- Самоактуализация в теории Маслоу
- Становление гуманистической психологии
- Сущность самоактуализации. Теория К. Роджерса
- Черты самоактуализированной личности по Маслоу
- Потребность в самоактуализации
- Какая она – самоактуализирующаяся личность?
- Задачи гуманистической психологии
- Ключевые теории
- Теория самоактуализации Маслоу
- Теория личностных черт Олпорта
- Теория личности Карла Роджерса
- Место самоактуализации в иерархии потребностей
- Профессиональная самореализация
- Социальная самореализация
- Самоактуализация в других теориях
- Проблемы самореализации
- Резюме
Самоактуализация в теории Маслоу
После того как потребности в еде, безопасности, уважении и т. удовлетворены, человек, как считает Маслоу, приступает к реализации себя. Всё, что ему необходимо для жизни, он получил, и теперь человек пытается стать тем, кем он может стать, начинает стремиться к воплощению в жизнь всех тех потенций, которые в нём заложены.
Но как определить, самоактуализируется личность или нет? Выявить это можно по ряду характерных черт.
Становление гуманистической психологии
Основоположником данного направления является американский психолог Абрахам Маслоу (автор модели человеческих потребностей, широко известной как пирамида Маслоу). В начале 1960-х годов он возглавлял исследовательскую группу, которая пыталась создать альтернативу фрейдизму и бихевиоризму. Основная претензия к этим психологическим теориям заключалась в том, что они считали сознание человека слишком зависимым от его физиологических потребностей, базовых инстинктов и внешних обстоятельств.
Таким образом, гуманистическая психология была создана как альтернативная концепция, рассматривающая человека как волевую личность, ответственную за собственную судьбу, способную делать свободный выбор, стремящуюся к саморазвитию и самоактуализации, непрерывно меняющуюся и развивающуюся.
Появление гуманистической психологии во многом обусловлено ситуацией, сложившейся в США в послевоенные годы. Традиционная система ценностей была разрушена, в связи с чем возникла сложная ситуация. С одной стороны, люди стремились к искренним отношениям, а с другой – установить такие отношения было гораздо сложнее, чем раньше. И гуманистическая психология стала попыткой осмысления данного кризиса. Стоит отметить, что она оказала влияние на молодёжную контркультуру того времени, а её основные идеи были воплощены в движении хиппи, ориентированном на свободу и раскрытие личности.
Сущность самоактуализации. Теория К. Роджерса
Понятие «самоактуализация» является основным в гуманистической психологии – одном из ведущих направлений современной психологической науки. Впервые использовал его один из основоположников этого направления американский психолог К. Роджерс.
С его точки зрения, в каждом человеке от рождения заложена потребность в самоактуализации, и она является движущей силой всего развития личности. Общество может помогать или препятствовать реализации врожденного потенциала, но не определять его.
У всех людей есть данные от природы способности и возможности, и главная цель любого человека – их максимальное проявление. Это и есть самоактуализация, которая в психологии рассматривается как полное раскрытие потенциала индивида и включение в активную деятельность всех его способностей и талантов. Только в этом случае человек может почувствовать себя полноценной и гармоничной личностью, к этому он должен стремиться.
Процесс самоактуализации не имеет возрастных рамок и длится всю жизнь, так как нет предела совершенству. С точки зрения К. Роджерса, это не только постоянный психический рост, но и развитие личностного потенциала, когда с каждой новой ступенью перед человеком раскрывается все больше возможностей самоактуализации. Поэтому в психологии принято говорить о самоактуализирующейся личности, подчеркивая, что это не завершенный этап, а постоянное саморазвитие.
Человек постепенно формируется как одаренная гармоничная личность, полезная не только для себя, но и для общества. И он не ждет, когда общество будет предъявлять к нему какие-то жесткие требования или предлагать сферы реализации его способностей. В процессе самоактуализации у индивида работают внутренние мотивы и стимулы. Он осваивает новые виды деятельности, получает новые знания и навыки, активно включается в профессиональную и социальную жизнь, потому что такова его природа. Самоактуализирующаяся личность живет очень насыщенно и интересно, так как у нее много увлечений, планов, проектов, задумок, друзей.
