Профпригодность это профессиональная пригодность

Профессиональная пригодность — это совокупность психических и психофизиологических качеств человека, которые необходимы и достаточны для достижения им общественно приемлемой эффективности в соответствующей профессии.

Справочник /
Лекторий Справочник /
Лекционные и методические материалы по государственному и муниципальному управлению /
Понятие рынка труда. Способности и профессиональная пригодность

Конспект лекции по дисциплине «Понятие рынка труда. Способности и профессиональная пригодность»,
doc

Боронова Г. , Прусова Н. Смотреть все

Проблема развития профессиональной пригодности в деятельности

Развитие профессиональной пригодности в деятельности происходит одновременно и во взаимосвязи с процессом развития субъекта деятельности (психическое развитие личности). Исследование значения личностного развития в формировании профессиональной пригодности проводили многие ученые.

Было выявлено, что, во-первых, есть некоторая степень постоянства личностных черт на протяжении жизни. Тем не менее, это постоянство нельзя считать абсолютным. Так, в соответствии с условиями жизни и деятельности, включая профессиональную, линия развития личности часто меняться. Во-вторых, мера постоянства и изменчивости разных личностных свойств или типов личности неодинакова, а разным типам личности могут соответствовать различные типы развития.

Личностные изменения в профессиональной деятельности происходят особенно интенсивно. Это связано с ее определяющей ролью в активности субъекта деятельности. Осуществляя длительный профессиональный труд, который протекает в определенных социально-экономических условиях, человек формирует не только отдельные психические и физиологические функциональные системы, но и личность субъекта деятельности. Таким образом, складывается социально-профессиональный тип личности, которая обладает некоторыми ценностными ориентациями, характером и стилем общения.

Проблему профессиональной пригодности можно характеризовать как аспект функционального ресурса и практической готовности к деятельности. Она представляет собой меру реализации возможностей организма и психики, выраженную через результат деятельности.

Понятие профессиональной пригодности. «Абсолютная» и «относительная» профпригодность.

Профессиональная пригодность — Профессиональная пригодность — комплекс качеств индивида, требующихся для обучения и дальнейшего эффективного труда в той или иной профессиональной области. Данные качества могут быть прижизненно сформированы в достаточно широком диапазоне. Но время, необходимое для формирования профессиональной пригодности к определенной области, существенно зависит от природных данных индивида, его мотивации и уже имеющейся профессиональной подготовки. Для выявления индивидуальной профессиональной пригодности на основе использования психологических, психофизиологических, медицинских, антропологических критериев применяют различные методические средства: тесты достижений, тесты уровня профессионально важных психофизиологических и психических функций, методики мотивации.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ — наличие природных задатков и способностей, необходимых для успешного формирования требуемого профессией динамического сочетания свойств личности, обеспечивающих высокий уровень эффективности обучения и труда. Профпригодность (непригодность) имеет сложную психологическую, биологическую и физиологическую структуру. В психологическом компоненте структуры профессиональной пригодности ведущую роль играет профессиональная мотивация и профессиональная способность. От них зависит качество обучения и труда, соответствие или несоответствие работника требованиям профессии. Процесс формирования профессиональной пригодности рассматривается как система, компонентами которой выступают данные психологического анализа деятельности специалиста. В систему входят четыре функционально связанные между собой подсистемы: профориентация, профотбор, профподготовка и профадаптация.

Относительная и абсолютная профпригодность.

Профпригодность –это соответствие индивидуальных качеств человека требованиям профессии, способность работника эффективно осуществлять деятельность.

Выделяют два типа профессиональной пригодности:

— абсолютную (к профессиям такого типа, где требуются специальные способности);

— относительную (к профессиям, овладение которыми доступно практически для любого здорового человека).

Абсолютная профпригодность характеризуется некоторыми природными особенностями, которые с трудом поддаются формированию. Эти особенности зависят, прежде всего, от особенностей нервной системы.

