Ночной режим (бета-версия)
Не буду читать лекцию по теории личности. Только практика. Постараюсь даже объяснения давать лаконичные и систематизированные. В этой статье я расскажу про подход, который называется Рационально Эмоциональная Поведенческая Терапия.
Как вы думаете, душа человеческая – это дебри, в которых разобраться может только гений, или специально обученный человек? Ну что вы! Люди, конечно, сложные создания. Но подружиться с собственными эмоциями, чувствами, реакциями можно и даже нужно. Подружитесь со своими – начнете понимать чужие чувства, что тоже хорошо.
- Что такое Рационально-эмоциональная поведенческая терапия (РЭПТ)
- Подробно про С – следствие
- Подробно про В – веру
- Подробно про А – активирующее событие
- Как оценить эффективность РЭПТ?
- Как проходит РЭПТ?
- В РЭПТ есть цель у клиента и у терапевта
- РЭПТ проходит по схеме
- РЭПТ предсказуема по времени
- Каждая встреча в РЭПТ тоже имеет структуру
- РЭПТ имеет требования
- Самая главная формула РЭПТ
- Как проходит консультирование в РЭПТ?
Что такое Рационально-эмоциональная поведенческая терапия (РЭПТ)
Психотерапия базируется на теории личности. То есть каждый психотерапевт в работе использует какой-то подход (один или комбинацию). Об этом подробнее читайте в статье Сколько консультации надо для результата
Он помогает в 99% случаях, потому что опирается на способность психики здорового человека к самовосстановлению. Надо просо правильно запустить процесс восстановления.
Р- рациональная, то есть основанная на обсуждении, здравомыслии.
Э – эмоциональная, то есть задействующая эмоции.
П – поведенческая, то есть меняющая поведение.
Т –терапия, то есть развивающийся процесс, а не разовое явление.
Сегодняшнее практическое занятие начинаем с главной формулы РЭПТ
Цель рационально-эмоционально-поведенческой психотерапии — перевод пациента в проблемной ситуации с иррациональных установок на рациональные. В этом методе выделяются три ведущих психологических аспекта функционирования человека: мысли (когниции), чувства и поведение. Работа психотерапевта, проводящего такую психотерапию, сводится сначала к выявлению иррациональных установок больного, затем к пересмотру их и после этого к формированию и закреплению у пациента гибких рациональных установок. Этапы психотерапии обозначаются как А, В и С. Первый этап — прояснение характеристик и особенностей патологически значимого для пациента события (Л), в том числе наиболее эмоционально затронувших пациента и вызвавших у него неадекватные реакции. Фактически на этом этапе происходит и личностная оценка события (В). Кларификация позволяет пациенту отдифференцировать события, которые могут и не могут быть изменены. При этом цель психотерапии — не поощрение больного к уходу от столкновения с событием и не изменение его (например, переход на новую работу при наличии неразрешаемого конфликта с начальником), а осознание системы оценочных представлений, затрудняющих разрешение этого конфликта, перестройка ее и только после этого принятие решения об изменении ситуации. В противном случае пациент сохраняет потенциальную уязвимость в сходных ситуациях. Следующий этап — идентификация последствий соответствующего события (С), прежде всего аффективных. Цель этого этапа — определение всего диапазона эмоциональных реакций на событие. Это необходимо, поскольку не все эмоции легко дифференцируются человеком, некоторые подавляются и поэтому не осознаются из-за включения механизмов психологической защиты (рационализации, проекции, отрицания и др. У некоторых пациентов осознание и вербализация испытываемых эмоций затруднены (из-за словарного или поведенческого дефицита). В этом случае психотерапевт может использовать ряд дополнительных приемов: наблюдение за экспрессивно-моторными проявлениями при рассказе пациента о событии и предоставление обратной связи путем изложения собственного восприятия характера эмоциональной реакции у пациента; высказывание предположений о чувствах и мыслях у типичного индивида в подобной ситуации (обычно такое высказывание помогает пациенту осознать неосознаваемые эмоции). В некоторых случаях можно использовать приемы из арсенала гештальттерапии (усиление отдельных экспрессивно-моторных проявлений с осознанием «языка тела» и др. Выявление системы оценочных