Метод социометрии является совершенно специфическим именно для социальной психологии. Социометрия позволяет выявить особенности структуры неформальных отношений в группе (группах); выяснить степень психологической совместимости конкретных людей; изучить внутригрупповой статус участников групповых объединений; исследовать качество психологического климата в группе.
Социометрия – теория и целостный практический метод психодиагностического социально-психологического измерения межличностных и внутригрупповых отношений, автором которой является австрийско-американский психолог и социолог Джекоб (Якоб) Леви Морено (1892–1974 г. По его мнению, психическое состояние, адекватность поведения человека во многом зависит от занимаемого им положения в неформальной структуре малой группы. Недостаток симпатий становится одновременно и следствием межличностных проблем, и их источником. Согласно Дж. Морено, социометрия – это способ первичной диагностики наличия определённых проблем во взаимоотношениях. Несомненное достоинство данного метода в том, что внутригрупповые отношения получают конкретное выражение в виде таблицы, схем, графиков, числовых величин.
Метод социометрии относится к инструментарию социально-психологического исследования структуры малых групп, а также исследования личности как члена группы. Методика «Социометрия» используется для измерения групповых свойств, фиксирует определённые свойства группы как целостного образования. Методологически оправданное использование арсенала социометрического метода позволяет получить серьёзные теоретические выводы о процессах функционирования, развития группы, а также, в итоге, достигать практических результатов. Повторные измерения, проведённые в той же группе, позволяют исследовать динамику отношений в группе.
Таким образом, область измерения социометрической техникой – диагностика межличностных и внутригрупповых отношений. С помощью социометрического метода изучают типологию социального поведения в условиях групповой деятельности, оценивают сплочённость, совместимость членов группы. Метод социометрии был разработан Дж. Морено как способ исследования эмоционально непосредственных отношений внутри малой группы. Измерение предполагает опрос каждого члена малой группы с целью установления тех членов группы, с которыми он предпочел бы (выбрал) или, напротив, не захотел бы (не выбрал) участвовать в определённом виде деятельности или взаимодействовать в какой-либо ситуации. Процедура социометрического измерения включает следующие элементы: определение варианта (числа) выборов (отклонений); выбор критериев (вопросов) опроса; организация и проведение опроса; обработка и интерпретация результатов с использованием количественных (социометрические индексы) и графических (социограммы) методов анализа.
Социометрическая процедура проводится в двух формах. Непараметрическая процедура предполагает ответы на вопросы опроса без ограничения числа выборов или отклонений. Их максимальное число равно N – 1 (социометрическая константа), где N – число членов группы. Преимущество этого варианта связано с выявлением так называемой эмоциональной экспансивности у каждого члена группы. При наличии размеров группы до 12–16 человек возрастает вероятность получения случайного выбора. Параметрическая процедура – ограничение числа выборов. Испытуемым предлагается выбрать строго фиксированное число лиц из всех членов группы, т. вводится так называемое социометрическое ограничение (d). Данная форма повышает надёжность измерения, позволяет стандартизировать условия выборов в группах различной численности. Её недостаток связан с невозможностью раскрыть всю полноту отношений в группе. Выделяют разные виды социометрических критериев: коммуникативные (выявляют реальные отношения, гностические (определяют степень осознанности реальных отношений), двойные и одинарные, ролевые и др. С выбором критериев связана проблема определения их числа и специализации в социометрическом вопроснике. Рекомендуется производить специализацию и выбор критериев исходя из предварительного анализа жизнедеятельности группы, выделяя ситуации, особо значимые для группы, т. опосредованные задачами и целями, стоящими перед группой, использовать общий, фундаментальный критерий для выявления «глубинной» связи членов группы. Последнее предполагает использование вопросов, касающихся оценки общего эмоционального состояния испытуемых при условии распада группы в будущем, например, в случае реорганизации группы или коллектива, его перемещения, переформирований и т. – «С кем из членов Вашего коллектива Вы хотели бы остаться в том случае, если он будет реорганизован?».
