Прикладные науки

Вокруг этих основополагающих теоретических дисциплин буйно разрослись джунгли всевозможных прикладных строительных наук, изучающих конкретные материалы, конструкции и способы производства работ, подобно тому как в свое время от единой гиппократовской медицины произошли тысячи специализаций, от лечения зубов до анализа кала.

В прежние времена дома были низенькие и легкие; однако с ростом этажности рос и вес, приходящийся на фундаменты. Те стали продавливать почву, вызывая катастрофические осадки зданий. Стали разбираться и выяснили, что почвы имеют очень разную прочность — от почти бесконечной у скалы до почти нулевой у торфа, речного ила и т. Более того, грунты залегают пластами разной толщины, так что иногда под тонким слоем надежной породы прячется целый океан трухи. Некоторые слои лежат не горизонтально, а наискось, другие внезапно обрываются, словно кто их отрезал, и в итоге небольшая строительная площадка зачастую оказывается конгломератом самых различных почвенных условий.

Особенно докучают строителям грунтовые воды, которые, вопреки очевидности, также любят залегать под углом, иногда исчезают или вдруг появляются в огромном количестве, и почти всегда поднимаются ближе к поверхности там, где идет стройка. В этих водах могут содержаться агрессивные кислоты, разъедающие бетон фундаментов.

В результате возникла Строительная геология, изучающая расположение разных грунтов на площадке строительства вкупе с их важнейшими характеристиками. Этой работой, как правило, занимаются специальные тресты, оснащенные лабораториями и буровыми машинами.

Опиранием фундаментов на известные уже почвы ведает особая наука Основания и фундаменты. Главная проблема здесь в том, чтобы передать тяжелые нагрузки с очень прочных материалов (стены, колонны) на очень рыхлые (грунт, именуемый основанием) без того, чтобы первые врезались в второе, как нож в масло. Простейший способ — подложить под стену или колонну что-нибудь широкое, чтобы оно работало, как лыжа, удерживающая человека на рыхлом снегу. Однако нагрузки бывают столь велики, а почвы до такой степени скверные, что не спасает никакая лыжа. Тогда приходится забивать сваи, пронзающие насквозь пласты слабых грунтов и передающие вес от здания глубоко вниз. Все это сопряжено с тоскливыми расчетами и совершенно не терпит ошибок, поскольку цена их — осадка здания, которую исправить уже нельзя.

Строительная механика расчитывает усилия для абстрактного каркаса здания, т. безотносительно к тому, из каких материалов он будет выполняться. В самом деле, усилия в каркасе не зависят от материала, но от него зависит прочность, т. способность выдерживать это усилие без разрушений. Положим, расчет выявил в колонне каркаса сжимающую силу в 40 тонн: ясно, что железобетонная стойка известной толщины его выдержит, а деревянная сломается. Но ведь и дерево и бетон бывают разными. То есть прежде чем использовать те или иные материалы, необходимо точно знать их свойства. С другой стороны, строительные материалы надо уметь изготавливать так, чтобы их заранее заданные свойства в точности обеспечивались. Всем этим занимается обширная наука Строительные материалы, а поскольку многие из них (тот же бетон) получаются в результате химических процессов, ей помогает Строительная химия.

Строительных материалов бесчисленно много, однако почти все они относятся к гидроизоляционным, теплоизоляционным или декоративным и потому инженеров волнуют мало. Но есть среди них такие, из которых выполняются несущие конструкции зданий. Эти материалы имеют очень разный характер, свою специфику применения и расчета, и для каждого существует отдельная наука. Среди них заведомо выделяются сталь и бетон, речь о коих пойдет ниже.

