Методика асв

Анализ семейных взаимоотношений. Методика АСВ. (Эйдемиллер Э. , Юстицкис В

Тест «Анализ семейных взаимоотношений» предназначен для изучения влияния родителей в воспитании ребенка или подростка и поиска ошибок в родительском воспитании. Методика «Анализ семейных взаимоотношений» позволяет диагностировать нежелательное, некорректное влияние членов семьи друг на друга, нарушения при выполнении ролей в семье и помехи для ее целостности.

Для родителей подростков от 11 до 21 года.

Описание методики.

Опросник АСВ включает 130 утверждений, касающихся воспитания детей. В него заложены 20 шкал. Они отражают основные стили семейного воспитания, позволяют получить представление о структурно-ролевом аспекте жизнедеятельности семьи, демонстрируют особенности  функционирования системы взаимных влияний и работу механизмов семейной интеграции.

Инструкция к тесту

Прочитайте утверждение. Нажмите ДА, если Вы в общем согласны с ним, и НЕТ, если не согласны.

В опроснике нет „неправильных» или „правильных» утверждений. Отвечайте так, как Вы сами думаете.

Изучая воспитание в семье и связь между родителем и ребенком, необходимо учитывать причинно-следственную закономерность между отклонениями становления психики ребенка и психологическими расстройствами в семье. Это, так называемая, диагностика семейных отношений. Для корректного заключения используют метод включенного наблюдения комплексно с клиникобиографическим и психологическим. Наряду с этими способами используются различные психологические методологии, помогающие проанализировать отклонения в воспитательном влиянии на ребенка.

Что представляет собой методика, ее назначение

Тест «Анализ семейного воспитания » разработан для определения степени воздействия родителей на воспитательный процесс детей и выявление в данном процессе нарушений. Методика помогает определять ненужное, негативное влияние детей и родителей друг на друга, отклонения при реализации ролей в семье и помехи для ее единства.

Правила пользования методикой

Опросник АСВ состоит из 130 утверждений о воспитании детей. Здесь вопросы, отражающие основные принципы воспитания, позволяющие получить представление о ролевых моделях в структуре семьи, демонстрирующие принципы работы системы взаимных влияний и механизмов семейной интеграции. Родителю необходимо читать утверждения из опросника и, в случае согласия, в специальном «Бланке для ответов» либо выделять соответствующую строку, либо вычеркивать ответ, в случае несогласия. В результате психолог получает решение на две задачи: по каким принципам растят ребенка и почему именно по таким.

Нарушение процесса воспитания в семье

Для анализа типов диссонансного воспитания в опроснике АСВ выделены соответствующие блоки.

Степень протекции в ходе воспитания

Существуют два уровня протекции: гиперпротекция (блок Г+, это преувеличенная бдительность за ребенком и максимум усилий и времени на воспитание) и гипопротекция (блок Г-, минимум усилий, на воспитание тратится очень мало времени)

Уровень удовлетворения потребностей ребенка

Важно насколько хорошо удовлетворяются различные потребности ребенка. Есть два нарушения: потворствование (блок У+, родители «ублажают» ребенка, потакают любым его «хотелкам» и перекладывают на него свои нереализованные потребности) и игнорирование потребностей (блок У-, минимальная реализация желаний детей).

Количество и качество требований к ребенку в семье

В результате опросника формируются параметры запросов/обязанностей: преувеличенность (блок Т+, требования очень завышены, родители это осознают, но считают, что другого способа не существует) и минимальность (блок Т-, на воспитываемого возлагается наименьший объем).

Для запретов выделен отдельный блок отклонений и делится он также на избыточность (блок З+, когда у ребенка все под запретом, он не совершает никаких самостоятельных действий) и минимальность запретов (блок З–, здесь напротив ребенку все разрешается, родители не устанавливают никаких рамок).

Серьезность наказаний определяется в блоке санкций. Это либо максимум санкций (блок С+, строжайшие наказания даже за небольшие нарушения поведения), либо минимум санкций (блок С-, отсутствие каких-либо наказаний, из-за их нерезультативности).

