Психика это

Психика человека — объект для изучения специалистами — психологами, психотерапевтами, психоаналитиками. Описывая ее процессы, все они сходятся во мнении, что психическое здоровье тесно связано со многими сферами в жизни людей. Так, трудно говорить об эмоциональной стабильности и отсутствии комплексов, когда человек страдает от одиночества, находится в роли жертвы, не знает, кто он такой и чем хочет заниматься.

На психическое здоровье, также, оказывают влияние отношения с окружающими, точнее, способы их построения. К какой жизни должен стремиться человек, чтобы можно было с уверенностью сказать, что процессы его психики гармоничны? Как он должен жить, чем заниматься, какие иметь привычки и способы общения с окружающим миром?

Психика и удовлетворенность жизнью

Когда человек понимает, что многое, что происходит в жизни, его не устраивает, вызывает стресс, переживания, это провоцирует появление болезненных эмоций. Испытывая их, он может реагировать одним из нескольких способов — бороться с неурядицами, пытаясь изменить их или смириться и терпеть. Второй способ поведения вызывает неудовлетворенность. Психика человека в таком случае реагирует изменениями в поведении: он замыкается в себе, злится на близких или себя, впадает в роль жертвы, проявляет агрессию, перестает верить в свои силы. Такое поведение не приводит к решению жизненных проблем, а лишь способствует формированию комплексов.

Что делать? Не бояться решать проблемы в тех жизненных сферах, которые не приносят удовлетворения: попросить повышения по службе у начальника, помочь ребенку справиться с конфликтами в классе, поговорить с партнером об отношениях, наладить здоровье.

Способность брать и давать любовь

Любовь к себе и окружающим занимает важное место в жизни каждого человека. Бывает так, что люди испытывают трудности с ее выражением или принятием. Психика человека может защищаться от близких отношений, если в прошлом наблюдалось переживание психологической травмы — предательство или брошенность. Тогда, он, с одной стороны, боится повторения прошлого негативного опыта и избегает любви, а с другой — страдает от одиночества.

Здоровье психических реакций зависит от умения строить отношения. Что делать, чтобы прийти к этому? Научиться жить в гармонии с собой, любить себя, прежде, чем дарить любовь другим. В обратном случае, близкое общение может превратиться в зависимость и не принесет радости.

Профессиональная самореализация

Желание и умение состояться как специалист, заниматься любимым делом занимает важное место в жизни. Если человек не чувствует увлеченности, вынужден ходить на работу, которая ему не нравится, он будет все чаще испытывать неудовлетворенность. Психика, в таком случае, может реагировать следующими защитными реакциями: невнимательностью, рассеянностью, забыванием важных дел, конфликтами с начальством, усталостью, бессилием, ошибками в работе.

Чтобы этого избежать, нужно хорошо понимать свои потребности и стараться сделать так, чтобы любимое дело, которое вызывает радость и прилив сил, приносило доход. Человек, который ходит на работу с удовольствием, полон энергии и почти всегда в хорошем настроении.

Радость в жизни

Привычка радоваться и веселиться заряжает бодростью и помогает справляться со стрессом. Игры и развлечения — сфера жизни, подходящая не только для детей. Когда взрослые разрешают себе много радоваться, смеются, ведут себя непринужденно и свободно, их психические реакции отличаются следующими признаками: уверенность в себе, способность легко достигать поставленных задач, умение заводить полезные и приятные знакомства.

Безопасные отношения

Иногда человек переживает постоянный стресс, потому что отношения, в которых он находится, не являются полезными для него и безопасными. О здоровом эмоциональном и психическом состоянии свидетельствуют такие особенности как: не терпеть неуважительное отношение к себе, не позволять унижать себя и нарушать границы другими способами, способность защищаться и выражать свое мнение.

Если человек продолжает оставаться в небезопасных отношениях, следует задуматься о причинах зависимости, которые «держат» его в них.

Баланс «хочу, могу и буду»

Противоречивые желания могут вызывать внутренний дискомфорт. Часто люди страдают от того, что не могут «соединить» свои «могу», «хочу» и «должен». Например: хочу и должен строить отношения, но не могу, потому что боюсь предательства. Умею и должен заниматься этим делом, но не хочу, потому что оно не приносит удовольствия. В результате этого, настроение портится, мысли «крутятся» вокруг внутреннего конфликта, жизненная энергия снижается.