Старый добрый кирпич, оттесненный на задворки строительства, породил науку Каменные и армокаменные конструкции (ко вторым относится кладка, армированная стальными сетками, о чем я упоминал). Используемый строго по расчету в относительно тонких стенах и столбах, кирпич сполна отомстил строителям за пренебрежение к своей персоне. Он крошится, трескается и расседается где только может, и хотя в расчетах прост, но требует величайшей осмотрительности, из-за чего многие инженеры вообще избегают за него браться. К тому же в извечной войне инженеров и архитекторов кирпичные конструкции зависли на нейтральной полосе между ними: расчетами занимаются первые, а показывать на чертежах по старой традиции должны вторые. Отсюда вытекают бесконечные ошибки и неувязки с последующим поиском виноватых.

Народные умельцы, привыкшие возводить избы, сараи и целые Кижи без единого гвоздя, нашли последнее прибежище в науке Деревянных конструкций, к которым для поднятия престижа присовокупили еще пластмассовые. Больше всего здесь боятся огня и гниения, замышляют гигантские перекрытия стадионов, сделанные «из едина дуба», и всячески доказывают насмешникам, что их время не ушло. Вместо обыкновенных бревен они набирают тонкие доски в стопку и склеивают их под давлением на дорогом импортном обрудовании. Выходят мощные и поначалу даже красивые балки, употребляемые архитекторами на самых видных местах. Но уже через несколько месяцев, несмотря на защитные лаки, древесина начинает чернеть и становится неряшливой с виду.

Фундаментальная наука

Прикладнáя нау́ка — свод знаний, в которых исследования и открытия имеют непосредственную, прямую ориентацию на практику; это науки, обеспечивающие разработку новых технологий, а именно: алгоритмов действия для получения желаемого продукта.

Прикладные исследования — научные исследования, направленные на практическое решение технических и социальных проблем.

Научное исследование — процесс изучения, эксперимента, концептуализации и проверки теории, связанной с получением научных знаний.

Наукове́дение — исследовательская отрасль, занимающаяся изучением науки, её структуры, динамики, взаимодействие и связь с различными социальными институтами, материальной и духовной жизнью; междисциплинарная область исследований, рассматривающих науку в широком социальном, историческом и философском контексте. Так называемая «наука о науке».

Системный анализ — научный метод познания, представляющий собой последовательность действий по установлению структурных связей между переменными или постоянными элементами исследуемой системы. Опирается на комплекс общенаучных, экспериментальных, естественнонаучных, статистических, математических методов.

Упоминания в литературе

Исследователи данной проблемы подчеркивают, что взаимодействие фундаментальной науки с практикой строится в соответствии с так называемым принципом «воплощения». Он состоит в том, что новое научное знание «воплощается» в определенной процедуре или некотором устройстве вроде транзистора, которое в дальнейшем используется при производстве новой техники, а ее последующие поколения вырастают не из исходного научного знания, а из внутренней логики развития техники (Малки, 2010). Из науки в практику переносится некоторая фундаментальная идея, которая обретает там свою новую жизнь и развивается в соответствии с запросами самой практики. Много аналогий подобной ситуации можно обнаружить и в психологии. При этом «Всякий раз как фундаментальная наука используется в качестве основания для технологической науки, она требует значительного переформулирования» (там же, с. 102), так что «расхождение языков» академической и практической психологии тоже представляет собой вполне естественное и не специфическое для этой науки явление.

– в фундаментальных науках есть возможность не рассматривать всякий конкретный реальный объект, заменяя его познанием типа объекта, то есть абстрактного представителя множества объектов, сгруппированных в мысли по некоторому принципу (чаще всего по отношению к определенному типу взаимодействия). Отсюда большая продуктивность фундаментальных исследований и, как следствие, концентрация на фундаментальных исследованиях значительных интеллектуальных усилий;

Фундаментальная наука – наиболее развитая ее область, ориентированная на исследование законов природы и общества, глубинных сущностных признаков исследуемого объекта, направленное на получение новых и углубление имеющихся знаний об изучаемых объектах, определяющая возможные перспективы практической реализации принципиально новых знаний.