Если самоактуализация – базовая потребность любого человека, то почему же масса людей не стремится к ней? На этот вопрос отвечает еще один из основателей гуманистической психологии А. Маслоу.
Черты самоактуализированной личности по Маслоу
В ходе исследований Маслоу выделил черты, присущие самоактуализированным людям:
- Реализм. Самоактуализированные люди, как правило, принимают себя и окружающих такими, какие они есть на самом деле.
- Свобода от влияния моды, актуальных потребностей, общественного мнения, предрассудков, стереотипов и т.д. Самоактуализированные люди имеют собственное мнение, а не безоговорочно подчиняются общественным взглядам.
- Спонтанность, естественность и простота. Если они и проявляют конформные черты, то только на внешнем уровне, и зачастую это сознательный конформизм, к которому прибегают, чтобы избежать конфронтации с обществом.
- Способность находиться в одиночестве. Многие самоактуализированные люди даже нуждаются в уединении: им необходимо побыть наедине со своими мыслями.
- Деловая направленность. Самоактуализированные люди заняты не собой, а стоящей перед ними задачей.
- Устойчивость под воздействием фрустрирующих факторов. Если человек чувствует, что какая-то его потребность не может быть удовлетворена в полной мере, он переживает это относительно спокойно.
- Свежесть восприятия: самоактуализированные люди способны находить что-то новое в том, что им уже давно известно. Они могут смотреть на одни и те же вещи под разными углами. «Замыленный взгляд» – это не про них.
- Чувство общности со всем человечеством. Самоактуализированные люди ощущают, что они причастны к чем-то большему. Но не стоит путать это ощущение с обычной идентификацией с общностью.
- Предельные переживания – моменты интенсивной радости, удивления или восторга. Иначе говоря, развитая чувственная сфера. Такие переживания заряжают этих людей энергией и вдохновляют.
- Дружба с другими самоактуализированными людьми. И, как правило, круг общения таких людей узок, а лишь с немногими друзьями отношения близкие и глубокие. Враждебность в межличностном общении для них нехарактерна.
- Способность учиться чему-то новому у других. Люди, которые действительно стремятся к самореализации, пытаются чему-то научиться у каждого, кто может им что-то дать. Самоактуализированный человек находится в беспрерывном развитии.
- Наличие устойчивых моральных норм. Они могут совпадать или не совпадать с распространёнными догмами, но самоактуализированные люди имеют свои чёткие убеждения.
- Отношение к жизни и самому себе с юмором, здоровая самоирония. Но при этом высмеивание слабых сторон другого человека и прочий низкопробный юмор для них не характерен.
- Отсутствие идентичности со своей культурой и критическое отношение к ней. Они трезво оценивают её положительные и отрицательные стороны. Без квасного патриотизма, но и без несправедливого высмеивания.
- Креативность. Даже если самоактуализированный человек занят не в творческой сфере, он всё равно проявляет свою оригинальность: в мышлении, образе жизни, подходе к решению проблем и т.д.
Конечно, это «идеальный портрет», и самоактуализированная личность может соответствовать не всем перечисленным пунктам.
Потребность в самоактуализации
Одним из внутренних проявлений стремления личностного развития является потребность в самоактуализации.
Согласно концепции К. Роджерса в природе человека заложено качество или явление, которое побуждает его двигаться в направлении прогресса, к зрелости, т. к большей адекватности собственной самости, потенциалу и задаткам, к цельности личности. Роджерс был убеждён, что личностный рост свойственен каждому индивиду. Он утверждал, что даже если стремление к самоактуализации будет наглухо заперто под слоями заржавелых психологических защит, спрятано за мудреными аспектами, отвергающими сам факт его реальности, то все равно оно существует в каждом индивиде и только ждёт момента возникновения благоприятных условий, чтобы проявить себя.
Теория самоактуализации Роджерса основана на его убеждении в заложенности от рождения стремления становиться целостной личностью, способной и компетентной настолько, насколько позволяет потенциал.
По Маслоу потребность в самоактуализации представляет нужду в саморазвитии, потребность в самовыражении, необходимость самоосуществления, стремление к идентичности. Он был убеждён, что процесс самоактуализации является полноценным развитием личности, которое отвечает биологической предопределённости индивида.
