Медиакоммуникации

ЕГЭ стартует через пару месяцев. Для многих выпускников эти экзамены станут решающими, но некоторых ждут еще и вступительные испытания в вузах. О том, как подготовиться к собеседованию на медиаком и журфак, рассказывает выпускница ВШЭ Катерина Подолина.

Чтобы поступить на факультет медиакоммуникаций ВШЭ, баллов ЕГЭ недостаточно — нужно сдать еще и внутренний творческий конкурс. Состоит он традиционно из двух частей: написания эссе и собеседования. И, конечно же, о вступительных экзаменах такого формата ходят легенды. Создают их абитуриенты и нынешние студенты (которые тоже прошли путь новобранца). То несправедливо оценили письменное задание, то комиссия на собеседовании была куплена, то наоборот, посидели, посмеялись, посмотрели мои видео из инстаграма — это что, и был экзамен в Вышку?!

Ситуации, безусловно, бывают разные. И я не ставлю перед собой задачу выяснить, кто прав, а кто наговаривает на организацию экзамена и проверяющих. Три года назад я была секретарем комиссии на устной части вступительного испытания на «журналистику» и «медиакоммуникации». Поэтому могу рассказать, что происходит «по ту сторону стола» и дать несколько рекомендаций и пожеланий.

Содержание
  1. Комиссия не враг
  2. Не накручивай себя
  3. Принеси портфолио
  4. Не сравнивай с другими
  5. Говорите о мотивации
  6. Будь честным
  7. Не рассказывай про другие вузы
  8. Не зацикливайся
  9. Будь инициативен
  10. Как устроены ДВИ
  11. Письменный тур
  12. Собеседование
  13. 🎓 МГУ
  14. Журналистика vs медиакоммуникации
  15. Разница между ДВИ и ЕГЭ
  16. Профессия Специалист по медиакоммуникациям (масс-медиа) в России 
  17. О профессии Специалиста по медиакоммуникациям (масс-медиа)
  18. Для кого подходит профессия
  19. Карьера
  20. Обязанности
  21. Вузы по специальности
  22. Вуз в рейтингах
  23. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  24. Казанский (Приволжский) федеральный университет
  25. Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Ельцина
  26. Московский государственный университет имени М. Ломоносова
  27. Продюсер
  28. Менеджер проекта
  29. Похожие специальности
  30. Что я буду изучать?
  31. Какое оборудование я смогу использовать?
  32. У кого я буду учиться?
  33. Преимущества обучения на программе
  34. Где я буду работать?
  35. Новая профессия для новой сферы
  36. Примеры из Нью-Йорка и Сочи
  37. Учебный процесс

Комиссия не враг

Перед экзаменами невольно начинаешь думать, что загадка «Не лает, не кусает, а в дом не пускает» почти что про экспертов. Как бы то ни было, их задача — набрать на первый курс лучших из лучших, а не отсеять всех. Соответственно, ваша задача — показать, что вы к этим самым лучшим и относитесь, не будьте настроены против.

Не накручивай себя

Даже при идеальной подготовке и безупречных знаниях никто не застрахован от стресса. Обстановка, постоянные мысли «Если не сдам, жизнь закончится», замеченные в щелку двери серьезные дяди и тети в комиссии или, не дай бог, кто-нибудь, кто бежит с собеседования в слезах (грустно, но случается) — причин для тревоги может быть масса. Так вот — такого допускать нельзя! Нет ничего обиднее, чем волнение, от которого забываются даже собственные имя и фамилия.

Принеси портфолио

Совет от комиссии — обязательно приносите свои работы с собой! Даже если вам кажется, что это ерунда и что две статьи в школьной газете не могут называться словом «портфолио». Это помогает лучше понять вас — что вам интересно, что вам нравится, что вы умеете делать. Ну и наличие работ дает дополнительные пять баллов к сумме конкурсных. Такой аттракцион неслыханной щедрости от экзаменаторов нельзя пропускать.

Не сравнивай с другими

Пока вы ждёте своей очереди на собеседование, может случиться страшное: рядом с вами будет такой же абитуриент, но с полнометражным фильмом и собственными VR-играми в портфолио. А у вас только первое место за конкурс рисунков в девятом классе. Тут надо успокоиться и абстрагироваться. Комиссия принимает вас и смотрит на вас, не сравнивая с другими. Ваша задача — не падать духом и показать, почему именно вы достойны тут учиться и как сильно вы этого хотите. Не сбивайте свой настрой лишними переживаниями.

