Методика дж морено социометрия

Диагностика межличностных отношений. Социометрия (Дж. Морено)

Цель методики: диагностика межличностных отношений.

Возраст применения: с 5 лет

  • Подготовить вырезанные из бумаги цветочки, сердечки или какие-нибудь другие предметы (их должно быть большое количество).Все предметы должны быть одинаковыми.
  • Психолог при себе должен иметь распечатанный список детей с фамилиями и именами, а также список детей на шкафчики.

Вырезанные из цветной бумаги цветочки (или любые другие предметы) в качестве подарка.

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ МЕТОДИКИ И ИНСТРУКЦИЯ

Перед началом обследования психолог сообщает детям, что сейчас они будут играть в игру, где нужно будет дарить друг другу подарки, но только так, чтобы об этом никто не знал. После этого психолог предлагает детям по очереди выходить в раздевалку (регулировать этот процесс может воспитатель).

Психолог даёт ребёнку 5 вырезанных предметов и предлагает их подарить ребятам из группы, положив ему в шкафчик (если ребёнок не знает, где находится шкафчик того или иного ребёнка, то психолог помогает ему его найти). При этом психолог фиксирует выборы ребёнка, отмечая их в виде номера шкафчики в списке детей.

ВАЖНО! В конце исследования психологу необходимо проверить все шкафчики на наличие подарков и при отсутствие их в каком-либо шкафчике положить его самому.

ПРОЦЕДУРА ОБРАБОТКИ РЕЗУЛЬТАТОВ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

1 ЭТАП. ЗАПОЛНЕНИЕ СОЦИОМЕТРИЧЕСКОЙ МАТРИЦЫ.

Психологу необходимо перенести выборы детей в социометрическую матрицу. Социометрическая матрица составляется следующим образом:

  • По вертикали прописываем порядковый номер и фамилии, и имена детей (это те, кто выбирает), а по горизонтали прописываем только порядковый номер (это те, кого выбирают). Далее проводится диагональ, которая вычеркивает те квадраты, в которых выбирающий мог бы отметить себя.
  • В рядах отмечаются выборы, сделанные детьми, какими-либо обозначениями: крестиками, галочками и т.п.
  • Внизу каждого столбца подсчитывается сумма выборов, полученных участником коллектива.
  • Далее в социометрической матрице отмечаются взаимные выборы (например, когда испытуемый А выбирает испытуемого D, и тот, в свою очередь отвечает ему взаимностью, т.е. испытуемый D тоже выбирает испытуемого А). Взаимные выборы на социометрической матрице можно выделять кружками. Затем взаимные выборы подсчитываются в каждой строке и заносятся в строку «Сумма взаимных выборов» внизу каждого столбца.

2 ЭТАП. СОСТАВЛЕНИЕ СОЦИОГРАММЫ.

Групповую социограмму можно изобразить в виде радиальных окружностей.

В центре которой помещаются обозначения членов коллектива, набравших половину возможных выборов, которая рассчитывается по формуле:

n — – количество членов коллектива.

Во втором круге от центра размещаются условные обозначения членов коллектива, набравших меньше половины возможных выборов, но больше 2 выборов.

В третьем круге от центра размещаются условные обозначения членов коллектива, набравших 1-2 выбора.

В четвертом круге размещаются условные обозначения членов коллектива, не получивших ни одного выбора.

Мальчиков обозначают треугольником, девочек – кружком. Внутри треугольника или кружка пишут порядковый номер, обозначающую испытуемого.

На основе заполнения радиальной социограммы можно сделать предварительные выводы о групповой сплоченности коллектива. Если большинство значков сосредоточены в центре социограммы (1 и 2 окружности) это говорит о сплоченности данного коллектива, если большинство значков расположились на периферии (3 и 4 окружности) – это говорит о разобщенности данного коллектива. Если часть значков сосредоточены в центре, а часть на периферии, то можно сделать вывод о частичной сплоченности и частичной разобщенности коллектива или о том, что в целом, разобщенном коллектива, имеется сплоченное «ядро».

3 ЭТАП. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ РАСЧЁТЫ.

