На стороне ребенка франсуаза дольто

Глубокое всестороннее исследование детства и личности ребенка, предпринятое Франсуазой Дольто в произведении «На стороне ребенка», принесло автору всемирную известность.

Для Ф. Дольто существенно все: права ребенка, реформа образования, аутизм, влияние телевидения и компьютера, детская сексуальность, детские комплексы, раннее развитие и т. Она ведет читателя за собой, лишая его привычных стереотипов, уплощенного восприятия детства, позволяя посредством тонкого, целостного анализа увидеть многомерность мира ребенка, его сложность и неоднозначность.

За методом Ф. Дольто-психоаналитика стоит подход философа, психолога, социолога — личности, чутко улавливающей происходящие в мире изменения и их отражение на системах воспитания и образования детей.

Достойная книга о воспитании. прежде всего себя)

Помогает разобраться в себе и встать на сторону ребенка

Сейчас считается очень модной французская модель воспитания — французские дети не делают того и этого, и вообще молодцы) Эта книга — также книга французского автора, известного психоаналитика и педиатра Франсуазы Дольто. Книга просто прекрасная. Здесь не о том, что нужно сделать с детьми, чтобы они стали лучше. Здесь о том, как нам нужно измениться, как стать лучше для того.

Настольная книга родителей

незаменима для будущих и настоящих родителей

я как психолог, проработав с очень многими детьми, считаю эту книгу настольной для нынешних и будущих родителей! У нас нет нацчного пособия и единственно правильно метода как растить ребенка, мы делаем все что можем для наших детей, и делаем как считаем правильным. но не всегда знаем, а как же это правильно. Ребенок, который приходит в этот мир, он ничего.

Сейчас считается очень модной французская модель воспитания — французские дети не делают того и этого, и вообще молодцы) Эта книга — также книга французского автора, известного психоаналитика и педиатра Франсуазы Дольто. Книга просто прекрасная. Здесь не о том, что нужно сделать с детьми, чтобы они стали лучше. Здесь о том, как нам нужно измениться, как стать лучше для того, чтобы помочь своим детям. Автор действительно учит взрослого вставать на сторону ребенка, что очень непросто.

В своей книге Ф. Дольто обращается к различным признанным источникам, описывает различные примеры из практики, из своей жизни. Дает как и простые, но реально работающие советы, так и пищу для личных раздумий. Книга стоит внимания хотя бы потому, что из нее невозможно не вынести ничего. Если вы интересуетесь детской психологией, то «На стороне ребенка» — определенно для вас. Конечно, нужно учитывать, что Дольто прежде всего сторонник психоаналитической теории, и поэтому в книге присутствуют соответствующие сравнения и темы, а также много отсылок к Фрейду. Само издание книги выполнено очень качественно, а цена сравнительно небольшая. Книга тяжелая и довольно объемная, в ней 717 страниц. Самое то для домашнего чтения, в дорогу с собой такую не возьмешь) Бумага плотная и белая, шрифт удобен для чтения. В конце есть алфавитный указатель и очень занимательные приложения. Рекомендую)

Ребенок, который приходит в этот мир, он ничего о нем не знает. все представления, которые он получает о мире — дают родители, позже и окружение. Франсуаза Дольто очень много работала с детьми и с родителями. Она рассказывет, что дети еще в животике все слышат и понимают. Она даже работала методом психоанализа с грудничками. Работала с детьми, которых бросили в роддоме или подбросили, которые не хотели кушать и жить. Они не понимали что происходит. Франсуаза всегда выступала, за то, что ребенку нужно говорить правду и все объяснять. Даже если ему пару месяцев. Своими теориями, она доказывала и показывала, как полное объяснение ребенку, что происходит — успокаивало ребенка. Так же, как мамы переносили свои страхи и переживания на детей, от чего ребенок (будучи объектом этих тревог), безсознательно поддерживал желание матери. Например, мама боялась все время, что ребенок может умереть, поэтому ребенку приходилось постоянно плакать, чтоб бессознательно успокоить маму. Прочитав книгу, вы измените представление о воспитании детей. Она научит вас правильно понимать ребенка и решить вам конфликтные ситуации. Но это если вы готовы работать и над собой. Говорят, ненужно воспитывать детей, нужно воспитывать себя. Это верно. Ведь для ребенка, родители — всегда пример для подражания. То как вы выстроите отношения с ним и в семье, то как вы решаете конфликтные ситуации и умеете договариватся (в том числе со взрослыми), формирует ребенка. Нет плохих детей, есть непонимание между родителями и детьми. Часто плохое поведение — это просто способ ребенка привлечь к себе внимание (ну не умеет он по другому) и показать, что ему чего-то не хватает. А он взамен получает больше агрессии в свою сторону. И так пропасть между пониманием дети-родители увеличивается. Каждый поступок ребенка, нужно смотреть со стороны, что он этим хотел сказать/добиться. И не нужно называть манипуляцией то или иное. Может ребенку сейчас важно понять свою значимость и проявить себя. Это важно для его будущего — будет бороться за себя и свои желания или подавит и станет подстраиваться под окружающих всю жизнь.