Что делать? Уравновесить желания, способности и обязанности, построить жизнь так, чтобы все, что в ней происходит, вызывало минимальный дискомфорт. Если самостоятельно не получается этого сделать — обратиться за консультацией к психологу.

Способность переживать стресс

Когда в жизни происходят неприятные события, у каждого человека есть свой способ реагирования, например: прятаться от проблем, обвинять других в своих бедах, делать вид, что ничего не произошло, страдать так, что на другие дела не остается времени. О здоровье психики говорит способность переживать стресс с наименьшими потерями для себя, например: быть объективным, управлять своими эмоциями, не «уходить» в отрицательные чувства слишком сильно, контролировать действия, уметь принимать ошибки и неудачи как опыт, просить помощи и поддержки у окружающих.

Принятие своей личности

Трудно быть счастливым и радостным, чувствовать любовь к себе и другим, если человек не ощущает безусловного принятия своей личности. О здоровье психики говорит привычка быть у себя на первом месте, это значит: понимать собственную неидеальность, прощать себя за ошибки, заботиться о теле и душе, знать свои недостатки и работать над ними.

Польза психотерапии

У человека меняются отношения с самим собой и его психические процессы становятся стабильными и здоровыми, если он обращается за помощью к специалисту. В случае серьезных нарушений психики личная психотерапия является необходимой. Делать это нужно в случаях, когда нет сил справляться самостоятельно, возникает ощущение запутанности в жизни, уровень тревоги становится повышенным, появляются страхи, уныние, апатия, агрессивные, необъективные реакции, суицидальные мысли.

В качестве профилактики нарушений психических процессов, полезно поддерживать себя самостоятельно. Для этого следует как можно чаще напоминать себе о своих достоинствах и достижениях, хвалить, относиться заботливо к чувствам, эмоциям, ощущениям, встречаться с людьми, общение с которыми приносит радость.

Характер психики и эмоциональное состояние личности в диагностике и лечении больного / Красюк А. , Левина Ю. // Вестник оториноларингологии – 2011 – №5

Психика человека включает в себя, по мень? шей мере, три составляющих: внешний мир, природу, ее отражение — полноценную деятельность мозга — взаи? модействие с людьми, активную передачу новым поколе? ниям человеческой культуры, человеческих способностей.

Можно выделить 3 основные функции психики:

отражение воздействий окружающего мира

осознание человеком своего места в окружающем мире

регуляция поведения и деятельности

Такая функция психики, как психическое отражение действительности имеет свои особенности.

Во-первых, это не мертвое, зеркальное, однонаправленное отражение, а сложный и постоянно изменяющийся процесс, которому присущи и противоречия.

Во-вторых, при психическом отражении объективной действительности любое внешнее воздействие (т. воздействие объективной действительности) всегда преломляется через ранее сложившиеся особенности психики, через конкретные состояния человека. Поэтому одно и то же внешнее воздействие, благодаря этой функции психики, может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при разных условиях.

В-третьих, психическое отражение — это правильное, верное отражение действительности. Возникающие образы материального мира являются снимками, слепками, копиями существующих предметов, явлений, событий.

Субъективность психического отражения, характерное для человека активное преобразование отражаемого ни в коей мере не отрицают объективную возможность правильного отражения окружающего мира.

Регуляция поведения и деятельности ещё одна из функций психики.

Психика, сознание человека, с одной стороны, отражают воздействия внешней среды, адаптируются к ней, а с другой — регулируют этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения. Последние не могут не опосредоваться психикой, так как именно с ее помощью человек осознает мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи деятельности, вырабатывает способы и приемы достижения результатов. Поведение же при этом выступает как внешняя форма проявления психики.

Функцией психики также является осознание человеком своего места в окружающем мире. Эта функция психики, с одной стороны, обеспечивает правильные адаптацию и ориентацию человека в объективном мире, гарантируя ему эффективное осмысление всех реалий этого мира и адекватное к ним отношение.

С другой стороны, с помощью психики, сознания человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивидуальными и социально-психологическими особенностями, как представителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и находящегося с ними в своеобразных межличностных отношениях.

Общая психология

Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «Общая психология». Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету. Издание предназначено для студентов высших учебных заведений.

Оглавление

Психика и ее основные функции

Психика — свойство высокоорганизованной живой материи отражать объективную реальность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение.

Основными функциями психики являются тесно взаимосвязанные между собой отражение объективной реальности и регуляция индивидуального поведения и деятельности.