Относительная профпригодность включает качества, которые поддаются формированию при соответствующих условиях и желании (мотивации) человека.

Профессиональный отбор — разновидность отбора психологического. Представляет собой систему средств, обеспечивающих прогностическую оценку взаимосоответствия человека и профессии в тех видах деятельности, которые осуществляются в нормативно заданных опасных условиях (гигиенических, микроклиматических, технических, социально-психологических), требующих от человека повышенной ответственности, здоровья, высокой работоспособности и точности исполнения задания, устойчивой эмоционально-волевой регуляции. Основой профессионального отбора являются конкретные нормативные характеристики профессии: социальные (функции, задачи, цели); операциональные (точность исполнения; временные, пространственные, логические характеристики); организационные (гигиенические, социально-психологические, психофизиологические условия труда), позволяющие врачам, психологам, физиологам подбирать, разрабатывать и адаптировать методы, строить процедуру отбора и проводить диагностику кандидата на его соответствие конкретной профессиональной деятельности.

Профессиональная пригодность — совокупность психологических и психофизических свойств, а также специальных знаний, умений и навыков, необходимых для достижения приемлемой эффективности труда. В понятие профпригодности также входит удовлетворение, переживаемое человеком в процессе самого труда и при оценке его результатов.

Профессиональная пригодность — не врожденное качество человека. Она формируется в ходе длительного профессионального труда, протекающего в определенных социально-экономических условиях. Со временем формируются не только отдельные функциональные системы и психические процессы человека (профессиональное восприятие, память, мышление и пр. ), но и его личность.

Складывается социально-профессиональный тип личности с определенными ценностными ориентациями, характером, особенностями общения и т. Нередко профессия накладывает свой отпечаток даже на внешний облик (габитус) человека (Профессиональная деформация).

Время, необходимое для формирования профессиональной пригодности, зависит от природных данных человека, уровня его мотивации и полученной подготовки (знаний, умений, навыков). В разных профессиях и при разных условиях каждый из этих факторов имеет различный удельный вес в общей картине профпригодности человека. Это означает, что формирование профпригодности — всегда индивидуальный процесс. Далеко не каждый человек может в приемлемые сроки овладеть некоторыми профессиями, даже при обеспечении высокого уровня его профессиональной подготовки и мотивации. Профессиональная пригодность к этим профессиям может сформироваться лишь при определенных природных данных.

Профессиональная пригодность для конкретной деятельности базируется на определенных психологических, психофизиологических, антропологических, медицинских и др. критериях. Для определения уровня профпригодности используется разнообразный арсенал диагностических средств: психологические тесты достижений, тестирование профессионально важных психофизиологических и психических функций, методики изучения мотивации, ценностных ориентаций и др.

Человеку приходится постоянно работать над профпригодностью, поскольку требования со стороны профессии вследствие ее обновления постоянно меняются.

По мере совершенствования работник превращается из простого исполнителя в специалиста, а позднее в профессионала. А иногда человек развивается и дальше становится новатором, суперпрофессионалом и обогащает профессию.

Одно из направлений психологии труда — разработка модели специалиста, которая должна отразить объем и структуру профессиональных и социально-психологических качеств, знаний и умений, в совокупности представляющих специалиста как члена общества.

Модель специалиста может включать:

•   Профессиограмму — описание психологических норм и требований к деятельности специалиста;

•   Профессионально-должностные требования, которые содержат минимум профессиональных умений, которыми должен владеть специалист;

•   Квалификационный профиль — сочетание видов профессиональной деятельности и степени их квалификации и оплаты. Профессиограммавключает психограмму — описание психологических качеств, желательных для эффективного выполнения профессиональной деятельности и трудограмму— описание труда.

Характеристики мотивационной, волевой, эмоциональной сферы специалиста:

Мотивы, цели, задачи, потребности, интересы, отношения, ценностные ориентации человека, психологические позиции.

Профессиональные притязания, профессиональная самооценка, самоосознание себя как профессионала.