Применение многообразия видов сравнения в анализе культур в мировой культуре создают науку, собственно сравнительную культурологию. Изучение культуры вообще, ее понятия, формирования ее различных видов образуют более широкую и фундаментальную науку – культурологию. Следует отметить, что культурология – сравнительно молодая гуманитарная наука, которая получила статус самостоятельной научной и общеобразовательной дисциплины в 1990-х годах. Сам термин «культурология» применительно к гуманитарным исследованиям системного характера появился в России примерно в 1970-х гг. и использовался рядом известных гуманитариев. Существование культурологии как самостоятельной и специальной научной дисциплины, обретение ею статуса особой науки связаны с необходимостью доказательного, логического обоснования в рамках единой общей теории развертывания понятия культуры как целостного феномена.

Связанные понятия (продолжение)

Научно-техническая деятельность (НТД) — техническая деятельность, находящаяся на стыке научной и инженерной деятельности. Научно-техническая деятельность относится к области технических научных дисциплин, а научные исследования носят прикладной характер.

Синерге́тика (от др. -греч. συν- — приставка со значением совместности и ἔργον «деятельность») — междисциплинарное направление науки, объясняющее образование и самоорганизацию моделей и структур в открытых системах, далеких от термодинамического равновесия.

Тео́рия (греч. θεωρία «рассмотрение, исследование») — учение, система научного знания, описывающая и объясняющая некоторую совокупность явлений и сводящая открытые в данной области закономерные связи к единому объединяющему началу. Представляет собой наиболее глубокое и системное знание о необходимых сторонах, связях исследуемого, его сущности и закономерностях. Знания о закономерностях исследуемого в теории являются логически непротиворечивыми и основанными на каком-либо едином, объединяющем начале.

Физи́ческие нау́ки — термин, изредка использующийся для обозначения той части естественных наук, которые не изучают живую природу. К ним относится физика как наука об общих свойствах движения и химия как наука о строении вещества, а также такие науки как астрономия и геология, изучающие конкретные системы. К физическим наукам принадлежит также большое количество междисциплинарных наук: материаловедение, геофизика и т.

Киберне́тика (от др. -греч. κυβερνητική «искусство управления») — наука об общих закономерностях получения, хранения, преобразования и передачи информации в сложных управляющих системах, будь то машины, живые организмы или общество.

Фото́ника — дисциплина, занимающаяся фундаментальными и прикладными аспектами работы с оптическими сигналами, а также созданием на их базе устройств различного назначения.

Нанотехноло́гия — область фундаментальной и прикладной науки и техники, имеющая дело с совокупностью теоретического обоснования, практических методов исследования, анализа и синтеза, а также методов производства и применения продуктов с заданной атомной структурой путём контролируемого манипулирования отдельными атомами и молекулами.

Нау́ка — область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой основе, синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи с конечной целью прогнозирования. Те гипотезы, которые подтверждаются фактами или.

Прикладная физика — комплекс научных дисциплин, разделов и направлений физики, ставящих своей целью решение физических проблем для конкретных технологических и практических применений. Их важнейшей характеристикой является то, что конкретное физическое явление рассматривается не ради изучения, а в контексте технических и междисциплинарных проблем. «Прикладная» физика отличается от «чистой», которая концентрирует своё внимание на фундаментальных исследованиях. Прикладная физика базируется на открытиях.

Научное знание — система знаний о законах природы, общества, мышления. Научное знание является основной научной картиной мира, поскольку описывает законы его развития.

Иссле́дование ( «следование изнутри»): * в предельно широком смысле — поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов;

Методоло́гия нау́ки, в традиционном понимании, — это учение о методах и процедурах научной деятельности, а также раздел общей теории познания (гносеологии), в особенности теории научного познания (эпистемологии) и философии науки.

Науки о Земле (геонауки или геономия) — науки, изучающие планету Земля (литосферу, гидросферу и атмосферу), а также космическое пространство вокруг Земли. Изучение Земли служит моделью для исследования других планет земной группы.

