Опросник шмишека леонгард

Описание методики

Опросник Шмишека — личностный опросник, который предназначен для диагностики типа акцентуации личности, является реализацией типологического подхода к ее изучению. Опубликован Г. Шмишеком (H. Schmieschek) в 1970 г.

Методика состоит из 88 вопросов, на которые требуется ответить «да» или «нет». Разработан также сокращенный вариант опросника. С помощью данной методики определяются следующие 10 типов акцентуации личности (по классификации К. Леонгарда):

  • Демонстративный тип. Характеризуется повышенной способностью к вытеснению.
  • Педантичный тип. Лица этого типа отличаются повышенной ригидностью, инертностью психических процессов, неспособностью к вытеснению травмирующих переживаний.
  • Застревающий тип. Характерна чрезмерная стойкость аффекта.
  • Возбудимый тип. Повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и побуждениями.
  • Гипертимический тип. Повышенный фон настроения в сочетании с оптимизмом и высокой активностью.
  • Дистимический тип. Сниженный фон настроения, пессимизм, фиксация теневых сторон жизни, заторможенность.
  • Тревожно-боязливый. Склонность к страхам, робость и пугливость.
  • Циклотимический тип. Смена гипертимических и дистимических фаз.
  • Аффективно-экзальтированный. Легкость перехода от состояния восторга к состоянию печали.Восторг и печаль — основные сопутствующие этому типу состояния.
  • Эмотивный тип. Родственен аффективно-экзальтированному, но проявления не столь бурны. Лица этого типа отличаются особой впечатлительностью и чувствительностью.

Максимальный показатель по каждому типу акцентуации — 24 балла. Признаком акцентуации считается показатель выше 12 баллов. Полученные данные могут быть представлены в виде «профиля личностной акцентуации».

Сушествует два варианта данной методики:

  • Взрослый вариант опросника Шмишека
  • Детский вариант опросника Шмишека

Оба варианта состоят из одинакового количества вопросов, имеют одинаковые типы акцентуаций личности и одинаковые методы обработки результатов. Различия состоят только в формулировке вопросов, описание опросника и определение доминирующих акцентуаций характера одинаково как для взрослых, так и для детей.

В нашей стране применяются варианты для взрослых (адаптация Блейхера В. , 1973) и для детей и подростков (модификация Крук И. , 1975).

Теоретические основы

Теоретической основой опросника является концепция «акцентуированных личностей» К. Леонгарда. В соответствии с этой концепцией все черты личности могут быть разделены на основные и дополнительные. Основные черты — стержень личности, они определяют ее развитие, процессы адаптации, психическое здоровье. При значительной выраженности основные черты характеризуют личность в целом. В случае воздействия неблагоприятных факторов они могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности. Личности, у которых основные черты ярко выражены, названы К. Леонгардом акцентуированными. Акцентуированные личности не следует рассматривать в качестве патологических. Это случай «заострения» определенных, присущих каждому человеку, особенностей. По К. Леонгарду, в акцентуированных личностях потенциально заложены как возможности социально положительных достижений, так и социально отрицательный заряд.

Леонгардом выделены 10 типов акцентуированных личностей, которые достаточно произвольно разделены на две группы: акцентуации характера (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый) и акцентуации темперамента (гипертимический, дистимический, тревожно-боязливый, циклотимический, аффективно-экзальтированный, эмотивный).

Процедура проведения

«Вам будут предложены утверждения, касающиеся вашего поведения и характера. Если вы согласны с утверждением, поставьте рядом с его номером знак «+» (да), если не согласны знак «–» (нет). Не раздумывайте над вопросами долго, отвечайте так, как вам кажется в настоящий момент

Обработка результатов

Производится подсчет ответов, совпадающих с Ключом по каждой шкале, характеризующей акцентуированную черту, и отдельно – по показателю искренности.

