ЕГЭ стартует через пару месяцев. Для многих выпускников эти экзамены станут решающими, но некоторых ждут еще и вступительные испытания в вузах. О том, как подготовиться к собеседованию на медиаком и журфак, рассказывает выпускница ВШЭ Катерина Подолина.
Чтобы поступить на факультет медиакоммуникаций ВШЭ, баллов ЕГЭ недостаточно — нужно сдать еще и внутренний творческий конкурс. Состоит он традиционно из двух частей: написания эссе и собеседования. И, конечно же, о вступительных экзаменах такого формата ходят легенды. Создают их абитуриенты и нынешние студенты (которые тоже прошли путь новобранца). То несправедливо оценили письменное задание, то комиссия на собеседовании была куплена, то наоборот, посидели, посмеялись, посмотрели мои видео из инстаграма — это что, и был экзамен в Вышку?!
Ситуации, безусловно, бывают разные. И я не ставлю перед собой задачу выяснить, кто прав, а кто наговаривает на организацию экзамена и проверяющих. Три года назад я была секретарем комиссии на устной части вступительного испытания на «журналистику» и «медиакоммуникации». Поэтому могу рассказать, что происходит «по ту сторону стола» и дать несколько рекомендаций и пожеланий.
- Комиссия не враг
- Не накручивай себя
- Принеси портфолио
- Не сравнивай с другими
- Говорите о мотивации
- Будь честным
- Не рассказывай про другие вузы
- Не зацикливайся
- Будь инициативен
- Как устроены ДВИ
- Письменный тур
- Собеседование
- 🎓 МГУ
- Журналистика vs медиакоммуникации
- Разница между ДВИ и ЕГЭ
- Профессия Специалист по медиакоммуникациям (масс-медиа) в России
- О профессии Специалиста по медиакоммуникациям (масс-медиа)
- Для кого подходит профессия
- Карьера
- Обязанности
- Вузы по специальности
- Вуз в рейтингах
- Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
- Казанский (Приволжский) федеральный университет
- Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Ельцина
- Московский государственный университет имени М. Ломоносова
- Продюсер
- Менеджер проекта
- Похожие специальности
- Что я буду изучать?
- Какое оборудование я смогу использовать?
- У кого я буду учиться?
- Преимущества обучения на программе
- Где я буду работать?
- Новая профессия для новой сферы
- Примеры из Нью-Йорка и Сочи
- Учебный процесс
Комиссия не враг
Перед экзаменами невольно начинаешь думать, что загадка «Не лает, не кусает, а в дом не пускает» почти что про экспертов. Как бы то ни было, их задача — набрать на первый курс лучших из лучших, а не отсеять всех. Соответственно, ваша задача — показать, что вы к этим самым лучшим и относитесь, не будьте настроены против.
Не накручивай себя
Даже при идеальной подготовке и безупречных знаниях никто не застрахован от стресса. Обстановка, постоянные мысли «Если не сдам, жизнь закончится», замеченные в щелку двери серьезные дяди и тети в комиссии или, не дай бог, кто-нибудь, кто бежит с собеседования в слезах (грустно, но случается) — причин для тревоги может быть масса. Так вот — такого допускать нельзя! Нет ничего обиднее, чем волнение, от которого забываются даже собственные имя и фамилия.
Принеси портфолио
Совет от комиссии — обязательно приносите свои работы с собой! Даже если вам кажется, что это ерунда и что две статьи в школьной газете не могут называться словом «портфолио». Это помогает лучше понять вас — что вам интересно, что вам нравится, что вы умеете делать. Ну и наличие работ дает дополнительные пять баллов к сумме конкурсных. Такой аттракцион неслыханной щедрости от экзаменаторов нельзя пропускать.
Не сравнивай с другими
Пока вы ждёте своей очереди на собеседование, может случиться страшное: рядом с вами будет такой же абитуриент, но с полнометражным фильмом и собственными VR-играми в портфолио. А у вас только первое место за конкурс рисунков в девятом классе. Тут надо успокоиться и абстрагироваться. Комиссия принимает вас и смотрит на вас, не сравнивая с другими. Ваша задача — не падать духом и показать, почему именно вы достойны тут учиться и как сильно вы этого хотите. Не сбивайте свой настрой лишними переживаниями.
