Надежность в психологии это

К числу основных критериев оценки психодиагностических мето­дик относятся надежность и валидность.

В традиционной тестологии термин «надежность» означает относительное посто­янство, устойчивость, согласованность ре­зультатов теста при первичном и повторном его применении на одних и тех же испытуемых. Надежность как комплексная характеристика, включает:

♦ надежность самого измерительного инструмента;

♦ стабильность изучаемого признака;

♦ константность, т. относительную независимость результатов от личности экспериментатора.

Основные показатели он предложил обозначить следующим образом:

♦ показатель, характеризующий измерительный инструмент, пред­лагается называть коэффициентом надежности;

♦ показатель, характеризующий стабильность измеряемого свой­ства — коэффициентом стабильности;

♦ показатель оценки влияния личности экспериментатора — коэф­фициентом константности.

Именно в таком порядке рекомендуется осуществлять проверку ме­тодики на надежность: целесообразно сначала проверить инструмент измерения. Если полученные данные удовлетворительны, то можно переходить к установлению меры стабильности измеряемого свойства, а уже после этого, при необходимости, заняться критерием констант­ности.

Другим после надежности ключевым критерием оценки качества методик является валидность. Вопрос о валидности методи­ки решается лишь после того, как установлена достаточная ее надеж­ность, поскольку ненадежная методика не может быть валидной. Но самая надежная методика без знания ее валидности является практи­чески бесполезной.

Валидность по своей сути — это комплексная характеристика, вклю­чающая, с одной стороны, сведения о том, пригодна ли методика для измерения того, для чего она была создана, а с другой стороны, какова ее действенность, эффективность, практическая полезность.

Обобщая, можно сказать следующее:

♦ при теоретической валидизации исследователя интересует само свойство, измеряемое методикой. Это, по существу, означает, что проводится собственно психологическая валидизация;

♦ при прагматической валидизации суть предмета измерения (пси­хологического свойства) оказывается вне поля зрения. Главный акцент сделан на то, чтобы доказать, что нечто, измеряемое мето­дикой, имеет связь с определенными областями практики.

Для определения теоретической валидности найти какой-либо не­зависимый критерий, лежащий вне методики, гораздо труднее. Поэто­му на ранних стадиях развития тестологии, когда концепция валидно­сти только складывалась, бытовало интуитивное представление о том, что тест измеряет:

1) методика называлась валидной, так как то, что она измеряет, про­сто очевидно;

2) доказательство валидности основывалось на уверенности иссле­дователя в том, что его метод позволяет понять испытуемого;

3) методика рассматривалась как валидная (т. принималось ут­верждение, что такой-то тест измеряет такое-то качество) только потому, что теория, на основании которой строилась методика, очень хорошая.

Принятие на веру голословных утверждений о валидности методи­ки не могло продолжаться длительное время. Первые проявления дей­ствительно научной критики развенчали такой подход: начались по­иски научно обоснованных доказательств.

Таким образом, провести теоретическую валидизацию методики — это доказать, что методика измеряет именно то свойство, качество, которое она по замыслу исследователя должна измерять.

Для проведения прагматической валидизации методики, т. для оценки ее эффективности, действенности, практической значимости, обычно используется независимый внешний критерий — показатель проявления изучаемого свойства в повседневной жизни. Таким кри­терием может быть и успеваемость (для тестов способностей к обу­чению, тестов достижений, тестов интеллекта), и производственные достижения (для методик профессиональной направленности), и эф­фективность реальной деятельности — рисование, моделирование и т. (для тестов специальных способностей), субъективные оценки (для тестов личности).

1) критерии исполнения (в их число могут входить такие, как коли­чество выполненной работы, успеваемость, время, затраченное на обучение, темп роста квалификации и т

2) субъективные критерии (они включают различные виды ответов, которые отражают отношение человека к чему-либо или к кому-либо, его мнение, взгляды, предпочтения; обычно субъективные критерии получают с помощью интервью, опросников, анкет);

3) физиологические критерии (они используются при изучении вли­яния окружающей среды и других ситуационных переменных на организм и психику человека; замеряется частота пульса, давле­ние крови, электросопротивление кожи, симптомы утомления И т

4) критерии случайностей (применяются, когда цель исследования касается, например, проблемы отбора для работы таких лиц, ко­торые менее подвержены несчастным случаям).