Результаты исследования могут быть представлены в виде социометрической матрицы (таблицы), куда включены все выборы и (или) отклонения, сделанные или предполагаемые членами группы, а так же в виде социограммы, графически изображающей полученные результаты или в форме разнообразных социометрических индексов, дающих количественное представление о положении индивида в группе, а также оценку группы в целом. Социометрические индексы делят на две группы: индивидуальные и групповые. К индивидуальным показателям относят: социометрический статус – величина позитивности или негативности отношения группы к отдельному её члену, которая определяется отношением количества выборов и отклонений, которые получил индивид, к их максимально возможному числу. Индекс эмоциональной (психологической) экспансивности – степень активности индивида во взаимодействии с другими членами группы, потребность в осуществлении контактов с ними. Он рассчитывается как отношение количества сделанных индивидом выборов и отклонений относительно членов группы к их максимально возможному числу. Для характеристики позиции индивида в группе вычисляют и другие индексы, например, «предписанная роль», приемлемость индивида группой и др. Однако главная сложность состоит в их интерпретации, сопоставлении их с известными социально-психологическими понятиями. К наиболее популярным групповым индексам относят следующее: показатели групповой экспансивности (интенсивность группового взаимодействия), интегрированности группы (степень включённости в общение членов группы в конкретном виде деятельности или ситуации), показатели сплочённости и ряд других.
Подчеркнём, что одной самых значимых из научно-практических инноваций Дж. Морено является так называемая социограмма. Это определённая рисуночная схема, которая представляет собой несколько концентрических кругов, содержащих графические аспекты социометрического статуса членов группы. Каждый из кругов соответствует количеству предпочтений в данной группе (чем ближе к центру — тем больше предпочтений). Предпочтения выявляются путём опросов или других исследований. В центр помещается наиболее популярный в данной группе член группы (или несколько таких членов), далее – менее популярные, по мере убывания, вплоть до изгоев (крайний круг). Между индивидами, обозначенными кружками, прочерчиваются линии со стрелками, обозначающие обоюдную, либо одностороннюю, симпатию или антипатию.
Таким образом, графический анализ данных осуществляется путём построения социограмм. Социограмма позволяет наглядно выделить в составе исследуемого коллектива подгруппы (группировки), положительные, конфликтные или напряжённые «участки» внутри групповых отношений, «популярных» его членов (индивиды, имеющие максимальное количество выборов) либо «отвергаемых» (индивиды, получившие максимальное количество отклонений или минимальное число выборов), определить лидера группы. Различают два вида социограмм: коллективную и индивидуальную. Наиболее часто для отображения структуры отношений в группе применяют социограмму-мишень. Она представляет собой несколько концентрических кругов (рис. 1), в центр которых помещают «популярных индивидов, в наружное кольцо – «отвергаемых», во внутреннее кольцо – «средне популярных».
Рис. Пример «социограммы-мишени».
Обычно составляют несколько коллективных социограмм для одной группы: взаимных выборов, взаимных отклонений, первых двух (пяти) выборов и некоторые другие. Индивидуальные социограммы позволяют произвести более тонкий анализ положения конкретного члена в группе: отличить позицию лидера от позиции «популярных» членов группы. Чёткая лидерская позиция часто определяется по следующему аспекту, – кому именно из состава группы преимущественно отдают предпочтения в своих выборах «популярные» её члены.
Итак, наиболее часто, «социометрией» называют комплексную, допускающую модификации общего тестового задания (при сохранении принципа выделения рангов), методику изучения внутригрупповых связей и иерархии в малых группах.
