Нейропсихология хомская

В четвертом, исправленном, издании учебника излагаются основы нейропсихологии – одной из нейронаук, возникшей на стыке психологии и медицины (неврологии, нейрохирургии) и созданной в нашей стране работами А. Лурия и его учеников. В настоящее издание включено более подробное рассмотрение основных тенденций развития современной нейропсихологии, анализ ее многовалентности, широкого спектра теоретических и практических задач, что необходимо для подготовки современных специалистов в области клинической психологии.

(CD прилагается только к печатному изданию

В четвертом, исправленном, издании учебника излагаются основы нейропсихологии — одной из нейронаук, возникшей на стыке психологии и медицины (неврологии, нейрохирургии) и созданной в нашей стране работами А. Лурия и его учеников. В настоящее издание включено более подробное рассмотрение основных тенденций развития современной нейропсихологии, анализ ее многовалентности, широкого спектра теоретических и практических задач, что необходимо для подготовки современных специалистов в области клинической психологии.

Под редакцией
профессора Е. Хомской

Секачев В.

Нейропсихологическая
диагностика. Часть I
— М

Институт
Общегуманитарных Исследований, 2007 —
64 с.

Методы
нейропсихологической диагностики,
предложенные А. Лурия (в 1947-1962 гг. ),
прошли самую строгую апробацию на
различных контингентах испытуемых:
больных с локальными поражениями
головного мозга, больных с психическими
заболеваниями, на людях с пограничными
состояниями ЦНС, на детях, имеющих
трудности в обучении, в геронтологической
клинике; используются они и для изучения
индивидуальных психологических
особенностей у здоровых людей. И этот
список далеко не исчерпан. В настоящее
время эти методы имеют очень широкое
применение, ибо они основаны на
фундаментальных научных представлениях
о мозговой организации психических
функции человека, разработанных
современной нейропсихологией. Их
особенность — точная адресация к
различным функциональным системам,
определяющим протекание тех пли иных
психических функций. Из многих десятков
(если не сотен) психологических тестов
создателем этих методов А. Лурия были
отобраны главные, которые и составили
батарею нейропсихологических методик,
известную сейчас во всем мире как
«Луриевские методы нейропсихологической
диагностики». Кроме уже известных, в
эту батарею вошли и оригинальные тесты,
никогда ранее не использовавшиеся в
психологии (например, моторные тесты и
др.

Первоначальной,
сугубо практической целью создания
этой батареи методов было желание А. Лурия найти чисто психологические
способы диагностики локальных поражений
головного мозга. Именно в этой роли
«Луриевские методы» и получили
широкое международное признание, т. по точности топического диагноза они
значительно превосходили все другие
психологические методы, использовавшиеся
в клинике локальных поражений головного
мозга.

Однако со временем
оказалось, что сфера применения этих
методов существенно шире. И сейчас они
— наряду с другими методами используются
в различных клиниках, включая и
соматические (как на взрослых, так и на
детях), а также для изучения вариантов
нормы.

Основная цель их
применения изучение мозговой организации
психических функций, выявление
особенностей (или нарушений) их протекания,
что свидетельствует об особенностях
(или нарушениях) соответствующих мозговых
образований. Это относится и к общим
характеристикам работы левого и правого
полушарий головного мозга, и к их
взаимодействию, и к определению
дефицитности в работе тех или иных
областей мозга (коры и подкорковых
образований). Нейропсихологические
методы диагносцируют состояние различных
мозговых структур — и в этом их отличие
от всех остальных методов психологической
диагностики.

Следует, однако,
помнить, что правильное использование
нейропсихологических методов, и, главное,
правильная интерпретация полученных
результатов возможны лишь при наличии
профессиональных знаний в области
нейропсихологии. В отрыве от
нейропсихологической теории эти методы
«не работают». Бесполезно применять
их не ознакомившись с основными трудами
по нейропсихологии (Лурия А. Восстановление функций после военной
травмы. ,
1948; Высшие корковые функции человека и
их нарушения при локальных поражениях
мозга. , 1962, 1969; Основы нейропсихологии. , 1973 и др. Попытки применять
нейропсихологические методы, игнорируя
нейропсихологическую методологию,
приводят лишь к их дискредитации. К
сожалению, некоторые исследователи
недооценивают связь теории с практикой
(нейропсихологической теории с
нейропсихологической практикой
диагностики).