Важные составляющие в воспитательном деле – запросы к ребенку (что он обязан делать), запреты (какие действия запрещены) и санкции (насколько строгим будет наказание за запрещенные действия).

Неустойчивость стиля воспитания (блок Н.

Родители колеблются между одним стилем построения воспитательного процесса и другим, используют разные стили одновременно, от очень строгого до самого либерального. Часто родители это осознают, но не представляют насколько важно отсутствие таких неопределенностей.

Диагностика типов негармоничного семейного воспитания (таблица)

Может быть множество вариаций смешений вышеупомянутых черт в ходе воспитания, однако шесть стабильных слияний обладают наиболее важным значением при выявлении факторов развития нервозов и изменений характера. Такие стабильные слияния являются видом диссонансного воспитания. Ниже в таблице представлено разграничение данных сочетаний вместе с видами и далее описание каждого из них.

+ показатели проявляются ярко
— недостаточно проявлены
± допускаются оба варианта

Потворствующая гиперпротекция (Г+, У+, Т-, З-, С-) –все свои ресурсы родители тратят на воспитание подростка и полное удовлетворение его желаний. Демонстративные (истероидные) и гипермитивные особенности характера возникают в ходе этого вида у воспитываемого.

Доминирующая гиперпротекция (Г+, У±, Т±, 3+, С±) – родители очень много уделяют внимания становлению характера ребенка, но воспитанник лишен свободы действий. У сверхактивных детей такие рамки предопределяют сильное эмоциональное напряжение агрессивного типа. Доминирующая гиперпротекция увеличивает нервно-психическую слабость при тревожно-боязливом, чувствительном, астеническом типах личности.

Завышенное моральное обязательство (Г+, У-, Т+) – к воспитываемому предъявляются высокие запросы, наряду с нежеланием удовлетворять его потребности. Такой тип активизирует появление свойств тревожно-боязливой акцентуации личности.

Эмоциональное отвержение (Г-, У-, Т±, 3±, С±) –возникает отдаление на уровне эмоций из-за родительского неосознанного сопоставления ребенка с негативными случаями на своем жизненном пути и установлении огромного пространства в отношениях с ним. Подросток понимает, как он мешает взрослым. У ребенка с лабильной и астенической акцентуациями формируются невротические расстройства.

Грубое обращение (Г-, У-, Т± 3±, С+) – воспитываемого истязают, применяют жестокие наказания и не удовлетворяют потребности. Так его на эмоциональном уровне отвергают.

Гипопротекция (Г-, У-, Т-, 3-, С±) – гипоопека, когда воспитывающие никак не координируют действия ребенка и не ограничивают его. Ребенок существует отдельно от отца и матери.

Психологические причины отклонений в семейном воспитании

Поводы для возникновения диссонансного воспитания всевозможные, но часто именно психологические свойства родителей имеют важную роль в отклонениях и нарушениях в воспитании. Выделяются две наиболее важные части.

Нарушения личности самих родителей

Расстройства личности родителя часто являются причиной нарушений в воспитании. Наблюдаются такие черты так минимальные требования, не удовлетворение базовых потребностей, гипопротекция. Инертно-импульсивный (эпилептоидный) тип личности и тревожная мнительность предопределяет грубое обращение с ребенком.

Противоречивое воспитание (любовь на людях и отталкивание наедине) появляется в результате демонстративногиперкомпенсаторной акцентуации личности и истероидной психопатии у родителей. Психотерапевт определяет девиацию характера у родителей, методы воспитания, отклонения личности у ребенка и связь между этими показателями.

Психологические (личностные) трудности родителей, с которыми они справляются за счет ребенка

Здесь определяющее значение играет психологическая проблема родителя, которую он не осознает и пытается в ходе воспитательного процесса решить ее. Уговаривать поменять стиль воспитания бесполезно, так как взрослый сопротивляется. Психотерапевт в данном случае должен помочь понять в чем трудность и проработать ее. Ниже приведены описания часто проявляющихся личностных трудностей.