представлений (как иррациональных, так и рациональных установок) облегчается в тех случаях, когда два предшествующих этапа реализованы полноценно. Установлению иррациональных установок помогает анализ используемых пациентом слов. Обычно с иррациональными установками связаны слова, отражающие крайнюю степень эмоциональной вовлеченности пациента—»ужасно», «потрясающе», «невыносимо» и т. , которые влекут за собой обязательность каких-то действий и высказывание об «необходимо», «надо», «должен», «обязан» и т. , а также глобальных оценок лиц, объектов или событий. К этапу реконструкции иррациональных установок следует приступать, когда пациент способен осознать свои иррациональные установки в проблемной ситуации. Реконструкция установок может осуществляться на когнитивном уровне, на уровне воображения, а также на уровне поведения — прямого действия. Реконструкция на когнитивном уровне включает доказательство пациентом истинности установки, необходимости сохранения ее в данной ситуации. Обычно в процессе таких доказательств пациент еще более отчетливо видит негативные последствия сохранения данной установки. Использование приемов вспомогательного моделирования (как бы другие решали эту проблему, какие установки они имели бы при этом) позволяет сформировать на когнитивном уровне новые рациональные установки. При работе на уровне воображения пациент вновь мысленно погружается в психотравмирующую ситуацию. При негативном воображении он должен максимально полно испытать прежнюю эмоцию, а затем попытаться уменьшить ее уровень, осознать, за счет каких новых установок ему удалось достигнуть этого. Погружение в психотравмирующую ситуацию повторяется неоднократно. Тренировка может считаться эффективно проведенной, если пациент уменьшил интенсивность испытываемых эмоций с помощью нескольких вариантов установок. При позитивном воображении пациент сразу представляет проблемную ситуацию с позитивно окрашенной эмоцией. Реконструкция с помощью прямого действия является подтверждением успешности модификаций установок, проведенных на когнитивном уровне и в воображении. Важным этапом рационально-эмоциональной психотерапии являются самостоятельные задания, способствующие закреплению адаптивного поведения. Они также могут проводиться на когнитивном уровне, в воображении или на уровне прямых действий. Эффективность психотерапии оценивается с учетом всей информации о продвижении пациента в терапевтическом направлении. Помимо описанной рационально-эмоциональной психотерапии, существует собственно когнитивная психотерапия по A. Beck. Но они очень близки по своим теоретическим позициям и используемым приемам. При этом рационально-эмоциональная психотерапия в целом отличается большей структурированностью и последовательностью работы с пациентом.
Подробно про С – следствие
Обратите внимание, что мы сначала успеваем принять какое-то решение, а потом уже вести себя, в соответствии с этим решением. В случае с изменой, мы успеваем подумать, что изменять нельзя,а потом расстраиваемся и впадаем в депрессию. Или хлопаем дверью или уходим.
Человек обычно обращается к психологу именно после случившегося события. Если вы хотите разобраться в том, что происходит, придется докопаться до веры и активизирующего события. Но причина обращения – это именно следствие. Такая вот дорога из конца в начало.
Зато, когда будет найдено А и В, можно будет поменять и С. Такова задача терапии.
Чтобы освоить самостоятельно РЭПТ, понаблюдайте за собой и постройте несколько цепочек АВС. Начинайте наблюдение с конца (да-да!). То есть с С.
Например. Вы обнаружили, что вас обуревает страх.
Начинаете прислушиваться к себе. Что именно порождает страх? Начинаем искать активирующее событие, триггер.
АВСМне стало страшно, когда я подумала, что могу заболеть коронавирусом. Вот я представила, что мне ставят диагноз – и мне сразу стало страшно. Мне страшно.
Хорошо, мы нашли аспект. Мысль о диагнозе сразу пугает. А какое-то же тут убеждение?
АВСМне стало страшно, когда я подумала, что могу заболеть коронавирусом. Вот я представила, что мне ставят диагноз – и мне сразу стало страшно. Если я заболею короновирусом, то точно умру. Мне страшно.
Вот вы выявили убеждение! Как вы думаете, к какому типу относится убеждение? Проверьте себя по таблице выше.