Ключ

Шкала опросника Ответы «да» Ответы «нет» Коэффициент

Гипертимность (Г)
1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77

3

Дистимность (В)
9, 21, 43, 74, 87
31, 53, 65
3

Циклотимность (Ц)
6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84

3

Возбудимость (В)
, 20, 30, 42, 52, 64, 75, 86

3

Застревание (З)
2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81
12, 46, 59
2

Эмотивность (Эм)
3, 13, 35, 47, 57, 69, 79
25
3

Экзальтированность (Эк)
10, 32, 54, 76

6

Тревожность (Т)
6, 27, 38, 49, 60, 71, 82
5
3

Педантичность (П)
4, 14, 17, 26, 36, 48, 58, 61, 70, 80, 83
39
2

Демонстративность (Де)
7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88
51
2

Интерпретация результатов

Сумма баллов по каждой из основных шкал умножается на соответствующий коэффициент, указанный в Ключе. Максимально возможное значение набранных баллов – 24.

Результат умножения на коэффициент рассматривается исходя из 4-х уровней выраженности акцентуированной черты:

По результатам обработки вычерчивается профиль в форме графика, который является основой последующего анализа.

Профиль характера

Общая форма графика

Среди многочисленных вариантов расположения показателей наибольший интерес представляют следующие.

  • Большинство значений акцентуированных черт характера оказались на уровне или выше 19-ти баллов. По всей вероятности, перед нами сложный в общении человек, со многими «острыми» углами, но, безусловно – это яркая личность. Если отдельные черты достигли отметки 22 и выше баллов, то налицо явные акцентуации, что, как правило, является признаком коммуникативных проблем.
  • Графическая кривая имеет отчетливый «зубчатый» профиль – высокие и низкие показатели чередуются. Такой график встречается чаще всего и требует особого внимания при интерпретации, ибо за отдельными показателями может скрываться как вполне адекватный, «живой» человек, со своими характерологическими достоинствами и недостатками, так и человек, весьма проблемный в коммуникативном и воспитательном плане.
  • На общем «ровном» фоне средних и низких показателей выделяется одно ярко выраженное значение, либо значение, попадающее в зону выше среднего. В этом случае можно вести речь о выраженном типе акцентуации, либо о склонности вести себя в соответствии с основными характеристиками этого типа. Подробное описание каждого типа дано в разделе 4 данного пособия.
  • На общем «ровном» фоне средних и низких показателей выделяется несколько (2 или 3) ярко выраженных значений, либо значений, попадающих в зону выше среднего. В этом случае необходимо обратиться к описанию сочетаний черт.

Специфические группы показателей

При анализе отдельных сочетаний черт, в первую очередь, следует обратить внимание на две группы показателей.

  • Акцентуации, в основе которых лежат энергодинамические проявления – гипертимность, циклотимность, демонстративность.
    Если все показатели по соответствующим шкалам ниже 7-ми баллов, то это – свидетельство недостатка энергетических ресурсов, необходимых для активной деятельности. Если эти показатели превышают пределы 18-ти баллов, мы имеем дело с личностью, обладающей мощными жизненными силами.
  • Акцентуации, в основе которых лежат эмоции и чувства, – застревание, возбудимость, эмотивность, тревожность, экзальтированность.
    Если все или почти все показатели этих акцентуаций ниже 7-ми баллов, это свидетельствует об отсутствии выразительных реакций на происходящее, что, как правило, приводит к низкой контактности с окружающими.
    Если многие из обозначенных характеристик оказались выше 18-ти баллов, то мы имеем дело с прямо противоположной личностью, у которой эмоционально-чувственная жизнь настолько разнообразна, что становится неподвластной разуму. Естественно, у нее возникают коммуникативные проблемы, поскольку эмоции и чувства могут проявляться слишком ярко и неадекватно ситуациям.

Подробная характеристика типов акцентуаций

  • Батаршев, А.В. Диагностика черт личности и акцентуаций. Практическое руководство / А.В. Батаршев. – М.: Психотерапия, 2006. – 288 с.
  • Кортнева, Ю. Диагностика актуальных проблем / Ю. Кортнева. – М.: Институт Общегуманитарных исследований, 2004. – 240 с.
  • Паршукова, Л.П. Акцентуации характера: учебное пособие / Л.П. Паршукова, И.В. Выбойщик. – 2-е изд., испр. и доп. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. – 84 с.

Опросник Шмишека (акцентуации характера)

Согласно теории «акцентуированных личностей» существуют черты личности, которые сами по себе еще не являются патологическими, однако могут при определенных условиях развиваться в по¬ложительном или отрицательном направлении. Черты эти являются как бы заострением некоторых присущих каждому человеку индивидуальных свойств. У психопатов эти черты достигают особо большой выраженности.