Описанию методов
нейропсихологической диагностики и
нейропсихологического исследования
(что не одно и то же) посвящены многие
работы Л. Лурия и его учеников. Методический аппарат клинической
нейропсихологии отрабатывался с первых
лет возникновения этого направления
психологической науки у нас в стране
(в 20 30- е годы и особенно — в годы Великой
Отечественной войны), и эта работа не
прекращается до сих пор. Однако в наиболее
полном виде клинические неаппаратурные
методы нейропсихологической диагностики
были опубликованы в 1962 (1-е изд. ) и 1969 (2-е
изд. ) гг. в монографии «Высшие корковые
функции человека и их нарушения при
локальных поражениях мозга». Им был
посвящен специальный раздел («Методы
исследования высших корковых функций
при локальных поражениях мозга. Синдромный
анализ». 1969, ч. III,
с. 303- 462), включающий подробное изложение
способов исследования высших психических
функций (ВПФ) (двигательных, слуховых,
кожно-кинестетических, зрительных,
мнестических, речевых, интеллектуальных)
в клинических условиях. Это наиболее
полное (из всех существующих) описание
методических приемов, применяемых в
клинической нейропсихологии. Несмотря
на то, что в дальнейшем клиническая
нейропсихология обогатилась новыми
методами исследования, их первое описание
имеет большую ценность, т. содержит
не только изложение способов тестирования
функций, но и способов анализа материала,
его значения в общей структуре
нейропсихологического синдрома. Как
известно, именно синдромный анализ
нарушений ВПФ, составляющий суть
нейропсихологического подхода к изучению
последствий локальных поражений
головного мозга, и позволяет ставить
точный тонический диагноз.

Второе полное
описание методов нейропсихологической
диагностики было опубликовано в виде
учебного пособия под редакцией А. Лурия «Схема нейропсихологического
исследования» (М. : Изд-во МГУ, 1973). Помимо самих методов исследования в
учебное пособие вошел раздел «Краткое
изложение данных истории болезни»,
где должны быть отражены результаты
различных клинических исследований
больного — неврологического,
офтальмологического,
рентгенологического и др. , а также
анамнестические сведения и данные
операции или другого способа верификации
поражения мозга. Кроме того, «Схема»
включала систематизированное изложение
различных симптомов изменения общего
состояния больного — состояния его
сознания, психической активности,
ориентировки, критики, состояния
эмоциональной сферы (что отсутствовало
в предыдущем издании «Методов»). В
«Схему» были введены также и
некоторые новые приемы исследования
(памяти, мышления и др. ), которых не было
в предыдущем издании. Наконец, новой
была также и количественная оценка
степени выраженности симптомов (в виде
трех степеней: «нет», «слабо»,
«сильно» выраженные нарушения). Таким образом «Схема» отражала
новый этап работы А. Лурия и его
коллектива над методами нейропсихологической
диагностики. Поскольку «Схема
нейропсихологического исследования»
вышла как заказное издание небольшим
тиражом (2000 экз. ), она очень быстро стала
раритетом.

Следующая публикация
клинических нейропсихологических
методов содержится в учебнике Е. Хомской «Нейропсихология» (М. , 1987)
в качестве «Приложения». «Приложение»
почти полностью воспроизводит «Схему
нейропсихологического исследования»
(1973) больных с локальными поражениями
мозга с некоторыми дополнениями. Наконец,
недавно было опубликовано методическое
пособие по нейропсихологии, предназначенное
специалистам, изучающим лиц с пограничными
состояниями ЦНС («Схема нейропсихологического
исследования ВПФ и эмоционально-личностной
сферы у лиц с пограничными состояниями
ЦНС. На материале Чернобыльской аварии». Отв. ред. Хомская. , 1994). Это пособие
представляет собой модифицированную
«Схему нейропсихологического
исследования» (1973) с рядом дополнений. В связи с особой картиной нейропсихологической
симптоматики, наблюдающейся у лиц с
пограничными состояниями («стертая
» симптоматика», преимущественные
дефекты мнестических, интеллектуальных
процессов, эмоционально личностной
сферы), в схему были введены
сенсибилизированные пробы, направленные
на анализ указанных функций (за счет
усложнения объема и динамических
аспектов предъявляемого задания). Результаты работы покапали, что
нейропсихологические методы оказались
вполне адекватными задаче, исследования
— выявлению особых нейропсихологических
синдромов, характерных для лиц,
участвовавших в ликвидации аварии на
ЧАЭС, свидетельствующих о локальных
структурных изменениях мозга (коры и
подкорковых образований).