Эмоции, психические состояния, эмоциональный облик.

Удовлетворенность человека трудом, его процессом и результатом.

Характеристики операциональной сферы специалиста:

Психологические знания о труде, о профессии.

Психологические действия, способы, приемы, умения, техники, психотехнологии (в их влиянии на себя и на других людей).

Профессиональные способности, профессиональная обучаемость, открытость профессиональному росту.

Профессиональное мышление, возможность обогатить опыт профессии.

Профессиональное саморазвитие, умение проектировать и реализовывать планы своего профессионального роста.

Психологические противопоказания (т. психические качества, абсолютно или относительно несовместимые с профессией), а также качества, отсутствие которых может быть компенсировано.

Линии профессионального роста и линии распада профессиональной деятельности и личности специалиста, пути их реабилитации.

Психологическая сторона труда может устанавливаться только с участием психолога.

Маркова А. Психология профессионализма. — М. : Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. — С. 28-30.

Предназначение, миссия профессии, ее роль в обществе, направленность на человека.

Распространенность профессии (типичные для данной профессии учреждения).

Предмет труда в профессии — стороны окружающей действительности, на которые воздействует человек в ходе труда. Правильное видение предмета труда — первый важный шаг к профессионализму.

Профессиональные знания.

Деятельности, действия, приемы, умения, способы работы, необходимые для успешного достижения результата.

Средства труда, которые специалист использует для воздействия на предмет труда.

Условия труда: режим труда и отдыха, санитарно-гигиенические условия, интенсивность, нагрузки, рабочее место.

Организация и кооперация труда: формы индивидуальной, совместной, групповой деятельности; виды профессионального общения; нормы выполнения; субординация.

Результат (продукт) труда — это изменения, которые человек привносит в предмет труда; критерии оценки результатов.

Возможные уровни профессионализма и квалификационные разряды в профессии, категории и их оплата.

Права представителя профессии: психологическая и социальная безопасность, наличие благоприятного микроклимата, социальные гарантии, размеры оплаты труда и отпуска, охрана труда, возможность повышения квалификации и переподготовки, формы служебного продвижения и поощрения.

Обязанности представителя профессии: компетентность, знание этических норм, соблюдение профессиональной и служебной тайны, ведение документации, ограничения, должностные обязанности.

Позитивное влияние профессии: возможность самоактуализации.

Негативные стороны профессии: возможные материальные и моральные потери, наличие стрессов, ограничение времени, профессиональные вредности, профессиональная деформация личности и другие психологические вредности; отсутствие профессионального роста, взыскания.

Маркова А. Психология профессионализма. — М. : Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. — С. 26-28.

Каждый
человек обладает набором определённых качеств. И среди этих качеств есть такие,
которые называют профессионально важными.

Так
для водителя важны внимательность, быстрая реакция и способность чётко действовать
в экстремальных ситуациях. Учитель должен обладать склонностью к работе с
детьми и развитыми коммуникативными способностями. Хирург должен быть
решительным, аккуратным и точным.

Но
в вопросах профессиональной пригодности нужно разбираться индивидуально потому,
что на одной и той же работе разные люди добиваются успеха за счёт разных
сочетаний своих личных качеств.

Даже
применительно к одной работе нельзя говорить о едином перечне профессионально
важных качеств.

Каждый
хороший работник максимально использует свои сильные стороны и преодолевает
разными средствами слабые. «Всяк мастер на свой лад» – мудро замечает
пословица.

Сегодня
мы поговорим о том, что такое профессиональная пригодность, рассмотрим
слагаемые профессиональной пригодности, её степени и типы.

Начнём
с определения. Профессиональная
пригодность – это совокупность психологических и психофизических свойств, а
также специальных знаний, умений и навыков, необходимых для достижения
приемлемой эффективности труда. В понятие профпригодности также входит
удовлетворение, переживаемое человеком в процессе самого труда и при оценке его
результатов.