один из критериев качества теста, относящийся к точности психологических измерений, а также к устойчивости результатов теста к действию посторонних случайных факторов.

показатель точности и устойчивости результатов измерения с помощью теста при его многократном применении. Характеризует степень адекватности отражения тестом соответствующей генеральной совокупности заданий.

один из критериев его качества, характеризующих точность психологических измерений. Чем выше степень Н. , тем больше стабильность психодиагностических процедур. Данное обстоятельство обусловлено тем, что уровень Н. характеризуется степенью погрешности измерения. Чем таковая меньше, тем Н. выше вне зависимости от характера обследуемой выборки.

англ. reliability of test) — в статистическом смысле — постоянство, устойчивость результатов, получаемых с его помощью. определяется путем установления корреляций между результатами первого и повторного применения теста (коэффициент Н. ) или — сопоставления данных, полученных при проведении теста, с результатами применения эквивалентного теста. Надежность измерения, Психодиагностика. Лубовский

это одна из модальностей-критериеальностей оценки качества теста, кот. относится к регистрации точности психологических измерений, психологических параметров-показателей; установлено, что чем больше Н. тем дифференциально-автономнее сам тест от тех или иных гипостазных погрешностей измерения, часто Н. исследуется-интерпретируется как безлабильная величина результатов при повторном тестировании или же изучается-эксплицируется как феномены степени адекватизации-эквивалентности двух бинарно-аналогичных по своим целям-задачам тестам; дефиниции Н. имплицируются также с контекстуально-имманентными герменевтизациям тестов, с вивисекцией-делением самого теста на составляющие единицы для сопоставления результирующих феноменов самих единиц.

один из критериев качества теста, относящийся к точности психологических измерений. Чем больше Н. , тем относительно свободнее он от погрешностей измерения. При одном из подходов Н. рассматривается как устойчивость (стабильность) результатов при повторном тестировании. При другом подходе Н. – проявление степени эквивалентности двух одинаковых по форме и цели (параллельных) тестов. Определение Н. также связано с понятием внутренней состоятельности теста. Это выражается в расчленении теста на части с последующим сопоставлением результатов частей. определяется также методами дисперсионного и факторного анализа. В конфликтологии в основном используются психологические тесты (тест К. Томаса, Т. Лири, модульный социотест и др. Проблема Н. является частью более широкой проблемы – надежности методики. Надежность – это устойчивость методики к погрешностям измерения: конкретной ситуации тестирования, особенностям тестируемых, уровню подготовленности исследователя и т.

фундаментальная характеристика теста, которая показывает в какой степени стабильны результаты тестирования при неоднократном обследовании. может определяться путем повторного тестирования (через строго определенный отрезок времени) и вычисления коэффициента корреляции между результатами первого и повторного тестирования. может определяться и путем тестирования с помощью нескольких вариантов одного и того же теста, деления теста на две половины и т. Надежность результатов тестирования зависит не только от качества самого теста, но и от процедуры проведения тестирования (она должна быть абсолютно идентичной в первом и во втором случае), социально-психологической однородности выборки (н. будет различной для детей, мужчин, женщин, солдат первого года – службы, старослужащих солдат и т. И может получиться, что будучи надежным для одной группы людей, тест окажется ненадежным для другой, результаты тестирования в последнем случае будут неверны. Таким образом, н. , выражая степень неточности, возможность ошибки, возникающей неизбежно при любом тестировании, заставляет искать пути уменьшения этой ошибки, более конкретного, целеустремленного применения теста. Надежность лучших тестов составляет о,8,о,9.

один из критериев качества теста, характеризующий постоянство, устойчивость результатов, полученных с его помощью. Чем больше Н. , тем относительно свободнее он от погрешностей измерений. Поэтому Н. определяет степень точности, с которой он измеряет определенное свойство личности; это характеристика точности его как измерительного инструмента, его устойчивости к действию помех (как внешних, так и внутренних). Эмпирическое определение Н. является обязательным условием допуска для использования его в практической деятельности, напр, в целях профессионального отбора. Для определения Н. используют следующие методы. Метод повторного тестирования (метод тест — ретест). Для оценки надежности тест предъявляется дважды одной и той же группе испытуемых через какое-то время. Длительность временного промежутка определяется содержанием характера или задач теста. Мерой Н. служит коэффициент корреляции результатов, полученных при первичном и вторичном применении теста. Метод тестирования параллельной, или эквивалентной, формой теста. При применении метода испытуемых разбирают на две равночисленные группы. Затем первой группе предъявляют основную форму, второй группе — эквивалентную форму. Через некоторое время формы меняют между группами испытуемых и снова проводят испытания. После этого для всей выборки испытуемых вычисляются результаты для каждой из форм, для которых затем определяется коэффициент корреляции, по величине которого и судят о Н. Метод расчленения теста на части (напр. , четные и нечетные) с последующим сопоставлением результатов частей. Достоинством этого метода по сравнению с предыдущими является большая точность, поскольку он предполагает проведение лишь однократного тестирования.

