  • Функция развития и самосовершенствования. Потребность в самореализации толкает личность на путь позитивных изменений, превращение Я-идеального образа в Я-реальный.
  • Экзистенциальная функция. Самосознание помогает человеку найти смысл и цель жизни.
  • Регулятивная функция. На основе своего самосознания человек выстраивает отношения с социумом, регулирует и организует свое поведение, деятельность.
  • Интегративная функция. Человек ищет баланс между личным и общественным, внутренним и внешним миром.
  • Защитная функция. Несмотря на стремление к позитивным изменениям, человек в то же время борется за сохранение привычного образа Я. В жизни это выглядит, например, как отстаивание личных границ.

Функции самосознания проявляются как по отдельности, так и вместе.

Какую роль играет система знаний о самом себе в жизни человека, становлении его личности? Главную. Чем лучше человек понимает и знает себя, тем эффективнее он выстраивает свою жизнь. Знание о себе дает возможность работать над собой, развиваться, самосовершенствоваться.

Формы

Знание личности о себе – это система представлений человека о самом себе, своих психических и физических состояниях. Существует несколько форм самосознания.

По типологии В. Миронова формами самосознания являются:

  • Самочувствие. Это осознание человеком своего тела и его места, участия в мире.
  • Самоидентификация. Отнесение человеком себя к какой-либо социальной или культурной группе.
  • Личностное знание о себе. Человек осознает себя как кого-то похожего на других людей, но в то же время отличного от них. Вместе с этим приходит осознание свободы действий и ответственности за них. На фоне этого в работу включается самоконтроль и самооценка.

Иногда эти формы называют уровнями самосознания человека. Первая форма – низший уровень, третья – высший.

Кроме форм в психологии принято выделять виды или типы самосознания:

  • Общественное или социальное. Это комплекс коллективных убеждений, представлений об обществе в определенный период времени.
  • Частное. Это осознание человеком отдельных аспектов себя. Например, когда субъект смотрит в зеркало и видит свое лицо.
  • Нравственное. Это система моральных образов и идеалов, к которым стремится человек.

Все типы тесно связаны между собой.

Как формируется самосознание

Проблема самосознания сложная. В психологии ее рассматривают с разных сторон. Например, изучают становление знания о себе соответственно возрастным изменениям человека.

Как формируется самосознание по мере взросления человека (этапы развития знания о себе):

  • От 0 до 1 года. Возникает зачаточное знание о себе. Ребенок понимает, что он существует. Первый уровень развития самосознания характеризуется осознанием биологических потребностей: в еде, воде, уходе.
  • От 2 до 3 лет. Аллопсихическое знание о себе. Ребенок начинает видеть в себе самостоятельную личность, отделять свои действия от действий других людей.
  • От 4 до 7 лет. Формируется самотопсихическое знание о себе, то есть ребенок уже может оценить, понимает и распознает свои физические состояния, эмоции, чувства.
  • От 8 до 17 лет. Формирование самосознания заканчивается. У юноши возникает устойчивая система представлений о самом себе.

В дальнейшем знание о себе не формируется, а видоизменяется. Таким образом, самосознание личности в основном складывается к 17 годам.

Что влияет на формирование самосознания? На формирование знания о себе влияет значимое окружение, общество в целом, оценка субъекта другими людьми, статус в группе сверстников, оценка человеком самого себя, соотношение образов Я-реального и Я-идеального.

А вот, в чем состоят предпосылки формирования самосознания:

  • сознание человеком своей схожести с другими людьми;
  • сознание своего Я как активного начала;
  • сознание человеком своих психических свойств и качеств;
  • формирование системы социально-нравственных установок.

Выготский полагал, что развитие структуры самосознания происходит по схеме, близкой к развитию высших психических функций.

Развитие самосознания

Развитие самосознания человека начинается с рождения и продолжается всю жизнь. Представим тезисно план развития самосознания:

  • осознание ребенком самого факта своего существования (на физическом уровне через ощущения, осознание себя в своем физическом теле);
  • выделение ребенком себя из окружающего мира, общества;
  • осознание ребенком своих эмоций, чувств и желаний;
  • развитие самооценки (оценка действий, поступков, поведения, личных качеств);
  • способность определять психические состояния, распознавать чувства и мотивы;
  • осознание достоинств и недостатков и других индивидуальных особенностей, разработка образов Я-реального и Я-идеального;
  • формирование чувства самоценности, которое не зависит от внешних обстоятельств.

В классификации отечественного психолога и философа С. Рубинштейна выделены такие этапы развития самосознания человека:

  • интерес к телу и овладение им;
  • освоение произвольных движений;
  • обучение самообслуживанию;
  • восприятие своего Я через призму прошлого, настоящего и будущего;
  • формирование самосознания, его принятие человеком.

Знание о себе формируется через самопознание и самоанализ. А также люди познают себя через общение с другими людьми. Причем это первый фактор, влияющий на становление самосознания. До трех лет дети не распознают себя как отдельного уникального человека. И только с трех лет человек начинает отстаивать свою уникальность, искать баланс между ней и схожестью с другими людьми. Пик поисков приходится на подростковый возраст.

Признаки развитого самосознания:

  • осознание себя как активного существа или чувство деятельности;
  • ежеминутное ощущение внутреннего единства, целостности;
  • осознание идентичности;
  • осознание уникальности.