В нашем примере явно катастрофизирующее убеждение. «Если я заболею корона вирусом, то это будет ужасно!»
Интригует? Дальше будет интереснее.
Подробно про В – веру
РЭПТ специалисты называют «В» иррациональным убеждением. Но в повседневной жизни проще сказать «вера». Тем более, что это слово подходит идеально. На самом деле, иррациональное убеждение живет в человеке само по себе. Оно просто когда-то сформировалось и теперь просто есть. Человек его не проверяет, не осознает, просто носит в себе и живет, согласное требованиям этого иррационального убеждения.
Иррациональное убеждение, как вера человека, глобально. Человек живет, согласно этому убеждению, и подчиняет ему весь мир. Оно драматично, как закон жизни. Но при этом, человек сам придумал себе этот закон. Можете себе представить весь кошмар этой ситуации? Ведь людей почти 8 000 000 000. Если у каждого человека свои иррациональные убеждения, которые идут вразрез с верованиями других людей, то как же найти баланс и гармонию?
Например, иррациональное убеждение «Я должна быть хорошей для всех» заставляет женщину соглашаться даже тогда, когда не хочется. А если приходится отказывать кому-то, то приходит невроз и чувство вины.
Или убеждение: «Муж никогда не должен изменять жене». А если изменил – то возникает боль и обида.
Обращаю ваше внимание, убеждение может быть сколь угодно высокоморальным, «правильным», ценным для своего носителя. Но при всем этом оставаться иррациональным! То есть мешающим, не полезным для человека. Если «правильное» убеждение мешает жить и человек избавляется от этого убеждения, то это не значит, что сам человек перестает быть хорошим.
Взять то же убеждение «Муж никогда не должен изменять жене». Вроде бы, всё верно. Изменять плохо, вредно для семьи. Однако, мужья сплошь и рядом изменяют своим супругам. При том, муж сам может жить с убеждением, что изменять нельзя.
Иррациональные убеждения похожи на дорожные знаки. Вот вы едете по дороге. Дорога – это ваша жизнь. Впереди маячит поворот направо. А знак стоит – поворот налево. Вы начинаете нервничать, потому что знак явно не соответствует действительности. Что происходит? Вы едете по дороге жизни направо, а в голове остается возмущение и тревога, потому что вы точно помните знак «Поворот налево».
Что делать? Знаки снимать? Дорогу перекладывать? Явно что-то менять, приводить в соответствие знаки и дорогу. Всё-таки, поменять дорогу жизни – это из серии фундаментального. Поэтому остается только разобраться со знаками. Чем мы и должны заниматься.
Проблема обычно в том, что знаки написаны каким-то очень хитрым языком. Чтобы разобраться в них, приходится потратить время и силы. Поэтому первая задача рационально-эмоциональной поведенческой терапии– сформулировать иррациональное убеждение, найти, во что «верит» человек. Потом – заменить их на рациональные. Те, которые являются следствие обсуждения и принимаются во имя блага человека.
Иррациональные убеждения бывают нескольких типов.
- Убеждения, связанные с требованием («Это должно/не должно быть»)
- Убеждения, связанные с катастрофизацией («Это просто ужас-ужас-ужас!»)
- Убеждения, связанные с низкой терпимостью к фрустрации («Я это не переживу!»)
- Обесценивающие убеждения («Если это будет, значит, я ничтожество!»).
Это только кажется, что много вокруг неожиданных убеждений. Они все сводятся к одной из перечисленных выше категорий.
Обратите внимание, все эти убеждения очень категоричны и драматичны! Неудивительно, что, как только происходит событие, идущее вразрез с убеждением, человеку сразу становится плохо.
Вот тут мы подходим к очень важному открытию.
Человек устроен так замечательно, что, пока жив и здоров, может справиться с любым потрясением. Справиться и снова жить в гармонии и спокойствии. Но он сам себе мешает, цепляясь за свои убеждения. Разрешая себе иметь категоричную веру, он не дает запуститься процессам восстановления.