Прежде чем психодиагностические методики могут быть использованы для практических целей, они должны пройти проверку по ряду формальных критериев, доказывающих их высокое качество и эффективность. К числу основных критериев оценки психодиагностических методик относятся надежность и валидность.

В традиционной тестологии термин «надёжность» означает относительное постоянство, устойчивость, согласованность результатов теста при первичном и повторном его применении на одних и тех же испытуемых.

Надёжность методики – это критерий, который говорит о точности психологических измерений, то есть позволяет судить о том, насколько внушают доверие полученные результаты. Это согласованность результатов тестирования испытуемых в разные моменты времени, при первичном и вторичном тестировании и с использованием разных по эквивалентности, по содержанию заданий. Надежность характеризует тесты таких свойств, как:

Воспроизводимость результатов исследования.

Точность измерения.

Устойчивость результатов.

Степень надёжности методик зависит от многих причин. Среди негативных факторов наиболее часто называются следующие:

нестабильность диагностируемого свойства;

несовершенство диагностических методик (небрежно составлена инструкция, задания по своему характеру разнородны, нечётко сформулированы указания по предъявлению методики испытуемым и т

меняющаяся ситуация обследования (разное время дня, когда проводятся эксперименты, разная освещённость помещения, наличие или отсутствие посторонних шумов и т

различия в манере поведения экспериментатора (от опыта к опыту по-разному предъявляет инструкции, по-разному стимулирует выполнение заданий и т

колебания в функциональном состоянии испытуемого (в одном эксперименте отмечается хорошее самочувствие, в другом – утомление и т

элементы субъективности в способах оценки и интерпретации результатов (когда ведётся протоколирование ответов испытуемых, оценивают ответы по степени полноты, оригинальности и т.

Одним из важнейших средств повышения надежности методики является единообразиепроцедуры обследования, его строгая регламентация: одинаковая обстановка, однотипный характер инструкций, одинаковые для всех временные ограничения, способы и особенности контакта с испытуемыми и так далее.

На характеристику надёжности методик большое влияние оказывает исследуемая выборка. Она может, как снижать, так и завышать этот показатель, например надежность, может быть искусственно завышена, если в выборке небольшой разброс результатов, т. если результаты по своим значениям близки друг к другу. Поэтому в руководстве обычно делается описание выборки, на котором определялась надёжность методики. В настоящее время надежность все чаще определяется на наиболее однородных выборках, т. на выборках, схожих по полу, возрасту, уровню образования, профессиональной подготовке и т.

Разновидностей надёжности методик так же много, как и условий, влияющих на результаты диагностических испытаний. Так как все виды надёжности отражают степень согласованности двух независимо полученных рядов показателей, то математико-статистический приём, с помощью которого устанавливается надёжность методики, — это корреляции. Надёжность тем выше, чем больше полученный коэффициент корреляции приближается к единице, и наоборот.

Надёжность трактуется как совокупность трех признаков:

надёжность самого измерительного инструмента (коэффициент надежности);

стабильность изучаемого признака (коэффициент стабильности);

константность, т. относительную независимость результатов от Личности экспериментатора (коэффициент константности).

Показатель, характеризующий измерительный инструмент, предлагается называть коэффициентом надёжности; показатель, характеризующий стабильность измеряемого свойства, — коэффициентом стабильности; а показатель оценки влияния личности экспериментатора – коэффициентом константности. Именно в таком порядке рекомендуется осуществлять проверку методики: целесообразно сначала проверить инструмент измерения. Если полученные данные удовлетворительны, то можно переходить к установлению меры стабильности измеряемого свойства, а уже после этого при необходимости заняться критерием константности.

