Рисуночные тесты — один из главных инструментов психологической диагностики. По ним можно определить многие личностные особенности и оценить психоэмоциональное состояние человека. Как правильно «прочитать» рисунок, расскажет детский аналитический психотерапевт, клинический психолог Анна Бородкина.
Ценность диагностического использования рисунков в том, что они отражают прежде всего бессознательные импульсы и переживания человека, а не его сознательные установки. Именно поэтому такие тесты трудно «подделать», представив в них себя не таким, какой ты есть на самом деле.
Тест «Три дерева»
Проецировать на бумагу реальное и нереальное, иметь пространство для воображения и фантазии, решать, каким будет изображение, позволяют проективные рисуночные тесты. Впервые такая техника была предложена швейцарским психотерапевтом Робертом Корбозом (R. Сorboz). Далее немецкий психотерапевт Эдда Клессманн (E. Klessmann) успешно адаптировала методику в контексте символдрамы. Ее применяют в диагностической и психокоррекционной работе с детьми и подростками.
Проективный тест «Три дерева» — это возможность исследовать особенности внутрисемейных отношений.
Методика «Три дерева» — инструмент психологов и психотерапевтов. Она содержит в себе много нюансов, понятных специалистам, но не всегда — родителям.
Что тест расскажет родителям?
Каждому взрослому хочется лучше понимать своего ребенка. Игра и рисование — пространство творческой энергии, где психика ребенка свободно идет на диалог. Обращая внимание на фразы, выбранные цвета, форму и на то, что изображает ребенок, можно больше узнать о его внутреннем восприятии себя в пространстве семьи.
Рисуночная методика «Три дерева» может рассказать о том:
- как распределены роли в семье;
- каков стиль отношений между родителями и ребенком;
- с кем из родителей ребенок идентифицирует себя.
Число три выбрано не случайно — чаще всего это родители и сам ребенок. Рисунок помогает ребенку спроецировать и перенести на бумагу историю своих отношений с мамой и папой, в некоторых случаях среди деревьев могут появляться другие члены семьи и значимые объекты: братья, сестры, бабушки, дедушки и так далее.
Как провести тест
В ненавязчивой манере пригласите ребенка в мир рисунка — попросите его нарисовать три дерева. При этом изначально не просите сравнивать деревья с членами семьи.
Предложите цветные карандаши и фломастеры, расположите лист бумаги горизонтально.
Дайте ребенку инструкцию: «Нарисуй на бумаге три дерева!» (Любых). Интересно, что даже имея такую установку, ребенок может изобразить больше или меньше деревьев.
По окончании похвалите рисунок и вежливо пригласите ребенка пофантазировать про деревья.
Задать вопросы
- У какого дерева самые крепкие/слабые корни?
- У какого дерева самая пышная/бедная крона?
- Какое дерево самое большое/маленькое?
- Какое дерево больше всего нравится?
- Какое дерево самое молодое/старое?
- Нужен ли какому-то дереву или деревьям садовник? Если нужен, то что бы он мог сделать? (Например, полить, убрать листву и так далее).
Попросите ребенка отметить на бумаге характеристики, а если ребенок недостаточно хорошо управляется с письмом, спросите его, можете ли вы сделать пометки на рисунке за него.
Обсудить рисунок
В завершение работы предложите ребенку сравнить каждое дерево с членами семьи. «Как ты думаешь, эти деревья похожи на членов твоей семьи? Если да, какое дерево на кого?» Перед тем как начать фантазировать, переключите внимание ребенка на короткое упражнение. Попросите его проранжировать, например, его любимые мультфильмы — от самых любимых до неинтересных — или школьные предметы — от самых интересных до скучных.
Толкование теста
Расположение фигур на листе: часто ребенок располагает себя на рисунке в центре, между мамой и папой. Возможно, ребенок неосознанно занимает роль соединителя между родителями, и коммуникация происходит через него.
Расстояние между деревьями: чем дальше объекты расположены друг от друга, тем, скорее всего, слабее контакт между определенными членами семьи. Чем ближе — тем плотнее отношения родителя и ребенка.
Похожесть/непохожесть: на кого похоже дерево ребенка? С кем себя идентифицирует ребенок — с мамой или папой.
Количество деревьев исходя из состава семьи ребенка может варьироваться. Также ребенок может нарисовать больше, чем заданные три дерева.
Ответы на вопросы, данные ребенком ранее, помогут сориентироваться родителям в картине семьи, воспроизводимой глазами ребенка, и послужат хорошими подсказками в направлении гармонизации отношений между членами семьи.
