Основы психологии
Данный практикум содержит материал для проведения практических занятий по курсам: «Психология и педагогика», «Общая психология», «Психология личности», «Социальная психология», «Психология общения», «Психодиагностика».
В учебном пособии доступно излагаются основные понятия и современные научные сведения по следующим направлениям: «Психология познавательных процессов», «Психология сознания», «Психология личности», «Современные психологические концепции», «Возрастная психология», «Социальная психология», «Педагогическая психология».
Учебное пособие предназначено для студентов вузов, учащихся техникумов, для педагогов и психологов в системе высшего и среднего образования, для руководителей и всех тех, кто по роду своей деятельности работает с людьми и должен уметь учитывать психологию людей.
Жанр: Психология
Скачано: 384 раз
Прочитано: 3094 раз
Основы психологии читать онлайн
О книге «Основы психологии. Учебное пособие»
Написанное преподавателем с многолетним стажем, автором более 40 книг по психологии, пособие содержит необходимую информацию о развитии психики, структуре личности, познавательных процессах и особенностях взаимодействия людей в группах, дает представление о современных психологических концепциях. В нем увлекательно, живо и образно, с множеством примеров раскрываются все основные вопросы, включаемые в экзаменационные билеты по курсу «Психология». Написано в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования РФ и предназначено для студентов, аспирантов вузов, для педагогов и психологов, а также всех интересующихся вопросами психологии.
Глава 1 Введение в психологию
Психология как наука
Что изучает психология? Что это за наука? Если задать эти вопросы студентам, не изучавшим данную науку, то можно услышать типичные ответы: «изучает поведение человека», «изучает мысли, чувства, желания человека», обязательно найдется шутник, который ответит: «изучает психов». Если не требовать строгой академичности и терминологической грамотности, то эти ответы можно частично признать близкими к истине. Действительно, психология изучает все перечисленное и еще многое другое. За долгую историю своего развития психология не раз меняла направление своих исследований. С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. По-видимому, люди начали задумываться над существованием некоего духовного начала, направляющего их поведение, в очень далекие доисторические времена. Первые теории, выдвигавшиеся для объяснения поведения, привлекали для этого факто
и профессионального
образования РФ
в качестве
учебного пособия для студентов
ББК 22. ЗЯ72 С 81
профессор, доктор
психол. наук А. Галактионов (Институт
психологии РАН)
профессор, доктор
психол. наук Б. Коссов (НИИ высшего
образования Госкомитета РФ) профессор,
доктор биол- наук, П. Ермаков (РГУ)
Столяренко Л.
С 81 Основы
психологии. Издание третье, переработанное и
дополненное. Серия «Учебники, учебные
пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. -672 с.
В учебном пособив доступно излагаются
основные понятия и современные научные
сведения по следующим направлениям:
«Психология познавательных процессов»,
«Психология сознания», «Психология
личности», «Современные психологические
концепции», «Возрастная психология»,
«Социальная психология», «Педагогическая
психология».
Учебное пособие предназначено для
студентов вузов, учащихся техникумов,
для педагогов и психологов в системе
высшего и среднего образования, для
руководителей и всех тех, кто по роду
своей деятельности работает с людьми
и должен уметь учитывать психологию
людей.
ISBN
5-222-00483-Х
ББК
22. ЗЯ72
О книге «Основы психологии»
Психология – очень интересная наука, которая была выделена среди других наук относительно недавно. Изучает она такую тонкую сферу, как поведение человека, его психологические реакции в тех или иных ситуациях, его внутреннее состояние, восприятие мира и то, как все это влияет на его деятельность. Естественно, что без хорошей учебной литературы качественно освоить этот предмет невозможно. Пособие Людмилы Столяренко учебное пособие «Основы психологии» относится к разряду тех изданий, в которых изложена вся необходимая информация по теме.
Пособие полностью соответствует требованиям, установленным по этому предмету государством. В нём изложены основные понятия и сведения о таких направлениях психологии, как концепции современной психологии, социальная психология, основы психологии познавательных процессов и т. Все сведения, размещённые автором в учебнике, являются актуальными, взятыми из работ известных современных психологов.
Материал учебного пособия изложен простым языком, структурированно. Кроме теории, в книге приведены практические примеры, облегчающие усвоение материала. Каждую главу пособия завершают контрольные вопросы. Они позволяют читателям самостоятельно оценить уровень усвоения ими материала. В том же случае, если они хотят углубить их, они могут воспользоваться обширными ссылками на работы иных авторов и иную учебную литературу, которые также прилагаются к каждой главе. Книга будет интересна всем тем, кто желает связать свою судьбу с такой наукой как психология. Особенно она пригодится студентам и абитуриентам, поступающим на первый курс психологических факультетов российских вузов.
В учебном пособии доступно излагаются основные понятия и современные научные сведения по следующим направлениям: «Психология познавательных процессов», «Психология сознания», «Психология личности», «Современные психологические концепции», «Возрастная психология», «Социальная психология», «Педагогическая психология». Учебное пособие предназначено для студентов вузов, учащихся техникумов, для педагогов и психологов в системе высшего и среднего образования, для руководителей и всех тех, кто по роду своей деятельности работает с людьми и должен уметь учитывать психологию людей.
