Сегодняшняя тема блога посвящена проблемам музыкальных способностей, и в частности хотелось бы поговорить о книге Бориса Михайловича Теплова «Психология музыкальных способностей».
Проблемы способностей всегда была краеугольным камнем в психологии. Стоит лишь посмотреть на количество публикаций по данной теме и можно совершенно точно убедиться в этом. Данной проблематике посвящали свои труды и монографии такие «столпы» отечественной психологии как Владимир Николаевич Дружинин, Яков Александрович Пономарев, Диана Борисовна Богоявленская и многие другие как отечественные, так и зарубежные исследователи. В основном данные исследования проводились в различных областях психологии. Были исследования, посвященные и проблемам общих способностей, были исследования, посвященные и проблемам творческих способностей. Но, пожалуй, самой яркой работой, в области творческих способностей была и остается монография Бориса Михайловича Теплова «Психология музыкальных способностей».
- ощущение музыкального слуха,
- чувствительность к различению высоты звука,
- абсолютный слух,
- мелодический слух и ладовое чувство,
- гармонический слух,
- музыкальные слуховые представления и наконец
- чувство ритма.
Следует так же отметить, что само по себе исследование предпринято таким образом, что первая глава дает читателю представление о музыкальной одаренности, а последняя – о музыкальных способностях. В данной работе Бориса Михайловича есть и некоторые особенности. Например, в некоторых главах книги используются воспоминания самих музыкантов о процессе создания какого-либо произведения. Исследования, которые проводил автор на тему музыкальных способностей в некоторых главах и частях глав сопровождаются так же нотными зарисовками. Так же следует отметить, что автор довольно большое внимание уделяет роли музыки в развитии человеческой психики, как и каким образом музыка может являться движущей силой развития ребенка, почему для гармоничного развития личности так необходимо слушать музыку. Детально рассматривая широкий спектр компонентов музыкальности, в итоге книги Б. Теплов выделяет три основных музыкальных способности: ладовое чувство, слуховое «представливание» (написание Б. ) и музыкально-ритмическое чувство, выдвигая таким образом их на передний план.
В конце книги Б. Теплов выделяет три основных музыкальных способности: ладовое чувство, слуховое «представливание» и музыкально-ритмическое чувство, выдвигая таким образом их на передний план.
Исследование, предпринятое Б. Тепловым, является в своем роде уникальным, – оно одно из первых было посвящено проблеме частных (специальных) способностей – или, если обобщать тему книги еще дальше, – она одна из первых затронула тему так называемой отраслевой психологии и дала мощный импульс для последующего развития не только психологии способностей и психологии творчества, но и педагогики, ориентированной на гармоничное развитие личности посредством музыки.
В библиотеке МГППУ Вы можете найти следующие труды Теплова Б
- Теплов Б.М. Том 1: Избранные труды — М.:Педагогика, 1985 Т.1, 2
- Теплов Б.М. Типологические особенности высшей нервной деятельности человека – М.: Издательcтво Академии педагогических наук РСФСР, 1956, Т.1, 2, 3, 4, 5
- Теплов Б.М. Заметки психолога при чтении художественной литературы// Вопросы психологии. — №6 ноябрь-декабрь 1971
- Теплов Б.М. Из дискуссии с А.Н. Леонтьевым по проблеме способностей (1953). Письмо первое// Вопросы психологии. — №2 март-апрель 2003
- Теплов Б.М. Из дискуссии с А.Н. Леонтьевым по проблеме способностей (1953). Письмо второе// Вопросы психологии. — №2 март-апрель 2003
- Теплов Б.М., Небылицын В. Д. Изучение основных свойств нервной системы и их значения для психологии индивидуальных различий// Вопросы психологии. — №5 сентябрь-октябрь 1963
- Теплов Б.М. О понятиях слабости и инертности нервной системы// Вопросы психологии. — №6 ноябрь-декабрь 1955
- Теплов Б.М. Об изучении типологических свойств нервной системы и их психологических проявлений// Вопросы психологии. — №5 сентябрь-октябрь 1957
- Теплов Б.М. Об исторической оценке психологической концепции Н.Н. Ланге. Ответ А.А. Шеину// Вопросы психологии. — №6 ноябрь-декабрь 1960
- Теплов Б.М. Общие и специальные элементы музыкальной одаренности// Искусство в школе. — №4 1996
- Теплов Б.М. Основные идеи в психологических трудах Н.Н. Ланге (К 100-летию со дня рождения)// Вопросы психологии. — №6 ноябрь-декабрь 1958
- Теплов Б.М. По поводу публикации рукописи Н.Н. Ланге ‘Гельмгольц как психолог’// Вопросы психологии . — №2 март-апрель 1963
- Соколов, М.В., Теплов Б.М. Психологические идеи А.И. Герцена// Вопросы психологии . — №2 март-апрель 1962
- Теплов Б.М. Учение о типах высшей нервной деятельности и психология// Вопросы психологии . — №1 январь-февраль 1955
- Теплов Б.М., Борисова, М.Н. Чувствительность к различению и сенсорная память// Вопросы психологии . — №1 январь-февраль 1957
О книге «Психология музыкальных способностей»
В книге раскрываются психологические особенности музыкального переживания. Дается анализ музыкальной одаренности, ощущения музыкального звука, чувствительности к различению высоты звука, абсолютного слуха, мелодического слуха и ладового чувства, гармонического слуха, музыкальных слуховых представлений, чувства ритма и музыкальных способностей. Издание адресовано педагогам и учащимся музыкальных учебных заведений и всем, интересующимся данной темой.
Теплов, Борис Михайлович — Психология музыкальных способностей [Текст]
Шифр хранения:
FB Я 300/488
FB Я 300/489
FB Арх
OMF Ф 1-72/15787
Читать Электронный заказ
Описание
(Памятники психологической мысли)
Б. Теплов — выдающийся отечественный психолог с мировым именем, блестящий теоретик и экспериментатор, исследователь способностей, индивидуальных различий и индивидуальности. Для психологов, педагогов, музыкантов и искусствоведов. Музыка — Психология
Психология — Отраслевая психология — Психология творчества — Психология искусства — Психология музыки
Шифр хранения:
FB 1 03-18/329-7
FB 1 03-18/330-0
CZ3 Ю94/Т34
MFK 801-07/371
Недоступно для просмотра Электронный заказ