Гольдштейн утверждал, что именно способности индивида обусловливают его потребности. Разрабатывая учение о самоактуализации, Маслоу утверждал, что способности личности упорно требуют их использования и прекращают выдвигать свои требования только при условии, что их полноценно применяют.
В соответствии с теорией Маслоу, основной мотивирующей силой, предопределяющей поведение индивида, является сила прочувствованного личностью в её персональном опыте переживания. Процесс самоактуализации также отражается и в гедонизме – наслаждении высшими благами, присущем природе человека. Он воплощается в чувстве глубокой удовлетворённостью жизнью, выражающейся в ощущении цельности и просветлённости. Маслоу называл такие ощущения пиковыми переживаниями.
Ценностная значимость и интенсивность переживаний, которые связаны с ублажением низших потребностей, например, в еде или сне, имеет предрасположенность к понижению с каждым последующим действием по удовлетворению этой потребности. Наряду с этим пиковые переживания, испытываемые личностью в ходе самоактуализации, являются наиболее интенсивными по силе, устойчивыми и обладают большей ценностью для субъекта, в сравнении с переживаниями, возникающими от ублажения низших потребностей. На этом строится вся концепция Маслоу об иерархичности потребностей. Главным постулатом его концепции можно считать утверждение, что стремление к самоактуализации всегда будет преобладать в ранжировании мотивов.
Гольдштейн также утверждал, что здоровый субъект может временно отложить удовлетворение таких потребностей, как еда, интим, ради удовлетворения любопытства или других мотивов.
Маслоу полагал, что для удовлетворения высших потребностей субъект может терпеть лишения, невзгоды, будет идти на жертвы. Нередко ради взглядов и принципов индивид согласен вести аскетический образ жизни. При этом Маслоу делал акцент на фундаментальное отличие между дефицитарной и бытийной мотивацией. Субъект, не удовлетворивший свои основные потребности, ощущающий дефицит, например, в безопасности или еде, будет воспринимать мир в качестве враждебной действительности, которая требует от него мобилизации всех усилий для выживания. В таком мире он привыкает быть побеждённым вследствие чего вся его нравственно-ценностная система подчинена только низшим потребностям. Одновременно с этим самоактуализирующегося индивида уже больше не заботят проблемы выживания, он устремлён к развитию и управляется внутренними потенциями, которые были изначально заложены в нём природой и требуют своей реализации и развития.
По мнению Маслоу самоактуализация человека означает уход по направлению вверх от нужды в ликвидации дефицита. Он подчеркивал, что самоактуализацию человека нельзя рассматривать в качестве состояния нирваны, при котором отсутствуют вообще проблемы. Наоборот, в процессе самоактуализации личность сталкивается с реальными проблемами бытия, которые могут нести разочарование и боль. Выходя за границы собственных возможностей в процессе творческого бытия, самоактуализирующимуся индивиду приходится вступать в борьбу с собой для того чтобы вынудить себя приложить усилия ради очередного шага в собственном бытие.
Наряду с этим Маслоу был убеждён в том, что самоактуализация не может являться конечной самоцелью. Он говорил, что процесс самоактуализации – это напряжённый и кропотливый труд, ведущий к постепенному росту достижений. Также Маслоу указывал на возможность «псевдо-развития» вследствие увиливания от неудовлетворённой потребности. Это происходит тогда, когда личность убеждает себя, что неудовлетворенная высшая потребность в самоактуализации в действительности удовлетворена или её совсем не существует. Однако эта потребность обязательно присутствует в качестве бессознательной силы, призывающей индивида развивать собственный потенциал, выполнять жизненное предначертание, становясь самим собой.
Самоактуализация в качестве цели личности, одновременно будет являться промежуточной и конечной целью. Маслоу был уверен в том, что самоактуализация не представляет собой именно конечное состояние, она является непосредственно самим процессом воплощения свойственного индивиду потенциала в действительность.
Какая она – самоактуализирующаяся личность?