Подсчитываем коэффициент групповой сплоченности по формуле:

Коэффициент взаимности (КВ) =число взаимных выборов разделить на число общих выборов и умножить 100%

По величине показателя группу можно отнести к одному из четырех уровней взаимности:

  • I – 15-20% — низкий уровень
  • II – 21-30% — средний уровень
  • III – 31-40% — высокий уровень
  • IV – 40% и выше — сверхвысокий уровень.

К данному коэффициенту следует относиться внимательно, так как он может быть показателем действительной сплоченности, привязанности, дружбы, но может и свидетельствовать о фактической разобщенности группы на отдельные группировки.

Подсчитываем коэффициент удовлетворённости по формуле:

Коэффициент удовлетворенности (КУ) = Выбрали его (взаимно) разделить на выбрал он сам и умножить на 100%

Чем с большим числом детей связывает ребёнка взаимная симпатия, тем более удовлетворяется его потребность в общении и тем лучше будет его эмоциональное состояние.

Так как максимальное количество выборов ограничено 5, то и взаимных выборов может быть тоже только 5, следовательно КУ может быть высоким – 100%, средним – 67%, низким – 22% или ребёнок может быть неудовлетворен взаимностью выборов при 0%.

Подсчитываем социометрический статус по формуле:

Число выборов, полученных каждым членом коллектива, характеризует его положение (социометрический статус) в системе личных отношений.

Социометрический статус (СС) = сумма выборов, полученных ребёнком разделить на количество членов группы минус 1 и умножить на 100%

По социометрическому статусу дети могут быть отнесены к одной из четырех статусных категорий:

  • «популярные»,
  • «предпочитаемые»,
  • «принятые»,
  • «изолированные».

Первая и вторая статусные группы являются благоприятными, третья и четвертая – неблагоприятными. Исходя из этого, определяется, насколько благоприятен статус каждого в группе, то есть насколько желанен ребёнок в системе межличностных отношений. В зависимости от этого можно судить об эмоциональном климате группы для каждого ребёнка.

Подсчитываем индекс изолированности.

Индекс изолированности. Вычисляют как процент членов группы, оказавшихся без единого выбора.

Группу можно считать благополучной, если в ней нет изолированных или их число достигает 5-6%; менее благополучной, если индекс изолированности равен 15-25%.

4 ЭТАП. НАПИСАНИЕ ВЫВОДОВ (ПРИМЕР).

На основании полученных результатов, можно сделать следующие выводы:

Радиальная социограмма показывает, что в целом, коллектив детей:

  • имеет сплоченное «ядро»,
  • половина коллектива сплочена, половина разобщена,
  • в коллективе имеется активное сплоченное «ядро», а остальные держатся парами (микрогруппами диадами и триадами) или по одиночке.

Самые популярные дети состоят в одной группировке, это позволяет сделать вывод о том, что данная группировка является ядром коллектива, его активом. (Самые популярные дети состоят в двух разных группировках (микрогруппах), что позволяет сделать вывод о том, что в коллективе имеются два ядра, два актива).

Педагог-психолог Быкова О

Цель: выявление социометрического статуса учащихся   в коллективе;  определение микрогрупп; уровня социально-рефлексивных  навыков учащихся.

Возраст:  студенты 1 курса.

Инструкция: «Ответь, пожалуйста, на приведенные ниже вопросы. Постарайся быть искренним, иначе вся работа потеряет смысл. Нам  очень хотелось бы знать твое собственное мнение. Обещаем, что искренность не обернется тебе во вред.

Читай каждый вопрос и сразу отвечай на него. Для фамилий, которые ты будешь записывать, после каждого  вопроса оставлены специальные места. Фамилии указывай в любом порядке. При ответе не забудь тех, кто отсутствует сегодня.

Прежде чем начинать работу, напиши свое имя, фамилию и группу. Успеха!»

Фамилия и  имя

А кого из нынешних одногруппников ты бы не взял в  новую группу? Укажи пять фамилий.

III. Как ты думаешь, кто из одногруппников взял бы тебя в свою новую группу, если бы перешел в другой колледж? Укажи пять фамилий.

Укажи, пожалуйста, фамилии тех одногруппников, которые не захотят, по твоему мнению,  взять тебя в свою новую группу. Запиши пять фамилий.