Психологический тест

Темперамент

Характер

Сборник психологических тестов. Часть I: Пособие / Сост. Миронова – Мн. : Женский институт ЭНВИЛА, 2005. – 155 с.

Пройти онлайн тест Опросник Шмишека (акцентуации характера) бесплатно без регистрации и без СМС

Опросник Леонгарда Шмишека на акцентуации характера

Опросник Леонгарда Шмишека на акцентуации характера

В основе опросника Шмишека на акцентуации характера лежит модифицированное представление Карла Леонгарда, описанное в его труде «Акцентуированные личности».

По его представлению акцентуации, в зависимости от происхождения, можно разделить на категории:

  • темперамент, врожденное (гипертимный, эмотивный, экзальтированный, дистимический, тревожный, лабильный)
  • характер, как социальное (педантичный, возбудимый, застревающий, демонстративный)
  • индивидуально личностные  особенности (экстравертированный, интровертированный)

Стоит отметить, что понятия экстраверсии и интроверсии у Леонгарда отличаются от представлений Айзенка, Майерс и Бриггс.

Представленный здесь тест опросник Шмишека на 60 вопросов поможет вам определить акцентуации личности и тенденции, предрасположенности. Некоторые типы личности пересекаются с акцентуациями Личко. Поэтому, чтобы иметь более полную картину, стоит пройти оба теста на акцентуацию характера. Приступим?

Больше подробностей о тесте узнайте в нашем блоге.

Авторы теста: 

Ганс Шмишек,
Testometrika Team

Встроить на сайт

Тест-опросник Шмишека и Леонгарда

оцениваемого_________________________________________Возраст (полных лет)_________________________________________
Должность_________________________________________
Подразделение_________________________________________
Дата заполнения_________________________________________

Инструкция

Является ли ваше настроение в общем веселым и беззаботным?

Восприимчивы ли вы к обидам?

Случалось ли вам иногда быстро заплакать?

Всегда ли вы считаете себя правым в том деле, которое делаете, и вы не успокоитесь, пока не  убедитесь в этом?

Считаете ли вы себя более смелым, чем в детском возрасте?

Может ли ваше настроение меняться от глубокой радости до глубокой печали?

Находитесь ли вы в компании в центре внимания?

Бывают ли у вас дни, когда вы без достаточных оснований находитесь в угрюмом и  раздражительном настроении и ни с кем не хотите разговаривать?

Серьезный ли вы человек?

Можете ли вы сильно воодушевиться?

Предприимчивы ли вы?

Быстро ли вы забываете, если вас кто-нибудь обидит?

Мягкосердечный ли вы человек?

Пытаетесь ли вы проверить после того, как опустили письмо в почтовый ящик, не осталось ли  оно висеть в прорези?

Всегда ли вы стараетесь быть добросовестным в работе?

Испытывали ли вы в детстве страх перед грозой или собаками?

Считаете ли вы других людей недостаточно требовательными друг к другу?

Сильно ли зависит ваше настроение от жизненных событий и переживаний?

Всегда ли вы прямодушны со своими знакомыми?

Часто ли ваше настроение бывает подавленным?

Был ли у вас раньше истерический припадок или истощение нервной системы?

Склонны ли вы к состояниям сильного внутреннего беспокойства или страстного стремления?

Трудно ли вам длительное время просидеть на стуле?

Боретесь ли вы за свои интересы, если кто-то поступает с вами несправедливо?

Смогли бы вы убить человека?

Сильно ли вам мешает косо висящая гардина или неровно настланная скатерть, настолько, что  вам хочется немедленно устранить эти недостатки?

Испытывали ли вы в детстве страх, когда оставались одни в квартире?

Часто ли у вас без причины меняется настроение?

Всегда ли вы старательно относитесь к своей деятельности?

Быстро ли вы можете разгневаться?

Можете ли вы быть бесшабашно веселым?

Можете ли вы иногда целиком проникнуться чувством радости?

Подходите ли вы для проведения увеселительных мероприятий?

Высказываете ли вы обычно людям свое откровенное мнение по тому или иному вопросу?

Влияет ли на вас вид крови?