Отражение есть способность материальных объектов в процессе взаимодействия воспроизводить в своих изменениях особенности и черты воздействующих на них объектов.

Форма отражения зависит от формы существования материи. В природе можно выделить три основные формы отражения:

• физическая форма отражения, соответствующая низшему уровню организации жизни, характерная для взаимодействия объектов неживой природы;

• физиологическая форма отражения;

• психическое отражение, форма наиболее развитая и сложная, со специфической для человека наивысшей ступенью отражения — сознанием.

Сознание — высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу.

Сознание интегрирует многообразные явления человеческой реальности в подлинно целостный способ бытия, делает человека Человеком.

Самосознание — способность человеческой психики отделить в своем представлении себя, собственное «Я», от жизненного окружения, сделать свой внутренний мир, субъективность предметом осмысления, понимания, а главное — предметом практического преобразования.

Именно самосознание определяет границу, разделяющую животный и человеческий способы бытия.

Особенности психического отражения:

• субъективность, т. опосредованность прошлым опытом человека и его индивидуальностью: мы видим один мир, но он предстает для каждого из нас по-разному;

• объективность, так как психическое отражение все же дает возможность строить «внутреннюю картину мира», адекватную объективной реальности;

• опережающий характер: оно делает возможным предвосхищение в деятельности и поведении человека.

Благодаря регуляции поведения и деятельности человек не только адекватно отражает окружающий объективный мир, но имеет возможность преобразовывать этот мир в процессе целенаправленной деятельности.

Психику нельзя свести просто к нервной системе. Психика — это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность.

Специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и пр. ), человеческая психика формируются у человека только прижизненно, в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями.

Таким образом, психика человека включает в себя по меньшей мере три составляющих: внешний мир, природу; ее отражение (полноценную деятельность мозга); взаимодействие с людьми, активную передачу новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей.

Психика — внутренние информационные процессы и структуры, осуществляющие ориентировку во внешнем мире, управление своим состоянием и поведением. Внутреннее информационное пространство, делающее человека адекватным для людей и жизни.

Психика — внутренний, субъективный мир человека. Это функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма.

Изучением мозга занимаются различные науки. Его строение исследует анатомия, а его сложную деятельность с различных сторон изучают нейрофизиология, медицина, биофизика, биохимия, нейрокибернетика.

Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в психическом отражении материальной действительности, в результате которого формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой.

Основным понятием психологии является понятие психического образа. Психический образ —целостное, интегративное отражение относительно самостоятельной, дискретной части действительности; это информационная модель действительности, используемая высшими животными и человеком для регуляции своей жизнедеятельности.

Психические образы обеспечивают достижение определенных целей, и их содержание обусловливается этими целями. Наиболее общим свойством психических образов является их адекватность действительности, а всеобщей функцией —регуляция деятельности.

Психическое отражение мира человеком связано с его общественной природой, оно опосредуется общественно выработанными знаниями. Психика, как отражательная способность есть и у животных. Но высшей формой психики является сознание человека, которое возникло в процессе общественно-трудовой практики. Сознание неразрывно связано с языком, речью. Благодаря сознанию человек произвольно регулирует свое поведение.

Сознание не фотографически отражает явления действительности. Оно вскрывает объективные внутренние связи между явлениями.

Содержанием психики являются идеальные образы объективно существующих явлений. Но эти образы возникают у различных людей своеобразно.

Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т. Иначе говоря, психика —это субъективное отражение объективного мира. Однако субъективный характер отражения не означает, что это отражение неправильно; проверка общественно-исторической и личной практикой обеспечивает объективное отражение окружающего мира.

Итак, психика —это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой.

Содержание психики включает в себя не только психические образы, но и внеобразные компоненты —общие ценностные ориентации личности, смыслы и значения явлений, умственного действия.

Психика присуща человеку и животным. Однако психика человека, как высшая форма психики, обозначается еще и понятием “сознание”. Но понятие психики шире, чем понятие сознания, так как психика включает в себя также сферу подсознания. Многие авторы также говорят о сверхсознании и надсознании.

О расстройствах психики сегодня говорят и пишут достаточно много. К сожалению, их число растет из-за высокого уровня стресса, негативных новостей, межличностных и внутренних конфликтов. При психическом расстройстве страдает не только сам пациент, но и его близкие. Им тяжело видеть неблагоприятные изменения в психике человека, который становится раздражительным и даже агрессивным, и у которого появляется алкогольная или наркотическая зависимость. Расстройства психики отличаются  от стрессового состояния длительностью негативных симптомов: подавленного состояния, мрачных мыслей, нарушения когнитивных функций. Но точный диагноз можно получить только после записи к психотерапевту по телефону +7 (499) 519-32-56.