Информатизация (англ. Informatization) — политика и процессы, направленные на построение и развитие телекоммуникационной инфраструктуры, объединяющей территориально распределенные информационные ресурсы. Процесс информатизации является следствием развития информационных технологий и трансформации технологического, продукт-ориентированного способа производства в постиндустриальный. В основе информатизации лежат кибернетические методы и средства управления, а также инструментарий информационных и коммуникационных.

Наукометрия (англ. Scientometrics) — область науковедения, проводящая ис­сле­до­ва­ние науки ко­ли­че­ст­вен­ны­ми методами.

Объе́кт иссле́дования — в науке под ним подразумевают главное поле приложения сил учёных. В одной науке (научном направлении) однако может быть несколько объектов исследований, которые составляют логически связанное существо и цель исследований в этой науке (научном направлении).

Инжене́рная психоло́гия — отрасль психологии, исследующая процессы и средства информационного взаимодействия между человеком и машиной, а также техническими средствами автоматизации. Важнейшими составляющими его стали процессы восприятия и переработки оперативной информации, принятия решений в условиях ограниченного времени, роста цены ошибочных действий.

Тео́рия управле́ния — наука о принципах и методах управления различными системами, процессами и объектами.

Технические науки (син. инженерные науки) — науки в области естествознания, изучающие явления, важные для создания и развития техники. Деятельность учёных технических наук осуществляется в рамках научно-технической деятельности и носит преимущественно прикладной характер.

Методоло́гия (от греч. μεθοδολογία — учение о способах; от др. -греч. μέθοδος из μετά- + ὁδός, букв. «путь вслед за чем-либо» и др. -греч. λόγος — мысль, причина) — учение о методах, способах и стратегиях исследования предмета.

Научная теория — это система обобщенного знания, объяснения разносторонности событий, ситуаций, происходящих в природе или обществе.

Процессы и аппараты химических технологий (ПАХТ) — техническая дисциплина, отрасль науки и инженерная специальность высшей квалификации, изучающая теорию основных процессов, принципы устройства и методы расчёты аппаратов и машин, используемых для проведения технологических и химических процессов. Находится на стыке таких наук, как физика, физическая химия, термодинамика, механика, расчеты и конструирование, производственный менеджмент, экономика и др. В развитых странах мира — подготовка специалистов.

Математи́ческая моде́ль — математическое представление реальности, один из вариантов модели как системы, исследование которой позволяет получать информацию о некоторой другой системе.

Системный подход — направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов (И. Блауберг, В. Садовский, Э. Юдин); совокупности взаимодействующих объектов (Л. фон Берталанфи); совокупности сущностей и отношений (А. Холл, Р. Фейджин, поздний Л. фон Берталанфи).

Геоинформатика — наука, технология и производственная деятельность по научному обоснованию, проектированию, созданию, эксплуатации и использованию географических информационных систем, по разработке геоинформационных технологий, по приложению ГИС для практических и научных целей.

Открытие — новое достижение, совершаемое в процессе научного познания (см. эпистемология, материализм) природы и общества; установление неизвестных ранее, объективно существующих закономерностей, свойств и явлений материального мира. Лежит в основе научно-технической революции, придавая принципиально новые направления развитию науки и техники и революционизируя общественное производство. Результат творческой (эвристической) деятельности.

Самоорганиза́ция — процесс упорядочения элементов одного уровня в системе за счёт внутренних факторов, без внешнего специфического воздействия (изменение внешних условий может также быть стимулирующим либо подавляющим воздействием).

Трансдисциплина́рность — способ рассмотрения любого предмета вне рамок традиционных научных дисциплин как продукта специализации.

Нау́чно-иссле́довательская лаборато́рия — лаборатория для проведения экспериментов и научных исследований учёных и исследователей. Может быть присоединенной к ВУЗу или НИИ.

Эволюцио́нная эпистемоло́гия — теория познания, являющаяся разделом эпистемологии и рассматривающая рост знания как продукт биологической эволюции.