Охотно ли вы занимаетесь деятельностью, связанной с большой ответственностью?

Склонны ли вы вступиться за человека, с которым поступили несправедливо?

Трудно ли вам входить в темный подвал?

Выполняете ли вы кропотливую черную работу так же медленно и тщательно, как и любимое  вами дело?

Являетесь ли вы общительным человеком?

Охотно ли вы декламировали в школе стихи?

Убегали ли вы ребенком из дома?

Тяжело ли вы воспринимаете жизнь?

Бывали ли у вас конфликты и неприятности, которые так изматывали вам нервы, что вы не  выходили на работу?

Можно ли сказать, что вы при неудачах не теряете чувство юмора?

Сделаете ли вы первым шаг к примирению, если вас кто-то оскорбит?

Любите ли вы животных?

Уйдете ли вы с работы или из дому, если у вас там что-то не в порядке?

Мучают ли вас неопределенные мысли, что с вами или с вашими родственниками случится  какое-нибудь несчастье?

Считаете ли вы, что настроение зависит от погоды?

Затруднит ли вас выступить на сцене перед большим количеством зрителей?

Можете ли вы выйти из себя и дать волю рукам, если вас кто-то умышленно грубо рассердит?

Много ли вы общаетесь?

Если вы будете чем-либо разочарованы, придете ли в отчаяние?

Нравится ли вам работа организаторского характера?

Упорно ли вы стремитесь к своей цели, даже если на пути встречается много препятствий?

Может ли вас так захватить кинофильм, что слезы выступят на глазах?

Трудно ли вам будет заснуть, если вы целый день размышляли над своим будущим или какой- нибудь проблемой?

Приходилось ли вам в школьные годы пользоваться подсказками или списывать у товарищей  домашнее задание?

Трудно ли вам пойти ночью на кладбище?

Следите ли вы с большим вниманием, чтобы каждая вещь в доме лежала на своем месте?

Приходилось ли вам лечь спать в хорошем настроении, а проснуться в удрученном и несколько  часов оставаться в нем?

Можете ли вы с легкостью приспособиться к новой ситуации?

Есть ли у вас предрасположенность к головной боли?

Часто ли вы смеетесь?

Можете ли вы быть приветливым с людьми, не открывая своего истинного отношения к ним?

Можно ли вас назвать оживленным и бойким человеком?

Сильно ли вы страдаете из-за несправедливости?

Можно ли вас назвать страстным любителем природы?

Есть ли у вас привычка проверять перед сном или перед тем, как уйти, выключен ли газ и свет,  закрыта ли дверь?

Пугливы ли вы?

Бывает ли, что вы чувствуете себя на седьмом небе, хотя объективных причин для этого нет?

Охотно ли вы участвовали в юности в кружках художественной самодеятельности, в  театральном кружке?

Тянет ли вас иногда смотреть вдаль?

Смотрите ли вы на будущее пессимистически?

Может ли ваше настроение измениться от высочайшей радости до глубокой тоски за короткий  период времени?

Легко ли поднимается ваше настроение в дружеской компании?

Переносите ли вы злость длительное время?

Сильно ли вы переживаете, если горе случилось у другого человека?

Была ли у вас в школе привычка переписывать лист в тетради, если вы поставили на него  кляксу?

Можно ли сказать, что вы больше недоверчивы и осторожны, нежели доверчивы?

Часто ли вы видите страшные сны?

Возникала ли у вас мысль против воли броситься из окна, под приближающийся поезд?

Становитесь ли вы радостным в веселом окружении?

Легко ли вы можете отвлечься от обременительных вопросов и не думать о них?

Трудно ли вам сдержать себя, если вы разозлитесь?

Предпочитаете ли вы молчать (да) или вы словоохотливы (нет)?

Бланк ответов к тесту

Спасибо за Ваши ответы!

Ключ к тесту-опроснику Шмишека и Леонгарда

Тест-опросник Шмишека и Леонгарда предназначен для диагностики типа акцентуации личности, опубликован г. Шмишеком в 1970 году и является модификацией «Методики изучения акцентуаций личности К. Леонгарда». Методика предназначена для диагностики акцентуаций характера и темперамента. Согласно К. Леонгарду, акцентуация – это «заострение» некоторых, присущих каждому человеку, индивидуальных свойств.