Говорите о мотивации

Чтобы проверить подготовку абитуриента, комиссия задаёт вопросы на общую эрудицию. Причем касаются они не только истории и географии, но и области медиа в целом. Спросить могут что угодно, от «Кто такой Леонид Парфёнов?» до ваших личных предпочтений: что смотрите, что читаете, на кого подписаны в социальных сетях и почему. Делается это ради того, чтобы, опять же, лучше понять вас и ваши интересы, и посмотреть, насколько хорошо вы знаете сферу, в которую идете. Отнеситесь к этому нюансу максимально серьёзно и продумайте ответы перед собеседованием. Бонус: поступающим на «Медиакоммуникации» часто задают вопрос: «А что такое медиакоммуникации?».

Будь честным

Не надо рассказывать, что вы читаете «Афишу» и «Мел», особенно, если эти названия впервые услышали за пять минут до входа в аудиторию, но решили, что это будет звучать круто. Вас тут же спросят: «Почему?» Тут велика вероятность провалиться. Говорите о своих предпочтениях правду. То же самое касается ваших интересов. Называя политику, экономику, историю или литературу, будьте готовы к каверзным вопросам по этим темам.

Не рассказывай про другие вузы

У честности есть свои границы. Не спешите выкладывать комиссии список всех вузов, куда еще вы подали документы (даже если вас об этом спросят). Особенно, когда вы находитесь в списках на журфак, биофак и юрфак одновременно. Как абитуриенты мы понимаем, что ситуации бывают разные: кто-то определяется вплоть до поступления, у кого-то огромный перечень запасных вариантов. Но экзаменаторы-то хотят видеть перед собой поступающих, которые понимают, зачем и для чего идут в профессию. Поэтому будьте осторожнее с рассказом о себе и планах на ближайшее будущее.

Не зацикливайся

Если вы твёрдо решили стать спортивным журналистом, прекрасно разбираетесь в хоккее, теннисе и биатлоне (или во всём сразу), будьте готовы продемонстрировать свои знания и в других областях. Комиссия заинтересуется, что вы знаете и в чем разбираетесь ещё. Вопросы, касающиеся вашего обширного кругозора, возникнут обязательно.

Будь инициативен

Высшая точка мастерства — взять диалог в свои руки. Это часто рекомендуют на консультациях перед устной частью творческого конкурса. Однако такой «смертельный номер» удаётся далеко не каждому абитуриенту, как минимум, по трём причинам:

  • для многих подобное собеседование оказывается дебютным, поэтому собраться и ориентироваться в стрессовой ситуации могут не все.
  • у экзаменаторов всегда есть перед глазами чек-лист, о чём нужно спросить в обязательном порядке. Так что обойтись без какой-либо категории вопросов совсем не получится.
  • проверяющий вас эксперт тоже человек со своими привычками, ценностями и идеалами. Будьте активны и открыты к диалогу, смело говорите о себе и развернуто отвечайте на вопросы, не выдерживайте пауз, не молчите. Тогда у комиссии сложится впечатление, что вы уверены в своём выборе и знаете, зачем идете учиться.

Если вам покажется, что здесь что-то не так и один совет противоречит другому, так и есть. Прибавить к этому и некоторую субъективность в оценивании — а слушать вас будут люди, со своим мнением и жизненным опытом — и формула успешного поступления на медиаком обречена.

С одной стороны, нужно иметь обширное представление о разных предметах (хотя бы на уровне школьной программы), знать, что такое медиа, как они работают. С другой — в идеале хорошо бы уже сейчас понимать, чего бы вы хотели получить на выходе из университета, видеть того человека и специалиста, каким вы собираетесь быть, владеть знаниями из той области, в которой стремитесь развиваться. Во всяком случае, такого понимания ждет от вас комиссия. И если вы действительно хотите связать, по крайней мере, ближайшее будущее с медиа, привыкайте быть во всеоружии в любой ситуации.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Иллюстрация: GoodStudio / shutterstock

поступила  на программу «Медиакоммуникаций» в ВШЭ в 2016 году

Изначально я не собиралась сдавать дополнительные вступительные испытания, так как не знала, где хочу учиться. Поступать в Москву я решила внезапно. Поэтому расчет был на удачу, ЕГЭ и на то, что я истинный гуманитарий.