Увеличение области родительских эмоций (блок РРЧ)

Проворствующая или доминирующая протекция появляется в момент, когда обрываются отношения между отцом и матерью как между мужем и женой (расторжение брака, смерть) или они не устраивают одного из родителей. Часто мать, а иногда и отец на подсознательном уровне желают, чтобы ребенок удовлетворил те их потребности, которые в обычных случаях удовлетворяются супругами (привязанность и эротические потребности).

Часто наблюдается желание отдать «все эмоции» ребенку и удержать его от самостоятельности. Это можно определить по недовольству матери девушкой сына, например.

Желание сохранить у ребенка только детские качества (блок ПДК). Это желание, чтобы ребенок не взрослел. Родители провоцируют сохранение инфантильности и наивности, для них ребенок – всегда «малыш». В ходе этого уменьшается количество запросов к подростку и создается потворствующая гиперзабота.

Сомнения родителя в воспитании (блок ВН). Проблема заключается в том, что родитель осознанно занижает запросы к ребенку и уступает во многих вопросах, хотя понимает, что делать это нельзя. Такая нерешительность и мягкость родителей обусловлена страхом перед упрямством и уверенностью подростка.

Боязнь потерять ребенка (блок ФУ). Изменения в воспитании происходит из-за страха потерять ребенка. Это часто связано с перенесенными болезнями. Родитель исполняет все желания чада и дотошно заботится. В этом случае имеет место потворствующая или доминирующая гиперпротекция.

Скудность родительских чувств (блок НРЧ). Это явление проявляется в грубом обращении, отторжении ребенка и отсутствии желания заниматься им. Поводом часто становятся психологические отклонения (например, шизоидность) или отвержение его самого мамой и папой в юности.

Перекладывание на детей своих личных нежеланных качеств (блок ПНК). Все нежеланные особенности характера, которые родитель чувствует в себе, он перекладывает на подростка и как бы борется с ними. Например, зависимость от алкоголя, вспыльчивость, лень. Противостояние эти мнимым чертам характера ребенка, дает возможность родителю поверить, что у него эти же качества отсутствуют. Проявляется в грубом обращении и эмоциональном отторжении.

Перемещение ссор между родителями на воспитание (блок ВК). Споры между двумя родителями как правильно воспитывать ребенка. Один за жесткое воспитание, другой за более либеральное. Происходит смешение доминирующей гиперпротекции с потворствующей гиперпротекцией. Каждый считает, что он прав и его методы воспитания верны.

Блок предпочтения мужских качеств – ПМК и блок предпочтения женских качеств – ПЖК. Отношение к ребенку складывается из отношений к тому или иному полу в целом. То есть, родитель проецируют на ребенка типичные качества, присущие, по его мнению, конкретному полу. Например, в семье, где мать ставит выше женские качества, к мальчику формируется эмоциональное отталкивание, а к его сестре – максимальная забота, гиперпротекция.

При заполнении теста, главное – это психологический комфорт того, кого опрашивают и правдивость его ответов. Итоги обрабатывают путем учета баллов в каждом блоке. Уже выведено диагностическое значение для каждого блока и судя по тому достигают количество обведенных родителями ответов диагностического значения, определяется соответствующий тип воспитания.

ОПРОСНИК АСВ для родителей детей в возрасте 3 – 10 лет

Предлагаемый Вам опросник содержит утверждения о воспитании детей. Утверждения пронумерованы. Такие же номера есть в «Бланке для ответов».

В опроснике нет «неправильных» или «правильных» утверждений. Отвечайте так, как Вы сами думаете. Этим Вы поможете психологу в работе с Вами и Вашими детьми.

На утверждения, номера которых выделены в опроснике курсивом, отцы могут не отвечать.