Примером успешного
использования методов нейропсихологической
диагностики для исследования причин
детской неуспеваемости может служить
методическое пособие Ю. Микадзе и II. Корсаковой «Нейропсихологическая
диагностика и коррекция младших
школьников» (М. , 1994). Методики, названные
авторами «ДИАКОР», направлены,
прежде всего, на тестирование различных
видов памяти, которая рассматривается
как «базисный психологический процесс,
оказывающий влияние на развитие других
психических функций». Авторы предложили
специальные процедуры тестирования и
обработки материала, которые позволяют
давать не только качественные, но и
количественные характеристики
слухо-речевой, зрительной и двигательной
памяти. В зависимости от полученных
результатов предлагается соответствующий
вид коррекций.

Существуют и другие
варианты нейропсихологических методов,
используемых в целях диагностики
аномалий психического развития детей. В этом направлении активно работает,
например, коллектив, возглавляемый Т. Ахутиной. Специальные нейропсихологические
методы оценки аномалий развития детей
(когнитивного, эмоционального)
разрабатываются В. Лебединским и его
сотрудниками. Выпущено в свет методическое
пособие Э. Симерницкой «Нейропсихологическая
методика экспресс диагностики «Лурия-90″»
(М. , 1991), целью которого является диагностика
мозговых дисфункций у детей с трудностями
школьного обучения. Методика направлена
на анализ слухо-речевой и зрительной
памяти (в условиях непосредственного
и отсроченного воспроизведения), а также
— на анализ межполушарного переноса
зрительной информации. Тот же автор
опубликовал более полную «Методику
адаптированного нейропсихологического
исследования для детских невропатологов»
(М. , 1988), где представлены тесты для
исследования различных психических
функций у детей с локальными поражениями
мозга.

Существуют и другие
методические пособия (или методические
рекомендации), адаптированные к различным
целям исследования (Кроткова О. Количественная оценка нарушений памяти
у неврологических и нейрохирургических
больных. , 1983; Цветкова Л. С, Ахутина Т. , Пылаева Н. Методика оценки речи
при афазии. , 1981 и др. Ряд методических
пособий, посвященных анализу и коррекции
афазических и иных речевых расстройств,
выпущен Речевым центром, который
возглавляет В. Шкловский.

Появление этих
«частных» нейропсихологических
методик, предназначенных для изучения
отдельных психических функций (у разных
контингентов испытуемых), свидетельствует
о большой продуктивности нейропсихологического
подхода к проблемам психодиагностики.

Настоящее
методическое пособие «Нейропсихологическая
диагностика» состоит из двух частей:
ч. I
— — «Схема нейропсихологического
исследования высших психических функций
и эмоционально-личностной сферы»,
которая содержит классический «луриевский
набор» методик (М. , 1973), а также ряд
дополнительных, тестов, разработанных
в нейропсихологии за последнее время
(прежде всего, тесты на оценку
эмоционально-личностной сферы); ч. II
— «Альбом», составленный из различного
стимульного материала, используемого
при нейропсихологическом исследовании
(простые, перечеркнутые, сюжетные
изображения, карты, часы, буквы, зрительные
тесты для изучения памяти, мышления,
речи, внимания и др.

Следует отметить,
что если «Схема нейропсихологического
исследования» в том или ином варианте
уже неоднократно публиковалась (1962,
1969, 1973, 1987 гг. ), то «Альбом» типографским
способом не тиражировался ни разу. Созданный «ручным способом»
художниками еще во времена А. Лурия,
он воспроизводился только в единичных
экземплярах, несмотря на большую
потребность в нем. В настоящее время
кафедра нейро- и патопсихологии факультета
психологии МГУ располагает всего лишь
одним экземпляром, который и послужил
макетом для «Альбома». К сожалению,
рисунки «Альбома» могли быть
изготовлены только в черно-белом варианте
(из-за трудностей с цветной печатью),
что, конечно, обедняет возможности
исследования — прежде всего, цветового
восприятия и цветовой памяти. Однако
мы сочли возможным напечатать его в
таком варианте, т. «Альбом»
представляет собой уникальное собрание
стимульного материала, эффективность
использования которого многократно
проверена не одним поколением
нейропсихологов. В «Альбом» вошли
дополнительные рисунки, любезно
предоставленные нам Т. Ахутиной, Е. Ениколоповой, А. Семенович, Н. Корсаковой, Ю. Микадзе, О. Кротковой
— активно работающими нейропсихологами,
применяющими новые, но уже апробированные
зрительные тесты. К сожалению, мы не
могли полностью использовать весь новый
зрительный материал, «наработанный»
за последние годы в нейропсихологии,
но включение хотя бы части из него сочли
необходимым. Нейропсихология — интенсивно
развивающаяся психологическая дисциплина,
постоянно совершенствующая свой
методический аппарат и, прежде всего,
постоянно обогащающая методы клинического
(неаппаратурного) исследования.