Говорите о мотивации
Чтобы проверить подготовку абитуриента, комиссия задаёт вопросы на общую эрудицию. Причем касаются они не только истории и географии, но и области медиа в целом. Спросить могут что угодно, от «Кто такой Леонид Парфёнов?» до ваших личных предпочтений: что смотрите, что читаете, на кого подписаны в социальных сетях и почему. Делается это ради того, чтобы, опять же, лучше понять вас и ваши интересы, и посмотреть, насколько хорошо вы знаете сферу, в которую идете. Отнеситесь к этому нюансу максимально серьёзно и продумайте ответы перед собеседованием. Бонус: поступающим на «Медиакоммуникации» часто задают вопрос: «А что такое медиакоммуникации?».
Будь честным
Не надо рассказывать, что вы читаете «Афишу» и «Мел», особенно, если эти названия впервые услышали за пять минут до входа в аудиторию, но решили, что это будет звучать круто. Вас тут же спросят: «Почему?» Тут велика вероятность провалиться. Говорите о своих предпочтениях правду. То же самое касается ваших интересов. Называя политику, экономику, историю или литературу, будьте готовы к каверзным вопросам по этим темам.
Не рассказывай про другие вузы
У честности есть свои границы. Не спешите выкладывать комиссии список всех вузов, куда еще вы подали документы (даже если вас об этом спросят). Особенно, когда вы находитесь в списках на журфак, биофак и юрфак одновременно. Как абитуриенты мы понимаем, что ситуации бывают разные: кто-то определяется вплоть до поступления, у кого-то огромный перечень запасных вариантов. Но экзаменаторы-то хотят видеть перед собой поступающих, которые понимают, зачем и для чего идут в профессию. Поэтому будьте осторожнее с рассказом о себе и планах на ближайшее будущее.
Не зацикливайся
Если вы твёрдо решили стать спортивным журналистом, прекрасно разбираетесь в хоккее, теннисе и биатлоне (или во всём сразу), будьте готовы продемонстрировать свои знания и в других областях. Комиссия заинтересуется, что вы знаете и в чем разбираетесь ещё. Вопросы, касающиеся вашего обширного кругозора, возникнут обязательно.
Будь инициативен
Высшая точка мастерства — взять диалог в свои руки. Это часто рекомендуют на консультациях перед устной частью творческого конкурса. Однако такой «смертельный номер» удаётся далеко не каждому абитуриенту, как минимум, по трём причинам:
- для многих подобное собеседование оказывается дебютным, поэтому собраться и ориентироваться в стрессовой ситуации могут не все.
- у экзаменаторов всегда есть перед глазами чек-лист, о чём нужно спросить в обязательном порядке. Так что обойтись без какой-либо категории вопросов совсем не получится.
- проверяющий вас эксперт тоже человек со своими привычками, ценностями и идеалами. Будьте активны и открыты к диалогу, смело говорите о себе и развернуто отвечайте на вопросы, не выдерживайте пауз, не молчите. Тогда у комиссии сложится впечатление, что вы уверены в своём выборе и знаете, зачем идете учиться.
Если вам покажется, что здесь что-то не так и один совет противоречит другому, так и есть. Прибавить к этому и некоторую субъективность в оценивании — а слушать вас будут люди, со своим мнением и жизненным опытом — и формула успешного поступления на медиаком обречена.
С одной стороны, нужно иметь обширное представление о разных предметах (хотя бы на уровне школьной программы), знать, что такое медиа, как они работают. С другой — в идеале хорошо бы уже сейчас понимать, чего бы вы хотели получить на выходе из университета, видеть того человека и специалиста, каким вы собираетесь быть, владеть знаниями из той области, в которой стремитесь развиваться. Во всяком случае, такого понимания ждет от вас комиссия. И если вы действительно хотите связать, по крайней мере, ближайшее будущее с медиа, привыкайте быть во всеоружии в любой ситуации.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Иллюстрация: GoodStudio / shutterstock
поступила на программу «Медиакоммуникаций» в ВШЭ в 2016 году
Изначально я не собиралась сдавать дополнительные вступительные испытания, так как не знала, где хочу учиться. Поступать в Москву я решила внезапно. Поэтому расчет был на удачу, ЕГЭ и на то, что я истинный гуманитарий.
