Рубинштейн с л

Сергей Леонидович Рубинштейн ($1889$ – $1960$) – советский философ, психолог, член-корреспондент Академии наук СССР, лауреат Сталинской премии, основатель кафедры психологии в МГУ и первой в стране организации психологов при поддержке Академии наук СССР.

ФИО:Рубинштейн Сергей Леонидович
Дата рождения:6 (18) июня 1889 г. Место рождения:Одесса, Украина
Знак зодиака:Близнецы
Деятельность:Психолог, философ
Дата смерти:11 января 1960 г. (70 лет)

  • Детство и юность
  • Карьера
  • Начало пути
  • Деятельность во время Великой отечественной войны
  • Послевоенные годы
  • Личная жизнь
  • Достижения

Уникальные работы Рубинштейна – выдающегося ученого, педагога и философа, принадлежат к числу самых весомых в отечественной и зарубежной психологии. Сергей Леонидович обладал аналитическим талантом, интересным научным толкованием идей, способностью вычленять, систематизировать важное. Его исследования принимаются за основу разнообразных научных теорий и в настоящем времени. Ученый прошел нелегкий жизненный путь, полный взлетов и падений. Много трудился, несмотря на слабое здоровье, двигался вперед, навстречу своим идеалам и мечтам.

Важнейший советский психолог С. Рубинштейн выдвинул и разработал ряд ценных методологических и теоретических положений, имеющих важное значение для советской психологической науки.

В книгу включены избранные труды автора. Она состоит из двух частей: в первой помещены статьи разных лет, во второй полностью публикуется монография «Человек и мир», написанная автором в последние годы его жизни.

Жан Пиаже — Избранные психологические труды

В книге отражен более чем тридцатилетний период деятельности Жана Пиаже — одного из виднейших современных зарубежных психологов. В книгу включены две работы, излагающие суть теоретической концепции, построение которой было.

Рубинштейн С. — Основы общей психологии

Классический труд С. Рубинштейна «Основы обшей психологии» относится к числу наиболее значительных достижений отечественной психологической науки. Широта теоретических обобщений в сочетании с энциклопедическим охватом.

Рубинштейн С. — Человек и мир

Монография «Человек и мир» Сергея Леонидовича Рубинштейна был написан вслед за работой «Бытие и сознание» (1957 г. По его словам необходимость в написании этой работы возникла в результате того, что несмотря на то, что труд.

Классический труд Сергея Леонидовича Рубинштейна «Основы общей психологии» относится к числу наиболее значительных достижений отечественной психологической науки. Широта теоретических обобщений в сочетании с энциклопедическим охватом исторического и экспериментального материала, безупречная ясность методологических принципов сделали «Основы. » настольной книгой для нескольких поколений психологов, педагогов, философов. Несмотря на то, что с момента ее первой публикации прошло более полувека, она остается одним из лучших учебников по общей психологии и в полной мере сохраняет свою научную актуальность.

К сожалению, данная книга недоступна в связи с жалобой правообладателя.

Прочитать ознакомительный фрагмент книги

  • Пропедевтический курс общей психологии — Гинецинский В.
  • Проблема соотношения понятий бессознательной и неявной деятельности в основах общего наукоучения Фихте — Пушкарева М.
  • Общая психология — Первушина Ольга
  • Общая психология: конспект лекций — Тарасова Людмила
  • Общая психология: конспект лекций — Дмитриева Н.
  • Общая психология — Дмитриева Н.
  • Шпаргалка по общей психологии — Резепов Ильдар
  • Введение в общую психологию — Гиппенрейтер Юлия
  • Биоритмы или основы альтернативной психологии. Часть 1. — Квятковский Олег
  • Лекции по общей психологии — Лурия Александр
  • Общая психология — Маклаков Анатолий
  • Основы общей экологии — Наумова Л.
  • Общая психология — Шишкоедов Павел

Психологи МГУ:
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я

Психолог и философ, профессор МГУ (с 1942 г. ),
организатор и первый заведующий кафедрой
психологии, а затем отделения психологии (1943) на
философском факультете МГУ им. Ломоносова,
организатор и руководитель сектора психологии в
Институте философии АН СССР (с 1945 г. В течение
ряда лет возглавлял Институт психологии при АПН
РСФСР. В 1947 г. был обвинен в космополитизме и снят
со всех руководящих постов, включая МГУ. Обвинения были сняты в 1953 г.