Математические методы в экономике — научное направление в экономике, посвящённое исследованию экономических систем и процессов с помощью математических моделей. Включают в себя.

Системотехника — советская инженерная дисциплина, появившаяся как аналог системной инженерии (англ. Systems Engineering) — направления науки и техники, охватывающего проектирование, создание, испытание и эксплуатацию сложных систем технического и социально-технического характера.

Теоретическая химия — раздел химии, в котором главное место занимают теоретические обобщения, входящие в теоретический арсенал современной химии, например, концепции химической связи, химической реакции, валентности, поверхности потенциальной энергии, молекулярных орбиталей, орбитальных взаимодействий, активации молекул и др. методами физики и математики. Теоретическая химия объединяет принципы и представления, общие для всех ветвей химической науки. В рамках теоретической химии происходит систематизация.

Сложная система — система, состоящая из множества взаимодействующих составляющих (подсистем), вследствие чего сложная система приобретает новые свойства, которые отсутствуют на подсистемном уровне и не могут быть сведены к свойствам подсистемного уровня.

Модели́рование — исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих объектов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений, а также для предсказания явлений, интересующих исследователя.

Ква́нтовая фи́зика — раздел теоретической физики, в котором изучаются квантово-механические и квантово-полевые системы и законы их движения. Основные законы квантовой физики изучаются в рамках квантовой механики и квантовой теории поля и применяются в других разделах физики.

Научная школа — оформленная система научных взглядов, а также научное сообщество, придерживающееся этих взглядов. Формирование научной школы происходит под влиянием лидера, эрудиция, круг интересов и стиль работы которого имеют определяющее значение для привлечения новых сотрудников. Отношения внутри такого научного коллектива способствуют обмену информации на уровне идей (а не конечных результатов исследований), что значительно повышает эффективность творческой научной работы.

Материаловедение (от рус. материал и ведать) — междисциплинарный раздел науки, изучающий изменения свойств материалов как в твёрдом, так и в жидком состоянии в зависимости от некоторых факторов. К изучаемым свойствам относятся: структура веществ, электронные, термические, химические, магнитные, оптические свойства этих веществ. Материаловедение можно отнести к тем разделам физики и химии, которые занимаются изучением свойств материалов. Кроме того, эта наука использует целый ряд методов, позволяющих.

Закономе́рность — формула событий (явлений) отображающая будущее (прошедшее) с высокой вероятностью, обусловленной объективным системным анализом исследования предшествующих событий и свойств природы (Вселенной).

Клиодина́мика — междисциплинарная область исследований, сфокусированная на математическом моделировании социально-исторических процессов.

Математическая биология — это междисциплинарное направление науки, в котором объектом исследования являются биологические системы разного уровня организации, причём цель исследования тесно увязывается с решением некоторых определённых математических задач, составляющих предмет исследования. Критерием истины в ней является математическое доказательство. Основным математическим аппаратом математической биологии является теория дифференциальных уравнений и математическая статистика.

Экспериментальная экономика — сравнительно новая наука, интенсивно развивающаяся с начала 1980-х годов. В основе методологии экспериментальной экономики лежит использование экспериментальных методов для проверки обоснованности экономических теорий и исследования рыночных механизмов. Экономические эксперименты позволяют получить представление о типичном поведении экономических агентов в контролируемых условиях лаборатории. Одно из преимуществ такого метода — возможность чётко сформулировать стоящий.

Инженерия знаний (англ. knowledge engineering) — область наук об искусственном интеллекте, связанная с разработкой экспертных систем и баз знаний. Изучает методы и средства извлечения, представления, структурирования и использования знаний.

Упоминания в литературе (продолжение)

Главной особенностью науки является установка на познание, достижение истины. Фундаментальные науки часто ориентируются на достижение истины ради самой истины. Прикладные науки больше направлены на решение практических задач. Без фундаментальных исследований, ставящих целью выявление основополагающих законов и принципов развития реальности, прикладные науки заходят в тупик.

