Операция в психологии это

Психодинамическая терапия

Из психоаналитических методов терапии для лечения депрессии чаще всего применяется краткосрочная психодинамическая терапия (short term psychodynamic psychotherapy) (Malan D. , 1976; Luborsky L. , 1984; Strupp H. , Binder J. , 1984). В процессе психоаналитической работы с пациентом некоторые психоаналитики выделяют три этапа: исследовательский, клинический и глубинно-терапевтический с вероятностным.

Целью психоаналитической терапии депрессии является коррекция самооценки и притязаний больного, структуры личности в целом, а также «устранение неразрешенных конфликтов раннего детства», которые, по мнению адептов психоанализа, играют важную роль в формировании последующих депрессивных реакций. В результате больной приобретает возможность «испытать нормально-психологическую грусть», расширяется спектр испытываемых им эмоций (Попов Ю. , Вид В. , 1997).

В то же время, сторонники когнитивной терапии полагают, что такие классические психоаналитические техники, как техника свободных ассоциаций неприменимы в работе с депрессивными пациентами, поскольку последние «еще больше погружаются в трясину своих негативных мыслей» (Beck A. , et. , 1979).

В работе психоаналитика с пациентом, страдающим депрессией, подчеркивается роль анализа феномена контрпереноса (Dorner K. , Plog U. , 1996). Отмечается, что высказывания психотерапевта, начинающиеся с «но. » не очень удачны, поскольку стимулируют сопротивление пациента.

Действительно, больной депрессией с его постоянными жалобами на свое состояние, нередко тревогой, тягостными ощущениями, отсутствием веры в выздоровление способен вызвать массу негативных переживаний у своего врача, особенно если последний эмоционально восприимчив к страданиям пациента. Даже после, казалось бы, заметного улучшения больной вновь и вновь твердит об отсутствии прогресса в своем состоянии, игнорируя позитивные знаки и утрируя самые незначительные симптомы.

Сложность психоаналитической терапии депрессии многие психоаналитики объясняют несовпадением клинических проявлений и эмоционального внутреннего бессознательного, а также включением некоторых механизмов психологической защиты, затрудняющих процесс терапии. К таким механизмам можно отнести проективную идентификацию, отражающуюся в характере отношений пациента с окружающими его людьми.

Достаточно часто психотерапевт, работающий с больным депрессией, сталкивается с его сопротивлением процессу терапии. Пациент уводит беседу в сторону, детально описывая свои ощущения, говорит о невозможности помочь ему, отказывается выполнять домашние задания, невнимательно слушает и вообще уверен в бесполезности любой попытки справиться с депрессией.

Если вы радуетесь улучшению состояния больного, он тут же подчеркивает кратковременность этого эффекта и демонстрирует признаки плохого самочувствия. Сопротивление процессу лечения вызвано желанием пациента: избежать угрожающей с его точки зрения ситуации.

Что воспринимается как опасность при депрессии, каким изменениям сопротивляется пациент? Эти вопросы, волнуют психотерапевта в процессе лечения больного депрессией. Осознаваемая или неосознаваемая угроза для пациента заключена в том, что он должен выйти из своей болезни, состояния пассивности. Это требует сил и ведет к изменению отношения близких людей к прежде страдающему человеку. Сопротивление психотерапевт чувствует по многим приметам: пациент старается изменить тему разговора, говорить о своем, невнимательно слушает врача, задает вопросы, не относящиеся к теме сеанса психотерапии, вновь и вновь возвращается к казалось-бы, уже пройденному, предъявляет множество жалоб и больше говорит о соматических ощущениях, чем о своем характере, мышлении или поведении. Здесь следует подчеркнуть стереотип сопротивления больного процессу лечения, не только в кабинете психотерапевта, но и за его пределами.

Психотерапевту следует стремиться сформировать у пациента мотивацию к изменению, простое вербальное обращение внимания больного на сам факт сопротивление оказывается малоэффективным, более полезно проследить взаимосвязь сопротивления с потребностями больного. Полезным приемом преодоления сопротивления является поиск и демонстрация альтернатив сложившимся стереотипам мышления и поведения.