Определение надежности измерительного инструмента. От того, как составлена методика, насколько правильно подобраны задания, насколько она однородна, зависит точность, объективность измерения. Для проверки надежности измерительного инструмента, говорящего о его однородности используют метод расщепления. Задания делят на четные и нечетные, а затем результаты коррелируются между собой. Если методика однородна, то большой разницы в успешности по этим половинам не будет, коэффициент будет высоким. Можно сравнивать по частям, но лучше по четным и нечетным, т. этот способ не зависит от тренировки, утомления и т. Методика надежна, если коэффициент не ниже 0,75 – 0,85, лучше 0,90 и выше.

Определение стабильности изучаемого признака. Также необходимо установить, насколько устойчив, стабилен признак, который исследователь намерен измерять. Признак со временем может меняться, но колебания его не должны иметь непредсказуемый характер. Для проверки используется прием, который называется тест-ретест. Он заключается в повторном обследовании испытуемых с помощью этой же методики. О стабильности судят по коэффициенту корреляции между результатами первого и второго обследования. Он будет свидетельствовать о сохранении или не сохранении каждым испытуемым своего порядкового номера в выборке.

На степень устойчивости влияет разнообразие фактора. Необходимо соблюдать единообразие процедуры обследования. При определении стабильности признака большое значение имеет промежуток времени между 1 и 2 обследованиями. Чем короче этот промежуток, тем больше шансов, что этот признак сохраняет уровень первого испытания. Целесообразно проводить повторное тестирование через короткий срок после тестирования. Вопрос о стабильности измеряемого свойства решается не всегда единообразно. Решение зависит от сущности диагностируемого признака. Если измеряемое свойство уже сформировано, то коэффициент должен быть не ниже 0,80.

Определение константности, т. относительная независимость результатов от личности экспериментатора. Так как методика разрабатывается для дальнейшего использования ее другими психодиагностами, необходимо определить в какой мере ее результаты поддаются влиянию личности экспериментатора. Коэффициент константности определяется путем корреляции результатов двух опытов, проводимых на одной и той же выборке, но разными экспериментаторами. Коэффициент корреляции не должен быть ниже 0,80.

черты характера оратора и мотивы его выступления.

Постоянство оценки (например, теста) при повторении измерения.

Reliability) — постоянство результатов психологического тестирования.

reliability) — измерение последовательности тестов или результатов исследования.

(reliability) — согласованность или воспроизводимость результатов измерения.

(Reliability) – согласованность, непротиворечивость результатов психологического теста.

один из критериев качества научного метода исследования, относящийся к точности психологических измерений.

степень, в которой результаты исследования, системы измерений или статистики сохраняют свою постоянность.

свидетельствует о константности, с какой конкретная переменная репрезентирует, представляет теоретическую концепцию.

качество научного метода исследования, позволяющее получать одни и те же результаты при повторном или многократном использовании данного метода.

Reliability) — Способность применяемых в обследовании инструментов обеспечивать постоянные результаты вне зависимости от того, кто их проводит.

точность психодиагностических измерений, а также стабильность и устойчивость их результатов по отношению к действию различных посторонних факторов.

При измерении психологических характеристик — устойчивость показателей в течение некоторого периода времени (при условии устойчивости самого показателя).

reliability). Степень устойчивости измерений некоторого феномена и возможность их воспроизведения. Измерения с высокой надежностью содержат минимальное количество ошибок.

одна из важнейших характеристик психодиагностических методик и тестов. Отражает точность психологического измерения и устойчивость результатов к действию посторонних факторов. Различают множество видов надежности.

Reliability). Измерение постоянства (стабильности) теста (или другого метода оценки). Постоянство оценок при повторном тестировании одной и той же группы людей называется ретестовой надежностью. Постоянство оценок по пунктам теста называется внутренней согласованностью.

степень стабильности, проявляющаяся при повторе измерений в идентичных условиях. относится к степени, в которой могут быть воспроизведены результаты, полученные при проведении измерений (процедуры). Недостаток Н. может быть результатом расхождения между наблюдателями или инструментами измерения, или нестабильности измеряемого признака. Также см. измерения, терминология; ошибка наблюдателя.

общее значение – характеристика чего-либо, что заслуживает доверия; 2. при оценке личности – характеристика ответственного, обязательного человека, на которого вполне можно положиться и в самых трудных ситуациях; 3. в психологическом тестировании – термин, обозначающий доверие к измерительному инструменту, который дает приблизительно одни и те же результаты, когда используется неоднократно. Валидность.