Практически
все профессии содержат определённый комплекс требований к функциям органов и
систем человека, избыточный их уровень может ограничить профессиональную
пригодность.

Способности
связаны с интересами и склонностями и являются неотъемлемой частью
профессиональной пригодности человека. Наличие профессиональных способностей –
необходимое, но недостаточное условие успешной профессиональной деятельности. Важное значение имеет отношение к труду, личные качества, здоровье, навыки,
привычки, знания, опыт. Учитывая эти и другие факторы, различают разные
слагаемые профессиональной пригодности человека. Рассмотри их.

Гражданские качества
– моральный облик человека как члена общества. Есть специальности
(педагогические, юридические, медицинские и прочие), в которых человек
оказывается непригодным, если названная группа качеств у него не развита. Разве
мыслимы аморальный врач или педагог? В целом, гражданские качества требуется
каждому труженику.

Важным
звеном профпригодности выступает добросовестность
(отношение к труду). Например, в профессия, требующих работы в одиночку, без
внешнего контроля. Добросовестность никому не повредит, но есть работы, где
низкая добросовестность всё же может компенсироваться контролем окружающих.

Дееспособность. Она образуется качествами, важными в очень многих видах деятельности – это
широта, глубина, гибкость ума, самодисциплина, самоконтроль, инициативность,
активность. Дееспособность обеспечивается также состоянием здоровья.

Специальные способности. Это личные качества, которые важны для конкретной профессии. Например,
устойчивость к действию монотонных раздражителей – для водителей. Пространственное мышление – для специалистов, изготовляющих сложные изделия по
чертежам и схемам.

Также
надо отметить, что человек не может обладать полной профпригодностью до того,
как включится в профессиональную подготовку и соответствующую трудовую
деятельность. Но ряд необходимых слагаемых пригодности к профессии могут быть
сформированы заранее (гражданские качества, отношение к труду и
дееспособность).

Полезно
различать и степени профессиональной пригодности. Здесь можно выделить четыре
таких степени.

Непригодность. Она может быть временной или практически непреодолимой. О ней говорят в тех
случаях, когда имеются отклонения в состоянии здоровья, несовместимые с
работой. При этом дело обстоит не обязательно так, что человек совсем не может
работать, а так, что работа в данной профессии может ухудшить его состояние.

Противопоказания
бывают не только медицинские, но и психологические: те или иные личные качества
будут помехой для овладения определённой профессией.

Например,
если у человека нет способностей к изобразительному искусству, он вряд ли
станет хорошим художником, архитектором или скульптором.

Профнепригодность
условно можно разделить на прямую (она видна невооружённым глазом) и скрытую,
которая не так очевидна.

Например,
специалист может поддерживать требуемый профессиональный уровень ценой
огромного нервно-психического напряжения, замещая отсутствие одних необходимых
качеств другими.

При
этом степень напряжённости зависит от характера профессиональных функций,
индивидуальных особенностей человека, мотивов его поведения, опыта, знаний,
навыков и умений.

Годность. Характеризуется тем, что нет противопоказаний, но нет и очевидных показаний. «Можешь выбирать эту профессию. Не исключено, что станешь хорошим работником» —
такими словами можно охарактеризовать данную степень.

Соответствие. Нет противопоказаний и есть некоторые личные качества, соответствующие
требованиям профессии. Например, есть выраженный интерес к определённым
объектам труда (технике, людям, искусству) или успешный опыт в данной области. При этом не исключено соответствие другим профессиям. «Можешь выбрать эту
профессию. И весьма вероятно, что ты будешь хорошим работником» — так можно
охарактеризовать данную степень.

Призвание –
высший уровень профессиональной пригодности. Он характеризуется тем, что во
всех элементах её структуры есть явные признаки соответствия человека
требованиям избираемого вида труда. Речь идёт о признаках, которыми человек
выделяется среди своих сверстников, находящихся в равных условиях обучения и
развития. Эту степень можно описать словами «В этой и именно в этой области
труда ты будешь наиболее нужен людям».