Бланк для ответовДЗ (*)121416181Г+7222426282Г–8323436383У+8424446484У–4525456585Т+4626466686Т–4727476787З+4828486888З–3929496989С+41030507090С–41131517191Н51232527292РРЧ61333537393ПДК41434547494ВН51535557595ФУ61636567696НРЧ71737577797ПНК41838587898ВК41939597999ПЖК420406080100ПМК4101107113119125Г+102108114120126Г–103109115121127У+104110116122128РРЧ105111117123129ФУ106112118124130НРЧ

______________________________________________________________________ Фамилия и имя сына (дочери)____________________________________________Сколько ему (ей) лет____________________________________________________Кто заполнял (отец, мать, другой воспитатель)________________________________* – эта часть бланка испытуемым не показывается

Опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) создан авторами в 1987-1990 гг. Тест ЗАПОЛНЯЕТСЯ РОДИТЕЛЯМИ и существует в двух вариантах: детском (3-10 лет) и подростковом (11-21 год). Он позволяет исследовать различные нарушения процесса воспитания, выявить тип негармоничного (патологизирующего) воспитания и установить некоторые психологические причины этих нарушений.

на данный момент страница находится в стадии доработки

но, вопросы теста асв для родителей  (детей 3-10 и детей 11-21 года)
ДОСТУПНЫ ДЛЯ СКАЧИВАНИЯ ниже.

Описание теста

Опросник позволяет выявлять только нарушения процесса воспитания и типы патологизирующего воспитания и не предназначен для исследования параметров адекватного воспитания.

В каждом из вариантов опросника содержится по 130 вопросов с возможным ответом «да» или «нет». Ответы даются на отдельном бланке (готовый бланк для ответов содержится в скачиваемом вами бланке теста АСВ). Порядок подсчёта и обработки результатов приводится ниже в соответствующем разделе.

Правила пользования опросником (тестом) АСВ:

  • Перед тем как родитель начинает заполнять опросник, необходимо создать атмосферу доверительного психологического контакта с ним;
  • Родитель должен быть заинтересован в правдивых ответах;
  • Каждый испытуемый получает текст опросника и бланк регистрации ответов;
  • Проводящий исследование зачитывает находящуюся в начале опросника инструкцию, убеждается, что опрашиваемые правильно ее поняли (в процессе заполнения инструктирование или пояснения уже не допускаются).

Описание шкал опросника

Теоретическая конструкция теста АСВ предполагает, что в формировании патологических нарушений поведения и отклонения личности детей и подростков существенную роль играют особенности процесса воспитания ребёнка. К таким особенностям относятся: степень удовлетворения потребностей ребенка; уровень протекции в процессе воспитания; неустойчивость стиля воспитания; количество требований, предъявляемых ребенку в семье.

Степень удовлетворения потребностей ребенка (нажми и посмотри подробнее)

Речь идет о том, в какой мере деятельность родителей нацелена на удовлетворение потребностей ребенка, как материально-бытовых (в питании, одежде, предметах развлечения и т. ), так и духовных — прежде всего в общении с родителями, в их любви и внимании. Данная характеристика семейного воспитания принципиально отличается от уровня протекции, поскольку характеризует не меру занятости родителей воспитанием ребенка, а степень удовлетворения его собственных потребностей. Так называемое «спартанское воспитание» является, с одной стороны, примером высокого уровня протекции, поскольку родитель много занимается воспитанием, и низкого уровня удовлетворения потребностей ребенка — с другой.

Потворствование (шкала У+) (нажмите, чтобы увидеть подробнее)

О потворствовании можно говорить в случаях, когда родители стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка или подростка — «балуют» его. Любое желание ребёнка — закон. Объясняя необходимость такого воспитания, родители приводят аргументы, являющиеся по сути рационализацией: «слабость ребенка», его исключительность, желание дать ему то, чего сами были лишены в свое время, что ребенок растет без отца и т. Типичные высказывания приведены в шкале У+. При потворствовании родители часто неосознанно проецируют  свои ранее неудовлетворенные потребности на детей и ищут способы их компенсации за счет воспитательных действий.

Игнорирование потребностей ребенка (шкала У-) (нажмите, чтобы увидеть подробнее)

Этот стиль воспитания противоположен потворствованию и характеризуется недостаточным стремлением родителя к удовлетворению потребностей ребенка. Чаще всего при этом страдают духовные запросы, особенно потребность в эмоциональном контакте, общении с родителем.