Акцентуированные личности не являются патологическими, другими словами, они нормальные. В них потенциально заложены как возможности социально положительных достижений, так и социально отрицательный заряд.

Выделенные Леонгардом 10 типов акцентуированных личностей разделены на две группы: акцентуации характера (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый) и акцентуации темперамента (гипертимический, дистимический, тревожно-боязливый, циклотимический, аффективный, эмотивный).

Тест предназначен для выявления акцентуированных свойств характера и темперамента лиц подросткового, юношеского возраста и взрослых. Характерологический тест Шмишека подходит для учета акцентуаций характера в процессе обучения, профессионального отбора, психологического консультирования, профориентации.

По каждой шкале подсчитываются плюсы (положительные ответы на указанные вопросы) и минусы (отрицательные ответы на соответствующие шкале вопросы). Затем полученные баллы (плюсы и минусы) по шкале суммируются, и результат умножается на коэффициент – при каждом типе акцентуации свой. В результате обработки результатов тестирования получится 10 показателей, соответствующих выраженности той или иной акцентуации личности по Леонгарду.

ТипСложить (+)Вычесть (–)Акцентуации характера1. Демонстративность, истероидность ×2 (получившееся значение шкалы умножить на 2)7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88512. Застревание, ригидность ×22, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 8112, 46, 593. Педантичность ×24, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83364. Неуравновешенность, возбудимость ×38, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86НетАкцентуации темперамента5. Гипертимность ×31, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77Нет6. Дистимичность ×39, 21, 43, 75, 8731, 53, 657. Тревожность, боязливость ×316, 27, 38, 49, 60, 71, 8258. Циклотимичность ×36, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84Нет9. Аффективность, экзальтированность ×610, 32, 54, 76Нет10. Эмотивность, лабильность ×33, 13, 35, 47, 57, 69, 7925

Интерпретация результата

Максимальный показатель по каждому типу акцентуации (по каждой шкале опросника) равен 24 баллам. Полученные данные могут быть представлены в виде «профиля акцентуаций личности»:

По некоторым источникам, признаком акцентуации считается величина, превосходящая 12 баллов. Другие же основания практического применения опросника указывают, что сумма баллов в диапазоне от 15 до 18 говорит лишь о тенденции к тому или иному типу акцентуации. И лишь в случае превышения 19 баллов личность является акцентуированной.

Таким образом, вывод о степени выраженности акцентуации делается на основании следующих показателей по шкалам:

0–12 – свойство не выражено;

13–18 – средняя степень выраженности свойства (тенденция к тому или иному типу акцентуации личности);

19–24 – признак акцентуации.

Описание типов акцентуаций личности

Демонстративный тип. Характеризуется повышенной способностью к вытеснению, демонстративностью поведения, живостью, подвижностью, легкостью в установлении контактов. Склонен к фантазерству, лживости и притворству, направленным на приукрашивание своей персоны, авантюризму, артистизму, к позерству. Им движет стремление к лидерству, потребность в признании, жажда постоянного внимания к своей персоне, жажда власти, похвалы; перспектива быть незамеченным отягощает его. Он демонстрирует высокую приспосабливаемость к людям, эмоциональную лабильность (легкую смену настроений) при отсутствии действительно глубоких чувств, склонность к интригам (при внешней мягкости манеры общения). Отмечается беспредельный эгоцентризм, жажда восхищения, сочувствия, почитания, удивления. Обычно похвала других в его присутствии вызывает у него особо неприятные ощущения, он этого не выносит. Стремление к компании обычно связано с потребностью ощутить себя лидером, занять исключительное положение. Самооценка сильно далека от объективности. Может раздражать своей самоуверенностью и высокими притязаниями, сам систематически провоцирует конфликты, но при этом активно защищается. Обладая патологической способностью к вытеснению, он может полностью забыть то, о чем он не желает знать. Это расковывает его во лжи. Обычно лжет с невинным лицом, поскольку то, о чем он говорит в данный момент, для него является правдой; по-видимому, внутренне он не осознает свою ложь или же осознает очень неглубоко, без заметных угрызений совести. Способен увлечь других неординарностью мышления и поступков.