Философско-психологическое образование
получил в Марбурге (Германия). Область научных
интересов — теория и методология общей
психологии, педагогическая психология,
философия, логика, психология мышления, история
психологии, психология эмоций, темперамента,
способностей. Одним из первых отечественных
психологов сформулировал принцип единства
сознания и деятельности — центральный в теории
деятельностного подхода в психологии (1922). В 30-е
годы содержательно обосновал этот принцип, суть
которого состоит в том, что человек и его психика
формируются и проявляются в деятельности
изначально практической, сформулировал
программу создания психологии на основе
философии марксизма, разработал новые
методологические принципы психологической
науки, в частности, принцип детерминизма («
внешние причины действуют через внутренние
условия» ), создал концепцию психического как
процесса, реализованную в исследовании
процессов мышления его учениками
(А. Брушлинским, К. Абульхановой-Славской и др.

автор одного из лучших отечественных
учебников по общей психологии. Его труд “Основы
общей психологии” был удостоен Сталинской
премии (1942).

Основные научные труды: “Принцип творческой
самодеятельности” (1922), “Основы общей
психологии (1940; 1946; 1989), “Бытие и сознание” (1957),
“О мышлении и путях его развития” (1958),
“Принципы и пути развития психологии” (1959).

Факультет психологии Московского государственного университета имени М. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. Схема проезда. Телефонный справочник.

КатегорииАвторыОтзывыНовинкиРубинштейн С. Книги онлайнСергей Леонидович Рубинштейн (1889—1960) — советский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР (1943, Отделение истории и философии), действительный член АПН РСФСР (1945). Автор фундаментальных учебников для университетов «Основы психологии» (1935) и «Основы общей психологии» (1940, 1946). Первый советский психолог — лауреат Сталинской премии (1942). Основатель кафедры и отделения психологии при философском факультете МГУ (1943), а также первой в стране организации психологов, созданной под эгидой АН СССР — Сектора психологии Института философии АН СССР (1943). В конце 1940-х годов в ходе антикосмополитической кампании в Советском Союзе подвергся критике и был снят с ряда административных постов. Вошёл в первый состав редакционной коллегии журнала «Вопросы психологии». Рубинштейн С. на видеоКниги (4)Бытие и сознаниеНастоящая книга освещает одну из важнейших проблем философской мысли — вопрос о природе психического, сознания в их отношении к бытию, к материальному миру. В книге рассматривается ряд основных проблем теории познания — об идеальном и материальном, о субъективном и объективном и т. В решении ряда проблем, поднимаемых в этом труде, центральное место занимает диалектико-материалистическое понимание детерминизма. Избранные философско-психологические трудыОсновы онтологии, логики и психологии. В издании представлены фундаментальные труды выдающегося русского психолога и философа С. Рубинштейна. В них содержится оригинальная философско-психологическая концепция человека как субъекта, разработанная на основе новаторского принципа детерминизма. Дан анализ многих зарубежных и отечественных, психологических и физиологических теорий. Эта концепция Рубинштейна является существенной частью современной психологической науки. Проблемы общей психологииВажнейший советский психолог С. Рубинштейн выдвинул и разработал ряд ценных методологических и теоретических положений, имеющих важное значение для советской психологической науки. В книгу включены избранные труды автора. Она состоит из двух частей: в первой помещены статьи разных лет, во второй полностью публикуется монография «Человек и мир», написанная автором в последние годы его жизни. Человек и мирРабота «Человек и мир», написанная автором в последние годы его жизни, посвящена «проблеме всех проблем» — месту человека в мире. Страница: 12