Чтобы
открыть в себе призвание, важно смело «примеривать» себя к самым разным
профессиям, необходимо практически пробовать свои силы в разных видах труда.

Тем
не менее, не каждый может найти своё призвание. И не потому, что одни умеют
искать, а другие – нет. Профессионалов своего дела всегда было немного. И если
кому-то кажется, что этот уровень для него недоступен, не стоит опускать руки:
во-первых, вы только в самом начале профессионального пути, во-вторых, вы ещё
не знаете, на что способны, и в-третьих, выдающихся успехов такие люди
добивались благодаря трудовой мотивации (побуждению к действию).

Также
важно знать, что профпригодность определяет уровень требований профессии к
исполнителю. Эти требования могут быть абсолютными и относительными.

Поэтому
выделяют абсолютную профессиональную пригодность (профессии, где требуются
специальные способности и безупречное здоровье) и относительную (профессии,
овладение которыми доступно практически для любого здорового человека).

Абсолютная
профпригодность характеризуется некоторыми природными особенностями, которые
тяжело сформировать. Они зависят от особенностей нервной системы.

Относительная
профпригодность включает качества, которые поддаются формированию при
благоприятных условиях и желании (мотивации) человека.

Есть
профессии, где относительная профпригодность допустима, хотя и нежелательна, но
в некоторых видах деятельности она неприемлема.

Так
абсолютные противопоказания чаще присутствуют в тех профессиях, где могут
возникнуть неожиданные ситуации, требующие срочных решений, связанных с
ответственностью за жизнь и безопасность людей, за большие материальные
ценности.

Например,
неуравновешенным, забывчивым людям противопоказаны профессии, требующие
самообладания (водитель, спасатель, полицейский).

Поэтому
для определения соответствия людей требованиям групп профессий используется профессиональный отбор. Но большинство
видов профессионального труда может осуществляться при относительной
профессиональной пригодности.

Если
же обратиться к истокам отношения человека к труду, то полезным будет
рассмотреть классификацию немецкого социолога и философа Эриха Фромма, в соответствии с которой
люди поделены на следующие типы.

Рецептивный
(берущий). Люди этого типа считают, что все им должны: деньги, работу, внимание
и прочее. Они ждут, когда всё это к ним придёт. Такие люди ищут поддержки,
требуют помощи. Они дружелюбны, но зависимы, не могут принимать решения
самостоятельно.

Эксплуататорский
(овладевающий). Такие люди стремятся использовать возможности других в своих
целях. Им нравятся люди, у которых есть что отнять: идеи, деньги и прочее, те,
у кого уже ничего не осталось, им не интересны.

Стяжательский
(сберегающий). Смысл жизни людей этого типа – накопительство и экономия. Они
скупы и подозрительны, всё измеряют деньгами, поэтому не верят в бескорыстные
отношения между людьми.

Рыночный
(обменивающий). Рыночная личность воспринимает себя и других как товар, который
можно выгодно продать. Главное в жизни людей этого типа – карьера и деньги. Их
особенности – честолюбие, пробивные способности, умение ладить с нужными
людьми.

Творческий. Этот тип личности постигает мир через любовь и разум. Человека творческого типа
видит счастье в своей работе.

Интересно,
что Фромм называл продуктивным только вышеназванный
тип личности. А как считаете вы?

В
конце нашего занятия попробуйте ответить на вопросы. Дайте краткую
характеристику слагаемым профессиональной пригодности с примерами. Назовите
степени профессиональной пригодности и приведите примеры профессий
соответствующей или несоответствующей каждой из них. Попробуйте назвать
личностные качества, делающие профнепригодными или
наоборот пригодными учителя, продавца, военного, водителя, программиста. Дайте
оценку классификации Эриха Фромма, в соответствии с
которой люди поделены на определённые типы.