Терапия деятельности

Наш опыт психотерапии расстройств депрессивного спектра позволяет говорить о важности работы, направленной на деятельность человека, страдающего депрессией. Речь идет о своеобразной терапии деятельности больного.

С терминологической точки зрения, представляется значимым определение самого понятия «деятельность», а также разграничение его от таких близких ему терминов, как: активность, занятие и действие.

Как известно, деятельность человека имеет многогранный, сознательный и общественный характер. Она формируется в результате взаимодействия сложных психических процессов, в большинстве случаев заметна для окружающих и оставляет после себя отчетливые следы.

Как в обычной жизни здорового человека, так и в случае развития депрессии с ее относительной спецификой изменения психической сферы, деятельность больного имеет свои особенности. На ее характер существенно влияют индивидуальные биологические факторы, особенности психопатологической симптоматики, личность пациента и социальный контекст его функционирования.

Диагностика деятельности, ее серьезный анализ в случае развития депрессии представляются важным этапом оказания помощи больному человеку.

Актуальность терапии деятельности в случае депрессии не вызывает сомнения, изменение характера деятельности при этом состоянии отражается практически на всех процессах психической жизни человека. Более того, складывается впечатление, что сама по себе терапия деятельности имеет право на существование не только при депрессии, но и при других психических расстройствах, поскольку, помещая деятельность в фокус внимания, мы открываем для себя возможность, влиять на все функции психической сферы.

Любая деятельность предполагает включение различных звеньев сложного аппарата психического функционирования, она сама по себе уже является активной в смысле жизнедеятельности человека. Активный и целенаправленный характер сознания отражается в деятельности. Деятельность является одной из важнейших характеристик активности, в каждом ее проявлении реализуются вполне конкретные цели. Так, в частности, в трудовой деятельности происходит реализация цели в виде конкретного «овеществленного» результата, в игровой деятельности выражается мотив и смысл деятельность, звучат мотивы соперничества, получения выигрыша, что также отражает отношение к цели; в познавательной деятельности цель обычно смещена по сравнению с деятельностью и направлена на усвоение новых знаний. В общем смысле стержнем деятельности является та цель, которую человек ставит перед собой. Сама же цель определяется мотивами и лежащими в их основе социально-общественными и биологическими потребностями.

В процессе деятельности меняется восприятие окружающей действительности, что, так или иначе, связано с характером выполняемой работы, активируются структуры мозга, связанные с памятью и мышлением. Наконец, и поведение оказывается прямым отражением деятельности, поскольку оно в наглядной форме приводит к результату деятельности и даже само по себе уже предполагает ее наличие.

В клинической психологии изучению деятельности человека, страдающего депрессией уделялось сравнительно мало внимания, не исследовались процессы смены деятельности и взаимозаменяемость ее различных форм на отдельных этапах течения заболевания.

Стремление больного депрессией к одиночеству или, напротив, поиск помощи и зависимость от окружающих находит отражение в его деятельности.

С точки зрения большинства психологов наиболее важными формами деятельности являются: речевая (разговор, письмо, чтение), игровая, познавательная и трудовая деятельность. Можно предполагать, что онтогенеза способность к деятельности формировалась в следующей последовательности: речевая деятельность, игра, учение, труд, причем каждый последующий этап включал в себя элементы предыдущего.

Исходя из вышесказанного, следует тот факт, что по мере развития депрессии в наибольшей степени падает способность человека к творческой деятельности, затем познавательной, позже игровой и речевой.

Работа с деятельностью пациента, страдающего депрессией значима в контексте межличностного общения. Потребность в общении дает возможность не только обмениваться той или иной информацией, обсуждая ту или иную проблему, но и разделять чувства, сопереживая другому человеку. Как известно неспособность к эффективному общению больного депрессией приводит к серьезному нарушению его деятельности

С точки зрения терапии деятельности, следует иметь в виду, что наиболее эффективен такой подход к пациенту, при котором он получал бы удовольствие не от конечного результата деятельности, а от ее процесса.

В данном случае процесс деятельности можно рассматривать и как прямую цель и как косвенную, реализуемую в процессе совершения каких-либо действий.

Опыт показывает, что особый интерес вызывает психотерапия депрессии, осуществляемая в процессе трудовой или игровой деятельности.