Родители, услышьте и поймите своих детей. Обязательно прочитайте эту книгу внимательно — сделайте свои детей счасливыми и пусть они будут психически и физическими здоровыми личностями!!!

На стороне подростка

Книга «На стороне подростка» была создана французским психологом Франсуазой Дольто по многочисленным просьбам читателей. В этом издании, как и в своей книге «На стороне ребенка», Ф. Дольто сохраняет подход к освещению темы детства и отрочества — глубокий, деликатный и вдумчивый. Она поднимает такие «неудобные» темы, как сексуальность и гомосексуальность, одиночество и школьные трудности, употребление наркотиков, самоубийства, взаимоотношения родителей и подростков, побеги и др. Автор размышляет о том, каковы социальные предпосылки подростковых проблем, предоставляя читателю возможность подумать, как встать на сторону подростка.

Издание адресовано родителям, педагогам, психологам, семейным психотерапевтам, социальным работникам и др.

Автор предисловия М. Безруких, д-р биол. наук, профессор, академик РАО, директор Института возрастной физиологии РАО

Перевод с французского А. Борисовой

Екатеринбург, Рама Паблишинг, 2010, Серия «Авторитетные детские психологи»

Движение к зоне перемен

«Движение к зоне перемен» — именно так называет Франсуаза Дольто период отрочества и взросления. Она пытается охватить все стороны жизни подростка, рассказать о наиболее значимых проблемах этого возраста, выделяя то, что особенно важно для взрослых—родителей, педагогов, воспитателей.

Следует заметить, что книга эта, написанная более двадцати лет назад, и сегодня остается актуальной, несмотря на то что сейчас много говорят об отличии современных подростков от их сверстников 20, 30 и 50 лет назад. С чем это связано? И так ли это?

При всей значимости особенностей психологического развития подростка в современном мире особую остроту, как и двадцать лет назад, имеют те же проблемы социализации молодого человека, о которых подробно говорит Франсуаза Дольто.

Дольто находит те слова, которые понятны и неспециалисту, приводит примеры, прогнозирует возможные реакции взрослых, заставляя их погрузиться в ситуацию, осознать и «проиграть» ее. Исследователь подчеркивает, что подростковый возраст — это период «„крайней ранимости», от которой подростки защищаются (выделено нами. — М. ) либо депрессией, либо негативом, который еще больше усиливает их слабость». Мы не случайно выделили слово «защищаются» — подростки нередко вынуждены действительно защищаться от бесконечной и неконтролируемой агрессии старших, не готовых слушать и слышать ребенка, нетерпимых к другому, отличному от их—взрослых — мнению. И совсем не обязательно эта агрессия должна проявляться в жестком или жестоком отношении, достаточно презрительной снисходительности к подростку, «обесценивания» его личности.

Дольто подробно описывает те физиологические и психологические изменения, которые происходят с мальчиками и девочками в период полового созревания (с 10 до 16 лет), выделяя особенности их поведения. Безусловно, эти достаточно полные и подробные характеристики возраста, рассматриваемые в книге, нельзя понимать буквально, так как существуют индивидуальные варианты развития, разный темп возрастных преобразований. Но все это — своеобразный «ключик», который поможет родителям и педагогам «раскрыть» причины изменений в физическом развитии, поведении подростков, проявлении сексуальности.

Пространство большинства наших детей сегодня – только школа и дом. Исчезли дворы, во многих регионах для детей введен комендантский час. «Вернувшись домой, школьник прилипает к телевизору. И это всех устраивает. Поскольку он загипнотизирован происходящим на экране, он, по крайней мере, никому не мешает. Экран – это окно, которое выходит во внешний мир, лежащий вне того замкнутого пространства, где его держат взаперти. Но эта пасть, извергающая мешанину образов и сведений, может непоправимо травмировать ребенка, которому никто ничего толком не объясняет, потому что всем некогда. Он подвергается массированной бомбардировке, он не производит никакого отбора, а родителям некогда помочь ему в этом».