Формирование профпригодности

Процесс формирования профпригодности, включая ее развитие на пути профессионализации субъекта деятельности, должен проходить посредством нескольких этапов. Он включает:

  • Трудовое воспитание и обучение,
  • Профессиональную ориентацию,
  • Профотбор,
  • Профессиональную подготовку,
  • Адаптацию,
  • Профессиональную деятельность,
  • Профессиональную реабилитацию.

Трудовое воспитание и обучение происходит через подготовку к труду и выбор профессии. У ребенка воспитывается любовь к труду в процессе овладения простыми орудиями и способами труда.

Профессиональная ориентация заключается в помощи в выборе профессии. Это происходит посредством профессионального просвещения, консультаций, коррекции профессиональных планов. Профотбор представляет собой определение степени пригодности людей к некоторому виду деятельности. Он происходит путем сопоставления личных особенностей и требований профессии.

Для профессиональной подготовки характерно обоснование рекомендаций к программам, методам и средствам обучения и тренировок. Она помогает освоить объективные методы и критерии оценки уровня профессиональной подготовленности.

Профессиональная деятельность предназначена для обеспечения рациональной организации (регламентации) содержания, условий трудовой деятельности. Она требуется для охраны здоровья, высокой эффективности, безопасности труда, профессионального совершенствования.

Профессиональная аттестация представлена периодической оценкой профессиональной квалификации. Она требуется для определения соответствия занимаемой должности, помогая обосновать рекомендации по должностным назначениям, перемещению, направлению на переподготовку и обучение.

Профессиональная реабилитация представляет собой восстановление функционального состояния психики и организма человека после напряженной деятельности, перенесенного заболевания.

Содержание данных этапов является специфичным с позиции средств, целей, методов и сроков реализации. Общим для них считается необходимость определения критериев успешности процедур диагностики, прогнозирования.

Профпригодность характеризуется как свойство субъекта деятельности. Она, как и прочие свойства (например, надежность и работоспособность) развивается в ходе деятельности. Нельзя отрицать необходимость исследования и формирования предпосылок самой профпригодности. Большую роль здесь играет наличие психологических, физиологических, медицинских и других факторов.

Психологические критерии профпригодности

Психологические критерии профпригодности включают свойства личности, о которых можно судить по двум показателям:

  • Успешное овладение профессией,
  • Степень удовлетворения от своего труда.

Данные показатели считаются относительными, а порой и субъективными. Тем не менее, лишь они дают возможность начать проводить психологическую характеристику профессиональной пригодности.

Профессиональная пригодность представляет собой свойство личности. Ее формирование, как и прочих личностных свойств, происходит в ходе учебно-профессиональной и трудовой деятельности. Очевидным считается то, что пригодность формируется в рамках самого труда. Тем не менее, невозможно отрицать необходимость исследования природных предпосылок этой категории, включая все её физиологические, психологические, социальные факторы. Это дает возможность в каждом случае наметить прогноз и способы достижения оптимального результата.

Человек способен овладеть практически любой профессией, но дело в том, какое количество времени для этого потребуется и каков будет успех и профессиональный рост в перспективе. Период трудовой активности в человеческой жизни ограничен, а непродуктивная деятельность будет не только личным несчастьем. Она отразится, в конечном счете, на всей общественной жизни. По этой причине прогнозирование профпригодности и ее формирование так актуально в настоящее время.

Если не учитывать психологические критерии профпригодности, то человек, искренне желающий работать в некоторой сфере получивший необходимую подготовку, тем не менее, потерпит неудачу, не достигнув ни малейшего успеха. Это объясняется тем, что каждая личность имеет нечто похожее на профессиональное предназначение.

Профессиональная предназначенность является непродуктивной и ненаучной идеей. Профессии, включая требования к психофизиологической организации человека, меняются каждый день. Наряду с этим, сама эта организация, в соответствии со своей природной основой включает присущие ей индивидуальные варианты и особенности. Она остается на протяжении всей человеческой истории почти неизменной.