Застревающий тип. Его характеризует умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. Часто страдает от мнимой несправедливости по отношению к нему. В связи с этим проявляет настороженность и недоверчивость по отношению к людям, чувствителен к обидам и огорчениям, уязвим, подозрителен, отличается мстительностью, долго переживает происшедшее, не способен «легко отходить» от обид. Для него характерна заносчивость, часто выступает инициатором конфликтов. Самонадеянность, жесткость установок и взглядов, сильно развитое честолюбие часто приводят к настойчивому утверждению своих интересов, которые он отстаивает с особой энергичностью. Стремится добиться высоких показателей в любом деле, за которое берется, и проявляет большое упорство в достижении своих целей. Основной чертой является склонность к аффектам (правдолюбие, обидчивость, ревность, подозрительность), инертность в проявлении аффектов, в мышлении, в моторике.

Педантичный тип. Характеризуется ригидностью, инертностью психических процессов, тяжелостью на подъем, долгим переживанием травмирующих событий. В конфликты вступает редко, выступая скорее пассивной, чем активной стороной. В то же время очень сильно реагирует на любое проявление нарушения порядка. На службе ведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований. Пунктуален, аккуратен, особое внимание уделяет чистоте и порядку, скрупулезен, добросовестен, склонен жестко следовать плану, в выполнении действий нетороплив, усидчив, ориентирован на высокое качество работы и особую аккуратность, склонен к частым самопроверкам, сомнениям в правильности выполненной работы, брюзжанию, формализму. С охотой уступает лидерство другим людям.

Возбудимый тип. Недостаточная управляемость, ослабление контроля над влечениями и побуждениями сочетаются у людей такого типа с властью физиологических влечений. Ему характерна повышенная импульсивность, инстинктивность, грубость, занудство, угрюмость, гневливость, склонность к хамству и брани, к трениям и конфликтам, в которых сам и является активной, провоцирующей стороной. Раздражителен, вспыльчив, часто меняет место работы, неуживчив в коллективе. Отмечается низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций, тяжеловесность поступков. Для него никакой труд не становится привлекательным, работает лишь по мере необходимости, проявляет такое же нежелание учиться. Равнодушен к будущему, целиком живет настоящим, желая извлечь из него массу развлечений. Повышенная импульсивность или возникающая реакция возбуждения гасятся с трудом и могут быть опасны для окружающих. Он может быть властным, выбирая для общения наиболее слабых.

Гипертимический тип. Людей этого типа отличает большая подвижность, общительность, болтливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству, недостаток чувства дистанции в отношениях с другими. Часто спонтанно отклоняются от первоначальной темы в разговоре. Везде вносят много шума, любят компании сверстников, стремятся ими командовать. Они почти всегда имеют очень хорошее настроение, хорошее самочувствие, высокий жизненный тонус, нередко цветущий вид, хороший аппетит, здоровый сон, склонность к чревоугодию и иным радостям жизни. Это люди с повышенной самооценкой, веселые, легкомысленные, поверхностные и, вместе с тем, деловитые, изобретательные, блестящие собеседники; люди, умеющие развлекать других, энергичные, деятельные, инициативные. Большое стремление к самостоятельности может служить источником конфликтов. Им характерны вспышки гнева, раздражения, особенно когда они встречают сильное противодействие, терпят неудачу. Склонны к аморальным поступкам, повышенной раздражительности, прожектерству. Испытывают недостаточно серьезное отношение к своим обязанностям. Они трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество.

Дистимический тип. Люди этого типа отличаются серьезностью, даже подавленностью настроения, медлительностью, слабостью волевых усилий. Для них характерны пессимистическое отношение к будущему, заниженная самооценка, а также низкая контактность, немногословность в беседе, даже молчаливость. Такие люди являются домоседами, индивидуалистами; общества, шумной компании обычно избегают, ведут замкнутый образ жизни. Часто угрюмы, заторможены, склонны фиксироваться на теневых сторонах жизни. Они добросовестны, ценят тех, кто с ними дружит и готовы им подчиниться, располагают обостренным чувством справедливости, а также замедленностью мышления.