КатегорииАвторыОтзывыНовинкиРубинштейн Л. Книги онлайнЛев Семёнович Рубинштейн (19 февраля 1947, Москва, СССР) — российский поэт, публицист и эссеист, обозреватель, общественный деятель. Член Союза российских писателей (1991). Лауреат литературной премии «НОС-2012» за книгу «Знаки внимания». Окончил филологический факультет Московского государственного заочного педагогического института (ныне МГГУ им. Шолохова), долгое время работал библиографом. Был обозревателем в газете «Коммерсантъ» (1995), в журналах «Итоги» (1996–2001), «Еженедельный журнал» (2001–2002), «Политбюро» (2003). Литературой начал заниматься с конца 1960-х годов; в начале 1970-х начал разрабатывать собственную стилистику минимализма. Под влиянием работы с библиотечными карточками с середины 1970-х годов создал собственный жанр, возникший на границе вербальных, изобразительных и перформативных искусств — жанр «картотеки». Один из основоположников и лидеров московского концептуализма (наряду с Всеволодом Некрасовым и Дмитрием Александровичем Приговым). Произведения Рубинштейна переведены на английский, немецкий, финский, французский, шведский, польский и другие языки. Сайт автора: thequestion. ru/account/751/lev-rubinshtein
Рубинштейн Л. на видеоКниги (4)Духи времениРаздел библиотеки: РазноеИзвестный поэт и эссеист Лев Рубинштейн занимает очень необычную позицию в современной российской журналистике: ему досталась редчайшая роль «писателя в журнале» — проницательного и пристрастного хроникера, день за днем наблюдающего и анализирующего социальную эволюцию, которую страна переживает вот уже два десятилетия. Его многолетний труд — попытка зафиксировать и осмыслить перемены общественных нравов, настроений, морали. Сам автор, избегая жестких жанровых обозначений, называет свои тексты просто «прозой», или — более определенно — «прозой нон-фикшн». В этих текстах читатель отчетливо различит приметы и рассказа, и документального очерка, и мемуарного фрагмента, и интеллектуальной рефлексии на события современной истории. За этими текстами маячат духи времени. В книгу вошла проза Рубинштейна, публиковавшаяся в последние несколько лет в журналах «Итоги», «Еженедельный журнал», «Политбюро», «Большой город», «Esquire», интернет-изданиях «grani. ru», «polit. ru», «ej. ru». Скорее всегоРаздел библиотеки: РазноеОдин из основоположников московского концептуализма, поэт, едва ли не самый известный российский колумнист последних лет, Лев Рубинштейн всегда первым высказывается по важнейшим поводам. И каждый раз его едкие и остроумные колонки расходятся цитатами по соцсетям. Рубинштейн как никто умеет видеть мелочи, из которых складывается наша жизнь, и облекать свои наблюдении в слова. Книга Рубинштейна «Скорее всего» — это обновленный и разросшийся более чем в полтора раза сборник его колонок «Духи времени». С тех пор многое изменилось, но глупость и невежество, о которых пишет Рубинштейн, остались неизменными. Значит, это не последний сборник Льва Семеновича. Словарный запасКнига «Словарный запас» представляет своего рода словарь современной политической культуры, в котором статьи поэта и эссеиста Льва Рубинштейна иллюстрируют ключевые понятия общественной жизни сегодняшней России. Целый год. Мой календарьРаздел библиотеки: РазноеПо словам автора, календарь, вещь сугубо прикладная, предельно эфемерная, является яркой и поучительной приметой своего времени, быть может более наглядной, чем объекты так называемой высокой культуры. Он предназначен, чтобы служить год, а при этом имеет свойство застревать в памяти на целые десятилетия. Известный поэт и прозаик Лев Рубинштейн предлагает читателю свой календарь, где каждый день отмечен каким-нибудь сохраненным прихотливой памятью событием, воспоминанием, красноречивой деталью, в которой странно и удивительно преломляется эпоха. Где, казалось бы, заурядные бытовые мелочи вдруг поражают своей неожиданной глубиной и теплотой живой жизни.