Я рассматривала две специальности: филология и журналистика. Когда подавала документы в Вышку, увидела на сайте загадочную образовательную программу «Медиакоммуникации» с описанием: «смешение технических, гуманитарных и управленческих навыков». Мне стало интересно. Звучало круче, чем журналистика, при этом ДВИ были похожи. Поэтому в Вышку многие подают сразу на обе программы: и на медиаком, и на журналистику.
Как устроены ДВИ
Я поступала в 2016 году. Тогда ДВИ на «Медиакоммуникациях» состояли из двух частей:
Письменный тур — написать рецензию на любой медиапроект. Например, многие писали про Арзамас или Медузу. За рецензию давали 70 баллов
Устный тур — собеседование, его оценивали в 30 баллов
Плюс ЕГЭ по иностранному языку, русскому языку и литературе нужны были минимум по 60 баллов каждый
Письменный тур
Тему для рецензии сообщали до испытания. Поэтому можно было подготовиться: прочитать всю информацию о медиапроекте и раскрыть её уже на экзамене.
Я решила анализировать шоу Versus Battle. Пришлось изучать, почему проект сейчас популярен, за счет чего они живут и кто ключевые фигуры. Тут нужны были только гугл и желание искать информацию. Честно, я начала поздновато и какие-то вещи дочитывала только в метро по дороге на экзамен.
Рэп-баттл «Versus Battle»
В прошлом году ДВИ по медиакоммуникациям немного поменялись. Теперь нужно не только проанализировать медиапроект, но и придумать свой.
На ДВИ по журналистике нужно было написать материал по одной из нескольких предложенных тем, неизвестных заранее.
Собеседование
Устное собеседование проходит с комиссией из нескольких человек: обычно это преподаватель с факультета «Коммуникаций, медиа и дизайна» и какой-нибудь практик, например, корреспондент или продюсер.
Устная часть экзамена на журналистике и медиакоме почти не отличаются. Все зависит от того, к кому попадешь: могут проверять знания по истории России или по истории медиа, а могут про любимые спектакли и последние просмотренные фильмы спросить.
Я думаю, цель очного собеседования не в том, чтобы проверить наличие конкретных знаний. Скорее чтобы посмотреть, как человек реагирует и сможет ли быстро что-то сообразить, если тема ему незнакома. А также определить, насколько он замотивирован.
На своём собеседовании в 2016 году я долго объясняла, что такое Versus Battle, и вообще рассказывала про культуру рэп-баттлов. Потом меня стали спрашивать о медиапроектах, за которыми я слежу, их особенностях и структуре. А в конце пришлось читать любимое стихотворение Цветаевой.
Было нервно, и с моей запоздалой подготовкой я ждала 60-70 баллов. Но в итоге выяснилось, что 100 из 100 за ДВИ можно получить, даже если решишь писать рецензию о чем-то не совсем стандартном.
🎓 МГУ
ДВИ на журфак в МГУ очень отличались от вступительных в Вышке. Здесь не было устной части, только две письменных:
Журналистский материал на одну из предложенных тем.
Эссе по истории, тоже на одну из нескольких тем.
Не скажу, что было сложнее. На очном собеседовании тебя более субъективно оценивает комиссия, а для письменного тура нужно хорошо разбираться в предмете. Все зависит от того, кому как проще себя показать.
Журналистика vs медиакоммуникации
Образовательные программы «Журналистика» и «Медакоммуникации» часто путают. Скорее это смежные специальности, на которых предметы во многом пересекаются. Но разница всё же есть.
На журфаке больший акцент делают на навыки работы с текстом. А на медиакоме преподаватели проверяют способность студентов к менеджменту медиапроектов, пониманию продуктов и разных этапов их создания. Иногда нас даже громко называют продюсерами. Будьте к этому готовы.
Разница между ДВИ и ЕГЭ
ДВИ — это не ЕГЭ. На них до конца не знаешь, чего ждать. Даже несмотря на то что все требования прописаны на сайте. К тому же, на устном собеседовании сильнее нервничаешь, потому что надо успеть показать себя за несколько минут. После ЕГЭ ДВИ показались чем-то новым, хотя и более непредсказуемым испытанием. Но этого не избежать на любом творческом экзамене.
В отличие от ЕГЭ, подготовка к ДВИ помогает понять, куда ты идешь и чем примерно будешь заниматься следующие четыре года. За это время можно разобраться, твоя ли это профессия, нравится ли предмет. Я не слишком интересовалась медиа, но после ДВИ захотелось читать и изучать. Хорошо, что хочется до сих пор.