Уровень протекции в процессе воспитания (нажми и посмотри подробнее)

Речь идет о том, сколько сил, внимания, времени уделяют родители воспитанию ребенка. К нарушениям приводят два полярных уровня протекции: чрезмерная (гиперпротекция) и недостаточная (гипопротекция).

Гиперпротекция (шкала Г+) (нажмите, чтобы увидеть подробнее)

При гиперпротекции родители уделяют ребенку очень много времени, сил и внимания, его воспитание становится центральным делом их жизни. К типичным высказываниям таких родителей относятся: «Все, что я делаю, я делаю ради своего ребенка», «Мой ребенок для меня — самое главное в жизни», «Заботы о ребенке занимают большую часть моего времени» и пр.

Гипопротекция (шкала Г-) (нажмите, чтобы увидеть подробнее)

Ситуация, при которой ребенок или подросток оказывается на периферии внимания родителя, до него «не доходят руки» или родителю «не до него». К ребенку обращаются лишь время от времени, когда случается что-то серьезное.

Неустойчивость стиля воспитания (нажми и посмотри подробнее)

Неустойчивость стиля воспитания, по мнению К. Леонгарда (Leonhard К. , 1965), содействует формированию таких черт, как упрямство, склонность противостоять любому авторитету, и является нередкой ситуацией в семьях детей и подростков с отклонениями характера. Обычно родители признают факт незначительных колебаний в воспитании ребенка, однако недооценивают размах и частоту этих колебаний.

Неустойчивость стиля воспитания (шкала Н) (нажмите, чтобы увидеть подробнее)

Под неустойчивым воспитанием авторы понимают резкую смену приемов воспитательных воздействий. Оно проявляется как переход от очень строгого воспитания к либеральному и, наоборот, от повышенного внимания к ребенку к эмоциональному отвержению его родителями.

Количество требований, предъявляемых ребенку в семье (нажми и посмотри подробнее)

Требования к ребенку со стороны родителей — неотъемлемая часть воспитательного процесса. Они выступают, во-первых, в виде обязанностей ребенка, то есть тех заданий, которые он выполняет. Это учеба, уход за собой, участие в организации быта, помощь другим членам семьи. Во-вторых, требования проявляются как запреты родителей, устанавливающие, что ребенок не должен делать. Они определяют, прежде всего, степень его самостоятельности, возможность самому выбирать способ поведения. Наконец, невыполнение требований ребенком может повлечь за собой применение санкций со стороны родителей — от мягкого осуждения до суровых наказаний.

Формы нарушений системы требований к ребенку различны, поэтому высказывания родителей, отражающие их, представлены в целом ряде шкал:

Чрезмерность требований—обязанностей (шкала Т+) (нажмите, чтобы увидеть подробнее)

Именно это качество лежит в основе типа патологизирующего воспитания «повышенная моральная ответственность». Требования к ребенку в этом случае очень велики, непомерны, не соответствуют его возможностям и не только не содействуют полноценному развитию его личности, но, напротив, представляют риск психотравматизации.

Недостаточность требований—обязанностей (шкала Т-) (нажмите, чтобы увидеть подробнее)

В этом случае ребенок имеет минимальное количество обязанностей в семье. Данная особенность воспитания проявляется в высказываниях родителей о том, как трудно привлечь ребенка к какому-либо домашнему делу.

Чрезмерность требований—запретов (шкала З+) (нажмите, чтобы увидеть подробнее)

Такой подход может лежать в основе типа патологизирующего воспитания «доминирующая гиперпротекция». В этой ситуации ребенку «все нельзя». Ему предъявляется огромное количество требований, ограничивающих свободу и самостоятельность. У стеничных детей и подростков такое воспитание форсирует возникновение реакций оппозиции и эмансипации, у менее стеничных — предопределяет развитие черт сенситивной и тревожно-мнительной акцентуаций. Типичные высказывания родителей отражают их страх перед любыми проявлениями самостоятельности ребенка. Этот страх проявляется в резком преувеличении последствий, к которым может привести хотя бы незначительное нарушение запретов, а также в стремлении подавить самостоятельность мысли ребенка.

