Роль это в психологии

Фильм «Джули и Джулия: Готовим счастье по рецепту»

​​​​​​​С точки зрения поведенческого подхода личность есть то, что она делает. Если определенный способ поведения человека имеет смысловой стержень и предсказуемый сценарий, он называется ролью.

Если роль задается социумом, в этом случае чаще говорят о социальной роли.

«Он ведет себя так потому, что он — директор». «Ну что ты хочешь, это же полицейский!»

Если роль создается или выбирается самим человеком, чаще говорится о личностной роли, говорится о личностной модели и личностном образе.

Девушка ведет себя как девушка или как парень? Парень — как мужчина или хлюпик? Мужчина — как руководитель или рассерженный малыш? Женщина — как прислуга или как королева?

В рамках ролевого подхода личность можно рассмотреть как совокупность и динамичное сочетание привычных личностных и социальных ролей, а формирование личности, достижение ею социальной зрелости представить как освоение ею определенных ролей. Личность не просто то, что она делает, а то, что она играет. А играет она либо что-то свое, либо то, что ей задали. Чем более примитивный и более предсказуемый сценарий, тем легче согласиться, что личность — это система ролей, и тем меньше хочется это делать. Чем красивее, сложнее и возвышеннее жизненные сценарии, чем в большей степени это авторские разработки, тем труднее назвать такое поведение ролевым. Практически всегда есть возможность выйти из ненужной вам роли, даже если она уже почти вросла в вас, и всегда есть опасность заснуть, личностно умереть в уже привычных, ежедневных, обязательных для вас ролях.

Вся ли личность сводится к играемым нами ролям? Конечно, нет. Многое в поведение определяется рисунком тела и его функциональным состоянием. Когда в реализацию жизненных сценариев начинают вмешиваться то усталость, то пробуждающиеся гены, когда мотивирующую роль вдруг начинают играть гормоны — бывает, что ломаются самые достойные сценарии.

Мы выбираем роли или роли выбирают нас? — бывает и так, и так. Если вы ленивая массовая личность, то чаще роль выбирает вас, вы не хотите, пытаетесь сопротивляться, но потихоньку сдаетесь. Позже, когда все-таки освоите и освоитесь с новой ролью, постепенно начинаете ею пользоваться уже произвольно, выбирая место и время, выбирая ее или другую роль, выбирая стиль и способ выполнения этой роли. Если вы более активная и более развитая личность, то чаще вы изначально выбираете те роли, которые планируете освоить, и скоро становитесь тем, кем выбрали. Когда вы чувствуете себя уверенно или хотите отдохнуть, вы можете переключиться на автопилот и подчиняться той роли или тем ролям, которые вами управляют.

Личностная роль — понятие богатое. Личностная роль создает определенные ценности, характерную мотивацию, и соответствующий инструментарий. Женщина в роли руководителя смотрит на вас как руководитель, а не как женщина. Женщина в роли стервы чувствует и хочет совсем иного, нежели женщина в роли милашки.

Личностная роль начинается с узнаваемой модели поведения — например, для личностной роли Королевы это готовность быть в центре внимания, отдавать распоряжения в спокойной уверенности, что все распоряжения будут немедленно выполнены. С этим естественно связан определенный образ тела — например, королевская осанка, высокая гордая шея. У женщины в этой роли соответствующее лицо (выражение лица), жесты и манеры: спокойное лицо с внимательными глазами, умные, надежные и нежные руки. С ролью Королевы связаны характерные взгляды на жизнь, верования, ценности и мотивы, к примеру, «Этот мир принадлежит мне, и я о нем позабочусь», а также вытекающие из этого комплекса чувства, культура, образ жизни.

Например, чувства уважение к себе и к людям, культура высокая, образ жизни — свободный, сильный и ответственный.

Первое и главное условие освоение новой личностной модели — выбор, внутреннее согласие человека на это, интерес и желание это делать. Второй шаг — примерка и принятие решения: «Перспективно или не мое». Третий шаг — собственно освоение. Обвыкание, жизнь в новом стиле, гармонизация с другими внутренними личностными образами, выработка привычки

Личностные роли и маски

Маски сковывают и скрывают Я, личностные роли — дают свободу и развивают. При этом в процессе освоения практически любая личностная роль какое время оказывается немного чужой и мешающей маской, лишь со временем становясь удобным орудием Я или даже его естественной частью

Личностные роли и субличности

Личностные роли обычно описывают поле возможностей человека, субличности — поле проблем. О личностных ролях говорят преимущественно в психологии развития, о субличностях — в психотерапевтическом подходе.