Позитивные аспекты такой психотерапии очевидны. Значимость трудовой деятельности или интерес к игре, облегчают формирование навыков самостоятельного выхода из депрессии, вносят элемент состязательности, способствуют групповой активности, многообразию переживаний, позволяют моделировать те ситуации, которые могут спровоцировать рецидив депрессии. Кроме того, в игре максимально реализуется потенциал ролевого моделирования, а сам выразительный характер игры, ее семантические аспекты представляют особый интерес, даже в том случае если речь идет об игре в воображении.

В процессе терапии деятельности последнюю важно рассматривать как в поперечном срезе (настоящая деятельность, в контексте «здесь и сейчас»), так и в продольном (на протяжении жизни), не ограничиваясь только прошлой деятельностью, но и предполагая ее развитие в будущем.

Во время депрессии искажается направление и цели деятельности больного человека, фиксируется ее сниженный уровень.

В процессе психотерапии важно усилить мотивы деятельности, которые лежат в ее основе, поскольку при депрессии в первую очередь страдают сложные формы деятельности, включающие в себя проявления воли, на первый план выступает более примитивная деятельность. Волевые действия носят сознательный и целевой характер, требуют концентрации внимания, активности мышления и определенного уровня глубины переживаний. Проявляя волевые усилия, человек способен контролировать свои текущие потребности ради достижения поставленной цели. Работая с пациентом, психотерапевт последовательно проходит через определенные этапы: преодоление борьба мотивов — формирование ведущей мотивации — определение основной цели и задач — построение конкретного плана действий — принятие решения — выполнение действий — достижение результата и его оценка. Следует иметь в виду, что при депрессии обостряются тревожно-мнительные черты характера человека, блокируется сложный волевой акт уже на этапе борьбы мотивов, На характере деятельности отражается и гипокинезия — ограничение двигательной активности больного.

Как известно, для людей, страдающих депрессией характерна пессимистичная оценка не только своей деятельности, но и всех событий, которые с ними происходят. Какая бы то ни была деятельность, она чаще всего кажется им сложной и неприятной, скоро появляется усталость. В предстоящей деятельности они акцентируют внимание на трудностях и в связи с этим могут вообще отказаться от работы, даже не начав ее. Большинство больных оказываются неспособными к продолжительному волевому напряжению. Они нерешительны и безинициативны, при волевом усилии внутренняя угнетенность может быть компенсирована, но на короткое время.

Психотерапевтическую работу с пациентом, страдающим депрессией следует строить в позитивном ключе, поощряя его межличностные контакты. Здесь важно отметить, что больные, страдающие депрессией, по мере улучшения своего состояния, могут сопереживать, быть отзывчивыми, благодарными особенно по отношению к тем близким людям, которые их окружают.

Психотерапевт, активирующий деятельность больного, сталкивается с большими трудностями, так как во время депрессии происходит угнетение всех ее проявлений. Пациенты не знает, что ему делать, он нерешителен, убежден в том, что не справиться даже с простой работой. Характерно чувство беспомощности и невозможности выполнения, какой-либо деятельности вообще. Больные отмечают чувство физической усталости, вялости, быстрого утомления в процессе выполнения какой — либо работы. Наблюдается снижение творческой активности, общее падение физического и психического тонуса. Возможны жалобы на чувство лени, безволия, неспособность взять себя в руки. Обращает на себя внимание замедленная больного реакция на внешние раздражители. Для больных типичен пессимизм в оценке прошлого, настоящего и будущего.

Появляется пессимизм в оценке своих способностей, собственной социальной ценности. Адинамические депрессии, прежде всего, характеризуются снижением волевой активности и побуждений, чувством физического бессилия, больные становятся вялыми, неинициативными. Моторное торможение может переходить в адинамию и полное бездействие. Угнетение различных процессов душевной деятельности, отражается на замедленном выполнении темпа работы, которая обычно делается с трудом, отмечается резкое снижение общего уровня работоспособности

К сфере общения может наблюдаться снижение эмоционального отклика, отсутствие переживаний в связи с этим (анестетические проявдения), что соотвествует изменению аффективного резонанса больного

Пациента отличает ограничение коммуникативной деятельности, стремление к одиночеству, участие лишь в той беседе, которая соответствует его мрачному настроению У больных с проявлениями депрессии отмечается тихий голос и речевые задержки, длительные паузы, односложные ответы. В познавательной деятельности ее нарушения заметны выполнение простых счетных операций, фиксируется ухудшение памяти и способности к воспроизведению.