О чем говорит цвет на рисунке?
- Красный цвет в рисунке может сигнализировать об эмоциональном напряжении, чувстве опасности, гневе, возможном желании разрушать.
- Оранжевый цвет — цвет энергии, возбуждения. В рисунке может говорить об эмоциональной заряженности в отношениях между членами семьи.
- Желтый цвет заряжен позитивно и тепло, говорит о потребности в перспективе, но также может говорить о завистливости или жадности.
- Зеленый цвет — уверенность, желание развиваться и расти, иногда зеленый цвет может сообщать о незрелости или неготовности к развитию.
- Синий цвет может рассказать о потребности в удовлетворении, спокойствии, устойчивой привязанности.
- Оттенки фиолетового могут сообщать о внутреннем беспокойстве, тревоге, пониженном эмоциональном фоне, грусти, меланхолии.
- Коричневый цвет — цвет плодородной земли, тепла, также может быть сигналом о внутреннем беспокойстве.
- Черный цвет часто символизирует негативные тенденции — страх, стресс, огорчения, траур, депрессию.
- Преобладание серого цвета сообщает о подавленном, депрессивном настроении.
Штриховка — сильный нажим, жирные линии могут говорить об эмоциональном возбуждении ребенка. Если сильная штриховка наблюдается в одном из цветов, родителям стоит уделить внимание переживаниям ребенка. Если речь идет, например, о красном — скорее всего, ребенок рассержен, злится или неудовлетворен. Черный цвет — подавлен или напуган.
Обратите внимание!
Родителям важно помнить о том, что экспертную оценку рисунка, как и общего психологического состояния ребенка, способен дать только квалифицированный специалист. Родитель может лишь заметить сигналы и сообщить о них психологу или психотерапевту.
Рисунок — это значимый, но не единственный фактор, через который выражаются чувства и страхи, и в «расшифровке» разных проявлений ребенка потребуется помощь компетентного эксперта. Совокупность всех имеющихся наблюдений и материалов позволит ему сделать точные и объективные диагностические выводы.
Цель: анализ отношений внутри семьи, выявление скрытых конфликтов личности; распознавание особенностей взаимоотношений испытуемого с окружающими. Материалы и оборудование: лист А4, цветные карандаши. Процедура проведения. Рисовать и делать подписи ребёнку полагается только цветными карандашами, выбор того или иного цвета важен для анализа. Начинается тест с беседы на тему семьи. Ребенку задаются вопросы, которые подсознательно настраивают его на мысли о родных. Взрослый намеренно не прерывает ребёнка в разговоре, не исправляет, если тот называет дальних родственников, а о близких забывает. Это поможет понять, насколько близок тестируемый с членами семьи.
Подходящие темы для обсуждения: Сколько у вас в семье человек? Хорошие ли у вас отношения? Как реагируют родные, когда у тебя случаются неприятности? С кем ты больше дружишь и почему? Любишь ли ты свой дом? Есть ли у тебя комната? Что ты любишь делать в ней?
Далее перед ребёнком кладётся лист А4, повёрнутый горизонтально, и предлагается в цвете нарисовать 3 дерева.
Для этого испытуемый получает 10 карандашей — красный, синий, жёлтый, зелёный, оранжевый, фиолетовый, чёрный, коричневый, серый, белый. Ребенка в процессе создания изображения нужно подбадривать, а в конце работы над заданием обязательно похвалить. Простой карандаш нельзя использовать для замены серого.
После того как рисунок будет готов, экспериментатор должен попросить ребёнка дать названия деревьям. Ребенок добавляет надписи сам. Затем организатор задаёт следующие вопросы (ответы на них также должны фиксироваться на рисунке): Какое дерево на картинке получилось самым большим? А какое самым маленьким? Как ты считаешь, какое дерево самое молодое? А какое самое старое? Покажи самое красивое деревце. Какое изображение тебе нравится больше всего?