Подводя итоги, давайте разберемся, кого можно назвать самоактулизирующейся личностью? Ну и, возможно, примерим на себя этот образ. Вы точно являетесь таким человеком, если вы:
- открыты миру и позитивно настроены по отношению к нему;
- принимаете реальность и себя как часть этой реальности, не противопоставляя собственную личность другим, не пробуждая в себе злобы, ненависти, зависти, неприятия;
- принимаете окружающих людей такими, какие они есть, не пытаетесь их подогнать под собственные «мерки»; уважаете любого человека вне зависимости от его религии, национальности, социального статуса и точно знаете, что красота мира в его разнообразии;
- увлечены своим делом, которое вам не в тягость, а в радость; вы осознанно сделали свой выбор и выполняете работу, потому что она вам по душе, а не только ради денег;
- четко различаете добро и зло, плохое и хорошее, и не прикрываетесь оправданием, что цель оправдывает средства;
- у вас есть хорошее чувство юмора и желание улыбаться окружающим людям и жизни;
- вы принимаете не только радости мира, но и его проблемы и не прячетесь от них, а решаете в соответствии с вашими принципами.
Как видите, ничего необычного и сверхъестественного в качествах самоактуализирующейся личности нет, и этот путь по силам каждому.
https://youtube.com/watch?v=c_7a7xJWJbY%3Ffeature%3Doembed
https://youtube.com/watch?v=uh8fxF8CHZM%3Ffeature%3Doembed
Задачи гуманистической психологии
С точки зрения гуманистического подхода, задачи психологии должны быть направлены на достижение практических целей, таких как личностный рост и реализация человеческих возможностей. Основная идея заключается в том, что каждый человек может меняться в лучшую сторону, если будет целенаправленно работать над собой.
Если другие направления ориентированы на различные патологии и борьбу с ними, гуманистическая психология ставит своей задачей исследование позитивных душевных качеств и поиск новых путей их развития. Сторонники данного направления не игнорируют негативные аспекты психики, но и не фокусируются на них. Вместо этого в центре их внимания находятся позитивные эмоции и возможность работать с ними.
Основная задача гуманистической психологии заключается в исследовании таких процессов как:
- развитие личности;
- повышение самооценки, осознание своих достоинств;
- поиск призвания, смысла жизни;
- поиск своего «Я».
Ключевые теории
Наибольшее влияние на становление и развитие гуманистической психологии оказали Абрахам Маслоу (1908-1970), Гордон Олпорт (1897-1967) и Карл Роджерс (1902-1987). Рассмотрим подробнее теории, предложенные каждым из этих учёных.
Теория самоактуализации Маслоу
Абрахам Маслоу считал самоактуализацию одной из высших потребностей человека. Значительную часть своих исследований он посвятил изучению здоровых и успешных людей, уделяющих внимание саморазвитию и самоактуализации. Пытаясь понять, что именно отличает успешных людей от остальных, он и создал свою «пирамиду потребностей».
Абрахам Маслоу (1908 — 1970)
Самоактуализация – это стремление к раскрытию своего потенциала, развитию таланта, творческих и профессиональных навыков. Согласно определению самого Маслоу, самоактуализация – это «стремление стать всем тем, чем возможно».
Признаки людей, которым свойственна самоактуализация:
- умение принимать себя и окружающих;
- адекватное восприятие реальности;
- сосредоточенность на задаче;
- потребность в регулярном уединении;
- способность давать свежую оценку;
- способность строить глубокие личные отношения;
- способность отличать добро от зла, цель от средства;
- справедливость в суждениях;
- наличие творческих способностей;
- хорошее чувство юмора;
- самостоятельность, независимость от среды;
- неподверженность конформизму.
В своей теории Маслоу утверждает, что основу личности составляют гуманистические ценности. Но для того, чтоб они проявились в полную силу, сначала должны быть удовлетворены все «низкоуровневые» потребности. Иерархия этих потребностей выглядит следующим образом (от низших к высшим):
- физиологические (сон, еда, питьё, туалет);
- безопасность (защищённое жильё, уверенность в будущем);
- любовь (любить, быть любимым, создать семью);
- признание (быть ценимым и уважаемым в своей социальной группе);
- самоактуализация (развитие и максимальная реализация способностей).
Теория личностных черт Олпорта
Гордон Олпорт известен как автор теории личностных черт, в рамках которой полагается, что у каждой личности есть собственный набор врождённых черт, никак не зависящих от воспитания и процесса социализации. Работая над данной теорией, Олпорт выделил два основных мотива для выполнения активных действий:
- нужда (различные потребности, связанные с поддержанием гомеостаза или устранением напряжения);
- высшие цели (развитие, сопротивление застою, поиск новых задач).