В процессе психотерапевтической работы с пациентом, страдающим депрессией мы начинали с диагностики деятельности. С помощью специального списка вопросов (анкеты), последовательно раскрывающего ее проявления, касающиеся особенностей коммуникации, игровой, познавательной и трудовой деятельности. Следует отметить, что подобная диагностика, проводимая на протяжении ряда психотерапевтических сеансов, способствовала активации больного и ускоряла его выход из депрессии.

Вопросник сферы деятельности:

  • Какой основной деятельностью вы занимались в последнее время?
  • Какие задачи и цели реализовались в процессе вашей основной деятельности?
  • Какие качества характера помогали вам успешно справляться со своей основной деятельностью?
  • Какие ваши действия можно считать на настоящий момент времени завершенными, текущими, начальными, какие дела в настоящее время вам надо завершить в первую очередь?
  • Чем вы планируете заняться в будущем, ваши ближайшие, промежуточные и отдаленные цели?
  • Расскажите о ваших основных навыках, что больше всего вы любите делать?
  • Чем бы вам хотелось заняться в настоящее время?
  • Что вам необходимо сделать, чтобы нормализовать свое питание и сон, повысить степень своего комфорта?
  • Ваши основные достижения в жизни, о какой своей деятельности в прошлом вы любите вспоминать?
  • В каких ситуациях вы проявляете инициативу, от чего она усиливается?
  • Какими способностями вы обладаете, как, и в каком возрасте, они проявились?
  • Ваши любимые предметы?
  • Кто в профессиональном плане является для вас примером, образцом для подражания?
  • Что помогает вам сконцентрировать внимание?
  • Что облегчает вам процесс запоминания?
  • Каким способом вы можете себя дисциплинировать, что для этого необходимо?
  • В процессе обучения вы предпочитаете наглядную информацию, самостоятельную работу,
  • демонстрацию, слуховые или визуальные средства обучения, различные формы обсуждения или что-либо другое?
  • Любите ли вы путешествовать, где вы бывали, какие места вам запомнились?
  • Ваши основные знания и навыки, что вы знаете лучше всего, что вы знаете плохо, каких знаний вам не хватает, какие знания вы планируете приобрести в ближайшее и отдаленное время?
  • Какой способ обучения для вас оптимален?
  • Чем вас привлекает ваша профессия, почему вы ее выбрали?
  • На какой работе вы были бы более активным человеком?
  • Расскажите о вашем рабочем месте, что вы делали для того, чтобы оно было удобным для вас?
  • Ваши обязанности на работе?
  • Что вам необходимо для успешной профессиональной деятельности?
  • Какую работу вам хотелось бы выполнять, от какой работы вы получаете удовольствие?
  • Расскажите о творческих аспектах вашей работы?
  • С какими людьми вам легче работать?
  • Как вы планируете свой день, свое рабочее время?
  • Что может повысить ваш интерес к работе?
  • Расскажите о вашей семье, кто из членов семьи вам ближе и почему, с кем вам хотелось бы жить вместе?
  • Расскажите о ваших друзьях?
  • Каким стилем общения вы чаще всего пользуетесь аффективно-оценочным, описательным или конструктивным?
  • Кто вам помогал в трудные минуты жизни, кто может помочь сейчас, в чем эта помощь может заключаться?
  • С кем вы любите разговаривать по телефону, Интернету, кому вы любите писать письма?
  • Как вы выбираете и дарите подарки, какие подарки нравятся вам, лучшие подарки, которые дарили вам?
  • Ваши любимые темы разговора, любимые собеседники?
  • Ваше отношение к праздникам, ваши любимые праздники, как вы любите их отмечать?
  • По каким критериям вы оцениваете себя и окружающих вас людей?
  • Расскажите о ваших домашних животных?
  • Ваши любимые игры, чем они вас привлекают?
  • Ваши любимые игрушки в детстве?
  • Играете ли вы в азартные игры, что вас в них привлекает, какую основную цель вы преследуете во время игры?
  • Каким видом спорта вы занимались раньше, занимаетесь сейчас, планируете заняться в будущем?
  • Какие спортивные соревнования вы любите смотреть?
  • Ваши любимые настольные игры, чем они вас привлекают?
  • В какой игре вы лучше всего выражаете свое отношение к жизни?
  • Как проявляется ваш характер в играх?
  • Ваши любимые познавательные и творческие игры?
  • Какие вы испытываете чувства, когда выигрываете?