Значит, имеет смысл свои убеждения поставить под вопрос. Заменить их на те, которые не мешают жить, то есть рациональные. Посмотрите, в таблице ниже я привела примеры замены иррациональных убеждений на рациональные.
Иррациональные убежденияРациональные убежденияТребования
Х должно (или не должно) случаться, происходить, существовать. Предпочтения
Я бы хотела, чтобы Х произошло (не произошло), но это вовсе не значит, что так должно быть. Катастрофизирующие прогнозы. Если Х произойдет, это будет ужасно. Анти-катастрофизирующие убеждения. Если Х случится, это будет плохо, очень плохо, но это не конец света. Убеждения, связанные с низкой терпимостью к фрустрации. Если Х произойдет, Я этого не вынесу. Убеждения, связанные с высокой терпимостью к фрустрации. Если Х случится, это будет трудно вынести (пережить), но я смогу это сделать и еще буду счастлива. Обесценивающие убеждения. Если Х произойдет (или не произойдет), это значит, что я – никчемное существо. Убеждения, связанные с принятием
Если Х случится, то это ни в коей мере не будет значить, что я — никчемное существо. Я – просто человек, а людям свойственно ошибаться.
Как видите, избавиться от иррационального убеждения – не значит нарушить мораль или отказаться от собственных принципов. Это значит, научиться быть гибкой и не сломаться. То есть — восстановиться после потрясения.
Подробно про А – активирующее событие
А – это спусковой крючок. Что-то, после чего запускается процесс. Слово, мысль, действие, картинка. То есть «Мы с ним поговорили» — это не спусковой крючок. А вот «Он сказал, что я дура!» — это оно самое. Конкретное слово.
Или, например, мысли. Жене больно после измены мужа. Боль возникает по разным причинам. Нужно найти конкретную. Например, кому-то больно потому, что муж спал с любовницей не один раз, а у них были отношения. А другой жене больно потому, что любовница – «серая мышь», намного хуже самой жены.
Надо найти, что именно послужило спусковым крючком. Потому что именно от этого будет зависеть дальнейший ход терапии. Чем конкретнее,тем лучше.
Как оценить эффективность РЭПТ?
Так как в РЭПТ есть структура и четкая цель, то эффективность оценить можно по степени достижения цели.
Помните, я говорила, что у терапевта есть своя цель – обучить клиента навыкам самостоятельно работы убеждениями? Отлично, если клиент научается сам справляться со своими иррациональными убеждениями! В дальнейшем терапевт понадобиться ему реже, чем другим людям.
Если сейчас вы читаете эти строки, значит, у вас есть какая-то проблема. Вы можете попрактиковаться в РЭПТ и самостоятельно выявить иррациональное убеждение, породившее эту проблему. Попробуйте пройти по той схеме, которую я описывала выше. Пример работы в этом методе вы можете увидеть в статье История Лёли — Нельзя прощать изменника
Желаю вам гармонии и спокойствия! И всегда готова помочь в их достижении!
Как проходит РЭПТ?
Если вы работаете с психологом в РЭПТ подходе, то процесс будет структурирован и предсказуем. Это очень удобно и клиенту, и терапевту. Вот особенности РЭПТ.
В РЭПТ есть цель у клиента и у терапевта
Клиент ставит своей целью, например, избавиться от страха. А цель терапевта – научить клиента самостоятельно находить свои иррациональные убеждения и справляться с ними.
РЭПТ проходит по схеме
Ваш терапевт обязательно будет следовать структуре консультации. Он не будет перескакивать с одного на другое, тратить ваше и своё время на бесцельные беседы. Вы пройдете по примерно такой схеме:
- Знакомство и постановка цели,
- выявление активирующего события,
- формулировка убеждения,
- диспутирование;
- формулирование рационального убеждения;
- коррекция поведения.
Иногда сложно разделить эти этапы. Или иногда приходится вернуться к прошлому шагу. В любом случае, терапевт знает, куда ведет вас. Поэтому у РЭПТ есть еще одна особенность, о которой ниже.
РЭПТ предсказуема по времени
Вероятнее всего, что вы справитесь с одной заявленной проблемой через 5-20 встреч. Если вам сейчас кажется, что это много, то сравните с психоанализом, в котором терапевт может встречаться с клиентов на протяжении нескольких лет еженедельно. То есть это и 100 встреч, и 200.