Влияние расстройства психики на повседневную жизнь человека

Расстройство психики способно оказать серьезное негативное воздействие на жизнь человека. О жизни с депрессией, биполярным аффективным расстройством, неврозом навязчивых состояний сегодня много говорят в СМИ и социальных сетях. Расстройства психики постепенно перестают быть чем-то постыдным, и многие люди относятся к ним спокойно. Но достаточно большое количество людей все еще думают, что неврозы или депрессии надуманы и являются результатом лени или нежелания трудиться.

Депрессия — самое распространенное расстройство психики на сегодняшний день. Она может быть вызвана целым рядом социальных, экологических и биохимических факторов. В некоторых случаях депрессия может возникнуть без видимых причин. При не самых тяжелых формах человек может выглядеть внешне благополучным. При отсутствии внимания депрессия может привести к печальным последствиям, вплоть до суицида.

Поведение человека с психическим расстройством обычно тяжело воспринимается окружающими. Далеко не все способны выдержать общение с человеком, особенно негативные изменения в его поведении. Многие перестают с ним общаться. Но для успешного лечения ему необходимо не только вовремя сделать запись к психотерапевту, но и чувствовать поддержку близких людей — родственников, друзей и знакомых.

Как отличить психическое расстройство от стресса?

Некоторые люди часто путают депрессию с кратковременным ухудшением настроения. Стресс, испытанный на работе или в семье, не всегда приводит к развитию психических расстройств. Но у людей, обладающих повышенной тревожностью, этот риск возрастает. Психические расстройства могут быть вызваны целым рядом факторов — от психического состояния матерей во время беременности до стрессовых ситуаций во взрослом возрасте. Серьезную роль в развитии психических расстройств играют и внешние факторы — общественная ситуация, взаимодействие с социумом и отношения в семье.

Основная отличительная черта психических расстройств — это длительность симптомов. Наиболее распространенными из них являются апатия, упадок сил, пессимистическое настроение, мрачные мысли, нарушения сна и аппетита. Психические расстройства также приводят к развитию сопутствующих заболеваний — гипертонии, болезни сердца и сосудов, сахарного диабета и многих других. Кратковременный стресс отличается от психического расстройства, прежде всего, продолжительностью неблагоприятных симптомов. Если они сохраняются более 2 недель, то это является серьезным поводом для того, чтобы сделать запись к психотерапевту.

Помимо продолжительности симптомов, поводом для обращения к специалисту является ухудшение дееспособности человека. В особо тяжелых случаях люди с психическими расстройствами могут забывать о правилах элементарной гигиены, не испытывать радости от прежде любимых занятий или избегать общения с людьми. Сложность ситуации состоит в том, что сам пациент не хочет обременять близких своими страданиями и надеется на самостоятельное излечение. Но когда болезнь заходит слишком далеко, происходят нарушения в мозге. Однако сегодня многие психические расстройства успешно поддаются лечению при помощи психотерапии и медикаментозного лечения.

Запись к психотерапевту по телефону

Поставить окончательный диагноз может только врач. Но самая главная проблема заключается в том, чтобы убедить пациента начать лечение, а это не всегда представляется возможным. Человек с психическим расстройством может «уходить» в опасные увлечения, алкогольную, игровую или наркотическую зависимость. В особо тяжелых случаях, когда расстройства перерастают в психозы, близкие пациента могут вызвать бригаду скорой психиатрической помощи. Лечение психических расстройств является добровольным.

Многие люди, особенно в России и странах СНГ, испытывают страх перед обращением к психотерапевту или психиатру. Одни не хотят доверять свои переживания незнакомому человеку, другие опасаются избыточных финансовых затрат, третьи боятся постановки на учет. Последний фактор когда-то означал возникновение серьезных проблем с трудоустройством и социальными связями.

Однако сегодня психотерапия не всегда связана со стационарным лечением. Вылечить депрессию или тревожное расстройство можно при помощи изменения поведенческих схем или медикаментозной терапии. Но поиск высококвалифицированного специалиста — непростая задача. Сегодня его можно найти по отзывам в интернете или по рекомендациям друзей или знакомых.