Освоение новых ролей как способ развития личности

Освоение новых ролей — естественный способ развития личности, однако то, что было таким естественным в детстве, с определенного этапа взросления начинает вызывать вопросы

Меняя роль, меняем личность и управляем поведением

Меняя свою и чужую личностную роль, мы меняем всю мотивационную ситуацию в целом.

– Ты талантливый, у тебя получится. Подключи, пожалуйста, компьютер!

Все, парень идет и трудится. Что его к этому подвинуло? Лестная роль ТАЛАНТЛИВОГО. Очевидно, что это местная конкретизация более общей формулы: «Ты — настоящий мужчина, ты сможешь это!» По ситуации настоящие мужчины умеют и должны выносить мусор, сходить в магазин, вымыть посуду, заключить выгодный контракт, совершить подвиг и т. А те, кто это помнят, вовремя напоминают об этом тем, кто это знает. Чтобы те все это делали

Психология — это наука, выявляющая и изучающая закономерности возникновения, развития и проявления психики и сознания индивида. Психика является свойством головного мозга, которое обеспечивает людям и животным способность отражать воздействие предметов и явлений окружающего мира.

Предмет и задачи психологии

Психология — это наука, которая, в первую очередь, занимается исследованием психики человека. Психика характерна не только для человека, следовательно, в психологии в любом случае необходимо учесть общность психики животного и человека. Психика отличается многообразием в своих формах и проявлениях.

Человеческая психика включает в себя все сознательное, в том числе ощущения и восприятие, внимание и память, представления и воображение, память и мышление и др. Она состоит из всего того, что составляет субъективный и полностью контролируемый внутренний мир личности, проявляющийся через действия и поступки, взаимоотношения и взаимодействие с другими людьми.

В целом сознание индивида считается высшей стадией развития психики и продуктом общественно-исторического развития, результатом всестороннего совершенствования в процессе труда.

Психология также исследует такие явления, как личность, бессознательное, деятельность, поведение. Бессознательное в соответствии с определением психологии является формой отражения действительности, в процессе которого человек не осознает источники, а отражаемая реальность сливается с переживаниями.

Психологической наукой рассматривается каждый человек в качестве самостоятельной личности, для которой характерны соответствующие индивидуальные и социально-психологические особенности. Личность занимается конкретной деятельностью, которая состоит в совокупности действий, сконцентрированных на удовлетворении его потребностей и интересов. В свою очередь поведение является внешним проявлением психической активности человека. Оно состоит из непосредственных поступков и действий.

Основная задача психологии в качестве науки представлена исследованием объективных закономерностей формирования, развития и проявления психических явлений и процессов. Они представляют собой отражение непосредственного воздействия объективной действительности и взаимодействия людей.

Есть еще ряд других задач, которые ставит перед собой психология:

  • Исследование качественных (структурных) особенностей психических явлений и процессов;
  • Анализ становления и развития психических явлений и процессов;
  • Изучение физиологических механизмов, которые лежат в основе психических явлений;
  • Помощь в планомерном внедрении научных знаний и представлений психологической науки в практическую жизнь и деятельность людей и др.

Роль психологии в жизни общества

В последние годы можно увидеть активное развитие психологии как научного направления. Развивается ее академическое и прикладное направление, что связано с появлением многообразия теоретических и практических задач. В России интерес к психологии очень велик, что характерно для всех отраслей современного общества (например, образование, политика, медицина, спорт, экология, искусство, бизнес и др.

Основная задача психологии — это исследование законов психической деятельности в ее развитии. На протяжении последних десятилетий существенно расширяется диапазон и направления психологических исследований благодаря появлению новых научных психологических дисциплин. Происходит изменение понятийного аппарата психологической науки, разработка новых парадигм, выдвижение новых гипотез и концепций. Теоретическая и практическая психология непрерывно обогащается новыми эмпирическими данными, которые получены в ходе научных исследований. Сегодня также растет потребность в последующей, более глубокой разработке методологических проблем.