Если бы тебе предложили посмотреть ответы на эти вопросы пятерых твоих одногруппников, то чьи ответы ты бы хотел увидеть? Напиши их фамилии в порядке значимости для тебя. Под первым номером — фамилию того, чьи ответы хочется знать больше всего, и так далее.

В целях мотивирования учащихся группы на выполнение теста  после раздачи листка с вопросами может сопроводить  процедуру диагностики устной инструкцией:

« Мы с вами не раз обсуждали вопросы, касающиеся отношений в вашей группе, пытались разобраться, дружный он или нет, и если нет, то почему. Для того чтобы наша дальнейшая работа была интересной и полезной,  мне важно понять, что же из себя представляет ваш класс. Сейчас вы получите тестовые  бланки и прочтете их. Вопросы и простые и сложные одновременно. Они касаются вашей группы, отношений между ребятами и лично каждого из вас. Чтобы работа  была не  напрасной, очень важно отнестись к ней серьезно и при ответах быть максимально искренним.

Работу надо обязательно подписать. На общем классном собрании мы  будем обсуждать только общие данные. Если вам будет интересно мое мнение по поводу ваших личных ответов, приходите ко мне, поговорим в спокойной обстановке.

Теперь возьмите листы, читайте каждый вопрос и сразу же отвечайте. Советоваться, обсуждать вслух, заглядывать в лист соседа по парте неприлично: это же не контрольная по алгебре, а личная точка зрения каждого из вас,  которой вы, кстати, не обязаны делиться с одноклассниками. Время на выполнение теста — 10 -15 минут».

Обработка социометрических данных

Данные анкет  заносятся в социометрическую таблицу, в которой по горизонтали и по вертикали расположен полный списочный состав класса, желательно в алфавитном порядке. При этом выборы отмечаются знаком «плюс», отвержения — знаком «минус». В конце таблицы буквы со знаками обозначают:

С + — сумма выборов данного ученика;

С —  — сумма отвержений;

В+ — сумма взаимных выборов;

В-  — сумма взаимных отвержений (для удобства взаимность в таблице обозначается кружком);

П+ — правильно предсказанные выборы;

П-  — правильно предсказанные отвержения;

Р+ — сумма баллов за выборы (важен порядок: в какую очередь — 1-ю, 2-ю и т. выбирается ученик).

Все учащиеся  группы в зависимости от полученных выборов и отвержений распределяются по статусным группам:

  • высокостатусные — получившие выборы приблизительно половины класса;
  • среднестатусные — немного меньше половины класса;
  • низкостатусные (изолированные, отверженные, пренебрегаемые) — 2-3 положительных выбора при различном числе отвержений.

Цель построения социограммы — выявить существующие в классе микрогруппы, установить характер взаимоотношений в них, выделить социометрическую «звезду» из группы популярных.

Для построения социограммы используется система условных обозначений:

— мальчик                                                          — девочка

В кружок (квадрат)  вписывается фамилия или инициалы учащегося, над фамилией указывается  число положительных выборов, под фамилией — число отрицательных выборов.

Работу с общей социограммой  лучше всего начинать с изображения системы  положительных выборов. Для этого на большом листе, в его левой части, изображается социограмма положительных выборов мальчиков, в правой — социограмма положительных выборов девочек. Выбирается самый высокостатусный ученик (ученица), затем вокруг него изображаются знаки тех уч-ся, которые его выбирают (или которым он отдал предпочтение). Если «высокостатусных» детей несколько, то их знаки  все выносятся на лист. Таким образом определяются микрогруппы в классе.

На социограмму положительных выборов накладываются важнейшие  отрицательные связи:

  • Отрицательные выборы, адресованные высокостатусным и «звездам».
  • Отрицательные выборы внутри микрогрупп.
  • Отрицательные связи между центральными фигурами различных микрогрупп.
  • Отрицательные связи между мальчиками и девочками.

Исследует  уровень развития социально-рефлексивного навыка — умения адекватно оценить отношение к себе других людей (3-4 вопросы анкеты). Данные по этим двум вопросам нужно занести в вертикальный столбец социометрической матрицы под фамилией конкретного студента. Например, клетки с предполагаемыми выборами закрасить в красный цвет, а с предполагаемыми отвержениями —  в синий. Сравнивая эти данные с реальными выборами/ отвержениями данного лица, которые тоже представлены в этом столбце, можно подсчитать число совпадений и зафиксировать их в строках П+ и П- (правильно предсказанные выборы и отвержения).