Важно помнить, что вопросы должны быть заданы именно в таком порядке — от простого к сложному. Подписывать деревья и фиксировать ответы на вопросы на рисунке может как сам испытуемый, так и организатор. После этого экспериментатору следует предложить ребенку почувствовать себя садовником и ответить на вопрос: что можно сделать для каждого дерева, чтобы ему было хорошо? При этом взрослому полагается пояснить, чтобы облегчить ребёнку понимание, что какие-то растения нужно подрезать, какие-то поливать чаще, а некоторые вообще можно не трогать — им и так хорошо. Это поможет установить, какие моменты отношений не устраивают ребёнка. Завершающим этапом проведения теста является просьба взрослого соотнести деревья с членами семьи. Заканчивается работа над этим заданием выполнением соответствующих подписей понравившимся ребёнку цветом. Обработка и интерпретация результатов. Обработка теста строится не только на основании получившегося рисунка, но и наблюдений за испытуемым в ходе тестирования. Поэтому анализировать готовое изображение должен опытный психолог, который сможет связать воедино ответы ребёнка при беседе, его реакции и результаты толкования изображения. Расположение ребенка между родителями говорит о том, что в семье, возможно, есть культ ребёнка, а взрослые общаются друг с другом мало, в основном лишь через него. Обычно так изображают себя избалованные дети. В подобных рисунках зачастую деревья, обозначающие авторов, ещё и самые высокие. По этому же параметру можно определить, кто для тестируемого является авторитетом — тот, чьё растение больше и выше и находится посередине. То, насколько вплотную деревья стоят друг к другу — показатель близости между членами семьи. Если растение, символизирующее ребёнка, стоит ближе к объекту, обозначающему собой мать или отца, это говорит о том, с кем из родителей ему более комфортно. О прочности и стабильности семейных отношений можно судить, если испытуемый нарисовал деревья, объединённые одним грунтом.
Нарисованные деревья. Самыми красивыми дети рисуют те деревья, которые символизируют особенно важных для них людей. Если испытуемый нарисовал не три, а больше деревьев, то дополнительные объекты символизируют отношения с другими значимыми для ребёнка людьми (возможно, даже не членами семьи). Изъяны на растениях (кривые ветки, дупла) означают болезни, травмы. А вот плоды говорят о том, что ребёнок считает человека добрым, умным, малышу с ним интересно и весело. Если же тестируемый рисует, например, с яблоками или грушами дерево, символизирующее его самого, то это значит, что для него важно приносить пользу. Искривлённый ствол может свидетельствовать о том, что испытуемый боится человека. Бывает так, что «художник» зачёркивает дерево, которое нарисовал. Это говорит о том, что с этим членом семьи у него конфликт. Трактовка цвета. Ребёнок в процессе рисования намеренно лишён простого карандаша, чтобы у него возникла необходимость сделать акцентным определённый цвет. При толковании гаммы нужно учитывать тот факт, что каждый цвет амбивалентен, то есть имеет и положительное, и отрицательное значение. Чтобы было проще разобраться, какое актуальнее, можно попросить ребёнка назвать, с чем может быть связан тот или иной оттенок («Какого цвета может быть печаль?», «А что значит жёлтый цвет?»).
- Красный цвет означает вдохновение и любовь. При неблагоприятных обстоятельствах этот оттенок может быть расценён как знак агрессии, ненависти.
- Синий цвет символизирует приверженность к порядку, дисциплине. Либо же очень импульсивный нрав, иррациональность в поступках, желание доминировать.
- Жёлтые цвет деревья говорят об открытости и активности, включённости во все семейные дела. В качестве противоположного значения можно выделить ревность, желание приврать. С особым вниманием следует отнестись к жёлтому цвету в рисунке ребёнка, у которого есть братья и сёстры. Вероятно, в семье существует деление на любимцев и «козлов отпущения».
- Оранжевый цвет может значить радость и энергию, но также и является символом внутренних противоречий.
- Зелёный цвет считается самым неоднозначным цветом. С одной стороны, этот тон говорит о незрелости, болезненности. Но в случае если ребёнок характеризует этот оттенок в положительном ключе, он, вероятно, свидетельствует об уверенности в себе, желании развиваться.
- Выбор фиолетового карандаша может указывать на постоянно испытываемое чувство вины. Это цвет выдаёт тревогу, замкнутость. Также такой оттенок выбирают дети с неординарным мышлением, стремящиеся на всё смотреть под другим углом.
- Коричневый тон — символ земли и плодородия; негативные толкования — грязь и гной.
- Чёрный цвет, с одной стороны — признак достоинства, торжественности; с другой — траура и греха.
- Белый цвет показывает чистоту помыслов. При отрицательных характеристиках оттенка этот тон можно интерпретировать как желание убежать от внешнего мира.
- Серый имеет негативную коннотацию: это цвет депрессии, тумана в мыслях.
Цель: диагностика личностных особенностей.