Функции, свойства сознания. Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания. Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоции — формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием. «Осознание переживания — это всегда установление его объективной отнесенности к причинам, его вызывающим, к объектам, на которые оно направлено, к действиям, которыми оно может быть реализовано» (С. Рубинштейн). Сознание развивается у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось, и становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда.
Дата публикации: 06. 2020 12:15 UTC
Столяренко :: книги по психологии :: психология
Следующие учебники и книги:
Данный практикум содержит материал для проведения практических занятий по курсам: «Психология и педагогика», «Общая психология», «Психология личности», «Социальная психология», «Психология общения», «Психодиагностика». В учебном пособии проведен теоретический анализ основ психодиагностики, обзор наиболее признанных психодиагностических методик, включен практический материал для проведения тестов и интерпретации результатов по следующим направлениям: «Психодиагностика познавательных психических процессов, интеллекта и креативности», «Психодиагностика топологических особенностей темперамента» и личности», «Психодиагностика психических состояний, мотивации и эмоционально-личностной дезадаптации», «Диагностика межличностных отношений и коммуникативности». Предназначено для студентов ВУЗов, изучающих курс «Психология и педагогика», «Психодиагностика», а также для практических психологов и всех лиц, интересующихся проблемами психодиагностики, самопознания и самосовершенствования.
Предмет и задачи психодиагностики. В психологическом словаре дается следующее определение: «Психодиагностика — область психологической науки, разрабатывающая метода-выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности». «Психодиагностика выступает как интегративная научно-технологическая дисциплина, которая опирается на научные теории дифференциальной психологии и математизированную технологию конструирования тестов (психометрика), а в результате разрабатывает и использует репертуар конкретных психодиагностических методик для решения конкретных практических задач» (А. Шмелев).
Психодиагностика направлена на измерение какого-то качества, постановку диагноза на этой основе, нахождение того места, которое занимает испытуемый среди других по выраженности изучаемых особенностей.
Можно говорить о двух типах диагноза. Во-первых, диагноз на основе констатации наличия или отсутствия какого-либо признака. Во-вторых, диагноз, позволяющий находить место испытуемого или группы испытуемых на «оси континуума» по выраженности тех или иных качеств. Психодиагностические методики призваны достаточно быстро и надежно обеспечивать сбор данных об испытуемом для формулирования психологического диагноза.
Дата публикации: 27. 2014 05:49 UTC
учебник по психологии :: психология :: Столяренко
- 100 ловушек в личной жизни, Как их распознать и обойти, Петрушин С.В., 2013
- 10 дельных вопросов, Деньги большого города, Курпатов А., 2006
- Как улучшить память и развить внимание за 4 недели, Лагутина Т.
- Комплексная методика собранная пикаперами, Боглачев Ф.
Предисловие
Российское общество переживает сложный период социальноэкономического реформирования. Надежды его граждан и усилия государства направляются на всестороннее совершенствование жизни в соответствии с представлениями об обществе, отвечающем уровню достижений человеческой цивилизации и воплощающем в большей степени, чем прежде, идеалы добра, справедливости, свободы, защиты от беззакония и зла, обеспечивающем людям равные возможности для самореализации и достойной жизни.
Этот процесс сложен, противоречив, многообусловлен. Он не может быть осуществлен директивой или по желанию кого-то «сверху». Что бы ни говорили пессимисты, но он зависит от всех граждан России. Невозможно воплотить идеалы в жизнь каждого человека без его личного участия. И общество всегда таково, каковы его граждане и их активность. Жизнь в обществе может стать лучше, если его граждане станут лучше — воспитание, образованнее, культурнее, умнее, способнее к цивилизованному, демократичному, свободному, производительному образу жизни.
Большая роль в совершенствовании общества принадлежит молодым россиянам, вступающим в жизнь и принимающим эстафету поколений. Верно сказано, что человечество и общество топтались бы на месте, если бы дети не превосходили своих родителей и учителей. Помогать молодым людям выполнить свою историческую миссию, стать совершеннее, раскрыть и развить свои возможности, самореализоваться в жизни и достичь максимально возможного, внести вклад в судьбы и прогресс России и ее народа — социальная миссия образования.
Федеральный компонент образовательных программ вузов в каче- стве обязательной включает дисциплину «Психология и педагогика».
Каждый молодой человек хочет быть сильным, умелым, уважаемым, успешным в жизни, способным владеть ситуацией и держать судьбу в собственных руках. Этому как раз учат психология и педагогика — науки о жизни. Это прикладные науки и их знания не сухие теории и балласт для памяти, которые можно выбросить после сдачи зачета или экзамена, а путеводные по жизни.