Данные референтометрии также заносятся в социометрическую матрицу. В горизонтальные строки в виде условного знака, отличного от уже использованных в таблице (например, галочки), вносится информация о том, кого и,  возможно, в каком порядке назвал конкретный студент при ответе на вопрос. В результате подсчета числа набранных баллов (каждый выбор — один балл или ранжированная система) заполняется последняя строка — сумма набранных баллов (Р+).

Качественный анализ данных представляет собой текст в виде ответов на следующий ряд вопросов:

  • Какие статусы преобладают в группе?
  • Есть ли «звезды»?
  • Каково соотношение непопулярных статусов в группе?
  • Каковы причины изоляции или отверженности отдельных учащихся группы?
  • Есть ли в группе устойчивые микрогруппы?
  • По каким принципам образованы микрогруппы (что объединяет ее членов)?
  • Каковы взаимоотношения между мальчиками и девочками в группах?
  • Каким образом организованы отношения между теми, кто не вошел в микрогруппы?
  • Как выглядит  система отвержений? Есть ли в ней «козлы отпущения»?
  • Как можно в  общем охарактеризовать социально-рефлексивные способности учащихся группы?
  • Есть ли в группе студенты с очень низким уровнем социальной рефлексии?
  • Каковы причины низкой рефлексии (защитная реакция, низкий уровень умственного развития, инфантилизм. личностные нарушения)?
  • Есть ли в группе студенты, обладающие выраженным ценностным влиянием?
  • Носителями каких ценных для группы качеств и умений они являются?

После проведения этого комплексного теста следует продумать коррекционную работу со всей группой либо с отдельными учащимися (изгоями, отверженными и т

Методика социометрического изучения

межличностных отношений в детском коллективе

Метод Дж. Морено

Цель: методика социометрии направлена на изучение межличностных отношений в группе. Она позволяет определить неформальную структуру детской общности, систему внутренних симпатий и антипатий, выявить лидеров и «отверженных» членов группы. Социометрия позволяет понять, насколько окружающий ребенка коллектив благоприятствует его личностному развитию, насколько члены коллектива расположены к ребенку, насколько сам ребенок расположен к членам этого коллектива.

Ход проведения: анкеты раздаются учащимся. Классный руководитель обращается к классу с просьбой ответить на вопросы анкеты, обязательно указав, что учащийся может сделать 3 выбора при ответе на каждый вопрос.

Обработка полученных результатов

Результаты опроса заносятся в специальный шаблон «Межличностные отношения». В нем по вертикали в алфавитном порядке расположены имена тех школьников, которые совершают выбор; а по горизонтали в том же порядке появляются имена тех школьников, кого выбирают. Просматривая по очереди все ответы школьников, вы заносите их в эту таблицу, ставите цифру 1, если есть выбор и пропускаете ячейки, если выбора нет.

Все необходимые результаты вычислений появляются автоматически. Полученные результаты каждого класса переносятся в Шаблон на соответствующий лист.

Интерпретация полученных результатов

Анализируя полученные положительные выборы, можно сделать вывод о наличии в нем:

  • – члены группы, захватывающие «центр сцены», подобно звезде. В высшую группу относят тех, кто получил 6 и более предпочтений;
  • , которые поддерживают в целом неплохие отношения с большинством членов коллектива – они получают от 3 до 5 выборов;
  • , то есть тех, кто поддерживает хорошие отношения с очень узким кругом своих одноклассников или только друг с другом – они получают от 1 до 2 выборов;

«Отвергаемых», то есть тех, кто не принят в коллективе, они не получают положительные выборы.

Полученные индексы покажут вам в наиболее общем виде картину межличностных отношений в коллективе.

Социометрический статус показывает позицию учащегося в классе: лидер – учащийся, имеющий ярко выраженный положительный индекс социометрического статуса, отверженный – учащийся с отрицательным индексом, рядовой член коллектива – средний индекс.

Удовлетворенность своим положением в группе: Высокая удовлетворенность – значения более 0,2, Средняя удовлетворенность – значения больше 0 и меньше 0,2, «Нулевая удовлетворенность» – значения равные 0.