Инструкция по проведению теста «три дерева» предполагает, что в ходе предварительной беседе человека расспрашивают о составе его семьи, как кого зовут, сколько кому лет, кем работают или где учатся члены семьи, какая квартира и кто в какой комнате живёт. После этого психолог просит нарисовать на стандартном листе бумаги формата А4, который располагается горизонтально, «любые три дерева». Когда рисунок готов, психолог просит назвать каждое дерево и подписать его название цветным карандашом, который больше всего подходит данному дереву.
Анализ рисунка включает в себя интерпретацию основного цветового фона изображения, цвета отдельных его элементов, цвета надписи. Известно, что цвет отражает различные эмоциональные состояния человека. Причём один и тот же цвет может одновременно вызывать сразу множество различных, часто противоположных переживаний. Символика цвета определяется одновременно множеством факторов — как наследуемых, так и формирующихся при жизни. При этом на образование символа может оказывать влияние любое событие, начиная с внутриутробного развития, особенностей протекания беременности у матери, родов, развития в младенческом возрасте, особенностей приучения к горшку, времени посещения детского сада и т. , вплоть до актуальной ситуации, в которой находится пациент сейчас. Символообразование формируется по принципу сгущения. Этот важный аналитический принцип предполагает, что в каждом образе или элементе рисунка одновременно проявляются символические отражения множества различных событий, происшедших с пациентом в разное время. Другой важный аналитический принцип символообразования — принцип амбивалентности — предполагает существование у одного и того же символа прямо противоположных значений. Именно поэтому при анализе символики цвета выделяют два основных полюса в спектре символических значений каждого цвета, что помогает сделать затем необходимые диагностические выводы.
Затем испытуемый отвечает на следующие вопросы психолога: — Какое дерево самое большое? — Какое дерево самое маленькое? — Какое дерево самое молодое? — Какое дерево самое старое? — Какое дерево самое красивое?
Последовательность задаваемых вопросов подобрана таким образом, чтобы вначале предлагались наиболее лёгкие и приятные вопросы. К примеру, обращение вначале внимания на «высокое дерево» отражает более высокую оценку в плане уровня притязаний. При такой последовательности обращение затем к «более маленькому дереву» воспринимается уже не как более низкая оценка в плане уровня притязаний, а как продолжение ряда сравнений. По этой же причине лучше сначала спросить о «более молодом дереве», а лишь затем о «более старом». Вопросы «Какое дерево тебе больше всего нравится» и «Какое дерево самое красивое?» специально разделены интерферирующими вопросами, чтобы не возникло недоумения, что он только что отвечал на аналогичный вопрос. Тем временем, «больше всего нравится» не обязательно «самое красивое» дерево. Все характеристики деревьев психолог с разрешения подписывает под соответствующим деревом на рисунке. В качестве следующего задания психолог предлагает представить себя садовником или садовницей. Дети должны ответить на вопрос: «Чтобы можно было бы сделать для каждого дерева?» В случае необходимости предлагаются альтернативные ответы: полить, внести удобрения, дать больше тепла, больше света, пересадить, огородить. Обязательно проговаривается и такой вариант ответа: «А некоторым деревьям вообще ничего не нужно. Им и так хорошо. » Психолог с разрешения записывает под каждым деревом все, что ему нужно. Прежде чем попросить сравнить нарисованные и описанные деревья с членами его семьи психолог предлагает какое-нибудь интерферирующее задание, чтобы избежать прямых сравнений и ассоциаций обсужденных свойств деревьев с особенностями членов семьи. К примеру, ребёнка можно попросить проранжировать предметы в школе по ступенькам своеобразной лестницы — от самого приятного до самого неприятного. Или психолог может провести какой-либо тест. Лишь после этого просят сравнить каждое дерево с членами его семьи. Когда испытуемый это сделает, его просят подписать на рисунке около каждого дерева, с кем он его мог бы сравнить. При этом для каждого члена семьи ребёнок подбирает подходящий этому человеку цвет. Затем выбранные цвета ранжируются по предпочтению — от самого любимого к менее любимому, после чего делается анализ рисунков и выбранных цветов.
Другая статья Методика «Три дерева»
Цель методики: выявление индивидуально-типологических особенностей человека. Материал: лист бумаги размером 15х10. см; ручка или карандаш. С помощью теста «Дерево» можно осуществлять обследование как индивидуальное, так и групповое. Инструкция: «Вам предлагается на листе бумаги выполнить рисунок дерева. Вы можете нарисовать любое дерево, которое сочтете нужным. Рисунок выполняется ручкой или карандашом».