Я рассматривала две специальности: филология и журналистика. Когда подавала документы в Вышку, увидела на сайте загадочную образовательную программу «Медиакоммуникации» с описанием: «смешение технических, гуманитарных и управленческих навыков». Мне стало интересно. Звучало круче, чем журналистика, при этом ДВИ были похожи. Поэтому в Вышку многие подают сразу на обе программы: и на медиаком, и на журналистику.

Как устроены ДВИ

Я поступала в 2016 году. Тогда ДВИ на «Медиакоммуникациях» состояли из двух частей:‍

Письменный тур — написать рецензию на любой медиапроект. Например, многие писали про Арзамас или Медузу. За рецензию давали 70 баллов

Устный тур — собеседование, его оценивали в 30 баллов

Плюс ЕГЭ по иностранному языку, русскому языку и литературе нужны были минимум по 60 баллов каждый

Письменный тур

‍Тему для рецензии сообщали до испытания. Поэтому можно было подготовиться: прочитать всю информацию о медиапроекте и раскрыть её уже на экзамене.

Я решила анализировать шоу Versus Battle. Пришлось изучать, почему проект сейчас популярен, за счет чего они живут и кто ключевые фигуры. Тут нужны были только гугл и желание искать информацию. Честно, я начала поздновато и какие-то вещи дочитывала только в метро по дороге на экзамен.

Рэп-баттл «Versus Battle»

В прошлом году ДВИ по медиакоммуникациям немного поменялись. Теперь нужно не только проанализировать медиапроект, но и придумать свой.

На ДВИ по журналистике нужно было написать материал по одной из нескольких предложенных тем, неизвестных заранее.

Собеседование

‍Устное собеседование проходит с комиссией из нескольких человек: обычно это преподаватель с факультета «Коммуникаций, медиа и дизайна» и какой-нибудь практик, например, корреспондент или продюсер.

Устная часть экзамена на журналистике и медиакоме почти не отличаются. Все зависит от того, к кому попадешь: могут проверять знания по истории России или по истории медиа, а могут про любимые спектакли и последние просмотренные фильмы спросить.

Я думаю, цель очного собеседования не в том, чтобы проверить наличие конкретных знаний. Скорее чтобы посмотреть, как человек реагирует и сможет ли быстро что-то сообразить, если тема ему незнакома. А также определить, насколько он замотивирован.

На своём собеседовании в 2016 году я долго объясняла, что такое Versus Battle, и вообще рассказывала про культуру рэп-баттлов. Потом меня стали спрашивать о медиапроектах, за которыми я слежу, их особенностях и структуре. А в конце пришлось читать любимое стихотворение Цветаевой.

Было нервно, и с моей запоздалой подготовкой я ждала 60-70 баллов. Но в итоге выяснилось, что 100 из 100 за ДВИ можно получить, даже если решишь писать рецензию о чем-то не совсем стандартном.

🎓 МГУ

ДВИ на журфак в МГУ очень отличались от вступительных в Вышке. Здесь не было устной части, только две письменных:

Журналистский материал на одну из предложенных тем.

Эссе по истории, тоже на одну из нескольких тем.

Не скажу, что было сложнее. На очном собеседовании тебя более субъективно оценивает комиссия, а для письменного тура нужно хорошо разбираться в предмете. Все зависит от того, кому как проще себя показать.

Журналистика vs медиакоммуникации

Образовательные программы «Журналистика» и «Медакоммуникации» часто путают. Скорее это смежные специальности, на которых предметы во многом пересекаются. Но разница всё же есть.

На журфаке больший акцент делают на навыки работы с текстом. А на медиакоме преподаватели проверяют способность студентов к менеджменту медиапроектов, пониманию продуктов и разных этапов их создания. Иногда нас даже громко называют продюсерами. Будьте к этому готовы.

Разница между ДВИ и ЕГЭ

ДВИ — это не ЕГЭ. На них до конца не знаешь, чего ждать. Даже несмотря на то что все требования прописаны на сайте. К тому же, на устном собеседовании сильнее нервничаешь, потому что надо успеть показать себя за несколько минут. После ЕГЭ ДВИ показались чем-то новым, хотя и более непредсказуемым испытанием. Но этого не избежать на любом творческом экзамене.

В отличие от ЕГЭ, подготовка к ДВИ помогает понять, куда ты идешь и чем примерно будешь заниматься следующие четыре года. За это время можно разобраться, твоя ли это профессия, нравится ли предмет. Я не слишком интересовалась медиа, но после ДВИ захотелось читать и изучать. Хорошо, что хочется до сих пор.