Очень общее значение – характеристика чего-либо, заслуживающего доверия. При оценке личности – характеристика заслуживающего доверия человека: надежный человек – это ответственный человек, тот, на кого можно положиться. В психологическом тестировании (и в измерении вообще) – обобщенный термин, используемый для обозначения всех аспектов, имеющих отношение к тому, насколько можно доверять измерительному инструменту или тесту. Основное понятие здесь – последовательность, степень, в которой измерительный инструмент или тест выдает приблизительно те же самые результаты, когда используется неоднократно в сходных условиях. здесьсвалидностью. Степень, в которой процедура является надежной, может быть оценена с помощью ряда процедур; наиболее часто используемые из них приводятся ниже.

характеристика методики, отражающая точность психодиагностических измерений, а также устойчивость результатов по тесту к действию посторонних случайных факторов. и валидность являются важнейшими характеристиками методики как инструмента психодиагностического исследования В широком смысле Н. — это характеристика того, в какой мере выявленные у испытуемых различия по тестовым результатам являются отражением действительных различий в измеряемых свойствах и в какой мере они могут быть приписаны случайным ошибкам. В более узком смысле, под Н. понимают степень согласованности результатов теста, полученных при первичном и повторном его применении по отношению к тем же испытуемым в различные моменты времени, с использованием разных (но сопоставимых го характеру) наборов тестовых заданий или при других изменениях условий обследования.

В общем случае мера того, насколько можно доверять, полагаться, рассчитывать на кого-либо или что-либо. В практике оценивания человека как личности-характеристика степени доверия к нему. Надежный человек-ответственный, ему можно доверять. В психологическом тестировании-мера независимости измерений (результатов тестирования) от того, кто и когда пользуется данным тестом. Главное-получение устойчивых показателей при оценивании постоянства психологических свойств. валидность, надежность выборочная, надежность интеррейтерная, надежность (психодиагностической) методики, надежность, определяемая по согласованности оценок, надежность, определяемая путем повторного применения методики к одной и той же группе испытуемых, надежность, определяемая тест-ретестовым способом, надежность, определяемая путем деления теста пополам, надежность частей или субшкал теста, тестирование.

одна из важнейших характеристик методик и тестов психодиагностических — один из критериев их качества, относимый к точности измерений психологических. Отражает точность измерения психологического и устойчивость результатов к действию посторонних факторов. Чем выше надежность теста или методики, тем они относительно свободнее от погрешностей измерения. При одном из подходов надежность теста рассматривается как устойчивость, стабильность результатов при повторном тестировании. При другом подходе — как проявление степени эквивалентности двух одинаковых по форме и цели (параллельных) тестов. Надежность можно установить двумя общими способами:1) путем сравнения результатов, получаемой посредством данной методики или теста разными диагностами;2) путем сравнения результатов, получаемой применением данной методики или теста в идентичных условиях. Различается множество видов надежности и конкретных способов определения их уровня. Определение надежности теста бывает связано с понятием внутренней состоятельности теста; это выражается в расчленении теста на части с последующим сопоставлением результатов частей. Надежность теста определяется также методами анализа дисперсионного и факторного.

Это одно из качеств, применяемых методов (для исследования, лечения и пр. ), которое заключается в наличии идентичных (или почти идентичных) результатов при неоднократном применении, в одинаковых или сходных группах исследуемых (наблюдаемых). данного теста оценивается посредством повторных применений через известные интервалы времени или в различных, но однородных группах, при проведении исследований в одной и той же обстановке (в одинаковых условиях). Что же касается клинической практики, Н. должна быть обязательна при проведении данного лечения (посредством применения одного медикамента, одной терапевтической техники и пр. ), одинаковых (сходных) групп больных. Психологическое понятие, которым определяется состояние внутреннего покоя, исходящего из убеждения об отсутствии в данный момент (или в будущем) опасности. определяется как одна из основных потребностей человека и как главное условие его психического здоровья. Ребенок находит Н. благодаря спокойствию и любвиобильному отношению родителей, стабильности условий жизни. У зрелого человека социальный конформизм (см. Конформизм) представляет собой средство сохранения надежности. Состояние надежности нарушается при невротических и психических расстройствах — в смысле уменьшенной надежности или усиленной (не соответствующей реальности) надежности.

Оцените статью
Добавить комментарий