Перед началом терапии деятельности, исходя из возможностей пациента, следует правильно организовать «пространство деятельности». Поведение пациента в процессе деятельности должно быть максимально естественным и свободным. А обстановка окружающая его достаточно комфортна. Особого внимания заслуживает разработка условий деятельности, символическое замещение ее предметов. Психотерапевт может воспользоваться условными символами деятельности («стул — автомобиль», ««кабинет психотерапевт — мастерская» и т. Следует отметить значимость адекватного замещения предметов, вовлечение в процесс деятельности не только пациента, но и его ближайшего окружения. В ряде случаев используются следующие терапевтические приемы: прием незавершенной или прерванной деятельности («точка наивысшего интереса»), направленный на усиление активности пациента; прием концентрированной мобилизации поиска собственного эффективного решения; прием быстрой смены деятельности в случае проблемной ситуации. В связи с этим психотерапевт должен умело дозировать степень этой незавершенности на каждом этапе терапии и в каждом конкретном случае. Любая деятельность направлена на достижение определенного результата, поэтому психотерапевт не только прогнозирует его характер, но и побуждает пациента к достижению результата, к законченности деятельности, интегрирующей все предыдущие усилия.

В процессе терапии деятельности последовательно реализуются следующие задачи:

  • последовательное включение различных видов деятельности, желательно повторяющее онтогенез ее развития (адекватное межличностное общение; игровая, деятельность; познавательная деятельность, включающая в себя предоставление необходимой для пациента информации, обучение его новым навыкам и умениям; трудовая деятельность);
  • прояснение актуальных мотивов и потребностей, формирующих направление основной деятельности;
  • анализ социального статуса пациента (социограмма);
  • ревизия и восстановление утраченных навыков и умений;
  • приобретение новых знаний, навыков и умений, после тестирование склонностей пациента;
  • окончание незавершенных действия пациента (список незавершенных действий, планирование их окончания, конкретные варианты завершения);
  • совместное с пациентом построение индивидуальных «терапевтических игр», обучение этим играм (усиление игровой активности, ролевые трудовые и познавательные игры, спортивные игры и др.);
  • смена трудовой деятельности в процессе терапии (самостоятельные рекомендации, рекомендации семьи и рекомендации терапевта, пробные варианты трудовой деятельности, выбор занятий, рабочего места, навыки организации работы).

В процессе терапии деятельности большое внимание уделяется терапевтической активности пациента, включающей в себя: исследование собственной «внутренней картины болезни», поиск аналогичных случаев течения болезни, этиологией, патогенезом, клинической картиной и вариантами терапии заболевания. В ходе выздоровления поощряется своего рода наставничество, привлечение пациента к помощи врачу, лечащему других пациентов. Здесь также постоянно активируется творческая активность больного, стимулируются навыки поддержки окружающих людей.

Психотерапевтическая работа с депрессивным пациентом требует не только сопереживания с ним. Деятельность больного также строится, исходя из интересов последнего, планируется проведение тех занятий, которые в наибольшей степени соответствуют увлечениям пациента. Следует отметить, что неустойчивый тип личности нуждается в жестком директивном планировании деятельности. Здесь требуется тщательный контроль за выполнением намеченного задания.

Общие принципы терапии деятельности при депрессии включают в себя: акцент на тех формах деятельности, которые реализуют позитивные интересы пациента; противодействие деятельности, направленной на реализацию негативных для личности и ее окружения целей; переключение деятельности на достижение социально-значимых ценностей. В контексте терапии деятельности представляет интерес внимательное исследование увлечений и навыков больного, опора на его интересы. Здесь можно наблюдать определенные параллели с терапией творческим самовыражением, подразумевающей деятельность,ориентированную на глубокое изучение творческих возможностей личности, выявления тех социально-адекватных форм полноценного общения, которые возможны в процессе демонстрации результатов творчества ближайшему окружению пациента.