Недостаточность требований—запретов к ребенку (шкала З-) (нажмите, чтобы увидеть подробнее)

В этом случае ребенку «все можно». Даже если и существуют какие-либо запреты, ребенок или подросток легко их нарушает, зная, что с него никто не спросит. Он сам определяет круг своих друзей, время еды, прогулок, свои занятия, время возвращения вечером, вопрос о курении и об употреблении спиртных напитков. Он ни за что не отчитывается перед родителями, которые при этом не хотят или не могут установить какие-либо рамки в его поведении. Данное воспитание стимулирует развитие гипертимного и, особенно неустойчивого типа личности у подростка.

Чрезмерность (строгость) санкций (наказаний) за нарушение требований ребенком (шкала С+) (нажмите, чтобы увидеть подробнее)

Чрезмерность санкций характерна для воспитания по типу «жестокое обращение». Такие родители — приверженцы строгих наказаний, неадекватно реагирующие даже на незначительные нарушения поведения. Типичные высказывания отражают их убеждение в полезности для детей и подростков максимальной строгости (см. шкалу С+).

Минимальность санкций (наказаний) за нарушение требований ребенком (шкала С-) (нажмите, чтобы увидеть подробнее)

Такие родители предпочитают обходиться либо вовсе без наказаний, либо применяют их крайне редко. Они сомневаются в их результативности, уповают на поощрения.

Перечисленные выше нарушения процесса семейного воспитания встречаются в семьях в разных сочетаниях. Но авторы уверены в том, что особое значение (с точки зрения анализа причин отклонений характера и формирования расстройств личности, а также возникновения непсихотических психогенных нарушений поведения и неврозов) имеют определенные устойчивые сочетания нарушений семейного воспитания. Эти сочетания нарушений образуют типы негармоничного (патологизирующего) воспитания ребенка в семье (таблица 1).

Тип воспитанияУстойчивые сочетания особенностей воспитательного процесса
Уровень протекции П(Г+, Г-)Полнота удовлетворения потребностей У (У+, У-)Степень предъявления требований Т (Т+, Т-)Степень запретов 3(3+, 3-)Строгость санкций С(С+,С-)
Потворствующая гиперпротекция+?—
Доминирующая гиперпротекция+±±+±
Повышенная моральная ответственность+?+±±
Эмоциональное отвержение?-++±
Жестокое обращение—+±+
Гипопротекция?—±

Характеристики негармоничных типов воспитания:

Непосредственно психологические причины нарушений в семейном воспитании могут быть различны. Однако, авторы выделяют две группы причин, которые на практике наиболее часто играют роль в нарушении воспитания:

Отклонения личности самих родителей

Психологические (личностные) проблемы родителей, решаемые за счет ребенка

Исследование возможного влияния данных причин проводится в опроснике АСВ.

Перечень вопросов

Инструкция: Уважаемый родитель! Предлагаемый Вам опросник содержит утверждения о воспитании детей. Утверждения пронумерованы. Такие же номера есть в «Бланке для ответов».

Читайте по очереди утверждения опросника. Если Вы в общем согласны с ними, то на «Бланке для ответов» обведите кружком номер для ответа. Если Вы в общем не согласны зачеркните тот же номер. Если очень трудно выбрать, то поставьте на номере вопросительный знак. Старайтесь, чтобы таких ответов было не больше пяти.

В опроснике нет «неправильных» или «правильных» утверждений. Отвечайте так, как вы сами думаете. Этим Вы поможете психологу в работе с Вами.

На утверждения, номера которых выделены в опроснике жирным шрифтом, отцы могут не отвечать.

Опросник АСВ для родителей детей в возрасте 3 — 1 0 лет.

Опросник АСВ для родителей детей в возрасте 11 — 21 года.

Оцените статью
Добавить комментарий