NB: мы рассказываем историю поступления в 2016 году. Об актуальных форматах ДВИ по журналистике можно почитать в этом материале.

Студентка «Медиакоммуникаций» НИУ ВШЭ о том, как писала ДВИ по Versus Battle и чем отличаются вступительные испытания по журналистике в МГУ и ВШЭ.

Профессия Специалист по медиакоммуникациям (масс-медиа) в России

Специалист по медиакоммуникациям (масс-медиа) — это многопрофильный специалист, чья деятельность тесно переплетается с творческой и организационной. Квалифицированный специалист обладает компетенциями по управлению креативным персоналом. Также он создаёт медиа-продукты, осуществляет планирование и стремится к максимальному продвижению на рынке, тесно сотрудничает с рекламными агентствами.

О профессии Специалиста по медиакоммуникациям (масс-медиа)

Начинающий: 30000 ⃏ в месяц

Опытный: 80000 ⃏ в месяц

Профессионал: 150000 ⃏ в месяц

* — информация по зарплатам приведна примерно исходя из вакансий на профилирующих сайтах. Зарплата в конкретном регионе или компании может отличаться от приведенных. На ваш доход сильно влияет то, как вы сможете применить себя в выбранной сфере деятельности. Не всегда доход ограничивается только тем, что вам предлагают вакансии на рынке труда.

Для кого подходит профессия

У будущего специалиста должна быть активная жизненная позиция и аналитический склад ума, усидчивость и кропотливость, внимательность к мелочам. Также он должен уметь грамотно излагать свои мысли и уметь работать с компьютером и документами. Будущий специалист должен обладать хорошими знаниями иностранного языка, иметь творческое воображение и нестандартное мышление.

Карьера

Профессия специалиста по медиакоммуникациям (масс-медиа) считается перспективной и высокооплачиваемой. Успешный специалист имеет высшее образование. Как правило, если такой специалист хочет начать работу в какой то крупной, продвинутой компании, он начитает свою карьеру с помощника или младшего медиа-менеджера. Нужно уметь грамотно себя зарекомендовать, чтобы специалиста заметили и продвигали по карьерной лестнице.

Обязанности

Специалист в сфере масс-медиа должен иметь компетенции, находящиеся на стыке контентной (содержательной) и технологической составляющих. В своей работе он сталкивается с задачами не только гуманитарного плана, но и с техникой,  работает с техническими специалистами, разрабатывающими, например, инфографику или базы данных для медийных нужд. Он должен уметь формулировать технические задания для воплощения разнообразных медийных проектов, в которые интегрированы различные технические и технологические составляющие.

Он также должен иметь мощные культурологические навыки для конструирования культурных смыслов в медиапространстве.

Профессия больше подходит тем, кому нравятся следующие предметы в школе: ИЗО информатика обществознание

  • Инженер по телевизионному оборудованию (ТВ-инженер)
  • Менеджер по связям с общественностью (PR)
  • Оператор электронного набора и верстки

Новое направление высшего образования для российских вузов. На программе готовят медиапродюсеров, универсальных специалистов медиа, владеющих не только творческими и технологическими методами, но и управленческими навыками. Программа совмещает в себе обучение журналистике, менеджменту СМИ, анализу данных, основам режиссуры и создания медиапродукта. В учебном плане есть такие предметы, как веб-дизайн, медиаэкономика, управление проектами в креативных индустриях, медиамаркетинг, креативное письмо, аудиомонтаж, фото- и видеосъемка, производство клипов, фильмов.

Формы обучения: очная

  • Вузов
  • Проходной балл
  • Бюджетных мест

Вузы по специальности

Один из ведущих экономических вузов России, по количеству специализаций на направлении «Экономика» занимает первое место в стране. В состав университета входят центр инноваций, студенческий бизнес-инкубатор, центр ситуационного анализа и прогнозирования экономики России. В университете большой объем проводимых научных исследований. К учебному и научному процессу активно привлекаются иностранные преподаватели, специалисты и ученые.

Вуз в рейтингах

  • 15 в России
  • 21 в России
  • 5 в России

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

НИУ ВШЭ – один из ведущих вузов страны и мира. Здесь учат не только экономике, но и гуманитарным, социальным, естественным и техническим наукам. Управлению и искусству. Фирменный набор студента: академический год из четырех модулей, майнор (дополнительно выбранный профиль) и рейтинговая система оценки знаний. У НИУ ВШЭ четыре кампуса: в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и в Перми. При этом сохраняются единая образовательная среда, общие требования к качеству образования и приему.