По моей практике, действительно, обычно хватает 5-10 встреч. Поэтому у меня так сформированы пакеты консультаций.
Каждая встреча в РЭПТ тоже имеет структуру
Придя на встречу с РЭПТ терапевтом, вы продолжаете двигаться дальше по пути, предложенном психологом. Конечно, заранее предусмотреть развитие беседы невозможно. Но консультант следить за тем, чтобы общий план соблюдался. Например, вы обязательно уделите время домашнему заданию, диспутированию, вы вернетесь к поставленной цели, даже если отдалились от неё. Это удобно и клиенту, и терапевту. Поэтому длительность встречи в РЭПТ классически составляет 50 минут. Я позволила себе сделать не 50, а 60 минут. Эта продолжительность более комфортна клиентам и мне.
РЭПТ имеет требования
Этот пункт, возможно, не так приятен, как предыдущий. Но он напрямую влияет на эффективность. Повышает её, в сравнении с другими методами. Требования у РЭПТ следующие:
— регулярность встреч. Сначала встречи происходят обязательно раз в неделю. Позже, когда терапия уже приближается к финалу и нужно закрепить её результат, встречаемся раз в две недели.
— выполнение домашнего задания. Каждый раз я даю задание. Каждый раз проверяю его выполнение. Это правило. Оно повышает мотивацию и помогает избежать «просадки» между встречами.
Стоит ли говорить про стандартные правила консультирования? Про то, что нужно уважать время друг друга и заранее предупреждать, если нужно перенести встречу. Про то, что если предупреждения не было за 12 часов до встречи, то терапевт имеет право не возвращать стоимость встречи.
Самая главная формула РЭПТ
Формула (или модель) простая:
А – В – С
Где А – Активизирующее событие, аспект
В – убеждение
С – эмоциональная реакция.
Вообще-то, АВС — это латинские буквы, то есть «А», «Б», «Ц». Но для понимания и удобства давайте представим, что написано по-русски:
А – активация
В – вера
С – следствие.
То есть получается следующее.
Сначала происходит какое-то активизирующее событие. Это активизирующее событие накладывается на какую-то имеющуюся у человека веру. Исходя из этого коктейля события и веры человек рождает какой-то вывод, какое-то следствие, действие.
Мама просит ребенка собрать игрушки. Ребенок отказывается. Это – активизирующее событие.
Событие наталкивается на веру мамы в то, что «Хорошие дети должны слушаться маму!».
Как вывод – мама злится! Злость мамы – это следствие.
«Непослушание – «дети должны слушаться» — злость». Такая схема имеет место быть в этом случае.
Как проходит консультирование в РЭПТ?
Выделить убеждение – это только начало. Дальше нужно показать его иррациональность.
Специалисты по Рационально-эмоциональной поведенческой терапии называют этот процесс диспутированием. То есть – обсуждением, спором. Убеждение очень крепко держится за своего «носителя». Оно ни за что не хочет уходить. А давайте посмотрим, что именно его держит? Попробуйте ответить на вопросы.
УбеждениеВопросЕсли я заражусь короновирусом, то точно умруВсе ли люди, заболевшие короновирусом, умирают?Случалось ли вам заражаться каким-то вирусом и излечиваться от него? Например, гриппом, ОРВИ, ветрянкой?Если вы не заразитесь коронавирусом, то точно никогда не умрете?
Обратите внимание, цель диспутирования – рассмотреть убеждение со всех сторон. Увидеть, что оно никак не связано с правдой жизни. В нем может быть какая-то вероятность, но оно – не истина в последней инстанции.
Когда вы осознаете это, то уходит самое главное – тревога.
Это происходит не сразу. Иногда нужно несколько дней активного обдумывания вопросов, аргументации, обсуждения. И только тогда приходит осознание – «Моё убеждение ложно. Оно мне мешает. Оно недостойно того, чтобы руководить моей жизнью
После этого ваш мозг и душа будто обретают свободу. Сразу становится больше вариантов действий, событий. Запускается процесс восстановления!