Достижения

Рубинштейну удалось создать оригинальную концепцию психики человека. В деятельности личности выделял мотивы, цели, действия, а их регулятором – психическое (чувства, понятия). Занимался исследованием проблем эмоций, памяти, восприятия и речи. Утверждал, что все стороны человеческой личности проявляются в труде, причем, трудности мобилизуют душевные силы личности. На занимаемых управленческих должностях ученый ставил себе целью увеличить популярность психологической науки в СССР, вопреки всем попыткам ее дискредитации.

2007г.

Рубинштейн родился в Одессе 18 июня 1889 года. Родители будущего ученого относились к кругу русской интеллигенции. Отец, Леонид Осипович, являлся именитым юристом и придерживался демократических взглядов, что повлияло на убеждения и образ мыслей его четырех сыновей. Мать, Полина Петровна, с детства прививала детям нравственные и культурные ценности, воспитав высокообразованных людей.

Сергей Рубинштейн (слева) с отцом и братом

Будучи болезненным ребенком, первое образование Сергей получил в домашних условиях, изучая мировую литературу, философию, математику, свободно владел тремя иностранными языками. Одинокое детство, проведенное дома, подорванное от трудной работы здоровье отца, приучили его быть стойким, самостоятельным и решительно преодолевать трудности.

2015г.

О жизни Сергея Леонидовича известно мало. Он был отзывчивым и скромным человеком. Ученый отказался от приглашения руководить кафедрой европейского университета, приехав на родину, заботиться о матери и трех братьях после смерти отца. Черты характера ученого в наибольшей степени раскрылись во время блокады Ленинграда. Например, обладая с рождения плохим зрением, попросил начальника охраны института научить его стрельбе, на тот случай, если гитлеровцы прорвут оборону. А в тяжелые дни делился своим скудным пайком с умирающим от голода аспирантом Лосевым.

Рубинштейн толерантно относился к психологам Александру Лурии, Льву Выготскому, хотя их взгляды на науку не разделял. Ученый охотно приглашал их на свои лекции и конференции. Друзьями его были известный режиссер Сергей Эйзенштейн, физиолог Леон Орбели.

Семейная жизнь не сложилась – все свое время Сергей Леонидович отдавал науке, у него не было ни жены, ни детей. Прожив не безоблачную, насыщенную творческими событиями жизнь, он внес ценный вклад в становление отечественной и мировой науки.

Карьера

Сергею, как человеку еврейской национальности, пришел отказ от царя на просьбу обучаться в российском университете. Поэтому, достигнув 20 лет, он уехал в Германию для получения образования.

Начало пути

В Альма-матер Берлина и Марбурга с 1909 по 1913 годы Рубинштейн освоил социологию, философию, логику психологию. За время обучения, овладел навыком мастерски использовать идеологические конструкты в формате метода научного познания, представив это своей первой диссертацией «К проблеме метода» в 1914 году.

Вскоре, 28 июля 1914 года, вспыхнула Первая мировая война. Рубинштейн, отвергнув предложение занять должность профессора европейского высшего учебного заведения, возвращается в Одессу:

  • С 1917 года – приступает к преподаванию в частных гимназиях.
  • С апреля 1919 года, при содействии Николая Николаевича Ланге, устраивается на работу преподавателем в Новороссийский университет, после кончины Ланге – становится профессором кафедры психологии.
  • 1922 год – после критики психологии как «идеалистической науки» отошел от преподавательской деятельности и принял пост главы Одесской научной библиотеки, активно налаживал связи с научными центрами мира.
  • 1930 год – по предложению М.Я. Басова перебрался в Ленинград, встал во главе кафедры психологии в педагогическом институте им. Герцена, одновременно став заместителем директора Центральной научной библиотеки.
  • 1930 год – журнал Советская психотехника» публикует его работу «Проблемы психологии в трудах Карла Маркса».  На базе положений Маркса, Сергей Леонидович показал идею целостности сознания и труда – в соответствии с закономерностями, человек и его психика совершенствуются только в реальном и постоянном функционировании.
  • 1937 год – минуя защиту диссертации, получил должность доктора педагогических наук.