Что касается предмета изучения, области явлений, которые изучает психология, то они огромны. Психология рассматривает процессы, состояния и свойства человека, которые обладают различной степенью сложности, начиная с элементарного различения отдельных признаков объекта, воздействующего на органы чувств, и заканчивая борьбой мотивов личности. Некоторые явления и процессы достаточно хорошо исследованы, другие же только лишь находятся на этапе изучения. Здесь имеет большое значение не просто обобщённое абстрактное описание исследуемых проблем, а процесс сопоставления и интеграции накопленных знаний, включая их систематизацию. Конечной целью научного направления считается раскрытие сущности изучаемых процессов и явлений. По этой причине проявляется множество проблем, имеющих методологический характер.

Для общества имеет огромное значение близкая связь психологии с педагогикой. В этой связи особенно наглядно можно увидеть практическое (прикладное) значение психологии. Если педагогика не будет брать за основу знания о природе психологических процессов и явлений, то она может превратиться в простую систему педагогических советов и рецептов, переставая быть подлинной наукой, которая способна оказать эффективную и действенную помощь.

В развитии всех сфер педагогики появляются проблемы, которые требуют тщательного психологического исследования. Учет законов протекания психических процессов, динамика формирования знаний, навыков и умений, природа способностей и мотивов, психического развития человека в целом имеет существенное значение для решения фундаментальной педагогической проблемы. Она состоит в определении содержания образования на соответствующих этапах обучения.

Современная психология располагается на пересечении многих наук, поэтому играет большую роль для общественной жизни. В большинстве своих связей с другими научными направлениями психология сохранила собственный предмет, теоретические принципы и методы.

Роль — образ будущих действий и деятельностей, модель внутреннего и внешнего поведения человека.

Роль собирается из действий, которые человек уже может выполнять, но в собранном виде имеет уже новые качества, давая человеку ранее несвойственный ему статус, права и обязанности, интересы и ценности, голос и манеры. Освоение человеком новых ролей — один из основных механизмов развития личности↑.

Роль может человеку задаваться той или иной функцией в социальных отношениях, роль может быть внушена человеку другими людьми, роль может выбираться человеком самостоятельно. Выбирая свои роли, вы выбираете свои будущие привычки, свое место среди людей, выбираете свою судьбу.

Виды ролей

Основные виды ролей — это личностные и социальные роли. Личностная роль, личностная модель, личностный образ — модель поведения человека, которую человек выбирает сам. Это модель, ответственность за создание или выбор которой возлагается на человека, в отличие от социальной роли, которая задается социумом

Роли в человеческой жизни

Осваивая роль мальчика или девочки, роль ученика или заводилы, ребенок взрослеет. Осваивая новые роли, взрослые люди развиваются. Требуя выполнения тех или иных ролей, одни люди управляют другими. Подсказывая нужную и привлекательную роль, можно незаметно направлять человека в ту или иную сторону. Роли — это инструмент, с помощью которого человек может добиваться того, что ему нужно, прятаться от окружающих или раскрывать себя им, погружать себя в неврозы или помогая себе в развитии

Понятие, виды и характеристики роли

В психологии взаимодействие между людьми определяется ролевыми отношениями. С другой стороны, роли — это индивидуальные личностные характеристики субъектов. Большая часть того, что человек думает и делает, относится к его социальным ролям.

Общество контролирует взаимодействие людей в соответствии с репертуаром их ролей, которые исполняются общающимися людьми. Для каждого индивида в течение жизни предусмотрены самые разнообразные роли: ребенок, школьник, студент, отец или мать, инженер, врач, представитель какого-либо слоя общества и т.

Ролевое обучение нужно для того, чтобы осуществлять:

  • Выполнение обязанностей и пользование правами в зависимости от принятой и выполняемой роли;
  • Приобретение установок, навыков поведения, соответствующих принятой роли, и имеющих адекватный эмоциональный настрой.