Когнитивная терапия

По мнению большинства специалистов, наиболее эффективна в процессе лечения депрессии когнитивная терапия, фокусирующаяся на коррекции особенностей мышления пациентов, страдающих этим психическим расстройством.

Наиболее удивительным феноменом развития психологии последней четверти двадцатого века выглядит бурный подъем интереса к когнитивной психологии. В ее истоках можно найти статистические исследования процесса обучения, теорию информации и попытки компьютерного моделирования мышления. В настоящее время когнитивная психология — психология, которая фокусирует основное внимание на процессе познания, на всей совокупности составляющих этого сложного феномена, включающего в себя целенаправленную активность сознания, восприятие, внимание, память, язык, формирование понятий и особенно мышление.

Истоки современной когнитивной терапии депрессии можно найти в рациональной терапии П. Дюбуа (1902), рационально-эмотивной терапии А. Эллиса (1952) и когнитивной терапии А. Бека (1972). Дюбуа посвятил психическому лечению меланхолии 15 лекцию своей книги «Психоневрозы и их лечение». Однако, как отмечал Ю. Каннабих (1911) речь в данном случае идет не о меланхолии в узко психиатрическом смысле слова, т. не о тяжелых случаях болезни, а о не выраженных формах маниакально-депрессивного психоза: циклотимии.

Эффективность когнитивной терапии депрессии доказана многочисленными работами отечественных и иностранных ученых. Так, в частности, оценка эффективности индивидуальной когнитивной терапии (16 сессий) среди пожилых пациентов в возрасте старше 60 лет, страдающих депрессией, показала, что уровень депрессии в исследуемой группе был ниже, чем в той контрольной группе, где психотерапия не проводилась. Оказалось, что когнитивная терапия снижает средний балл по оценочным шкалам депрессии в три раза. Существует точка зрения, что когнитивная терапия у пожилых лиц и амбулаторных больных может быть более эффективна, чем терапия антидепрессантами. Также было показано более выраженное улучшение при когнитивной терапии, чем при использовании для лечения депрессии различных релаксационных тренингов. Согласно мнению ортодоксальных приверженцев общего психологического консультирования, его эффект при лечении депрессии сравним с эффектом когнитивно-бихевиоральной терапии и является более высоким, чем участие в работе группы поддержки. В то же время, было показано, что различие в эффективности результатов различных вариантов психотерапии обычно стирались к концу ее первого года (Barkham M. , Hardy G. , 2001).

Доказана эффективность когнитивной терапии тех женщин, которые перенесли тяжелый стресс (посттравматическое стрессовое расстройство). Клиническое улучшение наблюдалась у 85 % пациенток и, в частности, проявлялось значительным снижением показателей по шкале депрессии, даже у женщин, испытавших стресс в детском возрасте.

Когнитивная терапия депрессии, в ее классическом варианте обычно ограниченна во времени и представляет собой 15-20 встреч, на протяжении 12-16 недель. Она уменьшает выраженность негативных представлений пациента о себе, окружающем мире и будущем, а также предотвращает повторное возникновение депрессии, изменяя установки и взгляды пациентов, корригируя особенности их мышления.

Эффективность психотерапии депрессии повышается при сочетанном применении когнитивного подхода с бихевиоральной терапией — работой над поведением человек.

На первом этапе когнитивной терапии психотерапевт устанавливает оптимальный контакт с пациентом, знакомит его с основными принципами данного метода психотерапии, подчеркивает важность и необходимость самостоятельной «домашней работы».

Наблюдая за поведением больного, страдающего депрессией, в определенной ситуации или подробно расспрашивая о ней, можно выделять и ранжировать различные стимулы в той или иной степени, влияющие на поведение. Однако, для того, чтобы изменить данное поведение, недостаточно работать лишь с одними стимулами, необходимо уделить внимание промежуточным переменным в цепочке «стимул — реакция», разобраться в сложных внутренних процессах. То, чему обучаются, представляет собой не простую последовательность «стимул — реакция», а внутреннюю картину ситуации — когнитивную карту. Последовательность построения когнитивной карты при терапии депрессии можно представить себе следующим образом: составление списка негативных идей, определение сходства и различия мыслей, определение последовательности возникновения мыслей, выяснение характера связи между ними, отражающими негативную тематику. Выявлению негативных мыслей может способствовать анализ воспоминаний пациента, касающийся ярких негативных переживаний прошлого.