Особое внимание Ф. Дольто уделяет исследованиям психологии развития ребенка и довольно жестко критикует методы психологических исследований. Но больше всего ее волнует, что результаты этих исследований будут восприняты родителями как «чудодейственные рецепты».

Дольто критично относится к психологическим тестам, считая тестирование «делом нечистым». Увы, опасения справедливы для нашей страны как никогда. В последние десятилетия появилось немало психологов, умеющих тестировать, но не владеющих знаниями для интерпретации результатов. Это приводит не только к исследовательским ошибкам, но приносит реальный вред и детям и родителям. Но это не проблема науки – психологии, а проблема квалификации специалистов-психологов.

Дольто – психоаналитик, и неудивительно, что именно психоанализу она отводит главную роль в изучении ребенка. С этой позицией можно соглашаться, но можно и спорить, так как у психоанализа есть как свои преимущества, так и свои недостатки. И квалификация психоаналитика не менее значима, чем квалификация психолога.

Некоторые проблемы жизни и развития ребенка Ф. Дольто разбирает очень подробно, других только касается. Но есть темы, актуальность которых в 80-е годы прошлого века можно было только предвидеть. Дольто увидела такую проблему и уделила ей внимание. Эта проблема – ребенок и компьютер.

Сегодня компьютер наделяют почти фантастической способностью негативного воздействия, родителей пугают компьютерной зависимостью, развитием агрессии, нарушением интеллекта, стращают таким непонятным монстром, как «клиповое сознание» (что никто толком объяснить не может). Многих возмущает увлечение детей компьютером, кто-то этого не замечает, кого-то одолевает ностальгия по привычным играм. Дольто пишет: «Я думаю, что нежелание замечать в своей эпохе динамику и те изменения, на поиски которых толкает нас развитие техники, – наш недостаток». Анализируя взаимодействие ребенка с компьютером, Ф. Дольто видит плюсы – это относительная свобода действий и развитие логического мышления, и минусы, считая, что «электронные игры изолируют детей».

Ребенок в школе – особая тема для Ф. Дольто. Она выделяет проблемы адаптации детей в школе в разряд наиболее сложных, доказывая их серьезное влияние на развитие и здоровье ребенка. Жестокое давление в школе калечит, уродует ребенка, так же как чрезмерная опека в семье, считает Ф. Дольто: «Если мы хотим, чтобы у ребенка было больше шансов сохранить свой потенциал, нужно, чтобы воспитание было как можно меньше проникнуто авторитарностью. Не будем стремиться все понять – вместо этого будем уважать все реакции ребенка, в том числе и те, которые нам не понятны».

Ее наблюдения двадцатилетней давности за результатами, достижениями в дальнейшей жизни разных выпускников школы актуальны и сегодня.

«Поражаешься, обнаруживая, что с кем стало: бывшие хорошие ученики окончили престижные университеты, а теперь занимаются рутинной работой; а бывшие лентяи сегодня превратились или в маргиналов (но по-своему довольны жизнью), или, напротив, в созидателей, в организаторов и вдохновителей экономической жизни, хотя в юности слыли разгильдяями. Насколько сдали с годами блестящие ученики, настолько «тупицы» преуспели в жизни, берясь за самые неожиданные, не предусмотренные их профессиональной ориентацией задачи. Эти люди сохранили свою оригинальность, хотя им и пришлось до некоторой степени испытать на себе презрение своих однокашников».

Слушать и слышать детей

В конце 1970-х мне привезли из Франции распечатки передач, которые вела на радио педиатр-психоаналитик Франсуаза Дольто. Это был привычный в те времена самиздат – странички, напечатанные на пишущей машинке, самодельно сшитые розовой ленточкой. Их подарила моей коллеге мама ее французской подруги, когда узнала, что та психолог и работает с детьми, имеющими школьные проблемы (а коллега, к счастью, подарила эти тетради мне). Так я впервые услышала это имя и впервые открыла для себя Франсуазу Дольто.

Я была потрясена глубиной и честностью разговора со слушателями (не уверена, что то была программа для родителей, но по содержанию и стилю очень на это похоже). Меня удивила ее способность понятно объяснять самые сложные процессы, происходящие с ребенком, тщательно анализировать ситуацию и бережно относиться к чуду развития маленького человека. Признаюсь, я долгие годы пользовалась ее формулой «быть на стороне ребенка» и считаю эту позицию единственно возможной в отношении к детям – родителей, педагогов и общества в целом. Увы, наша жизнь дает много примеров неприятия, отторжения и намеренного пренебрежения этой позицией.