NB: мы рассказываем историю поступления в 2016 году. Об актуальных форматах ДВИ по журналистике можно почитать в этом материале.
Студентка «Медиакоммуникаций» НИУ ВШЭ о том, как писала ДВИ по Versus Battle и чем отличаются вступительные испытания по журналистике в МГУ и ВШЭ.
Профессия Специалист по медиакоммуникациям (масс-медиа) в России
Специалист по медиакоммуникациям (масс-медиа) — это многопрофильный специалист, чья деятельность тесно переплетается с творческой и организационной. Квалифицированный специалист обладает компетенциями по управлению креативным персоналом. Также он создаёт медиа-продукты, осуществляет планирование и стремится к максимальному продвижению на рынке, тесно сотрудничает с рекламными агентствами.
О профессии Специалиста по медиакоммуникациям (масс-медиа)
Начинающий: 30000 в месяц
Опытный: 80000 в месяц
Профессионал: 150000 в месяц
* — информация по зарплатам приведна примерно исходя из вакансий на профилирующих сайтах. Зарплата в конкретном регионе или компании может отличаться от приведенных. На ваш доход сильно влияет то, как вы сможете применить себя в выбранной сфере деятельности. Не всегда доход ограничивается только тем, что вам предлагают вакансии на рынке труда.
Для кого подходит профессия
У будущего специалиста должна быть активная жизненная позиция и аналитический склад ума, усидчивость и кропотливость, внимательность к мелочам. Также он должен уметь грамотно излагать свои мысли и уметь работать с компьютером и документами. Будущий специалист должен обладать хорошими знаниями иностранного языка, иметь творческое воображение и нестандартное мышление.
Карьера
Профессия специалиста по медиакоммуникациям (масс-медиа) считается перспективной и высокооплачиваемой. Успешный специалист имеет высшее образование. Как правило, если такой специалист хочет начать работу в какой то крупной, продвинутой компании, он начитает свою карьеру с помощника или младшего медиа-менеджера. Нужно уметь грамотно себя зарекомендовать, чтобы специалиста заметили и продвигали по карьерной лестнице.
Обязанности
Специалист в сфере масс-медиа должен иметь компетенции, находящиеся на стыке контентной (содержательной) и технологической составляющих. В своей работе он сталкивается с задачами не только гуманитарного плана, но и с техникой, работает с техническими специалистами, разрабатывающими, например, инфографику или базы данных для медийных нужд. Он должен уметь формулировать технические задания для воплощения разнообразных медийных проектов, в которые интегрированы различные технические и технологические составляющие.
Он также должен иметь мощные культурологические навыки для конструирования культурных смыслов в медиапространстве.
Профессия больше подходит тем, кому нравятся следующие предметы в школе: ИЗО информатика обществознание
- Инженер по телевизионному оборудованию (ТВ-инженер)
- Менеджер по связям с общественностью (PR)
- Оператор электронного набора и верстки
Новое направление высшего образования для российских вузов. На программе готовят медиапродюсеров, универсальных специалистов медиа, владеющих не только творческими и технологическими методами, но и управленческими навыками. Программа совмещает в себе обучение журналистике, менеджменту СМИ, анализу данных, основам режиссуры и создания медиапродукта. В учебном плане есть такие предметы, как веб-дизайн, медиаэкономика, управление проектами в креативных индустриях, медиамаркетинг, креативное письмо, аудиомонтаж, фото- и видеосъемка, производство клипов, фильмов.
Формы обучения: очная
- Вузов
- Проходной балл
- Бюджетных мест
Вузы по специальности
Один из ведущих экономических вузов России, по количеству специализаций на направлении «Экономика» занимает первое место в стране. В состав университета входят центр инноваций, студенческий бизнес-инкубатор, центр ситуационного анализа и прогнозирования экономики России. В университете большой объем проводимых научных исследований. К учебному и научному процессу активно привлекаются иностранные преподаватели, специалисты и ученые.
Вуз в рейтингах
- 15 в России
- 21 в России
- 5 в России
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
НИУ ВШЭ – один из ведущих вузов страны и мира. Здесь учат не только экономике, но и гуманитарным, социальным, естественным и техническим наукам. Управлению и искусству. Фирменный набор студента: академический год из четырех модулей, майнор (дополнительно выбранный профиль) и рейтинговая система оценки знаний. У НИУ ВШЭ четыре кампуса: в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и в Перми. При этом сохраняются единая образовательная среда, общие требования к качеству образования и приему.