Собственно когнитивные техники, обычно представлены заполнением «протокола негативных мыслей», предусматривающего не только достаточно подробное описание ситуации, в которой возникают негативные чувства, оценку их выраженности, выделение негативных мыслей, но и активное опровержение последних. Среди когнитивных техник также достаточна популярна техника реатрибуции. Ее целью становится выявление всех факторов, которые могли бы повлиять на исход событий. Подразумевается обзор фактов, вызвавших излишнюю самокритику; выявление разницы критериев при оценке собственного поведения и поведения других людей (двойной стандарт); оспаривание убежденности пациента, что он «на 100% ответственен» за развитие неблагоприятной ситуации, а также поиск альтернативных решений проблемы («техника альтернативной концептуализации»).

Когнитивная терапия особенно эффективна тогда, когда пациент постоянно объясняет свои неприятности только собственными просчетами и изъянами.

По данным многих авторов, одним из важных моментов формирования депрессии является завышенное стремление к совершенству — перфекционизм. Была обнаружена положительная корреляцию между выраженностью этого признака и интенсивностью показателей по шкале депрессии. В контексте вышесказанного когнитивная терапия направлена на коррекцию установок и чрезмерного стремления к совершенству. С этой целью необходимо выявить убеждения, связанные с подобной тенденцией, с последующим обсуждением ее негативных последствий, отрицательного влияния на эмоциональную сферу, деятельность и межличностные контакты. В дальнейшем необходимо провести анализ источников стремления к совершенству, сформировать альтернативные убеждения, в соответствии с которыми возникнет и новый стиль поведения.

По данным некоторых ученых когнитивная терапия эффективна при депрессиях, сочетающихся с паническими атаками. Здесь подчеркивается наибольшую эффективность комбинированной терапии депрессии, включающую в себя медикаментозные средства и психотерапию.

Поскольку существует точка зрения, согласно которой расстройства пищевого поведения могут быть скрытой маской депрессивного состояния, были предприняты попытки когнитивной терапии приступов повышенного аппетита — булимии. Описан опыт проведения успешного 16-недельного курса когнитивной лиц, страдающих булимией. После лечения наблюдались статистически значимые изменения в пищевом поведении и снижение уровня депрессии. Также когнитивная терапия рекомендуется для лечения депрессии у больных, страдающих различными заболеваниями суставов — артритами. Известен успешный опыт применение когнитивной терапии при хронических болях неврологической природы. По данным ученых из Нигерии, когнитивная терапия позволяет снизить уровень депрессии и тревоги у пациентов в предоперационном периоде. Австралийские ученые описывают опыт эффективного применения когнитивной терапии через сеть Интернета.

В ряде исследований изучалось влияние когнитивной терапии на изменение ультраструктуры головного мозга. Оценка ультраструктуры головного мозга проводилась до и после когнитивной терапии при помощи современных методов исследования нервной системы — эмиссионной томографии. Клинический эффект сопровождался характерными изменениями метаболизма, нервных клеток, выявленными по результатам проведения томографии. Наблюдалось увеличение активности нервных клеток в глубоких структурах мозга, особенно в области гиппокампа и зоны Бродмана, и снижение активности клеток в задней, срединной и фронтальной долях коры головного мозга. Такая картина существенно отличается от изменений, наблюдаемых при лечении антидепрессантами — увеличение концентрации вводимого вещества в префронтальной области и уменьшение метаболизма нервных клеток в глубоких структурах мозга. Результаты исследования указывают на то, что в основе действия когнитивной терапии лежит малоисследованный механизм, отличный от механизма действия антидепрессантов, изучение которого требует проведение дополнительных исследований.

Сравнительное исследование эффективности когнитивной и клиент-центрированной терапии, являющейся вариантом гуманистической терапии проведенное среди подростков с проявлениями депрессии в возрасте от 13 до 18 лет, показало более высокую эффективность когнитивной терапии.

Оцените статью
Добавить комментарий