Тревожный тип. Людям данного типа свойственны низкая контактность, минорное настроение, робость, пугливость, неуверенность в себе. Дети тревожного типа часто боятся темноты, животных, страшатся оставаться одни. Они сторонятся шумных и бойких сверстников, не любят чрезмерно шумных игр, испытывают чувство робости и застенчивости, тяжело переживают контрольные, экзамены, проверки. Часто стесняются отвечать перед классом. Охотно подчиняются опеке старших, нотации взрослых могут вызвать у них угрызения совести, чувство вины, слезы, отчаяние. У них рано формируется чувство долга, ответственности, высокие моральные и этические требования. Чувство собственной неполноценности стараются замаскировать в самоутверждении через те виды деятельности, где они могут в большей мере раскрыть свои способности. Свойственные им с детства обидчивость, чувствительность, застенчивость мешают сблизиться с теми, с кем хочется, особо слабым звеном является реакция на отношение к ним окружающих. Непереносимость насмешек, подозрения сопровождаются неумением постоять за себя, отстоять правду при несправедливых обвинениях. Редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях они ищут поддержки и опоры. Они обладают дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью. Вследствие своей беззащитности нередко служат «козлами отпущения», мишенями для шуток.

Циклотимный тип. Характеризуется сменой гипертимных и дистимных состояний. Им свойственны частые периодические смены настроения, а также зависимость от внешних событий. Радостные события вызывают у них картины гипертимии: жажда деятельности, повышенная говорливость, скачка идей; печальные – подавленность, замедленность реакций и мышления, так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми. В подростковом возрасте можно обнаружить два варианта циклотимической акцентуации: типичные и лабильные циклоиды. Типичные циклоиды в детстве обычно производят впечатление гипертимных, но затем проявляется вялость, упадок сил, то, что раньше давалось легко, теперь требует непомерных усилий. Прежде шумные и бойкие, они становятся вялыми домоседами, наблюдается падение аппетита, бессонница или, наоборот, сонливость. На замечания реагируют раздражением, даже грубостью и гневом, в глубине души, однако, впадая при этом в уныние, глубокую депрессию, не исключены суицидальные попытки. Учатся неровно, случившиеся упущения наверстывают с трудом, порождают в себе отвращение к занятиям. У лабильных циклоидов фазы смены настроения обычно короче, чем у типичных циклоидов. «Плохие» дни отмечаются более насыщенными дурным настроением, чем вялостью. В период подъема выражены желания иметь друзей, быть в компании. Настроение влияет на самооценку.

Экзальтированный тип. Яркая черта этого типа – способность восторгаться, восхищаться, а также – улыбчивость, ощущение счастья, радости, наслаждения. Эти чувства у них могут часто возникать по причине, которая у других не вызывает большого подъема, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние – от печальных. Им свойственна высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дела до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях они бывают как активной, так и пассивной стороной. Они привязаны к друзьям и близким, альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Могут быть паникерами, подвержены сиюминутным настроениям, порывисты, легко переходят от состояния восторга к состоянию печали, обладают лабильностью психики.

Эмотивный тип. Этот тип родственен экзальтированному, но проявления его не столь бурны. Для них характерны эмоциональность, чувствительность, тревожность, болтливость, боязливость, глубокие реакции в области тонких чувств. Наиболее сильно выраженная черта – гуманность, сопереживание другим людям или животным, отзывчивость, мягкосердечность, сорадование чужим успехам. Они впечатлительны, слезливы, любые жизненные события воспринимают серьезнее, чем другие люди. Подростки остро реагируют на сцены из фильмов, где кому-либо угрожает опасность, такие сцены могут вызвать у них сильное потрясение, которое долго не забудется и может нарушить сон. Редко вступают в конфликты, обиды носят в себе, не «выплескиваются» наружу. Им свойственно обостренное чувство долга, исполнительность. Бережно относятся к природе, любят выращивать растения, ухаживать за животными.

Характерологический опросник Леонгарда

Этот тест предназначен для выявления акцентуаций характера, т. определенного направления характера. Опросник включает в себя 88 вопросов, 10 шкал, соответствующих определенным акцентуациям характера.

Инструкция к тесту

Вам предлагаются утверждения и вопросы, касающиеся Вашего характера. Прочитайте каждое утверждение и решите, верно оно «+» или неверно «-» по отношению к Вам. Над ответами долго думать не следует, правильных и неправильных ответов здесь нет.

Оцените статью
Добавить комментарий