Олпорт определял гуманистическую психологию как «исследование уникальности каждого человека». Он считал, что у каждого индивида есть свой уникальный набор черт, который и характеризует его личность. При этом только 5-10 из этих черт могут являться основополагающими в формировании личности, остальные же остаются второстепенными.
Гордон Олпорт (1897 — 1967)
Согласно теории личностных черт Олпорта, каждый человек – это уникальная личность с неповторимым набором черт. При этом саму личность, по мнению ученого, необходимо рассматривать как саморегулирующуюся целостную систему со стройной внутренней организацией. Также он выделил три фактора, на основании которых формируется личность:
- физическое здоровье и способности;
- темперамент;
- интеллект и знания.
Если физическое здоровье, интеллект и жизненный опыт зависят от множества факторов, то темперамент является врождённым и никак не зависит ни от самого человека, ни от внешних обстоятельств. Таким образом, на формирование личности, согласно теории Олпорта, влияет и наследственность, и среда.
Теория личности Карла Роджерса
В основе данной теории лежит идея ценности и уникальности индивида. Роджерс утверждает, что невозможно создать условия, в которых два человека получат одинаковый жизненный опыт. Соответственно, опыт каждого индивида уникален, а значит, уникальна и его личность. Если человек по каким-либо причинам избегает собственной индивидуальности, пытается уйти или избавиться от неё, это может приводить к неврозам и другим проблемам с психикой.
Карл Роджерс (1902 — 1987)
В рамках своей теории Роджерс полагает, что самооценка формируется как отражение сути личности. В свою очередь самооценка определяет поведение человека в разных жизненных ситуациях, сильно влияя на его текущие возможности. Следовательно, для достижения успеха она должна быть гибкой и подстраиваться под обстоятельства.
Будучи практикующим психотерапевтом, Карл Роджерс нашёл практическое применение для своей теории личности. Он использовал её для создания собственного метода психокоррекции, в рамках которого психотерапевт не навязывает пациенту никаких установок. Вместо этого он общается с ним и подводит его к правильным выводам, которые тот делает самостоятельно.
Место самоактуализации в иерархии потребностей
По мнению А. Маслоу, потребность в самоактуализации находится на самой высокой ступени пирамиды, но она приобретает актуальность только после того, как будут закрыты всех предыдущие потребности. До этого момента человек не стремится раскрывать свой личностный потенциал, а сфокусирован на удовлетворении базовых потребностей. Исследователь сформулировал принцип иерархии потребностей, которые лежат в основе мотивации развития личности. Всего принято выделять пять уровней:
- Физиологический уровень. Потребность в еде, воде, тепле, сохранении здоровья и продолжении рода;
- Уровень безопасности. В данном случае речь идет не только об отсутствии угрозы для жизни и здоровья, но и потребности в спокойствии, уверенности в будущем, наличии интересной работы с хорошей заработной платой или в уютном доме;
- Социальный уровень. Сюда принято относить потребности, связанные с налаживанием коммуникации с другими людьми, установление прочных связей с друзьями, семьей;
- Уровень самооценки. Тут на первый план выдвигается потребность в самоуважении, в принятии себя и гордости за результаты своей работы;
- Уровень самоактуализации. Здесь все внимание приковано к потребностям в реализации творческого потенциала, в достижении гармонии с самим собой, в максимальном выражении собственного «Я».
Профессиональная самореализация
Сегодня особая актуальность проблемы самореализации индивида обусловлена уразумением того, что личностная самореализация являет собой специфический определяющий критерий в формировании личности. Обычно выделяют две наиболее значимые сферы самореализации, к которым относят профессиональную деятельность и реализацию в семейной жизни. Для нынешнего социума вопрос реализации в профессиональной сфере становится ключевым. Требования современности к прогрессивному и преуспевающему человеку довольно высоки. Огромное соперничество на рынке труда, тяжелые социально-экономические обстоятельства жизни обуславливают условия для саморазвития и самореализации.
Саморазвитие и самореализация обусловлены самоопределением и самоактуализацией личности. Самоопределение обеспечивает собственное определение, оценивание себя, способность к сопоставлению поставленных задач, выбранных средств достижения и ситуации действия.