Эти же критерии помогают оценить развитость знания человека о самом себе.

Ошибки в развитии самосознания

Процесс формирования самосознания можно определить как кризис идентичности – поиск человеком своего предназначения, места и роли в обществе. Если кризис разрешается неблагополучно, то есть, у человека не формируется здоровая Я-концепция, самооценка и другие элементы самосознания, то возникают следующие отклонения:

  • человек избегает близких отношений, самоизолируется от общества, замыкается в себе;
  • человек отказывается взрослеть, боится любых перемен;
  • человек неадекватно воспринимает время (искажена хроноцепция);
  • человек не может определиться в жизни, растрачивает свои силы и потенциал на множество маловажных дел и сомнительные виды деятельности;
  • человек не принимает себя, выбирает негативные примеры для подражания.

Кроме этого, ошибки в процессе формирования знания о себе приводят к зависимости от чужого мнения, искаженному восприятию человеком своей внешности или внутреннего мира. В особо запущенных случаях развиваются психические расстройства.

Заключение

Таким образом, под самосознанием понимают определение человеком самого себя как активной и отдельной единицы. В психологии знание о себе рассматривают и как процесс, и как результат. Если говорить о нем как о результате, то это понимание человеком своей уникальности, создание образа Я. Если рассматривать феномен как процесс, то речь идет об осознании человеком себя как активного участника социума, независимой и уникальной личности, но в то же время это осознание человеком своей идентичности с другими людьми, миром.

Знание о себе – это динамичная система. Каждый день в ней происходят изменения. И это продолжается всю жизнь. С каждым годом структура самосознания все больше усложняется. И в итоге у человека формируется все более глубокий, осознанный, собирательный образ Я. Для чего человеку необходимо знание о себе? Чтобы быть здоровым и успешным, гармонично выстраивать отношения с окружающими.

Приветствую Вас, друзья!

Далеко не все люди правильно понимают, что такое самосознание, несмотря на то, что это слово знакомо каждому человеку, и многие используют его в самых разных смыслах. В психологии данным термином описывают совокупность представлений человека о себе, своем физическом теле, своей психике, своём текущем состоянии и о том, как он выглядит со стороны. Самосознание формируется в детстве, когда ребёнок начинает задумываться о том, как окружающие воспринимают его и совершаемые им поступки. Сегодня мы подробно разберём, что такое самосознание, как оно формируется и как устроено.

Что такое самосознание?

В психологии термином «самосознание» называют восприятие человеком собственной личности – то, как он видит своё место в обществе и мире, то, как оценивает собственные поступки, а также то, как в его понимании его поступки воспринимаются окружающими. Также в это понятие входит восприятие собственных эмоций, потребностей, целей, мотивов и собственной роли в обществе.

При этом сознание является одновременно и объектом для познания, и познающим субъектом. Человек наблюдает за собой, оценивает нравственность собственных поступков и корректирует собственные представления о нравственности и морали. Под влиянием самосознания он осознаёт себя как личность – самостоятельную, но в то же время неотделимую единицу социума.

Самосознание личности в психологии

В психологии не выработано единой концепции понимания самосознания, поскольку оно является сложным и многогранным. В качестве синонимов могут использоваться такие термины как «самоидентичность», «я-концепция» (one’s self-concept), «самость».

Понятие самосознания ввёл в психологию советский психолог и философ Сергей Рубинштейн, описав его как возможность понимать себя и окружающих, воспринимать структуру взаимоотношений между людьми.

Исследования в данной сфере проводил также Лев Выготский, который выяснил, что самосознание начинает формироваться в раннем детстве и окончательно оформляется у подростков в процессе взросления. Он указал на то, что для формирования самосознания необходима способность размышлять, которая у ребёнка формируется примерно к 7 годам. Поэтому дошкольникам очень сложно оценивать любые ситуации с какой-либо другой точки зрения, кроме собственной.

Советский психолог Вольф Мерлин выделяет следующие элементы, определяющие самосознание личности:

  • понимание своих эмоций;
  • осознание себя в качестве субъекта;
  • способность отличать себя от других субъектов;
  • наличие самооценки.

В современной психологии выделяют такие критерии самосознания:

  • социальная и материальная обособленность личности от окружения;
  • осознание контроля над своими действиями и мыслями;
  • попытки примерить на себя качества других людей;
  • способность понимать свои мотивы, желания и потребности;
  • осознание особенностей своего характера и своей личности.

В качестве одного из ключевых пластов самосознания психология рассматривает отношение человека к окружающим. Всего выделяют четыре уровня такого отношения:

  • Эгоцентрический. Отношение к окружающим у человека формируется на основании их отношения к нему. Данный уровень естественен для детей, но нередко встречается и у взрослых.
  • Группоцентрический. Человек положительно относится к своей группе, считает других её представителей «правильными». В зависимости от обстоятельств понимание человеком своей группы может сужаться или расширяться (семья, друзья, коллектив, город, нация, все люди).
  • Просоциальный. Данный уровень отношения подразумевает, что каждый человек представляет ценность, независимо от наличия у него преимуществ и недостатков.
  • Эстохолический. На данном уровне личность рассматривает каждого человека как часть духовного мира. Основными ценностями являются гуманность, милосердие, уважение и терпимость.
Оцените статью
Добавить комментарий