Анкета, которую мы предлагаем тебе заполнить, поможет улучшить отношения между школьниками в вашем коллективе, сделать его дружнее и сплоченнее. Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:

После каждого вопроса напиши фамилии тех своих одноклассников, которые соответствуют твоему выбору.

Представь, что ваш класс отправляется в самостоятельное и нелегкое путешествие.

Если бы вашему классу пришлось участвовать в школьной олимпиаде по учебным предметам

У тебя день рождения.

Социометрическое  изучение межличностных отношений в классном коллективе( метод Дж. Морено)

Интерпретация полученных результатов:

M17. МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЖ. МОРЕНО

Методика «Cоциометрия» Дж. Морено используется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений
у учеников 2-11 классов.

Данная методика позволяет косвенно определить уровень сформированности
коммуникативных навыков у учащихся.

Задачи диагностического исследования:

  • измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
  • выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам
    симпатии-антипатии (лидеры, звезды, от­вергнутые);
  • обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными
    лидерами.

Методика позволяет сделать моментальный срез с динамики внутригрупповых
отношений с тем,  чтобы впоследствии
использовать полученные результаты для переструктурирования групп, повышения их
сплоченности и эффективности деятельности.

Материалы для проведения диагностики.

Бланк социометрического опроса, список членов группы, социоматрица (Пример
заполнения см. в табл.

Фамилия, имя
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Итого

1

А. 1

3

3

2

2

Б. 2

2

2

3

3

В. 3

3

3

4

Г. 1

1

2

5

Д. 2

3

3

6

Е. 3

3

3

7

З. 1

3

2

3

8

И. 9

К. 2

10

Л. 1

1

2

1

1

3

11

М. 2

1

1

2

3

Кол-во
выборов

5

7

6

7

0

10

7

4

16

11

12

79

Кол-во
взаимных выборов

1

1

1

1

0,5

4,5

Подготовка исследования. Обследованию может подвергнуться любая группа лиц
любого возраста, начиная от дошкольного, имеющая некоторый опыт взаимодействия и
общения. В зависимости от задач, которые призвано решить исследование, и от
особенностей (возрастных и профессиональных) изучаемых групп формируются
критерии социометрического выбора. Критерий — это вид деятельности, для
выполнения которой индивиду нужно выбрать или отвергнуть одного или нескольких
членов группы. Он формулируется в виде определенного вопроса социометрического
теста. По содержанию критерии могут быть формальными и неформальными, С помощью
первых измеряются отношения по поводу совместной деятельности, ради выполнения
которой создана группа. Вторые служат для измерения эмоционально-личностных
взаимоотношений, не связанных с совместной деятельностью (например, выбор
«товарищи для досуга»).

Порядок исследования.

Перед началом опроса — инструктаж тестируемой группы
(социометрическая разминка). И ходе него следует объяснить группе цель
исследования, подчеркнуть важность его результатов для группы, показать, как
нужно выполнять задания, гарантировать сохранение тайны ответов.

Инструкция для учащихся:

«Отвечая на
вопрос, укажи фамилии одноклассников, которых ты бы выбрал. Постарайтесь быть
искренними в ответах. Исследователи гарантируют тайну индивидуальных ответов».

Необходимо постараться установить атмосферу доверия в отношениях с группой. Отсутствие доверия к экспериментатору, подозрения в том, что результаты опроса
могут быть использованы во вред испытуемому, приводят к отказу выполнять задание
в целом либо к отказу осуществить негативный выбор. После этого приступаем
непосредственно к опросу. Ему подвергаются все члены группы. Респонденты должны
записать фамилии членов группы, выбранных ими по тому или иному критерию, в
опросный лист и указать свою фамилию. В процессе опроса исследователь должен
следить за тем, чтобы опрашиваемые не общались между собой, постоянно
подчеркивать и напоминать об обязательности ответов на все вопросы. Не следует
торопиться, подгонять испытуемых с ответами. В то же время, если испытуемые не
имеют списка членов группы, не следует препятствовать визуальным контактам. Фамилии отсутствующих желательно написать на доске.

Возможны три основных способа выбора:

  • Количество выборов ограничивается 3—5;
  • разрешается полная свобода выбора (каждый может записать столько решений,
    сколько пожелает);
  • испытуемый ранжирует всех членов группы в зависимости от предложенного
    критерия.