Самоактуализация является в какой-то мере пусковым механизмом выстраивания самореализации. В этом заключается существенное различие самоактуализации от самореализации. Следовательно, под профессиональной самореализацией можно понимать постоянный разновременный процесс формирования потенций индивида в творческой деятельности в течение всего жизненного пути.
Так как самое полное раскрытие задатков индивида происходит только в общественно полезной деятельности, поэтому именно в профессиональной деятельности открываются особенно широкие перспективы для самореализации. Профессиональная деятельность в жизни индивидов занимает практически центральное место. Люди в процессе жизни отдают профессиональной деятельности практически все основное время, весь потенциал и силы. В пределах выбранной профессии формируются способности, происходит карьерный подъем и личностный рост, обеспечиваются материальные основы жизнедеятельности, достигается определенный социальный статус. Следование выбранной профессии, применение профессиональных умений – это один из самых значимых критериев достижения определенного уровня жизненной успешности.
В ходе профессиональной самореализации у субъекта вырабатывается профессиональное мышление, для которого свойственны следующие характеристики:
По степени развитости перечисленных характеристик следует судить об уровне реализованности индивида в профессии.
Тем не менее, не всякое занятие профессиональной деятельностью будет являться сферой самореализации. Так, например, самореализация педагога представляет собой процесс достижения преподавателем практических результатов своей педагогической деятельности благодаря реализации определенных профессиональных целей и стратегий. Не всегда определенная профессиональная мотивация индивида свидетельствует о деятельной самореализации. Также деятельность, осуществляемая, в основном, только вследствие волевого напряжения является довольно энергозатратной и выматывающей, что обычно приводит к эмоциональному «выгоранию». Поэтому профессиональное дело для индивида, стремящегося себя реализовать, должно быть занимательным и привлекательным. Наряду с этим очень важно, чтобы базисом привлекательности являлось понимание социальной ценности и индивидуальной значимости труда. Гарантией успешной самореализации считается превалирование в иерархии ценностей личности значимости труда. Активное самосовершенствование в профессиональной сфере предупреждает возникновение синдрома выгорания.
Саморазвитие и самореализация субъекта в профессиональной деятельности является значимым для личностной приспособляемости и жизненной успешности.
Можно выделить факторы самореализации, включающие личностные качества, которые будут являться общими прогностическими параметрами для профессиональной самореализации. Среди наиболее значимых личностных факторов, способствующих профессиональной реализации, выдвигаются на передний план самоэффективность личности, гибкость ее поведения и неудовлетворенность персональной деятельностью. Непосредственно самоэффективность выражается в способности организовать свою профессиональную деятельность и достигать успеха при взаимодействии с социумом. Гибкость поведения отвечает за эффективные межличностные коммуникации и профессиональное взаимодействие и стимулирует выработку потребности к дальнейшему росту в профессии.
Социальная самореализация
Социальная личностная самореализация заключается в достижении социальной жизненной успешности в таком количестве, в каком хочется конкретному индивиду, а не в соответствии с реальными критериями социальной успешности.
Социальная самореализация имеет взаимосвязь с осуществлением гуманитарной функции, общественно-хозяйственной роли, общественно-политического и общественно-педагогического предназначения или любой другой общественно-значимой деятельностью. А личностная самореализация ведет к духовному росту индивида и обеспечивает на первых стадиях развитие личностных потенций, таких как ответственность, любознательность, коммуникабельность, трудолюбие, настойчивость, инициативность, интеллектуальность, нравственность и др.
Самореализация в жизни непосредственно имеет связь со способностью индивида к эмпатии, проявлению сочувствия, чувства сострадания и с целеустремленностью в качестве уверенности в собственных способностях к достижению результатов. Социальная самореализация у индивида будет выше в том случае, когда у личности будут ярче выражены такие качества, как ответственность в качестве умения индивида брать ответственность за свои деяния на себя, уверенность в собственных потенциях и силах, готовность принять в качестве основы своих действий религиозные нравственные ориентиры.
Стремление к самореализации определяется позицией «Я для других», которая переживается субъектом в качестве актуального или прогнозируемого отношения остальных к тому, каким образом он воплощает в жизнь при их участии или в их присутствии свою индивидуальность, осознающую им как выражение самости.