Методика «Социометрия» Дж. Морено, в адаптации Я. Коломинского. При проведении методики «Социометрия» в учебных группах, обучающимся предъявляются социометрические вопросы, ответами на которые являются фамилии членов учебной группы (на каждый вопрос – 3 фамилии, кроме собственной фамилии). Инструкция типовая:«Ответьте на поставленные вопросы, записав под каждым из них три фамилии своих одноклассников, с учётом отсутствующих сегодня учеников».
Приводим здесь один из наших вариантов социометрических вопросов по данной методике.
С кем бы ты хотел(а) обязательно продолжить совместно учиться в следующем классе?
Кого бы ты из класса обязательно пригласил(а) на свой день рождения?
С кем из своего класса ты с удовольствием пошёл (пошла) бы в кино?
С кем бы из класса ты очень хотел(а) бы поддерживать дружеские отношения в средних и старших классах школы?
Если бы тебе дали довольно большую сумму денег и сказали поделиться ею с тремя твоими одноклассниками, то кто бы это был?
Кому из класса ты дашь списать контрольную работу в первую очередь?
Кому из класса ты доверил(а) бы свой самый сокровенный секрет?
Без кого ты вообще не представляешь свой класс?
С кем из класса ты хотел(а) бы как можно чаще видеться в свободное время?
C кем из класса ты бы хотел(а) дружить всю жизнь?
С кем из класса ты хотел(а) бы сделать какую-либо совместную поделку на художественную выставку?
Кого из своего класса ты хотел(а) бы взять в свою команду для участия в каких-либо подвижных играх?
С кем из своего класса ты очень хотел(а) бы очень посещать группу продленного дня?
С кем из твоего класса ты хотел(а) бы делать вместе домашние задания?
При социометрическом подходе к группе основным фактором выбора в системе межличностных отношений являются симпатии-антипатии. Качественная социально-психологическая модификация метода социиометрии – референтометрия.
Референтометрия – это социально-психологический методический приём для выявления факта референтной (личностной) предпочтительности. Люди, к которым индивид очень внимательно прислушивается – это его референтная группа (группа особо значимых для субъекта лиц).
Референтность – это социальное отношение личностной значимости, связывающее субъекта с другим человеком или группой лиц. Референтная процедура весьма информативна, она даёт точность представления о статусной структуре, взаимности предпочтений. Основанием выбора является ценностный фактор значимости для личности каких либо других лиц. Всё это вынуждает испытуемого проявлять высокую избирательность в отношении лиц в группе, чья позиция для него наиболее актуальна. Вместе с тем, мера референтности (предпочтительности для другого лица) какого-либо субъекта определяется здесь косвенно, через проявление испытуемым (опрашиваемым) интереса к этому субъекту.
Социометрическое исследование
Социометрическое исследование направлено на выявление психологической структуры малых групп и на изучение положения личности в структуре межличностных отношений.
История применения метода социометрического исследования восходит к имени австрийского психолога, психиатра, в дальнейшем эмигрировавшего в США Якоба Морено.
Под социометрией автор понимал особым образом организованную процедуру измерения межличностных отношений, направленную на изучение глубинной (внутренней неформальной) структуры группы.
Морено считал, что у социометрии далеко идущее будущее, так как через улучшение статуса и взаимоотношений индивидов в группе, можно улучшить жизнь во всем обществе. Безусловно, взгляды Я. Морено были утопическими, однако идея стремления постичь суть «социальной вселенной» была подхвачена психологами. «Отец» социометрии отмечал, что во вселенной действуют силы притяжения и отталкивания, эти же силы составляют суть отношений индивидов, включенных в группу, в этом плане «человеческая вселенная» повторяет природный универсум (в социометрических терминах эти силы называются выбор и отвержение).
Социометрия имеет смысл только тогда, когда субъект включен в группу, находится в процессе тесного взаимодействия с другими, мотивирован в изменении внутренних связей и структуры группы.
Социометрия базируется на двух законах: социодинамическом и социогенетическом.