Необходимо особо выделить создание в 1940 году фундаментальной книги «Основы общей психологии», которая представила собой итог многолетних исследований и достижений всемирной психологии.

Деятельность во время Великой Отечественной войны

Продемонстрировав твердость духа, Рубинштейн добровольно остается в Ленинграде проректором института. Несмотря на слабое сердце, принимает участие в подготовке обороны города, поддержке населения, знакомит командование со спецификой психологии фашизма.

  • С 1 октября 1942 года – эвакуирован в Москву. Возглавил психологический институт Российской академии образования. Приглашает к сотрудничеству А.Н. Леонтьева, А.П. Лаурию, Б.М. Теплова и своих учеников.
  • 10 апреля 1942 года награжден Сталинской премией в группе Философские науки за труд «Основы общей психологии».
  • С 29 сентября 1943 года – член-корреспондент Академии Наук СССР.
  • В этом же 1943 году – возникает идея построения нового института для реализации современных положений психологического познания.

На этом трудном для страны этапе, ученый на базе знаний о нейрофизиологии, занимается задачей восстановления трудоспособности раненых. По его проекту, в Институте философии оборудованы специализированные помещения для научных экспериментов в области психологии с использованием европейской аппаратуры. 10 июня 1945 г. получил орден Трудового Красного Знамени.

Сергей Рубинштейн (в центре) с братьями Николаем и Григорием

Послевоенные год

В этот промежуток времени линия жизни Рубинштейна постоянно изменяется вследствие разных событий:

  • 27 апреля 1949 года – отстранен от должности заведующего кафедрой МГУ – результат кампании по борьбе с космополитизмом. Книги ученого конфисковали из всех библиотек страны.
  • 1954 – реабилитирован.
  • С 1956 года руководит заново основанным факультетом психологии Института философии. Принимает на работу своих новых учеников и проводит испытания в сфере методологии, экспериментальной психологии.
  • 1957 год – знакомит с детерминизмом – ведущим аспектом, решающим задачи психологии в книге «Бытие и сознание».
  • 1957 – поставлен председателем представительства ученых на Международном психологическом конгрессе в Брюсселе, однако, по состоянию здоровья, не смог принять участие.
  • 1959 год – Президиумом АН СССР выбран координатором крупного Всесоюзного собрания по вопросам биологического и социального.

Многочисленные гонения и напряженная работа не могли пройти даром. В 1960 году 11 января Сергей Леонидович скоропостижно умирает. Похоронен ученый на Новодевичьем кладбище Москвы. Спустя 13 лет после его смерти, в 1973 году, опубликован знаменитый труд «Человек и мир», написанный Рубинштейном в 1957 году.

Биография

Рубинштейн воспитывался в интеллигентной еврейской семье. С золотой медалью окончил Ришельевскую гимназию. Университетское образование получил в Германии, сначала во Фрайбургском университете, затем в Марбургском, на факультете философии, учился у неокантианцев Г. Когена и П. Наторпа. Писал и защищал докторскую диссертацию «К проблеме метода».

В $1919$ году Рубинштейн получил место приват-доцента на кафедре философии в Новороссийском университете. К $1921$ году Рубинштейн был избран на должность профессора кафедры психологии. Одновременно с этим Сергей Леонидович руководил Одесской научной библиотекой и вносил большой вклад в развитие библиотечного дела в стране.

Этот жизненны этап является самым успешным в профессиональной карьере Рубинштейна, это «период его становления как психолога». Начало психологической деятельности.

После приглашения Басова М. Я в $1930$ Рубинштейн переезжает в Ленинград и получает кафедру психологии университете им. Герцена. Так же возглавил кафедру педагогической психологии в Государственном университете научной педагогики.

Научные исследования в психологии

С переезда в Ленинград научные исследования Сергея Леонидовича в сфере психологии начали интенсивно развиваться. В этот момент он закладывает основу для крупной научной философско-психологической школы.