- 4 в России
- 5 в России
- 3 в России
- 7 в России
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Казанский университет — один из старейших университетов России. За более чем 200-летнюю историю он дал науке 80 действительных членов и членов-корреспондентов Академии наук страны. Казанский университет как одно из старейших высших учебных заведений России внёс неоценимый вклад в создание системы высшего образования в стране, выдающиеся учёные и выпускники снискали ему мировую известность, а университетская культура оказала благотворное влияние на развитие Казани и Поволжского региона.
- 7 в России
- 20 в России
- 10 в России
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Ельцина
Университет создан в 2009 путем объединения Уральского государственного технического университета — УПИ и Уральского государственного университета. Сегодня УрФУ соединяет весь спектр технического, естественнонаучного и гуманитарного образования, является центром научной образовательной жизни Екатеринбурга и всего региона.
- 5 в России
- 8 в России
- 11 в России
Московский государственный университет имени М. Ломоносова
Главный классический университет России, центр отечественной науки и культуры. Для абитуриентов МГУ открыты 40 факультетов, здесь можно получить образование по всем основным классическим направлениям. Наиболее популярны и, как следствие, труднодоступны юридический и экономический факультеты. Обучение ведется по интегрированной шестилетней программе. В состав МГУ входят 7 филиалов, а также совместный с Китаем университет МГУ-ППИ в Шэньчжэне.
PR-менеджер должен быть готов постоянно быть на связи, поддерживать отношения с журналистами и коллегами. В профессии важны личные связи в профессиональном сообществе, готовность к ненормированному графику и навыки многозадачности.
Продюсер
Продюсер — это, в первую очередь, организатор. Продюсеры работают над театральными постановками, а также в сфере event, музыки и кино. Их задачи, в первую очередь, менеджерские, хотя продюсеры вместе с режиссерами ведут кастинги и участвуют в создании сценариев, чтобы обеспечить коммерческую успешность проекта. Ведь именно они отвечают за финансовый успех.
Менеджер проекта
Project-менеджеры управляют проектами и координируют работу. Такой специалист видит цель проекта и возможные пути решения задач. Это стратег, который точно знает, на какие этапы нужно разбить работу, какие силы нужно к ней подключить, кто будет отвечать за ту или иную операцию. Он же является связующим звеном между заказчиком и подрядчиком. В профессии недостаточно просто быть ответственным и исполнительным. Важно любить общение, знать, как мотивировать людей, быть терпеливым, последовательным и креативным.
Похожие специальности
Студенты изучают литературу, русский язык, иностранный язык, типологию СМИ, историю журналистики, жанры, технические средства в СМИ. Выпускники направления работают обозревателями, редакторами, ведущими теле- и радиопрограмм.
Программа подготовки менеджеров, режиссеров и продюсеров культурно-массовых мероприятий.
Выпускники работают журналистами-международниками: разрабатывают мировую информационную повестку, освещают международные процессы и явления.
Высшая школа экономики — первый и единственный российский вуз, который в 2015 году начал набор студентов для обучения на образовательной программе «Медиакоммуникации».
Сегодня медиа, или вся совокупность средств коммуникации, — это не только печатная пресса, фотография, кино, радио, телевидение, но и приложения для мобильных устройств, компьютерные игры, электронные книги, технологии виртуальной и дополненной реальности и многое другое. Образовательная программа НИУ ВШЭ «Медиакоммуникации» направлена на обучение будущих архитекторов медиапространства, универсальных специалистов медиасистем, владеющих не только творческими и технологическими методами, но и управленческими навыками.
Что я буду изучать?
- Общепрофессиональные дисциплины: философия, история, социология, психология
- Теория и практика русского литературного языка
- Теория массовых коммуникаций
- Правовое и этическое регулирование медиа
- История и теория литературы
- Управление в креативных индустриях
- Управление человеческими ресурсами
В течение всех лет обучения студенты участвуют в проектном семинаре, в рамках которого учатся создавать медийные продукты, работать в команде, реализовывать креативные идеи и управлять проектами в сфере медиа.