По мнению Я. Морено, первый закон состоит в том, что в группе осуществляется неравномерное распределение выборов, которые в соответствии с тем или иным критерием делают участники социометрического тестирования. Это неравномерное распределение не устраняется и при повышении шансов каждого участника быть выбранным. При повторном тестировании с большими возможностями для выбора оно становится даже еще более выраженным. Неравномерность выборов отмечается в совершенно разных и по величине, и по устройству групп. Если увеличивается число вариантов выбора, новые выборы достаются членам группы, которые и без того уже много раз выбирались, то есть звездам, причем в прямо пропорциональной зависимости от размеров группы и приходящихся на одного человека вариантов выборов.
Второй закон гласит, что организация социальной группы во многом аналогична модификациям форм, которые претерпело общество людей в процессе своего развития. Спонтанные организации детей и подростков развиваются из простых структур в более сложные, на более высокой стадии развития группы всегда можно найти остатки низших организаций, а зачатки более высокой организации – на предшествующей низшей стадии.
Структура группы изучается на основе анализа групповых отклонений (отрицательных выборов одним членом группы других) или положительных выборов.
Социометрический тест позволяет выявить:
— степень сплоченности группы;
— социометрический статус членов группы;
— внутренние подсистемы.
К социометрической процедуре предъявляется ряд требований:
1) границы группы, в которой проводится исследование, должны быть четко обозначены. Слишком большой размер коллектива может снизить качество получаемой информации;
2) все выборы членами группы делаются самостоятельно;
3) вопросы, предъявляемые к респондентам, должны быть сформулированы четко и понятно;
4) группа должна иметь опыт совместной работы;
5) для проведения социометрии исследователь должен разработать критерии, согласно целям исследования;
6) критерии должны быть значимыми для членов группы;
7) социометрическая процедура проводится строго конфиденциально, ее результаты не должны оглашаться членам группы;
8) опрос должен проводиться посторонним для данного коллектива лицом.
В современной психологической науке под социометрией понимается метод, направленный на выявление структуры межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств симпатии и неприязни среди членов группы.
В отечественной психологической науке внедрение социометрического метода связано с именами И. Волкова, Я. Коломинского, Е. Кузьмина, А. Реана, Б. Ядова, и др.
Социометрическое исследование позволяет выявлять членов группы, которые имеют наибольшее количество выборов – «звезд». Членов малой группы, которые имеют достаточно большое количество выборов (но меньше, чем у «звезд») принято называть «предпочитаемые», а тех, которые имеют самое незначительное количество выборов – «принятые». Члены группы, которые не получили ни одного выбора в социометрии называются «изолированные».
Рассмотрим более подробно алгоритм проведения социометрической процедуры.
1 этап. Подготовительный.
Исследователь должен хорошо понимать цель проведения социометрии, определить объект исследования, дать характеристику выборки (величина, половые, возрастные, социальные особенности).
2 этап. Выбор критериев и подготовка социометрической карточки.
Исследователь выделяет социометрические критерии. Критерий – это основание выбора, в качестве которого выступает конкретная содержательная ситуация взаимодействия с другими людьми. Критерий должен быть понятным для респондентов и сформулирован таким образом, чтобы побуждать их осуществлять выбор для совместной деятельности или отдавать предпочтение по какому-либо вопросу людям своей группы.
Критерии могут лежать в сфере производственной (учебной) деятельности, непроизводственной (внеучебной); быть прогностическими (выявляют структуру групповых ожиданий), положительными и отрицательными (выделяются по эмоциональной направленности выбора респондента); двойные и одинарные (предполагают ситуацию взаимного равенства или неравенства респондентов); прямые или косвенные (выделяются по виду вопроса к респонденту).
Карточка может содержать как один, так и несколько критериев, выбор которых во многом обусловлен целями исследования.
Пример социометрической карточки с положительными критериями в области учебной и внеучебной деятельности приведен в табл.