В его научные интересы вошли

  • методология и теория общей психологии,
  • психология эмоций
  • психология темперамента
  • психология способностей

Учению Рубинштенйна принадлежит идея о «деятельностном подходе в психологии», центральным принципом которой стало единство сознания и деятельности.

К $1930$ году Рубинштейн окончательно формулирует ядро данного принципа, в котором говорилось, что человек и его психика образуются с помощью деятельности поначалу практической. В программу психологии вошли философия марксизма, новые методологические принципы психологической науки, детерминизм.

Культурный детерминизм психической деятельности человека заключается в том, что формы чувствительности людей определены продуктами культуры, они есть результат культурно-исторического развития. Человеческое сознание обосабливается объективным содержанием культуры, но и субъект участвует в создании культуры, таким образом, субъект культуры соотносится с миром, преобразует его, и при этом формируется сам.

2017г.

Рубинштейн подошёл к идеализму философов, повлиявших на его мировоззрение, критически, особенно к положениям, что «бытие не существует, а полагается мыслью», мысль же «сама порождает все своё содержание», в том числе и содержание бытия, по Когену.

К материализму Рубинштейн относится таким же образом, поскольку он оказывает на научное знание «опустошительным» способом, который не может объяснить феномен сознания.

Рубинштейн особое внимание уделял процессам, которые происходили в области бытия и сознания, и их взаимовлиянию друг на друга. Можно говорить, что Рубинштейн хотел разработать «третий путь» в философии, который бы смог избежать крайности материализма и идеализма.

Бытийный мир был гораздо более обширным и многообразным для Рубинштейна, чем материальный, вещный. Рубинштейн утверждал, что бытие не сводится к объекту, так как содержит в себе и субъективные элементы, а бытие субъекта является изменчивым и находится в зависимости от человеческого творчества и деятельности.

Рубинштейн интересуется «миром человека, который понимается им в качестве ценностно-смысловым измерением, т. культура уже является не только целью, но и как контекст человека и его бытия, сознания

РУБИНШТЕЙН Сергей Леонидович

6 (18) июня 1889, Одесса — 11 января 1960, Москва

Советский психолог, философ, один из создателей теории деятельности в советской психологии

Родился в семье адвоката. Окончив экстерном Ришельевскую гимназию (1908), продолжил обучение в университетах Берлина, Фрайбурга и Марбурга (1908—1913), там же защитил докторскую диссертацию по философии. Отказавшись от предложения занять должность профессора одного из европейских университетов, вернулся в Одессу, где безуспешно пытался возглавить кафедру психологии Новороссийского университета; преподавал психологию, логику и философию в частных гимназиях (1914—1917).

В 1919 благодаря поддержке Н. Ланге избран приват-доцентом, затем заведующим кафедрой психологии (1921—1930) Новороссийского университета (после объединения с Украинским педагогическим институтом — Одесского института народного образования); во время занятия Одессы Добровольческой армией (1920—1921) временно отстранён от преподавания. Читал лекции по логике, математике, теории относительности Эйнштейна, теории искусства, истории философии; вёл семинар по методологии социальных наук, организационную работу в системе народного образования, курсы по педагогической психологии и педологии в одесском Педологическом институте. После критики психологии как «идеалистической науки» фактически отошёл от преподавательской деятельности, заняв должность директора Главной библиотеки Высшей школы Одессы (1922), установил связи с крупнейшими научными учреждениями мира, организовал аспирантуру (1928).

В 1930 по приглашению М. Басова переехал в Ленинград, стал заведующим кафедрой психологии ЛГПИ им. Герцена (1930—1942). Читал курс психологии на кафедре физиологии труда ЛГУ, возглавлял секцию педагогической психологии в Государственном институте научной педагогики, одновременно был заместителем директора Центральной научной библиотеки им. Салтыкова-Щедрина. Зимой 1941/1942 разрабатывал психологические методики выживания в условиях блокады.