  • 4 в России
  • 5 в России
  • 3 в России
  • 7 в России

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Казанский университет — один из старейших университетов России. За более чем 200-летнюю историю он дал науке 80 действительных членов и членов-корреспондентов Академии наук страны. Казанский университет как одно из старейших высших учебных заведений России внёс неоценимый вклад в создание системы высшего образования в стране, выдающиеся учёные и выпускники снискали ему мировую известность, а университетская культура оказала благотворное влияние на развитие Казани и Поволжского региона.

  • 7 в России
  • 20 в России
  • 10 в России

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Ельцина

Университет создан в 2009 путем объединения Уральского государственного технического университета — УПИ и Уральского государственного университета. Сегодня УрФУ соединяет весь спектр технического, естественнонаучного и гуманитарного образования, является центром научной  образовательной жизни Екатеринбурга и всего региона.

  • 5 в России
  • 8 в России
  • 11 в России

Московский государственный университет имени М. Ломоносова

Главный классический университет России, центр отечественной науки и культуры. Для абитуриентов МГУ открыты 40 факультетов, здесь можно получить образование по всем основным классическим направлениям. Наиболее популярны и, как следствие, труднодоступны юридический и экономический факультеты. Обучение ведется по интегрированной шестилетней программе. В состав МГУ входят 7 филиалов, а также совместный с Китаем университет МГУ-ППИ в Шэньчжэне.

PR-менеджер должен быть готов постоянно быть на связи, поддерживать отношения с журналистами и коллегами. В профессии важны личные связи в профессиональном сообществе, готовность к ненормированному графику и навыки многозадачности.

Продюсер

Продюсер — это, в первую очередь, организатор. Продюсеры работают над театральными постановками, а также в сфере event, музыки и кино. Их задачи, в первую очередь, менеджерские, хотя продюсеры вместе с режиссерами ведут кастинги и участвуют в создании сценариев, чтобы обеспечить коммерческую успешность проекта. Ведь именно они отвечают за финансовый успех.

Менеджер проекта

Project-менеджеры управляют проектами и координируют работу. Такой специалист видит цель проекта и возможные пути решения задач. Это стратег, который точно знает, на какие этапы нужно разбить работу, какие силы нужно к ней подключить, кто будет отвечать за ту или иную операцию. Он же является связующим звеном между заказчиком и подрядчиком. В профессии недостаточно просто быть ответственным и исполнительным. Важно любить общение, знать, как мотивировать людей, быть терпеливым, последовательным и креативным.

Похожие специальности

Студенты изучают литературу, русский язык, иностранный язык, типологию СМИ, историю журналистики, жанры, технические средства в СМИ. Выпускники направления работают обозревателями, редакторами, ведущими теле- и радиопрограмм.

Программа подготовки менеджеров, режиссеров и продюсеров культурно-массовых мероприятий.

Выпускники работают журналистами-международниками: разрабатывают мировую информационную повестку, освещают международные процессы и явления.

Высшая школа экономики — первый и единственный российский вуз, который в 2015 году начал набор студентов для обучения на образовательной программе «Медиакоммуникации».

Сегодня медиа, или вся совокупность средств коммуникации, — это не только печатная пресса, фотография, кино, радио, телевидение, но и приложения для мобильных устройств, компьютерные игры, электронные книги, технологии виртуальной и дополненной реальности и многое другое. Образовательная программа НИУ ВШЭ «Медиакоммуникации» направлена на обучение будущих архитекторов медиапространства, универсальных специалистов медиасистем, владеющих не только творческими и технологическими методами, но и управленческими навыками.

Что я буду изучать?

  • Общепрофессиональные дисциплины: философия, история, социология, психология
  • Теория и практика русского литературного языка
  • Теория массовых коммуникаций
  • Правовое и этическое регулирование медиа
  • История и теория литературы
  • Управление в креативных индустриях
  • Управление человеческими ресурсами

В течение всех лет обучения студенты участвуют в проектном семинаре, в рамках которого учатся создавать медийные продукты, работать в команде, реализовывать креативные идеи и управлять проектами в сфере медиа.