Пример социометрической карточки с положительными выборами
Критерии выборов могут быть как положительные, так и отрицательные (табл. При работе с отрицательными критериями, психологу необходимо быть очень внимательным к вопросу соблюдения конфиденциальности тестирования и не использовать отрицательные критерии для исследования слишком закрытых коллективов, члены которых не желают демонстрировать экспериментатору отрицательные взаимоотношения.
Пример социометрической карточки с положительными и отрицательными выборами
Достаточно сложным является вопрос о максимальном количестве выборов, осуществляемых каждым членом группы. Существуют особые математические процедуры подсчета количества выборов.
Дженингс предложил следующую формулу для определения оптимального количества выборов в зависимости от численности группы.
где d –
количество выборов (социометрическое ограничение);
Р –
вероятность случайного события (выбора);
N –
число человек в группе.
Если использование формулы представляется затруднительным, можно использовать таблицу величины ограничения социометрических выборов (табл.
Число членов группы
Социометрическое ограничение
Вероятность случайного выбораР (А)
5–7
Один
0,20–0,14
8–11
Два
0,25–0,18
12–16
Три
0,25–0,19
17–21
Четыре
0,23–0,19
22–26
Пять
0,22–0,19
27–31
Шесть
0,22–0,19
32–36
Семь
0,21–0,19
3 этап. Установление доверительных отношений и обращение к респондентам.
Важным условием высокой эффективности применяемого метода является установление доверительных отношений с респондентами, создание открытой психологической атмосферы, мотивирование участников на совместную работу. Этой цели можно достичь через грамотно сформулированное обращение к респондентам. В обращении исследователь излагает цели социометрии, личностно заинтересовывает опрашиваемых в проведении процедуры, дает инструкцию по заполнению социометрической карточки. Члены социальной группы заполняют социометрическую карточку. Исследователь следит за соблюдением сохранения принципа анонимности: респонденты не должны видеть карточки других участников тестирования.
4 этап. Составление социоматрицы.
Когда социометрические карточки собраны, исследователь начинает составлять социоматрицу (табл. 8), которая отражает количество выявленных связей между членами группы и их эмоциональную окраску.
5 этап. Составление социограммы.
Социограмма представляет собой графическое изображение полученных результатов, она позволяет более глубоко и качественно проанализировать особенности межличностных связей членов группы.
Для создания социограммы применяются определенные символы: выбор одного индивида другим обозначается сплошной линией, отклонение выбора – пунктирной. Женщины обозначаются кругом, мужчины – треугольником. В центре круга или треугольника проставляется номер испытуемого.
№ п/п
Кто выбирает
Кого выбирает
Сделанные выборы
?
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
+
–
1
И. И
Х
–
+
+
2
1
3
2
И. +
Х
+
–
2
1
3
3
В. –
Х
+
+
–
2
2
4
4
Р. +
+
Х
–
–
2
2
4
5
К. +
Х
+
–
2
1
3
6
П. –
Х
+
+
–
2
2
4
7
С. +
+
Х
–
2
1
3
8
И. +
+
Х
–
2
1
3
9
У. –
–
+
Х
+
2
2
4
10
Р. +
+
–
Х
2
1
3
Всего +
5
1
1
1
2
2
5
2
–
1
20
–
–
Всего –
1
2
1
–
2
–
–
1
4
3
–
14
–
Итого
6
3
2
1
4
2
5
3
4
4
20
14
34
В приведенном ниже примере отображены выборы в двух диадах: в первой диаде (мужчина-женщина) выборы взаимные положительные, во второй диаде (мужчина-женщина) выбор односторонний положительный (женщина выбирает мужчину), в третьей выбор односторонний отрицательный (женщина отвергает мужчину).
На основании социоматрицы (табл. 8) можно построить социограмму (в представленной социограмме указаны только положительные выборы).
Составление социограммы полезно в том плане, что на ней наглядно представлены количественные показатели выборов, хорошо прослеживаются диады, триады и тетрады (группы из двух, трех или четырех участников, имеющие взаимные выборы).