При успешном лечении многие пациенты с психическими расстройствами вновь обретают вкус к жизни, восстанавливают социальные навыки и успешно адаптируются к жизни в обществе. Важным фактором успеха является поддержка общества и близких. К сожалению, система здравоохранения воспринимает новые тенденции в лечении пациентов с психическими расстройствами не слишком быстро. Это и порождает в сознании людей множество мифов и заблуждений, касающихся медикаментозного лечения или обращения с пациентом.

Психические расстройства требуют такого же бережного отношения к пациенту, как и физические заболевания, вроде гриппа или язвы желудка. Не следует забывать, что многие болезни тела развиваются вследствие неблагоприятного душевного состояния. Чем больше общество понимает необходимость лечения депрессии, тревожного расстройства или неврозов, тем увереннее будет чувствовать себя пациент и тем быстрее улучшится его состояние.

Депрессия при шизофрении: опыт и подходы практических врачей к диагностике и терапии / Мазо Г. , Горбачев С. // Социальная и клиническая психиатрия – 2009 – т. XIX, №4

Депрессия и личность: обзор зарубежных исследований. Часть 1 / Гаранян Н. // Социальная и клиническая психиатрия – 2009 – 19(1)

Предмет, объект и задачи общей психологии и межпредметные связи

Объектом психологии выступает психика, предметом – основные закономерности порождения и функционирования психической реальности.

Предмет психологии – это конкретные факты психической жизни (Гиппенрейтер), психические явления, характеризуемые качественно и количественно, что породило и различие подходов к их изучению. Под психическими явлениями понимаются субъективные переживания или элементы внутреннего опыта субъекта. Под психологическими фактами подразумевается гораздо более широкий круг проявлений психики, в том числе их объективные формы (в виде актов поведения, телесных процессов, продуктов деятельности людей, социально-культурных явлений), которые используются психологией для изучения психики – ее свойств, функций, закономерностей.

Развитие научно-категориального аппарата психологии и подъем экспериментальных исследований, свободных от редукционизма (биологического, медицинского, кибернетического, философского, литературного), позволило психологии обособиться в самостоятельную науку, поскольку экспериментально выявленные закономерности психики не совпадали с анатомо-физиологическими. Было выявлено, что психические явления, будучи продуктом взаимодействия индивида со средой, сами являются активным причинным фактором (детерминантой) поведения. Будучи внешне обусловленной и внутренне детерминируемой, человеческая деятельность входит в область исследования психологии (в ее психологические аспекты), наряду с психическими процессами и сознанием. Будучи порождением и функцией социальных (надиндивидуальных) процессов, сознание индивидуального субъекта имеет свою системную и смысловую организацию. Но сознание не исчерпывает психического. Неосознанные психические процессы также входят в область ислледования психологии.

Предмет психологии заключается в исследовании именно ориентировочной стороны любого психического процесса.

С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. Идея неразделимости души и живого тела, которую выдвинул великий философ Аристотель в трактате «О душе», стала основой для развития психологии. Так, первоначально психология выступала как наука о душе.

Слово «психология» образовалось из греческих слов «психе» (душа) и «логос» (учение, наука), и оно впервые появилось в XVII в. в работе немецкого философаХристиана Вольфа.

Отметим основные этапы развития психологии как науки.

I этап – психология как наука о душе (более 2 тысяч лет назад).

II этап – психология как наука о сознании (с XVII в. в связи с развитием естественных наук).

III этап – психология как наука о поведении возникает в XX в. Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно за поведением, поступками, реакциями человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

IV этап – современность – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. Психология изучает внутренний мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или не осознаваемых самим человеком, а также его поведение. Таким образом, с течением времени и развитием науки изменялось понимание предмета психологии.

На современном этапе развития психологии предметом является человек как субъект деятельности, системные качества его саморегуляции, закономерности становления и функционирования психики человека, его способности отражать мир, познавать и регулировать свое взаимодействие с ним.

Изучение психологических фактов и их закономерностей (то есть объяснение фактов, раскрытие законов, которым подчиняются эти явления), а также установление механизмов психической деятельности (то есть установление порядка и взаимодействия в работе конкретных психических и психофизиологических структур, осуществляющих тот или иной психических процесс).

Психология ставит своей задачей установить основные законы психической деятельности, проследить пути ее развития, вскрыть лежащие в ее основе механизмы и описать те изменения, которые происходят в этой деятельности.

Оцените статью
Добавить комментарий