Несмотря на ряд издержек формирующегося информационного общества, монография ориентирована на позитивный смысл выражения его сущности в контексте выявления и анализа следующих ключевых особенностей: превращение информации и знаний, фундаментальной науки и технологий в важнейший ресурс материального и духовного производства; трансформация технологического уклада общества в направлении все более наукоемких и востребованных решений; изменение структуры социальной стратификации путем увеличения удельного веса и роли творцов и носителей знания; горизонтальная (сетевая) организация; мультикультурность и глобальность.

Осознание культуры как условия становления, стимула и духовно практического основания социального развития детерминировало появление в науке фундаментального метода научного познания, получившего наименование «культурологический подход». В философии культурологический подход представлен в работах П. Гуревича, Б. Ерасова, С. Иконниковой, М. Кагана, Е. Бабосова, В. Библера, В. Межуева и др. , в педагогике – И. Бестужева-Лады, Е. Бондаревской, Л. Буевой, Т. Буториной, Н. Крыловой, В. Помелова и др.

В широком смысле теория систем – это основополагающая, фундаментальная наука, охватывающая совокупность проблем, связанных с исследованием и проектированием систем. В теоретическую часть теории систем включается 12 направлений.

• методологическая – заключается в том, что по отношению к более частным научным коммуникативным дисциплинам, так или иначе изучающим коммуникационные и информационные процессы в обществе (связи с общественностью, история рекламы, журналистика, имиджелогия, основы межкультурной коммуникации и др. ), теория коммуникации (коммуникология) является более фундаментальной наукой, метатеорией (теорией теорий). В ее рамках разрабатываются методологические основы для более прикладных и практических коммуникативных дисциплин;

Достоверность обуславливается получением достоверной информации об исследуемом явлении (например, за счет всестороннего анализа работ предшественников в области исследования), обоснованным выбором исходных положений, использованием достижений фундаментальной науки и обоснованным применением уже апробированного научно-методического аппарата.

Она выделяется из философии, интегрирует разнообразные знания о культуре, тем самым, превращаясь в фундаментальную науку, в одну из главных отраслей современного социогуманитарного знания.

В «Универсальной методике «Веста» акцентировано внимание на историческом аспекте происхождения и развития культуры европейской расы славяно-ариев с опорой на труды А. Тюняева, Президента Академии фундаментальных наук, руководителя сектора Исторической символики Института древнеславянской и древнеевразийской цивилизации АФН и РАЕН, действительного члена Российской Академии естественных наук. Аналогичные данные приведены из исследований других ученых.

Наука о туризме – комплекс фундаментальных наук. К ним относятся экономика, география, психология, политология, социология, история и право.

Что такое фундаментальные и прикладные науки?

что такое фундаментальные и прикладные науки?

14 года

Фундаментальные научные исследования – это глубокое и всестороннее исследование предмета с целью получения новых основополагающих знаний, а также с целью выяснения закономерностей выясняемых явлений. Результаты которых не предполагаются для непосредственного промышленного использования. Термин (на латыни fundare — «основывать» ) отражает направленность этих наук на исследование первопричинных, основных законов природы. Прикладные научные исследования – это такие исследования, которые используют достижения фундаментальной науки, для решения практических задач. Результатом исследования: создание и совершенствование новых технологий

фундамент — это басиз. основа
а прикладные тут надо прикладываться.

Фундаментальная науки — это направление научной теоретической деятельности, направленной на формирование логичности построения работы в сфере прикладных наук. Основой фундаментальных наук есть философия. На основании философских утверждений базируется конкретика в разработках прикладных наук. Фундаментальные науки ставят вопросы — почему, зачем, для чего, в какой последовательности и так далее. Задача прикладных наук — ответить на эти вопросы конкретными результатами научных исследований в конкретной области знаний.

Оцените статью
Добавить комментарий