Научные знания психологии и педагогики нужны любому человеку, ибо позволяют глубже и правильнее разбираться в жизни и себя в ней, в ее подлинных ценностях, в людях и отношениях с ними, предупреждать и преодолевать трудности, которых на жизненном пути всегда хватает. Они учат повышать свои возможности, становится сильнее, выбирать наилучшую линию и способы поведения в разных ситуациях. Многими тысячами примеров можно подтвердить, что человек, разбирающийся в вопросах психологии и педагогики, обладает надежным и действенным инструментом, повышающим его уверенность в себе, жизнестойкость и способность достигать успехов в жизни. Именно в таком жизненно ориентированном ключе эти знания и раскрываются в предлагаемым вниманию читателей учебнике.
Основы психологии и педагогики
Главным предметом изучения человечества является человек.
Любовь к науке — это любовь к правде.
Чем более наука служит народу, тем более жизнь обогащает науку.
Глава 2. Психологические концепции
Краткий экскурс
в историю
психологии
Поведенческая
концепция Б. Скиннера
Когнитивный
подход к личности (Д. Келли)
Теория личности
Г. Тома
Аналитическая
психология К. Юнга
Трансперсональный
подход к человеку Станислава
Грофа
Оглавление
Предисловие7
Раздел I. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ9
Глава 1. Психология и педагогика в жизни, деятельности,
науке и образовании10
1. Учебная дисциплина «Психология и педагогика»:
цели, задачи, функции, концепция изучения10
1. Психология и педагогика в научном подходе
к решению проблем человека15
1. Психологическая и педагогическая подготовленность
специалиста — выпускника высшей школы23
Глава 2. Основы научно-психологического знания31
2. Психологическая наука и ее методология31
2. Мозг и психика53
2. Мир психических явлений81
Глава 3. Основы научно-педагогического знания99
3. Педагогика как наука99
3. Методологические основы педагогики106
Раздел II. ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА:
ЛИЧНОСТЬ, ГРУППА, ОБЩЕСТВО128
Глава 4. Проблема личности в психологии128
4. Личность и ее психология128
4. Психология развития личности142
4. Личность и поведение154
Глава 5. Проблема личности в педагогике159
5. Специфика педагогического подхода к личности159
5. Педагогическое формирование личности
в процессе социализации167
5. Воспитание личности194
Глава 6. Социальная среда, группа, коллектив
в психологии и педагогике214
6. Социальная психология среды и группы214
6. Социальная педагогика среды и коллектива231
6. Психологический и педагогический потенциалы
групп и коллективов235
Глава 7. Психология и педагогика общества
и жизнедеятельности человека252
7. Социально-психологическая
и социально-педагогическая действительность
в обществе252
7. Психология и педагогика развития современного
общества259
7. Психология и педагогика жизнедеятельности
человека в обществе278
Раздел III. ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: ПРОФЕССИОНАЛ306
Глава 8. Психология и педагогика профессионального
образования307
8. Психологические и педагогические основы
образования307
8. Психология и педагогика профессионализма330
8. Формирование личности в образовательном
процессе345
8. Учение и профессиональное становление студента353
8. Педагогическая культура преподавателя361
Глава 9. Психология и педагогика профессионального
обучения369
9. Педагогические основы обучения369
9. Методическая система и интенсивные технологии
обучения382
9. Общая методика формирования профессиональных
знаний, навыков и умений400
9. Специальные виды профессионального обучения
работающих410
Глава 10. Психолого-педагогические основы
профессионального труда431
10. Человек в организации431
10. Психология и педагогика управления организацией450
10. Психологические и педагогические особенности
труда в рыночных условиях474
Глава 11. Психологическая и педагогическая техника
в профессиональной деятельности500
11. Основы психологической и педагогической техники500
11. Психологическая техника выполнения
профессиональных действий505
11. Техника выполнения основных педагогических
действий528
В современном обществе в условиях постоянного стресса и рутинных забот, иногда так хочется отвлечься и поднять своё душевное состояние. Чтение книг, без сомнения, один из самых популярных и действенных способов. Книги позволяют справится со многими личными переживаниями, отвлекают от жизненных неурядиц и являются отличным источником знаний и вдохновения.
Книга «Основы психологии» Столяренко Людмилы Дмитриевны написана в жанре классическая и профессиональная психология и поможет найти ответы на многие вопросы, откроет тайны психологии и позволит лучше понять себя и других людей. Автор в своей работе обращает внимание на многие актуальные проблемы современного общества, таким образом, делясь с нами своими размышлениями и идеями. Оригинальный сюжет произведения, описание жизни и испытаний главных героев, детальные описания местностей и интерьеров определенно завладеют вниманием читателя.
С этой книгой читают
Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешьЭкман Пол
Что играет решающую роль в управлении поведением? Что читается по лицам и определяет качество нашей жизни? Что лежит в основе эффективного общения? Что мы испытываем с.
Психология подсознанияПодводный Авессалом
Как понять, что происходит внутри нас? Что такое программа подсознания? Какими бывают наши желания и потребности? Как можно постичь внутреннюю истину? Что регулирует.
Мудрость Востока и Запада. Психология равновесияЭкман Пол, Далай-лама XIV (Тензин Гьяцо)
В мире не так мало умных людей. Но по-настоящему мудрых — единицы. Их мысли и слова представляют особую, ни с чем не сравнимую ценность для всех нас. Это книга-разговор.