С точки зрения простоты и удобства обработки результатов предпочтительнее первый
способ. С точки зрения надежности и достоверности полученных результатов —
третий.

_________________________________________, класс _______

Ответь на поставленный вопрос, записав три фамилии одноклассников с учетом
отсутствующих.

Кого бы ты из класса пригласил на
свой день рождения?

Обработка данных и интерпретация результатов

Составление социоматрицы.

Социоматрица — это таблица, в которую вносятся результаты опроса.

На основе социоматрицы возможно построение социограммы, которая делает
возможным наглядное представление социометрии в виде схемы — «мишени».

Каждая окружность в социограмме имеет свое значение.

Внутренний круг —
это так называемая «зона звезд», и которую попадают лидеры,
набравшие максимальное количество выборов.

Второй круг —
зона предпочитаемых, в которую входят лица, набравшие выборов в
количестве выше среднего по­казателя.

III. Третий круг —
зона пренебрегаемых, в которую вошли лица, набравшие выборов
в количестве ниже среднего показателя.

Четвертый круг —
зона изолированных, это те, которые не получили ни одного
очка.

Социограмма наглядно представляет наличие группировок в коллективе и
взаимоотношения между ними (симпатии, контакты).

Высокий уровень сформированности коммуникативных навыков
(5 и более выборов, «звёзды») – 3
балла.

Средний уровень сформированности коммуникативных навыков
(2 — 4 выбора, «предпочитаемые») – 2 балла.

Низкий уровень сформированности коммуникативных навыков
(0 — 1 выборов, «пренебрегаемые») – 1 балл.

Социометрия

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 15 января 2022 года; проверки требуют 3 правки.

Социометрия — теория измерения межличностных отношений, автором которой является американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено. Реже социометрией называют методику изучения внутригрупповых связей и иерархии в малых группах.

Модифицированный вариант социометрии может применяться и для исследования более крупных групп, например, организаций или групп населения. Социометрия является прикладным методом как в психологии (социальная психология, психотерапия), так и в социологии.

Способ изученияПравить

Одним из наиболее эффективных способов изучения отношений в малой группе является социометрический метод. С одной стороны, он предназначен для количественного определения предпочтений, безразличий или неприятий, которые получают индивиды в процессе межличностного общения и взаимодействия. С другой — данные социометрического анализа широко используют при исследовании самочувствия личности в группе, при определении структуры первичных групп, при исследовании способов и форм распределения авторитета и лидерства в малых группах, при диагностике уровня деловой активности и т.

Кем предложенПравить

Метод для исследования отношений внутри группы предложил выпускник Венского университета Якоб Леви Морено. Работая в австрийском лагере для беженцев во время Первой мировой войны, он обратил внимание, что можно улучшить условия жизни переселенцев, если, при размещении людей по баракам, учитывать их национальность, веру и политические взгляды. Он даже написал соответствующее письмо министру внутренних дел, в котором назвал свой подход социометрией.

Основные данные социометрического методаПравить

Под социометрией понимается методика изучения межличностных отношений и иерархии в малых группах. Метод позволяет получить информацию о реальном статусе человека в группе, психологической совместимости между членами группы в данный момент и сложившейся структуре подчинённости. Социометрический метод дает возможность выявить:

  • Структуру и динамику внутригрупповых отношений;
  • Уровень развития группы;
  • Степень сплоченности-разобщенности группы;
  • Особенности социально-психологического климата группы;
  • Причины и движущие силы конфликтов (межгрупповых и внутригрупповых, межличностных и личностно-групповых);
  • «Статус» (внутригрупповую авторитетность) членов группы;
  • Неформальных лидеров;
  • Неформальные группировки и т. д.

Эти данные позволяют руководителю выявлять благополучные или конфликтные участки внутригрупповых отношений, выяснять причины возможных проблем и разрабатывать эффективные мероприятия по их устранению, комплектовать совместимые рабочие группы. Очень много полезной информации дает анализ полученной социограммы. Сначала нужно выявить наиболее влиятельных членов группы, затем выделить взаимные пары и группировки, которые составляются из членов группы, стремящихся выбирать друг друга (по два-три человека, реже четыре и более). Максимально высокий социометрический статус человек получает в случае, когда его выбирают все члены группы, а максимально низкий тогда, когда все отклоняют его.