«Нейропсихологическая
диагностика» (ч. I,
II)
выходит сравнительно небольшим тиражом
(1000 экз. Она представляет собой
методическое пособие, которое может
быть полезно как самостоятельным
исследователям, работающим в различных
отраслях клинической психологии (прежде
всего, конечно, нейропсихологам и
невропатологам), так и студентам,
специализирующимся по клинической
психологии. Она может заинтересовать
также психологов-профессионалов другого
профиля (специалистов в области детской,
педагогической, общей психологии и др. )
и лиц, близких специальностей (врачей,
физиологов, учителей и др

Надеюсь, что
«Нейропсихологическая диагностика»
в известной мере восполнит тот дефицит
в методиках, который испытывают
исследователи, интересующиеся проблемами
психодиагностики.

Приношу искреннюю
благодарность И. Гориной и М. Страхову
за ту большую помощь, которую они оказали
при подготовке этого издания.

Нейропсихология

В четвертом, исправленном, издании учебника излагаются основы нейропсихологии — одной из нейронаук, возникшей на стыке психологии и медицины (неврологии, нейрохирургии) и созданной в нашей стране работами А. Лурия и его учеников. В настоящее

О книге

Если не раздумывать над тем, что происходит в мире, в социуме и в душе каждого человека, то всё может показаться простым и не требующим глубокого изучения. На деле же бывает так, что совершенно непонятно, почему происходит так, а не иначе. Чтобы понимать, как все устроено в мире и в жизни каждого конкретного человека, некоторые вопросы стоит изучить отдельно.

Для тех, кто хочет разобраться во всех особенностях психологии, книга Хомской Евгении Давыдовны «Нейропсихология» будет очень интересна. Материал подан последовательно, логично и, главное, доступно, чтобы каждый читатель мог сориентироваться в теме. Информация изложена структурированно, последовательно и четко, чтобы у читателя было ясное представление о том, что раскрывает автор в своем труде.

С этой книгой читают

Нейропсихология памятиАлександр Романович Лурия

Данная книга является продолжением книги А Р. Лурия «Нейропсихология памяти (Нарушение памяти при локальных поражениях мозга)». В монографии рассматриваются нарушения.

Нейропсихология детского возрастаМикадзе Юрий Владимирович

В учебном пособии рассматриваются теоретические и эмпирические основы нейропсихологии детского возраста. Описываются предмет и задачи клинической и дифференциальной.

Основы нейропсихологииАлександр Романович Лурия

Эта книга, издаваемая к 100-летию со дня рождения А. Лурия, предназначена для студентов в качестве учебного пособия еще самим автором. Она построена как учебный курс, в.

Путешествия ДушиНьютон Майкл

Книга М. Ньютона «Путешествия Души» — это сенсация. Сразу же после выхода в свет она стала мировым бестселлером. Благодаря этой книге широкому кругу людей впервые стала.

Скрытое управление человекомШейнов Виктор Павлович

Эта книга не имеет аналогов в отечественной и зарубежной литературе. В ней исследованы предпосылки и технология скрытого управления и манипулирования. Даны многочисленные.

Если хочешь быть счастливымЛитвак Михаил Ефимович

Автор, как и Козьма Прутков, считает, что счастье человека в его собственных руках. И если он умеет общаться с собой, находит общий язык с близкими, способен управлять.

Узнай лжеца по выражению лицаЭкман Пол, Фризен Уоллес

Перед вами новая книга Пола Экмана, которую вполне можно назвать вторым томом нашумевшего бестселлера «Психология лжи». Это книга-продолжение, книга-тренажер,.

Оцените статью
Добавить комментарий