Проектное обучение состоит из тематических блоков; обучение по каждому из них занимает 1 модуль (2–2,5 месяца):
- Фотосъемка и обработка изображений
- Запись звука. Аудиомонтаж
- Видеосъемка. Основы видеомонтажа.Системы видеомонтажа
- Работа с интернет-сервисами. Создание сайтов
- Производство документального фильма
- Производство музыкального клипа
- Производство анимационного медиапродукта
- Звуковой дизайн мультимедийного проекта
- Рассказывание историй с использованием различных медиаплатформ
- Создание мобильного приложения
- Производство короткометражного художественного фильма
- Создание проектов дополненной реальности
- Проекты с использованием мультимедийных технологий в современном искусстве
Какое оборудование я смогу использовать?
Мультимедийные студии, теле- и радиостудия, класс радиомонтажа (свободный доступ для всех студентов)
83 компьютера Apple iMac, Macbook, Mac Mini, PC с предустановленным пакетом ПО Adobe Creative Suite Master Collection 6 (обработка изображений и фотографий, верстка печатных и цифровых материалов (книги, журналы, афиши, цифровые книги), работа со звуком и видео (аудио- и видеомонтаж), подготовка видеографики, анимации и различных эффектов для видеоматериалов
15 видеокамер Sony со штативами, 7 флип-камер, микрофоны, петлички, диктофоны и т.
У кого я буду учиться?
Студентов обучают академические преподаватели, которые обеспечивают фундаментальную теоретическую подготовку, а также преподаватели-практики – ведущие специалисты индустрии, представители телерадиокомпаний и медиахолдингов, разработчики мультимедийных проектов.
Преимущества обучения на программе
Гибкая система обучения. Положение об академической мобильности студентов дает возможность учиться не только в зарубежных вузах, но и в филиалах Вышки в Питере, Перми, Нижнем Новгороде. Вам зачтется даже изучение дистанционного курса, если он отвечает требованиям программы.
Практика. Студенты не только получат фундаментальную теоретическую подготовку, но и смогут пройти практику на лучших российских и мировых площадках. Как правило, после успешной практики студента приглашают на работу.
Изучение языков. На программе изучается несколько языков. Кроме того, в Вышке действуют несколько Центров международного сотрудничества, которые предлагают участие в языковых школах на конкурсной основе.
Возможность учиться за границей в ведущих университетах, развивать язык и получать кредиты. В Вышке работает Программа академической мобильности студентов, которая дает возможность выбрать университет, модуль и программу обучения. Если зарубежный университет дает согласие вас принять, вы согласуете параметры вашей стажировки с руководителем программы, едете туда и засчитываете курс в своем учебном плане.
Старт научной карьеры. Студенты участвуют в работе научно-исследовательских семинаров, при желании проходят практику в научных лабораториях и институтах. Каждый год в Вышке проводится конкурс на лучшую научно-исследовательскую работу. Победители конкурса отправляются в разные страны, в зависимости от профиля работы.
Трудоустройство выпускников. Вся система образования на нашей программе, как и во всей Вышке, нацелена на обеспечение конкурентоспособности выпускников на рынке труда, не только на российском, но и зарубежном, начиная от Центра развития карьеры и заканчивая регулярными встречами будущих работодателей, которые входят в аудитории, в том числе, и как преподаватели.
Где я буду работать?
- В СМИ (газеты, журналы, телевидение, радиовещание, информационные агентства, интернет-СМИ и др.)
- В культурной индустрии (студии звукозаписи, продюсерские агентства в сфере кино, шоу-бизнеса, телепроизводства, компании, создающие аудиовизуальный контент)
- В индустрии интерактивного контента (мультимедийные студии, интернет-порталы, базы данных видео-, аудиоконтента, фирмы по производству компьютерных игр, анимации, а также программных продуктов и мобильных приложений)
- В сфере телекоммуникаций, связанной с производством контента (кабельные операторы, мобильные операторы, спутниковые операторы, производители мобильного контента)
- В книгоиздательском бизнесе (издатели книг на цифровых платформах)
- В смежных информационно-коммуникативных сферах (пресс-службы, рекламные и PR-агентства (связи с общественностью), агентства социального маркетинга SMM)
Церемония открытия XXII зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи — тоже медийный проект, и для мероприятий, подобных этому, нужны новые медиаспециалисты
В 2015 году на факультете коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ отрывается новая бакалаврская программа «Медиакоммуникации». На программе будут готовить специалистов, умеющих работать в новой медиасреде и обладающих как творческими и техническими, так и управленческими навыками. Потребность в таких специалистах на рынке очень высока.