Социометрические тезисыПравить

Люди родились из общения, и влияют друг на друга. Превратить старое социальное устройство в новое, является целью социометрического эксперимента и Дж. Морено выдвигает свои социометрические тезисы:

  • Между собой все люди связаны, а человечество представляет собой органическое единство со своей собственной структурой. Социометрическая структура определяет все остальные — социальную, экономическую, психологическую, политическую и др. В социометрической структуре заключена самая мощная энергетика всех изменений человеческой реальности. Напряженность общества в той ли иной ситуации будет тем сильнее, чем сильнее различаются между собой социометрическая структура и внешнее общество;
  • Социальная реальность складывается из субъективных реальностей человека, её нельзя исследовать объективно и кому-то преподнести. Экспериментатор, работающий с группой, должен на это время становиться частью этой группы;
  • Социометрический метод работает с уникальной и неповторимой ситуацией, поэтому его нельзя считать ни психологическим, ни социологическим. Социометрический метод:
  • Ищет наиболее актуальную реальность для конкретной группы, то есть проводит диагностику группы;
  • Любые понятия, привнесенные в социометрическую ситуацию её участниками, проверяет на реальность;
  • Очерчивает границы ситуации, границы контракта.
  • В любой группе и в каждой ситуации нельзя устранить неравномерность выборов. Каждая ситуация имеет свою социодинамику, то есть своих «звезд» и своих отверженных. В каждой группировке есть свои лидеры. Такие отверженные есть у всех народов и во все времена, Морено называет их «социометрический пролетариат». В своем обществе, в конечном итоге, он и страдает от экономической, расовой, политической, религиозной, психологической нищеты;
  • Социометрия — это возможность совместного действия, а не просто ответ на вопрос — почему люди действуют так, а не иначе, выбирают тех, а не других. Социометрия Морена погружается во все отношения всех участников;
  • Развитие социальных структур идет социогенетически. Социометрические методы дают возможность увидеть рудиментарные структуры отношений предшествующей формацией и будущей. Действуют они одновременно и могут сопротивляться не только изменениям, но и консервации. Социометрия может это увидеть и повлиять на дальнейшее развитие. Между тем, социометрия не утверждает и не навязывает ценностей, не оценивает их. Она может просто помочь проявлению реальных чувств, взгляду на себя и на других со стороны. Она не призывает — «Давайте жить дружно» и не примиряет людей ради самого мира. Социометрия делает отношения реалистичными и открытыми. В конечном счете, результаты социометрического эксперимента обязательно принесут пользу не только отдельным участникам, но и всей группе в целом;
  • На первых порах социометрия становится важным делом конкретных людей именно здесь и сейчас. Эти «здесь» и «сейчас» множеством нитей связывают их с другими людьми не только выбором. Выбор — это, прежде всего, эмоционально чувственный канал, канал передачи любого человеческого содержания: знаний, энергии, верований и др. Это ещё и констатация социометрической ситуации и первый шаг по её изменению.

КритикаПравить

Сегодня социометрические методы, основанные на гуманистическом признании права свободной личности на свободный выбор, получили всеобщее признание теоретиков и практиков:

Божович: «Перед нами работа, которую прежде всего характеризует добротность. Автор действительно является создателем нового направления в современной социальной психологии, которая связана с изучением личных взаимоотношений в группе и коллективе. Работа поражает обилием научных результатов

Петровский: «Обращение к социометрии-не есть дань моде: на сегодняшний день это один из немногих способов, посредством которого можно увидеть скрытую от непосредственного наблюдения систему межличностных взаимоотношений в коллективе. Социометрический метод как «экспресс-прием» изучения групп чрезвычайно удобен

Но не все социологи и психологи поддерживают этот метод:

Коломинский: «Социометрия в ее некритическом использовании и служит исследованию не образования и сплочения коллектива, а анализу расслоения, разрушения коллектива. Результатом методологической дезориентации ученых и практиков в этом случае является поворот от изучения и использования закономерностей сплочения, консолидации, идейного психологического единства к непомерной гипертрофии фактов и способов расщепления коллектива, поисками лидеров и отвергаемых

Оцените статью
Добавить комментарий