На следующем рисунке представлены способы изображения таких элементов групповых структур, как триада и тетрада.
Образцы графического изображения триад и тетрад
Существует и другой вид социограммы, так называемая, концентрическая социограмма (рисунок внизу). Концентрическая социограмма позволяет расположить членов группы по окружностям, согласно их групповым позициям. Такой вид социограммы удобен для графического изображения связей внутри большой по численности социальной группы.
Пример концентрической социограммы
6 этап. Анализ социограммы и подсчет социометрических индексов.
При анализе социограммы учитывается количество выборов, их взаимность, выявляются группировки. Полученные результаты подробно описываются исследователем.
Социометрическое исследование позволяет выявить уровень благополучия взаимоотношений, для этого измерения можно использовать таблицу, предложенную Я. Коломинским (табл.
Выявление уровня благополучия взаимоотношений группе(по Я. Коломинскому)
На данном этапе исследования также выявляются персональные и групповые социометрические индексы.
Персональный социометрический индекс раскрывает социально-психологические характеристики личности как члена группы, то есть его социометрический статус, состоящий из двух определений: степени влияния личности на группу и способности быть лидером.
Индекс положительного социометрического статуса определяется по формуле:
где –
полученные i-членом положительные выборы;
S –
знак алгебраического суммирования числа полученных выборов i-члена;
N –
число членов группы.
Индекс отвержения i-члена группы определяется по формуле:
где – все полученные i-членом отрицательные выборы.
Существует также и такой вариант подсчета индекса социометрического статуса, в котором учитываются и положительные и отрицательные выборы.
Одной из персональных характеристик является индекс эмоциональной экспансивности, позволяющий судить о степени общительности члена группы.
Индекс эмоциональной экспансивности вычисляется по формуле:
где – число сделанных положительных выборов.
Индекс отрицательной эмоциональной экспансивности высчитывается по формуле:
где – число сделанных отрицательных выборов.
Из групповых характеристик одной из самых важных считается уровень групповой сплоченности. Формула нахождения индекса групповой сплоченности:
где Сгр –
групповая сплоченность;
–
сумма всех взаимных положительных выборов в группе;
–
количество всех сделанных выборов в группе.
Значения групповой сплоченности колеблется от 0 (отсутствие взаимных выборов) до единицы (взаимные выборы сделали все члены группы).
6 этап. Написание отчета по проведению социометрического исследования.
В отчете психолог отмечает цель и задачи исследования, описывает (если этого требует цель исследования) демографические характеристики выборки. Описание известных до исследования групповых характеристик может быть полезно для более тщательного социометричес-кого анализа.
На основе проведенного анализа исследователь качественно описывает структуру малой группы: наличие диад, триад, тетрад и группировок. Выделяет лидеров и аутсайдеров, степень сплоченности коллектива и преобладающий эмоциональный фон в нем, делает прогноз развития групповых процессов, дает рекомендации заинтересованным лицам по оздоровлению социально-психологического климата в группе.
Помимо социометрических исследований психологи достаточно широко используют аутосоциометрические процедуры. В отличие от социометрических методов, где объектом изучения является отношение членов коллектива друг к другу, в аутосоциометрических методах объектом выступают представления индивидов об отношениях членов группы друг с другом.
Существует несколько аутосоциометрических способов, одним из наиболее распространенных является ретроспективная аутосоциометрия.
При проведении исследования данного типа каждый член группы прогнозирует выборы других членов коллектива по критериям, заданным исследователем. То есть, член группы прогнозирует, кто и по каким критериям отдаст ему предпочтения (в этом случае аутосоциометрические критерии могут звучать следующим образом «Как ты думаешь, кто из ребят пригласит тебя на свой день рождения?»).
Исследователю имеет смысл проводить оба исследования: классическую социометрию и аутосоциометрию. Это может помочь оценить то, насколько точно участники исследования предугадывают предпочтения и отклонения в группе.