Проектное обучение состоит из тематических блоков; обучение по каждому из них занимает 1 модуль (2–2,5 месяца):

  • Фотосъемка и обработка изображений
  • Запись звука. Аудиомонтаж
  • Видеосъемка. Основы видеомонтажа.Системы видеомонтажа
  • Работа с интернет-сервисами. Создание сайтов
  • Производство документального фильма
  • Производство музыкального клипа
  • Производство анимационного медиапродукта
  • Звуковой дизайн мультимедийного проекта
  • Рассказывание историй с использованием различных медиаплатформ
  • Создание мобильного приложения
  • Производство короткометражного художественного фильма
  • Создание проектов дополненной реальности
  • Проекты с использованием мультимедийных технологий в современном искусстве

Какое оборудование я смогу использовать?

Мультимедийные студии, теле- и радиостудия, класс радиомонтажа (свободный доступ для всех студентов)

83 компьютера Apple iMac, Macbook, Mac Mini, PC с предустановленным пакетом ПО Adobe Creative Suite Master Collection 6 (обработка изображений и фотографий, верстка печатных и цифровых материалов (книги, журналы, афиши, цифровые книги), работа со звуком и видео (аудио- и видеомонтаж), подготовка видеографики, анимации и различных эффектов для видеоматериалов

15 видеокамер Sony со штативами, 7 флип-камер, микрофоны, петлички, диктофоны и т.

У кого я буду учиться?

Студентов обучают академические преподаватели, которые обеспечивают фундаментальную теоретическую подготовку, а также преподаватели-практики – ведущие специалисты индустрии, представители телерадиокомпаний и медиахолдингов, разработчики мультимедийных проектов.

Преимущества обучения на программе

Гибкая система обучения. Положение об академической мобильности студентов дает возможность учиться не только в зарубежных вузах, но и в филиалах Вышки в Питере, Перми, Нижнем Новгороде. Вам зачтется даже изучение дистанционного курса, если он отвечает требованиям программы.

Практика. Студенты не только получат фундаментальную теоретическую подготовку, но и смогут пройти практику на лучших российских и мировых площадках. Как правило, после успешной практики студента приглашают на работу.

Изучение языков. На программе изучается несколько языков. Кроме того, в Вышке действуют несколько Центров международного сотрудничества, которые предлагают участие в языковых школах на конкурсной основе.

Возможность учиться за границей в ведущих университетах, развивать язык и получать кредиты. В Вышке работает Программа академической мобильности студентов, которая дает возможность выбрать университет, модуль и программу обучения. Если зарубежный университет дает согласие вас принять, вы согласуете параметры вашей стажировки с руководителем программы, едете туда и засчитываете курс в своем учебном плане.

Старт научной карьеры. Студенты участвуют в работе научно-исследовательских семинаров, при желании проходят практику в научных лабораториях и институтах. Каждый год в Вышке проводится конкурс на лучшую научно-исследовательскую работу. Победители конкурса отправляются в разные страны, в зависимости от профиля работы.

Трудоустройство выпускников. Вся система образования на нашей программе, как и во всей Вышке, нацелена на обеспечение конкурентоспособности выпускников на рынке труда, не только на российском, но и зарубежном, начиная от Центра развития карьеры и заканчивая регулярными встречами будущих работодателей, которые входят в аудитории, в том числе, и как преподаватели.

Где я буду работать?

  • В СМИ (газеты, журналы, телевидение, радиовещание, информационные агентства, интернет-СМИ и др.)
  • В культурной индустрии (студии звукозаписи, про­дюсерские агентства в сфере кино, шоу-бизнеса, теле­производства, компании, создающие аудиовизуальный контент)
  • В индустрии интерактивного контента (мультиме­дийные студии, интернет-порталы, базы данных видео-, аудиоконтента, фирмы по производству компьютерных игр, анимации, а также программных продуктов и мо­бильных приложений)
  • В сфере телекоммуникаций, связанной с производ­ством контента (кабельные операторы, мобильные операторы, спутниковые операторы, производители мобильного контента)
  • В книгоиздательском бизнесе (издатели книг на циф­ровых платформах)
  • В смежных информационно-коммуникативных сферах (пресс-службы, рекламные и PR-агентства (связи с общественностью), агентства социального маркетинга SMM)

Церемония открытия XXII зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи — тоже медийный проект, и для мероприятий, подобных этому, нужны новые медиаспециалисты

В 2015 году на факультете коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ отрывается новая бакалаврская программа «Медиакоммуникации». На программе будут готовить специалистов, умеющих работать в новой медиасреде и обладающих как творческими и техническими, так и управленческими навыками. Потребность в таких специалистах на рынке очень высока.