Понятие профпригодность

Профпригодность (пригодность профессиональная) предопределяет возможность заниматься конкретной трудовой деятельностью. Она отражает особенности процесса выбора будущей профессии с опорой на диагностику и прогнозирование возможностей человека. Благодаря правильно определенному направлению деятельности человек получает возможность успешно освоить профессию и эффективно в ней работать.

Пригодность к профессии предполагает развитие системы профессионально значимых качеств (происходит формирование человека в качестве профессионала). Оценка и формирование профпригодности — это элементы единой системы в виде подготовки специалиста к трудовой деятельности.

Сущность профессиональной пригодности

Сущность профессиональной пригодности представляет собой совокупность психических и психофизиологических свойств человека. Они требуются ему для достижения общественной эффективности в той или другой профессии. Категорию «профессиональная пригодность» используют для характеристики людей с позиции их соответствия требованиям трудовой деятельности.

Показатель профессиональной пригодности к определенной выбранной трудовой деятельности напрямую отображает реальный уровень развития профессионально значимых качеств человека. Они характерны для конкретной трудовой деятельности и определяют уровень удовлетворенности трудом, его процессом и результатом. Сегодня удовлетворенность трудом и собственной профессией зависит не только от самого процесса, но и от внешних факторов.

Факторы внешней среды включают:

  • Условия деятельности;
  • Сформированный микроклимат в коллективе;
  • Уровень мотивации;
  • Престиж профессии;
  • Степень вовлеченности в профессию и т. д.

Профессиональная пригодность — это свойство метасистемы «человек-профессия» («человек-деятельность», «субъект-объект»). Здесь находят проявление свойства человека, которые он приобретает в связи с реализацией себя в деятельности. Также в этой сфере большую роль играет работоспособность, надежность, готовность к труду. Для профессиональной пригодности присущи свойства деятельности, отраженные в ее содержании, средствах и условиях. Это структурные и функциональные особенности организма и психики.

Профессиональную пригодность человека можно рассматривать в качестве его специфического свойства. Суть категории профессиональной пригодности состоит в том, что она обусловливает выбор вида деятельности (профессии), который наиболее полно соответствует склонностям и способностям конкретной личности. Ей присуще удовлетворение интереса от выбранной профессии и удовлетворенность процессом и результатами конкретного труда.

Профпригодность обусловливает следующие показатели

  • Мера оценки эффективности;
  • Надежность и безопасность выполнения трудовых функций;
  • Индивидуальная мера результативности труда;
  • Проявление социального (профессионального) самоопределения личности, включая ее самоутверждение, самореализацию, самосовершенствование в труде.

Профпригодность связана с развитием «Я-концепции», зарождением и становлением образа «Я-профессионал» и стремлением субъекта деятельности к достижению эталонной модели профессионала.

Проблема профессиональной пригодности состоит в том, что она не является врожденным качеством, а формируется в процессе профессионального труда. Труд должен протекать в определенных социально-экономических условиях. Со временем осуществляется лишь развитие отдельных функциональных систем и психических процессов человека (профессионального восприятия, памяти, мышления и пр. По мере накопления опыта, включая его внедрение в трудовую деятельность, развивается профессиональная пригодность и складывается социально-профессиональный тип личности, для которого присущи определенные ценностные ориентации, характер, особенности общения.

Время, которое требуется для совершенствования и достижения профессиональной пригодности, зависит от природных данных, уровня мотивации человека и полученной подготовки (знания, умения, навыки). В различных профессиях и при разных условиях каждый фактор обладает различным удельным весом в общей картине профпригодности. Это значит, что проблема профпригодности заключается в том, что это всегда индивидуальный процесс.

Далеко не каждый индивид способен в приемлемые сроки овладевать некоторыми профессиями. Это происходит даже тогда, когда обеспечивается высокий уровень его профессиональной подготовки и мотивации. Профпригодность к определенным профессиям может развиваться только при наличии определенных природных данных.

Оцените статью
Добавить комментарий