Интерпретация I («типология рисунков») При анализе значительного количества рисунков, выполненных лицами различного пола и возраста (авторами проанализированы более 2000 рисунков, возраст испытуемых от 7 до 60 лет), удалось выделить несколько устойчивых типов рисования дерева, а также определить ряд конкретных деталей, использование которых в изображении дерева свидетельствует о некоторых индивидуальных различиях людей. На рис. 1 представлена схема дифференциации изображений дерева. Тип 1 — «ель». Изображение ели весьма разнообразно: от схематически представленной до детализированной, с множеством веток и вырисованных иголок. Для лиц, выполняющих рисунок ели, наиболее часто характерна склонность к доминированию, организаторские способности, активность. Тип 2 — «синтетическое». Для рисунков дерева этого типа характерно отсутствие деталей. Дерево изображается в виде упрощенной схемы — это обычно ствол и крона. Наиболее часто такое выполнение рисунка дерева встречается у лиц, склонных к синтетическому когнитивному стилю, для которых детали большого значения не имеют, их более интересуют вопросы общего порядка. Чаще встречаются у лиц, имеющих философское образование или обладающих склонностью к философствованию», т. наиболее выраженному обобщению, это так называемый «синтетический когнитивный стиль».
Рис. Схема дифференциации изображений дерева
На рис. 3 представлен переход от схематического изображения дерева к детализированному. Тип 3 — «педантичное». Этот тип рисунка противоположен второму типу. Дерево тщательно вырисовано, реалистично, с множеством деталей: листики, кора, ветка, почва у подножия дерева и т. Обычно люди, которые в изображении дерева прибегают к большему числу деталей, отличаются педантичностью, аккуратностью. Наиболее часто такое рисование дерева встречается у лиц, работающих бухгалтерами, экономистами, а также склонных к бухгалтерской деятельности, для которых каждая деталь имеет значение. Можно обозначить это как «аналитический когнитивный стиль». Тип 4 — «зимнее». Для 4-ого типа дерева характерно изображение голых веток, отходящих от ствола. Наиболее часто такое дерево рисуют лица, у которых довольно сильно выражены черты детской непосредственности. Их умение удивляться и видеть все как бы впервые часто создает предпосылки для нетривиальных решений, проявления творчества. Чаще встречается у детей. Тип 5 — «пикническое». Для этого типа характерно подчеркивание пышности кроны дерева. Это изображение дерева часто присуще лицам, имеющим пикническое сложение, но оно также встречается у лиц интуитивного типа, о котором упоминалось ранее. Тип 6 — «эстетическое». Этот тип рисунка характерен для лиц, хорошо владеющих средствами изображения, развитостью эстетической формы, умением передать настроение, эстетичеcкое переживание. Эстетический тип иногда имеет вид стилизации, очень лаконичный и в то же время своеобразный. Обычно такого рода изображение характерно для художников или любителей живописи, графики. Эстетический тип изображения может сочетаться с другими типами, как это показано на рис. 4 и 5. Тип 7— «пальма», «экзотический тип». Обычно встречается у молодежи; у лиц, склонных к экзотичности и экстравагантности в одежде, поведении, живущих мыслями о путешествиях в дальние страны. Они экстравагантно одеваются, высказывают оригинальные, экстравагантные суждения, склонны к романтизму. Тип 8 — «характерное дерево». Изображение дерева данного типа обычно крупного размера, обладает вычурностью, оригинальностью. На дереве могут быть изображены экзотические цветы и плоды, необычная крона с изломами и мощный ствол, а также множество неожиданных предметов, висящих на ветках: технические устройства, детали, игрушки. Встречаются у лиц, также обладающих оригинальностью суждений, необычностью характера, самобытной индивидуальностью.