Можно обсуждать причины такой ситуации, можно искать оправдание и объяснения, но все это не помогает ребенку жить, расти, развиваться, справляться с проблемами. Диву даешься, когда видишь, какими нетерпеливыми, нетерпимыми и жестокими бывают взрослые, как беспомощен ребенок (и как уродуется он!) под натиском грубости и злости, как уничтожает его намеренное и ненамеренное унижение. Отчего это происходит? Уверена, прежде всего от незнания, невежества, непонимания.

И все-таки, сегодня мы знаем о развитии детей много больше, чем наши бабушки и дедушки. Это знание дают книги, которые, кроме бесспорных фактов, содержат нечто, что трогает душу, заставляет задуматься, «приложить» к себе, своим поступкам это новое знание, которое возбуждает желание быть «на стороне ребенка». Быть «на стороне ребенка» не только тогда, когда его действия и поступки не противоречат представлениям взрослых, когда общаться с ребенком – радость и «удовольствие». Но быть «на стороне ребенка», когда он отталкивает, когда груб и колюч, когда он протестует или проявляет агрессию, когда его поступки доводят до отчаяния. Где взять силы? Как разобраться, как понять? И можно ли разобраться и понять?

Несколько десятилетий я веду консультативный прием родителей и их детей, имеющих школьные проблемы. Как правило, это непростые ситуации, связанные не только с проблемами самого ребенка, но и с позицией взрослых (и позицией учителей), которые не готовы встать на его сторону. Измениться (стать «лучше») должен ребенок, но нередко изменение ситуации возможно, только если взрослые изменят свое отношение к нему. Порой «достучаться» до ребенка, преодолеть его сопротивление и родительское «я так хочу», «это мое право, потому что я взрослый», бывает трудно. И тогда я вновь и вновь перечитываю Ф. Дольто, ищу у нее объяснения и аргументы, сравниваю ее взгляд и мой, современную ситуацию в обществе с тем, что описывала и анализировала Ф. Дольто.

Уверена, для тех, кто впервые возьмет эту книгу в руки, открытием будет каждая страница, а те, кто уже читал ее, найдут много интересного. Эта книга удивительная, она действительно дает живое знание, которое зависит от сегодняшнего состояния, волнующих проблем, настроения и даже от того, как читаешь. Потому что значима каждая фраза, каждая деталь, каждое объяснение. Все, о чем написано, продумано, прочувствовано, проанализировано.

Книга состоит из четырех больших и относительно самостоятельных частей, которые можно читать последовательно, не торопясь и желательно с карандашом в руке, потому что неизбежно возникает соблазн какую-то мысль сохранить в памяти, для себя. Можно читать и отдельными главами, выделяя для неспешного и осознанного чтения то, что волнует.

Детская сексуальность – тема, на которую в общении детей и родителей у нас до сих пор табу. Тема, которую не разрешено обсуждать с детьми в школе. По-прежнему эта тема закрыта для будущих педагогов и психологов. Возможно, только детские психиатры знают больше, но и то, скорее всего, о патологической стороне этой проблемы. По меткому замечанию Ф. Дольто, у нас сегодня вокруг этой проблемы «стена умолчания».

О книге «На стороне подростка»

Есть книги, к которым год за годом обращаются тысячи родителей во всем мире. Авторы этой серии — ведущие специалисты в области детской психологии. Их опыт позволит вам оценить позицию по отношению к собственному ребенку и найти ответ на многие

О книге «На стороне ребенка»

Автор книги — психоаналитик, представительница парижской школы фрейдизма, врач-практик Франсуаза Дольто.

Ее книга принадлежит гуманистической психологии, для которой детство — не подготовка к жизни, а сама жизнь и ребенок — не будущий человек, а просто человек, обладающий свободой быть и стать, человек, за которого и перед которым мы ответственны.

Мнение читателей

Книга «На стороне подростка», детского психоаналитика Франсуазы Дольто о закономерностях изменения личности во время подросткового периода

Книга «На стороне подростка» — очень полезная книга

Поэтому книгу «На стороне подростка» можете смело считать за инструкцию по обращению со своим взрослеющим чадом

Одно то, что она, будучи 80 ти летней женщиной, написала книгу и умерла через несколько дней, говорит о многом

Очень понравилась «На стороне ребенка» и поэтому приобрела и вторую часть из этой серии

Так же значение книге не уменьшается тем, что рассказывается в ней о французских школьниках — не так уж они и отличаются от наших, да и от любых школьников

Книгу «На стороне подростка», как и «На стороне ребенка» стоит читать всем родителям

Составляет пару с книгой этого же автора «На стороне ребёнка»

Оцените статью
Добавить комментарий