Новая профессия для новой сферы

Сегодня весь мир — это медийная площадка. Медиа — это уже не только печатные издания, радио и телевидение, но и огромное пространство социальных сетей, мобильных приложений, компьютерных игр. Для работы в этой новой среде нужны новые специалисты.

«В Вышке уже давно готовят не просто журналистов, а творческих менеджеров, которые понимают, что такое медиабизнес, — рассказывает декан факультета коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ Андрей Быстрицкий. — Появление бакалаврской программы «Медиакоммуникации» — это отражение уже существующей реальности, которую мы сейчас формально закрепляем. Мы хотим подготовить людей, которые, во-первых, в состоянии понимать устройство современной медиасреды, во-вторых, готовы так же быстро, как и эта среда, развиваться, и в-третьих, могут выступать интеграторами самых разнообразных процессов. Современные медиа остро нуждаются в специалистах, которые могут сочетать организаторские способности, технологические умения и креатив. Мы планируем, что наши выпускники овладеют технологией работы на самых разных платформах, будь то традиционные СМИ — радио, газеты, телевидение, или современные виртуальные медиа — соцсети, блоги и так далее. Медиакоммуникационная программа нужна для создания универсальных специалистов, своего рода универсальных солдат, умеющих делать все для успеха».

Примеры из Нью-Йорка и Сочи

Практически любой современный медиапродукт сложнее новостной заметки создается не одним-двумя сотрудниками (допустим, автором и редактором), а усилиями целых команд, состоящих из множества разных специалистов. Нужны люди, способные из мозаики разных задач создать единый проект.

Пример такого «сложносочиненного» продукта — стремительно развивающийся жанр лонгридов (мультимедийных историй) в онлайн-СМИ. Лонгриды — это истории, рассказанные с помощью большого текста с включением в него фотографий, видео и инфографики, которые не просто «украшают» текст, а являются полноценными элементами истории. Кто-то должен координировать работу людей, делающих каждый из этих элементов, чтобы в конечном итоге все «кусочки паззла» сложились в единое целое. Пример лонгрида, ставший уже классическим, — история The New York Times о горнолыжниках, попавших под лавину («Snow Fall: The Avalanche at Tunnel Creek»).

Кстати, координаторам таких больших проектов (их все чаще называют «продюсерами») могут понадобиться не только менеджерские, но и, скажем, юридические знания — например, чтобы понять, не будут ли нарушены авторские права при использовании архивных фотографии или какой-либо музыки.

Можно привести примеры и из других сфер. «Мне бы хотелось, чтобы наши студенты сразу ставили себе высокие планки, — говорит Андрей Быстрицкий. — Для меня примером выдающегося специалиста по коммуникациям, продюсера является Сергей Дягилев и его «Русские сезоны» в Париже, которые открыли для всего мира русский балет. Он был одновременно и автором, и идейным вдохновителем, и менеджером, и режиссером, и импресарио этого проекта. А в наши дни одним из самых сильных медийных проектов я бы назвал церемонию открытия XXII зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи. Над ней работали сотни людей, кто-то рисовал, кто-то снимал, кто-то режиссировал. Всего в подготовке церемонии было задействовано более 12 000 человек, а главным архитектором, продюсером был один человек — Константин Эрнст».

Учебный процесс

Студентов программы будут учить управлять медийными проектами, руководить медийным коллективом, привлекать аудиторию к созданию информационного и развлекательного контента, руководить процессом производства фильмов для ТВ, рекламных роликов, радио и музыкальных программ, видеороликов в Интернете, подкастов, цифровых книг, компьютерных игр, налаживать взаимодействие с различными организациями и учреждениями в рамках медийных проектов, эффективно искать и обрабатывать информацию с помощью новейших технологий.

Конечно, «Медиакоммуникации» —прежде всего практикоориентированная программа. Ее студенты научатся создавать тексты, снимать видео, готовить инфографику. Они будут жить и работать во взаимодействии с ведущими телеканалами, радиостанциями, газетами, рекламными и пиар-агентствами. Но помимо этого, им будет обеспечена и фундаментальная общегуманитарная подготовка — история, иностранные языки, литература и так далее.

Оцените статью
Добавить комментарий