Применение социометрии для исследования психологической структуры школьного класса
Важным условием психологического благополучия ребенка в классном коллективе является система взаимоотношений с другими детьми. Личные симпатии и включенность в деятельность с предпочитаемыми учениками создает позитивно окрашенный эмоциональный микроклимат, который необходим для развития личности ребенка. Для выявления эмоциональных предпочтений учеников может успехом использоваться социометрическая процедура.
Примером использования социометрического исследования в педагогической практике является исследование психологической структуры школьного класса (структуры личных взаимоотношений учеников) А. Реана и Я. Коломинского.
В результате социометрии, проведенной в 3 и 6 классах было установлено, что в каждом классе есть дети, у которых нет близких эмоциональных отношений с одноклассниками, нет привязанностей и симпатий. Такие дети испытывают трудности во взаимоотношениях с учащимися класса и нуждаются в психологической помощи. Также было установлено, что чем старше дети, тем более они стремятся расширить круг одноклассников, с которыми можно установить тесные эмоциональные контакты. На наличие устойчивых эмоциональных связей оказывает влияние хорошо организованная учителем совместная деятельность учащихся. Обычно, в круг желаемого общения входит от 1 до 4 одноклассников – это те учащиеся, которые были выбраны 3 и более раз. Но есть и такие учащиеся, в отношении которых ученик колеблется и выбирает их 1–2 раза, обычно таких одноклассников насчитывается 6–8. Таким образом, ученик оказывается включенным в несколько кругов желаемого общения: первый круг является кругом устойчивого выбора ребенка, второй – менее устойчивого выбора. Безусловно, все учащиеся включены и в более широкие круги, вероятно, ими будет круг класса, школы и т. Однако именно первые два круга являются кругами желаемого общения и характеризуют структуру личных взаимоотношений в классе.
Вопросы для самоконтроля знаний студентов
Раскройте понятие социометрии.
Объясните, что Я. Морено понимал под социогенетическим и социодинамическим законами?
Раскройте содержание социометрического критерия. Виды социометрических критериев.
Опишите действия исследователя на различных этапах социометрического исследования.
Чем социограмма отличается от социоматрицы?
Как выявить по социометрическим данным уровень благополучия взаимоотношений в группе?
Какие социометрические индексы раскрывают степень благополучия взаимоотношения в группе?
Раскройте понятие «ретроспективная аутосоциометрия».
Задание для самостоятельной работы студентов
Проведите социометрическое исследование в студенческой группе (школьном классе).
— Поставьте цель социометрического исследования.
— Дайте характеристику выборки исследования.
— Разработайте критерии для опроса и подготовьте социометрическую карточку (с положительными и отрицательными выборами).
— Проведите социометрическое исследование.
— Постройте социоматрицу и социограмму.
— Подсчитайте персональные и групповые социометрические индексы.
— Подготовьте отчет по проведенному исследованию.
Коломинский Я. Психология детского коллектива. – Минск: Народный асвет, 1984. – 238 с.
Марковская, И. Социометрические методы в психологии. Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1999. – 46 с.
Морено, Я. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе / Пер. с англ. Боковикова. – М. : Академический Проект, 2001. – 383 с.
Социометрия в психологии – это метод исследования межличностных отношений в группе. Автор направления – Дж. Морено. Психотерапевт разработал как отдельную методику с аналогичным названием для изучения коллективов, так и целое направление. В широком смысле социометрия – это совокупность методов для исследования отношений в группе. Давайте разберем подробнее, что такое социометрия, когда и для чего применяется, как правильно использовать социометрическое исследование. А также определим основные понятия и процедуры метода социометрии.
- Определение понятия
- Цель социометрии
- Тезисы
- Социометрическая процедура
- Диагностика
- Как проводится социометрическое исследование
- Результаты социометрии
- Заключение