Роль с точки зрения социологии и психологии представляет собой совокупность социальных норм, которые общество (группа) побуждают освоить человека. Чаще всего роль определяется в качестве динамического аспекта статуса, перечня реальных функций, которые задает группа своему участнику, системы ожидаемых поведенческих стереотипов для выполнения конкретной работы.

Виды ролей определяют особенности групп, в состав которых включен индивид. В соответствии с общественными отношениями выделяют социальные и межличностные роли. Первые из них относятся к социальному статусу, профессии или виду деятельности (например, преподаватель, школьник, продавец, клиент и т. Также отдельно рассматривают социально-демографические роли (например, муж, жена, дочь, сын). Мужчина и женщина — это тоже определенные роли, которые биологически предопределены и предполагают специфические аспекты поведения.

Межличностные роли в психологии относятся к межличностным отношениям, регулируемым на эмоциональном уровне (например, лидер, кумир семьи и т.

В соответствии с нормами и ожиданиями, которые приписываются той или иной роли, они делятся на:

  • представляемые роли (система ожиданий человека и определенной группы);
  • субъективные роли (ожидания, связываемые человеком со своим статусом, т. е. его субъективное представление о том, каким образом он будет действовать в отношении лиц с другим статусом);
  • играемые роли (наблюдаемое поведение человека, который имеет данный статус, по отношению к другим людям с другим статусом).

Масштаб роли и способ ее получения

Масштаб роли будет зависеть от диапазона межличностных отношений. Так, чем он будет больше, тем большим будет масштаб роли. Например, социальные роли мужа и жены обладают очень большим масштабом, так как между супругами установлен широкий диапазон отношений (им интересны самые разные стороны жизни друг друга). Прочие отношения (например, между продавцом и покупателем) ограничиваются с помощью конкретных действий (в данном случае связаны с покупкой).

Способ получения роли может зависеть от того, в какой мере неизбежной она является для человека. Например, роли молодого человека (мужчины, женщины, старика) способны автоматически определяться возрастом и полом. Достижение других ролей происходит в процессе целенаправленных социальных усилий (например, студент, профессор и т.

Ролевые ожидания и конфликты

Категория «роль» состоит из совокупности ожиданий каждого человека в отношении своего собственного поведения, а также поведения других лиц при взаимодействии в соответствующей ситуации. В любом случае роль обладает 2 аспектами изучения: ролевым ожиданием и ролевым исполнением.

Некоторая согласованность ролевого ожидания и исполнения может служить гарантией оптимального социального взаимодействия. Людям приходится играть различные роли, и они физически не могут отвечать всем предписываемым им требованиям. В этом случае чаще всего можно говорить о проявлении ролевого конфликта.

Ролевой конфликт — это ситуация, при наступлении которой человек, обладающий определенным статусом (ролью), не в состоянии выполнить требования, предписываемые его ролью.

При несовпадении ролевых ожиданий выделяют несколько типов конфликтов:

  • Внутриличностный конфликт, который вызван противоречивыми требованиями (предъявляются к поведению личности в различных социальных ролях);
  • Внутриролевой конфликт, возникающий при наступлении противоречий в требованиях, которые предъявляются к исполнению роли различными участниками взаимодействия;
  • Личностно-ролевой конфликт, возникающий по причине несовпадения представлений личности о себе, включая ролевые функции;
  • Инновационный конфликт, появляющийся в качестве результата несоответствия ранее сформированных ценностных ориентации и требований новых социальных ситуаций.

В процессе решения проблем, возникающих при несоответствии ролевых ожиданий, принято множество способов решения. Один из них относится к структурным изменениям, смене работы.

Социальная роль — это специфический механизм, с помощью которого интересы общества определяют поведение человека в разных ситуациях общения. Социальные роли, требующиеся в конкретных ситуациях общения, вырабатывает общество на протяжении долгих периодов его развития. Это социально одобряемые типы поведения.

Каждый индивид обладает определенным представлением о том, каким образом он будет исполнять ту или иную роль. Разные роли по-разному важны для человека, который всю свою жизнь занимается освоением новых ролей, так как изменения происходят в его возрасте, позиции в семье, профессиональном статусе, межличностных отношениях и т. Овладение широким спектром ролевых моделей поведения способствует развитию человека.

Оцените статью
Добавить комментарий