Тип 9 — «сюжетный». Для данного типа характерно рисование пейзажа, на котором изображено одно или несколько деревьев, а Также небо и на нем — солнце или луна; с дерева под воздействием ветра опадают листья, летят птицы и т. Дерево может быть изображено на склоне оврага с наклоненными вниз ветками и т. Обычно люди, выполняющие такой рисунок, склонны к придумыванию сюжетов, историй, написанию сценариев. Смешанный тип. Наряду с деревьями, которые можно отнести к тому или иному типу, в рисунках встречаются деревья, содержащие элементы различных типов и относящиеся к смешанному типу. В этом случае рисунок может представлять собой соединения очертаний веток внутри схематично изображенной кроны, либо детализированное дерево, с ветками, листочками, окантованное линией кроны. Любой тип дерева может быть выполнен эстетически. Интерпретация II («психология деталей») Несмотря на простоту выполнения теста, рисунок дерева может содержать в себе множество деталей, которые, являясь сигналами для практического психолога, позволяют правильно построить диалог с ребенком или взрослым, более целенаправленно сформулировать вопросы для уточнения тех или иных черт индивидуальности, а также жизненных обстоятельств. Какие детали и признаки можно выделить по данным нашего обследования? Сильная штриховка на дереве обычно свидетельствует о внутреннем напряжении человека, эмоциональном возбуждении, состоянии тревоги. Изображение на дереве гнезда, птиц и других животных часты у лиц, которые имеют особое отношение к природе, для них обычно и дерево — чей-то дом. Для таких людей характерно стремлений ухаживать за животными, растениями. Наличие на дереве плодов характерно для лиц, стремящихся к результативности в деятельности.
Интерпретация III теста «Дерево» (комплексная, по Рене Стора; перевод с французского Н. Потолицыной) Данные, представленные в исследованиях Р. Стора в 70-х —80-х годах, основаны на статистической валидизации и получены в ходе наблюдения разновозрастной группы в количестве 820 человек — от 4 до 60 лет. В варианте теста Р. Стора изображение дерева выполняется на двух сторонах одного листа. Рисующему дается следующая инструкция: «Нарисуйте дерево, любое, какое хотите, но не елку». Затем лист переворачивается и инструкция повторяется. (Важно отметить, что следует избегать слова «еще», которое может послужить стимулом к повторению изображений предыдущего дерева
Первый рисунок, по мнению Р. Стора, представляет собой реакцию испытуемого на незнакомую обстановку и отражает его усилия по самоконтролю. Второй более соответствует психологическому состоянию в привычной обстановке. В одном из вариантов теста Р. Стора предлагает людям на втором листе нарисовать «дерево мечты» (т. воображаемое дерево, которое не существует в реальности). На обороте этого второго листа предлагается нарисовать дерево с закрытыми глазами. При этом считается, что «дерево мечты» позволяет выявить неудовлетворенные желания и отражает особенности компромисса между желаемым и действительным, при этом можно обнаружить тенденции удовлетворения и специфику решения проблем. Дерево же, нарисованное с закрытыми глазами, по мнению Р. Стора, позволяет выявить давние конфликты, детские травмы, которые могут влиять на настоящее. Интерпретация Р. Стора основывается на особой рубрикации, выявленной статистически. Среди разделов этой рубрикации можно отметить следующие. Семья: особенности состава, стиля воспитания, отношения с родителями, сестрами, братьями и т. Аффективные реакции: веселость, грусть, пессимизм, оптимизм, враждебность, агрессия, нежность, ощущение победы и т. Интересы: интеллектуальные, художественные. Роль в окружении: самоутверждение, оппозиция, потребность в согласии, зависимость и т. Социальные отношения: общительность, замкнутость, лживость Форма деятельности: регулярность, системность, находчивость, медлительность и т. Общий уровень развития: интеллект, внимание, память, воображение, прилежание. Исходя из данной рубрикации, на основании анализа графического материала Р. Стора выделил так называемые фигуры, имеющие значение при психологической диагностике. Все фигуры сгруппированы по 15 категориям: I. 1-6 — свобода от инструкции; II. 6-10 — почва; III. 10-15 — корни; IV. 15-22 — симметрия; V. 23-26 — кресты; VI. 26-35 — положение на странице; VII. 35-69 — форма листвы; VIII. 69-78 — штриховка; IX. 78-97 — ствол; X. 97-101 — общая высота дерева; XI. 101-113 — высота кроны; XII. 113-120 — ширина кроны; XIII. 120-125 — выступающие части; XIV. 125-146 — особенности линий; XV. 147-149 — разные признаки. Интерпретация III опирается на обобщенную аналитическую схему рисунка дерева (рис. 10) и представляет собой попытку ввести в этот процесс некоторую логическую связность.
В последние годы, как мы видим тест «Дерево» претерпел существенное развитие: уточнялась его интерпретация, стабилизировались признаки деталей, результаты соотносились с данными основательных наблюдений. Приводимый ниже вариант интерпретации дает в руки практическому психологу еще один подход, позволяющий уточнить и частично верифицировать те данные, которые могут быть получены в результате применения интерпретаций I и II. Их можно сопоставить с интерпретацией Коха и, как нам представляется, получить более надежные сведения об особенностях личности автора рисунка.
Тест «Дерево». Значение фигур