Новая профессия для новой сферы
Сегодня весь мир — это медийная площадка. Медиа — это уже не только печатные издания, радио и телевидение, но и огромное пространство социальных сетей, мобильных приложений, компьютерных игр. Для работы в этой новой среде нужны новые специалисты.
«В Вышке уже давно готовят не просто журналистов, а творческих менеджеров, которые понимают, что такое медиабизнес, — рассказывает декан факультета коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ Андрей Быстрицкий. — Появление бакалаврской программы «Медиакоммуникации» — это отражение уже существующей реальности, которую мы сейчас формально закрепляем. Мы хотим подготовить людей, которые, во-первых, в состоянии понимать устройство современной медиасреды, во-вторых, готовы так же быстро, как и эта среда, развиваться, и в-третьих, могут выступать интеграторами самых разнообразных процессов. Современные медиа остро нуждаются в специалистах, которые могут сочетать организаторские способности, технологические умения и креатив. Мы планируем, что наши выпускники овладеют технологией работы на самых разных платформах, будь то традиционные СМИ — радио, газеты, телевидение, или современные виртуальные медиа — соцсети, блоги и так далее. Медиакоммуникационная программа нужна для создания универсальных специалистов, своего рода универсальных солдат, умеющих делать все для успеха».
Примеры из Нью-Йорка и Сочи
Практически любой современный медиапродукт сложнее новостной заметки создается не одним-двумя сотрудниками (допустим, автором и редактором), а усилиями целых команд, состоящих из множества разных специалистов. Нужны люди, способные из мозаики разных задач создать единый проект.
Пример такого «сложносочиненного» продукта — стремительно развивающийся жанр лонгридов (мультимедийных историй) в онлайн-СМИ. Лонгриды — это истории, рассказанные с помощью большого текста с включением в него фотографий, видео и инфографики, которые не просто «украшают» текст, а являются полноценными элементами истории. Кто-то должен координировать работу людей, делающих каждый из этих элементов, чтобы в конечном итоге все «кусочки паззла» сложились в единое целое. Пример лонгрида, ставший уже классическим, — история The New York Times о горнолыжниках, попавших под лавину («Snow Fall: The Avalanche at Tunnel Creek»).
Кстати, координаторам таких больших проектов (их все чаще называют «продюсерами») могут понадобиться не только менеджерские, но и, скажем, юридические знания — например, чтобы понять, не будут ли нарушены авторские права при использовании архивных фотографии или какой-либо музыки.
Можно привести примеры и из других сфер. «Мне бы хотелось, чтобы наши студенты сразу ставили себе высокие планки, — говорит Андрей Быстрицкий. — Для меня примером выдающегося специалиста по коммуникациям, продюсера является Сергей Дягилев и его «Русские сезоны» в Париже, которые открыли для всего мира русский балет. Он был одновременно и автором, и идейным вдохновителем, и менеджером, и режиссером, и импресарио этого проекта. А в наши дни одним из самых сильных медийных проектов я бы назвал церемонию открытия XXII зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи. Над ней работали сотни людей, кто-то рисовал, кто-то снимал, кто-то режиссировал. Всего в подготовке церемонии было задействовано более 12 000 человек, а главным архитектором, продюсером был один человек — Константин Эрнст».
Учебный процесс
Студентов программы будут учить управлять медийными проектами, руководить медийным коллективом, привлекать аудиторию к созданию информационного и развлекательного контента, руководить процессом производства фильмов для ТВ, рекламных роликов, радио и музыкальных программ, видеороликов в Интернете, подкастов, цифровых книг, компьютерных игр, налаживать взаимодействие с различными организациями и учреждениями в рамках медийных проектов, эффективно искать и обрабатывать информацию с помощью новейших технологий.
Конечно, «Медиакоммуникации» —прежде всего практикоориентированная программа. Ее студенты научатся создавать тексты, снимать видео, готовить инфографику. Они будут жить и работать во взаимодействии с ведущими телеканалами, радиостанциями, газетами, рекламными и пиар-агентствами. Но помимо этого, им будет обеспечена и фундаментальная общегуманитарная подготовка — история, иностранные языки, литература и так далее.