В марте 1942 эвакуирован в Кисловодск, затем в Москву. Директор Института психологии (1942—1945; ныне Психологический институт РАО). Создал и возглавил кафедру (1942), затем отделение психологии в МГУ (1943), сектор психологии в Институте философии АН СССР (1945—1949 и с 1959, в 1945—1948 заместитель директора). Приглашал к сотрудничеству многих известных психологов — А. Леонтьева, А. Лурия, Б. Зейгарник, П. Гальперина.

С 1947 в ходе кампании по борьбе с космополитизмом подвергался критике, в 1949 освобожден от руководящих должностей, труды Рубинштейна были изъяты из библиотек. После 1954 реабилитирован; один из основателей журнала «Вопросы психологии» (1955).

На занимаемых административных постах стремился консолидировать научные коллективы, поднять статус психологической науки в СССР, несмотря на попытки её дискредитации — в том числе на «павловской» сессии Академии наук и Академии медицинских наук (1950). В числе учеников С. Рубинштейна — А. Брушлинский, К. Абульханова-Славская и др. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Доктор педагогических наук (1937), лауреат Сталинской премии (1942), член-корреспондент АН СССР (1943), действительный член АПН РСФСР (1945). С 1992 вручается Премия РАН имени С. Рубинштейна за выдающиеся научные работы в области психологии.

Создал оригинальную философско-психологическую концепцию человека, его деятельности и психики: основоположник деятельностного подхода в психолого-педагогической науке, получившего благодаря его работам, а также трудам А. Леонтьева, Б. Теплова, А. Смирнова, Б. Ананьева и др. широкое признание (сам использовал термины «принцип творческой самодеятельности», позднее — «принцип единства сознания и деятельности»). Систему психологии основывал на принципе единства сознания и деятельности; считал, что субъектом этого единства является личность, в её деятельности выделены основные компоненты в их взаимосвязях: мотивы, цели, действия, операции и т. Действие — это «единица» деятельности, а практическое действие — первичная форма мышления. Полагал, что деятельность выступает в качестве поведения, когда в ней главным становится отношение к моральным нормам; «единица поведения» — поступок. С конца 1940-х гг. в деятельности и других видах активности субъекта вычленил в качестве их главного регулятора психическое как процесс в соотношении с его продуктами (понятиями, чувствами и т. ), считая его основным способом существования психического.

Разрабатывал оригинальный общефилософский принцип детерминизма: внешние причины, влияния (в том числе, педагогические) действуют только через внутренние условия, составляющие основание развития. На основе этого принципа разработал систему категорий бытия, человека, субъекта и объекта, материального и идеального, сознания и бессознательного, психического и физиологического; раскрыл различие и взаимосвязь между бытием и объектом, между бытием и материей, показав неправомерность сведения бытия к материи. Занимался исследованиям проблем эмоций, памяти, восприятия, речи и др.

Подчёркивал необходимость замены образования как восприятия готовых результатов и копирования данных образцов «системой, основа и цель которой — развитие творческой самодеятельности». Утверждал, что ребёнок — не просто объект педагогических воздействий, а их активный преобразователь и соучастник, субъект обучения и самообучения. Созданная им и его последователями теория мышления стала методологической основой исследований закономерностей умственного воспитания (усвоения знаний, формирования способностей на основе задатков в процессе деятельности и т. ), помогла обоснованию и внедрению проблемного обучения, а также метода формирующего эксперимента («изучать ребёнка, обучая его»).

Основные труды

◦ Альбуханова-Славская К. , Брушлинский А. Философско-психологическая концепция С. Рубинштейна: к 100-летию со дня рождения. , 1989.

◦ Якиманская И. У истоков педагогической психологии // Советская педагогика. 1989. № 8.

Библиография

≡ Российская государственная библиотека. Отдел рукописей. 642. 1910—1960-е гг.

≡ Личное дело С. Рубинштейна. Музей РГПУ имени А. Герцена.

Ссылки

› Биография С. Рубинштейна

› Научное психологическое общество имени С. Рубинштейна

Оцените статью
Добавить комментарий