Социальная самореализация еще не означает социальную успешность, выраженную в карьерном росте, высокой зарплате, мелькании в СМИ. Если личность устремлена к социальному успеху, то она в жизни больше сможет сделать, в частности и для людей. Если личность устремлена к социальной самореализации, она гораздо в жизни довольна и счастлива. Однако не следует противопоставлять социальную успешность и самореализацию – вполне осуществимо сочетать жизненную успешность и ощущать себя счастливым человеком.
Самоактуализация в других теориях
Наибольший вклад в тему самоактуализации внёс Абрахам Маслоу, но стоит вкратце рассказать и о других подходах.
Американский психолог Карл Роджерс считал самоактуализацию той великой движущей силой, которая толкает человека на постоянное развитие. Полное раскрытие личности, по Роджерсу, характеризует:
- открытость опыту;
- способность прислушиваться к себе, а не идти на поводу у окружающих;
- стремление жить полной жизнью;
- высокий уровень творчества;
- ощущение свободы.
Российский психолог Дмитрий Алексеевич Леонтьев утверждает, что самоактуализация — процесс развертывания и созревания изначально заложенных в организме и личности задатков, потенций, возможностей.
Таким образом, самоактуализация рассматривается в двух смыслах:
- Мотив для реализации своих возможностей, полноценного становления личности. То есть самоактуализация – это мотивация к развитию.
- Финальный этап этого становления. Вершина пирамиды, то, к чему приходят после удовлетворения всех насущных потребностей.
Что такое самоактуализация теперь понятно, но как её достичь?
Проблемы самореализации
К сожалению, сегодня следует констатировать тот факт, что проблема личностной самореализации так остается недостаточно изученной и разработанной, так как отсутствует целостная теория самореализации в качестве социального процесса. Однако можно выделить типичные проблемы самореализации, с которыми индивид сталкивается на жизненном пути.
В отрочестве каждый подросток мечтает вырасти и стать крупным бизнесменом или известным актером. Однако, жизнь, социум и даже родители всегда вносят свои коррективы. Ведь современному обществу не нужны тысячи актеров и крупных бизнесменов. Общество для своего прогресса и процветания нуждается в индивидах, виртуозно овладевших рабочими специальностями, в бухгалтерах, водителях, продавцах и др. Вследствие несоответствия желаемого с неприятной действительностью рождается первая проблема самореализации. Вчерашнему подростку, живущему в мечтах, приходится делать нелегкий выбор между делом, которое ему интересно, и прибыльной профессией. Вторая трудность заключается в невозможности после окончания школы правильно определить и выбрать наиболее подходящую область деятельности. Часто многие не понимают, что сферы самореализации могут быть различными. Если взрослый индивид стал профессиональным хирургом, а не известнейшим актером, как мечтал в детстве, то это еще не будет означать, что он не сумел самореализоваться в профессии. Сферы самореализации довольно обширны, индивид может реализовать себя не только в профессии, но и в роли родителя, супруга или супруги, в творчестве и др.
Для того чтобы решить проблему самореализации не следует замахиваться в подростковом возрасте на планирование всей жизни. Также при появлении первых трудностей не нужно сдаваться, менять или продавать свою мечту за хорошие деньги.
После определения с профессиональной деятельностью, перед субъектом возникает следующая проблема самореализации, заключающаяся в его восприятии возможностей своей трудовой и профессиональной деятельности в качестве условия дальнейшего полноценного личностного роста.
Резюме
Потенциал – это внутренние ресурсы, которые, как правило, скрыты от человека. Понимание своих способностей – это важный шаг к достижению целей и открытию новых для себя возможностей. Каждый из нас – личность со своими сильными сторонами. Если вы до сих пор думаете, что у вас нет талантов и вы ничем не отличаетесь от других, то, уверяем вас: это заблуждение. Вы просто еще не раскрыли свой потенциал, не приоткрыли потайную дверцу своей души.
Чем быстрее вы поймете, какие сильные стороны у вас есть, дадите возможность реализоваться своей внутренней энергии, избавитесь от страхов совершить ошибку, быть непонятым обществом, тем быстрее вы разукрасите свою жизнь в те цвета, в которые хотите именно вы.